Научно-исследовательская работа ученика 3 класса "Речевая агрессия детей"
классный час

Влияние речевой  агрессии на психологическое здоровье ребёнка

Малое слово большую обиду творит.

Наша жизнь, это ежедневное общение с разными людьми. Так случилось, что я 1 класс закончил в 1 школе, сейчас учусь в гимназии, ещё занимаюсь в музыкальной  школе, на лыжной базе и везде слышу, что дети обзываются друг на друга. Сам я никогда не обзываюсь, и если обзывают меня, становится очень обидно, я думаю, что так себя чувствуют и другие ребята, которых обзывают. Этим объясняется актуальность моей темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние речевой  агрессии на психологическое здоровье ребёнка

Малое слово большую обиду творит.

Наша жизнь, это ежедневное общение с разными людьми. Так случилось, что я 1 класс закончил в 1 школе, сейчас учусь в гимназии, ещё занимаюсь в музыкальной  школе, на лыжной базе и везде слышу, что дети обзываются друг на друга. Сам я никогда не обзываюсь, и если обзывают меня, становится очень обидно, я думаю, что так себя чувствуют и другие ребята, которых обзывают. Этим объясняется актуальность моей темы.

Цель моей работы: изучить речевую агрессию моих одноклассников, её влияние на психологическое здоровье детей и найти пути её предотвращения.

 Задачи:

- ознакомиться с понятием «речевая агрессия»

- провести тестирование среди детей, чтобы выяснить причину употребления грубых слов,

- раскрыть  причины и последствия речевой агрессии

- познакомить с приемами  предотвращения  речевой агрессии

-познакомить детей с играми, способствующими снятию агрессии, сплоченности детского коллектива;

-изучить историю появления некоторых обидных слов

Гипотеза исследования –  исследование привлечёт внимание к данной проблеме, и дети будут более бережно обращаться со словами, щадить чувства других.

Методы и приёмы исследования: наблюдение, беседа, работа со словарём, анкетирование, анализ.

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам в жизни формировать терпимое отношение друг к другу, ведь нам вместе учиться ещё до 11 класса.

Основная часть.

  1. Для решения поставленных задач, я встретился с нашим психологом Натальей Владимировной Дёминой и она ответила на многие мои вопросы.

Речевая агрессия – это обидное общение; выражение с помощью слов отрицательных  эмоций, чувств  в оскорбительной, грубой форме. Слово «агрессия» переводится с латинского как «нападение». Речевая агрессия – спутник практически любой ссоры и самый опасный враг вежливости.

Речевая агрессия может проявляться ненамеренно:

Например, человеку наступили на ногу в автобусе, отказали в какой-то просьбе,  возразили  в споре…  В этих случаях непроизвольно может возникнуть брань, ругань, словесные нападки на собеседника.

и намеренно:

Когда человек  целенаправленно  желает кого-то унизить, оскорбить, высмеять. Например, школьники могут высмеивать одноклассника, чтобы показать «мы лучше тебя», «мы можем себе это позволить», «мы заставим тебя слушать даже то, что тебе неприятно».

Я сделал вывод:  если говорящий унижает  собеседника, выражает негативные чувства и эмоции, высказывает обидные намёки в его адрес, а собеседник обижается, раздражается на высказывание, в ответ выражает протест, обвинение, ответное оскорбление, то это речевая агрессия.

Я также понял, что любое действие, наносящее вред другому, будет являться агрессией, независимо от того, было ли оно совершено намеренно или нет.

Но наличие речевой  агрессии  следует рассматривать в каждой конкретной ситуации.

Так не все грубые высказывания являются проявлением речевой агрессии. Высказывание, агрессивное по содержанию, но сказанное шутливым тоном, агрессией не является. Взрослые часто используют такой прием для развития умения ребенка воспринимать юмор. Например, фраза «Я тебя убью!» может звучать и как серьезная угроза, и как шутливое восклицание.

Или грубые высказывания в детской речи могут употребляться,  не только с целью оскорбить или унизить  собеседника, а часто  просто «по привычке»…Это происходит  из-за бедности словарного запаса, отсутствия умения выражать свои мысли и чувства литературным языком и просто неумения общаться, а также стремления показать свою «взрослость», «оригинальность».

Часто в речи младших школьников угрозы («страшилки»), насмешки («дразнилки»), перебранки  приобретают характер словесной игры, соревнования в речевой изобретательности.

Активно в детской речи также используются необидные прозвища («клички»). Например, «Серый» - Сергей, «Кузя» - Кузнецов, Дэн - Денис… Но, если человек реагирует на «кличку» отрицательно, считает её оскорбительной, то обращение говорящего считается  агрессивным.

Вывод: не следует смешивать речевую агрессию с ситуациями, когда дети употребляют грубые высказывания, не желая навредить другому.

  1. Я решил выяснить причины проявления речевой агрессии у младших школьников и провёл анкетирование в своём классе.

1.Употребляете ли вы обидные слова в адрес  друг друга?

Да – 8 чел

Нет – 18 чел

Иногда – 1 чел.

2.Что чувствует человек, когда слышит в свой адрес обидные слова?

Мне неприятно – 4 чел

Обидно – 13 чел

Злость – 6 чел

Печаль, хочется плакать – 2 чел

Ничего – 2 чел

3. Почему друг другу говорят обидные слова (обзываются)?

Ответ на обзывание – 9 чел

Поругались – 3 чел

От нечего делать, просто так – 3 чел

Если обижают – 2 чел

Если мухлюют в игре – 1 чел

Чтобы поиграли со мной – 1 чел

Не дают играть – 1 чел

Мстят – 1 чел

Плохо воспитаны -1 чел

4. Какие обидные слова слышите чаще других?

Дура, дурак, придурок – 13 чел

Тупой, тупая – 8 чел

Дебил – 5 чел

Глупая – 2 чел

Идиот – 1 чел

Двоечница – 1 чел

Лох – 2 чел

По фамилии – 2 чел

5.Что нужно сделать, чтобы меньше говорили обидных слов?

Объяснить, что нельзя, говорить плохие слова – 3 чел

Нужно дружить – 4 чел

Научиться сдерживаться  -4 чел

Извиниться, говорить приятные слова, улыбнуться.

Наказать побить.

6. Кто в нашем классе больше всех говорит обидных слов. А кто меньше всех.

Результаты анкеты и мои наблюдения показывают, что дети обзываются в ответ на обзывание, часто это происходит, когда мы ссоримся; много обзываний связано с игрой. В нашем классе часто обзывают  для того, чтобы за ними побегали.

Но ведь обзываются не все мои одноклассники. Почему в одной и той же ситуации  одни ребята обзываются, а другие нет? Отчего это зависит? Может быть дело в агрессии. С целью определения степени развитости агрессивности младших школьников я предложил нарисовать несуществующее животное. Автор этой методики Е.И. Рогов. Наталья Владимировна помогла мне обработать рисунки. Результаты таковы:

Низкий уровень агрессивности

13 чел

Уровень агрессивности ниже среднего

6 чел

Средний уровень агрессивности

6 чел

Я увидел, что в классе могут обзываться дети с разным уровнем развития агрессивности. Но чаще всё же обзываются те у кого  уровень агрессивности выше.

Оказалось, что у нас, младших школьников, ещё недостаточно развито умение вести себя в обществе, нам трудно проявлять терпимость к другим: чужому поведению, внешнему виду, образу жизни и т.д. Младший школьник часто не способен встать на место другого и не умеет грамотно доказывать свою правоту. Всему этому учит этикет. Этикету дети обучаются с детства. Считается, что к 4 классу у детей появляется стремление  к выполнению правил этикета и общения.

 Мне кажется, что если недооценивать опасность речевой агрессии сейчас, то она может стать нормой  общения детей и в дальнейшем.

  1. В ситуации речевой агрессии всегда присутствует двое:
  1. Источник агрессии
  2. Тот, на кого направлена эта агрессия.

Психологическое здоровье в данной ситуации страдает у обоих.

Особая опасность речевого насилия для  первого ребёнка состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека.  Привычная с  детства  жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных и противоправных действий. Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство жестокости. Косвенное подтверждение этому — увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.

  • Для второго ребёнка, на которого постоянно направлено  речевое насилие, данная ситуация  оказывает влияние на всю последующую жизнь человека.  У людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, и в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от  тревожных расстройств. Со временем такие дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.
    Портрет ребенка, подвергшегося речевому насилию:
  • постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
    • беспокойство, тревожность, нарушение сна;
    • агрессивность;
    • склонность к уединению;
    • неумение общаться;
    • нервный тик, энурез;
    • вредные привычки;
    • задержки умственного развития, плохая успеваемость;
    • проблемы с едой;
    • излишняя уступчивость или осторожность;
    • низкая самооценка;
    • антиобщественное поведение вплоть до вандализма

  1. Психологи предлагают  несколько приемов, которые помогут предотвратить речевую агрессию:
  1. Игнорирование речевой агрессии (сделай вид, что не замечаешь обидного обращения; не отвечай грубостью на грубость)
  2. Не говори другим таких слов, которые не хочешь услышать сам
  3. Переключи внимание (задай неожиданный вопрос; переведи разговор на другую тему)
  4. Старайся разрешить конфликты мирным путем
  5. «Подзадоривание» (спроси: неужели ты не можешь разговаривать без грубых слов?)
  6. Не стесняйся просить совета у взрослых
  7. Умей извиниться, если ты не прав
  8. Обращайся к другому по имени
  9. Если при тебе кого-то обижают, поддержи слабого.

В классе мы обсудили ситуацию «Вымой язык мылом»…..

Ещё я подобрал несколько игр и предложил их ребятам. (Приложение)

Ребята с удовольствием играли на большой перемене. И обзываться стали меньше.

Я сделал вывод, что если избегать обидных высказываний в собственной речи и правильно научиться  реагировать на грубость собеседника, то можно предотвратить  речевую агрессию.

Но надо помнить, что все события, которые мы переживали когда – то, в том числе и неприятные, оставляют следы в нашей психике и нашем теле. (



Предварительный просмотр:

Классный час

для учащихся начальной школы

«Что такое выборы?»

Цель: Повышение уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей.

Задачи:

- познакомить учащихся с  принципами и задачами проведения выборов;

- формировать мотивацию и познавательный интерес у учащихся к нормам избирательного права, принципам демократии и выборов, правовым и конституционным основам Российской Федерации;

- воспитание чувства патриотизма, ответственной гражданской позиции.

Ход  проведения классного часа.

  1. Организационный момент. Сообщение темы классного часа.

- Сегодня на классном часе мы попытаемся  с вами найти ответ на вопрос «Что такое выборы?»

II. Работа над формированием понятия выборов.

- Выборы – какое интересное слово. Что вам уже приходилось выбирать?

(Ответы детей: игрушки, платья, книги, ….)

-  А для чего вы это делали, почему не купили первую же попавшуюся вам на глаза вещь, игрушку, сладость?

 (Хотелось выбрать лучшее из того, что предлагалось)

- Сегодня мы попробуем выяснить, а для чего выбирают людей. А поможет нам сказка.

III.  Сказка об игрушечном государстве.

В одной семье было трое детей. У каждого из них были свои интересы. Коля любил играть с солдатиками. У него была целая армия игрушечных воинов, среди которых были как рядовые солдаты, так и бравые генералы.

У Маши любимой игрой было представлять себя в королевском замке. Поэтому среди её игрушек было много принцев и принцесс.

Младшая же сестрёнка Даша не расставалась со своими мягкими игрушками – животными.

Когда наступала ночь, дети ложились спать. А в детской в это время происходили  чудеса. Все игрушки оживали, и начиналась настоящая сказочная жизнь. Игрушечные воины проводили свои учения, а иногда даже целые сражения. Принцы и принцессы устраивали балы. А животные выходили на охоту.

Вы думаете,  все были довольны? Представьте себе, что   нет: военные были недовольны, что их учениям мешают животные, принцы и принцессы жаловались, что грохот орудий заглушает музыку, и они не могут танцевать, а игрушечные хищники утверждали, что охотиться им мешает любой шум: как музыка, так и грохот сражения.

Шло время. Надоело игрушкам ссориться. И тогда решили они создать своё игрушечное государство, управлять которым будут выбранные всеми игрушками  депутаты, которые вместе подумают, посоветуются и  установят такой порядок, чтобы все были довольны. А назвать орган, в котором будут думать и  совещаться депутаты, решили назвать Думой.

 Тут же выступили вперёд два генерала и сказали, что они готовы взять на себя эту ответственность.

- Мы тоже хотим участвовать в управлении нашим государством,- заявили принц и принцесса.

- В конце концов, я – царь зверей, - возмутился лев.- Я тоже хочу быть депутатом Думы.

- А чем я хуже? – обиделся медведь и предложил  свою кандидатуру.

Таким образом,  набралось шесть кандидатов (желающих стать депутатами) в Думу.

- Хотите узнать, что произойдёт дальше? А давайте мы с вами тоже станем жителями этой сказочной страны. Представили, тогда слушайте сказку дальше.

- И депутаты решили, что им нужен самый главный  Президент, который будет руководить, и все его будут слушаться. И тут же коротышки Знайка, Незнайка, Ромашка и Авоська выдвинули свои кандидатуры. Они же уже побывали на Луне и считали себя очень важными. Каждый из них готов выступить перед вами. Встречайте наших кандидатов и слушайте их внимательно. Ведь вам предстоит сейчас сделать выбор и  отдать свои голоса за одного из них.

- Разумеется, по-настоящему голос отдать нельзя (иначе как потом разговаривать). Но можно записать своё мнение на специальном документе, который называется бюллетень. Надо только поставить галочку напротив своего кандидата.

                   Избирательный бюллетень

Необходимо сделать только одну отметку

в окошечке справа

Авоська – житель Зелёного  города. Работает помощником Тюбика – раскрашивает портреты.  Любитель делать всё на «авось». Имеет друга Небоську.

Знайка – житель Цветочного города. Имеет авторитет среди учёных.  Любознателен, читает много умных книг.

Незнайка – житель Цветочного города. Жизнерадостный. Фантазёр. Берётся за разные дела, но до конца ничего не доводит.

Ромашка - житель Цветочного города. Характер мягкий, добросердечный, нерешительный. Имеет подруг Мушку и Кнопочку.

IV. Выступление кандидатов.

Незнайка:

Я весёлый, жизнерадостный,фантазёр.

Со мной будет весело и интересно!

Обещаю, как только стану ПРЕЗИДЕНТОМ, отправимся с вами в кругосветное путешествие!

На Луну будем летать каждый месяц,работать  все будут только 2 дня в неделю, а остальное время - отдыхать.  Голосуйте за меня!

Авоська:

Много не думаю,  надеюсь на везение.

Обещаю исполнять все ваши желания, авось получится!

Обещаю каждому в подарок от нас с Тюбиком по портрету. Получать подарки все любят. Авось, буду хорошим ПРЕЗИДЕНТОМ и разрешу всем путешествовать на поездах бесплатно.

Ромашка:

Голосуйте за меня!

Обещаю, как только стану ПРЕЗИДЕНТОМ, мы с вами наведём порядок во всех городах  нашей Сказочной страны

Чтобы жить хорошо, наверное, надо  много трудиться.

Знайка:

Много знаю, постоянно учусь, всегда хорошо обдумываю свои поступки,

имею авторитет среди учёных.

Если я стану ПРЕЗИДЕНТОМ, то обещаю, что мы станем самой грамотной, читающей страной. А значит – самой развитой и благополучной! 

- Сейчас наши кандидаты в президенты занимались предвыборной  агитацией.

V.  Игра «Выборы»

- Мы, как настоящие  граждане  игрушечного  государства,  примем участие в выборах.  Прежде чем голосовать, подумайте, кто из кандидатов будет лучше понимать и поддерживать ваши интересы. Голосование у нас тайное. Вы будете подходить к нашим кабинкам и в бюллетенях галочкой отмечать свой выбор, а затем опускаете бюллетень в урну. Итак, начинаем голосование.

После окончания голосования СЧЁТНАЯ КОМИССИЯ подсчитывает «голоса» и называет победителя.

Вот так были выбраны депутаты и президент,  которые и установили порядок в игрушечном государстве. Вот сказка и закончилась. Надеюсь, что вам стало значительно понятнее, зачем нужна Дума и президент, и как проводятся выборы.

 Наши сказочные выборы закончились. Разумеется, в настоящей жизни все намного сложнее

VI.  Заключение.

По Конституции  нашей страны принимать участие в выборах имеют право все совершеннолетние граждане России. Поэтому, пока вам не исполнилось 18 лет, вы не можете голосовать. Но вы можете попросить родителей взять вас на избирательный участок во время выборов. И тогда всё, о чём мы говорили на классном часе,  вы сможете увидеть своими глазами.   Ведь от того, какой выбор сделают ваши родители, будет зависеть и ваша жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИИ

С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с науч...

Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена

Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Добавки пищевые в продуктах питания для детей

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Добавки пищевые в продуктах питания для детейСодержаниеВведение……………………………………………………………………………. 3Глава 1. Пищевые добавки………………………………………………………….71.1.Значение пищевых...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ к выступлению на городской научно-практической конференции для преподавателей «Научно-исследовательская работа как часть процесса обучения» 14 декабря 2016 г

На городской научно-практической конференции для преподавателей «Научно-исследовательская работа как часть процесса обучения» 14 декабря 2016 г представлены: стендовый доклад...

Исследовательский студенческий проект "Научно-исследовательская деятельность: Terra Incognito или Земля Обетованная"

Исследовательский студенческий проект "Научно-исследовательская деятельность: Terra Incognito или Земля Обетованная"...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др....