Научно-исследовательская работа Теоретические основы питания детей подросткового возраста
проект

Теслева Галина Николаевна

Теоретические основы питания детей подросткового возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nir2_snovy_detey_podrostkovogo_vozrasta.docx47.83 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ  БУРЯТИЯ

Мухоршибирский филиал

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

« Байкальский колледж недропользования »

         

 

НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 на тему:

Теоретические основы питания детей подросткового возраста.

                                         Выполнила преподаватель

Мухоршибирского   филиала                        

___________ Теслева Г.Н.,

                                                                                                              (подпись)              

                                                            Мухоршибирь

2021

 

              Основы рационального питания в подростковом возрасте

Рациональное питание в подростковом возрасте  студентов можно считать одним из важнейших показателей здорового образа жизнедеятельности подростков.

Происходящие в организме подростка процессы формирования нейрогуморальной физиологической системы, увеличивает восприимчивость к изменению сбалансированности пищи. За время занятий в колледже обнаруживаются болезни пищеварительной системы, которые проявляются при изменении питания подростков-студентов. Поскольку  меняется вид деятельности, подросток становится студентом, и требования к нему  возрастают, по сравнению со школой. Также изменяется режим дня.

При помощи пищи пополняется потребность в микроэлементах, белках, жирах, углеводах, витаминах для нормальной жизни подростка. Важно, чтобы калорийность питания совпадала с энергетическими затратами студента-подростка и равнялась следующим  персональным особенностям: ровню физической и эмоциональной нагрузки, росту, весу, возрасту и т.д.

Новые формы культуры организации питания часто не соответствуют представлениям специалистов о том, как и какие продукты человек должен потреблять, чтобы сохранять нормальную работу организма, однако темпы жизни заставляют  людей пренебречь этими рекомендациями .

Студенчество в этом возрасте,  очень тяжелое время для подростков, часто сочетается  с сильным напряжением нервной системы. Так как, новые обязанности и формы обучения, большая информационная нагрузка, нарушение режима отдыха, изменение характера питания и могут привести к нервно-психическому срыву.

Поэтому большое значение имеет правильно организованное рациональное питание для  студентов подростков, поскольку правильное питание в этом возрасте способствует сохранению здоровья на многие годы.

В соответствии с физиологическими рекомендациями энергетическая потребность студентов-юношей оценена в пределах 10 МДж (2585 ккал), студенток - 10.2 МДж (2434,5 ккал).

Нехватка или излишек  в рационе часто является основанием для болезней желудочно-кишечного тракта, также провоцирует нарушение обмена веществ, это приводит к ожирению или, похуданию и т.д.

За последние 30 лет пищевые привычки во всем мире сильно изменились. На данный момент в рационе среднестатистического человека присутствует большое количество сахара, соли, жиров, быстрых углеводов, что негативно влияет на его здоровье из-за увеличения калорийности пищи.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяют, что к неправильному питанию относятся следующие виды патологий:

1. Недоедание -  это условия, при которых человеческий организм, в течение какого то времени не получает достаточно  количество пищи.  

2. Переедание - это условия, при которых человек, потребляет слишком много пищи, обычно связывают с появлением лишнего веса.

3. Специфическая форма недостаточности - это когда в продуктах питания недостаточное содержание  одного или нескольких пищевых веществ (как например, нехватка йода или селена).

По данным исследований, проведенных в Российской Федерации йодная недостаточность различной степени – от легкой до умеренной и тяжелой – встречается в районах Центрального Черноземья, Тюменской области, в высокогорных районах Восточного Казахстана, республике Саха, Красноярском крае.

4. Несбалансированность питания - условия, возникающее  при приеме в неправильных пропорциях необходимых пищевых веществ в питании человека (слишком большое потребление соли, сахара, жиров или углеводов и т.д.).

5. Неадекватное питание - энергетическая ценность питания не компенсирует производимые в течение дня расходы энергии, что приводит отрицательному энергетическому балансу.

К сожалению, рацион современного студента характеризуется несбалансированностью основных пищевых веществ и дефицитом биологически активных компонентов, что приводит к снижению умственной и физической работоспособности, сопротивляемости простудным и инфекционным заболеваниям, усилению воздействия на организм вредных факторов окружающей среды.

Эпидемиологические исследования доказывают, что если питания мало или оно не сбалансированное, то это сравнимо со значимостью генетических отклонений и активных химических или инфекционных действий.

В рационе студентов-подростков недостатки в питании оказывают влияние не сразу, а постепенно при повышении неблагоприятных внешних условий. Кроме гуманитарного аспекта, выражающегося в самоценности здоровья, проблема имеет и четко выраженную экономическую сторону, поскольку здоровье – одно из обязательных условий полноценного выполнения студентом своих учебных, а в будущем и профессиональных функций.

Причины, по которым подросткам, нужно более рационально питаться:

1) Созревание подростка студента можно сравнить со скоростью развития ребенка первого года жизни, идет настройка всех органов и систем, поэтому правильное питание оказывает большое влияние на правильную адаптацию этих систем.

2) Усиливается не только загруженность по обучению, но и давление, обусловленное социальной адаптацией подростка-студента.

Регулярная организация питания подростков-студентов помогает решить большое количество проблем, возникающих  в данное  время. В организме молодых людей еще не завершено формирование ряда физиологических систем, в первую очередь нейрогуморальной, поэтому они очень чувствительны к нарушению сбалансированности пищевых рационов .

В таблице 1 приведены среднесуточные нормы питания в килокалориях для подростков, юношей и девушек .

Таблица 1 – Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии подростков

Наименование

14-17 лет, девушки

14-17 лет, юноши

Энергия, ккал

2600

3000

Белки, г (в том числе животные)

90/54

98/59

Жиры,  г

90

100

Углеводы, г

360

425

    Как видно из таблицы 1, юношам требуется на порядок больше энергии, белков, жиров и углеводов, чем девушкам.

На рисунке 1 отражены физиологические потребности пищевых            веществ  девушек  и юношей.

Рисунок 1 – Среднесуточные нормы физиологических потребностей

в пищевых веществах и энергии подростков

 В зависимости от возраста и пола подростка-студента, нужно планировать изменение физических потребностей в пищевых веществах и энергии при расчете рациона для подростков-студентов

Большую ценность при питании студентов принадлежит углеводам, которые считаются важнейшим источником энергии для деятельности и развития организма подростка. Затраты энергии подростков высоки в связи с их большой подвижностью. При этом количество углеводов в питании подростков должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров. Им можно кушать легко усвояемые углеводы (сахар, мед, варенье, кондитерские изделия и др.). Количество легко усвояемых углеводов в питании подростка обычно не менее 20% от общего количества углеводов.

Основная потребность в углеводах восполняется с помощью крахмала, который есть практически во всех хлебных и крупяных изделиях. Именно поэтому, в подростковом питании разрешается достаточно большое количество хлебобулочных изделий  до (300-400) г и круп до 35 г ежедневно.

Надо отметить, что большое количество углеводов, при малом количестве в  питании белка и жира, может нанести большой вред здоровью подростков. Обычно отмечается  склонность к частым заболеваниям, нарушение обмена веществ, отставание в росте и в общем развитии, ожирение. Поэтому, рацион подростков-студентов должен быть сбалансированным, т.е. содержащим все пищевые вещества в наилучших соотношениях. На каждый  грамм белка необходимо употреблять 1:1:4.

Потребность в белке подростков в связи с интенсивными процессами их роста и развития большая, чем у взрослых, у которых она составляет (1,3-1,5) г на 1кг веса тела. У подростков потребность в белке – (2,5-3) г на 1 кг веса, старшего возраста (14-17 лет) – не менее 2 г на 1 кг веса тела. В количественном выражении юноши (14-17 лет) – 106г и девушки (14-17 лет) – 96 г. С развитием полового созревания отмечается разница в потребности в белке и других пищевых веществ у юношей и девушек. По мнению некоторых ученых, при одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают энергии больше, чем девочки.

Потребность в белке пополняется за счет, как животных, так и растительных белков. Основными источниками белков животного происхождения служат молочные продукты (начиная с прикорма) и мясо, рыба, яйца (особенно после одного года жизни). Растительные белки поступают в организм со злаковыми культурами, овощами, фруктами. Все эти продукты должны рассматриваться как обязательные и притом незаменимые составные части детского пищевого рациона. Известно, что удовлетворение ростовых потребностей детского организма происходит при высоком уровне в рационе животного белка. По современным данным, удельный вес животного белка в суточном рационе школьника должен составлять 60% общего количества белка. Для выполнения этого требования и обеспечения белковой полноценности питания необходимо ежедневно включать в пищевой рацион школьника: молоко – 500г, одно яйцо, творог – 40-50г, сыр – (10-15)г, рыба – (40-60)г, мясо школьникам младшего возраста (7-10 лет) – 140г, среднего возраста (11-13 лет) – 175г и подросткам (14-17 лет) – 220г. Таким набором животных продуктов можно полностью удовлетворить потребность растущего организма в белке при условии поступления достаточного количества растительного белка.

Значение жиров в питании подростков многообразно: они используются для целей роста, для построения нервной ткани и тканей мозга. Жиры являются растворителями витаминов А и Д, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Некоторые жиры сами являются источниками витаминов А и Д, а также необходимых в  подростковом возрасте фосфатидов и полиненасыщенных жирных кислот.

Отсутствие жира в питании подростков отрицательно сказывается на их здоровье, особенно на иммунобиологических свойствах. При недостаточном поступлении жира ослабляются защитные свойства организма, и он становится более чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, особенно к холоду. Подростки становятся более восприимчивы к различным заболеваниям, особенно к острым респираторным заболеваниям, гриппу и др. При постоянном дефиците жиров в питании подростков студентов наблюдаются   задержка роста и нарушение функции нервной системы.

Негативное влияние проявляется при избытке жира. При этом нарушается обмен веществ, ухудшается использование белка, расстраивается пищеварение. Потребность в жире подростков такая же, как и потребность в белке. Наиболее полезным в детском питании является сливочное масло, в котором находятся витамины А и Д и фосфатиды, необходимые растущему организму. В детском питании надо использовать и растительное масло (10-15% от общего содержания жира). Большие количества растительного масла не могут быть рекомендованы в подростковом питании в связи с трудностью его переваривания и усвоения, а также созданием избыточных количеств полиненасыщенных жирных кислот – сверх установленных величин потребностей, что является нежелательным и не безразличным для  организма подростка.

На основании приведенных данных предложен среднесуточный рацион, необходимый для подростков-студентов, представленный

в таблице 2.

Таблица  2 – Cреднесуточный набор продуктов, необходимый для подростков

Продукты

Возраст

14-17 лет юноши

14-17 лет девушки

Хлеб пшеничный, г

250

200

Хлеб ржаной, г

150

100

Мука пшеничная, г

35

30

Крупы, бобовые, макаронные изделия, г

60

50

Картофель, г

300

250

Овощи разные, г

350

320

Фрукты свежие, г

150-300

150-300

Фрукты сухие, г

25

20

Сахар, г

80

65

Кондитерские изделия, г

20

15

Масло сливочное, г

40

30

Масло растительное, г

20

15

Яйцо, шт.

1

1

Молоко, л

600

500

Творог, г

60

60

Сметана, г

20

15

Сыр, г

20

15

Мясо, птица, колбасы, г

220

200

Рыба, г

70

60

Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.

       Для поддержания здоровья подростков студентов в питании применяются  витамины. Однако, несбалансированное питание, а также качество самих продуктов, пищевая ценность которых при использовании современных технологий производства значительно снижена, становятся причиной неадекватной обеспеченности витаминами и минеральными веществами . В связи с интенсивным ростом и большой учебной нагрузкой, потребность студентов в витаминах увеличена, особенно они нуждаются в витаминах А, Д и С (табл. 3).

Таблица 3 – Необходимые витамины для подростков

Вещества

14-17, юноши

14-17, девушки

С, мг

70

70

А, мкг

1000

800

Е, мг

15

12

D, мкг

2,5

2,5

В1, мг

1,5

1,3

В2, мг

1,8

1,5

В6, мг

2

1,6

РР, мг

20

17

В12, мкг

3

3

При  ежедневном использовании молока, сыра, творога, сметаны, сливочного масла, яиц, мяса, рыбы, т.е. продуктов  животного происхождения обычно эту потребность можно почти полностью удовлетворить. Для получения витамина А в организм существенную роль играют и некоторые овощи, такие как зеленые овощи и морковь, которые  содержат каротин, вещество, превращающее в витамин А.

Максимально каротин моркови используется в человеческом организме при измельчении или употреблении в отварном виде.

Витамин Д можно применять в масляном растворе, но лучше что бы  он образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца при прогулках. Вследствие этого, подростки должны ежедневно гулять на открытом воздухе. Зимой для этой цели успешно может использоваться искусственное ультрафиолетовое облучение в школьных или иных специальных кабинетах.

Много витаминов А и Д содержится в печени, поэтому  блюда из этого продукта необходимы в питании подростков студентов. Для утоления потребности в витаминах С и Р, и некоторых витаминах группы В  нужно потреблять больше овощей и фруктов. Поэтому в питании подростков студентов нужно предусмотреть ежедневное употребление больших количеств овощей до (300-350) г и фруктов  до (150-300) г.

Питание подростков должно включать необходимый комплекс минеральных солей. Значение их в развитии и жизнедеятельности организма многообразно. Они являются обязательной составной частью крови, гормонов, ферментов и др., используются для построения костной, мышечной, нервной и других тканей, участвуют в процессах обмена веществ, в поддержании необходимого давления в клетках и других сложных процессах.

Для подростков большое значение имеют кальций и фосфор, которые считаются главными элементами при строительстве скелета и мышц. В подростковом возрасте кальция нужно около 1,2 г в сутки, а фосфора примерно в 2 раза больше.

Для того чтобы удовлетворить эту потребность, необходимо включать в рацион продукты, богатые кальцием и фосфором. Особенно много кальция содержится в молоке и молочных продуктах. Кальций молока усваивается полностью. Для удовлетворения суточной потребности в кальции достаточно употребить 0,5 л молока или 100 г сыра. Источником фосфора в детском питании являются яйца, сыр, мясо, рыба, овсяная крупа, бобовые и др. При обычном, смешанном, сбалансированном, рациональном питании обеспечивается удовлетворение потребности организма в большинстве минеральных веществ, в том числе и в микроэлементах (табл. 4).

Таблица  4 – Потребление минеральных веществ

Вещества, мг

14-17 лет, юноши

14-17 лет, девушки

Кальций

1200

1200

Фосфор

1800

1800

Магний

300

300

Железо

15

18

Цинк

15

12

Йод

0,13

0,13

На рисунке 2 показаны результаты потребления минеральных веществ для юношей и девушек подросткового возраста.

Рисунок 2 – Потребление минеральных веществ  юношами и девушками

Во время сессии студентам подросткам  в рацион желательно внести следующие поправки: использование растительного масла нерафинированного в салатах дополнительно примерно (10-15) г существенно может усилить их работоспособность. Сильно снижает уровень стресса молочный белок, содержащийся в различных кисломолочных продуктах, поэтому врачи советуют постоянно  их применять студентам.

При, сильном утомлении во время сессии хорошо помогает стакан зеленого чая с медом и соком лимона.

Хочется отметить, что соблюдение рекомендаций по рациональному питанию является основным источником повышения устойчивости организма к различным вредным агентам окружающей среды и снижения ряда неинфекционных хронических заболеваний среди населения.

К сожалению, рацион современного студента характеризуется несбалансированностью основных пищевых веществ и дефицитом биологически активных компонентов, что приводит к снижению умственной и физической работоспособности, сопротивляемости простудным и инфекционным заболеваниям, усилению воздействия на организм вредных факторов окружающей среды.

Во время сессии калорийность питания для подростков студентов должна сохраняться, как при обычной студенческой нагрузке.

Правильное питания студентов во время учебы в колледже позволит  сохранить их здоровье на долгие годы. Для улучшения сбалансированности питания подростков студентов нужно включать в их рацион максимальное количество продуктов с нутриентами (витаминами, минералами, аминокислотами), особенно это касается кисломолочных продуктов, овощей, фруктов и морских продуктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на работу "Теоретические основы..."

В данной работе рассматривается метод КО как способ обучения иноязычному общению с помощью общения и усвоения иноязычной культуры....

Методические рекомендации студентам по предмету: "Теоретические и методические основы музыкального образования детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации предназначены для изучения таких разделов дисциплины, как: Виды музыкальной деятельности дошкольников (музыкально-образовательная, творческая и исполнительская деятельность, ...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Добавки пищевые в продуктах питания для детей

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Добавки пищевые в продуктах питания для детейСодержаниеВведение……………………………………………………………………………. 3Глава 1. Пищевые добавки………………………………………………………….71.1.Значение пищевых...

Комплект контрольно-оценочных материалов по комплексному экзамену МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста МДК.02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобр

Область примененияКомплект контрольно-оценочных материалов по МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации  продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста, МДК.02.04. Пр...

Внеклассное мероприятие "Здоровое питание и подростковый возраст"

Внеклассное мероприятие для студентов 1 курса. Цель: пропагандировать здоровый образ жизни....

«Рациональное питание детей дошкольного возраста».

Рациональное питание детей дошкольного возраста.Под рациональным питанием понимают питание, которое удовлетворяет физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии, обеспечив...

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИИ ПО МДК 02.03. "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

МДК 02.03.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ...