Социальные проекты как средство формирования гражданственности и патриотизма
статья

Завьялова Светлана Владимировна

Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: Сборник научных трудов. - Севастополь: ООО "РИБЕСТ", 2020. С. 269-272.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavyalova_s.v._filial_samgups.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37

Завьялова С.В., канд. истор. наук, преподаватель

Филиал СамГУПС в г. Нижнем Новгороде

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА

Завьялова С.В. Социальные проекты как средство формирования гражданственности и патриотизма. Приведены результаты воспитательной и образовательной деятельности по формированию гражданственности и патриотизма средствами социального проекта и механизм управления этой деятельностью.

Zavyalova, S. V. Social projects as a means of forming of civic consciousness and patriotism. The results of educational and educational activities for the formation of citizenship and patriotism by means of a social project and the mechanism for managing this activity are presented.

Постановка проблемы. В условиях вызовов современной глобализации, нарастания мультикультурализма, обострения межконфессиональных, межэтнических конфликтов, угрозы международного терроризма, активизации экстремистских организаций актуальной является проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина и патриота России и связанная с ней проблема управления данным процессом, научно-методической организации педагогической деятельности по воспитанию гражданственности и патриотизма.

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период  до 2025 года определяет также патриотическое и гражданское воспитание как одну из приоритетных задач в сфере образования в целях обеспечения интересах государства общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России [1]. Эта деятельность заключается в формировании у молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю своей страны, уважения чести и национального достоинства граждан.

Гражданственность - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны [2].

Таким образом, компонентами гражданственности являются гражданская информированность (знания), гражданская позиция (мировоззрение, самоопределение, уважение таких ценностей как семья, малая Родина, отечество), гражданские умения (взаимодействия, умения строить диалог), гражданская активность (творческий подход, активность в общественной жизни).  

Анализ последних исследований и публикаций. Ранее автор в своих работах рассматривал аспекты внеучебных форм работы как средства реализации молодежной политики в целях формирования гражданственности  и патриотизма, развития проектно-исследовательской деятельности.

Цель статьи – на основе показателей эффективности образовательной деятельности филиала СамГУПС в г. Нижнем Новгороде раскрыть способы формирования в сознании студентов знаний, ценностных ориентаций и опыта деятельности и управления данным процессом, исходя их перспективных и промежуточных задач поэтапной последовательности действий.

Изложение основного материала. В филиале СамГУПС в г. Нижнем Новгороде реализуются социальные проекты «Воспитание гражданина России», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Герои минувшего века» (об участниках Афганской войны»), «История комсомола» (к 90 – летию со дня рождения комсомола), «Наш город».

Общей целью всех проектов является: создание условий для формирования у студентов уважительного отношения к культурному и историческому наследию страны, родного края и развития личности в процессе неформального общения.

Задачи:

В области исследовательской деятельности:

  1. привлечь студентов к формам поиска, обработки и анализа  информации по истории родного края;
  2. развивать аналитические навыки и навыки критического мышления, публичного выступления;
  3. выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи в области коммуникативного сотрудничества: планировать совместные действия по решению проблем;
  4. владеть различными видами публичных выступлений, следовать правилам ведения диалога;
  5. взаимодействовать с социальными партнерами, общаться уважительно и конструктивно, проводить интервьюирование.

В области организационной культуры: ставить цели, определять задачи и планировать результаты.

В области рефлексионной деятельности проводить оценку своих достижений.

В области развития творческих способностей находить нестандартные способы решения проблемных задач.

В области личностного развития:

  1.  развивать приверженность гуманистическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  2. формировать у подрастающего поколения чувство гражданской ответственности за сохранение исторического и культурного наследия;
  3. развивать коммуникативные навыки, навыки работы в группе.

Для реализации проектов проводились мероприятия: посещение выставок музеев «Дорогами Великой Отечественной», «Взгляд из прошлого», «Честь российского мундира», «По афганским дорогам»; сбор материала по темам: «Война в истории моей семьи», «85-гвардейская дивизия», «Горьковчане в годы войны», «Первые комсомольские организации нижегородского края»; изучение литературы по темам: «Награды комсомола», «Комсомольцы в годы гражданской войны», «Первые комсомольцы нашего города», «Комсомольцы в годы Великой Отечественной войны», «Комсомольцы и поднятие целины», «Комсомольцы 80-х и Афганистан»; работа в архиве музея среднего профессионального образования филиала СамГУПС в г. Нижнем Новгороде с плакатами, альбомами, фотографиями, памятками, выпущенными к торжественным датам; оформление собранного материала; подготовка выступлений и презентаций: «Горьковчане в годы Великой Отечественной войны», «Преподаватели среднего профессионального образования – участники Великой Отечественной войны», «Студенты техникума – участники локальных войн», «Судьба моряка-нижегородца с подводной лодки К-278 «Комсомолец»».

Организовывались встречи студентов с ветеранами Горьковской железной дороги, которые рассказали ребятам о своей трудовой деятельности и об истории развития мотор-вагонного депо - старейшего предприятия Горьковской железной дороги, основанного 1 августа 1862 г.

Студенты принимают участие в митингах, посвященных Великой Отечественной войне, воину-победителю; в мероприятиях, организованных  Советом ветеранов, работниками  музея «Основное мотор-вагонное депо ТЧ-7 Горький – Московский».

Классные часы, которые проводятся в филиале, посвящены и знаменательным датам, и важнейшим сражениям, и героям Великой Отечественной войны, локальным войнам.  

Студенты разрабатывают экскурсии по улицам Нижнего Новгорода. Работы представляют интерес и используются на дополнительных занятиях по внеклассной работе, в проведении мероприятий предметных недель.

В рамках реализации ведомственной программы Министерства транспорта Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан РФ на 2016 - 2020 годы с 27 августа по 18 октября 2019 года отделом гражданско-патриотического воспитания СамГУПС были организованы и проведены - Всероссийский конкурс проектов патриотической направленности среди студентов транспортных вузов «Россия начинается с тебя», а также Всероссийский конкурс-эссе «Кто он, герой нашего времени?». Конкурсы проводились с целью приобщения молодежи к изучению истории нашей страны, истории малой родины, ее героическому прошлому и настоящему, стимулирования их интереса к научно-исследовательской деятельности по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания. Активное участие приняли студенты филиала СамГУПс в г. Нижнем Новгороде под руководством кандидата исторических наук, преподавателя Завьяловой Светланы Владимировны в мероприятиях: конкурс-эссе «Кто он, герой нашего времени?»: Виктор Ефременко ННЭС-111, Михаил Лямин ННЭС-111, Арина Ручкова ННЭК-211; конкурс проектов патриотической направленности «Россия начинается с тебя» в номинации «Лучший добровольческий проект» Сергей Ксюнов ННЭТ-311 на тему «Волонтерский студенческий отряд «Красная стрела»; в номинации «Лучший научно-исследовательский проект» (исследования в области истории) на тему «На примере героев учимся», приняли участие студенты групп ННАТ-211 и ННАТ-311; в номинации «Лучший  научно-исследовательский проект» (проект военно-патриотической направленности) - Антон Щерчков ННЭС-211 на тему «России верные сыны», в номинации «Лучший творческий номер», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, принял участие студент группы ННЭТ-411 Никита Лещук. Священная война, защита Отечества от фашизма нашли отражение в художественном творчестве студентов. Молодое поколение, используя средства слова, музыки и танца, отражает трагическую историю страны и напутствует потомкам «Никто не забыт и ничто не забыто!» и «С защитников Отечества начинается Россия!». Никита Лещук награжден дипломом от Министерства транспорта Российской Федерации за 2 место в номинации «Лучший творческий номер».

С 2019 г. в филиале СамГУПС в г. Нижнем Новгороде проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса и включена в расписание учебной деятельности.

С февраля 2020 г. в СамГУПСе открыт Проектный офис для реализации актуальных инноваций и инициатив [3].

Двадцатого февраля 2020 года в филиале СамГУПС в г. Нижнем Новгороде прошло первое заседание «Проектного офиса». В рамках работы «Проектного офиса» были представлены проекты студентов и преподавателей филиала. Всего - 14 проектов.

Под руководством кан. истор. наук Завьяловой С.В. рассмотрен проект «Введение курса краеведения как самостоятельной учебной дисциплины в системе среднего профессионального образования с целью воспитания патриота и гражданина российского общества».

Роль профессиональной школы видится в том, чтобы обеспечить социокультурную модернизацию общества; взаимодействие с семьей; общественными организациями; организациями культуры.

Выводы. Одним из показателей эффективности образовательной деятельности филиала СамГУПС в г. Нижнем Новгороде является вовлеченность педагогов и студентов в социальное проектирование, мероприятия гражданско-патриотической направленности (конкурсы, фестивали и олимпиады), становление волонтерства, участие в научно-практических конференциях по гражданской патриотической тематике, взаимодействие с социальными партнерами, взаимодействие с выпускниками филиала, наличие механизмов обратной связи с обучающимися через сети Интернет, количество призовых мест в мероприятиях гражданско патриотической направленности, классные часы, посвященные вопросам гражданско-патриотической направленности, конференции и семинары по гражданско-патриотической тематике, в которых приняли участие студенты филиала. Становление гражданственности и воспитании патриотизма - это комплексная, систематическая работа, интегрирующая воспитательную, образовательную деятельность, направленную на приобретение гражданской активности.  

Список использованных источников:

  1. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (с изменениями на 6 декабря 2018 года). URL: docs.cntd.rudocument/902387360 (дата обращения 16.03.2020 г.).
  2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. URL: erusds.ruПедагогический словарь (дата обращения: 20.03.20 г.).
  3. В СамГУПС открылся Проектный офис для реализации актуальных инноваций и инициатив. URL: niasam.ru…SamGUPS…Proektnyj-ofis-dlya…innovatsij… (дата обращения 21.03.2020 г.).

Ключевые слова: социальный проект, гражданственность, патриотизм, филиал СамГУПС.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ

Метод проектов реализует одну из принципиальных новаций современного образования - компетентностный подход.Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся...

Творческий проект как средство формирования профессиональной компетентности личности будущего специалиста

Ставя перед собой задачу формирования профессиональной компетентности будущих учителей, в условиях освоения новых Государственных образовательных  стандартов СПО, мы понимаем, что современный под...

Диссеминация опыта: « Метод проектов как средство формирования коммуникативных навыков у студентов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8415529","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"447","style":"width: 62px; height: 59px;","width":"480"}}]]    ...

Фестиваль-конкурс IT-проектов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов и школьников

Выступление на секции "Использование информационно-коммникационных технологий в сфере образования" Пятого Международного IT-Форума 4-5 июня 2013 года....

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Роль проектной деятельности в формировании  компетенций студентов...

Экологические чтения "Социальное проектирование как средство формирования экологического воспитания обучающихся."

  Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных  и экологических пробле...