Методическая разработка учебного занятия “Вера и верования. Мировые религии” по УД ОУД.12 Обществознание
методическая разработка
Методическая разработка учебного занятия “Вера и верования. Мировые религии” по УД ОУД.12 Обществознание составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура с учётом профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
Данное учебное занятие разработано в контексте раздела “Человек. Человек в системе общественных отношений” рабочей программы УД ОУД.12 Обществознание и является продолжением изучения темы “Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры”.
Тема учебного занятия является и противоречивой, и дискуссионной в наши дни, так как современный мир — это прежде всего пёстрое множество жизненных укладов, языков, мировоззрений, находящихся в непрерывном взаимодействии. А потому разобраться в нём одинаково важно и верующим, и людям, стоящим вне конкретных религиозных направлений.
Поэтому целью учебного занятия является формирование у обучающихся представления о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры, что даёт возможность к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений..
На этапе актуализации опорных знаний проводится исторический экскурс, главная задача которого не только вспомнить основные периоды, главных политических лидеров, ключевые события советского периода, но и визуализировать в хронологической последовательности 70 лет истории СССР.
Для постановки проблемы учебного занятия обучающимся предлагается сравнить данные соцопроса, которые раскрывают бытовую составляющую жизни советских граждан, с эмоциональным восприятием эпохи СССР. Также студентам предлагается проанализировать оценки крушения СССР, высказанные В.В. Путиным и Н.С. Михалковым. На основании этого делается вывод, что в данном историческом событии имели место как субъективные, так и объективные факторы.
Этап изучения нового материала проводится по следующему алгоритму:
- групповая работа по выявлению аргументов из теорий различных групп авторов на предмет доказательства «развала» или «распада» СССР, защита минипроектов по каждой теории как дополнительного материала;
- предварительное закрепление полученных знаний при помощи установления соответствия между теориями и предложенными преподавателем карикатурами 90 – х гг.;
- правовая оценка “парада суверенитетов” на основании анализа документов: Конституция СССР 1977 г., Закон СССР от 03 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств» и данные Всесоюзного референдума 17.03.1991 г.
Сравнительная оценка правовых документов, политических действий глав республик, лидеров государства направлена на формирование правовой культуры у обучающихся и оценочных суждений на основе аналитической деятельности. Своё отношение к изучаемым событиям студенты выражают посредством голосования.
В соответствии с современными требованиями к оцениванию деятельности обучающихся на учебном занятии, оценка выставляется по балльно – рейтинговой системе: студенты проставляют в оценочных листах самооценку, а преподаватель после их анализа на следующем занятии озвучивает экспертную отметку.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями учебной дисциплины “История” в системе СПО.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 339.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное занятие по учебной дисциплине ОУД.12 Обществознание.
Тема “ Вера и верования. Мировые религии”.
Цель учебного занятия: дать обучающимся представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид учебного занятия: урок смешанного типа.
Обучающий компонент: ознакомить студентов с ключевыми понятиями, осветить новые понятия, выделить узловые проблемы темы.
Развивающий компонент: показать роль религии в историческом развитии и в наши дни, воздействие религии на духовную жизнь человека, на нравственность.
Воспитывающий компонент: воспитание уважения, терпимости к религии как духовной культурной ценности.
Методы контроля: устный опрос, защита сообщений, самоанализ деятельности студента, рефлексия.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные и внутрипредметные связи: история, география, религиоведение, культурология, право.
Методическое обеспечение: методическая разработка урока; дидактический материал к уроку.
Ход учебного занятия:
1-й этап: организационный момент.
2-й этап: постановка проблемы и учебных целей.
Сообщение темы и цели урока. Студенты самостоятельно формулируют собственные цели учебного занятия.
3-й этап: изучение нового материала.
Работа с понятийным аппаратом: вера, верования, религия.
Преподаватель: Этимология слова «религия».
Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. religio — совестливость, благочестие, благоговение, почитание, святость, богослужениеи др.).
Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.
Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего связывать, соединять. Поэтому и религию он определял как союз благочестия человека с Богом.
В течении многих веков богословы всех религий стремились доказать существование Бога. Однако немецкий философ И. Кант убедительно доказал в своих рассуждениях, что логическим путем доказать ни существование Бога, ни его отсутствие, невозможно, остается только верить.
Рассмотрение вопроса о первобытных верованиях и выполнение практического задания.
Проблемный вопрос
В чём на Ваш взгляд причины особой популярности ранних форм религии в наши дни?
Почему люди стали всё чаще обращаться к магии и астрологии?
Преподаватель: вера и религия — современный взгляд.
Согласно современным религиозным учениям, человек наделён Богом свободой воли, обладает свободой выбора, и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.
Преподаватель: в мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы многобожия (вера в духов, поклонения растениям, животным, душам умерших). С ними соседствуют разные формы единобожия. Здесь и национальные религии - конфуцинство (Китай), иудаизм (Израиль ) и т. д. И мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй - буддизм, христианство, ислам.
Мировые религии – религии, которые возникнув в конкретной культуре, перешагнули национальные границы и распространились по всему миру.
Проблемное задание
В процессе слушания сообщений студентов, попытайтесь выявить общие черты нравственных заповедей в мировых религиях (также студенты заполняют кластеры по плану: 1. время возникновения и основатель религии; 2. название священного текста; 3. основные идеи).
- Буддизм.
Буддизм - самая ранняя по времени появления мировая религия, около VI века до н. э., в Индии. Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи). Основателем учения был Сиддхартха Гаутама. Священная книга – Трипи́така.
Основное число последователей буддизма живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме,Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале,Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России.
Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека.
Соблюдая заповеди святого учения, человек придет к совершенству.
Одна из важнейших заповедей буддизма - любовь и милосердие ко всем живым существам. Причем буддизм предписывает не делать различий между ними и относиться равно сочувственно и благожелательно к добрым и злым, к людям и животным.
Последователь Будды не должен платить злом за зло, ибо в противном случае не уничтожаются, а наоборот, возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство.
Особенностью современного буддизма является, что он все больше превращается из религии в некое философское учение, своеобразную систему нравственности.
- Христианство.
Христианство - вторая по времени возникновения мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле религия, имеет приверженцев в Европе и Америке.
Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев. Основоположник христианского учения - Иисус Христос. Священная книга – Библия, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета.
Нравственные правила христианства изложены в заповедях Моисея: « Не убий», « Не укради», « Не прелюбодействуй», « Почитай мать и отца твоих».
Центральными в христианстве являются идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид безгранична.
В современном мире имеются католические церкви, признающие главой Римского папу, протестанские и 15 самостоятельных православных церквей. Христианство оказалось лучше приспособленным к общественным изменениям, чем другие религии.
- Ислам.
Ислам (мусульманство) - самая поздняя по времени возникновения мировая религия. Ислам возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. На Земле насчитывается около миллиарда ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северой Африке, Юго - Западной и Южной Азии. Основателем считается пророк Мухаммед.
«Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». Человек по Корану - существо слабое, склонное к греху, он не всостоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается на милосердие и помощь Аллаха.
Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям. Характерной особенностью мусульмансой религии является то, что она энергично вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд - все должно подчиняться религиозным законам, шариату, который основан на Коране.
Работа с картой.
По последним данным сейчас в мире проживает:
2,1 млрд. христиан,
1,3 млрд. мусульман,
376 млн. буддистов.
Промежуточное закрепление знаний.
- Выслушиваются ответы обучающихся на проблемный вопрос.
- Выполнение задания на соответствие.
Преподаватель: религия издревле была носительницей культурных ценностей, она сама является одной из форм культуры.
В разных государствах религия играет различную роль. В одних - первостепенную, в других – церковь отделена от государства. Такие государства называются светскими.
Работа со статьями Конституции РФ, КоАП, УК РФ.
Задание: прочтите статьи №14, 28 Конституции РФ. Определите роль и место религии в нашей стране.
Статья 14.
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Комментарии:
Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Под совестью понимается душевное свойство человека, проявление нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходимости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла. Таким образом, содержание свободы совести предполагает свободу на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбора человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.
Содержание свободы вероисповедания включает в себя, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии в Российской Федерации не допускается. Свобода вероисповедания означает право человека на, выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Комментарии:
В Российской Федерации запрещены религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.
Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях предусмотрена ст. 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148).
Беседа по вопросу: можно ли сказать, что религия на всех этапах жизни общества и органически связанная с нею религиозная деятельность играли только положительную роль?
Исторический путь религиозной деятельности неоднозначен: он содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны.
Воздействие религии на личность противоречиво. С одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре. А с другой стороны - проповедует покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей.
Есть религии, которые требуют человеческих жертвоприношений, обряды которых физически и духовно уродуют людей. Разумеется, государство, законы, общественное мнение против этого.
Но ведь эта не сама религия, не сама вера, а деятельность вредоносная и противоправная. И борьба государства с этой деятельностью отнюдь не означает нарушение им принципа свободы совести.
С каждым годом количество верующих значительно увеличивается. Как вы думаете почему? Зачем людям нужна религия? (Беседа с опорой на функции религии в современном обществе).
Выводы:
- религия как форма культуры является одним из источников нравственных ценностей и норм;
- объединяет людей, что способствует сохранению стабильности, устойчивости как отдельной личности, так и общества в целом;
- обеспечивает общение верующих друг с другом и верующих с богом;
- восполняет ограниченность, бессилие людей при изменении условий жизни, снимает стресс, приносит утешение, духовное наслаждение;
- узаконивает некоторые общественные порядки, институты, образцы поведения как должное. И наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них.
К сожалению, религиозные противоречия могут быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, т.е. силой разъединения и противоборства.
4-й этап: закрепление изученного материала.
Задание №1. Соотнесите.
Тотемизм | Представляет собой веру в существование духов и души. |
Фетишизм | Представляет собой комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей и видами животных и растений. |
Анимизм | Представляет собой религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам. |
Задание №2
Исключите лишнее:
- верование; обряд; магия; знание;
- тотемизм; христианство; ислам; буддизм;
- шаман; священник; атеист; мулла.
Задание №3
Тест №1
Что отличает религию от других областей духовной культуры:
а) использование художественных образов;
б) обращение к сверхъестественным силам;
в) опора на представления о добре и зле;
г) стремление объяснить окружающую действительность.
Тест №2
К мировым религиям не относится:
а) христианство;
в) иудаизм;
б) буддизм;
г) ислам.
5-й этап: подведение итогов урока. Рефлексия.
Преподаватель: достигли ли Вы учебные цели, которые ставили перед собой в начале учебного занятия? Если нет, то, что необходимо сделать с целью ликвидации пробелов в знаниях?
Выставление оценок студентам за выступления с сообщениями и проявившим активность в ходе учебного занятия.
6-й этап: домашнее задание:
Выучить записи в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию. Тема: "Уголовное право"
Методическая разработка УЗ по теме " Уголовное право"...

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию. Тема: "Безработица, виды, причины и последствия"
Методическая разработка урока по обществознанию....

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию с применением игровых технологий Нуркаевой Раушании Нафисовны, преподавателя обществознания
В данной методической разработке показан урок по предмету «Обществознание» с применением игровых технологий.Урок общеобразовательной дисциплины базовой ОБД.05 «Обществознание» по теме: «Со...
Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»
В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Конституция России – основной закон государства».
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО.Тема: «Конституция России – основной закон государства»....
Методическая разработка учебного занятия учебного предмета обществознание Тема учебного занятия Социальная стратификация Методическая разработка учебного занятия учебного предмета обществознание Тема учебного занятия Социальная стратификация
Тема урока: Социальная стратификация.Тип урока: урок изучения нового материалаФорма урока: Комбинированный урокЦель: систематизировать и обобщить знания обучающихся о способах взаимодей...
Методическая разработка учебного занятия учебного предмета история Тема учебного занятия СССР во второй половине 1960-х начале 1980-х годов
Тема урока: СССР во второй половине 1960-х начале 1980-х годов.Тип урока: урок изучения нового материалаФорма урока: Комбинированный урокЦель: систематизировать и обобщить знания обучаю...


