Программа выявления творческих способностей
материал
Программа по выявлению творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_sposobnosti.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
ПРОГРАММА
«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
Разработчик программы
Черно Дарья Николаевна
Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся. Она призвана помочь всем участникам образовательного процесса в выявлении и развитии способностей обучающихся. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями обучающихся, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.
Реализуемая цель: выявление творческих способностей обучающихся на уроках психологии, а также во внеурочное время
Цель программы – создание системы по выявлению творческих способностей обучающихся.
Задачи:
1. Выявление способных обучающихся.
2. Определение уровня творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.
3. Определение форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения в колледже.
4. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предметам гуманитарного цикла.
Педагогические методики:
1. Тест на мышление и креативность. Диагностика по методике Дж. Брунера.
Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера» позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослых. Зная свой тип мышления, можно уверенно сказать, в какой области, профессии вы преуспеете. Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:
различные варианты метода наблюдения за обучающимися, во внеурочной деятельности и т.п.), анализ, беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.
Выявление творческих способностей у обучающихся происходит путем:
1. Экспертного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.
2. Анализа достижений обучающегося, его успеваемости.
Показатели результативности:
способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадных и творческих конкурсах.
Диагностический инструментарий:
1. Уровень усвоения большого объема информации.
2. Быстрое пополнение активного словаря.
3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.
4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).
5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация).
6. Развитие элементов критического мышления.
Диагностические этапы:
1. Педагогическая диагностика
2. Психологическая диагностика
3. Специальная углубленная диагностика
4. Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)
Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:
-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;
-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;
-быстрота реакции и легкость ассоциирования;
-нестандартность мышления;
-творческие способности;
-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.
Формы работы:
1. Кружки по интересам.
2. Практическая работа.
3. Игра.
4. Конференция.
5. Проектная деятельность.
6. Консультация.
Требования к работе по выявлению творческих способностей обучающихся:
Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.
Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.
Тестовые творческие задачи должны решаться на пределе мобилизации сил и способностей обучающегося, либо с небольшой помощью преподавателя.
Основные этапы реализации программы
1 этап
• Разработка программы работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
• Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
• Анализ материально-технических условий реализации программы.
• Создание банка данных по способностям студентов.
• Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.
2 этап
• Диагностика склонностей обучающихся.
• Создание банка творческих работ обучающихся.
3 этап
• Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, соревнованиях, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах, форумах.
• Проведение выставок художественного творчества.
• Стимулирование проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.
• Анализ и корректировка программы.
• Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития обучающихся
Ожидаемые результаты программы
• создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала школьников;
• повышение качества образования и воспитания;
• удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких участников;
• повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;
• адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем;
• повышение уровня владения обще предметными навыками;
• формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных школьников;
• повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
• повышение эффективности самостоятельной работы.
Система по отбору и выявлению у обучающихся творческих способностей
Основные задачи этапов отбора Основные методы отбора
1. Предварительный этап выявления способностей 1. Педагогическое наблюдение
2. Контрольные испытания (тесты)
3.Анкетирование, опросник
2. Углубленная проверка выявленных способностей 1. Педагогическое наблюдение
2. Контрольные испытания (тесты)
Олимпиады, конкурсы
3. Систематическое изучение каждого обучающегося 1. Педагогическое наблюдение
2. Контрольные испытания (тесты)
3. Анкетирование, опросник
Олимпиады, конкурсы
На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, путем систематического наблюдения за школьниками фиксируются их способности к освоению программы.
Большую роль по выявлению способностей играют контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей.
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.
Библиографический список
1. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах.- М.: Педагогика. 1982.
3. Матюшкин Л. М. Загадка одаренности.- М.: Школа-Пресс. 1993.
4. Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс. 1991.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
6. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5
7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций – М.: Прометей, 1992.-528с.
8. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии – 1997г. - №4
9. Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –1997г.
15. Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды / В. Н.Дружинин ; [отв. ред.:А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков]. - М.: РГБ, 2009. - 539 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по выявлению творческих способностей студентов колледжа
Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта....
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
программа по выявлению творческих способностей на уроках и внеурочной деятельности...
Программа по выявлению творческих способностей обучающихся на занятия творческого объединения "Батик"
Задача обучения состоит в том, чтобы раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформулировать умение управлять процессами творчества, фантазированием, подготовить почву для тог...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурно...
Программа "Выявление творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов"
Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и способных студентов....
Программа «Выявление творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов» для обучающихся по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Программа по выявлению и творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, твор...
Программа «Выявление творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов» для обучающихся по специальности 38.02.07 Банковское дело
Программа по выявлению и творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, твор...