Классный час - "Права человека и гражданина"
классный час

Пашаев Шовлет Новрузбекович

Права человека и гражданина

Цели:

  1. углубить знания студентов о правах и свободах человека и гражданина
  2. подробно рассмотрев 2 главу Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», содействовать воспитанию уважения студентов к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час56 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

БУ «ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Классный час на тему:

«Права и свободы человека и гражданина»

Покачи 2021

Цели:

  1. углубить знания студентов о правах и свободах человека и гражданина
  2. подробно рассмотрев 2 главу Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», содействовать воспитанию уважения студентов к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции

Оборудование: Конституция РФ, презентация, выставка книг, музыка

План:

  1. Введение
  2. История конституции
  3. Права и свободы человека и гражданина
  4. Обязанности человека и гражданина
  5. Заключительное слово

Цитата: «Свобода ведет к ответственности. Несвобода все делает безответственным».                                         Н.Бердяев                                                                                                                                                              

Вступление

Все люди разные. И нет ни одного человека, мысли которого полностью совпадали бы с мыслями другого. Правда, кто-то может иметь мысли, похожие на чьи-то еще. Но совершенно одинаковых мыслей даже у двух человек быть не может.

А вот интересы людей могут совпадать. И не только отдельных людей, но и большинства групп. Эти интересы социологи так и называют – групповые интересы, социальные интересы.

Одни группы людей хотят свободно продавать и покупать землю, другие – против этого. Одни считают, что им лучше жить под властью монарха, другие желают демократии. Одни – за смертную казнь, другие – против. Кто-то считает 4 года достаточным сроком для работы президента, а кто-то – что и 7 лет мало. Представьте, что в государстве нет согласия по этим вопросам, и они по-своему решаются в каждом городе и селе. Что будет происходить в таком государстве?

Желание упорядочить жизнь в обществе породило идею общественного договора. То есть люди пришли к выводу, что нужно договориться об основных принципах, по которым они будут жить в своей стране. Для этой цели и стали приниматься КОНСТИТУЦИИ (от латинского слова constitution - установление, устроение).

Немного истории

Вопрос. Сколько Конституций было принято в нашей стране и когда? Какие важные вопросы рассматривались в них?

В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России (слайд9), Конституция гарантировала равноправие граждан, свободу союзов. Важнейшей задачей было уничтожение эксплуатации человека человеком. Избирательное право предоставлялось только тем, кто поддерживал большевиков.

           В 1924 году, после образования СССР была принята Конституция союзного государства, которая зафиксировала принцип добровольности создания СССР, равноправия союзных республик.

         В 1936 году была принята (неофициальное название) «Сталинская конституция». Конституция   отражала важный этап в истории Советского государства – построение социализма.
           В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР.

Конституции закрепляла руководящую роль КПСС в советском обществе. Это подразумевало, что права на свободу слова, собраний на деле ограничивались, ими могли пользоваться только те, кто разделял идеологию правящей партии.

        12 декабря 1993 г. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России. В ней закреплено общественное и государственное устройство Российской Федерации, ее избирательная система, принципы организации и деятельности органов власти и управления. И еще много других важных принципов.

Ребята, наш классный час проводится в год 28 годовщины со дня принятия конституции РФ.

Права и свободы человека и гражданина

Одним из самых важных положений российской Конституции является закрепление в ней прав и свобод российских граждан, всего, что связано с их защитой. Об этом говорится во 2 главе нашей Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Почему это самое важное? Потому, что каждый человек хочет чувствовать себя в обществе свободной личностью и жить в безопасности. А для этого он должен быть уверен, что может делать все, что не запрещено законом. Ему нужно знать, что любое его законное действие поддерживается государством, не запрещается, не преследуется. А если кто-то нарушит это его право жить как свободная личность, то государство встанет на его защиту и накажет нарушителя.

Сегодня мы с вами узнаем получше главный закон России – Конституцию РФ. Особое внимание уделим главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». Это нужно не только для успешного обучения курсам история, обществоведение, и т.д. В этом году вы поступили на 1 курс и вступили во взрослую жизнь. И чтобы в этой взрослой жизни вы чувствовали себя уверенно, вы должны четко знать на что вы имеете право, какими свободами можете пользоваться.

Итак, Конституция обеспечивает и охраняет права и свободы человека и гражданина

Вопрос студентам:

– Вспомните, чем отличаются слова “человек” и “гражданин”?

(Человек – существо биосоциальное, права человека присущи ему от рождения и признаются за всеми людьми, независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут.

Права гражданина России напрямую связаны с его гражданством).

Таким образом, Гражданин РФ обладает: Слайд 13

  • Всеми правами человека.
  • Всеми правами гражданина.

Вопрос:

– Как узнать, где в Конституции речь идет о правах человека, а где о правах гражданина?

Преподаватель: – Есть подсказка. Слова: “каждый” и “гражданин”.

Посмотрите на статьи 2-й главы Конституции.

Одни статьи начинаются со слов: “Каждый имеет право….” – речь идет о правах человека.

А другие статьи со слов “Гражданин РФ…”

Ребята! Посмотрите на слайд. Слайд 13. В нем перечислены группы прав и свобод человека и гражданина:

  1. Личные (гражданские) права.
  2. Политические права.
  3. Социальные права.
  4. Экономические права.
  5. Культурные права.

Задание студентам: Слайд 14

Личные права – неотъемлемые права, которые принадлежат каждому человеку.

– Ребята! Попытайтесь найти во 2-й главе Конституции статьи, в которых перечисляются личные права:

(После выполнения задания открывается Слайд 12, где перечислены гражданские права

– Право на жизнь;

– Охрана достоинства личности;

– Свобода и личная неприкосновенность;

– Неприкосновенность частной жизни;

– Неприкосновенность жилища;

– Свободный выбор национальной принадлежности и языка;

– Свобода передвижения и места жительства;

– Свобода совести и вероисповедания;

– Свобода слова и мысли;

– Право на тайну переписи, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Задание: Слайд 15

Политические права – связанные с возможностью участвовать в управлении делами государства.

– Ребята! Найдите во 2-й главе Конституции статьи, в которых перечисляются политические права:

(После выполнения задания открывается Слайд 13)

– Право создания общественных, политических объединений;

– Признание политического многообразия, многопартийности;

– Право проводить собрания, митинги, демонстрации и шествия;

– Право на участие в управлении;

– Право избирать и быть избранными;

– Свобода массовой информации.

Задание студентам. Слайд 16

Социальные права – обеспечивают достойный уровень жизни и благосостояние человека.

– Ребята! Попытайтесь найти во 2-й главе Конституции статьи, в которых перечисляются социальные права:

(После выполнения задания открывается Слайд 14)

– Право на отдых;

– Защита материнства и детства;

– Охрана здоровья и медицинская помощь;

– Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца;

– Право на благоприятную окружающую среду.

Задание студентам. Слайд 17

Экономические права – возможности свободного распоряжения имущественными благами и ведением хозяйственной деятельности.

– Ребята! Найдите в Конституции экономические права.

(После выполнения задания открывается Слайд 15)

– Право частной собственности на землю и имущество;

– Свобода труда, выбора деятельности и профессии;

– Право на труд и на оплату труда;

– Право на индивидуальные коллективные и трудовые споры;

– Право на жилище.

Задание студентам. Слайд 18

– Ребята! Найдите в Конституции статьи, в которых перечислены культурные права.

(После выполнения задания открывается Слайд 18)

– Право на образование;

– Свобода литературного, художественного, научного, литературного творчества, преподавания;

– Право участвовать в культурной жизни страны;

– Пользоваться музеями, театрами, библиотеками.

Заканчивая разговор о правах и свободах, я вам задам вопросы, а вы должны подумать, и ответить какое право в данной сказке нарушено.

  1. Какое право нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»? (неприкосновенность жилища)
  2. Каким правом воспользовались лягушка-путешественница, старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города? (свободное передвижение)
  3. Какие права нарушались Карабасом в сказке «Приключения Буратино»? (на свободу, вознаграждения за труд)
  4. Какого права лишили Буратино кот Базилио и лиса Алиса? (на имущество)

- А теперь попытайтесь угадать сказочных героев:

  1. Кто пользуется правом свободного перемещения на нетрадиционном летательном аппарате? (баба Яга)
  2. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в плену? (Снежная Королева)
  3. Буратино продал азбуку и не воспользовался правом на ... (бесплатное обучение)
  4. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай (Дед из сказки «Репка»)

Итак, с правами и свободами мы разобрались

Обязанности подростка.

Эпиграфом к нашему классному часу я взял слова Н. Бердяева: «Свобода ведет к ответственности». Как вы думаете, что это означает?

Правильно: Каждый должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

 Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

Давайте в этой же главе Конституции найдем и наши обязанности (статьи 17(3), 38,43,44,47, 58, 59)

Итак, сегодня мы с вами повторили права и обязанности жителя России.

Любой человек, имеющий гражданство России, пользующийся правами и выполняющий обязанности, является гражданином России. Проверьте для себя, вы – граждане России?! Для этого ответьте на вопросы анкеты.

Заключение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовой статус человека и гражданина

Представлены  развернутый план и сценарий урока по учебной дисциплине "Право" (раздел "Конституционное право") . Они интегрируют знания студентов по важной теме "Теории государства и права" .Рабо...

СЦЕНАРИЙ проведения классного часа «Зачем человеку правила?»

Цель классного часа: Сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения.Задачи:       - дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений...

Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по обществознанию«Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»Тема: «Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА».Дисциплина: «Обществознание».Вид занятия: урок.Тип ...

Классный час на тему «Дайджест прав человека»

Классный час направлен на правовое воспитание, поможет разобраться в многоообразии отношений, дает представление о варианатх поведения при сложных ситуациях....

Правовой статус человека и гражданина

Презентация содержит материал лекции Правового статуса человека и гражданина...

Методическая разработка открытого классного часа "Международный день прав человека"

В группе У -100 прошел открытый классный час посвященный «Международному дню прав человека». Целью является формирование у студентов правовых компетенций, гражданской ответственности, глуб...

Проблемы реализации прав человека и гражданина в современном обществе

В статье рассматриваются вопросы реализации прав человека и гражданина. Отмечены основные пути усовершенствования юридических гарантий прав и свобод человека....