План-конспект учебного занятия Негосударственные пенсионные фонды
план-конспект занятия

Вишневецкая Алла Анатольевна

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнением к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект учебного занятия НПФ111.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по по МДК 01.01. Право социального обеспечения

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся 3 курса

 По специальности 02.01. Организация работы органов пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения

 (№ занятия по учебному плану)№ 24

преподаватель А.А. Вишневецкая 

Тема Функции, структура, правовые основы деятельности негосударственных пенсионных фондов.   

.Цель занятия: Формирование компетенций на понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, а также проявления к ней устойчивого интереса.

        Задачи занятия:

Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися понятия системы государственных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и органов социальной защиты населения

Воспитательная: Воспитывать понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, гражданской позиции, проявление к ней устойчивого интереса.

Развивающая: Развивать самостоятельность в части ориентирования в условиях постоянного изменения правовой базы.

Междисциплинарные связи: Конституционное право, Право социального обеспечения

Внутридисциплинарные связи: Тема 1.6. Негосударственные пенсионные фонды

Информационно-справочное оснащение:

Официальный интернет-источник:

http://base.consultant.ru

Основная литература:

  1. Галаганов В.П., Учебник Организация работы органов социального обеспечения, Учебник Кнорус, 2018

Нормативно-правовой источник:

  1. Конституция Российской Федерации
  1.      2.   Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 N 75-ФЗ 
  2. 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ – не имеется.
  1. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ЗАНЯТИЯ

Функции, структура, правовые основы деятельности негосударственных пенсионных фондов

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнением к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования.

страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Дополнительная профессиональная пенсионная система должна отвечать следующим требованиям:

1) обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;

2) иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы, являться солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа;

3) финансироваться как за счет взносов работодателя, так с участием работников;

4) иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов -- актуарный баланс.

Самой распространенной в Российской Федерации формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

НПФ - это некоммерческая организация. Её работа заключается, во-первых, в обслуживании клиентов по договорам о негосударственном пенсионном страховании. А во-вторых, что особенно важно для нас, эти фонды ведут деятельность в качестве страховщика в соответствии с федеральными законами "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ) и "О негосударственных фондах" (от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ). Ещё два десятилетия назад деятельность НПФ регулировалась лишь одним документом - Указом Президента РФ от 16.09.1992 № 1077 "О негосударственных пенсионных фондах", то сейчас нормативно-правовая база по регулированию НПФ насчитывает несколько десятков различных законодательных актов. Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" был принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года, одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 года. На 2014 год уже имеет 14 поправок, регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

Отношения, которые возникают при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности и ликвидации указанных фондов, регулируются настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"

Специфической особенностью НПФ является чрезвычайно долгосрочный характер его финансовых отношений с вкладчиками и участниками, предполагающий соответствующее перспективное планирование на условиях неопределённости в будущем множества имущественных условий и допускающий исключительно вероятностный подход. В силу некоммерческого характера и социальной направленности деятельности, состоявшей исключительно в аккумулировании пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, выплате негосударственных пенсий участникам и учётных функций, аппарат управления НПФ обязан вести дела фонда таким образом, чтобы обеспечить его максимальную надёжность и финансовую устойчивость. Первоначально исключительным видом деятельности НПФ являлось негосударственное пенсионное обеспечение участников НПФ. Впоследствии сфера деятельности существенно расширилась: теперь НПФ вправе осуществлять не только негосударственное пенсионное обеспечение, но также профессиональное пенсионное страхование и деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, которая заключается в аккумулировании, инвестировании и учете средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначении и выплате им накопительной пенсии. Исключительными видами деятельности таких фондов являются:

- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Для обеспечения надежности негосударственных пенсионных фондов законодательством определен ряд требований к их деятельности: Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 334-ФЗ и в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трёх лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование, а главный бухгалтер - опыт работы по специальности не менее трёх лет и высшее профессиональное образование;

 величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее 50 млн. руб.;

на должность единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа и главного бухгалтера фонда не могут быть назначены работники управляющей компании, депозитария, независимый оценщик, аудитор фонда, лица от управляющей компании, депозитария, инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации или негосударственного пенсионного фонда при совершении этими организациями нарушения, за которое у них были аннулированы лицензии, если с этого момента прошло менее трёх лет;

 лица, в отношении которых не истёк срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации, а также лица, имеющие судимость за умышленные преступления;

 фонд должен обеспечить постоянное оперативное управление своей деятельностью;

 фонд должен организовывать внутренний контроль за соответствием своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию. НПФ выполняет ряд функций, которые заключаются в следующем: Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", глава III, статья 8

 разработка условий негосударственного пенсионного обеспечения участников;

аключение пенсионных договоров;

 аккумулирование пенсионных взносов;

ведение пенсионных счетов, информирование вкладчиков и участников о их состоянии;

заключение договоров с управляющим фонда;

 формирование и размещение самостоятельно или через управляющего собственных средств, включая пенсионные резервы;

 ведение бухгалтерского учета и осуществление актуарных расчетов;

 произведение выплат негосударственных пенсий;

 осуществление контроля за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнение своих обязательств перед участниками;

 предоставление информации о своей деятельности. Вкладчики НПФ имеют право:

1) требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;

2) представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда;

3) требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.

Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения основной деятельности фонда, пенсионные накопления и пенсионные резервы. Имущество фонда формируется за счёт вкладов учредителей, целевых взносов вкладчиков, дохода фонда от размещения пенсионных резервов и накоплений, а также части сумм пенсионных взносов в размере, не превышающем 3% суммы взноса, благотворительных взносов и других поступлений.

В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательство РФ определяет как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

Пенсионные накопления формируются за счёт:

 досрочно выплаченных из Пенсионного фонда РФ в фонд по заявлению застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ для последующей передачи в фонд и ещё не переданные управляющей компании;

· средств, переданных фондом в доверительное управление управляющей компании, включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счёт переоценки на отчётную дату;

 средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и ещё не направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии;

средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании;

 средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд РФ или другой фонд и ещё не переданных в эти фондыДля обеспечения платёжеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует страховой и пенсионные резервы. Источниками их образования являются пенсионные взносы и доходы фонда от размещения пенсионных взносов.

Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счёт:

пенсионных взносов;

 дохода фонда от размещения пенсионных резервов;

целевых поступлений.

Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Правилами НПФ могут быть предусмотрены формирование, учёт и размещение резервов покрытия пенсионных обязательств раздельно по каждой пенсионной схеме. В этом случае резервы покрытия пенсионных обязательств, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие обязательств фонда по другим пенсионным схемам. При недостаточности средств пенсионных резервов, сформированных по пенсионной схеме, на покрытие обязательств фонда по данной схеме перед вкладчиками и участниками (их правопреемниками) используются средства страхового резерва.

На средства пенсионных резервов и накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей, управляющей компании, специализированного депозитария. Взыскание по долгам застрахованных лиц и участников может быть обращено на выплаты, осуществляемые фондом в пользу соответствующих лиц, на основании решения суда. Исполнение обязательств субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению не может осуществляться за счёт средств пенсионных накоплений и резервов.

Размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляются на следующих принципах:

обеспечения сохранности указанных средств;

 обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;

определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;

 учета надежности ценных бумаг;

информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;

прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;

профессионального управления инвестиционным процессом. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О негосударственных пенсионных фондах", глава VI

Соблюдение принципа надёжности в размещении пенсионных резервов предполагает инвестирование их:

в государственные ценные бумаги;

         ценные бумаги, выпущенные в обращение органами местного самоуправления РФ;

 корпоративные ценные бумаги, при отсутствии у акционерных обществ признаков неплатёжеспособности.

Иными словами, надежность вложений представляет собой способность сохранять на протяжении всего срока вложений свойства инвестиций.

Принцип сохранности предусматривает неизменность инвестиционного состояния пенсионных резервов с течением времени при различных экономических и финансовых процессах.

 Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему -- некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия. Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно - через управляющую компанию) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода (не более 15 %) направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев - в соответствии с договором - вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок её получения.

Контроль за деятельностью НПФ: 1. Ежегодный:

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба по финансовым рынкам

 Пенсионный фонд Российской Федерации

               Независимый аудитор

 Независимая актуарий

 Счетная палата

Дополнительная профессиональная пенсионная система должна отвечать следующим требованиям:

1) обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;

2) иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы, являться солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа;

3) финансироваться как за счет взносов работодателя, так с участием работников;

4) иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов -- актуарный баланс.

 СТРУКТУРА НПФ

Учредители фонда (юридические и физические лица)

Совет фонда (высший орган управления)

Служба внутреннего контроля (внутренний контроль за соответствием деятельности требованиям законодательства и иных НПА)

Попечительский Совет (входят полномочные представители вкладчиков, участников, застрахованных лиц, которым принадлежит не менее половины голосов)

Ревизионная комиссия

Исполнительная дирекция 9директор) – оперативное управление деятельностью НПФ (в состав органа входят президент фонда, вице-президент и главный бухгалтер)

Обособленные подразделения (филиалы, отделы, управления, департаменты, представительства)

                Источники информации по 1 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

 Галаганов В.П., Учебник Организация работы органов социального обеспечения, Учебник Кнорус, 2018

Нормативно-правовой источник

1. Конституция Российской Федерации

  1.  2.Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 N 75-ФЗ 

http://base.consultant.ru

Интернет ресурсы

Правовой портал «Консультант плюс»

http://base.consultant.ru

  1. Подведение итогов учебного занятия

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

1.Функции, структура, правовые основы деятельности негосударственных пенсионных фондов.   

  1. Ответить на контрольные вопросы:
  1. Дать понятие НПФ.
  2. Перечислить функции НПФ
  3. Дать определение вкладчика и участника НПФ
  4. Структура НПФ
  1. Домашнее задание на следующее занятие   -  75 ФЗ

Преподаватель                                                                 А.А. Вишневецкая

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ЦК дисциплин профессионального цикла специальности «Право и организация

социального обеспечения»

ГБПОУ Юридический колледж

от _________________  20____ г. № ___


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности "Право и ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия  по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...

План-конспект проведения учебного занятия

План проведения учебного занятия по теме: "Современные характеристики и методы стрижки"...

Планы-конспекты дистанционного учебного занятия по учебной дисциплине "Специальная техника" по теме «Назначение и структура систем контроля и управления доступом (СКУД)»

Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися темы поиск...

Планы-конспекты дистанционных учебных занятий по учебной дисциплине Криминология и предупреждение преступлений по теме «Причины и условия групповой и организованной преступности»

Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства о правовых основах профилактики преступлений.Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися те...