Рабочая программа по биологии для I курса СПО
рабочая программа на тему

Преподавание биологии на I  курсе СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya.docx47.56 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГАПОУСО СО «МАРКСОВСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.07. «БИОЛОГИЯ»

2014 – 2015 г.г.

Рассмотрена на заседании                                        УТВЕРЖДАЮ

предметной цикловой комиссии                                

общеобразовательных дисциплин                        Заместитель директора по УР

______________ Н. Е. Малютина                        __________ Н. Е. Малютина

«____» ____________ 20_____ г.

Программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 260807 «Технология продукции общественного питания», 140407 «Электрические станции, сети и системы», 150415 «Сварочное производство» и 230111 «Компьютерные сети».

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Марксовский электротехнический колледж».

Автор: Горбатова Галина Владимировна, преподаватель химии и биологии.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                               3  

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                     4

3.УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ           11        

ДИСЦИПЛИНЫ  


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ

1.1.   Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО профессиям:

1. 150415 Сварочное производство.

2. 230111 Компьютерные сети.

3. 260807 Технология продукции общественного питания.

4. 140407 Электрические станции, системы и сети .

Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке и дополнительном профессиональном образовании.

1.2.    Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3.    Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

      В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей; в развитии современных технологий ;

- определять живые объекты в природе;

- проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

- находить и анализировать информацию о живых объектах.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема);

- историю развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке;

- роль биологической науки в формировании современной естественно- научной картины мира; о методах научного познания .

1.4.     Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося- 117 час,

 в том числе:

 обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося- 39 часов.


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

        

Виды учебнойработы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в томчисле:

             Лекции

39

Лабораторны еработы

13

Практические занятия

24

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего),

в том числе:

39

Самостоятельная  работа над курсовой работой (проектом)-не предусмотрена

Подготовка сообщений

12

Написание рефератов

6

Выполнение и защита проектов по предложенным темам

5

Решение задач по заданной теме

16

Итоговая аттестация в форме зачёта



2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1 Объект изучения биологии-живая природа

1

1

3

1

2. Роль изучения в формировании современной естественно-научной картины мира

Тема 1. Учение о клетке

Содержание учебногоматериала

6

Лабораторные и практические занятия

7

3,4.  Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Неорганические вещества. Органические вещества. Белки. Органические вещества. Углеводы.

2

1

5,6. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

2

1

7. Борьба с вирусами заболеваниями (СПИД и др.)

1

2-3

8. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

1

2

9,10.  Лабораторная работа №1.  Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

2

2

11,12.  Практическое занятие  №1. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

2

2

13,14. Практическое занятие №2.  Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

2

2

15. Контрольная работа  №1.  Цитология

1

2

Самостоятельная работа студентов

6

Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении

1

Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении

1

Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении

1

Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения

1

Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза

1

Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме

1


Тема2.Размножение и индивидуальное развитие организмов

Содержание учебного материала

5

Лабораторные и практические занятия

2

16 Организм - единое целое. Половое и бесполое размножение.

1

2

17, 18.Образование половыхклеток. Оплодотворение.

2

2

19, 20.  Эмбриональный тип онтогенеза. Органогенез. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ. Репродуктивноездоровье. Причины нарушений в развитии организмов.

2

2

21, 22. Лабораторная работа №2.  Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

2

2

Самостоятельная работа студентов

4

Биологическое значение митоза и мейоза

1

Бесполое размножение, его многообразие и практическое значение

1

Половое размножение и его биологическое значение

1

Чередование полового и без полового размножения в жизненных циклах хвощей.

1

Тема 3. Основы генетики селекции

Содержание учебного материала

4

Практические и лабораторные занятия

12

23.Г.Мендель-основоположник генетики. Генетическая терминология Законы генетики. Моногибридное скрещивание

1

2

24.  Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

1

2

25. Закономерности изменчивости. Наследственная и генетическая изменчивости Модификационная изменчивость

1

2

26. Основные достижения современной селекции культурных растений

1

3

27,28.29, 30.  Лабораторная работа №3. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания

4

2-3

31,32,33, 34.Практическое занятие №3.Анализ фенотипической изменчивости

4

2-3

35,36,37,38.Практическое занятие №4. Решение генетических задач

4

2-3

Самостоятельная работа студентов

8

Закономерности фенотипической и генетической изменчивости

2

Наследственная информация и передача её из поколения в поколение

1

Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении

1

Центры многообразия и и происхождения культурных растений

1

Центры многообразия и происхождения домашних животных

1

Значение изучения предковым форм для современной селекции

1

История происхождения отдельных сортов культурных растений

1

Тема 4. Эволюционное учение

Содержание учебного материала

12

Практические и лабораторные работы

5

39, 40. История развития эволюционных идей. Значения работ К. Линея, Ж.Б. Ламарка

2

2

41,42,43, 44. Эволюционноеучение Ч. Дарвина.  Естественный отбор Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира

4

2

45, 46. Концепциявида, егокритерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции Движущиесилыэволюции. Синтетическаятеорияэволюции

2

2

47, 48. Макроэволюция. Современные представления о видообразовании С.С. Четвериков. И.И. Шмальгаузен

2

2

49, 50.  Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного её развития. Причины вымирания видов. Биологический процесс и биологический регресс.

2

2-3

51, 52. Лабораторная работа №4. «Приспособленность организмов и ее относительность»

2

53, 54. Практическое занятие № 5. «Макроэволюция.  Изучение систематических категорий растений и животных»

2

55. Контрольная работа  №2

1

Самостоятельная работа студентов

8

Адаптивная радиация организмов, как результат действия естественного отбора

1

История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина

1

Система природы К. Линнея и её значение для развития биологии

1

Эволюционные идеи Ж.Б. Ламарка и их значение для развития биологии

1

Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина

1

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции

1

Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей

1

Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных

1

Тема 5. История развития жизни на Земле

Содержание учебного материала

3

Практические и лабораторные работы

5

56. Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на земле в процессе эволюции Современные гипотезы о происхождении человека

1

2

57,58.   Первыелюди. Современные люди Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Единство происхождения человеческих рас

2

2-3

59,60.  Лабораторная работа №4. Описание особей одного вида по морфологическому критерию

2

3

61. Практическое занятие №6. Приспособление организмов к разным средам обитания

2

3

62,63.    Практическое занятие №7. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека

1

2

Самостоятельная работа студентов

4

Современные представления о зарождении жизни  на Земле.

1

Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

1

Ранние этапы развития жизни на Земле.

1

Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.

Тема 6. Основы

экологии

Содержание учебного материала

5

Практические и лабораторные работы

8

64. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем

1

2-3

65. Пищевая связь. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

1

2-3

66. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: симбиоз, хищничество, паразитизм,  конкуренция. Искусственные сообщества

1

2

67,68.   Биосфера – глобальная экосистема. Изменения в биосфере.  Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

2

2

69.  Лабораторная работа №5. Описание антропогенных изменения в естественных природных ландшафтах своей местности.  

1

2

70.  Практическая работа №8.  Сравнительное описание одной из естественных природных систем и  агроэкосистем.

1

2-3

71,72.   Практическая работа №9. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе.

2

2

73,74. Практическая работа №10.  Описание и практическое создание искусственной экосистемы.

2

2

75,76.   Практическая работа №11.  Решение экологических задач.

2

2

Самостоятельная работа студентов

9

Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

2

Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

1

Биоценозы разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

1

Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

1

Различие экологические пирамиды и соотношения  организмов на каждой их ступени.

1

Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

1

Сукцесии и их формы.

1

Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

1

Рациональное  использование и охрана невозобновимых природных ресурсов.

Тема 7 Бионика

Содержание учебного материала.

2

77 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

1

2

78. Зачет

1

ИТОГО

117 час.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудованиеучебногокабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект учебно-наглядных пособий: модели структур ДНК, динамические пособия, портреты ученых, схемы, таблицы, транспаранты, муляжи, гербарные экземпляры мутаций у растений, скелет, магнитная доска.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

- компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор, плоттер, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации;

- автоматизированное рабочее место преподавателя, автоматизированные рабочие места учащихся;

- методические пособия, интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Богданова Татьяна Львовна, Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Издатель - АСТ-Пресс, Год издания – 2015
  2. Чебышев Николай Васильевич. Биология. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, Издатель - Академия (Academia). Серия - Среднее профессиональное образование, Год издания – 2012
  3. Резанов А.Г., Фадеева Е.О., Общая биология: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; Под ред. В.М. Константинов. - 10-e изд., стер. - (Среднее профессиональное образование), Издатель – Academia, Год издания - 2014
  4. Чебышев Николай Васильевич, Биология. Учебник для студентов среднего профессионального образования. Издатель - Академия (Academia)
    Серия -
     Профессиональное образование, Год издания - 2015
  5. Колесников С. И. Общая биология (для СПО). Учебное пособие, Издатель – Кнорус, Год издания – 2015
  6. Мамонтов Сергей Григорьевич, Захаров Владимир Борисович
    Общая биология. Учебник. Издатель – Кнорус, Серия - Среднее профессиональное образование, Год издания - 2015


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении и жизни человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать.

Усвоенные знания:

 основные положения биологических теорий и закономерностей:

- клеточной теории;

- эволюционного учения;

- учения В.И. Вернадского о биосфере;

- законы Г. Менделея,

- практические занятия;

- лабораторные работы;

- тестирования;

- выполнение индивидуальных заданий;

- контрольные работы;

- самостоятельныеработы;

- семинарскиезанятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии ФГОС-3

Программа по биологии ФГОС-3...

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа учебной дисциплины биология составлена на основании ФГОС 3. Содержит в себе следующие разделы: паспорт рабочей программы, где указаны место учебной дисциплины в структуре основной пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»

гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                   ПРОФ...

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО....

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:262019«Конструирование, моделирование и те...

рабочие программы по биологии

Рабочие программы, биология 5 класс "Русское слово", ФГОС "Вектор", 6 класс "Русское слово", ФГОС "Ракурс", 7-11 класс УМК Сонин Н.И.. и Проектная деятельность 5 класс...

Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подго...