урок
план-конспект урока по теме

Попов Виктор Андреевич

Структура автомобильного транспорта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekspluatatsiya1.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

План –конспект по теме « Структура автомобильного транспорта»

                                         Виды перевозок

Автомобильный транспорт представляет собой совокупность средств сообщения, путей сообщения и сооружений.

Средства сообщения, или подвижной состав, — это автомобили, автобусы, прицепы и полуприцепы транспортного назначения, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров.

Пути сообщения — это автомобильные дороги.

К сооружениям автомобильного транспорта относятся автотранспортные предприятия (АТП), гаражи, станции технического обслуживания (СТО), ремонтные мастерские и авторемонтные заводы (АРЗ), погрузочно-разгрузочные пункты, грузовые и пассажирские станции, автовокзалы, автозаправочные станции (АЗС).

На долю автомобильного транспорта приходится 4/5 объема перевозок, выполняемого всеми видами транспорта (включая автомобильный).

Производственный процесс на автомобильном транспорте, заключающийся в перемещении грузов и пассажиров подвижным составом, называется автомобильными перевозками. Существует два вида автомобильных перевозок: грузовые и пассажирские.

Грузовые автомобильные перевозки различают по следующим признакам:

И1

отраслевому — перевозки грузов промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и общественного питания, коммунального хозяйства, почтовые перевозки, перевозки грузов населения;

размеру партии грузов — массовые (перевозки большого объема однородных грузов) и перевозки мелких партий (перевозки большого объема однородных грузов) и перевозки мелких партий (перевозки небольших партий грузов разнообразной номенклатуры) ;

территориальному — технологические, городские, пригородные, внутрирайонные и межрайонные, междугородные и международные перевозки.

Технологические перевозки — это перевозки, выполняемые внутри предприятий или по территории строительных площадок.

Городские — это перевозки грузов на небольшие расстояния в пределах города.

Пригородные перевозки — это перевозки, осуществляемые за пределы города, на расстояние до 50 км включительно.

Внутрирайонные и межрайонные — перевозки по территории административных и экономических районов или между соседними районами.

Междугородные — это перевозки, осуществляемые на расстояние свыше 50 км, между отдельными городами и экономическими районами.

Международные — это перевозки за пределы страны или осуществляемые из-за рубежа;


времени освоения — постоянные, сезонные и временные. Постоянные — это такие перевозки, которые осуществляются на протяжении всего года. Сезонные — это перевозки, периодически повторяющиеся в определенное время года. Временные — это перевозки грузов эпизодического характера.

Пассажирские автомобильные перевозки осуществляются автобусами и легковыми автомобилями.

Автобусные перевозки пассажиров в основном выполняются по маршрутам, подразделяющимся так же, как и грузовые перевозки, на городские, пригородные, междугородные и международные.

Кроме того, среди пригородных и междугородных маршрутов выделяются сельские автобусные маршруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, с районным центром, станциями железных дорог, аэропортами, пристанями и т. д.

В особую категорию автобусных маршрутов выделяются горные. Все автобусные маршруты подразделяются на постоянные и сезонные (временные) .

Кроме перечисленных видов перевозок, автомобильный транспорт осуществляет и специфические виды перевозок пассажиров. Для них используются не только автобусы общего пользования, но и автобусы ведомственной принадлежности. К таким видам перевозок можно отнести:

туристско-экскурсионные, выполняемые либо по фиксированным (сложившимся) туристическим маршрутам, либо по разовым заказам;

перевозки учащихся (преимущественно в сельской местности), выполняемые автобусами, принадлежащими школам, колхозам и совхозам или привлекаемые из АТП общего пользования;

служебные и вахтовые, выполняемые обычно ведомственными автобусами и служащие для доставки рабочих и служащих определенного предприятия от места жительства до места работы и обратно в соответствии с режимом их работы.

Легковые автомобили используются в виде автомобилей-такси, служебных, прокатных и автомобилей индивидуального пользования.

Типы автотранспортных предприятий

Предприятия        автомобильного

транспорта подразделяются на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.

Автотранспортные предприятия осуществляют перевозку грузов или пассажиров, а также все производственные функции по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и снабжению подвижного состава.

По своему назначению АТП делятся на грузовые, пассажирские (легковые и автобусные), смешанные и специальные (скорой медицинской помощи, пожарные, коммунального обслуживания и т. п.).

По организации производственной        деятельности АТП подразделяются на: комплексные, осуществляющие транспортную работу, все виды технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (TP) и хранение подвижного состава; кооперированные, деятельность которых осуществляется с учетом централизации транспортной работы, а также централизации (частичной или полной) работ ТО и TP.i Такие кооперированные предприятия — автокомбинаты на 700—1600 единиц подвижного состава — состоят из основного предприятия и нескольких филиалов (на 150—200 единиц и более), расположенных на других территориях, — в районе обслуживания перевозками.

На основном предприятии выполняются наиболее трудоемкие и сложные виды технического обслуживания: второе техническое обслуживание (ТО-2), диагностирование и текущий ремонт (TP) всего подвижного состава, а также все виды технического обслуживания (ТО), TP и хранение той части подвижного состава, который базируется на основном предприятии. В филиалах, помимо хранения подвижного состава, выполняются техническое обслуживание в объеме ежедневного технического обслуживания (ЕО), первого технического обслуживания (ТО-1) и несложный текущий ремонт.

Размещение подобных кооперированных предприятий с филиалами способствуют приближению подвижного состава к потребителям, сокращению нулевых пробегов, а также ликвидации малоэффективных мелких предприятий.

\К автообслуживающим предприятиям относятся базы централизованного обслуживания, станции технического обслуживания, гаражи- стоянки (гостиницы для автотуристов—мотели, кемпинги), пассажирские автостанции и автовокзалы, грузовые автостанции и топливозаправочные станции.

Базы централизованного технического обслуживания (БЦТО) предназначены для централизованного выполнения сложного вида технического обслуживания и крупного текущего ремонта подвижного состава, эксплуатируемого небольшими некомплексными АТП, расположенными вблизи (БЦТО)

Размеры базы измеряются числом приписанных к ней автомобилей, которое должно примерно составлять 1000—2000 автомобилей. В зависимости от типа приписанного подвижного состава базы могут быть предназначены для грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей.

Станции технического обслуживания предназначены для обслуживания автомобилей индивидуальных владельцев, выполнения отдельных работ и всего объема (по видам) ТО и ремонта автомобилей, а также снабжения их запасными частями, принадлежностями и эксплуатационными материалами.

Они подразделяются на городские и придорожные.

Гаражи-стоянки (ГС) являются предприятиями для хранения автомобилей. Иногда на них выполняют техническое обслуживание автомобилей индивидуальных владельцев. К этому типу предприятий относятся автогостиницы (мотели) и кемпинги — гаражи-стоянки для временного хранения автомобилей туристов.

Пассажирские автостанции и автовокзалы предназначены для обслуживания междугородных и межрайонных автобусных и таксомоторных сообщений. Автостанции сооружают в городах, населенных пунктах, а также на отдельных участках дорог с относительно малой интенсивностью движения автобусов. Автовокзалы, как правило, сооружаются в крупных городах, где концентрируются конечные пункты междугородных автобусных сообщений.

Автовокзал представляет собой комплекс сооружений, обеспечивающих обслуживание пассажиров и автобусных бригад. Для пассажиров устраивают посадочные площадки, залы ожидания, билетные кассы, камеры хранения, буфеты, гостиницы, рестораны, комнаты матери и ребенка и другие бытовые помещения. Для автобусных бригад предусматривают комнаты отдыха и служебные помещения. На автовокзалах обслуживают и транзитных пассажиров по смешанным перевозкам (автобусы — железная дорога — водный транспорт). Автовокзалы делятся на классы в зависимости от их пропускной способности.


Грузовые автостанции предназначаются для сбора, хранения, комплектования и экспедирования грузов. Размер станций определяется грузооборотом и вместимостью складов.

Автозаправочные станции являются предприятиями по снабжению автомобилей эксплуатационными материалами, преимущественно топливом, а также маслами, консистентными смазками, антифризом, водой и иногда воздухом для шин.

АЗС подразделяют на городские и придорожные. Обычно АЗС специализируются по роду топлива: бензиновые, дизельные, газобаллонные.

Авторемонтные предприятия являются также специализированными предприятиями, производящими ремонт (восстановление) автомобилей и агрегатов. К ним относятся авторемонтные и агрегатно-ремонтные заводы, авторемонтные мастерские, шиноремонтные мастерские или заводы, аккумуляторные зарядно-ре- монтные станции и специализированные цехи. Специализированные цехи и мастерские выполняют ремонт узлов и механизмов автомобиля, а также окрасочные, кузовные и другие работы, обслуживая автоэксплуатационные предприятия в централизованном порядке.

 Структура пассажирских и грузовых автотранспортных предприятий

Работа АТП обеспечивается функционированием различных служб и отделов, входящих в ее состав.

Служба эксплуатации предназначена для организации и осуществления перевозок грузов и пассажиров в соответствии с установленными планами и заданиями.

Служба эксплуатации руководит работой автомобилей на линии, составляя их рациональные маршруты, осуществляя диспетчерское руководство работой автомобилей на линии, ликвидируя непроизводительные простои и уменьшая их порожние пробеги. Служба эксплуатации организует также труд водителей и  внедряет передовые методы работы на линии. Ей подчинены начальники колонн и водители. В состав службы эксплуатации входит группа безопасности движения, которая занимается разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, медицинским контролем водителей перед выездом на линию и профилактическим осмотром выпускаемых автомобилей.

Возглавляет службу эксплуатации заместитель директора по эксплуатации.

В состав службы эксплуатации грузовых АТП входят грузовая и диспетчерская группы. В автобусных предприятиях служба эксплуатации включает: группу контроля и сбора денежных средств, группу анализа, учета перевозок, организации и регулярности движения, диспетчерскую группу по выпуску автобусов на линию.

Техническая служба обеспечивает техническую готовность подвижного состава к работе на линии, своевременным и качественным выполнением технического обслуживания и ремонта, а также надлежащим хранением и снабжением его эксплуатационными материалами. Кроме того, техническая служба осуществляет мероприятия по экономии топ- ливосмазочных материалов, запасных частей и шин, внедряет механизацию и автоматизацию во все гаражные процессы.

Руководителем технической службы является главный инженер — заместитель директора АТП. Техническая служба включает в себя следующие подразделения и отделы: производственно-технический, гаражный, главного механика, зоны технического обслуживания и текущего ремонта, производственные и вспомогательные участки.

Планово-экономический отдел занимается планированием производственной работы АТП и учетом выполнения плана по всем показателям. Бухгалтерия, отдел снабжения, отдел кадров и административно-хозяйственный отдел выполняют функции, типичные для этих подразделений.

Во главе каждого АТП стоит директор, являющийся распорядителем кредитов и юридически ответственным лицом. Директору подчинены непосредственно руководители служб эксплуатации и безопасности движения, технической службы и начальники всех отделов: планово- экономического, кадров, снабжения, административно-хозяйственного и бухгалтерии. Директор координирует совместную работу всех подразделений и общественных организаций АТП.

Контрольные вопросы

__ 1. Назовите типы автотранспортных предприятий.

  1. Что такое комплексное автотранспортное предприятие?
  2. Какие предприятия автомобильного транспорта относятся к автообслуживающим?
  3. Какие виды работ выполняют на базе централизованного технического обслуживания (БЦТО) ?
  4. Каково назначение службы эксплуатации и технической службы в АТП?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры

. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся  развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье  подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...