Урок по теме "Работа привода автостопа и электрическая схема управления приводом автостопа."
план-конспект урока на тему

Творогов Борис Михайлович

Данный урок проводится при изучении автостопов применяемых на железных дорогах и метрополитенах. Работа привода автостопа, его взаимодействие с электрической схемой и процессами происходящими при этом освещается в технической литературе не достаточно понятно для студентов колледжей. Поэтому автором была предпринята попытка связать электрические и механические процессы в единое целое. Практика показала, что это в достаточной степении удалось. Студенты смогли связать зависимости этих процессов и сформировать знания о их работе более полноценно. Урок проводится после изучения механического устройства автостопа и после изучения электрической схемы его. Буду рад всем замечаниям и дополнениям по этому материалу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа привода автостопа и его электрическая с хема управления. . Тема урока

Слайд 2

С формировать целостное понимание механических и электрических процессов работы привода автостопа. Цель урока

Слайд 3

Работа механизмов автостопа. Вопросы: 1. Что приводит в действие механизм автостопа? 2. Как передаётся вращение на валик коммутатора автостопа? 3. Что обеспечивает закрытие автостопа при отсутствии напряжения электропитания цепи автостопа? 4. Что предотвращает поломку зубьев шестерен при заклинивании рычага автостопа? 5. Что регулирует число оборотов двигателя?

Слайд 5

Р ассмотрим режимы работы электрической схемы автостопа. 1. Режим открытого автостопа. 2. Режим начала закрытия автостопа. 3. Режим окончания закрытия . 4. Режим полного закрытия автостопа. 5. Режим работы на открытие автостопа.

Слайд 6

Режим открытого автостопа. 1. Покажите на схеме электрическую цепь в режиме открытого автостопа; 2. Как работает автостоп в этом режиме? 3. Почему рычаг автостопа удерживается в горизонтальном положении? 4. Как регулируется ток в обмотках двигателя (как уменьшить ток и как увеличить)? 5.Чему равна величина удерживающего тока? 6. Как определить достаточность величины тока при отсутствии амперметра?

Слайд 8

Режим начала закрытия автостопа . Что происходит при вступлении поезда на участок, ограждаемый сиг­налом и автостопом? Покажите на схеме электрическую цепь в режиме начала закрытия автостопа; Зачем нужно менять фазы включения двигателя? Почему не отключается дроссель ДР3 и что при этом происходит? Как отличается ток фаз А и В, от тока фазы С ?

Слайд 10

Режим окончания закрытия . Что происходит при повороте валика коммутатора на угол 16º ?

Слайд 12

Режим полного закрытия автостопа . Что происходит при дальнейшем повороте валика коммутатора? Покажите на схеме электрическую цепь режима полного закрытия автостопа; Какие контакты создают цепь двигателя для работы привода на открытие?

Слайд 14

Режим работы на открытие автостопа. Что происходит после освобождения поездом участков, ограждаемых сигналом и автостопом? Покажите на схеме электрическую цепь режима работы на открытие автостопа; Какие группы контактов образуются в начале работы привода на открытие? Какие контакты подготавливают цепь двигателя для работы привода на закрытие. Какие контакты размыкаются, когда привод полностью срабатывает на открытие и что при этом происходит?

Слайд 16

Закрепление изученного материала на компьютерных тестовых материалах.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Работа привода автостопа и электрическая схема управления приводом автостопа.

Цель урока:

  1. Закрепить знания учащихся по режимам работы схемы управления приводом автостопа;
  2. сформировать умение анализа действия электрических схем;
  3. сформировать знания комплекса в системе работы режимов автостопа.
  4. сформировать целостное понимание механических и электрических процессов работы привода автостопа.

МТО: 1. Действующее устройство автостопа с рельсовой цепью и диспетчерским пультом.

2. Авторские тестовые компьютерные материалы по режимам работы электрических схем автостопа.

3. Компьютерный класс, компьютерная программа MyTestS.

4. Демонстрационные материалы по устройству автостопа и вопросы к ним, выполненные программе PawerPoint.

Орг. Момент: самоподготовка к уроку по материалу уроков режимов работы автостопа и проверка полноценности записей в конспекте. (5 мин.)

Ход урока:

                    Закрепление знаний по режимам работы механических узлов автостопа. (10мин.)

  1. Работа механизмов автостопа.

Устный опрос учащихся на поставленные вопросы с указанием механизмов на действующем автостопе  и разъяснением принципа их работы.

Вопросы демонстрируются на экране.

Затем, демонстрируется кинематическая схема автостопа.

Учащиеся готовят ответы по конспектам и кинематической схеме автостопа демонстрируемой на экране.

Далее учащиеся отвечают на вопросы у действующего устройства автостопа.

Вопросы:

1. Что приводит в действие механизм автостопа?

2. Как передаётся вращение на валик коммутатора автостопа?

3. Что обеспечивает закрытие автостопа при отсутствии напряжения электропитания цепи автостопа?

4. Что предотвращает поломку зубьев шестерен при заклинивании рычага автостопа?

5. Что регулирует число оборотов двигателя?

  1.  Закрепление знаний по режимам работы электрической схемы автостопа. (10 мин.)

Восстановление в памяти учащихся названий режимов работы автостопа, которые демонстрируются на экране.

  1. Назовите режимы работы автостопа.

1. Режим открытого автостопа.

2. Режим начала закрытия автостопа.

3. Режим окончания закрытия.

4. Режим полного закрытия автостопа.

5. Режим работы на открытие автостопа.

Последовательный анализ учащимися режимов работы автостопа.

На экране демонстрируются вопросы по режимам работы электрических схем автостопа и схемы режимов работы.

Устный опрос учащихся на поставленные вопросы с анализом работы схем автостопа  и разъяснением принципа их действия по схемам на экране.

  1. Режим открытого автостопа.

Вопросы:

1. Покажите на схеме электрическую цепь в режиме открытого автостопа;

2. Как работает автостоп  в этом режиме?

3. Почему рычаг автостопа удерживается в горизонтальном положении?

4. Как регулируется ток в обмотках двигателя (как уменьшить ток и как увеличить)?

     5.Чему равна величина удерживающего тока?

6. Как определить достаточность величины тока при отсутствии амперметра?

  1. Режим начала закрытия автостопа.
  1. Что происходит при вступлении поезда на участок, ограждаемый сигналом и автостопом?
  2. Покажите на схеме электрическую цепь в режиме начала закрытия автостопа;
  3. Зачем нужно менять фазы включения двигателя?
  4. Почему не отключается дроссель ДР3 и что при этом происходит?
  5. Как отличается ток фаз А и В, от тока фазы С?

  1. Режим окончания закрытия.
  1. Что происходит при повороте коммутатора на угол 16º ?

  1. Режим полного закрытия автостопа.
  1. Что происходит при дальнейшем повороте валика коммутатора?
  2. Покажите на схеме электрическую цепь режима полного закрытия автостопа;
  3. Какие контакты создают цепь двигателя для работы привода на открытие?

Разбор механических и электрических режимов работы автостопа окончен.

Приступаем к самостоятельной работе с тестами на компьютерах.

Самостоятельная работа учащихся: выполнение тестовых заданий по режимам работы автостопа с помощью компьютерной программы «My Tests». (15 мин.)

Закрепление материала: повторение - трудных вопросов, основных положений темы, ответы на вопросы учащихся. (5 мин.)

Подведение итогов урока. Разбор типичных ошибок и объяснение непонятого материала. Простановка оценок. (5 мин.)

Домашнее задание. Изучение материалов технологических карт обслуживания автостопа. 1. Конспект. 2. «Сборник технологических карт по обслуживанию устройств СЦБ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Работа привода автостопа и электрическая схема управления приводом автостопа."

Данный урок проводится при изучении автостопов применяемых на железных дорогах и метрополитенах. Работа привода автостопа, его взаимодействие с электрической схемой и процессами происходящими при этом...

Электрические схемы автоматизации компрессорных и вентиляторных установок

   Практическая самостоятельная работа по дисциплине «Электрооборудование холодильно-компрессорных   машин и установок» для студентов, обучающихся по специальности 150414 «М...

Правила построения электрических схем. Монтаж электрических схем

Правила построения электрических схем. Монтаж электрических схем...

Методическая разработка учебного занятия "Электрическая схема автоматического привода насосной станции"

Данная разработка участвовала во втором Всероссийском конкурсе "Конкурс педагогических достижений" на портале профессионального сообщества педагогов "Методисты.ру" в творческой группе НПО/СПО и была у...

Основные принципы построения и чтения ПЭС (принципиальных электрических схем) управления электроприводом

Данная методическая разработка предназначена для широкой аудитории преподавателей и студентов технических специальностей, а также для мотивации технического творчества обучающихся....