Статья: Формирование педагогической компетенции...
статья на тему

Котов Алексей Иванович

В статье отражены стратегические ориентиры государства и информационные изменения в сфере подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения по вождению автомобиля, отличающиеся направленностью на преодоление нестандартных профессиональных ситуаций; наличием внутреннего механизма развития; способностью к целеполаганию, планированию действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_pedagogicheskoy_kompetentsii.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование педагогической компетенции  мастера производственного обучения по вождению автомобиля в системе профессионального образования

Аннотация: В статье отражены стратегические ориентиры государства и информационные изменения в сфере подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения по вождению автомобиля, отличающиеся направленностью на преодоление нестандартных профессиональных ситуаций; наличием внутреннего механизма развития; способностью к целеполаганию, планированию действий.

Ключевые слова: мастер производственного обучения, педагогическая культура, педагогические компетенции, профессиональное образование, образовательная организация

Каждый выпускник профессионального образовательного учреждения должен обладать не только знаниями, умениями и навыками, но и осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, обладать такими личностными качествами, которые дадут ему устойчивость и гибкость в современных условиях жизни.

В современной системе профессионального образования необходимо постоянно повышать качества подготовки педагогических кадров, всесторонне-гармоничного развития их личности. В этой связи должна вестись работа над самим собой, повышать уровень профессионализма, постоянно вести обмен опытом, вести научно-исследовательскую деятельность, вести постоянно мониторинги.  Руководителям  образовательных учреждений нужно создавать условия для развития профессиональной компетентности мастеров производственного обучения с учетом современных тенденций развития профессионального образования. Только так обеспечивается развитие творческой личности студентов, будущих специалистов.

         Президент России отметил, что инженерные и рабочие профессии требуют высочайшей компетенции, в соответствии с этим РФ выстраивает систему современных профессиональных стандартов. И поэтому важнейшей задачей является обновление и повышение качества среднего профессионального образования, укрепление его связи с реальным производством.

Чтобы обеспечить страну высококачественными специалистами и  конкурентоспособными выпускниками нужно повышать уровень профессионализма педагогов и мастеров производственного обучения, постоянно повышать уровень профессиональных компетенций, личных качеств.

В процессе преподавания мастер производственного обучения с годами вырабатывает свой стиль изложения материала, который становится доступным, понятным и легким студенту. Мастер обязательно учитывает индивидуальные особенности студента, его пол, возраст, эмоциональное состояние. В своей работе часто использует элементы исследовательского и творческого подхода. Но эти качества вырабатываются с опытом преподавания, а вначале своей педагогической деятельности мастера производственного обучения сталкиваются с большими проблемами усвоения практических умений и навыков управления транспортными средствами категории В и С студентами. Обеспечение безопасности дорожного движения связано непосредственно с повышением уровня подготовки водителей транспортных средств.

         Мастера производственного обучения сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с качеством преподавания теоретических дисциплин и усвоения практических умений и навыков, нет целенаправленного сегмента образовательных услуг. Государство не готовит специально инструкторов по обучению вождению транспортных средств и педагогов для работы в автошколах.

Таким образом, проблема повышения качества педагогической компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения чрезвычайно актуальна в современных условиях.

Главным показателем успешной работы автошколы выступает высокий процент сдачи ее выпускниками экзаменов на получение права управления транспортными средствами с первой попытки и количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине водителей со стажем управления менее трех лет . Эти показатели, безусловно, являются важными критериями оценки эффективности работы автошколы, однако связаны с результатами деятельности самой автошколы и не позволяют выявить по этим критериям причины хорошей или плохой работы автошколы. Любому человеку с педагогическим образованием или опытом работы в образовательной организации ясно, что эти критерии не в полной мере отражают уровень педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения.

Предназначение мастера производственного обучения в том, чтобы обучающиеся накопили багаж компетенций, необходимых им  в их профессиональной деятельности. Поэтому главной задачей мастера производственного обучения, является проблема формирования профессиональных компетенций на уроках производственного обучения. Личность человека возникает и развивается в процессе и результате разрешения жизненно важных для него ситуаций. Деятельность студентов  по поиску выхода из ситуаций -  есть основная движущая сила, а сами ситуации – реальный источник личностного и профессионального развития. Для того чтобы развивать профессиональные знания, организаторские умения необходимо систематически ставить обучающихся в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде деятельности.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Рассмотрим формирование профессиональных компетенций на уроках индивидуального вождения автомобиля.

Общее состояние системы обеспечения безопасности дорожного движения требует решения проблемы подготовки специалистов, способных на качественном уровне осуществлять основные виды деятельности в данной сфере: инженерно-техническую, педагогическую, социально-правовую. Особое внимание необходимо уделять развитию автошкол и других специализированных организаций, которые в большинстве случаев не имеют достаточной учебно-методической базы и квалифицированных преподавательских кадров.

Обязательными компонентами компетентности являются:

➢ положительная мотивация;

➢ ценностно-смысловое представление о содержании и результатах деятельности;

➢ знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности;

➢  умение, опыт, навык

Анализ структуры и содержания деятельности специалиста, работающего в сфере эксплуатации автотранспорта, показывает, что он должен владеть целым комплексом профессиональных качеств, обладать высоким социокультурным, интеллектуальным и нравственным потенциалом. Следовательно, система подготовки водителя должна обеспечивать формирование всех компонентов его профессионализма. Это требует разработки механизмов переноса основных положений методологии проектирования образовательных систем в практику организации подготовки специалистов в сфере автотранспортного производства в условиях  профессионального образования.

Я считаю, что задачей подготовки и переподготовки водителей является повышение их профессионализма, то есть водительского мастерства. В настоящее время пока еще нет даже лишь приближенного единого для всех людей и условий критерия соответствия всем требованиям эффективного и безопасного вождения. Существует необходимость понятия водительского мастерства или водительской непригодности.

Мастер производственного обучения должен иметь высокую профессиональную и методическую подготовку, высокий образовательный уровень, быть специалистом, воспринимающим все новое и передовое, обладающим чувством высокой личной ответственности за обучение вождению. Он должен быть примером для студентов. А также быть честным, принципиальным, требовательным, трудолюбивым, скромным. Общение с мастером производственного обучения, пользующимся авторитетом и уважением, оставляет глубокий след в сознании обучающегося вождению. Отсюда понятно значение личного примера. Мастер производственного обучения, допускающий нарушения правил безопасности движения, пренебрегающий своими служебными обязанностями, исполнением гражданского долга, теряет моральное право делать замечания кандидатам в водители. В результате между кандидатом в водители и инструктором по вождению возникает отчужденность, и инструктор уже не может полноценно исполнять свою роль.

Чтобы научить кандидата в водители хорошо водить автомобиль, мастер производственного обучения должен уметь не только разъяснить, но и образцово решить любую задачу и выполнить прием. Каждый мастер производственного обучения сам должен уметь выполнять специфические учебные задачи по преодолению препятствий на автодроме и на учебных маршрутах.

Профессиональное мастерство, кроме отличных навыков вождения, должно включать также хорошее знание устройства автомобиля, его обслуживания, правил и основ безопасности движения.

Методическая подготовленность мастера производственного обучения слагается из знаний основ педагогики, психологии и методики обучения вождению, а также умения применять эти знания на практике. Главное средство повышения мастерства обучающихся вождению - изучение и использование всего опыта передовых инструкторов по вождению.

Передавая обучаемым технические знания и опыт вождения автомобиля, мастер производственного обучения обязан прививать им чувство личной ответственности за соблюдение ПДД, воспитывать у кандидатов в водители такие качества, как дисциплинированность и аккуратность во время вождения, инициативность и решительность, твердость воли и смелость.

Труд преподавания нелегок. Но это не дает ему права на срывы и грубость. Между грубостью и требовательностью нет ничего общего.

Умение быть требовательным, настойчивым и в то же время выдержанным - непременное условие успеха инструктора в процессе работы по обучению студентов вождению автомобиля. Однако требовательность не дает нужных результатов, если она не сочетается с вниманием к обучаемым, отзывчивостью и подлинной заботой о них.

Список литературы:

  1. Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск,  2004.
  2. Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2004.
  3. Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа. (методические рекомендации), Мозырь, 2006.
  4. Майборода О.В. «Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категории «C», «D», «E» / Олег Владимирович Майборода. – Издательский центр «Академия» 2004-256с.
  5. Скакун В.А. «Методика преподавания специальных и общественных предметов, (в схемах и таблицах): Учебное пособие для начальных профессионального образования / Владислав Александрович Скакун.- М.: Издательский центр «Академия». 2005.-128с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование языковой компетенции у студентов аграрного колледжа

Методика обучения иностранным языкам в средних профессиональных учебных заведениях определяется целями и задачами обучения иностранным языкам, а также профессиональной направленностью и условиями кажд...

Статья "Формирование профессиональных компетенций по дисциплинам социально-экономического профиля"

Статья о роли межпредметных связей и проектных технологий в формировании профессиональных компетенций. О собственном опыте работы в группах студентов, обучающихся по специальности 100120 "Сервис на тр...

Статья "Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Переход среднего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО) и разработка в соответствии с ними основных профессиона...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

Статья "Формирование прорывных компетенции в процессе онлайн предпринимательских игр"

В колледже студенты разных специальностей активно участвуют  в Предпринимательских играх, организованных ассоциацией образовательных учреждений потребительской кооперации при содействии Агентства...

Статья.Формирование профессиональных компетенций студентов СПО.

Рассматриваются направления образовательной деятельности по повышению мотивации и формированию общих и профессиональных компетенций у студентов СПО...

Статья «Формирование профессиональных компетенций в СПО по специальности «Сестринское дело»

МАТЕРИАЛЫ VI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ«Образование в XXI веке»...