Методическая разработка урока производственного обучения на тему: «Элементы колес"
методическая разработка на тему

Жигалова Татьяна Алексеевна

Методическая разработка данного практического занятия составлена на основе рабочей программы учебной дисциплины ОП 01 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 23.02.03 ТОРАТ.

В данной методической разработке представлены методы реализации формирования знаний и умений, определенных темой практического занятия.

Тема учебного занятия по тематическому планированию - "Элементы колес". Практическое занятие №22.

Цель занятия: закрепление теоретических знаний практическими занятиями.

Задачи занятия:

обучающие: обобщить и применить на практике знания по устройству колес автомобилей.Изучить конструкцию шин автомобиля. Уметь читать маркировочные надписи и индексы, нанесенные на шину.

развивающие: развивать профессиональные навыки: умение анализировать, сравнивать, выделять главное, общее, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать навыки  работы с оборудованием для практических занятий. Развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с оборудованием и инструментами при проведении практических занятий. Формировать способность к рефлексии своей деятельности.

воспитательные: воспитывать чувство ответственности за выполненную работу. отрабатывать умение работать самостоятельно и в малых группах. воспитывать независимость суждений, чувство дисциплинированности при выполнении практического занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_uroka.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

СПБ ГБПОУ «Индустриально-Судостроительный лицей»

                                         МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

УД. ПМ 01. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА

основной профессиональной образовательной программы –

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности

23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

МДК 01.01 «Устройство автомобилей»

Выполнил: мастер п/о Жигалова Т.А.

Санкт- Петербург 2018


        СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Технологическая карта урока…………………………………………….4

Литература (информационное обеспечение)……………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ


  1. Пояснительная записка

Данная учебная дисциплина относится к профессиональному модулю ПМ 01 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта».

МДК 01.01 «Устройство автомобилей». В результате освоения междисциплинарного курса по устройству автомобилей обучающиеся выполняют практические занятия и лабораторные работы в объеме 84 часов.

Применение технологии взаимодействия в сотрудничестве формирует у обучающихся чувства ответственности за свою работу. Умение работать самостоятельно, формировать у обучающихся рациональных приемов, проводить анализ правильности выполненной работы, развивать навыки работы с инструментами, оборудованием, развивать умение самостоятельно пользоваться электронными нормативными базами, формировать способности к рефлексии своей деятельности.

Методическая разработка данного практического занятия составлена на основе рабочей программы учебной дисциплины ОП 01 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 23.02.03 ТОРАТ.

В данной методической разработке представлены методы реализации формирования знаний и умений, определенных темой практического занятия.


Технологическая карта урока

По УД ОП ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

МДК 01.01 «Устройство автомобилей»

МДК, группа

МДК 01.01 «Устройство автомобилей», 2-17

Преподаватель

Жигалова Татьяна Алексеевна

Тема учебного занятия,

 № учебного занятия по тематическому планированию

«Элементы колес». Практическое занятие №22

Цель занятия

Закрепление теоретических занятий практическими занятиями

Задачи занятия

обучающие

развивающие

воспитательные

Обобщить и применить на практике знания по устройству колес автомобилей, особенностях их устройства.

Изучить конструкцию шин автомобиля.

Уметь читать маркировочные надписи и индексы, нанесенные на шину.

Развивать профессиональные навыки: умение анализировать; сравнивать; выделять главное; общее; устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать навыки работы с оборудованием для практических занятий. Развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с оборудованием и инструментами при проведении практических занятий. Формировать способности к рефлексии своей деятельности.

Воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.

Отрабатывать умение работать самостоятельно и в малых группах.

Воспитание независимости суждений. Воспитание чувства дисциплинированности при выполнении практического занятия.


Формируемые

ПК 1.1 – 1.3

ОК 1- 9

ПК 1.1 Техник должен организовывать и проводить работу по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

ПК 1.2 Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонту автотранспортных средств.

ПК 1.3 Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

ОК 1. Техник должен понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности.

Вид учебной деятельности

Практическое занятие. Выполнение практического занятия по теме «Колеса, шины. Устройство колес».

Оборудование

- доска, рабочее место преподавателя, оборудованное компьютером с программным обеспечением, соответствующим разделам программы практического занятия.

Инструкционные карты по практическому занятию, лист самооценки.


Предполагаемые результаты

Опыт репродукции:

  • работа по алгоритму на практическом занятии по теме: «Колеса, шины. Устройство колес»;
  • ответы на вопросы и задания;
  • умение использовать необходимую информацию;
  • формировать навыки , умения, составлять схемы, производить расчеты;
  • формировать логические выводы;
  • оформлять записи по практическому занятию в тетрадь.

Опыт творческих действий

  • выбор темы практического занятия и ее обоснование;
  • выбор хода учебного занятия посредством расположения содержания в определенной логике (анатомический или физиологический подход).

Опыт отношения (к себе, к своим возможностям, к жизни и к учебной дисциплине «Устройство автомобилей»):

  • все взаимосвязано, взаимозависимо и познаваемо;
  • «Я успешен, я многое могу».

Педагогические технологии: коммуникативные, алгоритмические импровизационного воздействия.

Основные профессиональные позиции преподавателя на учебном занятии: собеседник, консультант, координатор, «настройщик», руководитель, наблюдатель, слушатель, равноправный участник взаимодействия.

Этапы учебного занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Доска и оборудование

I.Организационный этап

Мотивация деятельности

Проверяет готовность обучающихся к занятию. Спрашивает о правилах техники безопасности при проведении практического занятия

Обучающиеся готовятся к практическому занятию, организуют рабочее место. Повторяют правила техники безопасности

Тема:


Хочу, чтобы все повторили о правилах техники безопасности при работе с инструментом и оборудованием, с измерительными приборами, необходимыми для практического занятия.

Назовите инструмент и оборудование для занятия

  1. Колесо легкового автомобиля в сборке;
  2. Покрышка от легкового автомобиля;
  3. Домкрат гидравлический;
  4. Домкрат реечный;
  5. Болты для крепления колес – 6 штук;
  6. Камера;
  7. Золотники – 2 штуки;
  8. Штангельциркуль;
  9. Шинный манометр – 2 шт;
  10. Балонный ключ;

1. Слесарь по ремонту автомобилей должен уметь оказать первую помощь пострадавшему до прибытия скорой медицинской помощи.

2. Производственный травматизм возникает вследствие недостатков в организации труда, в отсутствии должностного контроля за их выполнением:

- отсутствие инструмента на рабочем месте;

- нарушение технологического процесса;

- неисправности оборудования, приспособлений и инструмента или его несоответствие условий выполняемых работ;

- недостаточное освещение;

- демонтаж шин с диска колеса необходимо производить после полого снятия давления в камере шин.

II. Актуализация знаний обучающихся

Сегодня для выполнения практического занятия нам потребуются знания предыдущих лекций

Мы будем говорить с вами о колесах и шинах автомобилей.

1. Обучающиеся готовят ответы на тестовые задания, которые имеются на столе для каждого.

Мы будем говорить с вами о колесах и шинах

1. Какую роль выполняют колеса для автомобилей?

2. Требования, предъявляемые к колесам?

Сборка и разборка колес автомобиля  отработана с группой обучающихся 2-17 практически в автоцентре г. Курска «Лифан». Урок проводился на производстве в рамках «социальное партнерство» 17.01.2017 г.

Обучающиеся: роль колес – обеспечить связь автомобиля с дорогой. Колеса воспринимают всю массу автомобиля. Колеса обеспечивают поступательное движение автомобиля и изменение направления его движения. Колеса смягчают толчки и удары.

Обучающиеся: колеса обеспечивают

- высокие долговечность и износостойчивость;

- бесшумность работы;

Легкость монтажа и демонтажа;

- самоочищаемость беговой части шины.

3. Для чего предназначены автомобильные шины?

Обучающиеся: шины это элементы колес. Они выполняются из резины и специальной ткани. Шины предназначены для смягчения толчков   и ударов,  уменьшения шума при движении и уменьшении разрушающего действия колеса автомобиля.

Для ответа на вопросы обучающиеся разделены на малые группы по 3 человека в каждой малой группе.

Преподаватель оценивает ответ каждого обучающегося.

4. Перечислите основные требования к шинам?

Обучающиеся: шины должны иметь высокую износоустойчивость; хорошее сцепление с дорожным покрытием; малое давление на грунт (для автомобилей высокой и повышенной проходимости); малое сопротивление качению; хорошие упругие и амортизирующие свойства.

5. Как делятся шины по величине внутреннего давления воздуха?

Обучающиеся: по величине внутреннего давления воздуха шины бывают:

- высокого давления (5 – 7кгс/см2 или 0,5 – 0,7 Мпа);

- низкого давления  (1,5 – 5,5 кгс/см2 или 0,15 – 0,55 Мпа);

- сверхнизкого давления (0,5 – 1,8 кгс/см2 или 0,05 – 0,18 Мпа).

6. Чем отличается камерная шина от бескамерной?

Обучающиеся: камерная шина состоит из покрышки, камеры и ободной ленты. Ободные ленты применяются при монтаже шины на разъемные ободья для предохранения камеры от защемления между элементами обода, а также между бортами покрышки и ободом.

Устройство бескамерной шины в основном такое же как у камерной, но в ней отсутствует камера.

7. Что служит для накачки пневматических камерных шин?

Обучающиеся: для накачки пневматических шин служат вентили. Для шин грузовых автомобилей применяют металлические вентили. Камерные шины легковых автомобилей  имеют резинометаллические вентили. Бескамерные шины снабжают металлическими вентилями с хорошим уплотнением резиновыми кольцами, шайбами и гайками.

8. Какие сведения содержатся в маркировке шин?

Обучающиеся: в маркировке шин содержатся следующие сведения:

- товарный знак завода-изготовителя;

- обозначение шины (на обеих сторонах покрышки), камеры, ободной ленты;

- знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);

- норма слойности (для покрышек) НС или PR – обозначает расчетное число слоев в каркасе шины и определяет величину максимально допустимой нагрузки на шину. Число слоев может меяться в зависимости от типа корда;

- обозначение максимально допустимой нагрузки на шину и соответствующего ей давления (для покрышек Qmax – 1660 Н, Рmax – 0,16 Мпа);

- обозначение стандарта (ГОСТ или ТУ);

- заводской номер шин (на покрышках), например Я XI 99, 487767, где Я – предприятие –изготовитель, XI – месяц изготовления, 99 – год изготовления (1999), 487767 – серийный номер;

- страна – изготовитель.

9. Преподаватель предлагает обучающимся просмотр фильма по теме «Колеса и шины» (продолжительностью 15 минут).

Для актуализации знаний обучающихся в фильме рассматриваются два вопроса:

1. Как поменять поврежденное колесо на автомобиле.

2. Общее устройство шин и колес.

Обучающиеся: фильм нам понравился, в его содержании даются ответы на трудные вопросы об устройстве колес и шин, а также рассмотрен практический вопрос о замене поврежденного колеса на автомобиле.

III. Выполнение практического занятия

Тема нашего практического занятия «Элементы колес»

Правила техники безопасности при снятии колес с автомобиля

  1. При снятии колеса с автомобиля можно ли удлинить балонный ключ?
  2. Обязательно ли выставлять знак аварийной остановки во время замены колеса на автомобиле?

Формулировка цели практического занятия: попробуйте самостоятельно сформулировать цель выполнения практического занятия

Обучающиеся: при снятии колеса с автомобиля балонный ключ удлинить нельзя.

Обучающиеся: во время замены колеса на автомобиле следует обязательно выставлять знак аварийной остановки.

Обучающиеся формируют цель, исходя из названия практического занятия и цели практического занятия.

Целью практического занятия является: изучить устройство колес автомобилей; конструкцию шины автомобиля; практически отработать способы измерения давления в шине; правила пользования манометром и домкратом; уметь читать маркировочные надписи и индексы, нанесенные на шину.

Практически продефектовать шину.

Знать порядок затяжки колесных болтов.

Оборудование для выполнения практического занятия

  1. Колесо легкового автомобиля в сборе – 1 шт.
  2. Покрышка от легкового автомобиля – 2 шт.
  3. Домкрат гидравлический – 1 шт.
  4. Домкрат реечный – 1 шт.
  5. Болты крепления колес – 6 шт.
  6. Камера – 1 шт.
  7. Золотники – 2 шт.
  8. Штангельциркуль – 1 шт.
  9. Шинный манометр – 2 шт.
  10. Балонный ключ – 1 шт.

IV. подведение итогов практического занятия

Вы выполнили необходимые практические работы на практическом занятии.

Какие выводы вы сделали?

Какие вопросы вас заинтересовали на практическом занятии?

Обучающиеся: практическое занятие показывает, что закрепить теоретические знания можно только при использовании практических навыков.

Обучающиеся: элементы колес выполняют важную роль на автомобилях. На автомобилях применяются шины различных типов. Определяющий показатель:

  1. Назначение: легковые, грузовые.
  2. Герметизация: камерные, бескамерные.
  3. Конструкция: диагональные, радиальные, с регулируемым давлением.
  4. Габаритные размеры: малогабаритные, среднегабаритные, крупногабаритные.
  5. Профиль: обычные, широкопрофильные, низкопрофильные, сверхнизкопрофильные, арочные, пневмокатки.

В каких единицах измеряется давление в шине?

Обучающиеся: давление в шине измеряется в Барах.

Из каких элементов состоит шина?

Обучающиеся: шина состоит из покрышки, камеры и ободной ленты.

Камера снабжается вентелем для накачивания и выпуска воздуха.

Ободная лента – эластичное кольцо, предохраняющее истирание камеры.

Покрышка – это оболочка, воспринимающая нагрузку со стороны дороги.

V. Рефлексия

У вас на столах находится лист самооценки, заполните его. Оцените свою работу

Алгоритм самооценки.

1-й шаг. Сформулировал цель? Определил план работы? Сделал вывод?

2-й шаг. Осуществил сбор информации? Составил необходимые, указал результаты измерений и вычислений?

3-й шаг. Правильно использовал оборудование?  Получил результаты практически продефектовать шину? Соблюдал правила техники безопасности?

4-й шаг. Справился полностью и самостоятельно или с чьей-то помощью (кто-то помогал, в чем)?

5-й шаг. Определил оценку, которую ты себе поставишь.

VI. Домашнее задание

Оформить в тетради отчет по практическому занятию и подготовить ее к защите.


Информационное обеспечение

Основные источники

  1. А.П. Пехальский, И.А. Пехальский. Устройство автомобилей. – М., «Академия», 2006 г.
  2. Ю.Т. Чумаченко, А.И. Герасименко, Б.Б. Рассанов. Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Учебное пособие. Р/на Дону, «Феникс», 2008 г.
  3. Ф.И. Ламака. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей. – М., Издательский центр «Академия», 2009 г.
  4. А.В. Богатырев, Ю.К. Есеновский-Лашков, М.Л. Насоновский, В.А. Чернышев. Автомобили. – М, «Колос», 2006 г.
  5. В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. Усройство автомобилей. – М., ИД «Форум» - Инфра – М, 2006 г.
  6. В.С. Малкин. Техническая эксплуатация автомобилей. Технические и практические аспекты. – М., ИЦ «Академия», 2009 г.

Дополнительная литература

  1. Ю.М. Слон. Автомеханик. Среднее профессиональное образование. Ростов – на – Дону «Феникс», 2008 г.
  2. О.Б. Даутова, И.В. Муштавинская. Новая идеология ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода в образовании. Методическое пособие. – М., «Русское слово», 2015 г.
  3. И.В. Мельников. Автомеханик. Ростов н/Д, 2009 г.

Интернет ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:

www.Lada-motors.ru

www.autoservis.ru

Наглядные пособия:

  1. Фильм. Как поменять поврежденное колесо на автомобиле.
  2. Фильм. Общее устройство шин и колес.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"

Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме:«Блюда и гарниры из тушеных овощей»

Данная работа выполнена в виде методической разработки, рекомендации по приготовлению блюд и гарниров из овощей содержит конкретный материал в приложении и может служить пособием для мастеров производ...

Методическая разработка урока производственного обучения на тему: «Элементы колес"

Методическая разработка урока производственного обучения на тему: «Элементы колес"...