Методические указания к практической работе
методическая разработка

Михальченко Марина Валерьевна

Методические указаня для студентов по МДК Управление качеством

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ТЕМА:

Журнал авторского надзора

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Изучить нормативные и правовые документы, необходимые для ведения авторского надзора и заполнения журнала авторского надзора, научиться заполнять журнал авторского надзора

ХОД РАБОТЫ:

  1. Изучить теоретическую часть
  2. Выполнить задания для практической работы
  3. Контрольные вопросы
  4. Составить отчет о проделанной работе

Теоретическая часть:

1. Порядок ведения журнала авторского надзора

  1.  При осуществлении авторского надзора за строительством объекта регулярно ведется журнал авторского надзора за строительством (далее -журнал), который составляется проектировщиком и передается заказчику.

Формы для заполнения журнала приведены в приложении А. Договором может быть предусмотрено наличие копии журнала.

  1.  Ведение журнала может осуществляться как по объекту строительства в целом, так и по его пусковым комплексам или отдельным зданиям и сооружениям.

1.3 Оформление журнала должно  производиться по  ГОСТ 2.105. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью заказчика. Журнал передается заказчиком подрядчику и находится на площадке строительства до его окончания. Журнал заполняется руководителем или специалистами, осуществляющими авторский надзор, заказчиком и уполномоченным лицом подрядчика.

После окончания строительства подрядчик передает журнал заказчику.

  1.   Каждое посещение объекта строительства специалистами регистрируется в журнале. Запись о проведенной работе по авторскому надзору удостоверяется подписями ответственных представителей заказчика и подрядчика. Запись выполняется также при отсутствии замечаний.
  2.  Записи и указания специалистов излагаются четко, с необходимы ми ссылками на действующие строительные нормы и правила, государственные стандарты, технические условия.

2. Основные права и обязанности специалистов, осуществляющих авторский надзор

2.1 Основные права

  • Доступ во все строящиеся объекты строительства и места, производства строительно-монтажных работ.
  • Ознакомление с необходимой технической документацией, относящейся к объекту строительства.
  • Контроль за выполнением указаний, внесенных в журнал.

-        Внесение предложений в органы Государственного архитектурно-строительного надзора и другие органы архитектуры и градостроительства, о приостановлении в необходимых случаях строительных и монтажных работ,
выполняемых с выявленными нарушениями, и принятии мер по предотвращению нарушения авторского права на произведение архитектуры в соответствии с законодательством,

2.2 Основные обязанности

  • Выборочная проверка соответствия производимых строительных и монтажных работ рабочей документации и требованиям строительных норм и правил.
  • Выборочный контроль за качеством и соблюдением технологии производства работ, связанных с обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования.

- Своевременное решение вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101 и контроль исполнения.

Содействие ознакомлению работников, осуществляющих строительные и монтажные работы, и представителей заказчика с проектной и рабочей документацией.

- Информирование заказчика о несвоевременном и некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от рабочей документации и нарушений требований нормативных документов.

- Участие:

в освидетельствовании скрываемых возведением последующих конструкций работ, от качества которых зависят прочность, устойчивость, надежность и долговечность возводимых зданий и сооружений;

в приемке в процессе строительства.

3. Формы для составления и ведения журнала авторского надзора

- Форма титульного листа (приложение А)   .

-        Форма перечня подрядных организаций, осуществляющих строительные и монтажные работы (приложение Б)

  • форма регистрационного листа (приложение В)
  • форма учетного листа (приложение Д)

ОТЧЕТ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ: тема, цель, выполненные задания, контрольные вопросы и вывод о проделанной работе

Контрольные вопросы

1. Перечислите права специалистов, осуществляющих авторский надзор

2. Перечислите обязанности специалистов, осуществляющих авторский надзор

3. Назовите порядок ведения журнала авторского надзора


 Приложение А

ЖУРНАЛ АВТОРСКОГО НАДЗОР

Наименование объекта строительства ________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Адрес строительства

_________________________________________________________________________________,

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Заказчик

__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Проектировщик

__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Журнал начат__________                                                   Журнал окончен:_______________

                          дата                                                                                                                                                                       дата

Руководитель проектировщика  ____________________     __________________

                                                          Ф.И.О                                                            подпись

Руководитель заказчика  ____________________     __________________

                                                          Ф.И.О                                                            подпись


Приложение Б

ПЕРЕЧЕНЬ ПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ

СТРОИТЕЛЬНЫЕ И МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ

Исполнитель работ (генеральный подрядчик, подрядчик)_______________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Исполнители отдельных видов работ (субподрядчик)__________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

наименование работ  - строительно-монтажные организации

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПИСОК СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ АВТОРСКИЙ НАДЗОР

Фамилия, имя, отчество

Проектная организация, должность, телефон

Виды работ, по которым осуществляется авторский надзор

Дата и № документа о полномочиях по проведению авторского надзора

1

2

3

4

Приложение В

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПОСЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА СПЕЦИАЛИСТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ АВТОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ

Наименование организации

Фамилия, имя, отчество

Дата

Подпись представителя заказчика

Приезда

Отъезда

1

2

3

4

5

 

Приложение Д

УЧЕТНЫЙ ЛИСТ

Дата

Выявленные отступления от проектно-сметной документации, нарушения требований строительных норм и правил, технических условий по производству строительно-монтажных работ

Указания об устранении выявленных отступлений или нарушений и сроки их выполнения

Подпись специалиста, осуществляющего авторский надзор, выполнившего запись (Ф.И.О., должность)

С записью ознакомлен представитель а)подрядчика

б)заказчика

(Ф.И.О., должность, дата)

Отметка о выполнении указаний

а)подрядчика

б)заказчика

(Ф.И.О., должность, дата

1

2

3

4

5

6



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

ТЕМА РАБОТЫ:

«ИЗУЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 9000»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Ознакомиться со структурой, содержанием и порядком применения стандартов ИСО серии 9000

ХОД РАБОТЫ:

  1. Ознакомиться с теоретической частью работы
  2. Выполнить задания 1- 5
  3. Выполнить индивидуальное задание
  4. Сделать вывод о проделанной работе
  5. Составить отчет о проделанной работе

Теоретическая часть:

Семейство стандартов ISO 9000 было разработано с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества:

 - ISO 9000 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

- ISO 9001 устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

- ISO 9004 содержит рекомендации по повышению результативности и эффективности системы менеджмента качества и предназначен для улучшения деятельности организации и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;

ISO 19011 содержит методические указания по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды. Данный комплекс стандартов на системы менеджмента качества предназначен для улучшения взаимопонимания в национальной и международной торговле.

ЗАДАНИЕ №1:

  1. Что является целью стандарта ГОСТ ISO 9000-2011?
  2. Заполните таблицу

Стандарт

Содержание стандарта

Системы менеджмента качества могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей. Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяют их потребностям и ожиданиям. Эти потребности и ожидания, как правило, отражаются в спецификации на продукцию и обычно считаются требованиями потребителей.

Требования могут быть установлены потребителем в контракте или определены самой организацией. В любом случае приемлемость продукции в конечном счете устанавливает потребитель. Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, а организации помимо этого испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы.

Внедрение систем менеджмента качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие созданию продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии.

Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения, способствующей увеличению повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Внедрение данной системы обеспечивает организацию и потребителей уверенностью в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.

ЗАДАНИЕ №2. Ответить на вопросы:

  1. Чему могут содействовать системы менеджмента качества?
  2. Кто устанавливает приемлемость продукции и как могут быть установлены требования к продукции?
  3. Что обеспечивает внедрение СМК?

Успешное руководство организацией и ее функционирование обеспечиваются путем ее систематического и прозрачного управления. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией помимо менеджмента качества включает в себя также и другие аспекты менеджмента.

В основу стандартов ИСО серии 9000 положены восемь принципов управления качеством:

  1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, поэтому они должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стараться превзойти их ожидания.
  2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направление деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
  3. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
  4.  Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессами.
  5. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимоувязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
  6. Постоянное улучшение следует рассматривать как ее неизменную цель.
  7. Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения их взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Международные стандарты ИСО семейства 9000 обобщают опыт  многих стран. При их изучении следует обратить внимание на следующие положения:

  1. стандарты семейства ИСО 9000 не предназначены для какой-либо конкретной отрасли промышленности или экономики;
  2. в основу стандартов входят элементы системы качества (СК) и способы их построения исходя из задач, продукции, процессов и индивидуальных подходов конкретной организации;
  3. каждая организация из элементов СК создает свою оригинальную систему качества, предназначенную только для нее;
  4. международные стандарты ИСО 9000 написаны в виде задач системы качества, но не указывают, как достичь выполнения этих задач, предоставляя такой выбор  руководству организаций;
  5. отправной точкой для разработки и внедрения системы качества должны быть основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством в документе, называемом «Политика организации в области качества»;
  6. организация, выступающая в роли поставщика, имеет заинтересованных лиц, которые могут выдвигать свои требования;
  7. система охватывает два взаимосвязанных аспекта:
  • запросы и ожидания потребителя;
  • запросы и интересы организации.

ЗАДАНИЕ№3 Заполнить таблицу

Принцип управления качеством

Содержание принципа

ГОСТ ISO 9000-2011 (МС ИСО 9000:2008)  Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

Стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества, являющихся объектом стандартов семейства ИСО 9000, и определяет соответствующие термины.

Объект- то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено.

Объектом может быть:

-деятельность или процесс;

- продукция;

-организация, система или отдельное лицо.

Организация - компания, фирма, предприятие или учреждение или их подразделения, объединённые или нет, общественные или частные, выполняющие самостоятельные функции и имеющие администрацию.

Продукция - результат деятельности или процессов.

Может быть - материальной (перерабатывающие материалы);

        - нематериальной (информация, энергия);

        - намеренной (предложения потребителя);

        - ненамеренной (загрязнитель, нежелательные последствия)

Поставщик – организация,  предоставляющая       продукцию потребителю. Может быть:

-производитель,     оптовик,     импортёр,     монтажник,     сервисная организация;

- внешний и внутренний поставщик.

Потребитель  – получатель продукции,        предоставляемой поставщиком.

Может быть:

-конечный потребитель, покупатель, пользователь.

Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные требования и предполагаемые потребности.

При заключении контракта и в регламентированной среде (например, ядерные установки) потребности чётко устанавливаются, в других областях предполагаемые потребности должны быть выявлены.

Ответственность за качество продукции - термин, описывающий обязательства, возлагаемые на изготовителя или других лиц по возмещению ущерба из-за нанесения травм, повреждения собственности или другого вреда, вызванного продукцией.

Политика качества - основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Руководство по качеству (РК) - документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества.

РК включает в себя:

а)        политику в области качества;

б)        ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала;

в)        методики системы качества и инструкции;

г)        положения по пересмотру и корректировке.

Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Система качества организации предназначена, прежде всего, для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем требования потребителя, который оценивает только ту часть системы качества, которая относится к этим требованиям.

Планирование качества - деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества. Планирование качества охватывает:

а) планирование качества продукции (идентификация, классификация и оценка характеристик качества, установление целей, требований к качеству и штрафных санкций);

б) подготовка программы качества и положений по улучшению качества.

Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, использующиеся для выполнения требований к качеству.

Проверка качества (аудит качества)- систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям.

Эксперт-аудитор — специалист, имеющий квалификацию для проведения проверки качества.

Предупреждающие мероприятия - действие, предпринятое для устранения причин существующего несоответствия, дефекта или другой нежелательной ситуации, с тем чтобы предотвратить их повторное возникновение.

Стандарт может использоваться:

a) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;

б) организациями, которые хотят быть уверенными в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;

в) пользователями продукции;

г) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы);

д) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ИСО 9001 (например, аудиторы, регламентирующие органы, органы по сертификации/регистрации);

е) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества для данной организации;

ж) разработчиками соответствующих стандартов.

Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих в себя:

a) определение потребностей и ожиданий потребителей, а также других заинтересованных сторон;

б) разработку политики и целей организации в области качества;

в) определение процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

г) определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

е) применение результатов этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

з) разработку и применение процесса постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Такой подход также применяют для поддержания в рабочем состоянии и улучшения внедренной системы менеджмента качества.

Организация, применяющая указанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это может привести к повышению удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации.

ЗАДАНИЕ №4

  1. Записать определения основным терминам стандарта
  2. Перечислите ступени разработки и внедрения СМК

ГОСТ Р ИСО 9004-2010 (МС ИСО 9004:2009) Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.

Стандарт рассматривает потребности и ожидания всех соответствующих заинтересованных сторон и дает рекомендации по систематическому и непрерывному улучшению общих показателей деятельности организации.

Организация должна развивать систему менеджмента качества организации с целью обеспечения:

- эффективного использования ресурсов;  

- принятия решений на основе фактов;

- акцентирования внимания на удовлетворении запросов потребителей, а также потребностей и ожиданий других заинтересованных сторон.

Организация способна добиться устойчивого успеха за счет последовательного удовлетворения потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон сбалансированным образом на долгосрочной основе.

Среда организации подвержена постоянным изменениям и колебаниям, и для достижения устойчивого успеха высшему руководству организации следует:

- иметь долгосрочные планы на будущее;

- постоянно вести мониторинг и регулярно анализировать среду организации;

- выявлять все соответствующие заинтересованные стороны, оценивать их индивидуальные потенциальные воздействия на деятельность организации, а также определять сбалансированный подход к удовлетворению их потребностей и ожиданий;

- постоянно вовлекать заинтересованные стороны и информировать их о деятельности и планах организации;

- изучать возможность установления взаимовыгодных отношений с поставщиками, партнерами и другими заинтересованными сторонами;

- использовать разнообразные подходы, включая переговоры и посредничество, для уравновешивания зачастую разнящихся потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;

- выявлять сопутствующие краткосрочные и долгосрочные риски и задействовать общую стратегию деятельности организации для их снижения;

- планировать будущие потребности в ресурсах (включая требуемую компетентность работников организации);

- устанавливать процессы, необходимые для реализации стратегии организации, обеспечивая их способность быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства;

- регулярно оценивать выполнение текущих планов и процедур и осуществлять соответствующие корректирующие и предупреждающие действия;

- предусматривать наличие у работников организации возможностей для обучения для собственного развития, а также для поддержания жизнеспособности организации;

- устанавливать и поддерживать в работоспособном состоянии процессы обеспечения нововведений и постоянного совершенствования.

Стандарт был разработан для обеспечения согласованности со стандартом ГОСТ ISO 9001-2011 (МС ИСО 9001:2008) и совместимости с другими стандартами на системы менеджмента. Такие стандарты дополняют друг друга, но могут использоваться и самостоятельно.

ЗАДАНИЕ №5 Ответить на вопросы:

  1. Чему должно следовать (действия) высшее руководство организации для достижения  устойчивого успеха?
  2. С какой целью организация должна развивать систему менеджмента качества организации?

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Пользуясь петлей качества определить все жизненно важные стадии производства продукции конкретного предприятия, начиная с маркетинга и заканчивая утилизацией.

Модель петли качества включает в себя ожидания клиентов. Отдельные части процесса или фазы процесса определяют виды ответственности, которые описываются элементами качества. Поэтому петля качества охватывает как планирование и разработку, так и производство. В общем процессе производства каждая область вносит в качество свой вклад. Только овладение всеми этими частями в процессе производства может привести к высокому качеству конечного продукта.

Петля качества символизирует также понимание того, что «каждый на предприятии является одновременно клиентом и поставщиком». Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции – «петли качества».

Выполнить задание в форме таблицы

Продукция

Предприятие

Элементы «петли качества»

Содержание

1

2

…. т.д.

Рисунок 6 - Петля качества

Кейс. «Петля качества» на примере деревообрабатывающего комбината

Рассмотрим «петлю качества» комбината, который решает выпустить в производство новую модель книжного шкафа. Отдел маркетинга комбината изучает рынок мебели в конкретном регионе, ориентируясь на конкретную группу потребителей (в зависимости от уровня доходов, возраста и прочих факторов) и выясняет, какие требования к данному виду мебели предъявляет потребителя.

Эти требования отдел маркетинга передает в отдел проектирования и разработка продукции, который создает проект книжного шкафа, закладывая их в технологию и конечную продукцию. На основании проекта разрабатывается технология изготовления шкафа, изготавливается опытный образец, оценивается его качество и при положительном результате приступают к подготовке массового производства. Предприятие находит надежных субпоставщиков, предоставляющих качественное сырье, фурнитуру, краски, лаки и др. необходимые материалы. В процессе производства осуществляется контроль за выполнением технологических операций. Проверка качества изготовленного книжного шкафа производится с помощью поверенного измерительного оборудования, по стандартным методикам, обученным персоналом. Изготовленный шкаф тщательно упаковывается, комплектуется крепежными изделиями, сопровождается соответствующими инструкциями по сборке и эксплуатации. Его хранение и транспортировка осуществляется в соответствии с установленными требованиям. После реализации продукции отдел маркетинга осуществляет сбор информации об оценке книжного шкафа потребителями и сообщает результаты проектировщикам и изготовителям для осуществления корректирующих мероприятий, направленных на повышение качества данной модели мебели.

Контрольные вопросы

  1. В чем суть принципа управления качеством «процессный подход»?
  2. Что называется план качества согласно ГОСТ ISO 9000-2011?
  3. Что такое планирование качества согласно ГОСТ ISO 9000-2011?
  4. Какой государственный стандарт серии ИСО направлен на достижения устойчивого успеха организации?
  5. Каким образом высшее руководство предприятия должно обеспечивать «определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности» (в соответствии с п. 5.2 ГОСТ ISO 9001-2011)?


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

ТЕМА РАБОТЫ:

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К СИСТЕМАМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Изучить процессный подход к системам менеджмента качества. Изучить требования к разработке процессов СМК, установленные в разделах ГОСТ ISO 9001-2011 (МС ИСО 9001:2008)

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Ознакомиться с теоретической частью работы
  2. Выполнить задания 1- 4
  3. Контрольные вопросы
  4. Сделать вывод о проделанной работе

Теоретическая часть:

Система менеджмента качества определяется как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки и достижения целей, устанавливаемых для соответствующих функций и уровней организации, и для управления организацией

Процессный подход является одним из восьми принципов менеджмента качества, на которых основаны стандарты ИСО серии 9000 и определяется как более эффективное управление деятельностью и соответствующими ресурсами как процессом для достижения заданного результата.  

Процессный подход в системе управления качеством можно осуществлять последовательно, параллельно и последовательно-параллельно.

Последовательный процессный подход к управлению качеством

Параллельный процессный подход к управлению качеством

Последовательно-параллельный процессный подход к управлению качеством

ЗАДАНИЕ №1 Ответить на вопросы:

  1. Что такое система менеджмента качества?
  2. Что такое системный подход СМК?

3.  Перечисли и зарисуйте схемы процессного подхода к управлению качеством

На рисунке 3 представлена модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе.

Рисунок 7 - Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе

Для более глубокого понимания процессного подхода необходимо обратиться к концепции «Plan (Планирование) - Do (Осуществление) – Check (Проверка) – Act (Действие)». Цикл PDCA был предложен в 1920 г. Вальтером Шухартом и популярен в настоящее время под названием «Деминга». В стандарте ГОСТ ISO 9001-2011 (МС ИСО 9001:2008) цикл PDCA описан так:

  • планирование – разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;
  • осуществление – внедрите процессы;
  • проверка – постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах;
  • действие – предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.

В контексте системы менеджмента качества цикл Деминга может быть применен как к каждому отдельному процессу системы, так и к системе процессов в целом. Использование этой концепции позволяет организации реализовать процесс непрерывного улучшения процессов, направленный на постоянный рост эффективности деятельности организации.

ЗАДАНИЕ №2 Ответить на вопросы:

  1. Опишите цикл PDCA и их содержание
  2. Что дает использование концепции Деминга?

Стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 подчеркивает важность определения, внедрения, менеджмента и постоянного повышения результативности процессов, необходимых для СМК, а также управления взаимодействиями этих процессов для достижения целей организации.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в СМК такой подход подчеркивает важность:

  1. понимания и выполнения требований;
  2. необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
  3. достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
  4. постоянного улучшения процессов, основанных на объективном измерении.

При практической реализации процессного подхода необходимо учитывать:

  1. Суть назначения процесса и процессного метода состоит в том, чтобы, изменяя вход, получить заданное значение на выходе. Процессный подход нацелен, прежде всего, на результат.
  2. Между результатом на выходе и управляемыми характеристиками на входе должна существовать объективная связь.
  3. Тот, кто осуществляет процесс, должен иметь возможность:
  • оценить, на сколько результат процесса соответствует поставленной цели (цель и его результат должны быть измеримыми);
  • изменить результат на выходе процесса в направлении приближения к цели изменяя по своему усмотрению характеристики входа процесса.
  1. Процессы СМК целесообразно делить на следующие блоки::
  • организация СМК;
  • управленческая деятельность;
  • обеспечение ресурсами;
  • процессы жизненного цикла продукции;
  • процессы измерения, анализа, улучшения.

Стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 предусматривает 4 группы процессов, связанных с системой менеджмента качества:

1 Процессы управленческой деятельности руководства;

2 Процессы обеспечения ресурсами;

3 Процессы жизненного цикла продукции;

4 Процессы измерения, анализа и улучшения.

Первая группа — процессы управленческой деятельности руководства включают процессы из разделов 4 «Система менеджмента качества» и 5 «Ответственность руководства» стандарта ГОСТ ISO 9001-2011. Эти процессы  имеют одного «владельца» — директора по качеству или представителя руководства, ответственного за систему менеджмента качества. К ним относят:

- взаимоотношения с потребителем (определение и выполнение требований потребителей);

- формирование политики в области качества;

- планирование.

Вторая группа — процессы обеспечения ресурсами состоит из процессов описанных в разделе 6 «Менеджмент ресурсов»:

- менеджмент персонала;

- менеджмент инфраструктуры;

- управление производственной средой;

- распределение ответственности, полномочий и обмен информацией;

- анализ со стороны руководства;

- управление документацией;

- управление записями.

Третья группа — процессы жизненного цикла продукции составляют основные процессы организации по выпуску продукции или предоставлению услуги. Эти процессы представляют поток работ внутри организации, который имеет дело с товарами и услугами, предоставляемыми клиенту:

- планирование процессов жизненного цикла продукции;

- процессы, связанные с анализом требований потребителя;

- проектирование и разработка;

- закупки;

- производство и обслуживание;

- управление устройствами для мониторинга и измерений.

Четвертую группу представляют процессы измерения, анализа и улучшения:

- мониторинг и измерение;

- управление несоответствующей продукцией;

- анализ данных;

- улучшение системы менеджмента качества;

- постоянное улучшение;

- корректирующие действия;

- предупреждающие действия.

ЗАДАНИЕ№3

  1. Что необходимо  учитывать при реализации процессного подхода?
  2. На какие блоки необходимо делить процессы СМК?
  3. Дайте характеристику  группам процессов, связанных с системой менеджмента качества:

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001- 2008 предназначен для разработки и внедрения систем менеджмента качества предприятий с целью последующей сертификации или для заключения контрактов с другими предприятиями, которые предъявляют требования к стабильности и надежности выполнения контрактных обязательств.

Требования, содержащиеся в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2008 являются общими и предназначены для применения ко всем организациям независимо от вида деятельности, размера организации и поставляемой продукции (услуг). Стандарт определят, что необходимо делать для внедрения системы качества, но не определяет, как это делать. Именно за счет такого подхода требования стандарта являются универсальными и применимыми к любой организации. Методы, как реализовать то, или иное требование стандарта предприятие выбирает само, исходя из своих потребностей и возможностей.

Система менеджмента качества – определяет общие требования к системе менеджмента качества, управлению документаций и записями по качеству.

Ответственность руководства – определяет требования к административному управлению построением, внедрением и функционированием системы менеджмента качества. Требования данного раздела предъявляются к высшему руководству организации и к системе административного управления.

 Менеджмент ресурсов – определяет требования к ресурсам, необходимым для разработки, внедрения и функционирования системы качества. К таким ресурсам стандарт относит человеческие ресурсы, материальные ресурсы, инфраструктуру и производственную среду.

 Процессы жизненного цикла – определяет требования к основным и обеспечивающим процессам предприятия. В этом разделе представлены, наиболее объемные требования, которые предъявляются к основной деятельности предприятия по управлению процессами производства продукции или предоставления услуг.

Измерение, анализ и улучшение – определяет требования к проведению и организации анализа, измерений и улучшений системы менеджмента качества, процессов и выпускаемой продукции (оказываемым услугам).

ЗАДАНИЕ №4:  Дайте определения основным элементам СМК: «Ответственность руководства»,  «Менеджмент ресурсов», «процессы жизненного цикла», «Измерение, анализ,  улучшение»

ОТЧЕТ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ: тема, цель, выполненные задания, контрольные вопросы и вывод о проделанной работе

Контрольные вопросы

  1. Как на основе предложенной модели СМК, основанной на процессном подходе, входы преобразуются в выходы?  
  2. Опишите взаимодействие основных составляющих процессного подхода.
  3. В чем состоит преимущество процессного подхода над другими принципами менеджмента качества?
  4. Укажите основное отличие основных и вспомогательных процессов.
  5. Опишите общие требования к документации (по СМК).
  6. С какой целью организация должна предпринимать корректирующие и предупреждающие действия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к практической работе "Проектирование локальной сети Ethernet"

Данная практическая работа представлена в 3-х вариантах. Студентам предлагается разместить сотрудников фирмы в конкретном помещении (схемы прилагаются).  Необходимо расчитать возможное количество...

ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕФТИ И НЕФТЯНЫХ ФРАКЦИЙ. Методические указания к практическим работам №№ 1,2

Методическое пособие «Технический анализ нефти и нефтяных фракций» предназначено для обучающихся «ГК г. Сызрани» по специальности 240134.51 Переработка нефти и газа при обучении по профессиональному м...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическим работам учебной дисциплины ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Методические    указания    разработаны   для обучающихся    по     специальностям   100126 Сервис домашнего и комм...

Методические указания по практическим работам по МДК 01.03 Часть 1

часть 1 содержит практические работы по МДК 01.03 специальности 13.02.11 с 1 работы по 14....

Методические указания по практическим работам по МДК 01.03 Часть 2

Методические указания часть 2 содержат практические работы по МДК01.03 специальности 13.02.11 с 15 работы по 30....