Открытое внеклассное мероприятие по ОП.02 "Техническая механика"
учебно-методический материал

Яковлева Галина Владимировна

1. Методическая разработка внеклассного мероприятия.  КОНКУРС «ЗНАТОКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ» 

2. Технологическая карта внеклассного мероприятия по дисциплине ОП.02 "Техническая механика"

Тема: «Знатоки технической механики» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта»

РАССМОТРЕНО на заседании

ЦК СД и мастеров п/о                                                      УТВЕРЖДАЮ:

Протокол № 1 от «4» октября 2018 г.                           Зам. По УМР ГАПОУ РБ «БРТАТ»

Председатель ЦК                                                               __________/М.Ю. Максимова/

_______________/Г.В. Яковлева/                                    «____»_________________2018г.

Методическая разработка

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

«ЗНАТОКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ»

 

                по дисциплине: ОП.02 «Техническая механика»

                 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт

                                    автомобильного транспорта»

               Разработчик :  Яковлева Г.В. преподаватель спецдисциплин

                                         ГАПОУ РБ «БРТАТ»

п. Онохой, 2018г.

Содержание

Аннотация

  1. Обоснование проведения конкурса
  2. Цели и задачи конкурса
  3. Организационно – подготовительный этап
  4. Методическое оснащение
  5. Сценарий конкурса

Приложения

Аннотация

            Сценарий конкурса «Знатоки технической механики» по дисциплине «Техническая механика» специальности  23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт  автомобильного транспорта»,

отражает полный комплекс материала по подготовке и проведению данной интеллектуальной игры во внеурочное время.

Данный материал может быть использованы преподавателями дисциплины     «Техническая механика» по  специальностям машиностроительного профиля, которые имеют аналогичную программу по данному предмету.


  1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

          Проблемой изучения дисциплины «Техническая механика», да, как и многих других дисциплин, является то, что, к сожалению, на учебных занятиях  не всегда удается вызвать интерес к дисциплине у всех студентов. Данное внеклассное мероприятие позволяет заинтересовать самых пассивных, развивает интерес к познанию окружающего мира. Игра дает чувство уверенности в своих силах, утверждает студента как личность в коллективе сверстников. Кроме того она поднимает престиж дисциплины «Техническая механика», повышает эрудицию студентов, стремление постигать новое и развивает умственные способности.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

Дидактические: закрепить теоретические и практические умения студентов;

Воспитательные: воспитание деловой активности, умение работать в группе;

Развивающие: развивать быстроту мышления и прививать умение формулировать четкость ответов на поставленные вопросы, расширять кругозор, интеллектуальный уровень и выявлять талантливые стороны личности.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

За месяц в группе второго курса отделения Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта было объявлено о проведении конкурса «Знатоки технической механики». Студенты должны были сформировать две команды по пять человек и назначить капитана из числа лучших. В тоже время участникам команды было предложено выполнить следующее домашнее задание:

  1. подготовить каждой команде на их выбор презентацию про ученного, который внес наибольший вклад в развитие технической механики;
  2. найти или сочинить самим загадки, связанные со специальностью и оформить их в виде презентации

На занятиях по предмету был подготовлен материал для задания «Посади формулу», изготовлены жетоны из плотной бумаги и макеты фигур.

Среди студентов третьего курса  было выбрано жюри в количестве трех человек. В обязанности жюри входило оценить каждый тур по инструкции, подсчитать количество баллов для каждой команды, выявить победителя. Жюри имело две копилки согласно числу команд. Полученные баллы соответствуют количеству жетонов. Количество баллов соответствует количеству жетонов в каждой копилке.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

В методическое оснащение входит: мультимедийное оборудование, калькуляторы, циркуль, циркуль, макеты фигур, ватман.

5. СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА

Игра состоит из 5-ти туров:

  • 1-й тур. Разминка команд.
  • 2-й тур. Домашнее задание.
  • 3-й тур. Разминка капитанов (найти опорные реакции балки, «посади формулу).
  • 4-й тур. Найти центр тяжести сечения.
  • 5-й тур. Разгадать загадки.

1-й тур. Разминка команд.

Каждая команда отвечает последовательно на 10 вопросов. Вопросы показаны на экране, и одновременно их проговаривает  преподаватель для лучшего восприятия. Дать ответ может только один член команды, который поднимет руку, после непродолжительного совещания с членами команды. За каждый правильный ответ назначается 1 балл. Жюри подсчитывает количество правильных ответов и опускает жетоны в копилку. Для того чтобы получить дополнительное количество баллов команда может отвечать на вопросы команды-соперницы, если она дала неправильный ответ или вообще не справилось с заданием. Вопросы командам приведены в таблице приложения П1. Ответы для лучшего восприятия и работы жюри также высвечиваются на экране.

2-й тур. Домашнее задание (представление презентаций).

За месяц каждой команде на их выбор было предложено подготовить презентацию про ученного, который внес наибольший вклад в развитие технической механики. По имени этого ученого и были названы сами команды. Презентацию представляет один из членов команды, по времени она должна длиться 5-7 минут. Итоги подводят жюри и кладут жетоны в копилку каждой команды. Максимальное число баллов 10.

3-й тур. Разминка капитанов (найти опорные реакции балки, «посади формулу).

Каждому капитану команды преподаватель раздает по одной задачи на тему «Плоская система произвольно расположенных сил». Схема к задаче зарисована на листе ватмана, на котором капитан и представляет решение крупными буквами фломастером, для большей наглядности членам другой команды и жюри. Ответы и правильное решение высвечивается на экране, после завершения работы капитанов. Жюри сверяет решения на ватмане и экране и кладет необходимое количество жетонов в копилку соответствующей команды. Всего за тур присуждается 10 баллов. За каждую ошибку жюри снижает по одному баллу. Схемы к задаче имеются в приложении 2.

Пока капитаны решают задачу остальные члены команды у доски собирают формулы при помощи магнитов. Необходимо собрать 10 формул и единиц измерения.

Материал для задания «Собери формулу» имеет следующий вид (см. приложение 3). Для двух вариантов задания одинаковые. Буквы выполнены крупным шрифтом и разрезаны по линиям таблицы приложения 3. Правильность выполненного задания проверяется на экране жюри. За каждый правильный ответ назначается по 1 баллу и жюри кладет необходимое количество жетонов в копилку каждой команды.

4-й тур. Найти центр тяжести сечения.

На картоне зарисованы фигуры (см. приложение 4), состоящие из нескольких простейших. Необходимо вычислить центр тяжести данной фигуры, вырезать ее и поставить центром тяжести на острие циркуля. Если фигура стоит на острие циркуля, то ее центр определен верно. Данное задание выполняют два члена команды, а остальные в это время отгадывают загадки. Текст загадки высвечивается на экране и для лучшего восприятия его проговаривает преподаватель. Загадки связаны с профессией автомеханика. Каждой команде задается по 5 загадок. Ответы на загадки высвечиваются на экране. Если команда предварительно затрудняется дать правильный ответ. То вначале высвечивается ответ в виде картинки (т.е. подсказка), а затем и сам ответ в виде текста. За каждый правильные ответ жюри назначает по 1 баллу, и опускает в копилку каждой команды заработанное количество жетонов.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Команда – победитель определяется жюри подсчитыванием количества жетонов в копилке каждой команды. Объявляется команда – победитель, которая получает символическую медаль и памятный приз.


Приложение 1

Таблица П1. Вопросы и ответы для первого тура.

№ вопроса

Вопрос

Правильный ответ

Команда «Архимеды»

1

Сколько уравнений равновесия можно составить для плоской системы сходящихся сил?

2

2

Чему равна проекция силы на ось, если угол между осью и положительным направлением оси равен нулю?

Самой силе

3

Какой знак имеет момент, если сила стремится повернуть тело по часовой стрелке?

Отрицательный

4

Какой знак имеет проекция силы на ось, если угол между осью и положительным направлением оси тупой?

Отрицательный

5

Укажите единицы измерения силы.

Ньютоны или килоНьютоны

6

Какие правила сложения двух сил существуют?

Параллелограмма, треугольника

7

Дать определение силы.

Мера механического действия одного тела на другое

8

Чему равна сумма сил пары сил?

Нулю

9

Какое действие оказывает пара сил на тело?

Вращающее

10

Чему равна сумма приложенных к телу сил, если тело находится в равновесии

Нулю

Команда «Ньютоны»

1

Сколько уравнений равновесия можно составить для плоской системы произвольно расположенных сил?

3

2

Чему равна проекция силы на ось, если угол между осью и положительным направлением оси равен 90 град?

Нулю

3

Какой знак имеет момент, если сила стремится повернуть тело по часовой стрелке?

Положительный

4

Какой знак имеет проекция силы на ось, если угол между осью и положительным направлением оси острый?

Положительный

5

Чем характеризуется сила?

Точкой приложения, величиной и направлением.

6

Какие методы сложения двух сил существуют?

Графический и аналитический

7

Дать определение системы сил.

Совокупность сил одновременно действующих на тело.

8

Чему рамен момент пары сил?

Произведению одной из сил пары на плечо

9

Можно ли силу переносить вдоль линии ее действия?

Можно

10

Чему равна сумма моментов всех приложенных к телу сил, если тело под действием данных сил находится в равновесии?

Нулю

Приложение 2

Вариант 1.                                          Вариант 2

1. IMAGE0016

F1 = 3кН

F2 = 4кН

М = 10кН*м

2. IMAGE0017

F1 = 3кН

F2 = 4кН

М = 10кН*м

Приложение 3

Вариант 1,2

М

+-

F

l

*

/

Fx

Fy

F

cos

sin

α

+-

cos

Xс

+-

Yс

F

xс

yс

F

мм

yс

М

н

*

м

F

н

F

=

Fx

Fy

0

=

0

Приложение 4

Вариант 1                                             Вариант 2

а = 300 мм

в = 200 мм

а = 300 мм

в = 100 мм

Список литературы

Основные источники:

  1. Олофинская В.П. Техническая механика. Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий - М.: Инфра-М; Форум, 2018. 352 2.  
  2. Мовнин М.С., Основы технической механики - СПб; Политехника, 2018. 286 с.
  3. Эрдеди А.А. Эрдеди Н.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов.- Р-н-Д; Феникс, 2017. 320 с.
  4. ВереинаЛ.И.,Краснов М.М. Техническая механика: Учебник для студ. учреждений сред. профобразования .- М; Академия, 2017. 288 с.
  5. Мархель И.И. Детали машин - М.: Форум, 2018. 335 с.
  6. Аркуша А.И. Техническая механика: Теоретическая механика и сопротивление материалов: Учебник для машиностроительных специализированных техникумов.- 2-е изд., доп.-М.: Высшая школа, 2018. 352 с., ил.
  7. Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Детали машин- М.: Академия, 2017. 285 с.

Дополнительные источники:

  1. Ивченко В.А. Техническая механика: Учебное пособие.-М.:ИНФРА-М.,2015.-157 с.- (серия « Среднее профессиональное образование»).

      2. Шинкаренко А.А., Киреева А.И. Сопротивление материалов - Р-н-Д.: Феникс, 2017. 264 с

      3. А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. – М.: Высшая школа, 2017.

Интернет источники:

  1. Техническая механика. Форма доступа: http//technical-mechanics. narod.ru
  2. http://www.teoretmeh.ru/
  3. http://www.detalmach.ru/
  4. http://mysopromat.ru/



Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного мероприятия по дисциплине ОП.02 Техническая механика

Тема: «Знатоки технической механики»    преподаватель: Яковлева Г.В.

   Тема: Статика. Кинематика.

Технология:  личностно-ориентированная

Цели:        

  1. повторение и закрепление материала по теме  «Статика», «Кинематика»;
  2. стимулирование интереса студентов к  дисциплине в целом;
  3. активизация взаимодействия между студентами и  навыков групповой работы;
  4. воспитание у студентов самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
  5. развитие мышления, умения применять полученные знания при выполнении заданий.

Методы обучения:

  1. наглядные:  иллюстрации, слайды;
  2. практические:  упражнения (письменные, графические);
  3. частично-поисковый: кроссворд.

Задачи внеклассного  мероприятия:        

  1. образовательные: формировать у обучающихся интерес к технической механике по теме «Статика, «Кинематика»
  2. развивающие: развивать навыки работы в малых группах, формировать чувство ответственности, коллективизма, развивать индивидуальные способности и самостоятельное мышление;
  3. воспитательные: содействовать воспитанию внимательности, аккуратности, формированию характера, укреплению работоспособности и профориентации.

Формирующие компетенции: ОК 1 - 3

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

ОП.02 Техническая механика

Группа

ОТОР-2; ОТОР-3

Тип занятия

Урок-турнир (внеклассное мероприятие)

Технология построения внеклассного мероприятия

Постановка темы и цели мероприятия.

Каждый техник должн  знать основные сведения о законах движения и равновесия материальных тел,  уметь технически грамотно и  быстро производить  расчеты элементов конструкций на прочность, иметь представление  об устройстве, области применения и методах проектирования деталей и механизмов. Сегодня мы попытаемся увидеть пути практического использования  знаний, полученных при изучении дисциплины «Техническая механика».

Повторение  материала.      К внеклассному мероприятию студентам дано было задание: повторить изученный материал по темам «Статика», «Кинематика»: нахождение скорости, пройденного пути, средней скорости;  размерности скорости, способы определение центра тяжести фигур. Студенты, работая в команде, отвечают на предложенные вопросы по карточкам. По предложенному рисунку, с помощью графических построений,  определяют центр тяжести фигуры. Разгадывают кроссворд. Отвечают на вопросы конкурса «Дальше». Участвуют в конкурсе «Гонка за лидером». Демонстрируют домашнее задание «Битва шуток». С помощью слайдов перед студентами проводится постановка проблемных  ситуаций,  выдача  заданий, иллюстрация верных ответов.

Самостоятельная работа студентов.

Студенты в команде и индивидуально участвуют в конкурсах мероприятия.

Тема внеклассного мероприятия

Статика. Кинематика.

Цель внеклассного мероприятия

Повторение и закрепление материала по темам  «Статика», «Кинематика». Стимулирование интереса студентов к  дисциплине в целом. Активизация взаимодействия между студентами и  навыков групповой работы. Воспитание у студентов самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива. Развитие мышления, умения применять полученные знания при выполнении заданий. Воспитание интереса к будущей профессии.

Основные термины, понятия

Скорость, пройденный путь, средняя скорость,  центр тяжести фигур, единицы СИ.

Основные показатели оценки результата по УД

ОК

Планируемый результат на мероприятии:

 -повторить материал по темам «Статика», «Кинематика»;

-научиться применять полученные теоретические знания к решению практических задач:

определять по спидометру технические параметры, выполнять графическое построение для определения центра тяжести

ОК 1 – 3

способствовать формированию/освоению/развитию: ОК/ПК/КК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Работа малой группой

чертёжные принадлежности, калькуляторы, карточки с заданиями, кроссворды, слайды с заданиями, мультимедиа.


Технологическая карта урока-турнира «Знатоки механики»

№ п/п

Этап занятия

Время

Уровень усвоения

Методические особенности и краткие указания по проведению этапов занятия

Средства обучения (примечание)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.

Информирование

3

1

Произносит вступительное слово, мотивируя на практическую деятельность

Получают информацию по теме. Осмысливают задание

2.

Демонстрация

4

2

Демонстрируются  слайды с заданиями и верными ответами

Выполняют задания в группе и индивидуально

Мультимедиа, чертежные инструменты, калькулятор

3.

Подготовка к выполнению задания

5

0

Деление студентов на группы, выдача заданий

Осмысливание коллективной и индивидуальной работы

4.

Выполнение

12

3

Оказывает помощь каждой малой группе по выполнению  задания

Выполняют задания. Распределяют действие каждого в группе.

Мультимедиа, чертежные инструменты, калькулятор

5.

Контроль

12

2

Отслеживает процесс соблюдения последовательности и правильности выполнения задания

Выполняют задания, помогая друг другу соблюдать последовательность его выполнения

Мультимедиа, чертежные инструменты, калькулятор

6.

Рефлексия

5

3

Участвует в дискуссии

Публичная защита членов команды выполненной работы с дискуссией.

Листы заданий

7.

Оценка

2

2

Выявление затруднений при выполнении заданий. Оценка работы групп

Взаимооценка в соответствии с требованиями

8.

Итог

2

0

Анализирует работу студентов, объявляет победителей

Осмысливают подведенный итог, высказывают свое мнение о проведенном мероприятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого внеклассного мероприятия "День Победы"

(звучат фанфары дня Победы; звучит песня «Журавли», по окончании на сцену выходят двое ведущих – юноша и девушка)Юноша: Со знаменательной даты 9 мая 1945 года прошло уже много времени, но мы помним и ...

Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Расстрелянное детство или трагедия может повториться», посвященный жертвам террористического акта в Беслане.

Цель: формирование у учащихся толерантности, неприятия идей ксенофобии.Задачи:Дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист».Способствовать пониманию событий, происходящих в стране и...

Открытое внеклассное мероприятие по "Искусство (МХК)" по истории современного искусства "Русский рок"

Открытое мероприятие, направленное на расширение кругозора обучающихся в области современного искусства и отечественной культуры....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия на тему: «Актуальные проблемы в выборе профессии»» (классный час)

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия направлена на развитие у студентов интереса к выбранной профессии, сформированности позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, ...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия на тему: «Память о войне»» (классный час)

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия направлена на развитие у студентов чувства патриотизма, воспитания ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего наро...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Пасхальные традиции»

Вспомнить некоторые традиции праздника Пасхи и  изготовить своими руками пасхальные сувениры участвуя в мастер-классах....