Учебно-исследовательская деятельность
учебно-методический материал

Ященко Игорь Юрьевич

Учебно-исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchebno-prakt._deyatelnosti.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учебно-практической деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов

Основная задача профессионального  образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не всегда возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента от пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Одним из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. 

Учитывая это, в колледже необходимо создание условий для формирования у студентов личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях.

Средством достижения поставленной цели является учебно-практическая  деятельность студентов.

Учебно-практическая  деятельность студентов (УПДС) – это комплекс мероприятий учебного, научного, управленческого и организационно-методического характера, направленный на повышение уровня подготовки специалистов на основе привития студентам навыков практической  деятельности применительно к избранной специальности (направлению подготовки).

Учебно-практическая  деятельность студентов может организоваться  и проводится как в учебное, так и во внеучебное время.

Учебно-практическая  деятельность студентов,  включаемая в учебный процесс,  может проводиться в в учебное время (т.е., встроенная в учебный процесс), а также  организационно-массовые мероприятия, стимулирующие практическую  деятельность студентов во внеучебное время, и дополняющие учебный процесс.

Целью учебно- практической деятельности обучающихся является развитие способности и готовности к самостоятельному осуществлению научно-исследовательской работы, связанной с решением сложных профессиональных задач в современных условиях.

Основными организационными формами учебно- практической деятельности  студентов в колледже являются:

- элементы технических исследований в курсовых и дипломных проектах;

- проведение учебных занятий с элементами технических исследований;

- проведение предметных олимпиад;

- участие студентов в работе конференций разного профиля;

- студенческие технические кружки;

- участие студентов в студенческих организационо-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня (общеколледжных, региональных, всероссийских), к которым относятся: конференции, смотры–конкурсы работ студентов, олимпиад по дисциплинам и специальностям.

Элементы исследовательской деятельности для студентов колледжа вводятся постепенно через различные виды самостоятельной работы. Задания исследовательской направленности предусмотрены в содержании учебных курсов и отражены в программах учебных дисциплин в разделе «Организация самостоятельной работы студентов». Так, например, на занятиях по дисциплине «Правила безопасности дорожного движения» в зависимости от изучаемой темы студентам предлагаются следующие задания:

  • подготовить сообщения по темам: «Статистика дорожно-транспортных происшествий за определенный период»,  «Причины дорожно-транспортного травматизма», «Меры, необходимые для снижения числа дорожно-транспортных происшествий» и т.д.;
  • выполнить творческую работу на выбор: составить глоссарий, кроссворд, блок-схему и т.д.:
  • Составить толковый словарь основных терминов;

Эта форма работы приобщает студентов к научному поиску, требует самостоятельной работы с литературой, повышает качество знаний, способствует формированию первых навыков исследовательской работы, формированию творческого мышления, развитию эрудиции, кругозора и дальнейшему профессиональному совершенствованию.

Во время прохождения учебной и производственной практики студенты закрепляют теоретические знания, овладевают навыками, манипуляциями, передовыми методиками труда. После окончания практики каждый студент составляет отчет по производственной практике. Отчет и характеристика обязательно заверяется печатью автотранспортного предприятия и подписью руководителя предприятия. Руководитель пишет отзыв на работу студента за период практики. В отзыве дается оценка деловых качеств студента, его теоретическая и практическая подготовка, выполнение им программы производственной практики, активность в освоении практических навыков и достигнутое мастерство. Отмечается выполнение студентом правил внутреннего трудового распорядка, правил охраны труда и выполнение требований пожарной безопасности. При необходимости, делаются замечания по работе студента.

Преподаватель – руководитель практики проводит зачетное занятие, на котором определяется полнота выполнения студентом рекомендованного объема практических навыков, а также оценивается способность студента к самостоятельному выполнению основных видов работы в соответствии с критериями оценки знаний и практических навыков по ФГОС.

 Учебный процесс в колледже организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу. Сначала студенты пишут работы реферативного характера по темам практических занятий и знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими дисциплинах. Далее на заключительном этапе изучения учебной дисциплины они выполняют курсовые работы. В течение всего периода обучения предусмотрено выполнение трех курсовых работ. На выпускном курсе выполняется Дипломный проект. Выполнение данных работ предусмотрено Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования как обязательный вид аттестации студентов.

Тематика курсовых и дипломных проектов ежегодно разрабатывается преподавателями колледжа, рассматривается и принимается соответствующими предметно-цикловыми комиссиями и методическим советом колледжа.

Студентам предоставляется право выбора конкретной темы дипломного проекта из предлагаемого списка в соответствии с их научными интересами. Кроме того, они могут сами предложить тему при условии обоснования целесообразности ее разработки.

В процессе работы над курсовыми и дипломными проектами студенты проявляют большую заинтересованность и приобретают умения излагать свои мысли, делать выводы, выступать перед аудиторией. Выполнение этих работ способствует усилению интереса к выбранной профессии, расширению кругозора студентов, адаптации их к будущей профессиональной деятельности.

В процессе выполнения учебно- практической деятельности студенты должны научиться применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, пользоваться оборудованием, докладывать результаты своих трудов и трудов других авторов. Успех учебно- практической деятельности студентов определяется их актуальностью и глубиной рассматриваемых вопросов.

Во внеучебное время учебно-практическая деятельность организуется индивидуально или путем участия студентов в работе кружков, семинаров, конкурсах, олимпиадах, научно-практической конференции. Студенческий технический  кружок является первым шагом в учебно-практической деятельности работе студентов и цели перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего это подготовка докладов рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка. Студенческий технический  кружок, как правило, объединяет студентов различных курсов. Формами подведения итогов работы кружков является участие в  научных конференциях, проведение круглых столов.

Участие студентов в научно-практических конференциях  позволяет обучающимся  выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы.

Это является очень полезным результатом, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и самой ценной в научном плане. Слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а так же выделить для себя свои сильные стороны. Кроме того, из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых. Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач.

Завершающим этапом учебно-практической деятельности является участие в конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций.

Таким образом, организация учебно-практической деятельности в колледже помогает решить целый комплекс учебных и воспитательных педагогических задач: формирование у студентов ключевых и профессиональных компетенций, воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала, формирование коммуникативной компетенции, чувство ответственности и самостоятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИИ

С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с науч...

Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена

Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....

Учебная программа дисциплины: "Основы учебно-исследовательской деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  (далее – ФГОС) по специальности: 44. 02...

Учебно-методическое пособие по Основам учебно-исследовательской деятельности

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по профессиям 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, 23.01.03 Автомеханик, 19.01.17 Повар, кондитер содержит ре...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности

Обучение и воспитание требуют от преподавателя организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности двух взаимосвязанны...

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"...

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.

Работа над созданием медиа проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс": пректная деятельность, этапы работы, содержание проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс...