Статья на тему: "Формирование умений решать тригонометрические уравнения у учащихся 1 курса СПО"
статья

Тема данной статьи была выбрана потому, что тригонометрия является одной из важнейших составных частей школьного курса математики. Задания по тригонометрии традиционно являются неотъемлемой частью различных математических конкурсов, предметных олимпиад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zharova_o._a.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Жарова О. А., преподаватель

математики ГБПОУ  РМ

« РТЖГТ им. А. П. Байкузова»

Формирование умений решать тригонометрические уравнения у учащихся 1 курса СПО

В настоящее время приоритетной задачей математического образования становится реализация развивающей функции обучения, означающей выдвижение на первый план задачи интеллектуального развития личности, развитие учебно-познавательной деятельности учащихся.

Неотъемлемой составляющей курса алгебры являются тригонометрические уравнения и неравенства, которые традиционно занимают одно из центральных мест среди других математических разделов.

Теоретическое и практическое содержание учебного материала, а также способы учебно-познавательной деятельности, заложенные в данном разделе, являются важными и обязательными предпосылками при формировании умений решать задачи теоретического и прикладного характера либо на более высоком уровне, либо в направлении развития других тем курса математики.

Вместе с тем, задачи по тригонометрии постоянно предлагались на устных и письменных вступительных экзаменах в вузы, а тригонометрические уравнения, неравенства и их системы традиционно являются неотъемлемой составляющей различных математических конкурсов, предметных олимпиад.

Задания из раздела тригонометрии включены в контрольно–измерительные материалы Единого государственного экзамена по математике, что также предопределяет необходимость пристального внимания к проблеме усвоения учащимися понятийного аппарата раздела тригонометрии и формирования у учащихся умений и навыков решения тригонометрических уравнений и неравенств.

Решение тригонометрических уравнений и неравенств закрепляет знания учащихся о свойствах тригонометрических функций. Они дают богатый материал для применения всех тригонометрических формул, создают возможность для развития творческой деятельности учащихся, находят широкое применение в прикладных задачах.

Основополагающим положением при решении тригонометрических уравнений является то, что если оно имеет решение, то их бесконечное множество. В этом состоит основное отличие их от алгебраических уравнений. Учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению математики, можно ознакомить с обратными тригонометрическими функциями, их свойствами и графиками.

Тригонометрия традиционно является одной из важнейших составных частей курса математики. И этот курс предполагает задачи, решить которые, как правило, можно, пройдя целенаправленную специальную подготовку.

Анализ учебников по математике в полной степени определяет место тригонометрических уравнений и неравенств в линии изучения уравнений и линии изучения неравенств.

Изучению темы «Решение тригонометрических уравнений» часто предшествует изучение таких тем как «Преобразование тригонометрических выражений» и «Основные свойства и графики тригонометрических функций». В разделе «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» мы знакомим учащихся с понятиями арксинус, арккосинус, арктангенс.

Опыт преподавания математики показывает, что осознание важности изучаемого материала приходит к ученикам не в процессе его изучения, а в процессе его применения при решении других заданий, т.е. тогда когда он становится средством для решения других задач [3, с. 28].

Так, например, решение уравнения , сводится к простейшему уравнению , причём частному виду простейшего, после элементарного преобразования выражения, стоящего в левой части уравнения по формулам сложения косинуса.

Пример. Решить уравнение .

Решение:;;;.

Ответ: , где  [26].

Мы видим, что именно здесь учащиеся могут наблюдать пользу от изучения формул тригонометрии. С их помощью нерешаемое на первый взгляд уравнение или неравенство принимает достаточно простой и, главное знакомый вид. Примерно то же самое происходит и при решении тригонометрических неравенств [2, с. 64].

Основная идея решения тригонометрического уравнений – сведение его к одному или нескольким простейшим уравнениям, т.е. уравнениям вида , , , . Каждое из этих уравнений легко решается с помощью единичной окружности, на которой изображаются соответствующие точки, после чего с учетом периодичности тригонометрических функций записывается ответ.

С определенной степенью условности любое стандартное тригонометрическое уравнение можно отнести к одному из основных типов: уравнения, сводимые к простейшим с помощью тех или иных тригонометрических преобразований (понижение степени, преобразование суммы тригонометрических функций в произведение, введение вспомогательного угла и др.), и уравнения, вначале сводимые к алгебраическим с помощью той или иной замены переменной, а затем с помощью обратной замены приводимые к одному или нескольким простейшим [7, с. 38].

Традиционно процесс формирования умений решать тригонометрические уравнения включает три этапа:

первый этап – подготовительный;

второй этап предполагает формирование умений решать простейшие тригонометрические уравнения;

третий этап – введение тригонометрических уравнений других видов и изучение методов их решения [30].

На первом этапе предполагается формирование у учащихся умения использовать тригонометрический круг или график функции для решения уравнения и обоснования полученного ответа. Далее происходит знакомство учащихся со свойствами тригонометрических функций и особенностями их применения для решения простейших уравнений вида , , .

На данном этапе необходимо акцентировать внимание учащихся на использовании различных приемов преобразований выражений при решении тригонометрических уравнений, а реализацию этапа рекомендуется проводить в процессе систематизации знаний школьников о свойствах тригонометрических функций.

Примеры заданий, которые целесообразно использовать на первом этапе [1, с. 37]:

1) найти все числа отрезка [–], для которых верно .

2) отметить на единичной окружности точки Pс, для которых значения с удовлетворяют равенству .

3) указать множество чисел, для которых верно , используя график функции .

4) решить уравнения: а) , б) ,                     в) , г)

Следует специально обратить внимание учащихся на цель преобразований тригонометрических выражений при решении предложенных уравнений: замена данного выражения, тождественно ему равным и зависящим от одной тригонометрической функции, либо преобразование выражения в произведение линейных множителей относительно тригонометрических функций [2, с. 56].

Последующее формирование у учащихся умений решать простейшие тригонометрические уравнения осуществляется в основном в процессе самостоятельного решения школьниками уравнений, среди которых – уравнения, приводящиеся к простейшим или их совокупностям после выполнения преобразований тригонометрических выражений.

В список предлагаемых учащимся уравнений рекомендуется включить такие, которые сводятся к виду: и т.п.


Список использованных источников

  1. Башмаков, М. И., Алгебра и начала анализа. 10–11 : учеб. пособие для 10 – 11 кл. средней школы / М. И. Башмаков ̶ М. : Просвещение, 1998. – 335 с.
  2. Борисова, П. В. Особенности познавательной активности старшеклассников в образовательном процессе : учеб. пособие / П. В. Борисова. – Санкт–Петербург, 2004. – 206 с.
  3. Зайкин, М. И. Развивающий потенциал математики и его реализация в обучении / М. И. Зайкин.  ̶  М. :2002. – 334с.
  4. Зандер, В. К. О блочном изучении математики на примере изучения темы «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» / В. К. Зандер // Математика в школе – № 4. – 1991. – С.38–42.
  5. Капкаева, Л. С. Лекции по теории и методике обучения математике : частная методика: учеб. Пособие для студентов в 2 ч. Ч.1 / Л. С. Капкаева. – Саранск Мордов. гос. пед. ин-т., 2009. – 262 с.
  6. Решетников, Н. Н. Тригонометрия в школе / Н. Н. Немов. ̶ М. Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
  7.  Родионов, М. А. Мотивация учения математике и пути ее формиро–вания : монография / М. А. Родионов. : Саранск : МордГПИ, 2001.–252 с
  8.  Саранцев, Г. И. Общая методика преподавания математики : учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов / Г. И. Саранцев. Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 1999. – 208 с.
  9. Якимовская, И. С. Знания и мышление школьников : учеб. пособие / И. С. Якимовская. – М. : Просвещение, 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная аттестационная дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».

Дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи»....

Статья на тему: "Формирование творческого потенциала"

Статья на тему: "Формирование творческого потенциала"...

Статья на тему: "Формирование самостоятельности студентов, системного мышления, информационной и коммуникативной культуры"

                Спрос на специалистов экономических специальностей на рынке труда является высоким, несмотря на активную подготовку п...

Педагогическая статья на тему: "«Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»

статья на тему «Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»...

Статья с презентацией на тему "Формирование учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Важность формирования учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС и пути их достижения....

Статья на тему: Формирование профессиональной иноязычной компетенции студентов обучающихся по специальности «Автомеханик»

Данная статья посвящена компетентностному подходу при изучении английского языка студентами-автомеханиками....

Решаем тригонометрические уравнения

Подготовка ЕГЭ. Тригонометрия...