Формирование профессиональных компетенций студентов заочной формы обучения: опыт, проблемы, перспективы
статья на тему

Данилюк Галина Георгиевна

Формирование профессиональных компетенций студентов заочной формы обучения: опыт, проблемы, перспективы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2016_formir_pk.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование профессиональных компетенций студентов заочной формы обучения: опыт, проблемы, перспективы

Данилюк Галина Георгиевна

преподаватель, методист заочного отделения

Глубинные преобразования в обществе, большой информационный поток, изменения, которые происходят с большой скоростью во всех сферах жизни предъявляют новые требования к образованию. Современному обществу необходим компетентный специалист, который умеет самостоятельно добывать и применять знания, умения и навыки на практике, может решить любые профессиональные задачи, готовый к профессиональному росту. Необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена сегодня очевидна.

Рынок труда диктует свои условия и часто бывает, что одного образования становится недостаточно, необходимо второе и последующее образование, профессиональная переориентация или коррекция.  

Так право на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностью личности закреплено законом «Об образовании»( ст.3 №273-ФЗ) и реализуется через возможность получения образования заочно.

Образовательная система взрослых носит сегодня инновационный характер, который обеспечивается различными специфическими факторами, наиболее значимые – готовность учиться, жизненный опыт (как положительный, так и отрицательный), стремление к самореализации, сформировавшаяся мотивация, ориентация на результат.

Действующие образовательные стандарты по программам СПО реализуются на основе компетентностного подхода, который подразумевает создание условий для самовыражения, саморазвития, самореализации, когда сам процесс обучения становится комплексным, целевым и практико-ориентированным. Наша задача - создать такие условия и научить студентов учиться.

Сегодня в качестве рабочего в педагогике используется все чаще следующее определение «компетенция» –  это возможность устанавливать связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, это способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для решения  проблемы. Данное определение  рассматривается  в  контексте целей педагогической деятельности.

Компетентность – это характеристика личности, означающая обладание знаниями, опытом для выполнения конкретной деятельности.

Профессиональная компетентность – характеристика личности, означающая выполнение своих собственных действий с необходимым качеством, установленным стандартом и нормативно-регулирующими документами.

Быть профессионально компетентным сегодня означает возможность трудоустройства, востребованность на рынке труда, стабильность, карьерный рост.

Сегодня процессы создания и распространения знаний с формированием общих и профессиональных компетенций являются ключевыми, а концепция «опережающего образования» выходит на первый план.

И в этом отношении студенты заочной формы обучения имеют очевидные преимущества, поскольку в большинстве своем имеют опыт практической работы.

На заочном отделении колледжа уже было подготовлено и выпущено в соответствии со ФГОС 2 курса студентов, обучавшихся по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство, с присвоением квалификации «специалист лесного  и лесопаркового хозяйства» и  3 курса студентов, обучавшихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет, с присвоением квалификации «бухгалтер». Можно подвести некоторые итоги, обобщить опыт, обозначить проблемы и рассмотреть перспективы дальнейшей работы в рамках потребностей экономики, общества, образования.

Опыт позволяет отметить, что цели образования не зависят от формы обучения, различны лишь способы достижения этих целей. Так,

1. На заочном отделении колледжа разработаны учебные планы, программы, основанные на компетенциях по двум специальностям35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство и 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет. Программы ежегодно обновляются, вносятся изменения, поправки.

2. Формирование профессиональных компетенций начинается при изучении учебных дисциплин любого цикла, продолжается при изучении профессиональных модулей и освоении видов профессиональной деятельности и завершается при сдаче квалификационных экзаменов.

Учебный процесс при заочной форме образования, как известно, включает большой объем самостоятельной работы. При организации самостоятельной работы студентам разъясняются цели современного образования, потребности рынка труда, необходимость быть компетентным специалистом, выясняются их личные мотивы, цели, потребности, уровень готовности к обучению.

Для реализации компетентностного подхода преподавателями, работающими на заочном отделении разработаны методические указания по изучению программного материала, методические указания по выполнению домашних контрольных работ, организации самостоятельной работы при подготовке к сессии, прохождению всех видов практик, составления отчетов, учебные пособия, тестовые задания, обучающие программы, задания для более глубокого освоения учебного материала за рамками обязательных требований (портфолио, коллекции, презентации, фотоальбомы, рефераты, исследования и др.) Акцент при организации самостоятельной работы делается на приобретение знаний, умений, навыков и практического опыта.

3. Для оценки уровня сформированности профессиональных компетенций созданы фонды оценочных средств, в которых разработаны критерии оценки через основные показатели оценки результата.

4. Во время лабораторно-экзаменационной сессии роль преподавателя в формировании профессиональных компетенций является приоритетной Главной задачей преподавателя становится приведение в систему знаний, умений, навыков, практического опыта, их корректировка, а также установления связи между этими составляющими, причем в ограниченное количество времени. В этих условиях уровень квалификации преподавателя, его профессиональная и педагогическая компетентность при заочной форме обучения имеет первостепенное значение.

5. Практический опыт студенты получают при прохождении учебной и производственной практик. При выполнении видов работ, сборе практического материала, составлении отчетов знания, умения, навыки и практический опыт интегрируются в профессиональные компетенции. Контроль и оценка уровня сформированности профессиональных компетенций производится преподавателем на основе анализа аттестационного листа, дневника по практике и отчета по практике.

5. Отдельного внимания в формировании ПК заслуживают квалификационные экзамены, которые проводятся при участии представителей работодателя по профилю специальности. Оценка сформированности или несформированности отдельных профессиональных компетенций дается по критериям оценки на основании показателей оценки результата. Как правило, все допущенные к квалификационному экзамену студенты заочного отделения сдают квалификационный экзамен с оценкой «ВПД освоен», что означает овладение ПК не менее 80 %.

6. Показателем уровня сформированности профессиональных компетенций является также и подход студента к выполнению дипломной работы - самостоятельность выбора темы исследования, проведение исследования, анализ результатов работы, выводы, предложения.

Средний балл на защите дипломных работ:  

2014 г бухгалтер  - 4.1

2015 г специалист лесного и лесопаркового хозяйства» - 4.2

бухгалтер – 4.2

2016 г специалист лесного и лесопаркового хозяйства»-4.2

бухгалтер – 4.3

Несмотря на имеющийся положительный опыт формирования профессиональных компетенций обозначились и проблемы:

1. Показатели оценки результата по формированию профессиональных компетенций не всегда являются корректными. Следует их пересмотреть и внести поправки (они являются также показателем профессиональной компетентности преподавателя).

2. Несмотря на значимость квалификационных экзаменов, серьезность и ответственность подготовки материалов для их проведения до сих пор это внеурочная, неоплачиваемая деятельность комиссии. Мотивов качественного его проведения нет ни у преподавателей, ни у работодателя.

3. Наблюдается низкая активность работодателей при приеме студентов на практику (этот вопрос уже неоднократно поднимался, но рычагов правового воздействия  у нас нет). Но, именно на практике, студенты имеют возможность установить связь между знаниями и практической ситуацией. Качество прохождения учебной и производственной практик и получение практического опыта студентами заочного отделения напрямую зависит от руководителя практики, назначенного от предприятия, а также личности обучающегося.

4. Поскольку с внедрением образовательных стандартов, основанных на компетенциях произошла переоценка роли преподавателя необходимо особое внимание уделять собственным педагогическим и профессиональным компетенциям. Обучение сегодня часто превращается в мучение, как для студентов, так и для преподавателей, и не всегда только по причине низкого качества знаний абитуриентов. Преподаватель сам должен осознавать себя успешной творческой личностью, с высокой самооценкой, с устойчивыми морально-психологическими качествами. Он должен быть счастливым и профессионально компетентным.

Перспективы повышения качества формирования ПК студентов:

1. Повышение профессионально-деловых компетенций преподавателя.

2. Замена традиционных технологий обучения на профессионально ориентированные, полностью или частично (групповое обучение, коллективное взаимобучение, технология сотрудничества, проблемное обучение, деловые игры, проекты и др.).

3. Использование сетевых педагогических сообществ, участие в конкурсах профессионального мастерства, веб-семинарах и т.д.

4. Размещение на своих сайтах страничек для студентов и вовлечение их в образовательный диалог в сети интернет.

5. Уважение личности обучающегося, индивидуальный подход (в том числе выяснение мотивов обучения, потребности студента как личности и т.д.)

6. Ориентация обучающегося на результат ( т.е. не  наличие диплома, а наличие образования в приоритете)

7. Уважение труда преподавателя, создание комфортных условий для качественного труда (полноценные стажировки, актуальные профессиональные курсы повышения квалификации, взаимопомощь)

И в заключении хочу отметить, что только профессионально компетентный педагог может подготовить профессионально компетентного специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения

Учебный процесс в заочном обучении имеет свою специфику, обусловленную не только избранной специальностью, но и отсутствием ежедневного общения с преподавателем, преимущественно самостоятельной работы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по инженерной графике по выполнению практических заданий для студентов заочной формы обучения по специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»

Методические указания по выполнению практических заданий дисциплины составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Инженерная графика» по специальности  151031 «Монтаж и техническая э...

Методические указания по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для студентов заочной формы обучения

Методические указания по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"  для студентов заочной формы обучения для специальности СПО "Экономика и бухгалтерский уче...

Методические указания по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для студентов заочной формы обучения специальности СПО 36.02.02 Зоотехния

Методические указания по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности "Зоотехния". Данный сборник...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей СПО

Предлагаемые методические указания и контрольные задания содержат методические указания к выполнению контрольной работы, варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к зачёту....

Рабочая тетрадь по МДК 05.01 «Устройство автомобилей» учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения специальности 44.02.06 Профессиональное обучение

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 44.02.06 Профессиональное обучения и направлено на закрепление знаний, профессиональных и общих компетенций студентов полученных в...