методическая разработка самостоятельная работа студентов
методическая разработка на тему

Коростылева Ольга Александровна

Цель данного пособия – оказать помощь преподавателям в организации самостоятельной работы студентов. В пособии приводятся краткие характеристики различных видов заданий для СРС, рекомендации и требования к их выполнению, ролевые алгоритмы действия преподавателя и студента. Преподаватели могут ознакомиться как со своей ролью в этом процессе, так и с ролью студентов. Это еще раз подчеркивает демократичность образовательного процесса, лишённого постоянного непосред­ственного руководства всеми действиями студента со стороны преподавателя, отсутствие его прямых указаний, рекомендаций с целью исключения послушного и механического выполнения действий, предписанных преподавателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx170.68 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГПОУ ТО «КРАПИВЕНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ»

Методические рекомендации

По организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 01. МДК.01

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ ЛЕСОВ И ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЮ»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

35.02.01. Лесное и лесопарковое хозяйство

 /базовой подготовки/

с.Селиваново, 2015 г.

Рассмотрены и одобрены

на заседании цикловой комиссии

общепрофессиональных и

специальных дисциплин

Протокол № 7

от 25 марта 2015 г.

Председатель ЦК:

 ________ О.А. Коростылева

 Автор методических рекомендаций:

                                           

Заместитель директора по учебной работе:

__________________   Т.В.Картавая

«25»        марта 2015 г.

 Ольга Александровна Коростылева

преподаватель  ПМ 01 МДК 01

ГОУ СПО  ТО «Крапивенский лесхоз-техникум»

Содержание

  1. Аннотация
  2. Введение
  3. Общие положения
  4. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
  5. Организация работы по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов
  6. Контроль и управление самостоятельной работой студентов
  7. Характеристика заданий
  8. Задания для ВСРС
  9. Оценочный лист ВСРС
  10.  Информационное обеспечение
  11.  Правила для выполнения ВСРС
  12.  Заключение
  13.  Список используемых источников
  14.  Приложения

  1. Общие положения

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСРС) - это важнейшая составная часть учебного процесса, которую студент организует по своему усмотрению в удобное для него время, без непосредственного контроля со стороны преподавателя. ВСРС выполняется как правило вне аудитории самостоятельно, а когда того требует специфика дисциплины, - в лаборатории или мастерской.  

Основные формы ВСРС следующие:

  • работа с учебниками, учебными и методическими пособиями (как на бумажных, так и на электронных носителях);
  •  работа с первоисточниками;
  • расчетные и расчетно-графические работы; чертежные работы;
  • подготовка к практическим и лабораторным занятиям;  
  • размышления и обсуждения;
  • выполнение логических заданий в условиях проблемных ситуаций; осуществление самоконтроля (компьютерное тестирование и т.д.);
  •  подготовка к компьютерному тестированию;
  • написание рефератов, докладов, отчетов по практике;
  • подготовка к деловой игре, оформление её результатов и др.

В ходе СРС должны осуществляться главные функции обучения в условиях применения новых информационных технологий: закрепление знаний, получение новых и превращение их в устойчивые умения и навыки, формирование навыка самообразования.

Преподаватель: планирует ВСРС по дисциплине; обеспечивает учебно-методическими разработками стимулирующими СРС; строго соблюдает сроки выдачи и приема заданий согласно графику контроля знаний, что способствует ритмичной работе; консультирует, оценивает СРС по каналу обратной связи; корректирует при необходимости учебный процесс.

Студент: самостоятельно организует свою учебную работу; проводит самоконтроль с использованием обучающих и контролирующих компьютерных программ; объективно оценивает свою работу по дисциплине; при обратной связи “студент – преподаватель” может вносить коррективы в организацию своей самостоятельной работы.

Учебное заведение самостоятельно планирует объем внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине и профессиональному модулю, исходя их объемов максимальной и обязательной учебной нагрузки студентов.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу студентов, находит отражение:

  • в учебном плане – в целом по теоретическому обучению, по циклам, дисциплинам, профессиональным модулям и входящих в их состав междисциплинарным курсам (МДК);
  • в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с распределением по разделам и темам.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических занятиях,  зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения учебного материала,
  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,
  • полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,
  • обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,
  • оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

  1. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- прогноза и учёта урожая семян;

- заготовки, приёмки, учёта и хранения лесосеменного сырья;

- отбора средних проб от партии семян;

- определения посевных качеств семян;

- выращивания посадочного материала в лесном питомнике;

- создания лесных культур, защитных лесных насаждений и ухода за ними;

- проведения технической приёмки лесокультурных работ, инвентаризации и перевода лесных культур в земли, покрытые лесной растительностью;

- защиты семян, посадочного материала, лесных культур от вредителей и болезней;

- по уходу за лесами;

- оформления технической документации;

- контроля качества работ на всех этапах их проведения;

- участие в проектировании мероприятий  воспроизводства лесов и уходу за ними;

уметь:

- выполнять селекционную инвентаризацию насаждений;

- выполнять прививки древесных пород;

- готовить семена к посеву;

- проводить обработку почвы, посев, посадку и уход за сеянцами и саженцами в питомниках, на лесокультурных площадях и защитных лесных насаждениях;

- рассчитывать нормы высева семян;

- проводить инвентаризацию посадочного материала в питомнике;

- выкапывать, сортировать, хранить и перевозить посадочный материал;

- подбирать вид, конструкцию, породный состав, схему размещения растений в защитных лесных насаждениях различного назначения;

- вести учёт и оценку естественного лесовосстановления;

- назначать виды ухода и устанавливать их режим;

- отводить участки лесных насаждений для проведения мероприятий по уходу за лесами и оформлять документацию по их отводу;

- подбирать технологию ухода за лесами и  оформлять технологические карты;

- производить оценку качества лесных участков, на которых проведены мероприятия по уходу;

- отбирать деревья в рубку и на выращивание;

- определять виды вредителей и болезней семян, сеянцев и саженцев и применять методы борьбы с ними;

- проводить подбор агрегатов, наладку и регулировку машин и механизмов, используемых для  воспроизводства лесов и лесоразведения;

- организовывать работу производственного подразделения;

- пользоваться нормативно-технической документацией;

знать:

- биологию семеношения, роста и развития древесных и кустарниковых пород;

- основные виды болезней и вредителей семян, сеянцев и саженцев и меры борьбы с ними;

- машины и механизмы, используемые для переработки лесосеменного сырья, получения посадочного материала, воспроизводства лесов и лесоразведения;

- технологию создания объектов лесосеменной базы и ухода за ними;

- методику прогнозирования и учёта урожая семян;

- технологии заготовки, хранения, переработки лесосеменного сырья, хранения и транспортировки семян;

- методы определения посевных качеств семян;

- виды лесных питомников, их организационную структуру;

- приёмы и системы обработки почвы в питомниках;

- агротехнику и технологию выращивания посадочного материала в лесных питомниках;

- основные положения лесовыращивания, виды и типы лесных культур, категории лесокультурных площадей;

- методику разработки проекта лесовосстановления;

- агротехнику и технологию создания лесных культур;

- методику подбора конструкций, породного состава, схемы размещения растений в защитных лесных полосах;

- виды, методы и приёмы ухода за лесами;

- технологии ухода за лесами;

- пути повышения устойчивости и продуктивности лесов;

- правила оформления технической документации по воспроизводству лесов и лесоразведению;

- основные нормативные и правовые документы по воспроизводству лесов и лесоразведению;

- правила и нормы охраны труда при проведении технологических процессов.

Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего –  390 часов, в том числе:

         максимальной учебной нагрузки обучающегося –168  часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –168 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 96 часов;

учебной практики – 102 часа

производственной практики – 24 часа;

курсовое проектирование – 30 часов;

практические и лабораторные занятия -56 часов


  1. Организация работы по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов

При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к уровню подготовленности обучающегося. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

 Для методического обеспечения и руководства самостоятельной работой преподаватель разрабатывает учебные пособия, методические рекомендации по самостоятельной подготовке к различным видам занятий (лабораторным, практическим и т.п.) с учетом специальности, дисциплины, МДК, особенностей контингента студентов, объема и содержания самостоятельной работы, форм контроля и т.п.

Во время выполнения внеаудиторной самостоятельной работы и при

необходимости могут проводиться консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня подготовленности обучающихся.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов

осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине/междисциплинарному курсу и может проводиться в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия деятельности обучающегося.

 В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ, портфолио достижений и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:

  • уровень освоения обучающимся учебного материала;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;
  • оформление материала в соответствии с требованиями

  1. Контроль и управление самостоятельной работой студентов

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов  может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить  в письменной, устной или смешенной форме, с представлением «изделия» или «продукта» творческой деятельности студента.

В качестве форм и методов контроля ВСРС могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Контроль самостоятельной работы студента может быть установлен в следующих формах:

  • включение предлагаемого для изучения вопроса в перечень вопросов экзаменационных билетов;
  • тестовый контроль;
  • защита письменных работ в том числе рефератов, курсовых и контрольных работ;
  • выступление на семинарском занятии конференции, участие в деловой игре, олимпиадах и т.п.;

При оценке письменных работ необходимо придерживаться следующих критериев:

  • требуемый объем и структура работы;
  • логика изложения материала;
  • использование соответствующей терминологии, стиля изложения;
  • повествование от третьего лица;
  • наличие ссылок на источники информации;
  • постановка вопросов и степень их раскрытия;
  • выполнение необходимых расчетов;
  • формулировка выводов по итогам работы.

В случае несоответствия письменной(курсовой, контрольной) работы студента указанным критериям, найденные расхождения должны быть отражены в рецензии и приняты во внимание при выставлении оценки студенту за работу.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  1. уровень освоения студентами учебного материала
  2. умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач
  3. обоснованность и четкость изложения ответа

Управление самостоятельной работой студентов осуществляется через различные формы контроля и обучения:

  • Консультации(установочные, тематические). Входе которых студенты должны осмыслять полученную информацию, а преподаватель должен определить степень понимания темы и оказать необходимую помощь.
  • Следящий контроль осуществляется на лекциях, практических и лабораторных занятиях. Проводится в форме собеседования, устных ответов, контрольных работ, тестов, фронтальных опросов. Преподаватель фронтально просматривает наличие письменных работ, упражнений, задач, конспектов.
  • Текущий контроль осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время (доклады, рефераты, курсовые и дипломные работы).
  • Итоговый контроль осуществляется через систему зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом. Формы контроля должны быть адекватны уровням усвоения. Наряду с устными ответами по экзаменационным билетам рекомендуется шире использовать письменные формы итогового контроля.

  1. Характеристика заданий

Написание доклада– это вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.

Регламент озвучивания доклада – 5 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

Роль преподавателя:

  • определить тему и цель доклада;
  • определить место и сроки написания доклада;
  • оказать консультативную помощь при формировании
    структуры доклада;
  • рекомендовать базовую и дополнительную литературу
    по теме доклада;
  • оценить доклад в контексте занятия

При подготовке студентом доклада  существуют некоторые  особенности, касающиеся:

  • выбора источников (разная степень сложности усвоения
    научных работ, статей);
  • составления плана доклада (порядок изложения материала);
  • формулирования основных выводов (соответствие цели);
  • оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).

Роль студента:

  • собрать и изучить литературу по теме;
  • составить план доклада;
  • выделить основные понятия;
  • оформить текст письменно или на ПК;
  • сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • соответствие оформления доклада требованиям.

Составление опорного конспекта– представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника (приложение 2). Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объёмом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при её запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных блоков, содержащих информацию в виде ступенек логической лестницы;  Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.

Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа студента, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими студентами, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен конкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, ёмкий и универсальный по содержанию.

Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 2 ч, максимальное количество баллов – 4.

Роль преподавателя:

  • помочь в выборе главных и дополнительных элементов
    темы;
  • консультировать при затруднениях;
  • периодически предоставлять возможность апробирования эффективности конспекта в рамках занятия.

Роль студента:

  • изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
  • установить логическую связь между элементами темы;
  • оформить работу и предоставить в установленный срок.
    Критерии оценки:
  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • соответствие оформления требованиям;
  • аккуратность и грамотность изложения;
  • работа сдана в срок.

Составление тестов и эталонов ответов к ним– это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем её дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа) (приложение 3). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.

Затраты времени на составление тестов зависит от объёма информации, сложности её структурирования и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 0,1 ч, максимальное количество баллов – 2.

Роль преподавателя:

•        конкретизировать задание, уточнить цель;

  • познакомить с вариантом тестов;
  • проверить исполнение и оценить в конце занятия.

Роль студента:

  • изучить информацию по теме;
  • провести её системный анализ;
  • создать тесты;
  • создать эталоны ответов к ним;
  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания тестовых заданий теме;
  • включение в тестовые задания наиболее важной информации;
  • разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
  • наличие правильных эталонов ответов;
  • тесты представлены на контроль в срок.

Составление и решение ситуационных задач– это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем (приложение 4). Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы её решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.

Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы её решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ.

Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их составление зависят от объёма информации, сложности и объёма решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 ч, максимальное количество баллов – 3.

Роль преподавателя:

  • определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу;
  • сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;
  • консультировать студента при возникновении затруднений;
  • оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить её со студентами).

Роль студента:

  • изучить учебную информацию по теме;
  • провести системно – структурированный анализ содержания темы;
  • выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
  • дать обстоятельную характеристику условий задачи;
  • выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и
    стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения
    проблемы (если она не стандартная);
  • оформить и сдать на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания задачи теме;
  • содержание задачи носит проблемный характер;

•        решение задачи правильное, демонстрирует применение
аналитического и творческого подходов;

  • продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
  • задача представлена на контроль в срок.

Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм– это более простой вид графического способа отображения информации (приложение 5). Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем студентам как обязательные для подготовки к практическим занятиям.

Затраты времени на составление схем зависят от объёма информации и её сложности. Ориентировочное время на выполнение простого рисунка – 0,25 ч, сложного – 1 ч, максимальное количество баллов – 4.

Роль преподавателя:

•        конкретизировать задание, уточнить цель;

  • проверить исполнение и оценить в контексте задания.

Роль студента:

  • изучить информацию по теме;

•        создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму;

  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации.
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • аккуратность выполнения работы;
  • творческий подход к выполнению задания;
  • работа сдана в срок.

Составление кроссвордов по теме и ответов к ним– это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов (Приложение 6) рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов – 1 ч, максимальное количество баллов – 3.

Роль преподавателя:

  • конкретизировать задание, уточнить цель;
  • проверить исполнение и оценить в контексте занятия.

Роль студента:

  • изучить информацию по теме;

•        создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • грамотная формулировка вопросов;
  • кроссворд выполнен без ошибок;
  • работа представлена на контроль в срок.

Создание материалов-презентаций– это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение 7). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч, максимальное количество баллов – 5.

Роль преподавателя:

•        помочь в выборе главных и дополнительных элементов
темы;

•        консультировать при затруднениях.

Роль студента:

  • изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
  • установить логическую связь между элементами темы;
  • представить характеристику элементов в краткой форме;
  • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
    информации и отобразить в структуре работы;
  • оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
  • работа представлена в срок.

  1. Задания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Введение. Общие положения семеноводства.

Студент должен:

знать:

- историю развития лесокультурного дела в России;

- аккумулирующую роль дисциплины;

- основные положения лесного законодательства России о лесокультурном деле.

Самостоятельная работа обучающихся: 4ч.

  • Проработка конспектов занятий (Приложение 2)
  • Изучение истории лесокультурных работ
  • Изучение Лесного кодекса

Литература:

Основная:

(1) стр. 5-8; (2) стр. 3-6; (3) стр. 3-6; (4); (27)

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите объекты лесокультурных работ.
  2. Каковы цели и задачи лесных культур?
  3. В чем заключается взаимосвязь лесных культур с другими дисциплинами?

Тема 1.1. Семеношение древесных и кустарниковых пород.

Студент должен:

знать:

- биологию семеношения, роста и развития древесных и кустарниковых пород;

- методику прогнозирования и учета урожая семян;

уметь:

- пользоваться нормативно-технической документацией.

Самостоятельная работа обучающихся: 6 ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (Приложение 2);(Приложение 4)
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Подготовка к практическому занятию №1

Литература:

Основная:

(1) стр. 8-16; (2) стр. 6-14; (16) стр. 21-35; (17) стр. 5-19; (18) стр. 6-9; (22)

Дополнительная:

(1) стр. 5-15; (3) стр. 7-16

Вопросы для самоконтроля

1. В каком возрасте вступают в стадию семеношения основные лесообразующие породы вашей области?

2. Какие факторы влияют на семеношение и какие из них следует отнести к управляемым?

3. С какой целью проводят прогноз и учет урожая семян?

4. Перечислите погодные явления, способные отрицательно или положительно повлиять на урожай семян древесных и кустарниковых пород в течение всего вегетационного периода.

5. Назовите фазы семеношения древесных и кустарниковых пород.

Тема 1.2. Лесная селекция и семеноводство.

Студент должен:

знать:

-цели, задачи и виды лесной селекции и семеноводства;

- технологию создания объектов лесосеменной базы и ухода за ними;

- мероприятия по обеспечению семеношения;

- основные нормативные и правовые документы;

уметь:

-выбирать и закладывать объекты постоянной лесосеменной базы и объекты для заготовки семян;

- выполнять селекционную инвентаризацию насаждений;

- выполнять прививки древесных пород;

- пользоваться нормативно-технической документацией.

Самостоятельная работа обучающихся: 4ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (Приложение 2)
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Самостоятельное изучение тем (Приложение3):
  1. Особенности лесного семеноводства в районах Крайнего севера
  2. Мероприятия по усилению семеношения (плодоношения) объектов ПЛСБ
  3. Сохранение генетического фонда деревьев и насаждений
  • Подготовка к практическому занятию №2

Литература

Основная:

(1) стр. 16-25; (2) стр. 14-42; (3) стр. 15-33; (16) стр. 4-21; (17) стр. 19-34; (18) стр. 9-12; (23); (24)

Дополнительная:

(1) стр. 15-38; (3) стр. 16-45; (4); (5); (6)

Вопросы для самоконтроля

  1. Что входит в постоянную и временную лесосеменные базы?
  2. Назовите селекционные категории деревьев и насаждений.
  3. Всегда ли плюсовое дерево является элитным, а элитное плюсовым?
  4. Кто может присвоить дереву статус «плюсового»?
  5. Назовите селекционные категории семян.
  6. Для какой цели закладывают ЛСП?
  7. Назовите способы повышения урожая семян на объектах лесосеменных баз.
  8. Каким образом и с какой целью разрабатывают лесосеменное районирование?

Тема 1.3. Заготовка и переработка семенного сырья.

Студент должен:

знать:

- технологические стадии заготовки и переработки лесосеменного сырья, хранения и транспортировки семян;

- меры профилактики и борьбы с вредителями и болезнями плодов, шишек и семян;

- машины и механизмы, используемые для заготовки и переработки лесосеменного сырья;

- организацию и технику безопасности работ при заготовке и переработке лесосеменного сырья;

уметь:

- решать задачи по технологии и организации заготовки и переработки лесосеменного сырья;

Самостоятельная работа обучающихся: 6ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (Приложение 2)
  • Изучение методических рекомендаций для проведения практических работ
  • Подготовить презентацию по изученному материалу (Приложение7)
  • Оформление презентации, подготовка ее к защите
  • Подготовка к практическому занятию №3,4

Литература

Основная:

(1) стр. 25-32; (2) стр. 42-62; (16) стр. 35-64; (17) стр. 34-61; (22)

Дополнительная:

(1) стр. 38-58; (3) стр. 45-66

Вопросы для самоконтроля

1. Каким способом заготавливают лесосеменное сырье сосны обыкновенной, ели обыкновенной, лиственницы сибирской, дуба черешчатого на ВЛСУ, ПЛСУ, ЛСП?

2. При какой температуре извлекают семена из шишек сосны обыкновенной, ели обыкновенной?

3. Семена, каких древесных пород извлекают в шишкосушилках?

4. Что такое контрольная сушка шишек?

5. Как можно сделать внутрихозяйственную оценку качества семян?

6. Размер партии шишек и семян - величина регламентируемая?

7. Цель обескрыливания семян, их очистки и сортировки.

Тема 1.4. Хранение семян и плодов. Семенной контроль.

Студент должен:

иметь представление:

- о государственном контроле за качеством семян;

знать:

- задачи и содержание работы лесосеменных станций;

- методы определения посевных качеств семян;

уметь:

- создавать условия хранения семян;

- проводить отбор средних проб от партии семян;

- проводить проверку качества семян.

Самостоятельная работа обучающихся: 8ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (Приложение 2)
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Оформить документы о качестве семян (Приложение5)
  • Подготовка к практическому занятию №5,6

Литература

Основная:

(1) стр. 32-48; (2) стр. 62-85; (16) стр. 64-93; (17) стр. 51-72

Дополнительная:

(1) стр. 58-77; (3) стр. 66-92; (8)-(16)

Вопросы для самоконтроля

1. О чем свидетельствует снижение массы 1000 шт. семян при их хранении?

2. Влияет ли чистота семян на класс качества?

3. Какими способами можно проверить качество семян?

4. Какие материалы необходимы для определения жизнеспособности семян?

5. О чем свидетельствует розовая окраска кобальтовой бумажки в бутыли с семенами сосны обыкновенной?

6. При каком способе хранения желудей не требуется предварительное хранение?

7. По каким показателям качества семян устанавливается класс качества?

8. Как можно использовать некондиционные семена?

Тема 1.5. Организация лесных питомников.

Студент должен:

знать:

- виды лесных питомников и посадочного материала;

- принципы организации территории питомников;

уметь:

- производить расчет площади отделений питомника;

- подбирать участки под закладку питомника.

Самостоятельная работа обучающихся: 4ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (Приложение 2)
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Выполнить чертеж – план организации территории лесного питомника (Приложение5)
  • Подготовка к практическому занятию №7,8

Литература

(1) с. 54-60; (2) с.85-96; (3) с. 96-107; (17) с. 81-87; (60); (30) с. 92-103

Вопросы для самоконтроля

1. Какой питомник можно считать базисным?

2. Перечислите отделения питомника.

3. Перечислите названия и ширину дорог в питомнике.

4. Назовите основные виды посадочного материала, выращиваемого в питомнике?

5. Можно ли закладывать питомник на почвах с содержанием гумуса 1,8%?

6. Какие требования предъявляют к уровню грунтовых вод при выборе места под питомник?

Тема 1.6. Обработка почвы в питомниках.

Студент должен:

иметь представление:

- о значении и региональных системах обработки почвы;

знать:

- системы обработки почвы в питомнике;

- условия применения удобрений и гербицидов и их характеристики;

уметь:

- рассчитывать нормы внесения удобрений и гербицидов;

- формировать и готовить к работе агрегаты по операциям обработки почвы;

- оформлять документацию.

Самостоятельная работа обучающихся: 8ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Самостоятельно изучить тему (Приложение2):
  1. Первичное освоение территории питомника
  2. Обработка почвы в хозяйственных отделениях питомника
  • Подготовка к практическому занятию №9,10

Литература

(1) с. 60-68; (2) с.96-116; (3) с. 107-136; (17) с. 95-113; (60); (30) с. 103-126

Вопросы для самоконтроля

1.При осенней выкопке посадочного материала следует применить систему черного или раннего пара?

2.Что определяет срок запахивания сидератов?

3.Укажите разницу в подготовке почвы под посевное и школьное отделения.

4.Перечислите все операции по освоению территории питомника, если под него отведена вырубка.

5.В чем разница между приемом и системой обработки почвы?

6.Перечислите в хронологическом порядке все приемы при обработке почвы по системе раннего пара.

7.Перечислите виды удобрений, используемых при выращивании посадочного материала.

8.Как понимать следующую запись, касающуюся внесения полного удобрения «Р120  К130N120»?

Тема 1.7. Технология выращивания сеянцев.

Студент должен:

знать:

- предпосевную подготовку семян;

- технологию посева семян в питомниках;

- технологии защиты и ухода за посевами, сеянцами;

- применение машин и орудий при выращивании и выкопке сеянцев;

уметь:

- готовить семена к посеву;

- рассчитывать норму высева и расход семян;

- формировать и готовить к работе агрегаты для посевного отделения;

Самостоятельная работа обучающихся: 6ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (Приложение 2)
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ

  • Подготовить  к защите презентацию «Гербициды» (Приложение7)
  • Записать схему ротации севооборота для 2-х летних сеянцев сосны (Приложение5)
  • Подготовка к практическому занятию №11,12,13

Литература

Основная:

(1) 68-84; (2) стр. 116-51; (3) стр. 132-161

Дополнительная:

(1) стр. 101-131; (3) стр. 119-164; (17); (18); (21)

Вопросы для самоконтроля

1. Как определить, достаточно ли увлажнена смесь семян с торфом и песком для стратификации?

2. Перечислите материалы, необходимые для стратификации семян в помещении.

3. Сколько марганцовокислого калия нужно на 1 литр воды, если протравливание ведут в 0,5 % растворе?

4. Сколько строк в ленте при посеве по схеме 25-25-25-75, 10-30-10-30-10- 60?

5. При определении фактической нормы высева может ли она увеличиваться или уменьшаться?

6. В лесной зоне, где имеют место поздние весенние заморозки, возможен ли посев сосны обыкновенной, ели обыкновенной, лиственницы сибирской?

7. Как можно предупредить весеннее выжимание посевов?

Тема 1.8. Технология выращивания саженцев.

Студент должен:

знать:

- цель выращивания крупномерного посадочного материала;

- виды и назначение древесных школ;

- технологию выращивания крупномерного посадочного материала;

- основные виды болезней и вредителей саженцев и меры борьбы с ними;

уметь:

- готовить крупномерный посадочный материал к посадке;

- заготавливать черенки и хранить их.

Самостоятельная работа обучающихся: 8ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (Приложение 2)
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Подготовить рефераты: (Приложение1)
  1. Особенности агротехники выращивания саженцев сосны
  2. Получение посадочного материала древесных пород с использованием методов клеточной биотехнологии
  • Подготовка к практическому занятию №14,15

Литература

Основная:

(1)стр. 84-99; (2) стр. 151-174; (3) стр. 161-194

Дополнительная

(1)стр. 131-146; (3) стр. 164-189; (17); (18)

Вопросы для самоконтроля

1. Почему при длительном выращивании крупномерного материала его пересаживают из школы 1-го порядка в школу 2-го порядка и т.д.?

2. Почему при длительном выращивании крупномерного посадочного материала в комбинированной школе его не пересаживают с места на место?

3. Почему после 10-15 летнего выращивания в комбинированной школе посадочный материал легко выкапывается и хорошо приживается?

4. Сколько саженцев ели можно вырастить на 1 га уплотненной школы, если посадка велась по схеме 20-20-20-20-70 с шагом посадки 0,1 м?

5. С какими трудностями связано выращивание саженцев сосны обыкновенной (2+3) для закладки лесных культур?

6. В чем проявляется преимущество вегетативного размножения лесных растений?

7. Для какой цели создают маточные плантации и отделение черенковых саженцев?

8. Назовите режимы выращивания посадочного материала в отделении зеленого черенкования и пути их регулирования.

Тема 1.9. Организация, планирование и учет работ в питомниках.

Студент должен:

знать:

- порядок планирования оргтехмероприятий в постоянном лесном питомнике;

- формы организации труда, оплаты труда;

- учет и приемку выполненных работ;

- ведение книги лесного питомника;

- охрану труда и технику безопасности;

уметь:

- оформлять техническую документацию;

- проводить техническую приемку работ в питомнике;

- проводить инвентаризацию посадочного материала в питомнике;

- выкапывать, сортировать, хранить и перевозить посадочный материал.

Самостоятельная работа обучающихся: 6ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (Приложение 2)
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Оформить документацию по инвентаризации питомника (Приложение5)
  • Подготовка к практическому занятию №16,17

Литература

Основная

(1)стр. 118-124; (2) стр. 174-183; (3) стр. 194-204; (25); (26)

Дополнительная

(1)стр. 146-153; (3) стр. 189-197; (21)

Вопросы для самоконтроля

1.В какие сроки проводится техническая приемка в посевном и школьном отделении питомника?

2.Сколько учетных отрезков нужно заложить при инвентаризации в посевном отделении питомника?

3.От чего зависит длина учетного отрезка при инвентаризации в посевном отделении питомника?

4.Каким образом осуществляется контроль качества выполненных работ?

5.В чем отличие технической приемки работ и инвентаризации посадочного материала?

6.Какие необходимо создавать условия для посадочного материала при его выкопке и хранении?

Тема 1.10. Искусственное лесовосстановление. Лесоразведение.

Студент должен:

знать:

- основные положения лесовыращивания, виды и типы лесных культур;

- категории лесокультурных площадей;

- агротехнику и технологию создания лесных культур;

- основные нормативные и правовые документы по воспроизводству лесов и лесоразведению.

уметь:

- пользоваться нормативно-технической документацией;

Самостоятельная работа обучающихся: 6ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (Приложение 2)
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Выполнить схему взаимовлияния пород (Приложение5)
  • Подобрать фотоматериал по смешению пород при помощи сети  Интернет(Приложение7)
  • Подготовка к практическому занятию №18,19

Литература

Основная:

(1) стр. 124-143; 173-178; 198-220; (2) стр. 183-202; 225-235; (4) статьи 87-91; (6); (11); (12); (18) стр. 203-205

Дополнительная:

(1) стр. 153-165; (3) стр. 199-217; 242-248; (26); (28)

Интернет-ресурсы:

(4), (5),(6),(7)

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные лесокультурные приемы регулирования взаимовлияния древесных пород.

2. В чем различие подпологовых и предварительных лесных культур?

3. Дать понятие смешанные лесные культуры и условия их создания.

4. Определить шаг посадки, если густота лесных культур – 3,6 тыс. шт., расстояние между рядами – 3,5 м.

5. Определить индекс равномерности размещения лесных культур по условию вопроса № 4.

6. Густота лесных культур равняется 3,5 тыс.шт., расстояние между рядами – 4,0 м. Определите шаг посадки, индекс равномерности и при необходимости отрегулируйте размещение.

7. Что учитывают при подборе пород, создавая смешанные культуры?

8. Какие формы взаимовлияния проявляются в лесных насаждениях?

9. Способы смешения древесных пород и кустарников, применяемые при создании лесных культур.

10. От чего зависит первоначальная густота лесных культур?

11. Почва обработана плугом ПКЛН-500 с посадкой по пластам. Какая из лесопосадочных машин может быть использована МЛУ-1, СЛГ-1, СЛ-2?

12. Определите потребность в посадочном материале на лесокультурную площадь 15 га. Культуры смешанные 3С1К2Б1К. Размещение 3,5×0,8 м.

Тема 1.11. Обработка почвы под лесные культуры.

Студент должен:

знать:

- виды и способы обработки почвы под лесные культуры;

- размещение полос (борозд), площадок в лесных культурах;

- применение удобрений;

- организацию работ по подготовке почвы под лесные культуры.

уметь:

- выбирать виды и способы обработки почвы;

- определять состав и объем работ по обработке почвы;

- оформлять необходимую документацию;

Самостоятельная работа обучающихся: 4ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (Приложение 2)
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Подготовка к практическому занятию№20,21

Литература

Основная:

(1) стр. 145-162;  стр. 376-380; (2) стр. 202-211; стр. 393-400; (17) стр. 182-193; (28); (31) стр. 196-231

Дополнительная:

(1) стр. 165-171; (3) стр. 217-227; 402-411; (26); (27); (28); (36) стр. 204-37

Интернет-ресурсы:

(4), (5),(6),(7)

Вопросы для самоконтроля

  1. В каких случаях применяется сплошная и частичная обработка почвы?
  2. Способы частичной обработки почвы и формируемые при этом типы посадочного места.
  3. Подберите агрегат для подготовки почвы под лесные культуры в различных типах лесорастительных условий.
  4. Перечислите и обоснуйте виды работ, проводимые при подготовке почвы под лесные культуры на площадях категорий «б» и «в» с различными условиями произрастания.

Тема 1.12. Методы создания лесных культур.

Студент должен:

иметь представление:

- об аэросеве и условиях его применения;

- о рекультивации лесных земель;

уметь:

- формировать лесопосадочные и посевные агрегаты;

- обеспечивать проведение посадки и посева леса;

- оформлять техническую документацию на создание лесных культур;

знать:

- способы создания лесных культур;

- технологию и организацию посадки и посева леса.

Самостоятельная работа обучающихся: 6ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (Приложение 2)
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Подготовить презентацию по системе машин для создания лесных культур (Приложение7)
  • Подготовка к практическому занятию №22,23

Литература:

Основная:

(1) стр. 162-173; (2) стр. 211-219; стр. 393-400; (11); (17) стр. 200-208; (31) стр. 313-325

Дополнительная:

(1) стр. 171-178; (3) стр. 227-236; 417-419; (26); (28); (31)  

Интернет-ресурсы:

(4), (5),(6),(7)

Вопросы для самоконтроля

1. Применяемые типы посадочного места при создании лесных культур.

2. Какой метод создания лесных культур является основным?

3. Для каких пород создание культур посевом предпочтительнее?

4. От каких особенностей лесокультурной площади зависит выбор метода и способа лесовосстановления?

5. Укажите достоинства и недостатки производства лесных культур посевом и посадкой.

Тема 1.13. Уход за лесными культурами.

Студент должен:

знать:

- виды, цели и условия применения агротехнических уходов.

уметь:

- формировать агрегаты для ухода за лесными культурами;

- оформлять необходимую документацию;

- назначать виды ухода и устанавливать их режим;

Самостоятельная работа обучающихся: 2ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (Приложение 2)
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Подготовка к практическому занятию №24

Литература:

Основная:

(1) стр. 178 187; 376-84; (2) стр. 219-225; стр. 409-411; (17) стр. 208-214

Дополнительная:

(1) стр. 178-184; (3) стр. 236-242; 419-422; (22); (26); (31)  

Вопросы для самоконтроля

1. В каких типах леса уходов за культурами нужно больше, а в каких - меньше, почему?

2. При использовании гербицидов для посадки лесных культур саженцев ели обыкновенной количество уходов сокращается или увеличивается?

3. Если в течение лета по объективным причинам за культурами ели обыкновенной уходы сделать не смогли, можно ли сделать какой-либо уход поздней осенью, когда трава уже засохла?

4. Какой уход за лесными культурами может понадобиться ранней весной на сырых тяжелых почвах?

5. Какой агротехнический уход является основным и его роль?

6. Во всех ли случаях можно применять гербициды и арборициды?

7. В каких случаях проводят дополнение лесных культур и в каких нет?

Тема 1.14. Культуры основных лесообразующих пород.

Студент должен:

знать:

- культуры основных лесообразующих пород, их значение и технологии производства;

- технологию и агротехнику выращивания культур целевого назначения.

Самостоятельная работа обучающихся: 2ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (Приложение 6)
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Подготовка к практическому занятию №25

Литература

Основная:

(1) стр. 220-248; (2) стр. 250-266; (3) стр. 291-307; (17) стр. 249-284; (10)

Дополнительная:

(1) стр. 192-210; (3) стр. 261-271; (23); (26); (28); (31)

Вопросы для самоконтроля

1. На лесном участке имеется одна лесокультурная бригада, которая должна посадить лесных культур: сосны обыкновенной – 3 га, ели обыкновенной – 5 га, лиственницы сибирской – 4 га. В какой очередности желательно проводить посадку?

2. Старая вырубка сплошь заросла кленом остролистным, липой, лещиной. Каким способом можно создать культуры дуба?

3.В каком возрасте предполагается сплошная вырубка плантационных культур ели на баланс?

Тема 1.15. Проектирование и оценка качества лесовосстановительных работ.

Студент должен:

знать:

- методику разработки проекта лесовосстановления;

- правила оформления технической документации по воспроизводству лесов;

уметь:

- производить оценку качества лесных участков;

- пользоваться нормативно-технической документацией.

Самостоятельная работа обучающихся: 4ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (Приложение 2)
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Составить и заполнить на компьютере Книгу учета лесных культур (Приложение5)
  • Подготовка к практическому занятию№25

Литература

Основная:

(1) стр. 262-265; (2) стр. 272-279; (3) стр. 308-311; (11); (25); (26)

Дополнительная:

(1)стр. 210-218; (3) стр. 278-285; (5)

Интернет ресурсы:

(4); (5); (6); (7)

Вопросы для самоконтроля

1.Кто составляет проект лесных культур?

2.Может ли быть составлен один проект на несколько лесокультурных площадей?

3. Когда проект лесных культур должен быть утвержден?

4. Какие виды контроля за качеством лесных культур существуют?

5. Цель инвентаризации лесных культур?

6. В каком возрасте и с учетом, каких показателей лесные культуры переводят в земли, покрытые лесной растительностью?

IV курс

Тема 1.20. Создание защитных лесных насаждений.

Студент должен:

знать:

- неблагоприятные природные явления;

- мероприятия по борьбе с эрозией почв;

- взаимосвязь лесных полос и урожайности сельхозкультур;

- основы проектирования защитных лесных насаждений;

- методику подбора конструкций, породного состава, схемы размещения растений в защитных лесных полосах;

- основные нормативные и правовые документы по лесоразведению

- применяемые машины и механизмы;

уметь:

- пользоваться нормативной документацией при размещении защитных лесных насаждений;

- разрабатывать технологические карты, рассчитывать затраты на создание 1 га защитных лесных насаждений;

- оформлять необходимую документацию.

Самостоятельная работа обучающихся: 12ч.

  • Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (Приложение 2)
  • Изучение методических рекомендаций для практических работ
  • Подготовить реферат : Влияние системы лесных полос на урожайность с/х культур
  • Выполнить схему: (Приложение5)
  1. влияние полос на скорость ветра
  2.  распылители полевого стока
  3. Размещение водозадерживающих валов
  4. Водосбросные сооружения
  • Подготовка к контрольной работе по разделу
  • Подготовка к практическому занятию №26,27,28

Литература

Основная:

(1) стр. 270-325; (2) стр. 279-342; (12); (17) стр. 286-358; (20)

Дополнительная:

(1) стр. 218-265; (3) стр. 285-347; (29); (30)

Интернет ресурсы:

(4); (5); (6)

Вопросы для самоконтроля

1.Определите уклон в градусах и назовите вид эрозии

2.Назовите противоэрозионные зоны, указанные на плане

3.Перечислите основные неблагоприятные природные явления, происходящие в ландшафтах.

4.Как размещаются ветроломные лесные полосы на неорошаемых землях?

5.Для каких целей и как создаются древесные зонты?

6.Какой вид эрозии преобладает на территории землепользования с уклоном 3°?

7.Какие лесные полосы нужно создавать на территории присетевой зоны?

8.Какова конструкция лесных полос, располагаемых на пастбищных землях, вдоль железных дорог на приводораздельной зоне?

9.Назовите виды защитных лесных насаждений по берегам водохранилищ?

10.Какие насаждения составляют систему защитных лесных полос в долинах рек?

Вопросы для подготовки к контрольной работе:

  1. Неблагоприятные природные факторы: засухи, суховеи, метелевые и холодные ветры, водная и ветровая эрозия почв.
  2. Вред, причиняемый ими. Комплекс мероприятий по борьбе с неблагоприятными природными факторами: организационно-хозяйственные, агролесомелиоративные, агротехнические, гидротехнические.
  3.  Виды и конструкции лесных полос.
  4. Влияние лесных полос различной конструкции на ветровой поток, снегоотложение, температуру и влажность воздуха и почв.
  5.  Роль лесных полос в защите объектов и территорий от неблагоприятных факторов.
  6.  Создание системы полезащитных лесных полос на неорошаемых и орошаемых землях: размещение лесных полос, выбор конструкции, подбор пород, технология выращивания полезащитных лесных полос.
  7.  Технология создания противоэрозионных лесных насаждений: овражно-балочные лесные насаждения, стокорегулирующие, приовражные и прибалочные лесные полосы.
  8.  Защитные лесные насаждения на горных склонах, берегах рек и водоемов. Защитные лесные насаждения на пастбищных землях, вдоль транспортных путей.
  9.  Планирование и организация работ по созданию защитных лесных насаждений.
  10. Технологическая система машин.

Оценочный лист

  1. Информационное обеспечение

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий профессионального модуля

«Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и

лесоразведению»

Основные источники:

  1. МарковаИ.А., Данилов Ю.И. «Лесные культуры». М.: Издательский центр «Академия», 2011
  2. РодинА.Р., КалашниковаЕ.А., РодинС.А., Силаев Г.В. Лесные культуры. М.: 2009
  3. Родин А.Р. Лесные культуры. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008
  4. Лесной кодекс Российской Федерации.
  5. Постановление Правительства РФ № 162 «Перечень видов деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается»
  6. Постановление Правительства РФ № 418 «Положение об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключению договоров»
  7. Постановление Правительства РФ № 394 «Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора
  8. Приказ МПР РФ № 174 «Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга»
  9. Постановление Правительства РФ № 806 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»
  10.  Приказ МПР РФ № 85 «Правила использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений»
  11.  Приказ МПР РФ № 183 «Правила лесовосстановления»
  12.  Приказ МПР РФ № 149 «Правила лесоразведения»
  13.  Постановление Правительства РФ № 406 «Правила подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности»
  14.  Приказ Рослесхоза № 523 «Руководство по локализации и ликвидации очагов вредных организмов»
  15.  Приказ Рослесхоза № 523 «Руководство по планированию и организации и ведению лесопатологического обследования»
  16.  БрынцевВ.А., Коженкова А.А. Лесное семеноводство. М.: Издательство Московского государственного университета леса, 2006
  17. Редько Г.И., Мерзленко М.Д., Бабич Н.А. и др. /Под ред. Г.И.Редько/ Лесные культуры и защитное лесоразведение. М.: Издательский центр «Академия», 2008
  18.  Дроздов И.И., Коженкова А.А., Набатов Н.М. «Практикум по лесным культурам». М.: ВНИИЛМ, 2004
  19.  Мозолевская Е.Г., Семенкова И.Г., Беднова О.В. «Лесозащита», М.: Лесная промышленность, 2006
  20.  Родин А.Р., РодинС.А., Рысин С.Л. «Лесомелиорация ландшафтов». М.: МГУЛ, 2007
  21.  Тузов В.К., Калиниченко Э.М., Рябинков В.А. «Методы борьбы с болезнями и вредителями леса», М.: ВНИИЛМ, 2003
  22.  Указания по лесному семеноводству в Российской Федерации. Федеральная служба лесного хозяйства России.
  23. ОСТ 56-74-96. Плантации лесосеменные основных лесообразующих пород. Основные требования.
  24. ОСТ 56-35-96. Участки лесные семенные основных лесообразующих пород. Основные требования, закладка и формирование.
  25. Указания по проектированию и технической приемке работ по лесовосстановлению и выращиванию посадочного материала.
  26. Технические указания по проведению инвентаризации лесных культур, защитных лесных насаждений, питомников, площадей с проведением мер содействия естественному возобновлению леса и вводу молодняков в категорию ценных древесных насаждений.
  27. Федеральная целевая программа «Развитие лесного семеноводства на период 2009-2020 годов»
  28. Винокуров В.Н., Силаев Г.В., Казаков В.И. Механизация лесного и лесопаркового хозяйства. М.: 2006
  29.  Кормилицина О.В., Мартыненко О.В., Карминов В.Н., Сабо Е.Д., Бондаренко В.В. /Под общей редакцией Рожкова В.А./ Почвоведение. М: 2006
  30. Мартыненко О.В., Кормилицына О.В. Практикум по почвоведению. М: 2007
  31. ВинокуровВ.Н.,СилаевГ.В. КазаковВ.И.. Механизация лесного и лесопаркового хозяйства. М.: ООО «Издательский дом» «Лесная промышленность», 2006
  32.  ВинокуровВ.Н.,КазаковВ.И., СилаевГ.В. Практикум по лесохозяйственным машинам. М.: ООО «ЭкоСервис», 2007

Дополнительные источники:

  1. РодинА.Р., РодинС.А.Лесные культуры и лесомелиорация. М.: ВО Агропромиздат, 1987
  2.  РодинА.Р., НайбичА.З., КалининМ.И. Практикум по технологии и организации лесовыращивания. М.: ВО Агропромиздат, 1991
  3.  РодинА.Р., КалашниковаЕ.А., РодинС.А., СилаевГ.В., РысинС.Л., Вильданов М.Ф. Лесные культуры. М.: ВНИИЛМ, 2002
  4.  ЛюбавскаяА.Я. Лесная селекция и генетика. М.: Лесная промышленность, 1982
  5.  Лесосеменное районирование основных лесообразующих пород. М.: Лесная промышленность, 1978
  6.  Указания о порядке отбора и учета лесосеменных объектов в Российской Федерации. М.: Федеральная служба лесного хозяйства России, 1995
  7.  Положение о выделении и сохранении генетического фонда древесных пород в лесах, 1982
  8.  ГОСТ 13056.2-89. Семена деревьев и кустарников. Методы определения чистоты.
  9.  ГОСТ 13056. 1-67. Семена деревьев и кустарников. Отбор образцов .
  10.  ГОСТ 13056. 4-67. Семена деревьев и кустарников. Методы определения массы 1000 шт.
  11.  ГОСТ 13056.6-75. Семена деревьев и кустарников. Методы определения всхожести.
  12.  ГОСТ 50264-92. Семена деревьев и кустарников. Методы определения жизнеспособности.
  13.  ГОСТ 13056.8-68. Семена деревьев и кустарников. Методы определения доброкачественности.
  14.  ГОСТ 13056. 10-68. Семена деревьев и кустарников. Правила выдачи и формы документов о качестве.
  15.  ГОСТ 14161-86. Семена хвойных древесных пород. Посевные качества. Технические условия.
  16.  ГОСТ 13854-78. Семена орехоплодных и плюсконосных деревьев и кустарников. Посевные качества. Технические условия.
  17.  Наставление по выращиванию посадочного материала древесных и кустарниковых пород в лесных питомниках РСФСР. Министерство лесного хозяйства РСФСР. М.: Лесная промышленность, 1979
  18. Новосельцева А. И., Смирнов Н. А. Справочник по лесным питомникам. М.: Лесная промышленность, 1983
  19.  ОСТ 56-93-87. Питомники лесные постоянные. Технология выращивания посадочного материала в различных лесорастительных зонах СССР.
  20.  Нормы выхода стандартных сеянцев деревьев и кустарников в лесных питомниках Российской Федерации. Федеральная служба лесного хозяйства России. М., 1996
  21.  ОСТ 56-98-93. Сеянцы и саженцы основных древесных и кустарниковых пород. Технические условия.
  22.  НовосельцеваА.И., РодинА.Р. Справочник по лесным культурам. М.: Лесная промышленность, 1984
  23.  ОСТ 56-90-86. Культуры плантационные и площади для их закладки. Оценка качества.
  24. Мурахтанов Е.С. Особенности лесного хозяйства и лесоустройства в объектах загрязненных радионуклидами. Брянск, 1991
  25.  МарадудинИ.И. Основы ведения лесного хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения. Пушкино, 1990
  26.  ПисаренкоЛ.И., РедькоГ.И., МерзленкоМ.Д. Искусственные леса. Части 1 и 2. М.: 1992
  27.  Типовые нормы выработки на лесокультурные работы, выполненные в равнинных условиях. М., 1990
  28.  ПисаренкоА.И. Лесовосстановление. М., 1977
  29.  ПоповаО.С., ПоповВ.П., Харахонова Г.У. Древесные растения лесных, защитных и зеленых насаждений. Издательство «Лань», 2010
  30.  Справочник агролесомелиоратора. М.: Лесная промышленность, 1971
  31.  РедькоГ.И., РодинА.Р., ТрещевскийИ.В. Лесные культуры. Издательство «Лесная промышленность», 1980
  32.  Руднев Б.В. Питомники декоративных деревьев и кустарников. М.: 1969
  33.  Собинов А.М. Выращивание посадочного материала в лесных питомниках. Издательство «Лесная промышленность», 1975
  34. Типовые нормы выработки на работах, выполняемых в лесных питомниках
  35. Ефимцев Ю.А. Охрана труда в лесном хозяйстве. М.: Лесная промышленность, 2006
  36. Винокуров В.Н., Казаков В.И., Силаев Г.В. Практикум по лесохозяйственным машинам. М.: ООО «ЭкоСервис», 2007
  37. Ефимцев Ю.А. «Охрана труда в лесном хозяйстве», М.: Лесная промышленность, 2006
  38. Справочник лесохозяйственных машин, оборудования и приборов, разработанных ВНИИЛМ, ЦОКБлесхозмаш, Пушкино 2001

Интернет ресурсы:

  1. Консультант плюс consultant. ru
  2. Лесное право alleng. ru
  3. Справочник законов woodbusiness. ru
  4. Воспроизводство лесов и защитное лесоразведение novostroy. ru
  5. Цели воспроизводства лесов и лесоразведения labex. ru

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО

Данные методические рекомендации помогут преподавателям  педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  к...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления для  специальности среднего профессионального образования...

Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования

Данные методические рекомендации помогут преподавателям колледжа и других учреждений среднего профессионального образования организовать самостоятельную деятельность студентов на основании деятельност...

«Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов»

Самостоятельная работа является одной из форм организации обучения. Ее роль в современном образовании возрастает с введением ФГОС СПО нового поколения. В программах и профессиональных модулях организа...

Методические разработки самостоятельной работы студентов по возрастной психологии

Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе студентов учебной дисциплины «Психология».Методические указания могут использоваться преподавателями для организации внеаудито...

Методическая разработка самостоятельных работ по дисциплине"Иностранный язык" для студентов 2 курса , обучающихся по специальности 23.02.03 " Ремонт и обслуживание автомобильного транспорта"

В данной методической разработке представлены задания по самостоятельным работам для студентов 2 курса. Даны указания по какому материалу их выполнять. Сколько часов отводится на выполнение самостояте...