"Нарушения сна в пожилом и старческом возрасте" методическое пособие для студентов
учебно-методическое пособие на тему

Нелипа Алла Константиновна

Основные виды нарушений сна в пожилом и старческом возрасте, способы его улучшения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_dlya_studentov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

      МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

НАРУШЕНИЯ СНА В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящее пособие предназначено для студентов с целью освоения  ПМ.О1.Проблема нарушений сна в пожилом и старческом возрасте зас-

тавляет обратить на себя внимание, потому что  неудовлетворенность

сном отмечается  у 25% мужчин и 50% женщин пожилого возраста.

Более 25% пациентов гериатрического возраста регулярно или часто

применяют снотворные препараты. Бессонница или инсомия – явление

широко распространенное среди лиц пожилого и старческого возраста.

  Будущим медсестрам необходимо знать причины нарушений сна в

пожилом  и старческом возрасте, уметь выявлять факторы риска и анализировать их, знать клинические проявления нарушений сна при

соматических заболеваниях и психических расстройствах, а так же уметь

дать грамотные рекомендации  для улучшения сна.

   Задание: Внимательно прочитайте текст. Ответьте на вопросы в конце

каждого раздела.

1.  Сон и его нарушения в пожилом и старческом возрасте

  Сон – это ритмический процесс, характеризующийся чередованием двух фаз: быстрого сна продолжительностью 5-30 минут и медленного сна, про-

должающегося 90 минут. На долю быстрого сна приходится 25% времени,

именно в эту фазу мы видим яркие, запоминающиеся сновидения. Актив-

ность коры головного мозга в это время высокая, заметны быстрые движения

глазных яблок под закрытыми веками. В фазе медленного сна сновидений нет, движения глазных яблок замедлены- это медленный, глубокий сон.

  В пожилом и старческом возрасте потребность во сне составляет 7 часов.

  Нарушения сна являются одним из факторов оценки качества жизни пожи-

лых людей. Основные проявления нарушений сна у гериатрических пациентов:

  - упорные жалобы на бессонницу,

 -постоянные трудности засыпания;

 -поверхностный и прерывистый сон;

 - наличие ярких,множественных сновидений, нередко тягостного характера;

 -ранние пробуждения;

 -ощущение тревожного беспокойства при пробуждении;

 -затруднение или невозможность уснуть вновь;

 -отсуствие ощущения отдыха от сна.

  Пожилые пациенты чаще пробуждаются в первые часы сна, более тревож-

ны, склонны преувеличивать длительность периода засыпания и приумень-

шать продолжительность сна.

   Природа нарушений сна в пожилом и старческом возрасте мультифактор-

ная: это взаимодействие психосоциальных, медицинских и психогенных

факторов в сочетании с органической мозговой дисфункцией. Нарушения

сна подразделяются на первичные и вторичные.

  К первичным нарушениям сна у пожилых и старых людей относятся:

ночной миоклонус, ночное беспокойство ног и синдром сонного апное.

                                     

  Вторичные нарушения сна обусловлены соматическими заболеваниями,

неврологическими поражениями и психическими нарушениями, при кото-

рых диссомнические нарушения являются симптомом заболеваний.

  При расстройствах сна, связанных с соматической патологией, наиболее

характерны поверхностный сон и частые пробуждения, а не трудности

засыпания.

  Среди психических нарушений расстройства сна в пожилом м старческом

возрасте чаще всего являются проявлением депрессивных состояний. Именно

эти пациенты часто жалуются на бессонницу. Могут быть трудности засыпа-

ния , ранние пробуждения с невозможностью уснуть вновь, тревожные бес-

покойста при ночном пробуждении, тягостное душевное состояние в утрен-

ние часы. Именно при депрессии характерно отсутствие чувства сна, нередко

формируется навязчивый страх перед наступлением ночи и бессонницей.

  При деменциях позднего возраста нередко наблюдается инверсия сна с ноч-

ным суетливом беспокойством  и дневной сонливостью.

  Встречаются и редкие нарушения сна как лунатизм и нарколепсия ( невро-

логическое расстройство характеризующееся внезапными приступами сна),

но они передаются по наследству.

   Вопросы:

  1.Какие проявления нарушения сна характерны для пожилых и старых людей?

  2. Какие нарушения сна чаще всего связаны с соматической патологией?

  3.Какие нарушения сна чаще всего обусловлены депрессией?

  2.Способы улучшения сна.Фитотерапия

  Для улучшения сна необходимо выяснить причину бессонницы и уточнить

время засыпания, продолжительность сна, причины пробуждения, наличие

и характер сновидений, оценка качества сна и качества пробуждения.                  

  Обучение пациентов, страдающих бессонницей, сводится к следующим ре-

коммендациям:

  - необходимость ложиться спать только при наступлении потребности ко сну

  -переход из спальни в другую комнату для чтения при невозможности зас-

нуть после 15-20 минут пребывания в постели и возвращение в спальню при

вновь появившейся потребности ко сну. Цель подобного маневра в том, чтобы спальня ассоциировалась только со сном, а не бессонницей.

  - вставание утром с постели в одно и тоже время независимо от продолжи-

тельности  сна минувшей ночью;

  -избегание сна в дневное время или сведение его к минимуму ( продолжи-

тельность не более 30 минут при потребности ко сну)

  -ограничение пребывания в постели только во время сна;

  - отход ко сну только в одно и то же  время, избегание чрезмерных впечат-

лений в вечернее время, переедания, тонизирующих напитков и.т.д.

  -некоторым людям помогает уснуть стакан теплого молока с медом до сна;

  - хорошо проветривайте спальню перед сном или оставляйте приоткрытым

окно,температура во время сна не должна превышать 18 С ;

  - подбирайте одеяло по сезону;

  - разместите в спальне горшочки с комнатными растениями, улучшающими

сон: геранью, розмарином, монстерой, мелиссой, они помогут вам снять воз-

буждение;

                       

  В лечении бессонницы широко применяются лекарственные травы, если

нет противопоказаний  хорошо пить чай из шалфея, мяты, пастушьей сумки,

ромашки, шлемника, валерианового корня. Менее известны как успокаиваю-

щие, но не менее эффективны адонис весенний, боярышник колючий, боя-

рышник кроваво-красный, дурман индийский, душица обыкновенная, лан-

дыш майский, сущеница топяная, солянка Рихтера. Опустить 2-3 чайных

ложки травы в кружку с крутым кипятком, настоять 5-6 минут и пить с медом за 45 минут до отхождения ко сну.

  Для укрепления нервной системы полезно дышать перед сном спиртовой

настойкой валерианы. Вдыхать поочередно каждой ноздрей по 3-4 раза.

Эту процедуру можно повторять в течение длительного времени; через месяц

сон значительно улучшится, через 2-4 месяца – нормализуется.

  Хороший эффект дают настойка пиона и пустырника, принимать перед сном по 30-40 капель. Можно рекомендовать новопассит в виде сиропа или

капель.

  Если пациент принимает снотворные препараты, то медсестре необходимо

проконтролировать, чтобы препарат был назначен врачом, принимался в

рекомендованной дозе, не составлялось произвольных комбинаций и не при-

менялся длительно. Обязательно проводить работу по успешному примене-

нию немедикаментозных факторов, улучшающих сон.

Вопросы:

  1.Объясните значение рекомендаций по соблюдению режима сна и бодрствования?

  2.Какие комнатные растения следует разместить в спальне и почему?

 3.Почему предпочтительнее в пожилом возрасте начать  лечение при нарушениях сна фитотерапией, а не лекарственными средствами

 3. Физиотерапия нарушений сна

  1. Фототерапия

Свет мощностью более 2500 люкс воздействует на зрительный анализатор,

влияет на цикл сон-бодрствование, увеличивая время бодрствования. Свет,

попадая на сетчатку глаза, вызывает возбуждение зрительного нерва, который  активизирует шишковидную железу(эпифиз), которая на свету

выделяет мелатонин, регулирующий сон, поэтому, находясь на свету, человек ощущает прилив энергии, избавляется от дневной сонливости и лучше спит. Поэтому хорошо находиться на естественном свету последние

3-4 часа светлые часа перед сном.

  2. Хронотерапия

  Суть метода состоит в том, что сон «сдвигается» на ночное время. Например: пациента клонит ко сну уже в 20 часов и он ложится спать и

соответственно просыпается через 6-8 часов т.е в 2-3 часа ночи. Эта мето-

дика позволяет сдвинуть сон на более позднее время. Каждые 3-4 дня пациент будет ложиться спать на 2 часа позже и при этом не спать днем.

3.«Музыка мозга»

Суть метода состоит в прослушивании пациентом музыки, получаемой

путем преобразования собственной электроэнцефалограммы в музыку.

 

  1. Какой метод физиотерапии вызывает у вас большее предпочтение и почему?
  2. Какие вы знаете нетрадиционные способы улучшения сна? Чем обусловлена их эффективность?

 

ЗАДАНИЕ: Решите задачи

  ЗАДАЧА №1

  Пациентка 75-ти лет жалуется на постоянные трудности засыпания, сон

очень поверхностный, часто просыпается от незначительного шороха, утром

чувствует повышенную нервозность, усталость. Такое состояние сохраняется

больше трех месяцев. Пациентка стала очень редко гулять, так как ей трудно

подниматься по лестнице.

  Какие проблемы имеются у пациентки? Чем они обусловлены? Дайте рекомендации по улучшению сна.

    ЗАДАЧА №2

  Пациент 70 –ти лет жалуется на частые пробуждения ночью из-за страшных

сновидений, очень трудно заснуть вновь. Последнее время появился страх

перед засыпанием. Утром чувствует  подавленность, тоску.

  Какие проблемы у пациента? Чем они обусловлены?  Дайте рекомендации

пациенту.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации для студентов "Особенности внимания лиц пожилого и старческого возраста"

Основная характеристика особенностей внимания пожилых людей и способы общения с ними....

Методическая разработка по предмету "Здоровый человек. Лица пожилого и старческого возраста"

Данная методическая разработка предназначена для практического занятия по предмету "Здоровый человек. Лица пожилого и старческого возраста"....

Методические указания для практических занятий по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»

Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, условия задач и указания по их решению. Общий объем практических занятий 4 часа. Практические занятия ...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» составляет 4 часа. Цели внеаудиторно...

Методический комплекс для внеаудиторной работы студентов по ПМ.02 Тема 2 Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста

Для внеаудиторного изучения  темы 2 "Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста" предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен н...

Методическая разработка для студентов "Сестринская деятельность по профилактике травматизма в пожилом и старческом возрасте"

Методический материал практического занятия для студентов по МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по специальности 34.02.01 Сестринское дело....

Сестринская деятельность при нарушениях обмена веществ и заболеваниях мочевыделительной системы у лиц пожилого и старческого возраста

Леция по разделу "Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста"...