Портфлио- форма оценивания достижений учащихся.
статья на тему

Чернадчук Мария Александровна

Портфлио- форма оценивания достижений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portflio_moya_statya.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Портфлио- форма оценивания достижений учащихся.

       В начале XXI века в русле общего процесса модернизации российского образования вполне закономерно возник вопрос о необходимости модификации существующей пятибалльной системы оценок. Несомненно , что при окончательном введении ЕГЭ , образовательных стандартов, профильного обучения подходы к шкале отметок , принятые сейчас , будут существенно изменены. По мнению ведущих российских педагогов , один из существенных недостатков традиционной системы оценивания- её неполнота, ограниченность, а также несориентированность оценочного акта на психофизиологические возможности детей различных возрастных групп.
      Одним  из ориентиров качественного обновления оценки, не претендуя на окончательное решение этой проблемы, становится портфолио. Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия «министерский портфель», «портфель инвестиций».
Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио». О становимся на некоторых на из них.
Портфолио- это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определённый  период обучения.
Портфолио- рабочая файловая папка , содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся.
Можно сказать, что портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства , направленные на проверку репродуктивного уровня, включая экзамены и т.д.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности- учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и становится важнейшим элементом практико- ориентированного подхода к образованию. Исходя из вышесказанного, портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:
1) постоянно поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
2) поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
3)развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
4)формулировать умение учится –ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в бумажном, так и в электронном виде. Это удобно для использования портфолио  преподавателями, администрацией, и т.д. Внешне портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, коробок, то есть представляется полная свобода и приветствуется инициатива при единственном требовании- удобство хранения.
       Основной смысл портфолио – «показать всё, на что ты способен». Педагогическая  философия портфолио предполагает:
1)смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
2)интеграцию количественной и качественной оценок;
3)перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения. Именно цели свидетельствуют об усилиях, достижениях и прогрессе в обучении.   Существует много различных учреждений: центры детского творчества, дворцы молодёжи, музыкальные и художественные школы, школы искусств, спортивные школы, художественные студии, образовательно-воспитательные центры и комплексы, которые обладают большим и реальным образовательным эффектом для учащихся. Соответственно, результаты, достигаемые учащимися во внешкольных образовательных сетях и системах, крайне важны для оценки их уровня и их направленности и они обязательно должны учитываться при определении возможностей дальнейшего обучения по избранным направлениям.
Использовать портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением классической 5-бальной отметки. Описанные отметки делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного обучающегося, отвечающей задачам модернизации образования.
Для оформления портфолио на учащегося предлагается:
1)Титульная страница: наименование образовательного учреждения, юридический адрес, ФИО учащегося, группа, дата начала и окончания создания портфолио, ФИО куратора.
2)Личные  данные учащегося (дата рождения, адрес, телефон, состав семьи, может быть, домашние животные, знак по гороскопу и т.д.)
3)Любимые предметы, хобби, интересы, посещение учреждений дополнительного образования и дополнительных занятий.
4)Участие  (частота, роль, качество) в групповых, городских мероприятиях.
5)Участие в конкурсах, олимпиада разного уровня и итоги этого участия, если есть.
6)Дипломы, грамоты (копии) учащегося разного уровня и т.п.
7)Возможно, какие-либо удачные работы учащегося , показывающие его индивидуальность.
8)Результаты тестирований, анкетирований и т.д.
Портфолио для среднего и старшего звена состоит из трёх размеров:
«портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов». Каждый раздел имеет своё описание по подходам к его наполнению, преимуществам каждого из разделов и существующим ограничениям.
В «портфолио документов» учащийся представляет сертификаты, официально признанные на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад. Документы б участии в грантах. Об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования.
В «портфолио работ» учащийся представляет «ведомость» или «зачётную книжку»  о прохождении курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. Так  же учащийся может представить сами работы , проекты, исследования, которые он выполнил в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреждениях дополнительного образования, других учреждениях или выполнил самостоятельно, не получив за это подтверждающего документа. И могут быть также представлены сертификаты обучения, конкурсов, не имеющих «официального признания» на уровне федерации, региона, муниципалитета. Учащийся ещё может представить собственные изделия, например, модели, поделки, картинки, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.
В «портфолио отзывов» учащимся предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, участие в конференциях. Важной составляющей этого раздела является самооценка учащегося, его рефлексия на собственную деятельность. Одна из причин отставания учащихся в учении- это слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Работа с портфолио , возможно, поможет решить эту и многие другие проблемы. Однако при использовании портфолио могут встретиться проблемы, связанные с различными аспектами, как техническими, так и психологическими, и социальными. При решении вопроса отметки можно обратиться к опыту прежних лет и новым наработкам современных учебных заведений.
В настоящее время нужно искать эффективные способы организации оценочной деятельности как преподавателя, так и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся как средство повышения эффективности процесса обучения

 Профессиональное мастерство современного рабочего предполагает знание основ современного производства и высокий уровень специальных умений и навыков. Тем не менее, оценка сформированности...

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ. РЕЙТИНГ УЧЕНИКА

Дополнительная к традиционной система оценивания с привлечением обучающихся и их родителей...

Применение балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся на уроках астрономии в колледже

      Данное методическое пособие рассчитано на широкий круг преподавателей колледжей, техникумов, ВУЗов и учителей общеобразовательных школ. В нем я делюсь опытом использования ...

Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: Новые технологии в оценивании достижений обучающихся в рамках ФГОС нового поколения

Сегодня в России в условиях внедрения ФГОС общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценки образовательных результатов обучающихся. В докладе речь идет о прак...

Система оценивания образовательных достижений учащихся

Оценивание  - это не единичное событие, а постоянный процесс. Оценивание, включенное в учебную тему, позволяет получать больше информации о потребностях обучающихся и корректировать процесс ...

Применение балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений учащихся на уроках специальных дисциплин.

Данный материал предназначен для повышения качества оценки знаний учащихся путем применения балльно-рейтинговой системы оценок, расширяющей возможности преподавателя по объективной оценке знаний....

«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности. Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках при реализации ФГОС».

Контрольно–оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретного предмета в процессе или по окончании его изучения по результатам проверки....