Методическая разработка контрольно-обобщающего занятия
учебно-методический материал по теме

Методическая разработка контрольно-обобщающего  занятия в форме защиты реферата по  теме: Сестринская помощь при заболеваниях органов пищеварения МДК 0201 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинское училище № 21

Департамента здравоохранения города Москвы»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

контрольно-обобщающего занятия

по теме: Сестринская помощь при  заболеваниях органов пищеварения

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

Москва, 2015


Методическая разработка контрольно-обобщающего занятия по теме: «Сестринская помощь при  заболеваниях органов пищеварения» - является частью УМК МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях  ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело». Разработка предназначена для преподавателей ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

Составитель: Шокот О.В., преподаватель ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях  


Содержание

  1. Обоснование выбора методики проведения контрольно-обобщающего занятия в виде защиты исследовательских работ обучающихся
  2. Паспорт методической разработки
  3. План занятия
  4. Рекомендации  по подготовке и оформлению реферата
  5. Приложение

  1. Обоснование выбора методики проведения итогового занятия в виде защиты исследовательских работ обучающихся

        В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности «сестринское дело», в части требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена, в процессе подготовки выпускники должны овладеть такими общими компетенциями, как: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

На современном этапе рынок труда предъявляет новые требования к профессиональному образованию – требуется не просто «специалист-исполнитель», а  компетентный «специалист-исследователь». Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности невозможно.

Исследовательская работа обучающихся является одной из важнейших форм учебного процесса. Именно в ней более всего могут проявляться мотивация обучающегося, его целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества, а так же решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

По результатам исследовательской работы должен быть выдан конечный продукт в форме не только защиты, но и некоторого материального объекта - компьютерной презентации, санбюллетень, памятки и т.д.

Роль преподавателя в процессе исследовательской деятельности обучающихся – координирующая, он может предложить тему, помочь каждому подобрать материал, отвечает на возникающие вопросы и т.д.

На этапе презентации результатов работы обучающихся главная функция преподавателя состоит в стимулировании их мыслительной деятельности по обобщению материала с помощью проблемных вопросов и вовлечения всех остальных обучающихся в эту работу с помощью оценочного листа.

На завершающем этапе важной задачей преподавателя является организация рефлексивной деятельности обучающихся.

Исследовательская работа изменяет не только учебную деятельность обучающегося, но и позицию преподавателя, который из носителя готовых знаний превращается в организатора исследовательской деятельности обучающегося, основанной на практико-ориентированном обучении и модульно-компетентностном подходе. Применение данного метода дает возможность не только индивидуализировать обучение и повысить его эффективность, но и оптимизировать учебный процесс с помощью индивидуальных образовательных траекторий.


2. Паспорт методической разработки

ПМ.02  Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях  

Тема - Сестринская помощь при  заболеваниях органов пищеварения  

Курс  - 4,  специальности  060501«Сестринское дело», 34.02.01 «Сестринское дело»

Тема занятия: контрольно-обобщающее занятие по теме «Сестринская помощь при  заболеваниях органов пищеварения»  

Вид занятия: контрольно-обобщающее в форме защиты реферата

Время реализации: 90 минут.

Цели занятия:

образовательная – систематизация и обобщение знаний по теме «Сестринская помощь при  заболеваниях органов пищеварения», формирование умений работать с дополнительными источниками информации, сопоставлять и сравнивать точки зрения авторов, высказывать свою точку зрения, приобретение опыта исследовательской деятельности.  

воспитательная – способствовать формированию коммуникативных способностей, навыков взаимодействия в группах в решении общей проблемы, уважительно относиться к товарищам, проявлять чувство уважения, терпения к пациентам, умения общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.

развивающая – способствовать развитию логического клиническое мышления, внимания, памяти; стремлению к самосовершенствованию; быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу; самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.

        Достижение данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя

с участниками лечебного процесса

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3.         Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.         Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.         Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.  Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.         Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.         Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9.         Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

Формы реализации: контрольно-обобщающее занятие, внеаудиторное занятие.

Использованы методы: коллективно-мыслительная деятельность, проблемно-поисковый метод, метод «коллективного обсуждения» поставленных задач.

Оснащение аудитории:

1.        Мультимедийная установка.

2.        Компьютер, ноутбук.

Междисциплинарные связи:

- обеспечивающие - дисциплины: анатомия и физиология человека; основы патологии; информационные технологии в профессиональной деятельности; основы латинского языка с медицинской терминологией; фармакология;                  ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра);             ПМ 01.  Проведение профилактических мероприятий.

- обеспечиваемые – темы ПМ 02. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Условия проведения:

        К написанию и защите реферата допускаются обучающиеся, успевающие на «хорошо» и «отлично» по данной теме курса. Допускается, чтобы содержание материала, на основе которого выполняется реферат, выходило за рамки содержания программы по учебному курсу.

 Реферат представляет собой краткое устное сообщение и письменное изложение содержания исследовательской работы, содержания прочитанной книги, доклад на какую – либо тему, основанный на обзоре научно-медицинских источников.

        Защита реферата предполагает предварительный выбор обучающимся интересующей его темы работы с учётом рекомендаций преподавателя, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата.

Обучающийся имеет право на доработку реферата и исправление замечаний преподавателя, сделанных до защиты.

        Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умение обучающихся выделять существенное из массива информации по заявленной проблеме, чётко излагать её суть и формулировать.

Литература:

1.        Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие/В.Г.Лычев,  В.К. Карманов.-2-е изд., перераб. И доп. – М.:ФОРУМ,2012. – 544 с.

2.        Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу / учеб. пособие для студ. высш. и сред. проф. учеб. заведений / Н.А.Виноградова, Л.В.Борикова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 96 с.

Интернет- ресурсы

1.        http://nsportal.ru/

2.        http://infourok.ru/

3.        http://numi.ru/

4.        http://pedsovet.su/forum/

 


  1. План занятия

        

  1. Вступительное слово преподавателя (5 минут), в котором он даёт информацию о подготовленных и представленных к защите рефератах, о регламенте занятия.
  2. Выступление автора реферата (не более 10 минут), в ходе которого обучающийся должен показать свободное владение материалом по заявленной теме. Выступление обучающегося готовится в виде отдельного текста и не должно представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своём выступлении обучающийся обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, останавливается на более интересных моментах работы, сообщает полученные выводы. Выступление сопровождается демонстрацией презентации.
  3. Обучающийся отвечает на вопросы аудитории (не более 5 минут).
  4. Заслушивается рецензия на реферат. Рецензия может быть составлена как обучающимся той же группы, так и преподавателем (не более 5 минут).
  5. Оценка за реферат выставляется и доводится до сведения обучающегося после подсчета баллов в оценочных листах.
  6. По окончании занятия преподаватель подводит итоги (5 минут), благодарит выступающих и их рецензентов, делает выводы о проделанной работе.
  7.  Рефлексия. Обучающимся раздаются листы, на которых им предлагается выполнить анализ деятельности выступающих и преподавателя.

        Сформулируйте свое отношение:

  1. к организации итогового занятия___________________________________
  2. способствует ли такая форма работы закреплению полученных знаний и умений по пройденным материалам? _______________________________
  3. получили ли вы для себя что-то новое? _____________________________

  1. Рекомендации  по подготовке и оформлению реферата

         Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ по общей тематике на основе классификации, обобщения, анализа, с формулировкой собственных выводов.

        Рефераты классифицируются:

1) по полноте изложения:

  • информативные (рефераты-конспекты);
  • индикативные (рефераты-резюме);

2) по количеству реферируемых источников:

  • монографические;
  • обзорные;

3) по читательскому назначению:

  • общие – ориентация на широкую аудиторию; характеристика содержания в целом;
  • специализированные – ориентация на специалистов.

        Оформление текста реферата включает в себя:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

7. Приложения.

        Введение (1–2 машинописных листа): обоснование темы реферата, её актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор источников и литературы.

        Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата; может состоять из двух разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью.

        Заключение (выводы автора и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о способах решения существенных вопросов, пути применения результатов работы.

        Приложения. В приложении рекомендуется включать материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. Это могут быть  таблицы, схемы, графики, фотографии, макеты, эскизы и т.п.

        Использованная литература. Оформление источников информации в алфавитном порядке.

Основные требования, предъявляемые реферату:

  • точное изложение взглядов автора;
  • изложение всех наиболее существенных моментов реферируемого источника (конспективно, фрагментарно, аналитически – на выбор референта);
  • соблюдение единого стиля изложения;
  • использование точного, краткого, литературного языка;
  • логическая последовательность изложения;
  • ограниченность объёма (не более 15 страниц машинописного текста).

        В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

1. Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.

2. Основной – работа над содержанием и заключением реферата.

3. Заключительный – оформление реферата.

Оформление реферативной работы:

  • первая страница - титульный лист, который должен содержать название образовательного учреждения, тему, фамилию, инициалы научного руководителя и академическое звание преподавателя, фамилию, имя, отчество (полностью) обучающегося, отделение, номер группы, название города и год написания данной работы  (Приложение А);
  • материал печатается строчными буквами на одной стороне листа. Формат А - 4;
  • редактор WORD, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал - полуторный;
  • текст без переносов слов и не должен содержать орфографических и синтаксических ошибок;
  • параметры страницы: левое – 3 см, правое -1 см, верхнее и нижнее поле -2 см;
  • все заголовки в тексте печатаются с заглавной буквы строчными буквами и выделяются жирным шрифтом, но не подчеркиваются. Точка в заголовке не ставится и слова в заголовке не переносятся;
  • рукописные вставки в печатный текст не допускаются;
  •  работа нумеруется со второй страницы (первая страница - титульный лист - не нумеруется); номера страниц проставляются вверху и справа страницы;
  • в тексте не должно быть сокращений слов, кроме общепринятых (т.д., т.е.);
  • разрешены общепринятые аббревиатуры (ИБС, ХНК и др.);
  • все цитаты должны быть приведены в той грамматической форме, в какой они даны в источнике, с сохранением авторского написания. Если необходимо часть авторского текста из цитаты выпустить, то это обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска. В цитате нельзя произвольно выделять какие-то слова или выражения, если они не выделены автором;
  • цитаты должны быть заключены в кавычки, и сопровождаться ссылками на источник цитирования. В том случае, если нет прямого цитирования, но присутствует ссылка на позицию какого - либо автора, то сноска также оформляется:
  • ссылки и сноски расположены в конце работы;
  • библиографическая правильность выполнения ссылок и сносок.

4. Защита реферата.

         Время на выступление – не более 10 минут. Устное  изложение  должно  быть  дополнено  демонстрацией  таблиц,  фото,  фильмов, стендов, муляжей, санбюллетеней, творческих работ, опытов, экспериментов, упражнений и т.д.

        Планируя выступление, важно предусмотреть, чтобы в нем кратко, но достаточно ясно и полно были представлены следующие основные пункты:
1. Общий обзор теоретической части с характеристикой существующих подходов и предшествующих исследований в этой области.

2. Цель и задачи исследования, их новизна.

3. Общий план исследования, характеристика выборки.

4. Методы и методики (известные методики достаточно назвать и кратко охарактеризовать используемые количественные и качественные показатели, не вдаваясь в детали процедуры).

5. Процедура обработки данных (если использовалась оригинальная или малоизвестная методика).

6. Основные результаты исследования. Этот раздел лучше структурировать в соответствии с последовательностью задач исследования.

7. Выводы.

        Каждый из разделов должен быть освещен в выступлении пропорционально его значимости. При этом особое внимание должно быть обращено на наиболее существенную информацию.


Приложение №1

Примерная тематика реферативных  работ

  1. Методы обследования пациентов при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
  2. Сестринский процесс при гастритах, планирование сестринской помощи, профилактики.
  3. Проблемы пациентов при гастритах. Классификация гастритов.
  4. Сестринский процесс при язвенной болезни. Факторы риска, причины.
  5. Доврачебная помощь при желудочном кровотечении, тактика медсестёр.
  6. Сестринское обследование при язвенной болезни. Анализ собранной информации и выявления проблем.
  7. Сестринский процесс при раке желудка. Факторы риска
  8. Основные симптомы и синдромы при раке желудка
  9. Принципы диагностики, лечения и профилактики рака желудка
  10. Сестринский процесс при заболеваниях кишечника. Причины возникновения и факторы риска.
  11. Понятие, хронический энтерит. Типичные проблемы пациента.
  12. Понятие «колит», клинические проявления, лечения и профилактика
  13. Сестринский процесс при хроническом холецистите. Принципы лечения: особенности диеты, режима, тюбажа.
  14. Доврачебная помощь при желчной колике, тактика медсестры.
  15. Сестринский процесс при желчно-каменной болезни. Возможные проблемы пациента.
  16. Определение, понятия «дискенезин». Методы диагностики, лечения, профилактика обострений.
  17. Сестринский процесс при хронических гепатитах. Причины, фактор риска.
  18. Сестринский процесс при циррозе печени. Анализ собранной информации, выявление проблем пациентов.
  19. Планирование сестринской помощи по уходу за пациентом с циррозом печени.
  20. Паллиативная помощь пациентам в терминальной стадии цирроза печени.
  21. Участие медицинской сестры в работе Школы здоровья для пациентов с заболеваниями пищеварительной системы.
  22.  Паллиативная сестринская помощь при заболеваниях органов пищеварения.
  23.  Обучение членов семьи уходу за пациентом с заболеваниями органов пищеварения.


Приложение №2

Оценочный лист

Ф.И.О. участника(ов)_________________________________________________

Тема реферата________________________________________________________

Критерии

Показатели

Оценка

1

Исследовательский характер работы

(максимально - 5 баллов)

Отсутствие любого из перечисленных признаков снижает указанный общий балл на 1

Работа носит исследовательский характер: осуществляется постановка проблемы и попытка ее решения.

1 балл

Тема исследования достаточно актуальна и связана с целями и задачами медицинской теории и практики.

1 балл

В процессе выполнения работы использовались актуализированные источники (современная литература и (или) практика).

1 балл

В сжатой форме отражается сущность и основные результаты проведенного исследования.

1 балл

Работа построена по строгой логической схеме: введение, обзор текущего состояния исследования проблематики, цель работы, собственный анализ проблематики с использованием соответствующих методик и материалов, выводы, заключение

1 балл

2

Качество изложения материала 

(максимально - 5 баллов)

Материал изложен в устной форме, автор свободно оперирует терминами, обладает ораторскими способностями и грамотной речью, доклад сопровождался синхронной демонстрацией имеющегося иллюстративного материала

5 баллов

Материал изложен в устной форме, однако автору недостает свободы в обращении с терминами, ораторских способностей, умения демонстрировать иллюстрации

4 балла

Материал изложен в устной форме, однако автор часто обращается к рукописи работы, иллюстративный материал продемонстрирован неубедительно  

3 балла

Материал в основном прочитан по рукописи доклада, автор отрывался от текста только в момент демонстрации таблиц, слайдов и др.

2 балла

Материал полностью прочитан по тексту доклада, иллюстративный материал демонстрируется в конце и сопровождается неубедительными разъяснениями

1 балл

Материал полностью прочитан по тексту, иллюстративный материал не сопровождается пояснениями

0 баллов

3

Иллюстративное оформление работы 

(максимально – 5 баллов)

Работа достаточно иллюстрирована таблицами, слайдами, демонстрируемыми в логической связи с излагаемым материалом

5 баллов

Работа проиллюстрирована таблицами, слайдами, выполненными наспех, демонстрация их логически не связана с излагаемым сообщением

4 балла

Иллюстративного материала слишком много, качество выполнения его невысокое, демонстрация не убедительна. Часть иллюстративного материала не поясняется и не используется

3 балла

Иллюстративного материала слишком мало, он и выглядит и демонстрируется неубедительно

2 балла

Иллюстративного материала слишком мало. В ходе изложения материала он не используется

1 балл

Сообщение не сопровождается демонстрацией

0 баллов

4

Умение поддержать дискуссию 

(максимально – 5 баллов)

Докладчик активно участвует в дискуссии, убедительно отвечает на поставленные вопросы, показывает глубокое знание литературы по разрабатываемой теме

5 баллов

Докладчик активно участвует в дискуссии, однако затрудняется в ответах на некоторые вопросы в связи с недостаточным знанием литературы по данной проблеме

4 балла

Докладчик неубедительно отвечает на вопросы, слабо знаком с литературой по данной проблеме, сбивается при ответах

3 балла

Докладчик не может ответить на ряд вопросов, не знаком с литературой по данной проблеме

2 балла

Докладчик не может ответить на большинство вопросов, отдельные ответы не правильные или неубедительные, пытается подыскать ответ в тексте доклада, не знаком с литературой по данной проблеме

1 балл

Докладчик не может ответить ни на один вопрос по изложенному материалу

0 баллов

5

Особое мнение жюри

(максимально – 5 баллов)

Например: новизна исследования, соблюдение профессиональных этических принципов на каждом этапе исследования,  знание основных положений в избранной или сопредельной областях знаний, оформление работы, культура речи и т.д.

0-5 баллов

Количество баллов – _____________ баллов

19-25 баллов – оценка «5»

13-18 баллов – оценка «4»

Менее 12 баллов – реферат не засчитывается

Подпись эксперта______________/___________/


Приложение 3

Методические рекомендации

для обучающихся по написанию реферата

        Реферат (от латинского referre — докладывать, сообщать) — небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-либо научной работы, содержания прочитанной книги и тому подобное; доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре различных источников. Необходимо помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов. Обычно целью реферата является — демонстрация знаний студентов по конкретной предмету, теме или проблеме и практических навыков анализа научной и научно-методической литературы.

        Реферат позволяет проверить не только то, насколько обучающийся понимает материал, но и его умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания.

        Реферат, как и любой документ, пишется и оформляется в соответствии с определенными стандартами.

        Изложение текста и оформление работ следует выполнять в соответствии с требованиями:

- ГОСТ 7.32 – 2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

- ГОСТ Р 7.0.5 - 2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления

- ГОСТ 7.1 – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

- ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам»

- ГОСТ 2.106-68 «Текстовый документ».  

1. Структура реферата

Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам). Его следует составлять из 4 частей: введения, основной части, заключения и списка литературы. В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.

Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять 10-15 страниц машинописного текста; введение - 10-20% от объема названных частей; заключение - 10%.

2. Оформление реферата

Реферат может быть напечатан на любом множительном аппарате и представлен в сброшюрованном виде. Оформление реферата производится в следующем порядке: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разбитая на главы и параграфы, список литературы, приложения. Каждая часть начинается с новой страницы.

Работа должна быть выполнена на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Текст набирается черным шрифтом Times New Roman кеглем 14, строчным, без выделения, с выравниванием по ширине. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен по всему тексту 1,27 см. Строки разделяются полуторным интервалом. Расстановка переносов – автоматически.

Поля страницы: верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм.

Полужирный шрифт не применяется. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры;

Оформления иллюстраций, таблиц, распечаток должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

Сноски печатаются на тех страницах, к которым относятся, и имеют сквозную постраничную нумерацию. Печатание сносок в конце работы не допускается.

Введение и заключение не нумеруются.

Введение, каждые глава или  раздел, заключение, список использованных источников и литературы, приложения начинаются с отдельной страницы.

        Используемая в тексте терминология должна соответствовать общепринятой терминологии в научной и технической литературе.

        Условные буквенные обозначения механических, физических, математических и других величин, а также условные графические обозначения должны соответствовать установленным стандартам.

Единицы измерения, используемые в пояснительной записке должны соответствовать Международной системе измерений [СИ] и единицам, допускаемым к применению наравне с ними.

3. Критерии оценки реферата

Представленный реферат оценивается в соответствии с критериями:

• адекватность темы и содержания уровню учебно-исследовательской работы школьника;

• актуальность и оригинальность темы;

• степень самостоятельности и глубины аналитических выкладок во вводной и заключительной частях;

• объем исследованной литературы и других источников информации;

• стиль и грамотность изложения;

• соблюдение требований к оформлению ученического реферата.

4.Требования к содержанию реферата

        Тема реферата должна соответствовать критериям:

• грамотность с литературной точки зрения;

• четкость рамок исследуемой проблемы (недопустима как излишняя широта, так и узкая ограниченность);

• сочетание емкости и лаконичности формулировок;

• адекватность уровню ученической учебно-исследовательской работы (недопустимы как чрезмерная упрощенность, так и излишняя наукообразность, а также использование спорной, с научной точки зрения, терминологии).

        Вводная часть должна включать в себя:

• обоснование актуальности темы реферата с позиций научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность и проч.), либо современной востребованности;

• постановку целей и формирование задач;

• краткий обзор и анализ базы источников, изучение литературы и прочих источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо).

Основная часть реферата структурируется по главам, параграфам, количество и названия которых определяются автором и руководителем. Подбор ее должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; демонстрацию автором навыков подбора, структурирования, изложения и критического анализа материала по конкретной теме; выявление собственного мнения учащегося, сформированного на основе работы с источниками и литературой.

Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Излишняя высокопарность, злоупотребления терминологией, объемные отступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основной части реферата.

Заключительная часть реферата состоит из подведения итогов выполненной работы; краткого и четкого изложения выводов; анализа степени выполнения поставленных во введении задач.

Список литературы к реферату оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных учащимся в процессе написания реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и проч. Структурирование этого раздела не требуется, но допускается (например, в случаях, когда автор считает необходимым акцентировать внимание на широте спектра использованной литературы).

5. Оформление списка литературы к реферату

Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое из наименований нумеруется. Например:

Список источников и литературы является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы и помещается после основного текста. Цитируя или упоминая в дипломной работе монографии, статьи и другие источники информации, студенту необходимо делать библиографические ссылки. При этом в квадратных или круглых скобках проставляется порядковый номер источника информации и номер страницы. Например, [10, c.36] или [10; 36] – означает, что автор ссылается в своей работе на десятый источник информации в списке литературы и на страницу тридцать шесть. При цитировании авторского текста берется текст оригинала и заключается в кавычки. При приведении ссылок может указываться фамилия и инициалы автора литературного источника.

Список литературы составляется по алфавиту фамилий авторов и заглавий с учетом последующих вторых, третьих и т.д. букв с точным указанием выходных данных книги, статьи. Список включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы.

Литература располагается в следующем порядке:

- законы Российской Федерации

- указы Президента Российской Федерации

- постановления Правительства Российской Федерации

- нормативные акты, инструкции; иные официальные материалы (резолюции рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);

- монографии, учебники, учебные пособия;

- иностранная литература;

- интернет-ресурсы.

6. Требования к выступлению по реферату

1. Содержание выступления по реферату должно включать:

• обоснование актуальности темы;

• изложение поставленных в нем целей и задач;

• краткий обзор изученных источников и использованной литературы;

• описание структуры основной части;

• сообщение об итогах выполненной работы и полученных выводах;

• продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется). Выступление ограничивается во времени согласно положению.

2. Выступление оценивается на основе критериев:

• соблюдение структуры выступления;

• соблюдение регламента;

• умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления;

• адекватность громкости и темпа;

• адекватность языка и стиля;

• уверенность и убедительность манеры изложения.

3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям:

• адекватность содержания ответов;

• корректность;

• краткость и аргументированность;

• адекватность громкости и темпа;

• адекватность языка и стиля.


Рекомендации по оформлению презентаций (слайдов):

  1. Стиль:

соблюдайте единый стиль оформления слайдов; избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация не должна преобладать над основной.

  1. Фон:

для фона выбирайте более холодные тона (синий, зеленый). На одном слайде рекомендуется использование не более трех цветов: один – для фона, один – для заголовков, один – для текста. Для фона и текста используйте контрастные тона.

  1. Анимационные эффекты: используйте особенности компьютерной анимации для представления информации на слайде;  не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, иначе они будут отвлекать внимание слушателей от содержания информации на слайде. Используйте такие эффекты, которые не требуют больших временных затрат (например, эффект «вылет» предпочтительнее, чем «выползание»).
  2. Содержание информации: используйте короткие слова и предложения; заголовки должны привлекать внимание аудитории. Возможно выделение ключевых слов. На слайде не должно повторяться то, что говорится в сопроводительном тексте.
  3. Расположение информации на странице: предпочтительнее горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация располагается в центре экрана. Если на слайде есть картинка, надпись должна располагаться под ней.
  4. Шрифты: для заголовков – не менее кегля 24; для информации – не менее 18; нельзя смешивать разные виды шрифтов в одной презентации; для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Не злоупотребляйте прописными буквами – они читаются хуже строчных.
  5. Способы выделения информации: для иллюстрации наиболее важных фактов следует использовать рамку, границу, заливку; разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы.
  6. Объем информации: не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации; на слайде  - не более 7 – 8 строк.

Виды слайдов: для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицей, с диаграммой


Приложение 4

Образец оформления титульного листа

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образование города Москвы

«Медицинское училище №21

Департамента здравоохранения города Москвы»

РЕФЕРАТ

на тему  ________________________

специальность: 060501  «Сестринское дело»

базовый уровень

Обучающийся____________________

                (Ф.И.О.)

Преподаватель  ____________ ____

                                       (Ф.И.О.)      (подпись)

Москва,201_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к комплексному занятию "Структура рецепта"

Данная методическая разработка выявляет междисциплинарные связи общепрофессиональных дисциплин "Основы латинского языка с медицинской терминологией" и Фармакология"...

Методическая разработка для проведения занятия по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе»

Методическая разработка семинара по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по...

Методическая разработка к открытому занятию: Разработка знака к мультимедийному меню

В материале рассматривается история знака и его особенности проектирования. Для специальностей Дизайн и Реклама системы СПО...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

  Интегрированные учебные занятия можно проводить в различных формах: проблемные лекции, комбинированные с элементами комментария и с элементами доказательства, семинары, исследования, пут...

Методическая разработка открытого внеклассного занятия "Труженики тыла - фронту"

  Методическая разработка открытого внеклассного занятия "Труженики тыла - фронту" ...

Открытые занятия. Методические разработки. Презентации к занятиям. Учебная дисциплина ОП.02 "Техническая механика"

1. Методическая разработка "Подготовка и проведение занятия по теме "Системы сил" в форме урока-игры". В качестве метода активного обучения использована дидактическая игра, основан...

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...