Методические рекомендации по оценке эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»
методическая разработка на тему

Сарутина Наталья Николаевна

Актуальность настоящих рекомендаций обусловлена необходимостью повышения эффективности антикоррупционного образования  обучающихся и формирования у них антикоррупционного мировоззрения, что является одной из важнейших задач современного образования.

Цель рекомендаций - обобщить и рекомендовать к использованию основные способы анализа эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения  обучающихся в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования - техникум для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр»

Методические рекомендации

по оценке эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения  обучающихся

в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»

Санкт-Петербург

2015

Методические рекомендации по оценке эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения  обучающихся в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» разработаны на основе пособия Журавлева О.Н., Битюков К.О. Методика анализа эффективности антикоррупционного образования и формирования правосознания и правовой культуры обучающихся: Методическое пособие. СПб.: СПб АППО, 2015. 94 с. // URL: http://k-obr.spb.ru/page/347

Организация – разработчик: Санкт-Петербургское государственное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр».

Разработчик: Сарутина Н.Н., методист,

«Профессионально-реабилитационный центр».

Рецензенты: Шаталова Т.В.. – руководитель организационно-методического отдела.

Рекомендована на заседании Методического совета СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр». Протокол №  1 от 31 августа 2015 г.

Секретарь Методического совета СПб ГБУ

«Профессионально-реабилитационный центр»                                 Т.В.Шаталова

Заместитель директора по учебной работе                 Ю.В. Худяков

1.        Общие положения

1.1.        Актуальность настоящих рекомендаций обусловлена необходимостью повышения эффективности антикоррупционного образования  обучающихся и формирования у них антикоррупционного мировоззрения, что является одной из важнейших задач современного образования.

1.2.        Настоящие рекомендации разработаны во исполнение следующих нормативно-правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции, касающихся образования:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на  2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».

1.3.        Методические рекомендации по оценке эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения  обучающихся в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» позволят более объективно оценить их результативность.

1.4.        Цель рекомендаций - обобщить и рекомендовать к использованию основные способы анализа эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения  обучающихся в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» (далее – ПРЦ).

1.5.        Методические рекомендации могут быть использованы руководителями отделов, педагогами, методистами.

1.6.        Коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

1.7.        Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по профилактике коррупции;

б) по борьбе с коррупцией;

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

1.8.        Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандитских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

2. Модель методики анализа эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения  обучающихся

2.1.        Методику анализа эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения  обучающихся целесообразно применять на основе группировки сходных антикоррупционных мероприятий, выделении наиболее распространенных антикоррупционных практик, модулей, проведении тестирования, экспресс- опросов, интервьюирования и др., что позволит сфокусироваться на проблемах содержательного и технологического характера, поможет выявить не только количественные, формальные критерии и индикаторы, но и качественные характеристики результативности.

2.2.        Основные понятия и термины:

Показатель качества - объективная информация, как правило, количественная, позволяющая судить о результатах деятельности за определенный период времени по определенному критерию.

Индикатор качества - доступная наблюдению и измерению характеристика деятельности, позволяющая судить о результативности и качеству по выделенному критерию (индикаторам).

Критерий (греч. - способность различения, средство суждения, мерило) — признак, основание, средство для суждения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.

Под критерием качества образования, в том числе и антикоррупционного, понимается признак, на основании которого дается оценка качества образовательного процесса и образовательных достижений обучающихся. Количество критериев должно быть минимальным, но достаточно полным, комплексным для оценки существенных параметров8. На основании соответствия критериям производится сравнительная оценка возможных решений, результатов, выбор наилучшего.

2.3.        Модель анализа эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения  обучающихся предусматривает ряд параметров, которые возможно подразделить:

1). параметры для формализованной оценки деятельности ПРЦ (администрации, пдагогических работгиков и всего педколлектива) по направлению в целом - нормативно-правовые, процессуально-технологические, качественные;

2) для оценки качества обученности обучающихся  по данной тематике: планируемые когнитивные, компетентностные , личностные (ценностные) образовательные результаты, способы их достижения.

Для формализованной оценки деятельности ПРЦ (блок А) по антикоррупционному образованию и формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся  целесообразно выделить ряд критериев и показателей, индикаторов их проявления.

Таблица 1

Параметры оценки деятельности ПРЦ по антикоррупционному образованию и формирования антикоррупционного мировоззрения  обучающихся

Критерии

Примерные показатели

Индикатор

Да - 1

Нет - 0

1

Нормативно-правовые параметры

Информационная обеспеченность

Наличие и обновление открытой информации (рубрики сайта, стенды) о:

  • нормативно-правовой базе деятельности ПРЦ
  • о телефонах доверия/почтовых ящиках, горячей линии;
  • приемных часах;
  • деятельности органов самоуправления ПРЦ
  • профессиональных, этических кодексах деятельности педагогических работников и др.

Наличие – 1

Отсутствие - 0

Отсутствие

противоправных действий

Отсутствие

  • обоснованных (подтвержденных) жалоб;  противоправных действий как со стороны педагогических работников, так и обучающихся (например, зафиксированные нарушения в ходе промежуточной аттестации).;
  • замечаний, предписаний в ходе проведенных проверок по исполнению антикоррупционного законодательства

Отсутствие – 1

Наличие – 0

Использование

программно-целевого метода планирования деятельности педколлектива по соответствующей тематике

  • Планирование мероприятий, проектов по формированию правовой культуры, противодействию коррупции:
  • цели, задачи;
  • форма, способ выполнения;
  • сроки выполнения;
  • ответственные за реализацию.

Наличие – 1

Отсутствие - 0

Презентация в программах вопросов антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения  обучающихся

Наличие в программах ПРЦ (образовательных, рабочих и т.д.)

  • планируемых образовательных результатов;
  • содержательных модулей соответствующей
  • направленности;
  • мероприятий по антикоррупционному просвещению и формированию антикоррупционного мировоззрения  обучающихся;
  • методов:

1) когнитивных (изучение нормативно-правовой базы, выявление негативных последствий коррупции во всех сферах социальной жизни, подготовка обзоров, рефератов, докладов, презентаций и др.);

2) деятельностных (проекты, деловые игры и др.);

3) интерактивных (проблемные задачи и ситуации, дебаты, дискуссии, игры и т.п.)

4)интегративных (конкурсы, олимпиады и пр.) и др.

Наличие – 1

Отсутствие - 0

2

Процессуально-технологические параметры

Реализация учебно-

методической деятельности по соответствующей тематике

  • Реализация целей и содержания правового, антикоррупционного образования в  рамках преподаваемой дисциплины, МДК, ПМ и др.;
  • Участие в программах повышения квалификации разного уровня (система ДПО, семинары, конференции и т.д.).
  • Организация конкурсов, мастер-классов, открытых уроков, семинаров по соответствующей тематике;
  • Наличие публикаций, методических разработок и т.п.;
  • Организация социального партнерства.

Наличие – 1

Отсутствие - 0

Организация внеурочной деятельность по соответствующей тематике

  • Количество разнообразных форм, прежде всего включающих интерактивные методы;
  • Проведение конференций, дискуссий и т.п. разного уровня.
  • Организация конкурсов, олимпиад и т.д.

Наличие – 1

Отсутствие - 0

3

Качественные параметры

Активность участников образовательного процесса

Обучающиеся:

  • Доля обучающихся, вовлеченных в освоение различных программ (элективные курсы, факультативы);
  • Доля обучающихся, вовлеченных в социально-ориентированный или исследовательский проект, разработанный (инициированный) ПРЦ, др. организациями;
  • Участие обучающихся – в конференциях, дискуссиях и т.п. разного уровня с докладами (тезисами) по тематике;
  • Результативность участия обучающихся ПРЦ в конкурсах, олимпиадах и др.

с соответствующей тематикой;

Педагогические работники:

  • Участие педработников в программах повышения квалификации разного уровня (система ДПО, семинары, конференции и т.д.);
  • Участие педработников в конкурсах, в проведении мастер-классов, открытых уроков, семинаров по соответствующей тематике;
  • Наличие публикаций в СМИ, Internet и пр., их уровень (районный, городской  и т.д.).

Положительная динамика

Удовлетворенность участников образовательного процесса

  • Положительные отзывы внешних респондентов.
  • Выводы по итогам анкетирований, интервьюирований, собеседований, обращений и т.д.:
  • Понимание значимости проблемы, уровень готовности к обсуждению, мотивация к поиску решения, ценностное отношение - устойчивая направленность на создание правового, антикоррупционного образа жизни.

Репутация ПРЦ, репутация педагогических работников

3.        Рекомендации по организации

антикоррупционного образования в образовательной деятельности

3.1.        Оценка качества обученности обучающихся в ПРЦ по антикоррупционной тематике включает когнитивные, компетентностные и личностные (ценностные) образовательные результаты.

3.2        Диагностика эффективности результатов антикоррупционного образования охватывает, прежде всего, области общепрофессионального, гуманитарного и социально-экономического циклов в соответствии с ФГОС.

Знания по антикоррупционному образованию

Таблица 2

Обязательные

знания и умения

Дополнительные

знания и умения

Возможные формы проверки

  1. Знать понятие коррупции, основы российского законода-тельства и правовые источники борьбы с

коррупцией

  1. Знать правовые источники борьбы с коррупцией в РФ.
  2. Овладеть основными понятиями и терминами, характеризующими коррупцию как правонарушение
  1. Тест.
  2. Анализ документа
  1. Определять действия, содержащие состав преступления в области коррупции и
  2. знать предусмотренные за них уголовные наказания и другие виды юридической ответственности

Получить представление о возможных формах коррумпированного поведения.

  1. Тест.
  2. Анализ ситуации или кейса
  1. Понимать причины появления, распространения и существования коррупции
  1. Знать сферы, наиболее подверженные коррупции в современном российском обществе
  1. Решение проблемных и логических заданий, кейсов
  1. Анализировать ущерб, наносимый коррупционными действиями и их последствиями для конкретного гражданина, для общества в целом.
  1. Анализировать тенденции развития международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.
  1. Решение проблемных и логических заданий, кейсов
  1. Предлагать возможные действия, которые позволяют достигать поставленные цели без коррупционной составляющей
  1. Знать, куда обратиться, в случае столкновения с коррупционной ситуацией
  1. Задания с открытым ответом.
  2. Анкета.
  3. Опрос, беседа

3.3         Проверка знаний осуществляется, во-первых, с помощью тестов. Это могут быть как закрытые, так и открытые тестовые вопросы, тестовые задания по карикатурам, по текстам или документам, по анализу предложенных утверждений, которые следует дифференцировать на факты и мнения.

Ответы на тестовые задания должны предполагать не простое воспроизведение изученного содержания предмета или курса, но прежде всего проявление ряда умений: сравнивать, обобщать, находить главное и выражать свое мнение и свое отношение.

Анкетирование может проводиться по заданиям, проверяющим знания.

Может быть проведена анкета, выявляющая отношение обучающихся к тем или иным явлениям, связанным с противодействием коррупции. Такие рейтинговые задания могут быть сгруппированы по смысловым блокам, основанным на шкалах типа «очень плохо - очень хорошо», «совсем неважно - очень важно», «совершенно не согласен - полностью согласен», «никогда –  всегда», и т.п.

Такие задания могут содержать требования: определить наиболее существенную характеристику, признак; определить, что является правонарушением. Иными словами, не то, «как должно быть», а то, что нарушено, что не должно иметь место в условиях демократии, в правовом государстве.

Часть заданий может носить проективный характер, то есть требовать моделировать действия, прогнозировать те или иные суждения, аргументы, определять поступки тех или иных лиц, групп, организаций по аналогии с действиями, которые уже имели место. (Приложение 1)

3.4.        Во-вторых, это может быть опрос ,беседа, анкета (Приложение 2).

При ответах оценки могут выставляться следующим образом:

2 – ответа нет/не названы важнейшие компоненты содержания, названы ошибочно.

3 – ответ частичный, содержит 2-3 ошибки.

4 – ответ достаточно полный, но объяснения и обоснования фрагментарны. Имеются неточности. Проявляется личная позиция обучающегося

5 - ответ полный, аргументированный, обоснованный. Позиция обучающегося проявляется четко.

3.5.        Другими способами проверки знаний законов по противодействию коррупции могут быть такие задания, как:

  • продумать вопросы к закону;
  • выписать термины и их значение;
  • выписать понятия с их определениями;
  • составить план;
  • заполнить таблицу;
  • организовать и провести рассказ по цепочке.
  • разработать логическую схему, сложный план, различные виды таблиц;
  • дать письменное определение понятий (в том числе и собственное);
  • составить характеристику или логику действий противодействия коррупции;
  • решить казусы (юридические задачи);
  • практические  работы с источниками (с интервью, статьями, текстами законов и др.);
  • подготовить  сообщения, доклады и презентации;
  • написать эссе;
  • участвовать в беседе, блиц-опросе, ролевой игре;
  • создать индивидуальные и групповые мини-проекты (антикоррупционного словаря, антикоррупционной закладки (буклета), социальной рекламы, рукописного журнала) и др.

3.6.         Эффективными результатами антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения учащихся ПРЦ должны стать:

  • осознание обучающимися значимости борьбы с коррупцией во всех ее проявлениях;
  • соотнесение обучающимися своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами;
  • обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся по итогам познавательной деятельности;
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в групповом и социальном общении;
  • умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета по вопросам законности (наличия признаков коррупции) в тех или иных действиях, по вопросам коррупции в современной России и мире, а также мерам, предпринимаемым по ее преодолению;
  • умение осуществлять выбор, не противоречащий законодательству в коррупциогенных ситуациях;
  • умение объяснять распространенность явления коррупции, а также процессы, связи и отношения, с которыми сталкивается человек в коррупциогенных ситуациях;
  • осуществление контроля, коррекции, оценки коррупциогенных действий, умение убеждать партнёра в необходимости соблюдения законности;
  • умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать по вопросу избегания и преодоления коррупции;
  • решение творческих задач, представление результатов своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в т.ч. с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
  • умение логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
  • умение ставить цели, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • умение принимать решения в проблемной ситуации, оценивать риски;

Руководитель организационно-методического отдела                        Т.В.Шаталова

        Согласовано:

Заместитель директора по учебной работе                                 Ю.В.Худяков

Приложение1

Тестирование

Антикоррупционное образование и формирование антикоррупциооного мировоззрения  обучающихся

в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»

1. В настоящее время нормативно-правовыми актами по противодействию коррупции в Российской Федерации являются:

а) Конституция Российской Федерации;

б) Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

в) Федеральный закон от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ
"О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";

г) Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (с изменениями от 20 марта 2007 года);

д) Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;

е) Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы»;

и) Указ Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»;

и) Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на  2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».

к) все вышеперечисленные.

2. Согласно действующему российскому законодательству в понятие «коррупции» входит:

а) дача взятки;

б) получение взятки;

в) злоупотребление служебным положением;

г) нецелевое расходование бюджетных средств;

д) превышение должностных полномочий;

е) присвоение полномочий должностного лица;

ж) коммерческий подкуп;

з) злоупотребление полномочиями.

3. Основными принципами противодействия коррупции являются:

а) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

б) равенство граждан перед законом;

в) законность;

г) справедливость;

д) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами;

е) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

4. К мерам по профилактике коррупции относятся:

а) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

б) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

в) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

г) организация и осуществление внутреннего контроля;

д) предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

5. Уведомление об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является:

а) субъективным правом служащих;

б) юридической обязанностью служащих;

в) добровольным волеизъявлением служащих.

6. Под «конфликтом интересов» на государственной и муниципальной службе понимается:

а) ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства;

б) возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;

в) столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов государственных и муниципальных служащих, вызывающее негативное эмоциональное восприятие сторонами конфликта;

г) противоречие между имущественными интересами организации и (или) ее сотрудников и клиента организации, в результате которого действия (бездействия) организации и (или) ее сотрудников причиняют убытки клиенту и (или) иным образом нарушают права и законные интересы клиента.

7. Утрата гражданским служащим доверия является основанием для:

а) изменения существенных условий служебного контракта;

б) отстранения от замещаемой должности гражданской службы;

в) наложения взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

г) увольнения с гражданской службы;

д) проведения служебной проверки.

8. Задачами антикоррупционной политики в Санкт-Петербурге декларируются:

а) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее появлению

б) формирование антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупционным действиям;

в) устранение противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы при осуществлении мониторинга правоприменения;

г) совершенствование правовой системы Санкт-Петербурга

9. Субъектами юридической ответственности за коррупционные правонарушения могут быть:

а) юридические лица;

б) граждане Российской Федерации;

в) иностранные граждане;

г) лица без гражданства;

д) все вышеперечисленное.

10. Деятельность по профилактике коррупции включает в себя:

а) пресечение коррупционных правонарушений;

б) расследование коррупционных правонарушений;

в) минимизация и ликвидация последствий коррупционных правонарушений;

г) предупреждение коррупции;

д) выявление и устранение причин коррупции.


Приложение 2

Примерные темы для опроса, беседы, которые можно также использовать

 как темы эссе:

1. Чем угрожает России коррупция?

2. Противодействие коррупции: выбор стратегии для России.

3. Как измерить коррупцию и что нам это даёт?

4. Опыт противодействия коррупции в зарубежных странах (на примере одной из стран по выбору студента).

5. Кто заинтересован в реализации антикоррупционной политики РФ?

6. К вопросу .об оценке эффективности антикоррупционных программ.

7. Как заставить работать механизм контроля реализации антикоррупционной программы?

8. Общественное расследование: российские перспективы.

9. Заработает ли в России механизм парламентского контроля?

10. Декларирование доходов и расходов как инструмент противодействия коррупции.

11. Проблема государственной защиты заявителей о коррупции.

12. Почему не востребован институт независимой антикоррупционной экспертизы?

13. Как превратить участие гражданского общества в противодействии коррупции из формального в реальное?

14. Злоупотребление административным ресурсам на выборах

15. Противодействие коррупции в ходе избирательного процесса.

16. Предупреждение конфликта интересов.

17. Подготовка рецензии на фильм о коррупции.

18. Роль гражданского образования в противодействии коррупции.

19. Анализ проектов и программ некоммерческих организаций, направленных на предупреждение коррупции.

 

Рекомендуемые источники

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  3. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;
  4. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы»;
  5. Указ Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»;
  6. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
  7. Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на  2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».
  8. Актуальные вопросы антикоррупционного воспитания обучающихся: опыт Санкт-Петербурга. Сборник материалов региональной научно-практической конференции (СПб АППО, 27 февраля 2014 г.) / под ред. О.Н. Журавлевой, К.О. Битюкова. СПб.: СПб АППО, 2014. 92 с.
  9. Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации. Аналитический доклад. М.: ФГНУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации», 2012. - 336 с.
  10. Вандышева Е.А. Взаимодействие органов власти и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции в Санкт-Петербурге и Ленинградской области // В кн.: Публичная политика – 2011 / под общ. ред.: М.Б. Горный, А.Ю. Сунгуров. СПб.: НОРМА, 2012. С. 120-135.
  11. Гриб В. Г., Окс Л. Е. Противодействие коррупции: Учебное пособие. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011.
  12. Николаев С.М. Понятие и сущность антикоррупционного воспитания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 3 ч. Тамбов, 2011. Ч. II. C. 159-162.