Самостоятельная внеаудиторная работа студентов
учебно-методический материал на тему

Сухова Людмила Павловна

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы при изучении МДК "Технология изготовления лекарственных форм" специальности "Фармация" по разделу "Мягкие лекарственные формы" помогут студентам расширить, углубить и закрепить знания и умения по темам изучаемого раздела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam._rab._mlf.docx66.15 КБ

Предварительный просмотр:

       Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

Профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Тема: «МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ»

МДК 02.01. Технология изготовления лекарственных форм

Специальность: 33.02.01 Фармация

Курс: 2

Уровень подготовки: базовый

Благовещенск

2018 год

Рассмотрено                                                 УТВЕРЖДЕНО

на заседании ЦМК «Фармация»                Экспертный совет ГАУ АО ПОО

Протокол №  _____                                      «Амурский медицинский колледж»

« __» ______ 2019 г.                                   Протокол № _____

Председатель ЦМК __________                от «____» ________ 2019 г.

Давыдова О.А.

  Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности «Фармация» и содержат перечень рекомендаций для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по междисциплинарному курсу 02.01 Технология изготовления лекарственных форм.

Составитель: Сухова Людмила Павловна, преподаватель ГАУ АО ПОО «АМК»

СОДЕРЖАНИЕ

 Пояснительная записка …………………………………………………… 4 стр.

Карта самостоятельной работы …………………………………………… 5 стр.

Тема 1. Мази как лекарственная форма  ………………………………….. 6 стр.

Тема 2. Гомогенные мази ………………………………………………….. 6 стр.

Тема 3. Суспензионные мази ……………………………………………… 7 стр.

Тема 4. Эмульсионные мази ………………………………………………. 9 стр.

Тема 5. Пасты. Линименты……………………………………………….. 11 стр.

Тема 6. Суппозитории…………………………………………………….. 12 стр.

Тема 7. Обобщающее занятие «Мягкие лекарственные формы» ………14 стр.

Литература ………………………………………………………………….17 стр.

Приложения ………………………………………………………………...17 стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка специалиста предполагает формирование у него определенных умений и навыков учебно-познавательной деятельности, а также навыков самообразования, которые пригодятся ему в будущем.

          Прежде всего, для самостоятельной работы студент должен уметь найти нужную литературу, ориентироваться в учебной и периодической печатной информации. В этом помогут задания для самостоятельной работы, такие, как подготовка сообщения, выполнение реферата, решение типовых профессиональных задач, при подготовке к практическим и теоретическим занятиям.

Выполнение студентами самостоятельной внеаудиторной работы является требованием ФГОС, обязательным элементом рабочей программы по МДК Технология изготовления лекарственных форм при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

       Задача  методических рекомендаций заключается в оказании помощи студенту в усвоении учебного материала по разделам изучаемого курса.  Методические рекомендации содержат различные формы самостоятельной работы для овладения знаниями, для их углубления и закрепления, формирования определенных умений, цели и содержание заданий, формы отчетности и контроля, критерии оценивания.

          Различные виды самостоятельной работы выполняются в соответствии с темой занятия. В данных рекомендациях каждый вид самостоятельной работы включает вопросы и рекомендуемую литературу. Для  выполнения  самостоятельной  работы  необходимо пользоваться   рекомендуемой  литературой,  Интернет-ресурсами  или  другими источниками по усмотрению обучающегося.

          Общие критерии оценивания работы:

1. Полнота и правильность ответа

2. Степень осознанности и понимания изученного

3. Языковое оформление

Систематическое выполнение самостоятельной работы вырабатывает у студента наблюдательность, самостоятельность, ответственность, умение анализировать, обобщать, выделять главное в изучаемом материале, творчески подходить к выполнению определенных заданий, повышает качество знаний.

Общее количество часов, отведенное на изучение МДК 02.01. Технология изготовления лекарственных форм, составляет 328 ч, их них на самостоятельную работу студентов – 164 ч. На данную тему отведено 33 ч.

КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Наименование темы

Вид самостоятельной внеаудиторной работы

Форма контроля

Затраты времени на выполнение задания

Тема 1. Мази как лекарственная форма

Подготовка реферата

устная

4 ч

Тема 2. Гомогенные мази

1. Подготовка реферата

2. Подготовка к устному опросу

3. Подготовка к тестированию

устная

устная

письменная

4 ч

        1 ч

1 ч

Тема 3. Суспензионные мази

1. Решение задач по индивидуальной прописи

2. Подготовка к устному опросу

3. Подготовка к тестированию

письменная

устная

письменная

1 ч

1 ч

1 ч

Тема 4. Эмульсионные мази

1. Решение задач по индивидуальной прописи

2. Подготовка к устному опросу

3. Подготовка к тестированию

4. Подготовка презентации

письменная

устная

письменная

устная

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

Тема 5. Пасты. Линименты

1. Подготовка к устному опросу

2. Подготовка к тестированию

3. Подготовка сообщения

4. Подготовка реферата

устная

письменная

устная

устная

        1 ч

1 ч

1 ч

4 ч

Тема 6. Суппозитории

1. Подготовка презентации

2. Решение задач по индивидуальной прописи

3. Подготовка к устному опросу

4. Подготовка к тестированию

устная

письменная

устная

письменная

2 ч

        1 ч

1 ч

1 ч

Тема 7. Обобщающее занятие «Мягкие лекарственные формы»

1. Решение задач по индивидуальной прописи

2. Подготовка к устному опросу

3. Подготовка к тестированию

письменная

устная

письменная

1 ч

1 ч

1 ч

                                                                                                                        Итого          33 ч

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1. «Мази как лекарственная форма»

Цель самоподготовки – Расширить знания о мягких лекарственных формах

Задачи:

- углубление теоретических знаний  о мазевых основах

- формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой

- развитие познавательных способностей, ответственности

Студент должен знать:

- классификацию мазевых основ и их свойства

- возможность применения определенных мазевых основ при изготовлении мазей

Студент должен уметь:

- самостоятельно работать со справочной и научной литературой

- отбирать, систематизировать полученную информацию

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание  1. Подготовка реферата 

Тема: «Сравнительная характеристика мазевых основ»

Рекомендации по оформлению реферата и критерии оценивания: приложение А

Время выполнения: 4 часа

Форма контроля:  устная (индивидуальное собеседование, заслушивание на практическом занятии)

Тема 2. «Гомогенные мази»

Цель самоподготовки – изучить тему «Изготовление гомогенных мазей»

Задачи:

- формирование знаний по изготовлению гомогенных мазей

- воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности

- развивать познавательный интерес, логическое мышление

Студент должен знать:

- классификацию гомогенных мазей и особенности их изготовления

Студент должен уметь:

- определять вид гомогенной мази

- определять правильную технологию изготовления гомогенной мази

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Подготовка реферата 

Тема: «Значение состояния кожи на проявление фармакологического эффекта мази»

     План реферата:

1. Физиологические особенности кожи

2. Способность всасывания различных по физико-химическим свойствам лекарственных веществ через кожу

3. Факторы, влияющие на фармакологическое действие веществ, применяемых в виде мазей

4. Влияние вида основы  и вспомогательных веществ на фармакологический эффект мази

Рекомендации по оформлению реферата и критерии оценивания: приложение А

Время выполнения: 4 часа

Форма контроля: устная (индивидуальное собеседование, заслушивание на практическом занятии)

Задание 2. Подготовка к устному опросу

     Вопросы для подготовки:

1. Что собой представляют мази как лекарственная форма?

2. Какие требования предъявляют к мазям как к лекарственной форме?

3. Какие основы используют для изготовления мазей?

4. Какие требования предъявляют к мазевым основам?

5. Чем руководствуются при выборе основы и концентрации мази, если они в рецепте не обозначены?

6. Что собой представляют гомогенные мази, и какова их классификация?

7. Что положено в основу технологии изготовления мазей-сплавов?

8. Что положено в основу технологии изготовления мазей-растворов?

9. Каковы правила упаковки и оформления мазей?

10. Как оценивают качество мазей?

Время выполнения – 1 час

Форма контроля – устный опрос на практическом занятии

Задание 3. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1. К углеводородным основам относятся:

а) парафин

б) вазелин

в) масло вазелиновое

в) ланолин

2. К жировым основам относится:

а) вазелин

б) масло вазелиновое

в) масла какао

3. Установите соответствие:

           основа        :                             тип основы:

1) масло подсолнечное                а) гидрофильная

2) углеводородная                        б) липофильная

3) желатино-глицириновая                в) липофильно-гидрофильная

4. Установите соответствие:

           состав мази:                                     тип мази:

1) ментол, масло эвкалиптовое            а) сплав

2) воск, ланолин безводный            б) раствор

                                            в) комбинированная

5. Мазь – раствор на липофильной основе образует вещество:

а) ментол

б) новокаин

в) цинка оксид

6. Мазь – сплав НЕ образуют:

а) вазелин, парафин

б) парафин, воск

в) ихтиол, вазелин

Время выполнения – 1 час

Форма контроля – тестирование на практическом занятии

Тема 3. «Суспензионные мази»

Цель самоподготовки – изучить и закрепить тему «Изготовление суспензионных мазей»

Задачи:

- формирование знаний по изготовлению суспензионных мазей

- воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности

- развивать познавательный интерес, логическое мышление

Студент должен знать:

- правила приготовления мазей суспензионного типа

- теоретические основы процесса измельчения и смешивания лекарственных веществ в мазях    

- правила упаковки и оформления мягких лекарственных форм

Студент должен уметь:

- рассчитывать количества лекарственных веществ и основы

- выбирать и обосновывать технологию изготовления мази в зависимости от свойств лекарственных веществ

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Решение задач по индивидуальной прописи

Рекомендации по выполнению задания: Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме. Обратите внимание на способ выписывания мази, на ее концентрацию.

Задача 1. Rp: Ung. Zinci 50,0

          D.S.  Для смазывания стоп ног

Алгоритм решения задачи:

- выясните, является ли мазь официальной

- выпишите состав мази

- рассчитайте количество каждого ингредиента мази на выписанную в рецепте массу

- запишите технологию изготовления мази

Задача 2. Rp:  Xeroformii 1,0

                  Vaselini ad 50,0

                  M.f. unguentum

           D.S. Мазь для лечения мокнущей экземы

Алгоритм решения задачи:

- найдите общую массу мази

- рассчитайте концентрацию мази (содержание вещества в 100,0 мази)

- рассчитайте количество основы

- определите, с чем нужно измельчать лекарственное вещество, учитывая концентрацию мази

Время выполнения – 1 час

Форма контроля – письменный опрос на практическом занятии

Задание 2. Подготовка к устному опросу

   Вопросы для подготовки:

1. Что собой представляют мази как лекарственная форма?

2. Какие требования предъявляют к мазям как к лекарственной форме?

3. Какие основы используют для изготовления мазей?

4. Какие требования предъявляют к мазевым основам?

5. Чем руководствуются при выборе основы и концентрации мази, если они в рецепте не обозначены?

6. От чего зависит технология изготовления суспензионных мазей?

7. С чем растирают лекарственные вещества, если их концентрация менее 5 %?

8. С чем растирают лекарственные вещества, если их концентрация более 5 %??

Время выполнения – 1 час

Форма контроля – устный опрос на практическом занятии

Задание 3. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1. Вещество растирают с частью расплавленной основы, если его концентрация:

а) меньше 5 %

б) меньше 3 %

в) больше 5 %

2. Мазь суспензионного типа на липофильной основе образуют вещества:

а) ментол

б) новокаин

в) цинка оксид

3. Мазь суспензионного типа  НЕ образует вещество:

а) камфора

б) дерматол

в) кислота салициловая

4. Установите соответствие:

            основа        :                               тип основы:

1) масло подсолнечное                а) гидрофильная

2) углеводородная                        б) липофильная

3) желатино-глицириновая                в) липофильно-гидрофильная

5. Мазь - суспензию образует вещество:

а) цинка сульфат

б) новокаин

в) ментол

6. К углеводородным основам относятся:

а) парафин

б) вазелин

в) ланолин

7. Технология суспензионных мазей зависит от:

а) массы мази

б) концентрации веществ

в) вида основы

8. Мазь суспензионного типа образуют вещества:

а) растворимые в основе

б) растворимые в воде

в) не растворимые ни в воде, ни в основе

Время выполнения – 1 час

Форма контроля – тестирование на практическом занятии

Тема 4. «Эмульсионные мази»

Цель самоподготовки – изучить и закрепить тему «Изготовление эмульсионных мазей»

Задачи:

- формирование знаний по изготовлению эмульсионных мазей

- воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности

- развивать познавательный интерес, логическое мышление

Студент должен знать:

- правила приготовления мазей эмульсионного типа

- теоретические основы процесса измельчения и смешивания лекарственных веществ в мазях    

- правила упаковки и оформления мягких лекарственных форм

Студент должен уметь:

- рассчитывать количества лекарственных веществ и основы

- выбирать и обосновывать технологию изготовления мази в зависимости от свойств лекарственных веществ и основы

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Решение задач по индивидуальной прописи

Возьми: Танина 1,6

        Ланолина 15,0

        Вазелина 20,0

        Смешай, чтобы получилась мазь

Дай. Обозначь. Смазывать голень ноги

Рекомендации по выполнению задания: Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме. Обратите внимание на способ выписывания мази, на состав основы.

Алгоритм решения задачи:

- рассчитайте количество ланолина безводного и воды очищенной, учитывая состав ланолина водного

- опишите порядок смешивания ингредиентов прописи

Время выполнения: 1 час

Форма контроля: письменный опрос на практическом занятии

Задание 2. Подготовка к устному опросу

    Вопросы для подготовки:

1. Какие мази называют эмульсионными?

2. Какие лекарственные вещества образуют мази эмульсионного типа?

3. Какова общая технология эмульсионных мазей?

4. Если в прописи выписан ланолин, какой подразумевается? Каков его состав?

5. Каковы правила упаковки и оформления мазей?

6. Как оценивают качество мазей?

Время выполнения – 1 час

Форма контроля – устный опрос на практическом занятии

Задание 3. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1.Мазь эмульсионного типа на липофильной основе образует вещество:

    а) ментол

    б) димедрол

    в) цинка оксид

2. Мазь эмульсионного типа  НЕ образует вещество:

    а) ментол

    б) новокаин

    в) димедрол

3. Мазь эмульсионного типа образуют вещества:

    а) растворимые в основе

    б) растворимые в воде

    в) не растворимые ни в воде, ни в основе

4. Если в рецепте выписан ланолин, используют ланолин, содержащий воды (%):

    а) 60

    б) 30

    в) 10

    г) 20

5. Мазь - эмульсию образуют вещества:

    а) настойка

    б) новокаин

    в) димексид

    г) верно все

6. Какая из перечисленных мазей относится к эмульсионным:

     а) мазь камфорная

     б) мазь серная

     в) мазь колларголовая

Время выполнения – 1 час

Форма контроля – тестирование на практическом занятии

Задание 4. Подготовка мультимедийной презентации 

Тема: «Ассортимент и классификация поверхностно активных веществ, используемых для изготовления мазей»

Рекомендации по выполнению задания и критерии оценивания: приложение Б

Время выполнения:  2 часа

Форма контроля: устная на практическом/теоретическом  занятии

Тема 5. «Пасты. Линименты»

Цель самоподготовки – изучить и закрепить тему «Изготовление паст, линиментов»

Задачи:

- формирование знаний по изготовлению паст, линиментов

- воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности

- развивать познавательный интерес, логическое мышление

Студент должен знать:

- классификацию паст, линиментов

- теоретические основы изготовления паст и линиментов

Студент должен уметь:

- проводить необходимые расчеты

- выбирать и обосновывать оптимальную технологию изготовления паст и линиментов в зависимости от свойств входящих ингредиентов

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Подготовка к устному опросу

     Вопросы для подготовки:

1. Что собой представляют пасты как лекарственная форма?

2. Какова классификация паст?

3. Как вводят лекарственные вещества в состав паст?

4. Какова особенность изготовления паст?

5. Что собой представляют линименты как лекарственная форма?

6. Какие основы используют для изготовления линиментов?

7. Какова классификация линиментов?

8. Что собой представляют гомогенные линименты и какова технология их изготовления?

9. Что собой представляют суспензионные линименты и какова технология их изготовления?

10. Что собой представляют эмульсионные линименты и какова технология их изготовления?

11. Что собой представляют комбинированные линименты, и какова технология их изготовления?

12. Как производят оценку качества линиментов?

13. Как упаковывают и оформляют линименты к отпуску?

Время выполнения – 1 час

Форма контроля – устный опрос на практическом занятии

Задание 2. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1. В пастах содержание лекарственных веществ:

а) менее 5%

б) более 5%

в) более 25%

г) менее 1%

2. Паста цинковая в свой состав включает:

а) крахмал

б) цинка оксид

в) кислота салициловая

г) вазелин

3. Пасты по характеру дисперсной системы представляют собой мази:

а) эмульсионные

б) суспензионные

в) комбинированные

4. Паста Лассара в свой состав включает:

а) цинка оксид

б) крахмал

в) кислота салициловая

г) вазелин

д) все верно

5. Мазь (паста) считается однородной, если частицы лекарственных веществ:

а) не обнаружены ни в одном из 4 пятен

б) обнаружены в-2х из 4 пятен

в) обнаружены в 3-х из 4 пятен

6. Дополнить выражение. Примером стабилизированного линимента является линимент ___________

7. Гетерогенные линименты обязательно снабжают дополнительной этикеткой:

а) хранить в защищенном от света месте

б) перед употреблением взбалтывать

в) обращаться осторожно

Время выполнения – 1 час

Форма контроля – тестирование на практическом занятии

Задание 3. Подготовка информационного сообщения

Тема: «Совершенствование методов оценки мазей»

Рекомендации по выполнению задания и критерии оценивания: приложение В

Время выполнения: 1 час

Форма контроля: устный отчет на практическом занятии

Задание 4. Подготовка реферата 

Тема: «Лечебно-косметические мази»

Рекомендации по оформлению реферата и критерии оценивания: приложение А

Время выполнения: 4 часа

Форма контроля:  устная (индивидуальное собеседование, заслушивание на практическом занятии)

Тема 6. «Суппозитории»

Цель самоподготовки – изучить и закрепить тему «Изготовление суппозиториев»

Задачи:

формирование знаний по изготовлению суппозиториев

- воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности

- развивать познавательный интерес, логическое мышление

Студент должен знать:

- классификацию суппозиториев

- способы выписывания суппозиториев в рецептах

- общие правила изготовления суппозиториев

Студент должен уметь:

- определять способ выписывания суппозиториев в рецепте

- рассчитывать количества лекарственных веществ и основы в зависимости от способа выписывания

- подбирать средства упаковки и оформления суппозиториев

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Подготовка презентации

Тема: «Сравнительная характеристика основ для суппозиториев»

Рекомендации по выполнению задания и критерии оценивания: приложение Б

Время выполнения:  2 часа

Форма контроля: устная на практическом  занятии

Задание 2. Решение задач по индивидуальной прописи

Задача 1. Возьми: Ксероформа 0,15

                                Масла какао 2,0

                                Смешай, чтобы получился шарик

                                Дай таких доз № 10

                 Обозначь. По 1 шарику на ночь

Задача 2. Возьми: Хинина гидрохлорида 2,5

                                Масла какао достаточное количество, чтобы образовались шарики № 10

                 Обозначь. По 1 шарику на ночь

     Алгоритм решения:

- определите способ выписывания суппозиториев

- рассчитайте количество лекарственного вещества и основы на все дозы

Задание 3. Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

1. Какова классификация суппозиториев?

2. Каким способом выписываются суппозитории  в рецептах?

3. Какие требования предъявляют к суппозиториям и их основам?

4. Какие достоинства и недостатки у суппозиториев как у лекарственной формы?

5. Что собой представляют ректальные суппозитории?

6. Что собой представляют вагинальные суппозитории?

7. Почему в суппозиториях проверяют дозы веществ сп. Б и А?

8. Как вводят лекарственные вещества в суппозиторную основу?

9. Какова общая технология изготовления суппозиториев методом ручного выкатывания?

Время выполнения – 1 час

Форма контроля – устный опрос на практическом занятии

Задание 4. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

1. Если в рецепте не указана суппозиторная основа, то используют:

         А) вазелин

         Б) ланолин

         В) масло какао

2. Если в рецепте не указано количество основы, то ректальные суппозитории готовят массой:

           А) 4,0

           Б) 5,0

           В) 6,0

           Г) 3,0

     3. Какое из требований не предъявляется к суппозиториям:

           А) стерильность

           Б) однородность

           В) твердость

     4. Если не указана форма ректальных суппозиториев, выкатывают:

          А) шарик

          Б) конус

          В) цилиндр

5. Вещества, нерастворимые ни в воде, ни в жирах, добавляют в суппозиторную основу   по типу:

     А) суспензий

     Б) эмульсий

     В) раствора

6. Время полной деформации суппозиториев:

    А) 15 мин

    Б) 30 мин

    В) 45 мин

7. К гидрофобным суппозиторным основам относится:

   А) мыльно-глицериновая

   Б) желатино-глицериновая

   В) бутирол

8. Отклонения в массе суппозиториев согласно ГФ не должны превышать:

   А) 1 %

   Б) 3 %

   В) 5 %

Время выполнения – 1 час

Форма контроля – тестирование на практическом занятии

Тема 7. Обобщающее занятие «Мягкие лекарственные формы»

Цель самоподготовки – закрепление знаний и умений по изготовлению мягких лекарственных форм

Задачи:

- закрепить теоретические знания и практические навыки по изготовлению мазей и суппозиториев

- развивать логическое мышление, познавательный интерес

- воспитывать внимательность, чувство ответственности

Студент должен знать:

- классификацию мягких лекарственных форм

- основы, используемые для изготовления мягких лекарственных форм

- теоретические основы изготовления мягких лекарственных форм в зависимости от их вида

Студент должен уметь:

- определять тип мази

- рассчитывать количества лекарственных веществ и основы

- выбирать и обосновывать рациональную технологию изготовления лекарственной формы

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Решение задач по индивидуальной прописи

Рекомендации по выполнению задания: Внимательно прочитать учебный материал по предлагаемой теме. Повторить технологию изготовления гомогенных, суспензионных, эмульсионных мазей, суппозиториев методом ручного выкатывания. Обратить особое внимание на расчеты.

Задание 2. Подготовка к устному опросу

Вопросы для подготовки:

1. Что собой представляют мази как лекарственная форма?

2. Какова классификация мазей по составу и назначению?

3. В каких случаях образуются мази-суспензии?

4. Какие вещества образуют мази-эмульсии?

5. Что собой представляет мазь-раствор?

6. Что собой представляет мазь-сплав?

7. С чем растирают лекарственные вещества в суспензионных мазях, если их содержание менее 5 %?

8. Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?

9. Что собой представляют пасты как лекарственная форма?

10. Что собой представляют суппозитории как лекарственная форма?

11. Что значит распределительный способ выписывания суппозиториев?

12. Что значит разделительный способ выписывания суппозиториев?

13. Если в рецепте не указана мазевая основа, какую используют?

14. Если в рецепте не указана суппозиторная основа, какую используют?

15. Если в рецепте выписан ланолин, какой подразумевается?

16. Какой дополнительной этикеткой снабжают лекарственные формы, содержащие ядовитые вещества?

17. Суппозитории снабжают основной этикеткой «Внутреннее» или «Наружное»?

18. Дозы веществ списка А или Б в мазях проверяют или нет?

19. Каким способом чаще всего готовят суппозитории в аптеках?

20. Какая дополнительная этикетка обязательна для любой лекарственной формы?

Время выполнения – 1 час

Форма контроля – устный опрос на практическом занятии

Задание 3. Подготовка к тестированию

Примерный вариант теста (выбрать правильный ответ):

     1. Ланолин водный содержит ланолин безводный в количестве:

        А) 40 %

        Б) 30 %

        В) 70 %

        Г) 50 %

2. В мазях-суспензиях лекарственные вещества измельчают с частью расплавленной    основы, если концентрация мази:

        А) менее 5 %

        Б) более 5 %

        В) более 1 %

        Г) менее 1 %

3. Если в рецепте не указано количество основы, то вагинальные суппозитории готовят массой:

         А) 4,0

         Б) 5,0

         В) 6,0

         Г) 3,0

     4. К мазям – суспензиям относится мазь:

         А) мазь протаргола

         Б) мазь цинковая

         В) мазь камфорная

     5. Мази-растворы – это мази, содержащие твердые лекарственные вещества:

   А) растворимые в воде

   Б) растворимые в основе

   В) не растворимые ни в воде, ни в основе

6. Вещества, растворимые в воде, добавляют в суппозиторную основу по типу:

    А) суспензий

    Б) эмульсий

    В) раствора

7. Мази-сплавы готовят, сплавляя компоненты:

    А) в порядке уменьшения температуры плавления

    Б) в порядке повышения температуры плавления

    В) в любом порядке

8. Какое из требований не предъявляется к суппозиториям:

    А) твердость

    Б) однородность

    В) стерильность

   9. Из ниже перечисленных веществ образуют мазь-эмульсию:

          А) танин                                                  1. верно А, Г

          Б) камфора                                              2. верно Б, В

          В) протаргол                                           3. верно А,В

          Г) ментол                                                4. верно все

      10. Мазь-эмульсию образуют вещества:

            А) растворимые в воде

            Б) растворимые в основе

            В) не растворимые ни в воде, ни в основе

      11. Если в рецепте не указана суппозиторная основа, то используют:

            А) вазелин

            Б) ланолин

            В) масло какао

      12. Если в рецепте не указана концентрация мази, готовят мазь:

             А) 1 %

             Б) 5 %

             В) 10 %

      13. Мази, содержащие ядовитые вещества оформляют дополнительными этикетками:

            А) «Беречь от детей»

            Б) «Хранить в прохладном месте»

            В) «Обращаться осторожно»

            Г)  верно все

     14. Пастами называют мази с концентрацией веществ

           А) менее 10 %

           Б) менее 25 %

           В) более 25 %

     Г) более 30 %

     15. Дополнить выражение. Если в рецепте не указана мазевая основа, готовят на ________

Время выполнения – 1 час

Форма контроля – тестирование на практическом занятии

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.

2. Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

3. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

Дополнительная литература:

1. Приказ МЗ РФ № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

2. Приказ МЗ РФ № 751н от 26.10.2015 г. «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»

 3. Интернет – источники

Рекомендации по оформлению реферата                                                  Приложение А

Текст реферата должен быть отпечатан на компьютере через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman, размер – 14. Объем работы до 20 страниц печатного текста. Не допускается исправление опечаток, графических неточностей подчисткой или закрашиванием белой краской. Поля:  левое – 2,5 см, правое – 1,0 см, верхнее – 2,0 см, нижнее – 2,0 см.

Реферат должен содержать:

- титульный лист (не нумеруется)

- содержание

- введение

- основную часть работы

- заключение

- список используемых источников

Образец оформления титульного листа

Министерство здравоохранения  Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Специальность 33.02.01 Фармация

                                                                                       Отметка _______________

                                                                                       Дата «___» ______ 20 __ г.

РЕФЕРАТ

                                 по Технологии изготовления лекарственных форм

на тему: « ___________________________________»

                                                               Выполнил:

                                                                                     Студент (ка) ____ группы

                                                                                                   __________________________

                                                                                                            (фамилия, имя, отчество)

                                                              Проверил:

                                                                                            Сухова Людмила Павловна,

                                                                                           преподаватель технологии

                                                                                              изготовления лекарственных

                                                    форм

Благовещенск

2018 г.

Образец оформления содержания

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………  3 стр.

ГЛАВА 1. ………………………………………………………………………………  5 стр.  

1.1. ………………………………………………………………………………………

1.2. ………………………………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………

Введение занимает 1-2 страницы и вводит в курс проблемы. Во введении необходимо сформулировать цель работы. Слово «ВВЕДЕНИЕ» пишется вверху листа по центру без точки в конце, все буквы прописные, шрифт полужирный.

Основная часть работы содержит полное раскрытие темы и состоит из глав, разделов, подразделов (при необходимости). Главы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой в конце (ГЛАВА 1.). Разделы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и номера раздела, разделенных точкой. В конце номера раздела точка ставится (1.1., 1.2. и т.д).

Заголовки глав следует записывать прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов не допускаются.

Расстояние между заголовком и текстом, заголовками главы и раздела должно составлять полуторный интервал. Каждая глава начинается с нового листа.

Заключение содержит выводы, отражающие основные результаты работы.

Список используемых источников составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий литературы. Список должен состоять не менее из пяти источников. При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, издательство, год издания, общее количество страниц.

     Критерии оценивания:

- студент свободно применяет знания, не допускает ошибок в изложении материала, выделяет главное и второстепенное в изученном материале, материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями – 5 баллов

- студент знает изученный материал, умеет выделять главное и второстепенное в изученном материале, грамотно излагает свои мысли, материал оформлен в соответствии с требованиями, но недостаточно аккуратно – 4 балла

- студент обнаруживает освоение основного материала, испытывает затруднения в выделении главного, при изложении материала допускает ошибки, материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями – 3 балла

- студент имеет отдельное представление об изучаемом материале, материал изложен не грамотно, не в соответствии с требованиями – 2 балла

Рекомендации по созданию презентации                                                  Приложение Б

Электронная презентация выполняется с помощью программы Power point, количество слайдов зависит от содержания материала (8 – 10). Содержание презентации должно кратко отражать вопросы изучаемой темы, которые не рассматриваются на аудиторных занятиях, и показывать визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия.

Схема презентации:

- титульный слайд

- цели и задачи работы

- основная часть

- выводы

- благодарность аудитории за внимание

На титульном слайде должны быть указаны наименование учебного учреждения, специальность, название темы, фамилия и инициалы студента.

Требования к оформлению слайдов

Критерий оформления

Требования

Стиль

- соблюдайте единый стиль оформления

- избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации

- вспомогательная информация не должна преобладать над основной (текстом, иллюстрацией)

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Цвет

- на одном слайде используйте не более трех цветов (для фона, для заголовка, для текста)

- для фона и текста используйте контрастные цвета

Анимация

- используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде

- не стоит злоупотреблять анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации

Содержание информации

- используйте короткие предложения

- минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных

- заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации

- предпочтительно горизонтальное расположение текста

- наиболее важную информацию располагайте в центре слайда

- если на слайде есть картинка, надпись располагайте под ней

Шрифт

- для заголовков – не менее 24

- для текста – не менее 18

- не смешивайте разные шрифты в одной презентации

- для выделения информации используйте жирный шрифт, курсив или подчеркивание

- не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже строчных)

Способ выделения информации

Для иллюстрации наиболее важных фактов следует использовать:

- рамки, границы, заливку

- штриховку, стрелки

- рисунки, диаграммы, таблицы, схемы

Объем информации

- не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (человек единовременно может запомнить не более трех фактов, выводов, определений)

- для большей эффективности ключевые пункты отображайте по одному на каждом отдельном слайде

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия используйте разные виды слайдов (с таблицей, текстом, изображением)

   

Критерии оценивания:

5 баллов - студент свободно применяет знания, выделяет главное и второстепенное в изученном материале, содержание соответствует теме работы, информация логично и грамотно изложена, доступна, материал оформлен в соответствии с требованиями

4 балла –  студент знает изученный материал, умеет выделять главное, грамотно излагает материал, презентация оформлена в соответствии с требованиями, но допущены неточности в оформлении

3 балла – студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения в выделении главного, при изложении материала допускает ошибки, материал оформлен не в соответствии с требованиями

2 балла - студент имеет отдельные представления об изучаемом материале, материал изложен не грамотно, не в соответствии с требованиями

Рекомендации по подготовке информационного сообщения                Приложение В

Информационное сообщение – это вид самостоятельной внеаудиторной работы студента по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом/теоретическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, отражает современный взгляд по определенной проблеме. Сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется письменно, может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию). Регламент на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Сообщение выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Текст работы выполняют одним из способов: рукописным – темными чернилами или пастой разборчивым почерком с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм., расстояние между строками 10-12 мм; машинописным  - через 1.5 межстрочных интервала на компьютере, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14 либо 12. Рекомендуется производить выравнивание текста по вертикали по ширине страницы. Вписывать в работу, выполненную машинописным способом, отдельные слова, формулы, условные знаки, а также выполнять иллюстрации только темными чернилами, пастой или тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста. Критерии оценивания:

- студент свободно применяет знания, не допускает ошибок в изложении материала, выделяет главное и второстепенное в изученном материале, материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями – 5 баллов

- студент знает изученный материал, умеет выделять главное и второстепенное в изученном материале, грамотно излагает свои мысли, материал оформлен в соответствии с требованиями, но недостаточно аккуратно – 4 балла

- студент обнаруживает освоение основного материала, испытывает затруднения в выделении главного, при изложении материала допускает ошибки, материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями – 3 балла

- студент имеет отдельные представления об изучаемом материале, материал изложен не грамотно, не в соответствии с требованиями – 2 балла

Объем сообщения не более 5 страниц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов в Муромском медицинском колледже

Современные подходы к образовательному процессу в среднем специальном учебном заведения системы здравоохранения направлены на формирование профессиональных компетенций. Федеральный государственный обр...

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по Методике музыкального воспитания дошкольников

В самостоятельной работе предлагаются вопросы по различным темам курса Методики и рекомендуемая литература....

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРИМЕРЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ ВРЕМЁН PRESENT SIMPLE И PRESENT CONTINUOUS

                         В данной статье рассматривается сложная для русскоговорящих студентов тема «Present Continuous и P...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...

Рабочая тетрадь для самостоятельной внеаудиторной работы студентов ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по МДК 04.01: «Теория и практика сестринского дела» 34.02.01 «Сестринское дело»

Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 04.01: «Теория и практика сестринского дела» разработана для самостоятельной внеаудиторной работы студентов на основании требований ФГОС и ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Подготовка резюме́ по трудоустройству студентами выпускных групп»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...