Методическая разработка теоретического занятия "Водные извлечения из сырья, содержащего слизи"
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Методическая разработка теоретического занятия "Водные извлечения из сырья, содержащего слизи, из экстрактов-концентратов" используется при изучении МДК "Технология изготовления лекарственных форм" специальности "Фармация" и содержит цель и задачи занятия, учебный материал, вопросы для закрепления материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slizi_ekst-konts.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка теоретического занятия

для преподавателя

Тема: « Изготовление водных извлечений из растительного сырья, содержащего слизи,  из экстрактов-концентратов. Многокомпонентные извлечения»

МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм»

ПМ 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 060301 «Фармация»

Составитель: Сухова Л.П.,

преподаватель технологии

изготовления лекарственных форм

г. Благовещенск

2013 г.

Теоретическое  занятие

Тема: «Изготовление водных извлечений из растительного сырья, содержащего слизи, из экстрактов-концентратов. Многокомпонентные извлечения»

Продолжительность занятия: 90 мин.

Цели занятия:

  1. Продолжить формирование знаний по изготовлению водных извлечений.
  2. Сформировать представление об изготовлении водных извлечений из сырья, содержащего слизи, из экстрактов-концентратов, многокомпонентных извлечений.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
  4. Воспитывать умение слушать, дисциплинированность.

Задачи:

- Дать понятие «расходного коэффициента», «экстракта-концентрата»

- Объяснить особенности расчетов, технологии изготовления извлечений из корня алтея, из экстрактов-концентратов и многокомпонентных извлечений

- Восстановить в памяти студентов определение коэффициента водопоглощения

Студент по окончании занятия должен знать: 

- понятие «расходный коэффициент», «экстракт-концентрат»

- применение расходного коэффициента в расчетах

- классификацию экстрактов-концентратов

- правила изготовления извлечений из корня алтея, экстрактов-концентратов, многокомпонентных извлечений

Студент должен обладать общими компетенциями:

   ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

   ОК. 2. Организовывать собственную деятельность.

   ОК. 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  ОК. 6. Работать в коллективе.    

 Студент должен обладать профессиональными компетенциями:

  ПК. 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам.

  ПК. 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

  ПК. 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

  ПК. 2.5. Оформлять документы первичного учета.

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: лекция передачи и усвоения новых знаний

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Литература:

1.Погорелов В.И.Фармацевтическая технология.Феникс.2002г.

2.Приказ МЗ РФ № 308 «Инструкция по изготовлению жидких лекарственных форм»

Оснащение занятия:

- методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- мультимедиа

- доска, мел

Внутрипредметные связи:

- Водные извлечения из ЛРС, содержащего различные группы действующих веществ

- Дозирование по объему

Межпредметные связи:

- Латинский язык (чтение, перевод рецептов)

- Фармакогнозия ( названия лекарственных растений и сырья, состав сырья)

- Фармакология (правила выписывания рецептов)

- Контроль качества лекарственных форм (заполнение паспорта письменного контроля).

Структура занятия.

  1.  Организационный момент – 2 мин.

II.Мотивация и постановка целей – 3 мин.

III.Изложение нового материала – 80 мин.

IV.Закрепление материала – 3 мин.

 V.Задание на дом – 2 мин.

Содержание занятия.

  1. Организационный момент:  

Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию, отмечает отсутствующих.

     Сообщается тема занятия.

  1. Мотивация и постановка целей.

Целями данного занятия являются продолжение формирования знаний по изготовлению водных извлечений из ЛРС, содержащего слизи, из экстрактов – концентратов, развитие умения логически размышлять. Знания, полученные сегодня на занятии, необходимы при подготовке к практическому занятию по данной теме. Поэтому вы должны внимательно слушать, конспектировать и анализировать услышанное.

  1. Содержание материала.

Изготовление водных извлечений из сырья, содержащего слизистые вещества.

Слизи ( mucilagines) – безазотистые вещества, близкие к полисахаридам.  Настои из данного сырья применяют как мягчительные, п/воспалительные средства для внутреннего и наружного применения, например, в микстурах от кашля. Наиболее часто используют слизь корня алтея, реже семян льна. Корень Алтея  (radix Althaeae)  содержит до 10 % слизи и 38 % крахмала. Основным действующим веществом является слизь, обладающая отхаркивающим и п/воспалительным действием. Поэтому необходимо получить извлечение с максимальным содержанием слизи и минимальным количеством крахмала. Крахмал является балластным веществом и его извлечение из сырья делает настои очень вязкими, служит хорошей средой для размножения м/организмов. Кроме того, вязкость среды мешает извлечению слизи в процессе настаивания. Учитывая, что слизь является неограниченно набухающим ВМС и хорошо растворима в воде холодной, а крахмал – ограниченно набухающее ВМС и растворяется только в горячей воде, настой  корня алтея готовят особым способом – настаиванием при комнатной температуре. Сырье после настаивания не отжимают, как это делают во  всех других случаях. Как вы думаете, почему? Правильно, с целью предотвращения перехода зерен крахмала. В связи с тем, что значительная часть настоя будет удерживаться сырьем и при добавлении воды до заданного объема будет происходить значительное разбавление извлечения, возникла необходимость использования не Кв, а расходного коэффициента. При отсутствии указания в рецепте количества корня алтея, на основании ГФ готовят 5% настой (5,0 сырья на 100 мл извлечения). Итак,  расходный коэффициент (Красх ) показывает, во сколько раз следует увеличить количество корня и воды, чтобы получить заданный объем извлечения. Для 1% - 5% настоев Красх рассчитан экспериментальным путем. Если в рецепте выписано другое соотношение сырья и объема извлечения, то Красх можно рассчитать по формуле:   Красх     =     _____100___          

                                                        100 – (х * 4,6)                                                                 где х – это количество сырья на 100 мл извлечения.

Разберем на примерах:

 Rp: Infusi radicis Althaeae eх  6,0 – 180 мл

DS: По 1 дес. ложке 2 раза в день.

В данном случае в рецепте выписано 6,0 корня алтея и 180 мл готового извлечения. Находим количество сырья на 100 мл (концентрацию сырья).

      6,0 – 180мл                       

        Х – 100                                180                                      

Для такого  соотношения  Красх неизвестен, поэтому его нужно рассчитать по формуле:        

                    Красх +                _____100______              

                                      100 – (3,3* 4,6)  

Исходя из определения Красх, находим количество сырья и воды, необходимые для настаивания:

 Корня алтея: 1,17 * 6,0 = 7,02; вода: 180 * 1,17 = 210,6 ≈ 211  мл

Технология изготовления: Изрезанные корни алтея (7,02) заливают водой (211мл) холодной и настаивают при комнатной температуре 30 мин, после чего жидкость сливают, не выжимая сырье,  и процеживают. При необходимости доводят водой до нужного объема. Заполняют лицевую сторону ППК:

Дата                          № Rp

Radicis Althaeae 7,02 (Красх = 1,17)

Aquae purificatae 211 ml

Общий объем 180 мл

Приготовил:

  Rp: Infusi radicis Althaeae 200 мл

         D.S. По 1 ст ложке 3 р/день.

Так как количество сырья в прописи не указано, готовят 5% настой. По рецепту сырья, нужно взять      10,0     (5 – 100).      

                                        (х – 200)

Для 5% настоя Красх  = 1,3. Находим количество корня и воды для настаивания:

корня алтея   10,0 * 1,3 = 13,0; вода : 200 * 1,3 = 260 мл.

Технология изготовления - та же .

Если в прописи рецепта выписаны порошкообразные  вещества, то их растворяют в готовом извлечении. Жидкие ингредиенты (сироп, грудной эликсир и др) добавляют к готовому извлечению в последнею очередь, в отпускной флакон.

Водные извлечения из экстрактов – концентратов:

Экстракты – концентраты – это стандартизованные вытяжки из ЛРС, полученные путем экстрагирования растительного сырья этанолом слабой концентрации (20% - 40%). В аптеку поступают в готовом виде.  Экстракты – концентраты бывают сухие (Extracta sicca) в соотношении 1:1, и жидкие (Extracta fluida). 1:2 . Использование экстрактов – концентратов имеет ряд преимуществ перед изготовлением настоев и отваров из ЛРС:

  1. Ускоряет изготовление препарата
  2. Повышает производительность труда фармацевта/меньше затраты времени на изготовление/
  3. Увеличивается срок хранения препарата (до 7 дней)
  4. Возможно использование концентрированных растворов лекарственных веществ.
  5. Лекарственные препараты содержат точную концентрацию действующих веществ.

Разбавление сухих экстрактов концентратов:

Количество сухого экстракта /концентрата соответствует количеству сырья, выписанного в рецепте. В рассчитанном количестве воды растворяют сухой экстракт /концентрат, затем другие лекарственные вещества (если они есть в прописи).

Разбавление жидких экстрактов-концентратов:

Жидкого экстракта концентрата берут в двойном количестве по отношению к выписанной массе сырья. При этом объем воды уменьшают на объем взятого жидкого экстракта/ концентрата. Сначала в воде очищенной растворяют порошкообразные лекарственные вещества, раствор процеживают и добавляют жидкий экстракт-концентрат.

Многокомпонентные извлечения:  

Содержат ЛРС с разными группами действующих веществ. Если ЛРС содержит одну и ту же  группу биологически активных веществ, независимо от гистологической структуры, многокомпонентное извлечение готовят одновременно, в одной инфундирке.

Если ЛРС содержит разные группы БАВ или требует разного режима настаивания, то извлечения готовят отдельно друг от друга. При этом объём воды для настаивания берут не меньше, чем 10- кратное количество по отношению к массе сырья, учитывая так же коэффициент водопоглощения.

Rp: Radicis Althaeae 10,0

      Rhizomatis cum radicibus Valerianae 8,0

      Aquae purificatae ad 500 ml

      M.D.S. По 1 ст. ложке 3 раза в день.

В состав прописи входят виды сырья разной группы и  требующие различного режима настаивания: корень алтея содержит слизь, его настаивают без нагревания; валериана содержит эфирные масла настой готовят при нагревании. Соответственно, готовят по отдельности два извлечения.

Готовим настой корня алтея: так как сырья в рецепте 10 грамм,  то воды для настаивания нужно брать не меньше 100 мл, (возьмём 200 мл). Концентрация корня алтея в прописи 2 %

10,0 – 500 мл    Красх =  1,1;    тогда корни алтея нужно взять 11,0 (10,0х1,1);  воды –                

   Х -  100  мл       220мл (200х1,1).

Технологию изготовления настоя корня алтея рассматривали выше.

Готовим настой корневищ с корнями валерианы:

А теперь вспомним, что показывает коэффициент водопоглощения? Правильно, он показывает объём извлечения, удерживаемый одним граммом сырья после его настаивания и отжатия. По приказу № 308  Кв  = 2,9. Воды для настаивания необходимо взять 324 мл (300мл + (2,9 х 8,0).  8,0 измельченных корневищ с корнями валерианы заливают 324 мл воды очищенной комнатной температуры, закрывают крышкой и настаивают на водяной бане 15 минут,  не перемешивая сырье. Затем извлечение охлаждают при комнатной температуре не менее 45 минут, процеживают, отжимают.

Полученные два извлечения смешивают и при необходимости доводят водой очищенной до 500 мл. Укупоривают, оформляют, заполняют лицевую сторону ППК на каждое извлечение.

Дата                         № Rp.                                   Дата                          № Rp

Radicis Althaeae 11,0                                         Rhizomatis cum radicibus Valerianae 8,0

Aquae purificatae 220 ml (Красх =  1,1)                Aquae purificatae 324 ml (Кв  = 2,9.)

Общий объем 200 мл.                                        Общий объем 300 мл.

Приготовил:                                                        Приготовил:

IV. Закрепление материала:

     С целью выяснения степени усвоения нового материала преподаватель обращается к группе с вопросами:

  1. Что является действующим веществом в корне алтея?
  2. Чем отличается технология корня алтея от других видов сырья?
  3. С какой целью при изготовлении настоя корня алтея сырье не отжимают?
  4. Для чего используется расходный коэффициент при изготовлении настоя корня алтея?
  5. Какие виды экстрактов – концентратов поступают в аптеки?
  6. Как вы понимаете определение «многокомпонентное извлечение»?

V. Задание на дом:

   1.  Выучить определение расходного коэффициента

   2. Повторить технологию разбавления сухих и жидких

       экстрактов – концентратов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия "Диагностика поздних сроков беременности"

Методическая разработка занятия по теме «Диагностика поздних сроков беременности» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 2 курса специальности 060102 Акушерское дело в рамка...

Методическая разработка теоретического занятия по теме:"Воображение как психический познавательный процесс"

Методическая разработка предназначена для преподавателя психологии  медицинского училища  и  включает в себя информационный блок с подробным изложением нового материала и упражнения для...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»

Ц Е Л И    З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды  тканей.Студент должен иметь представл...

Методическая разработка теоретического занятия для студентов специальности Лечебное дело по теме "Недоношенный ребенок"

Вопросы выхаживания недоношенных детей остаются по-прежнему актуальными в практическом здравоохранении. В методической  разработке подробно рассматриваются анатомо-физиологические особенност...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

методическая разработка "изготовление водных извлечений"

Методическая разработка практического занятия для преподавателя и обучающихся по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» на тему «Изготовление водных извлечений из ЛРС...