Разработка обобщающего теоретического занятия "Водные извлечения"
методическая разработка на тему

Сухова Людмила Павловна

Методическая разработка обобщающего теоретического занятия "Водные извлечения" предназначена для студентов 2-го курса специальности "Фармация" при изучении МДК "Технология изготовления лекарственных форм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshch._vod.izvlech.doc39.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

Методическая разработка

теоретического занятия для студента

ПМ 02  Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля

МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм

Тема: «Водные извлечения»

Специальность: 33.02.01 Фармация

Вид подготовки: базовый

Курс II, семестр 4

                                                                                     Составлена  Суховой  Л.П.,    

                                                                                    преподавателем технологии изготовления

                                                                                     лекарственных форм

  в соответствии с требованиями               Федерального государственного

  образовательного стандарта

  среднего профессионального образования

г. Благовещенск

2018 г.

Рассмотрено на                                                                                  Утверждаю    

заседании ЦМК Фармация                                                 Экспертный совет при                                                                                                                                                                                                                                                

   «___» __________ 2018г.                                        информационно-методическом центре

Председатель ЦМК                                                                 ГАУ  АО ПОО АМК                                      

                                                                                             «____»_______________2018 г.

Давыдова О.А._____________

                                                        Пояснительная записка

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями программы междисциплинарного курса 02.01. Технология изготовления лекарственных форм и  Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 33.02.01 Фармация, квалификация фармацевт. Методическая разработка составлена с целью обобщения теоретических знаний по изготовлению водных извлечений. Данная тема изучается в связи с тем, что данные лекарственные формы могут быть приготовлены только в производственных аптеках или в домашних условиях, промышленному производству они не подлежат в связи с ограниченным сроком хранения. Поэтому знание фармацевтом особенностей  изготовления водных извлечений, умение проводить точные расчёты, консультировать посетителей аптек по данному вопросу  необходимы для обеспечения больных качественными лекарственными формами. Для облегчения работы с методической разработкой составлено содержание.  В разработку включены ситуационные профессиональные задачи для проверки уровня усвоения студентами пройденного материала на предыдущих теоретических  занятиях,  тестовые задания. Данное занятие проводится  с целью формирования как профессиональных, так и общих компетенций, а также для повышения интереса к изучаемому междисциплинарному курсу и будущей профессии. Для проведения  данного занятия отводится 90 мин.

Содержание

1. Тема занятия, паспорт ……………………………………………………………    4 стр.

2. Структура и содержание занятия ………………………………………………..    5 стр.

3. Задание 1 Технология  ……………………………………………………………    7 стр.

4. Задание 2 Ситуационные задачи…. …………………………………………….     8 стр.

5. Задание 3 Тестовый контроль ……………………………………………….. …     9 стр.        

Теоретическое занятие № 32

 Тема: Водные извлечения

 Цель занятия: Обобщить теоретические знания по изготовлению водных извлечений

Методическая цель: Создать условия для проверки теоретических знаний

Образовательная цель: Проверить теоретические знания по изготовлению водных извлечений

Воспитательная цель: Воспитать чувство профессиональной ответственности, понимания важности своей профессии, внимательности.

Развивающая цель: Развивать познавательный интерес, логическое мышление

Планируемые результаты:

Студент должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии

ОК 2. Организовывать собственную деятельность

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполненной работы

профессиональными компетенциями:

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета

Студент должен иметь практический опыт: изготовление жидких лекарственных форм

По окончании занятия студент должен:

знать:

- Теоретические основы изготовления настоев и отваров

уметь:

- Определять общий объем водного извлечения

- Рассчитывать количества лекарственного растительного сырья и воды очищенной

- Подбирать средства упаковки и оформления лекарственных форм к отпуску

Тип занятия: теоретического занятие

Вид занятия: обобщающее

Уровень усвоения: продуктивный

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Материально-техническое обеспечение:

1.Методическое оснащение: методическая разработка практического занятия для студента и преподавателя

      2.Материально – техническое оснащение: бумага, калькулятор, ручка

       3.Технические средства обучения: компьютер, телевизор, презентация

Внутрипредметные связи:

- Дозирование  массообъемным методом

- Изготовление настоев и отваров

Межпредметные связи:

- Латинский язык (перевод рецептов)

- Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)

- Контроль качества лекарственных средств (обязательные виды внутриаптечного контроля)

- Фармакогнозия (виды лекарственного растительного сырья)

Литература:

1.Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.

2.Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

3.Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2015 г.

4.Лекционный материал.

Структура занятия:

  1. Организационный момент  – 7 мин.
  2. Целевая установка 8 мин.
  3.  1 задание «Технология» –  20 мин.
  4. 2 задание. Решение ситуационных задач  – 15 мин.
  5. 3 задание. Тестовый контроль – 15 мин.
  6. Подведение итогов занятия – 20 мин.
  7. Задание на дом – 5 мин.

Содержание занятия

  1. Организация начала занятия

 Цель: Обеспечить готовность к занятию, создать рабочее настроение

 Деятельность студента: Отметить отсутствующих, надеть халат, шапочку, проверить наличие ручки

 Время: 7 мин.

  1. Целевая установка                  

Цель: Понять практическое значение темы, необходимость применения полученных знаний в практической профессиональной деятельности

 Деятельность студента: Внимательно выслушать преподавателя, ознакомиться с содержанием занятия.

 Время: 8 мин.

  1. Задание 1.  «Технология»

Цель: Проверить знания по проведению расчетов и выбору режима настаивания водных извлечений

Деятельность студента:

 - Получить задание (приложение № 1).

- Выполнить задание согласно алгоритму

За 5 правильных ответов – 25 баллов

Время: 20 мин.

  1. Задание 2.  Решение ситуационных задач

Цель: Проверить теоретические знания по определению объема и выбору последовательности смешивания ингредиентов в сложной ЖЛФ

Деятельность студента:  Получить у преподавателя ситуационную задачу (приложение № 2), ответить на поставленный вопрос с обоснованием ответа. За правильный ответ – 10 баллов.

Время: 15 мин.

  5.  Задание 3. Тестовый контроль

Цель: Проверить степень усвоения полученных знаний по технологии изготовления водных извлечений

Деятельность студента: Ответить на тестовые задания (приложение № 3)

Время: 15 мин.

 6.  Подведение итогов

 Цель: Оценка степени усвоения пройденного материала и качества выполненной   работы

Деятельность студента: Сдать преподавателю выполненные задания, получить оценку за занятие.

Время: 20 мин.

 7.  Задание на дом

Цель: Подготовка к следующему теоретическому занятию.

Деятельность студента: Записать  вопросы для подготовки к следующему занятию.

Время: 5 мин.

    Тема: Мягкие лекарственные формы

Вопросы для самоподготовки:

  1. Дозирование по массе
  2. Правила выписывания рецептов на мягкие лекарственные формы
  3. Процентное выражение концентрации лекарственного вещества

    Литература для самоподготовки:

1.Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.

2.Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

3.Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

4.Лекционный материал.

5.Интернет-источники

                                                                                                                                                                                       

    Тема: Водные извлечения                                                                                 Приложение № 1                                                                

                                                                                                         

Задание 1.

Примерный вариант вида лекарственного растительного сырья

  1. Вариант

      Объект – сырье общего списка 

          Алгоритм выполнения задания:

  1. Указать вид водного извлечения для данного сырья (настой, отвар).
  2. Указать количественное соотношение сырье – экстрагент для водного извлечения из данного сырья.
  3. Выбрать режим настаивания водного извлечения
  4. Рассчитать количество сырья и воды очищенной для приготовления 200 мл водного извлечения из данного сырья (Кв = ?)
  5. Подобрать дополнительные этикетки для оформления лекарственной формы

2  вариант

 Объект – сырье сильнодействующее

     Алгоритм выполнения задания:

1.        Указать вид водного извлечения для данного сырья (настой, отвар).

2.        Указать количественное соотношение сырье – экстрагент для водного извлечения из данного сырья.

3.        Выбрать режим настаивания водного извлечения

4.        Рассчитать количество сырья и воды очищенной для приготовления 150 мл водного извлечения из данного сырья (Кв = ?)

5. Подобрать дополнительные этикетки для оформления лекарственной формы

Критерии оценки ответа:

 5 правильных ответов – 25 баллов,

4 правильных ответа – 20 баллов,

3 правильных ответа – 15 баллов,

2 правильных ответа – 10 баллов,

1 правильный ответ – 5 баллов.

Тема: Водные извлечения                                                                               Приложение № 2                                                                                                                          

                                                                                                                               

 Решение ситуационных задач.

Примерный тип задачи

  1. вариант.

Задача. Определите общий объем микстуры и порядок смешивания ингредиентов:

Rp: Decocti rhizomatis cum radicibus Polemonii ex 20,0 – 100ml

       Elixiris pectoralis 3 ml

       Natrii hydrocarbonatis 3,0

M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день

       Критерии оценки ответа:

- Правильно определен общий объем - 5 баллов

- Правильно определена последовательность смешивания ингредиентов - 5 баллов

Тема: Водные извлечения                                                                                 Приложение № 3                                                                                                                          

  Тестовый контроль.

Примерное содержание тестовых заданий

1. Режим настаивания корня алтея:

А) 15 мин. на водяной бане

Б) 30 мин. на водяной бане

В) 30 мин. при комнатной температуре

2. При изготовлении настоя корня алтея учитывают:

А) коэффициент расходный

Б) коэффициент водопоглощения

В) коэффициент увеличения объема

3. Если количество корня алтея в рецепте не указано, настой готовят в соотношении:

А) 1:10

Б) 1: 20

В) 1:30

4. При изготовлении настоев и отваров извлекателем веществ является:

А) спирт этиловый

Б) глицерин

В) вода очищенная

5. При изготовлении настоя корня алтея сырье отжимают:

А) верно

Б) неверно

В) при необходимости

6. При отсутствии в рецепте количества сырья, соотношение для сильнодействующего сырья составит:

А) 1:10

Б) 1:30

В) 1:400

7. Водорастворимые лекарственные вещества в водное извлечение вводят:

А) до настаивания сырья

Б) после настаивания сырья

В) во время настаивания сырья

8. Определяя объем, удерживаемый одним граммом сырья после его отжатия, рассчитывают:

А) коэффициент увеличения объема

Б) коэффициент водопоглощения

В) расходный коэффициент

9. Недостатком водных извлечений как лекарственной формы является (2 правильных ответа):

А) быстрота изготовления

Б) микробная контаминация

В) удобство приема

Г) небольшой срок хранения

10. При получении нестандартного сырья с большей активностью, используют прием:

А) навеску сырья уменьшают

Б) навеску сырья увеличивают

В) сырье не используют

11. Режим настаивания отваров составляет:

А) настаивают 15 мин, охлаждают 45 мин

Б) настаивают 30 мин, охлаждают 10 мин

В) настаивают 30 мин, охлаждают 45 мин

Г) настаивают 15 мин, охлаждают 30 мин

12. При изготовлении отвар коры дуба:

А) процеживают после охлаждения

Б) процеживают без охлаждения

В) не процеживают вообще

13. При изготовлении настоев используют сырье (3 правильных ответа):

А) листья

Б) кора

В) трава

Г) плоды

Д) цветки

                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка открытого теоретического урока "Борщи. Разновидности борщей"

В методической разработке представлены план урока и инструкционные карты, схемы, рабочая тетрадь и тестовые задания по профессиональному модулю  "Приготовление перых блюд и соусов" по профессии 1...

Методическая разработка обобщающего урока - викторины по учебной дисциплине "Психология " на тему "Психология подростка"

Обобщающий урок-викторина на тему: «Психология подростка» составлен на основе рабочей программы по учебной дисциплине ОП.02  «Психология» для специальности 050715 «Коррекционная педагогика в нача...

Методическая разработка обобщающего урока-практикума с использованием методов активного обучения в группе профподготовки по профессии «Обувщик по ремонту обуви»

В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов при проведении современного урока - практикума в форме деловой игры, построенного на основе игрового замысла, моде...

Методическая разработка обобщающего теоретического занятия "Порошки"

Методическая разработка обобщающего теоретического занятия на тему "Порошки" предназначена для студентов специальности Фармация в форме соревнования и содержит теоретические вопросы, ситуаци...

Разработка обобщающего урока по теме "Основы построения компьютерных сетей"

Разработка обобщающего урока по теме "Основы построения компьютерных сетей"...

Методическая разработка "Обобщающий урок-игра "Компьютер от А до Я"

Данная разработка урока имеет своей целью совершенствовать, обобщить и закрепить знания обучающихся по дисциплинам «Информатика», «Информатика и информационно-коммуникационные технол...