РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09. ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
рабочая программа

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09. Профилактика ВИЧ-Инфекции

 

по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая

квалификация выпускника: зубной техник

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vich_zto.doc564.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МедицинскИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

ОП №2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09. Профилактика ВИЧ-Инфекции

по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая

квалификация выпускника: зубной техник

Москва

2017

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК ОПД

Протокол № ___ от «___» _________ 201_ г.

Председатель ЦМК
_________/ ___________________

     Подпись                            ФИО

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

по специальности

31.02.05 Стоматология ортопедическая (Приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 N 972).

ОДОБРЕНА

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №2

Протокол №______

от «___» ___________ 201_ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ОУ ОП№2

___________/Л.С.Спирина/

«___» ___________ 201_ г.

Составитель:  

Корнеева Н.Ф.- преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

Рецензент:

Фетисов А.А - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

2

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. Паспорт рабочей программы дисциплины ОП. 09.

«Профилактика ВИЧ-инфекции»

1.1 Область применения программы.

Рабочая программа дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности

31.02.05 Стоматология ортопедическая

1.2 Место учебной дисциплины.

В структуре основной профессиональной образовательной программы дисциплина Профилактика ВИЧ-инфекции относится к циклу общепрофессиональных дисциплин:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения  в стандартных и нестандартных    ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиски и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Оказывать первую (доврачебную) помощь при неотложных состояниях.
ОК 12. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных профессиональных целей.
ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1 Изготавливать съемочные пластиночные протезы при частичном отсутствии зубов;
ПК 1.2 Изготавливать съемные пластиночные протезы при полном отсутствии зубов;
ПК 1.3. Производить починку съемных пластиночных протезов.
ПК 1.4 Изготавливать съемные иммедиат-протезы;
ПК 2.1 Изготавливать пластмассовые коронки и мостовидные протезы.
ПК 2.2 Изготавливать штампованные металлические коронки и штампованно-паяные мостовидные протезы;
ПК 2.3 Изготавливать культевые штифтовые вкладки.
ПК 2.4 Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы;
ПК 2.5 Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы с облицовкой;

ПК 3.1 Изготавливать литые бюгельные протезы с кламмерной системой фиксации.
ПК 4.1 Изготавливать основные элементы ортодонтических аппаратов;

ПК 4.2 Изготавливать основные съемные и несъемные ортодонтические аппараты.

                                                                                 4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

       2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

В том числе:

Лабораторные занятия

Практические занятия

                            24

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

В том числе:

1. Создание презентаций

2

2. Работа с учебными текстами, конспектом лекции, подготовка ответов

15

3. Составление таблицы и их заполнение

4

4. Графическая работа

3

Итоговая аттестация : экзамен

6

5


2.2. Тематический план и содержание дисциплины
ОП. 09 «Профилактика ВИЧ-инфекции»
Специальность 31.02.05 «Стоматология Ортопедическая»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Содержание учебного материала

Тема 1.
Общая характеристика ВИЧ-инфекции

Пандемия ВИЧ-инфекции

Эпидемия ВИЧ инфекции в Российской Федерации. Этапы развития эпидемии

Современные тенденции развития эпидемии ВИЧ-инфекции в РФ.

Динамика заболеваемости ВИЧ-инфекции в РФ

Динамика заболеваемости  ВИЧ-инфекции в г.Москве

Показатели летальности от ВИЧ-инфекции

Стратегия ЮНЭЙДС (Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД).

Программа ВОЗ 90-90-90

Особенности распространения ВИЧ-инфекции в Африке, Европе, Азии и Океании.

Соотношение живущих ВИЧ/СПИДом и вновь инфицированных мужского и женского населения.

2

1

Самостоятельная работа.
Построить график:
«Динамика заболеваемости ВИЧ-инфекцией  в РФ»

1

1

Практическое занятие.
Морфология вируса иммунодефицита, стадии репродукции вируса, взаимодействие вируса с клетками организма человека.

2

1

Самостоятельная работа.
Подготовить таблицу «Этапы развития пандемии».

1

1

Содержание учебного материала

Тема 2.
Понятие об эпидемическом процессе при  инфекционных заболеваниях.

Определение звеньев эпидемического процесса
Звено эпидемического процесса - источник инфекции
Звено эпидемического процесса  - механизм передачи инфекции
Звено эпидемического процесса восприимчивое население
Интенсивность эпидемического процесса

2

1

     1

Самостоятельная работа.
Составить схему кровяного механизма передачи инфекции(гемоконтактного)

1

Практическое занятие.
Организация службы по борьбе с ВИЧ/СПИД в РФ.
Структура подразделений службы по профилактике и борьбе с СПИД.

Организация лечебно-диагностической помощи и диспансерного наблюдения за больными ВИЧ-инфекцией, СПИДом.

2

1

1

Самостоятельная работа.
Составить схему устройства центра по профилактике и борьбы с ВИЧ-СПИД в городе Москве.

1

Содержание учебного материала

Тема 3.
Понятие об инфекционном процессе

Особенности микроорганизма, позволяющие быть участником инфекционного процесса.
Особенности макроорганизма, позволяющие быть участником инфекционного процесса.
Специфические и неспецифические факторы защиты организма человека.
Периоды инфекционного заболевания.

2

1

Самостоятельная работа.
Составить графологическую схему неспецифических и специфических факторов защиты организма человека.

1

1

Тема 4.
Этиология ВИЧ-инфекции

Морфология вируса иммунодефицита человека.
Взаимодействие вируса иммунодефицита человека с клетками человека.
Структурные и неструктурные гены ВИЧ.
Жизненный цикл ВИЧ.
Распространение субтипов ВИЧ в мире.
Устойчивость вируса в окружающей среде.
Длительность сохранения вируса во внешней среде, и замороженном биологическом материале.

2

1

Самостоятельная работа.
Составить схему взаимодействия ВИЧ  с клетками организма человека.

1

1

Практическое занятие.
Жизненный цикл ВИЧ.
Морфология ВИЧ.
Взаимодействие вируса с клетками человека.
Устойчивость вируса к действию дезинфицирующих средств
Режимы  дезинфекции /стерилизации при ВИЧ-инфекции

2

1

Самостоятельная работа.
Подготовить схему «Жизненный цикл ВИЧ».

1

1

Содержание учебного материала

Тема 5.
Эпидемический процесс при ВИЧ-инфекции.

Источники ВИЧ-инфекции.
Уязвимые группы населения.
Механизм передачи ВИЧ-инфекции.
Пути передачи ВИЧ-инфекции – естественные и искусственные.
Восприимчивость к ВИЧ-инфекции.
Территории и группы населения наибольшего риска инфицирования и заболевания ВИЧ-инфекцией.

2

1

Самостоятельная работа.
Составить таблицу «Уязвимые группы население к ВИЧ-инфекции».

1

1

Практическое занятие.

Эпидемический процесс ВИЧ-инфекции в Московском регионе.

Динамика заболеваемости.

Возрастная структура заболевших,

Уязвимые группы. Динамика летальности.

Динамика заболеваемости у беременных

2

1

Самостоятельная работа.
Составить графологическую схему «Пути передачи ВИЧ-инфекции».

1

1

Содержание учебного материала

Тема 6.
Инфекционный процесс при ВИЧ-инфекции

Особенности  вируса  иммунодефицита человека, позволяющие быть участником инфекционного процесса.
Восприимчивость организма человека к вирусу иммунодефицита человека.
Уязвимые группы населения  к ВИЧ-инфекции
Социальные факторы, способствующие распространению ВИЧ-инфекции среди населения.

2

1

Самостоятельная работа. 
Составить график «Основные уязвимые по ВИЧ-инфекции группы населения 2016 года в г. Москве»

1

1

Содержание учебного материала

Тема 7.
Основы патогенеза ВИЧ-инфекции

Органы иммунной системы человека,
Иммунокомпетентные клетки.

2

1

Этапы иммунопатогенеза при ВИЧ-инфекции.
Цитопатическое действие ВИЧ на иммунокомпетентные клетки.
Нарушение системы иммунитета на разных стадиях ВИЧ-инфекции.
Многообразие клинических проявлений, обусловленное снижением числа СД4 Т-лимфоцитов.
Лимфоцитоз, подавление регенерации Т-лимфоцитов, аутоиммунные нарушения.

Самостоятельная работа.
Составить схему «Иммунный ответ по гуморальному типу

1

1

Практическое занятие.
Дотестовое и послетестовое консультирование.
Нормативные документы.
Основные положения документа: санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826-10(утвержденные  постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011 №1) “Профилактика ВИЧ-инфекции”.

    2

1

Самостоятельная работа.
Составить таблицу основные положения  СанПин,  3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции».

1

1

Содержание учебного материала

Тема 8.
Классификация и клиническая проявление ВИЧ-инфекции

Стадии ВИЧ-инфекции по В.В. Покровскому
Первая стадия – инкубационная.
Вторая стадия  – первичных проявлений.
Третья стадия – субклиническая.
Четвертая стадия вторичных заболеваний.
Потеря массы тела менее 10%
Потеря массы тела более 10%
Кахексия
Стадия терминальная.
Поражение кожных покровов.
Поражение дыхательной системы.
Поражение желудка.
Гематологические и онкологические проявления ВИЧ-инфекции.
Почечные, кардиальные, эндокринные и ревматологические проявления ВИЧ-инфекции.
Международная классификация ВИЧ-инфекции.

2

1

Самостоятельная работа.
Выполнить проект: « Проявления кандидоза полости рта».

1

1

Практическая работа .
« Государственная стратегия противодействия распространения ВИЧ-инфекции РФ до 2020 г. и в дальнейшей перспективе».
Основные положения Государственной стратегии 2020 г.

2

1

Самостоятельная работа.
Составить таблицу: Целевые показатели реализации: “Государственная стратегия противодействия  распространения ВИЧ-инфекции в  России на период до 2020г. и дальнейшие перспективы. 20.10.16 № 2203-Р”

1

1

Содержание учебного материала

Тема 9.
Клиническая характеристика оппортунистических инфекций.

Грибковые инфекции часто встречающиеся: кандидоз , гистоплазмоз , криптококкоз .
Бактериальные инфекции,  часто встречающиеся : сальмонеллез, туберкулез.
Вирусные инфекции : цитомегаловирусная инфекция , герпетическая инфекция , опоясывающий герпес.
Опухолевые заболевания :  лимфома, саркома Капоши , лимфобластная саркома.

2

1

Самостоятельная работа.
Подготовить проект « Опухолевые заболевания при ВИЧ- инфекции».

1

1

Содержание учебного материала

Тема 10.
Особенности проявления ВИЧ-инфекции в полости рта.

Грибковые инфекции: кандидоз, гистоплазмоз, криптококкоз.
Бактериальные инфекции: линейная эритема, Макротический язвенный парадонтит, некротический стоматит.
Вирусные инфекции: простой герпес, опоясывающий герпес, цитомегаловирус  Эпштейна Бара, волосистая лейкоплакия

2

1

Самостоятельная работа.

Подготовить проект на тему « Грибковые поражения полости рта при ВИЧ-инфекции».

1

1

Содержание учебного материала

Тема  11.
Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции

Скрининговое обследование методом ИФА, выявление вирусоспецифических антител.
Экспресс диагностика ВИЧ-инфекции, специфичность и чувствительность.
Иммуноблот/референс, как подтверждающий тест.
Интерпритация результата Имунноблота.
Полимеразная цепная реакция в диагностике ВИЧ-инфекции для выявления ДНК ВИЧ в биологическом материале.

2

1

Самостоятельная работа.

Составить схему ПЦР

1

1

1

Практическое занятие .

Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции.

Порядок освидетельствования на антитела к ВИЧ.

Обязательное тестирование на антитела к ВИЧ.

Добровольное медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию.

ИФА в диагностике ВИЧ-инфекции( скрининговое обследование) .

Экспресс-методы в диагностике ВИЧ-инфекции.

Иммуноблотинг ( референс  обследование )ПЦР в диагностике ВИЧ-инфекции.

2

Самостоятельная работа.

Составить графологическую схему ИФА.

1

1

Содержание учебного материала

Тема  12.
Современные подходы к терапии ВИЧ инфекции

Антиретровирусная терапия схемы ВААРТ, основные группы препаратов. Механизм действия .
Антимикробная терапия.
Противогрибковая терапия.
Лечение вторичных и оппортунистических инфекций
Психосоциальная адаптация больных ВИЧ инфекцией

2

1

Самостоятельная работа.
Составить схему механизма действия ВААРТ

1

Практическое занятие.
Лечение ВИЧ-инфицированных ВААРТ.
Основные группы препаратов.
Механизм действия антиретровирусных препаратов.
Антимикробная терапия.
Противогрибковая терапия.

2

1

1

Самостоятельная работа.
Составить графологическую схему действия антибиотиков и противогрибковых препаратов.

1

Тема 13.
Порядок освидетельствования на ВИЧ-инфекцию.

Основные положения санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826-10(утвержденные  постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011 №1) “Профилактика ВИЧ-инфекции”, по порядку освидетельствования на ВИЧ-инфекцию:
Информированное согласие на проведение добровольного исследования на антитела ВИЧ.
Организация оповещения партнеров ВИЧ-инфицированных.

2

1

Самостоятельная работа.
Составить проект – “Действия медицинских работников при аварии в зуботехнической лаборатории”.

Практическое занятие.
Постконтактная профилактика ВИЧ-инфекции.
Документация, заполняемая при аварийной ситуации:

Акт о несчастном случае на производстве;
Заполнение журнала регистрации несчастных случаев на производстве.
Экстренная профилактика ВААРТ. Потенциального источника ВИЧ-инфекции и контактировавшегося лица.
Экспресс-диагностика. Потенциального источника ВИЧ-инфекции и контактировавшегося лица.
Диспансерное наблюдение за контактными.

2

Самостоятельная работа. 
 Подготовить проект “Состав аптечки экстренной профилактики ВИЧ-инфекции ”

1

Тема 14.
Профилактика заражения ВИЧ-инфекцией в стоматологии.

Санитарно-противоэпидемиологический режим в зуботехнической лаборатории.
Способы и методы дезинфекции, предстерилизации, стерилизации.
Утилизация изделий медицинского назначения.
Отраслевой стандарт. Стерилизация, дезинфекция изделий медицинского назначения. ОСТ 42–21–2–85.
Методические указания по предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения (утв. Минздравом СССР от 08.06.1982 № 28-6/13).
Инструкция по очистке(мойке) и стерилизации стоматологических инструментов (утв. Минздравом СССР от 11.03.1977 № 1609–77).

2

1

Самостоятельная работа.
Подготовить схему утилизации изделий медицинского назначения в зуботехнической лаборатории.

1

Практическое занятие .
Контингенты, подлежащие обязательному освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию.
Обследование доноров.
Обследование медицинского персонала.
Обследование призывников на военную службу.
Обследование иностранных граждан.

Обследование беременных женщин.
Обследование по медицинским показаниям.

2

1

Самостоятельная работа.  
Изучить нормативно-правовые документы определяющие порядок освидетельствования на ВИЧ-инфекцию.

1

Тема 15.
Постконтактная профилактика заражения ВИЧ-инфекцией после профессионального контакта.

Типы аварийных ситуаций:
Первая помощь при аварийной ситуации.
Мероприятия при ранениях, контактах с кровью и другими биологическими материалами.
Аптечка экстренной медицинской помощи
Лабораторное обследование участников аварийной ситуации.
Составление документации.
Химиопрофилактика антиретровирусными препаратами.
Диспансерное наблюдение.
Правовые аспекты.

2

1

Тема 16.
Организация службы по профилактике и борьбе со СПИД в системе здравоохранения РФ.

Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями: республиканские, областные, городские.
Принципы деятельности центра. Положение декларации о приверженности делу в борьбе с ВИЧ/СПИДом, принятые резолюцией 26/2 сессией Генеральной Ассамблеи ООН от 24.06.2001 г.
Функция центров по профилактике и борьбы со СПИДОм
Сбор данных о ВИЧ-инфицированных.
Проведение противоэпидемических мероприятий.
Лабораторная диагностика ВИЧ.
Оказание лечебной помощи ВИЧ-инфицированным лицам.

2

1

Практическое занятие.  
Лечение ВИЧ-инфицированных. ВААРТ.
Основные группы препаратов.

Механизм действия антиретровирусных препаратов.
Антимикробная терапия.
Противогрибковая терапия.

2

1

Тема 17.
Федеральный закон по профилактике ВИЧ-инфекции от 30.03.95 №38Ф3 «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека» .

Статьи федерального закона № 38 Ф3 от 30.03.1995
Гарантии государства.
Медицинская помощь ВИЧ-инфицированным.
Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных и членов их семей.
Социальная поддержка лиц, подвергающихся риску. заражения вирусом ВИЧ при исполнении своих. служебных обязанностей.
Государственный контроль.
Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона.

2

Самостоятельная работа.
Составить таблицу: “Гарантий государства по вопросам профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции”.

1

Тема 18.
Санитарно-просветительная работа по профилактике ВИЧ-инфекции среди различных групп населения РФ.

Санитарно-просветительная работа.
Устные формы санитарно-просветительной работы – беседы, лекции
Письменные формы санитарно-просветительной работы – составление памяток санитарных бюллетеней, брошюр.
Особенности проведения сан. Просвет работы в уязвимых группах населения: с высоким риском заражения ВИЧ-инфекцией ( потребители инъекционных наркотиков, мужчины, имеющие сексуальные контакты с мужчинами, работники коммерческого секса)
Профилактика ВИЧ, общие подходы к профилактике заражения /ВИЧ, профилактика среди недифференцированного( общего) населения, индивидуальная профилактика заражения ВИЧ, профилактика ВИЧ среди специализированных групп населения, доступные для обучения организованные группы населения, профилактика среди особо уязвимых в малодоступных групп населения, профилактика среди потребителей инъекционных наркотиков, профилактика среди КСР , профилактика среди МСМ, диспансерное наблюдение и лечении людей , живущих с ВИЧ.

2

1

Самостоятельная работа.
Подготовить анкету об уровне информированности обучающихся колледжа по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.
Провести анкетирование среди обучающихся первого курса по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

1

1

Практическое занятие.
1. Составление лекций, бесед по профилактике ВИЧ-инфекции среди обучающихся колледжа.
2. Составление памятки по профилактике ВИЧ-инфекции.
Подготовить письменные и устные материалы к Всемирному дню борьбы со СПИДОМ 1 декабря акция «СТОП-ВИЧ-СПИД».

2

1

1

Самостоятельная работа.
Составить памятку по теме: СТОП-ВИЧ-СПИД

1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.-
ознакомительный( узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный( выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.-продуктивный( планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

           Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ микробиологии и иммунологии.

 Оборудование учебного кабинета:

1. Мебель и стационарное оборудование

-   доска классная;

-   стол и стул для преподавателя;

-   столы и стулья для студентов;

-   книжный шкаф;

-   шкафы для инструментов и приборов.

2. Учебно-наглядные пособия

-   плакаты, слайды, фотографии;

-   муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри;

-   микропрепараты бактерий, грибов, простейших;

-   образцы бланков направлений на микробиологические исследования, регистрации результатов проведенных исследований и др.;

-   плакаты и другие средства наглядной агитации, используемые в профилактической деятельности.

3. Аппаратура и приборы.

-   микроскопы с иммерсионной системой;

-   термостат для культивирования микроорганизмов.

4. Лабораторные инструменты, посуда, реактивы, питательные среды, обеспечивающие проведение практических занятий.

Технические средства обучения:

-   компьютер;

-   интерактивная доска;

-   мультимедийное оборудование;

-   программное обеспечение для пользования электронными образовательными ресурсами.

3.2. Информационное обеспечение обучения

         Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Борисов Л.Б.

Микробиология, иммунология, вирусология. Издательство: МИА, 2005.

2. Воробьев А.А.        

Медицинская и санитарная микробиология: Учеб. Пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / А.А.Воробьев, Ю.С.Кривошеин, В.П.Широбоков.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Воробьев А.А., Быков А.С.

Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. –М.: Медицинское информационное агентство, 2003.

4. Воробьев А.А.

Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Издательство: МИА, 2008.

5. Сбойчаков В.Б.

Санитарная микробиология. Учебное пособие. Издательство: ГЭОТАР- Медиа, 2007.

6. Тец В.В.

Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.; Медицина, 2002.

Дополнительные источники:

1. Алешукина А.В.

Медицинская микробиология: Учебное пособие. – ростов н/Д: Феникс, 2003.

2. Г.Р. Бурместер

Наглядная иммунология. – М.: БИНОМ. Лаборотория знаний, 2007

3. Ворбьев А.А., Быков А.С., Бойченко М.Н.

Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мед. информ. Агентство, 2006

4. Кипайкин В.А., Рубашкина Л.А.

Эпидемиология: Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

5. Коротяев А.И., Бабичев С.А.

Медицинская микробиология и вирусология. Издательство: СпецЛит, 2008.

6. Кулешова Л.И., Пустосветова Е.В., Рубашкина Л.А.

Инфекционный контроль в лечебно-профилактических учреждениях. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

7. Лабинская А.С., Блинкова Л.П., Ещина А.С.


Основные источники:

Зверев В.В., Бойченко М.Н. Основы микробиологии и иммунологии: учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.; ГЭОТАР-Медиа, 2014 г.  

Методические рекомендации МР 3.1.0087-14 «Профилактика заражения ВИЧ» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18 марта 2014 г.)
8 апреля 2014

Дополнительные источники:

  1. Основы микробиологии и иммунологии (Для СПО) Сбойчаков В.Б., Москалев А.В., Карапац М.М., Клецко Л.И. издательство КноРус 2017г.
  2. Приказ МЗ СССР от 10.06.1985г. № 770 «О введение в действие отраслевого стандарта » ОСТ 42.21-285
  3. Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы стерилизации и режимы.
  4. Приказ МЗ и социального развития РФ от 5.12.2015 г. № 757 «О неотложных мерах в организации обеспечения лекарственными препаратами больных ВИЧ-инфекции»
  5. Методические рекомендации «Предупреждение заражения, в том числе медицинских работников, вирусом иммунодефицита человека на рабочем месте» утверждены МЗ и социального развития РФ 06.08.2007 № 5961-PX
  6. И.Ерамова, С.Матич, М.Мюнз «Постконтактная профилактика ВИЧ-инфекции. Лечение и помощь при ВИЧ/СПИД» 2007г.
  7. ФЗ №38-ФЗ от 30.03.1995г. «О предупреждении распространения в РФ заболеваний вызываемого ВИЧ(ВИЧ-инфекция)»
  8. Катаева В.А. «Профилактика ВБИ в стоматологических поликлиниках. Учебное пособие для студентов стоматологических факультетов» Москва 1989 г. 20с
  9. Шуков В.С., Рюмина И.И. «Безопасность на рабочих местах в ЛПУ»
  10. Приказ МЗ и медицинской промышленности РФ от 19.12.2003 г. №606 «Об утверждении инструкции по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку и образца информированного согласия на проведение химиопрофилактики ВИЧ»

Интернет-ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F% - Портал Микробиология и иммунология
  2. http:/studentmedic.ru/shpory.php?view=128 – Шпаркалка по микробиологии
  3. http:/mikrobiki.ru/mikrobiologiya/osnovy-mikrobioligii-i-immunologii/osnovy-mikrobiologii-virusologii-i-immunologii.html – Микробы и человек
  4. http:/micro.moy.su/publ/vvedenie/vvedenie_v_mikrobiologiju/razvitie_mikrobioligii/1-1-0-1 – История развития микробиологии.


4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирование, а так же выполнение обучающими индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Освоенные компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения  в стандартных и нестандартных    ситуациях и нести за них ответственность.
ПК 1.1 Изготавливать съемочные пластиночные протезы при частичном отсутствии зубов;
ПК 1.2 Изготавливать съемные пластиночные протезы при полном отсутствии зубов;
ПК 1.3. Производить починку съемных пластиночных протезов.

Решение ситуационных задач, демонстрация практических действий по забору и упаковке, разных инфекционных материалов и составление сопроводительных документов.
Решение ситуационных задач по технике безопасности и действиям в нестандартных ситуациях.

Уметь проводить простейшие микробиологические исследования.

ОК 4. Осуществлять поиски и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 1.4 Изготавливать съемные иммедиат-протезы;
ПК 2.1 Изготавливать пластмассовые коронки и мостовидные протезы.

Демонстрация практических действий по приготовлению, окраске и микроскопического исследования препаратов.
Демонстрация практических действий по проведению реакции экспресс диагностики.

Уметь дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ПК 2.2 Изготавливать штампованные металлические коронки и штампованно-паяные мостовидные протезы;
ПК 2.3 Изготавливать культевые штифтовые вкладки.

Выполнение заданий по определению принадлежности микроорганизмов к бактериям по рисункам, фотографиям. Муляжам морфологии и культурных свойств. Выполнение заданий по определению принадлежности бактерий к грамм (+)/грамм(-) коккам, палочкам, извитым формам в микропрепаратах.
Демонстрация умения отличать по культуральным свойствам кишечную палочку(на ср.Эндо), стафилококки(на желточно-солевом агаре) и другие микроорганизмы при их культивировании на элективных средах. Выполнение тестовых заданий.

Уметь осуществлять профилактику распространения различных инфекций.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ПК 2.4 Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы;
ПК 2.5 Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы с облицовкой;
ПК 3.1 Изготавливать литые бюгельные протезы с кламмерной системой фиксации.

Подготовка агитационных материалов, презентаций на электронном носителе. Составление текста бесед по профилактике ВИЧ-инфекции для разных групп населения.
Выступление с беседами по вопросам профилактики распространения инфекционных заболеваний: школах, ЛПУ, учебных группах и др.(справка с места проведения беседы.

Знать роль микроорганизмов в жизни человека и общества

ОК 11. Оказывать первую (доврачебную) помощь при неотложных состояниях.
ОК 12. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ПК 4.1 Изготавливать основные элементы ортодонтических аппаратов;
ПК 4.2 Изготавливать основные съемные и несъемные ортодонтические аппараты.

Составление рефератов по истории и развитию науки микробиологии, о современных достижениях иммунологии.

Знать основы эпидемиологии  и пути заражения ВИЧ-инфекции

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных профессиональных целей.
ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 5.1 Изготавливать основные виды челюстно-лицевых аппаратов при дефектах челюстно-лицевой области;
ПК 5.2 Изготавливать лечебно-профилактические челюстно-лицевые аппараты (шины).

Подготовка и проведение бесед по профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди населения.
Составление алгоритма действий зубного техника при аварийной ситуации на рабочем месте.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Валеология"

Валеология (Valeo, греч. - здравствовать, быть здоровым ) - Наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления. Впервые термин Валеология был введен Брехманом (1982 г.). Вале...

Рабочая программа дисциплины ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности "Организация обслуживания в общественном питании"

Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования  100114 Организация обслуж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдисциплины ОП.01 Экономика организацииДля обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звенаспециальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Рабочая программа дисциплины "Корпоративные финансы" направление подготовки 38.03.01 Экономика. Профиль подготовки Налоги и налогообложение (программа академического бакалавриата)

Целью освоения дисциплины «Корпоративные финансы» является формирование комплекса знаний об организационных, научных и методических основах организации и управления финансами корпораций (организаций),...

Рабочая программа дисциплины ОП.06 Охрана труда по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС) Тамбовского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Многоотраслевой колледж&r...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЕТА по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дека...

Положение о структуре, требованиях к оформлению и порядке утверждения рабочей программы дисциплины образовательной программы среднего профессионального образования (циклы ОГСЭ, ЕН, ОП)

Положение о структуре, требованиях к оформлению и порядке утверждения рабочей программы дисциплины образовательной программы среднего профессионального образования (циклы ОГСЭ, ЕН, ОП)...