Рабочая программа по микробиологии
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ »
по специальности: 31.02.02 Акушерское дело
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 31.02.02 Акушерское дело
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией № ___ СП № 2 ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» от «_____» _______________ 20___г. Протокол №________ Председатель П(Ц)К ____________/_________________/ | УТВЕРЖДЕНА на заседании методического совета от «________»______________20___г. протокол № ______ заместитель директора по учебной работе _________ / / |
Составитель:
преподаватель дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» к.б.н. Шахмарданов А.З.
Рецензенты: Микулец Ю.И., д.б.н., проректор по научной работе МГЭИ, профессор кафедры педагогики и психологии МГЭИ
Максименко Е.Ю., к.б.н., преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»
- СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 8 |
| 19 |
| 22 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.02 Акушерское дело
,
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина « Основы микробиологии и иммунологии» относится к профессиональному циклу дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;
- проводить простейшие микробиологические исследования;
- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
- осуществлять профилактику распространения инфекции.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
- морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
- основные методы асептики и антисептики;
- основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;
- факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.
1.4 Использование часов вариативной части:
1.5. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 106 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 56 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 106 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | |
практические занятия | 22 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 56 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
- 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, Самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Раздел 1.Общая микробиология | 8 | |||||||||
Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов . Экология микроорганизмов Организация микробиологической лабораторной службы | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Микробиология и иммунология – как наука. Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии История развития микробиологии и иммунологии. Роль микроорганизмов в природе, жизни человека и медицине. Принципы систематизации микроорганизмов. Основные таксономические категории (род, вид, чистая культура, штамм, клон, разновидность). Правила бинарной номенклатуры. Краткая характеристика различных групп возбудителей инфекционных болезней: вирусы, риккетсии, хламидии, микоплазмы, бактерии, актиномицеты, спирохеты, грибы, простейшие, их медицинское значение. Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности Понятие об экологии микроорганизмов. Микробиоценоз как экосистема. Роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в распространении микроорганизмов. Классификация факторов среды. Влияние абиотических факторов на микроорганизмы на примере физических (температура, давления, ионизирующей радиация, ультразвук, высушивание) и химических факторов. Характеристика биотических факторов на примере взаимоотношений микро- и макроорганизмов: нейтрализм, комменсализм, паразитизм, симбиоз. Значение экологических взаимоотношений для человека | 1 | ||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||
Краткая характеристика различных групп возбудителей инфекционных болезней: вирусы, риккетсии, хламидии, микоплазмы, бактерии, актиномицеты, спирохеты, грибы, простейшие, их медицинское значение. Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности Создание таблицы по систематике микроорганизмов. Микробиологическая лаборатория, устройство, оснащение, правила работы. Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности. | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||
Работа с источниками информации (бумажными, электронными). Написание рефератов по темам: «История и развития науки микробиологии», «Современные достижения медицинской микробиологии и иммунологии», «Использование микроорганизмов в практической деятельности человека», «Использование микроорганизмов в медицине». Подготовка докладов по темам: «Устройство микробиологической лаборатории» «Режим работы микробиологической лаборатории» «Биологическая безопасность при работе в микробиологической лаборатории» | 4 | |||||||||
Раздел 2. Бактериология | 16 | |||||||||
Тема 2.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий Микроскопические методы изучения бактерий Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1. | Микроскопические методы изучения бактерий. Виды микроскопов и правила работы с ними. Микроскопия в иммерсии, описание микропрепарата. Понятие о морфологических и тинкториальных свойствах бактерий. Классификация бактерий по Грамму. Простые и сложные методы окрашивания. Принципы приготовления мазков и способы их фиксации. Правила техники безопасности при проведении микроскопических исследований. Химический состав бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий: питание, дыхание, рост и размножение. Ферменты бактерий как основа их специфичности. Культуральные и биохимические свойства бактерий. Условия культивирования бактерий. Питательные среды, их назначение, применение. Первичный посев и пересев. Термостат, правила эксплуатации. Методы выделение чистой культуры бактерий. Особенности культивирования риккетсий и хламидий. Культивирование анаэробов | 1 | ||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||
Изучение классификации и морфологии бактерий. Характеристика питательных сред. Культивирование бактерий, изучение культуральных свойств. Определение бактериальных культур | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||
Составление таблицы Зарисовка основных структур микроорганизмов.Схематическое изображение видов микроорганизмов. Составление сравнительной таблицы питательных сред. Зарисовка схем дыхания и размножения бактерий. Рецепты приготовления питательных сред. | 4 | |||||||||
Тема 2.2. Частная бактериология. Возбудители бактериальных кишечных инфекций. Возбудители бактериальных респираторных и кровяных инфекций. Возбудители инфекционных болезней наружных покровов. Антибактериальные средства. Определение чувствительности к антибиотикам | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1. | Возбудители бактериальных кишечных инфекций: эшерихиозов, сальмонеллёзов, брюшного тифа и паратифов, дизентерии, холеры, ботулизма, пищевых токсикоинфекций и интоксикаций. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.Возбудители бактериальных респираторных инфекций: дифтерии, скарлатины, коклюша, паракоклюша, менингококковой инфекции, туберкулёза, респираторного хламидиоза, микоплазмоза. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.Возбудители бактериальных кровяных инфекций: чумы, туляремии, боррелиозов, риккетсиозов Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций. Возбудители бактериальных инфекций наружных покровов: сибирской язвы, сапа, столбняка, газовой гангрены, сифилиса, гонореи, трахомы, урогенитального хламидиоза. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций. Инфекционные болезни, вызванные условно-патогенными бактериями (кокки, псевдомонады, неспорообразующие анаэробы). Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях. Механизм антимикробного действия химитерапевтических средств. Общая характеристика механизмов устойчивости микроорганизмов к антибактериальным препаратам. Методы определения и критерии оценки чувствительности микрорганизмов к антибиотикам и другим химиотерапевтическим препаратам | 1 | ||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||
1 | Изучение возбудителей бактериальных кишечных, респираторных, кровяных и кожных инфекций. Определение чувствительности бактерий к антибактериальным препаратам. Профилактика бактериальных инфекций (проведение бесед студентами) Определение чувствительности бактерий к антибактериальным препаратам. Профилактика бактериальных инфекций (проведение бесед студентами) | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||||||
Подготовка рефератов по темам:«Эшерихиозы и профилактика», «Возбудители бактериальных респираторных инфекций»,«Особенности культивирования кишечной палочки»«Проведение микробиологических исследований при бактериальных инфекциях» Составление конспекта профилактической беседы на тему: «Предупреждение распространения бактериальных инфекций» | ||||||||||
Раздел 3. Микология | 6 | |||||||||
Тема 3.1. Общая характеристика грибов. Классификация, строение и особенности физиологии грибов. Противогрибковые препараты. Частная микология. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1. | Общая характеристика грибов как эукариотических гетеротрофных микроорганизмов. Классификация грибов: низшие и высшие грибы. Процессы жизнедеятельности грибов: питания, дыхания, размножения и роста. Культивирование грибов. Условия для культивирования грибов. Устойчивость грибов к факторам окружающей среды. Грибы как санитарно-показательные микроорганизмы воздуха Возбудители грибковых кишечных инфекций – микотоксикозов. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.Возбудители грибковых респираторных инфекций, их классификация. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций. Возбудители грибковых инфекций наружных покровов – дерматомикозов, их классификация. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций. Патогенные дрожжи и дрожжеподобные грибы. Противогрибковые препараты. Особенности противогрибкового иммунитета | 1 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||
Создание презентации:«Грибы – паразиты и симбионты животных», «Распрастранение грибов в окружающей среде» Составление конспекта профилактической беседы по теме: «Предупреждение распространения микозов». | 4 | |||||||||
Раздел 4. Паразитология | 8 | |||||||||
Тема 4.1. Медицинская протозоология . Методы микробиологической диагностики простейших. Частная протозоология. Медицинская гельминтология. Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1. | Общие вопросы медицинской паразитологии. Взаимоотношения в системе паразит-хозяин. Методы диагностики, лечения и профилактики паразитарных заболеваний. Общая характеристика подцарства простейшие. Классификация простейших: саркодовые (дизентирийная амёба), жгутиковые (лямблия, трихомонада, трипаносома), споровики (малярийный плазмодий, токсоплазма) и инфузории (кишечный балантидий). Особенности их морфологии и жизненных циклов. Устойчивость простейших к факторам окружающей среды. Возбудители протозойных кишечных инвазий: амебиаза, лямблиоза, балантидиаза. Источник инвазии, способы заражения, стадии цикла развития. Основные клинические симптомы. Возбудители протозойных кровяных инвазий: малярии, лейшманиозов, трипаносомозов. Источник инвазии, способы заражения, стадии цикла развития. Основные клинические симптомы.Возбудители протозойных инвазий мочеполовых путей: трихомоноза. Источник инвазии, способы заражения, стадии цикла развития. Основные клинические симптомы. Токсоплазмоз, источник инвазии, пути заражения, жизненный цикл паразита, основные проявления врождённых и приобретённых токсоплазмозов.Противопротозойные препараты. Особенности иммунитета при протозойных инфекциях. Медицинская гельминтология. Классификация гельминтов.Особенности морфологии и жизненных циклов гельминтов: сосальщиков (трематод), ленточных червей (цестод) и круглых червей (нематод). Источники инвазии, способы заражения гельминтами. Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды. Основные клинические симптомы гельминтозов. Методы лабораторной диагностики гельминтов в биологическом материале (кал, моча). Профилактика гельминтозов | 2 | ||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||
1. | Лабораторной диагностики протозоозов. Профилактика протозоозов. Методы микробиологической диагностики протозоозов: микроскопическое, культуральное, серологическое, аллергологическое и биологическое исследования. Решение ситуационных задач Методы лабораторной диагностики гельминтозов. Профилактика гельминтозов Решение ситуационных задач | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||||||
Составление конспекта профилактической беседы по теме: «Профилактика амебиаза», «Профилактика прозоозов». Составление конспекта профилактической беседы по теме: «Профилактика гельминтозов». | ||||||||||
Раздел 5. Вирусология | 16 | |||||||||
Тема 5.1. Основы медицинской вирусологии. Классификация и структура, культивирование и репродукция вирусов. Методы лабораторной диагностики вирусов | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1. | Основы медицинской вирусологии. Характеристика вирусов как особой формы жизни относительно других организмов. Таксономия и классификация вирусов. Морфология и структура вирусов, просто и сложно устроенные вирусы. Формы существования вирусов в природе. Строение бактериофагов. Вирулентные и умеренные фаги. Практическое применение фагов в медицине Методы вирусологической диагностики | 2 | ||||||||
Практические занятия | 2 | |||||||||
1. | Методы микробиологической диагностики вирусных инфекции: вирусологическое исследование, серологическое исследование | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||||||
Написание рефератов по теме: «Вирусы – возбудители инфекционных болезней человека» | ||||||||||
Тема 5.2. Частная вирусология. Противовирусные препараты. Особенности противовирусного иммунитета | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1. | Возбудители вирусных кишечных инфекций: гепатитов А и Е, полиомиелита, ротавирусных инфекций. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.Возбудители вирусных респираторных инфекций: гриппа, парагриппа, других острых респираторных вирусных инфекций, кори, краснухи, ветряной оспы, опоясывающего герпеса, натуральной оспы. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.Возбудители вирусных кровяных инфекций: иммунодефицита человека, гепатитов В,С,Д,G, геморрагической лихорадки, клещевого энцефалита Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.Возбудители вирусных инфекций наружных покровов: бешенства, простого вируса, цитомегалии, ящура. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций. Интерферон и другие противовирусные препараты. Индукторы интерферона. Устойчивость вирусов к химиопрепаратам. Особенности противовирусного иммунитета. | 2 | ||||||||
Практические занятия | 2 | |||||||||
Изучение возбудителей вирусных инфекций .Профилактика вирусных инфекций (проведение бесед студентами). | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||
Составление конспекта профилактической беседы по теме: «Профилактика вирусных инфекций» | 4 | |||||||||
Раздел 6. Основы инфектологии и эпидемиологии | 8 | |||||||||
Тема 6.1. Учение об инфекционном процессе. Учение об эпидемическом процессе. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1. | Понятия «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание». Факторы, влияющие на возникновение, течение и исход инфекционного процесса: количественная и качественная характеристика микроба – возбудителя, состояние макроорганизма, экологические факторы. Стадии инфекционного процесса. Характеристика микроорганизмов – возбудителей инфекционных заболеваний: патогенность и вирулентность, инфицирующая и летальная доза, адгезивность, тропность, инвазивность, агрессивность, токсичность и токсигенность. Характерные признаки инфекционных заболеваний: специфичность, контагиозность, цикличность, наличие иммунизационного процесса. Понятие об эпидемическом процессе. Влияние социальных и природных факторов на течение эпидемического процесса. Источник инфекции. Механизмы передачи возбудителей инфекции, соответствие механизма передачи возбудителя его локализации в организме человека. Пути передачи возбудителей инфекции. Природная очаговость инфекционных болезней. Восприимчивость коллектива к инфекции. Противоэпидемические мероприятия (лечение, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунизация). Интенсивность эпидемического процесса. Эколого-эпидемическая классификация инфекционных болезней. Карантинные (конвенционные) и особо опасные инфекции | 2 | ||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||
Понятие «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание». Понятие об эпидемическом процессе. Пути передачи возбудителей инфекции. Природная очаговость инфекционных болезней Понятие об эпидемическом процессе. Пути передачи возбудителей инфекции. Природная очаговость инфекционных болезней Понятие об очаге инфекционного заболевания. Комплекс мероприятий, направленных на разрыв эпидемической цепи. Участие медицинской сестры в профилактических и противоэпидемических мероприятиях. | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||||||
Написание рефератов по теме: «Принципы борьбы с внутрибольничными инфекциями». Составление конспекта беседы по теме: « Санитарно-гигиенического просвещения населения» | ||||||||||
Раздел 7. Клиническая микробиология | 16 | |||||||||
Тема 7.1. Микрофлора организма человека Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1. | Распространение микроорганизмов в природе: в почве, в воде, в воздухе, на теле человека. Понятие «нормальная микрофлора человека». Роль нормальной микрофлоры для жизнедеятельности и здоровья человека. Нарушение состава микрофлоры человека. Дисбактериоз, причины, симптомы, принципы восстановления Взятие материала для микробиологических исследований. Меры предосторожности при сборе и транспортировке исследуемого материала. Правила взятия и условия транспортировки материала для бактериологических, микологических, паразитологических и вирусологических исследований. Посуда, инструменты и химические реагенты, используемые для сбора материала, их перечень, подготовка к работе, утилизация. Оформление сопровождающих документов. | 2 | ||||||||
Практические занятие | 2 | |||||||||
Техника сбора, хранения и транспортировки материала для микробиологических исследований | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||||||
Подготовка рефератов на тему: «Нормальная микрофлора различных биотопов», «Распространение микроорганизмов в природе», «Состав микрофлоры тела здорового человека» Составление таблицы «Классификация микробов по степени их биологической опасности» | ||||||||||
Тема 7.2. Внутрибольничные инфекции. Методы стерилизации и дезинфекции | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1. | Понятие о внутрибольничной инфекции (ВБИ) и ее классификация. Основные причины возникновения ВБИ. Профилактика ВБИ. Инфекционная безопасность медицинского персонала на рабочем месте и действие медицинских работников при угрозе инфицирования. Обучение пациента и его родственников инфекционной безопасности. Стерилизация. Дезинфекция. Сбор, хранение, утилизация, медицинских отходов, содержащих инфицированный материал. | 2 | ||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||
Техника сбора, хранения, утилизации медицинских отходов, содержащих инфицированный материал | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||||||
Подготовка презентации «Внутрибольничные инфекции» | ||||||||||
Раздел 8 Основы иммунологии | 28 | |||||||||
Тема. 8.1 Учение об иммунитете. Иммунная система организма. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1. | Понятие об иммунитете, его виды. Неспецифические и специфические факторы защиты организма. Основные формы иммунного реагирования. Иммунологические исследования, их значение. Иммунологическая толерантность.Строение иммунной системы: центральные и перефиреческие органы. Основные клетки иммунной системы.Факторы антибактериального и антитоксического иммунитета, провоцирование хронического течения болезни и аллергизации организма. | 2 | ||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||
Изучение видов иммунитета, неспецифических и специфических факторов защиты, основных форм реагирования. Изучение методов иммунодиагностики и иммунопрофилактики инфекционных болезней | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||||||
Подготовка презентации на тему : «Иммунная система организма» | ||||||||||
Тема 8.2. Иммунный статус. Патология иммунной системы. Иммунодефициты | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1. | Иммунный статус. Патология иммунной системы. Кожно-аллергические пробы. Медицинские иммунобиологические препараты: их состав, свойства, назначение. Врожденные и приобретенные иммунодефициты. ВИЧ – инфекция: характеристика возбудителя, клинические проявления, способы диагностики. | 2 | ||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||
Оценка иммунного статуса. Патология иммунной системы. | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||
Подготовка сообщения «Иммунодефициты: ВИЧ» | 4 | |||||||||
Тема: 8.3. Основы иммунотерапии и иммунопрофилактики. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1. | Иммунопрофилактика и иммунотерапии. Вакцины: назначение, особенности создаваемого иммунитета. Реакция организма на введение вакцин – «вакцинная инфекция». Анатоксины. Реакция организма на введение анатоксинов. Серотерапия и серопрофилактика, особенности создаваемого иммунитета. Осложнения при серотерапии. | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||
Составление рефератов на темы: «Историческое значение иммунитета», «Виды вакцин» | 4 | |||||||||
Тема: 8.4. Применение иммунологических реакций в медицинской практике Дифференцированный зачет | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
Характеристика иммунологических реакций и области их практического применения. Понятие об иммуноиндикации, серо-, аллергодиагностике и оценке иммунологического статуса | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||
Работа с источниками информации (бумажными, электронными). | 4 | |||||||||
Всего: | 106 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к у материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ микробиологии и иммунологии.
Оборудование учебного кабинета:
1. Мебель и стационарное оборудование
- доска классная;
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- общий рабочий стол для работы с реактивами;
- книжный шкаф;
- шкаф для реактивов;
- шкафы для инструментов и приборов.
2. Учебно-наглядные пособия
- плакаты, слайды, фотографии;
- муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри;
- микропрепараты бактерий, грибов, простейших;
- образцы бланков направлений на микробиологические исследования, регистрации результатов проведённых исследований и др.;
- фотографии с изображением поражений наружных покровов инфекционным агентом;
- плакаты и другие средства наглядной агитации, используемые в профилактической деятельности.
3. Аппаратура и приборы
- агглютиноскоп;
- аппарат для бактериологического анализа воздуха (аппарат Кротова);
- аппарат для дезинфекции воздуха;
- весы аптечные ручные с разновесом от 0,01 г до 100,0 г;
- дистиллятор (Д-1) (4-5 л в час) электрический;
- лупа ручная (4х-7х);
- микроскопы с иммерсионной системой;
- стерилизатор воздушный;
- стерилизатор паровой
- термостат для культивирования микроорганизмов;
- холодильник бытовой.
4. Лабораторные инструменты, посуда, реактивы, питательные среды, , обеспечивающие проведение практических занятий.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийное оборудование;
-программное обеспечение для пользования электронными образовательными ресурсами.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Воробьев А.А., Быков А.С., Пашков Е.П. и др. Основы микробиологии и иммунологии, Академия, 2014.
- Прозоркина Н.В., Рубашкина Л.А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Феникс, 2013.
Дополнительные источники:
- Камышева К.С. Микробиология, основы эпидемиологии и методы микробиологических исследований: учеб. пособие, Феникс , 2016 г. — 346 стр.
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований | Решение ситуационных задач. Демонстрация практических действий по забору и упаковке разных инфекционных материалов, составлению сопроводительных документов. Решение ситуационных задач по технике безопасности и действиям в нестандартных ситуациях |
Уметь проводить простейшие микробиологические исследования | Демонстрация практических действий по приготовлению, окраске и микроскопированию микропрепаратов, описание морфологии увиденных под микроскопом микроорганизмов. Демонстрация практических действий по подготовке лабораторной посуды к работе (мытьё, сушка, стерилизация). Демонстрация практических действий по приготовлению питательных сред из полуфабрикатов в соответствии и указаниями на этикетке, разливу сред в чашки Петри, посеву микроорганизмов шпателем, тампоном, петлёй. Описание культуральных свойств бактерий, грибов. Демонстрация практических действий по проведению реакции микроагглютинации |
Уметь дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам | Выполнение заданий по определению принадлежности микроорганизмов к бактериям, грибам, простейшим по рисункам, фотографиям, муляжам морфологии и культуральных свойств. Выполнение заданий по определению принадлежности бактерий к гр (-) и гр (+) коккам, палочкам, извитым формам в микропрепаратах. Выполнение заданий по определению в микропрепарате грибов и описанию их. Выполнение заданий по обнаружению в биологическом материале или объектах окружающей среды простейших и гельминтов и описание их. Демонстрация умения отличать по культуральным свойствам кишечную палочку (на ср. Эндо), стафилококки (на желточно-солевом агаре) и другие микроорганизмы при их культивировании на элективных средах. Выполнение тестовых заданий |
Уметь осуществлять профилактику распространения инфекции | Подготовка агитационных материалов, презентаций на электронном носителе. Составление текста бесед по профилактике инфекционных заболеваний для разных групп населения. Выступление с беседами по вопросам профилактики распространения инфекционных заболеваний в школах, лечебно-профилактических учреждениях, учебных группах и др. (справка из места проведения беседы) |
Знать роль микроорганизмов в жизни человека и общества | Составление рефератов по истории и развитию науки микробиологии, о современных достижениях и проблемах использования микроорганизмов на благо человека и борьбы с ними. Выполнение тестовых заданий на тему: «Предмет и задачи микробиологии, история микробиологии, научные и практические достижения медицинской микробиологии и иммунологии» |
Знать морфологию, физиологию, экологию микроорганизмов, методы их изучения | Выполнение тестовых заданий на тему: «Морфология, физиология, экология микроорганизмов, методы их изучения». Описание морфологии микроорганизмов по фотографиям. Составление рефератов на темы: «Микрофлора почвы (воды, воздуха)», «Микробиоциноз кожи ( других биотопов)» |
Знать основные методы асептики и антисептики | Узнавание составных элементов парового и воздушного стерилизаторов, заполнение таблиц о режимах стерилизации и стерилизующих материалах. Решение ситуационных задач. Выполнение тестовых заданий. |
Знать основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней | Выполнение тестовых заданий. Решение ситуационных задач. Подготовка и проведение бесед по профилактике распространения инфекций (в том числе внутрибольничных) с различными группами населения. Составление алгоритмов действий среднего медицинского работника при угрозе эпидемии в конкретной ситуации |
Знать факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике | Выполнение тестовых заданий. Решение ситуационных задач. Подготовка и проведение бесед о значении иммунопрофилактики с различными группами населения. Составление рефератов по истории и развитию иммунологии, значению для человека и общества |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 "Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве" специальность 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов
Программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продук...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОвы МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Программа учебной дисциплины Основы микробиологии, санитарии и ги...
Рабочая программа "Основы микробиологии, санитарии, гигиены в пищевом производстве"
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:В результате изучения учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» обучающийся должен:...
Рабочая программа по микробиологии , санитарии и гигиене для технологов общественного питания
Разъясненияпо формированию программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального обр...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01.Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 19.01.17 Повар, кондитер укрупненной группы профессий 19.00...
Рабочая программа Основы микробиологии и иммунологии ЛД
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело. ...