Рабочая программа Основы микробиологии и иммунологии ЛД
рабочая программа

Маргарита Анатольевна Андреевская

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01   Лечебное дело.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ld_osnovy_mikrobiologii_i_immunologii_rp.doc469.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ  

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 09 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ 

 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

п. Селенгинск, 2023 г.

3

Рецензия                                                                                                                                                    на рабочую программу учебной дисциплины

«Основы микробиологии и иммунологии»

 по специальности 31.02.01  Лечебное дело

        Рабочая программа по дисциплине  Основы микробиологии и  иммунологии составлена преподавателем Андреевской М.А.  на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности  31.02.01   Лечебное дело, примерной программы, учебного плана и предназначена для студентов первого курса ГАПОУ  «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ».

Программа курса рассчитана на 40  теоретических  часов и  32 часа практических занятий, а также 36 внеаудиторных часов для самостоятельной  работы студентов.

В рабочей программе отражены все основные разделы микробиологии, особое внимание уделяется лабораторной диагностике возбудителей инфекционных заболеваний - бактериям, вирусам, грибам, простейшим и особенностям микробиологии ротовой полости. Рабочая программа составлена таким образом, что позволяет в полном объёме обеспечить освоение сложного фактического материала в соответствии  с ФГОС. В программе имеется тематический план, в котором время изучения тех или иных тем распределено относительно теоретических и практических занятий с учетом внеаудиторной самостоятельной работы.  

Представленная рабочая программа в полной мере отвечает современным требованиям и может быть использована для преподавания дисциплины Основы микробиологии и  иммунологии по специальности 31.02.01  Лечебное дело.

Методист, преподаватель

высшей квалификационной категории

ГАОУ СПО «ББМК МЗ РБ»                                                     Гончарова Н.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6

2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

2.1. Область применения рабочей программы

8

2.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

8

2.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

8

2.4. Количество часов в рабочей программе, выделенное на освоение учебной дисциплины, в соответствии с учебным планом колледжа

9

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

10

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

11

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

23

4.1.1. Оборудование, необходимое для реализации учебной дисциплины

23

4.2. Информационное обеспечение обучения

23

4.2.1. Основные источники

23

4.2.2. Дополнительные источники

23

4.2.3. Интернет ресурсы

23

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

5.1. Результаты обучения

24

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс Основы микробиологии и иммунологии  по специальности  31.02.01 Лечебное дело имеет целью дать представление о важнейших свойствах микроорганизмов, их значении в природных процессах, народном хозяйстве и здравоохранении. Основное внимание в программе уделяется прокариотическим микроорганизмам (бактериям), а так же  роли бактерий в эволюции живого и их месте в истории формирования биосферы, участию в важнейших круговоротах химических элементов. В рамках курса рассматриваются взаимодействия между микроорганизмами, некоторые примеры симбиоза. Дается краткая характеристика некоторых патогенных микроорганизмов. Рассматриваются  примеры использования микроорганизмов человеком в промышленности, в сельском хозяйстве, в медицине. При изучении дисциплины «Основы микробиологии и  иммунологии» студенты приобретают общие и профессиональные компетенции  в соответствии с требованиями Государственного стандарта

         Программа рассчитана на 108 учебных часов (теоретических часов – 40, часов практических  занятий – 32, 36 – самостоятельной работы).

        В рабочей программе  последовательно и доступно излагаются основные вопросы  микробиологии  в виде лекций, составленных в доступной для изложения и понимания форме. Для приобретения практических навыков анализа и оценки полученной диагностической информации,  повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой.

          Система занятий  сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

     Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных работ,  экскурсий, проектную деятельность.

        Целью дисциплины   является освоение студентами теоретических основ и закономерностей взаимодействия микро- и макроорганизма, практических навыков по методам профилактики, микробиологической, молекулярно-биологической и иммунологической диагностики, основным направлениям лечения инфекционных и оппортунистических болезней человека. 

Задачи:  

- формирование у студентов общих представлений о строении и функционировании микробов как живых систем, их роли в экологии и способах деконтаминации, включая основы дезинфекции  и техники стерилизации.

- обучение студентов методам проведения профилактических мероприятий по предупреждению бактериальных, грибковых, паразитарных и вирусных болезней;

- изучение основных направлений лечения инфекционных и оппортунистических болезней человека (бактериальных, грибковых, паразитарных, вирусных);

- ознакомление студентов с принципами организации работы в микробиологической лаборатории.

Обучение студентов осуществляется на основе преемственности знаний, умений и компетенций, полученных при изучении дисциплин математического, естественнонаучного цикла и  является предшествующей для изучения дисциплин профессионального цикла.  
                  В 2018 году в программу внесены
некоторые изменения в тематики программы. Тема «Учение об иммунитете»,  в связи с большим объемом информации, и затруднениями студентов  в усвоении материала,  разделена на два теоретических занятия. По тем же причинам  и тема  «Классификация грибов. Строение и особенности физиологии грибов, методы их изучения. Частная микология. Противогрибковые препараты. Особенности противогрибкового иммунитета», разбита на два занятия. По теме «Учение об инфекционном и эпидемическом процессах», в связи с актуальностью темы  добавлено практическое занятие.

Изучение дисциплины способствует приобретению знаний, необходимых не только для понимания механизмов развития инфекционных заболеваний, но и являющихся важными составляющими при формировании большинства профессиональных компетенций, происходящего в ходе изучения всех профессиональных модулей ППССЗ.

От правильно проведенного до лабораторного этапа, лабораторного периода зависит  достоверность лабораторных данных, а значит правильность диагностики, эффективность лечения и выбора соответствующего лечебного препарата, разработка профилактических мероприятий по ликвидации очагов заболевания.

Изучение курса заканчивается итоговой  аттестацией в форме  зачета.

 Вышеизложенное  обусловливает  актуальность включения курса Основы микробиологии и иммунологии  в программу специального профессионального образования.

2.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01   Лечебное дело.  

2.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

        Дисциплина Основы микробиологии и вирусологии  входит в состав дисциплин профессионального цикла.

2.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических   исследований;

-проводить простейшие микробиологические исследования;

-дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;

-осуществлять профилактику распространения инфекции;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-роль микроорганизмов в жизни человека и общества;

-морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;

-основные методы асептики и антисептики;

-основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;

-факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия
на закрепленном участке.

ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.

ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах офисе общей врачебной (семейной) практики.


2.4. Количество часов на освоение рабочей  программы учебной дисциплины
     Максимальная учебная  нагрузка обучающегося 108 часов, в том числе:

1.обязательная  аудиторная учебная нагрузка обучающегося  72 часа;

2.самостоятельная работа обучающегося  36 часов.

 

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

практические занятия

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

36

Составление конспекта

7

Составление электронных презентаций

6

Составление кроссвордов

3

Подготовка данных статистики (доклад)

3

Подготовка  текста бесед

12

Подготовка  рефератов

5

Итоговая аттестация в форме зачета

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины                          

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Общая микробиология

12/12/12

1

Тема 1.1.

Введение в микробиологию

Содержание учебного материала

1.Введение. Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии

2

1

2.История развития микробиологии и иммунологии

1

3.Роль микроорганизмов в жизни человека и общества

1

4.Научные и практические достижения  медицинской микробиологии и иммунологии

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составление конспекта по вопросам истории и развития науки микробиологии, ее  современных достижениях и использовании микроорганизмов на благо человека и о проблемах борьбы с ними

1

Тема 1.2. Систематика и классификация микроорганизмов. Организация микробиологической лабораторной службы

Содержание учебного материала

1.Прокариоты и эукариоты Классификация микроорганизмов. Бактерии, грибы, простейшие, вирусы, бактериофаги, прионы

2

1

2.Систематика и номенклатура микроорганизмов. Основные таксономические категории (род, вид, чистая культура, штамм, клон, разновидность. Название вида микроорганизмов в соответствии с бинарной номенклатурой

1

3.Характер взаимоотношений микро- и макроорганизмов: нейтрализм и симбиоз

1

4. Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности. Номенклатура микробиологических лабораторий, нормативные документы, регламентирующие требования к их структура и оснащение базовой лаборатории

1

5.Правила работы в микробиологической лаборатории. Техника безопасности при работе с инфицированным материалом

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составить конспект по теме: Симбиотические отношения: мутуализм, комменсализм, паразитизм, характеристика каждого

типа взаимоотношений, их значение для человека

2

Тема 1.3.

Экология микроорганизмов

Содержание учебного материала

1.Понятие об экологии микроорганизмов.  Распространение микроорганизмов в природе. Нормальная микрофлора организма человека, ее значение. Дисбактериоз. Микробиоциноз почвы, воды, воздуха. Роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в распространении возбудителей инфекционных болезней. Микробиоциноз почвы, воды, воздуха в Бурятии, районе, п. Селенгинск

2

1

2.Действие факторов внешней среды на микроорганизмы. Влияние физических факторов (температуры, давления, ионизирующей радиации, ультразвука, высушивания), механизм их действия на микроорганизмы

1

3.Влияние химических факторов, механизм их действия на микроорганизмы

1

4.Дезинфекция, ее виды, методы, применение в профессиональной деятельности (Тепловая, химическая, лучевая дезинфекция. Профилактическая и текущая дезинфекция. Средства дезинфекции, их выбор в зависимости от объекта, подлежащего обработке и микроорганизмов, на которые направлено действие дезинфицирующих средств. Стационарные, переносные и передвижные установки для дезинфекции воздуха помещений. Использование аэрозолей для дезинфекции)

1

5.Контроль за качеством стерилизации и дезинфекции. Современные системы экспрессконтроля стерилизации и дезинфекции

1

6.Понятие об асептике и антисептике. Методы асептики и антисептики

1

7.Системы сбора, хранения и утилизации медицинских отходов, содержащих инфицированный материал. Понятие о стерилизации. Тепловая, химическая, лучевая стерилизации. Нормативная документация

1

Практическое занятие

1.Микробиологическая лаборатория, устройство, оснащение, правила работы.  Стерилизация. Дезинфекция, хранение, утилизация, медицинских отходов, содержащих инфицированный материал

4

Самостоятельная работа обучающихся

1.Создание презентаций о современных дезинфектантах, аппаратах для утилизации отходов, «Микрофлора окружающей среды»

3

Тема 1.4.

Учение об инфекционном и эпидемическом

процессах

Содержание учебного материала

1.Понятие об инфекции и инфекционном заболевании Признаки инфекционного заболевания. Формы инфекционного процесса. Профилактика инфекционных заболеваний. Понятие об источнике инфекции. Механизмы передачи инфекции. Пути и факторы передачи инфекции. Восприимчивость популяции

2

2.Паразитарная форма взаимоотношений микро – и макроорганизмов. Факторы, влияющие на возникновение, течение и исход инфекционного процесса: количественная и качественная характеристика микроба – возбудителя, состояние макроорганизма, экологические факторы

1

3.Эпидемический процесс, его звенья. Влияние социальных и природных факторов на течение эпидемического процесса. Источник инфекции. Механизмы передачи возбудителей инфекции, соответствие механизма передачи возбудителя его локализации в организме человека. Пути передачи возбудителей инфекции. Природная очаговость инфекционных болезней. Восприимчивость коллектива к инфекции. Противоэпидемические мероприятия (лечение, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунизация)

1

4.Интенсивность эпидемического процесса. Эколого-эпидемическая классификация инфекционных болезней. Карантинные (конвенционные) и особо опасные инфекции. Статика инфекционной заболеваемости по районам РБ, п. Селенгинск

1

Практическое занятие

1.Составление схем, таблиц по путям и механизмам передачи инфекций.

2.Решение ситуационных задач по определению факторов, путей передачи и профилактике инфекционных заболеваний

4

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составление текста бесед по вопросам санитарно-гигиенического просвещения разных групп населения (например, о соблюдении правил личной гигиены в целях профилактики кишечных инфекций для школьников начальных классов)

3

Тема 1.5.  

Учение об иммунитете

 

 

Содержание учебного материала

1.Иммунитет.  Виды иммунитета.  Иммунная система организма человека: органы, клетки, иммуноглобулины. Факторы защиты организма человека (специфические, неспецифические)

2

1

2.Основные формы иммунного реагирования. Иммунологические исследования, их значение. Серологические исследования: реакции агглютинации, преципитации, лизиса, связывания комплемента, с использованием метки, нейтрализации токсина, их механизм и применение

1

Тема 1.6.  

Учение об иммунитете

Содержание учебного материала

1.Молекулярно-биологические методы диагностики: полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот, их механизм и применение. Иммунный статус. Патология иммунной системы. Кожно-аллергические пробы

2

1

2.Медицинские иммунобиологические препараты: вакцины, иммуноглобулины и иммунные сыворотки, эубиотики, бактериофаги, иммуномодуляторы, диагностические препараты, их состав, свойства, назначение

1

Практическое занятие

1.Методы иммунодиагностики и иммунопрофилактики инфекционных болезней

4

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составление  рефератов на темы:   на темы: Историческое значение иммунитета в развитии общества, Медицинские иммунологические препараты (например вакцины),  их практическое применение и значение для человека и общества

3

Раздел 2. Бактериология

10/8/8

Тема 2.1.  Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы её изучения

Содержание учебного материала

1.Классификация бактерий по Берджи. Принципы подразделения бактерий на группы.  Формы бактерий: кокковидная, палочковидная, извитая, ветвящаяся. Особенности морфологии кокков: стафилококки, стрептококки, пневмококи, менингококки, гонококки.  

2

1

2.Микроскопические методы изучения морфологии бактерий: виды микроскопов, методы окраски

1

Практическое занятие

Изучение морфологии бактерий

Приготовление препаратов из разного нативного материала и культуры микроорганизмов, окраска простым и сложными методами, микроскопия в иммерсии, описание препарата. Правила техники безопасности при проведении микроскопических исследований

4

Тема 2.2.  Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы её изучения

Содержание учебного материала

1.Особенности морфологии микоплазм, хламидий, риккетсий, актиномицетов.

2

1

2. Структура бактериальной клетки: основные и дополнительные структуры, их химический состав и назначение

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составление конспекта по теме: Дифференциация бактерий по морфологическим и тинкториальным свойствам

2

Тема 2.3.  Физиология бактерий, методы её изучения

Содержание учебного материала

1.Химический состав бактериальной клетки. Ферменты бактерий. Питание, дыхание, рост и размножение бактерий. Культуральные и биохимические свойства бактерий, их значение для дифференциации бактерий.

2

1

2.Питательные среды, их назначение, применение. Первичный посев и пересев. Условия культивирования бактерий. Термостат, правила эксплуатации

1

3.Выделение чистой культуры бактерий

1

4.Особенности культивирования риккетсий и хламидий. Культивирование анаэробов

1

Практическое занятие

1.Культивирование бактерий, изучение культуральных свойств.

Первичный посев и пересев. Условия культивирования бактерий. Термостат, правила эксплуатации

4

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составить кроссворд по   теме:  Физиология бактерий, методы её изучения

3

Тема 2.4.  

Частная бактериология.

Содержание учебного материала

1.Возбудители бактериальных кишечных инфекций: эшерихиозов, сальмонеллёзов, брюшного тифа и паратифов, дизентерии, холеры, ботулизма, пищевых токсикоинфекций и интоксикаций. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

2

1

2.Возбудители бактериальных респираторных инфекций: дифтерии, скарлатины, коклюша, паракоклюша, менингококковой инфекции, туберкулёза, респираторного хламидиоза, микоплазмоза. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика.

1

3.Возбудители бактериальных кровяных инфекций: чумы, туляремии, боррелиозов, риккетсиозов. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления

1

4.Профилактика распространения инфекций

1

Тема 2.4.  

Частная бактериология. Антибактериальные средства. Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях

Содержание учебного материала

1.Возбудители бактериальных инфекций наружных покровов: сибирской язвы, сапа, столбняка, газовой гангрены, сифилиса, гонореи, трахомы, урогенитального хламидиоза. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

2

1

2.Инфекционные болезни, вызванные условно-патогенными бактериями (кокки, псевдомонады, неспорообразующие анаэробы)

1

3.Антибактериальные средства, механизм их действия. Общая характеристика механизмов устойчивости бактерий к антибактериальным препаратам.

1

4.Оценка риска возникновения бактериальных кишечных  инфекций, передаваемых водным путем по районам  Бурятии

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка текста бесед по профилактике бактериальных инфекций с разными группами населения.

3

Раздел 3.

Микология

2/*/5

Тема 3.1.  Классификация грибов. Строение и особенности физиологии грибов, методы их изучения.

Содержание учебного материала

1.Классификация грибов: низшие и высшие грибы, совершенные и несовершенные грибы. Морфология грибов

2

1

2.Особенности питания и дыхания грибов. Культивирование грибов, оптимальные условия для культивирования. Устойчивость грибов к факторам окружающей среды

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовка конспекта по теме: Возбудители грибковых респираторных инфекций, их классификация. Источники инфекций, пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

2

Тема 3.2.

Частная микология. Противогрибковые препараты. Особенности противогрибкового иммунитета

3. Возбудители грибковых кишечных инфекций – микотоксикозов. Источники инфекций, пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

4. Возбудители грибковых инфекций наружных покровов – дерматомикозов, их классификация. Источники инфекций, пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

5. Патогенные дрожжи и дрожжеподобные грибы, связь с ВИЧ инфекцией

6. Противогрибковые препараты. Особенности противогрибкового иммунитета

7.Методы микробиологической диагностики микозов.

Оценка риска возникновения грибковых инфекций по районам Республики Бурятия

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка текста бесед по профилактике микозов с разными группами населения

3

Раздел 4. Паразитология

6/4/3

Тема 4.1.  

Общая характеристика и классификация простейших, методы их изучения. Частная протозоология

Содержание учебного материала

1.Общая характеристика и классификация простейших: саркодовых (дизентирийная амёба), жгутиковых (лямблия, трихомонада, трипаносома),  споровиков(малярийный плазмодий, токсоплазма) и инфузорий (кишечный балантидий). Особенности их морфологии и жизнедеятельности. Устойчивость простейших к факторам окружающей среды

2

1

2.Возбудители протозойных кишечных инвазий: амебиаза, лямблиоза, балантидиаза. Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления

1

3.Возбудители протозойных кровяных инвазий: малярии, лейшманиозов, трипаносомозов

1

4.Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления

1

5.Возбудители протозойных инвазий мочеполовых путей: трихомоноза. Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления

1

6.Оценка риска возникновения протозойных   инфекций, передаваемых водным путем по районам Республики Бурятия

1

7. Противопротозойные препараты. Особенности иммунитета при протозойных инфекциях

1

8.Микроскопический метод обнаружения простейших в биологическом материале (кровь, моча, кал) и объектах окружающей среды (почва, вода) как основной метод лабораторной диагностики протозоозов. Профилактика протозоозов.  Методы микробиологической диагностики протозоозов: микроскопическое, культуральное, серологическое, аллергологическое и биологическое исследования

1

Тема 4.2.  Общая характеристика и классификация гельминтов

Содержание учебного материала

1.Общая характеристика и классификация гельминтов.

Особенности морфологии и жизнедеятельности гельминтов: сосальщиков (трематод), ленточных червей (цестод) и)

4

1

2.Источники инвазии, пути распространения и заражения гельминтами. Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды. Характерные клинические проявления гельминтозов

1

Тема 4.3.  Методы их изучения. Частная гельминтология

1.  Особенности морфологии и жизнедеятельности круглых червей (нематод  Характерные клинические проявления. Методы обнаружения гельминтов в биологическом материале (кал, моча), яиц и личинок в объектах окружающей среды (почва, вода) и промежуточных хозяевах (например, рыбе, мясе).

1

2. Профилактика гельминтозов

1

3..Оценка риска возникновения гельминтозов, передаваемых водным путем по районам Республики Бурятия

1

Самостоятельная работа

Подготовка  данных статистики по РБ, распространенность паразитарных заболеваний

3

Практическое занятие

1.Обнаружение простейших и гельминтов в биологическом материале и объектах окружающей среды. Профилактика протозоозов и гельминтозов

4

Раздел 5. Вирусология

6/4/3

Тема 5.1 Классификация и структура вирусов. Культивирование и репродукция вирусов. Методы изучения вирусов

Содержание учебного материала

1.Особенности классификации вирусов, таксономия. Структура вирусов, просто и сложно устроенные вирусы. Формы вирионов. Изучение морфологии вирусов

2

1

2.Особенности физиологии вирусов как облигатных клеточных паразитов. Методы культивирования и индикации вирусов. Устойчивость вирусов к факторам окружающей среды. Репродукция вируса: продуктивный тип репродукции и его стадии, понятие об абортивном и интегративном типах. Генетика вирусов и её значение для современной медицины

1

3.Бактериофаги, их свойства и применение в диагностике, профилактике и лечении инфекционных болезней

1

4.Методы микробиологической диагностики вирусных инфекций: вирусологическое исследование, серологическое исследование (реакции связывания комплимента, непрямой гемагглютинации, торможения гемагглютинации, радиального гемолиза, иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ), молекулярно-биологические методы (полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот), экспресс-диагностика.

1

Практическое занятие

1. Методы микробиологической диагностики  вирусных инфекций

4

1

Тема  5.2.

Частная вирусология. Особенности противовирусного иммунитета

Содержание учебного материала

1.Возбудители вирусных кишечных инфекций: гепатитов А и Е, полиомиелита, ротавирусных инфекций. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

4

1

2.Возбудители вирусных респираторных инфекций: гриппа, парагриппа, других острых респираторных вирусных инфекций, кори, краснухи, ветряной оспы, опоясывающего герпеса, натуральной оспы. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

1

Тема  5.3.

Частная вирусология. Противовирусные препараты.

1.Возбудители вирусных кровяных инфекций: иммунодефицита человека, гепатитов В,С,Д,G, геморрагической лихорадки, клещевого энцефалита. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

2.Возбудители вирусных инфекций наружных покровов: бешенства, простого вируса, цитомегалии, ящура. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

3.Онкогенные вирусы. Медленные вирусные инфекции.

4.Оценка вирусной заболеваемости, передаваемых воздушно-капельным путем по районам Республики Бурятия

4

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка текста бесед по профилактике  вирусных инфекций  с разными группами населения.

3

Раздел 6.

Клиническая микробиология

4/4/5

Тема 6.1.  Микрофлора организма человека

 

Содержание материала

1.Микробиоциноз в условиях физиологической нормы организма человека

2

1

2.Понятие «нормальная микрофлора человека». Резидентная и транзиторная микрофлора. Нормальная микрофлора различных биотопов: кожи, слизистых оболочек рта, верхних дыхательных путей, пищеварительного тракта, мочеполовой системы. Роль нормальной микрофлоры для жизнедеятельности и здоровья человека: защита организма от патогенных микробов, стимуляция иммунной системы, участие в метаболических процессах и поддержании их баланса

1

3.Дисбактериоз, причины, симптомы, методы исследования, корреляция

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовка рефератов  на тему: Нормальная микрофлора различных биотопов

2

Тема 6.2.  Сбор, хранение  и транспортировка материала для микробиологических исследований

Инфекции связанные с оказанием медицинской помощи

Содержание учебного материала

1.Значение современного и адекватного взятия материала для микробиологических исследований.

2

1

2. Меры предостороженности при сборе и транспортировке исследуемого материала. Предохранение от контаминации исследуемого материала нормальной микрофлорой

1

3. Понятие о ИСМП  (больничная, госпитальная, нозокомиальная, оппортунистическая), классификация. Источники, механизмы передачи, пути передачи. Основные причины возникновения ИСМП, резервуары и типичные места обитания микроорганизмов, часто встречающихся в медицинских учреждениях

Практическое занятие

1.Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических  стерильного материала в учреждениях здравоохранения исследований

2. Правила взятия, сроки, температурные и другие условия транспортировки материала. Количество отбираемого материала. Посуда, инструменты и химические реагенты, используемые для сбора материала, их перечень, подготовка к работе, утилизация. Оформление сопровождающих документов

3. Профилактика ИСМП: разрушение цепочки инфекции на разных стадиях. Организация, информационное обеспечение и структура эпиднадзора в учреждениях здравоохранения. Микробный пейзаж внутрибольничных инфекций. Санитарно-микробиологические исследования воздуха, смывов, почвы.

4

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составление электронных презентаций по темам: Инфекционная безопасность медицинского персонала на рабочем месте и действие медицинских работников при угрозе инфицирования. Обучение пациента и его родственников инфекционной безопасности

3

Всего  

108


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ микробиологии и иммунологии.

4.1.1. Оборудование, необходимое для реализации учебной дисциплины

Технические средства обучения: компьютер, видеофильмы, обучающие компьютерные программы, контролирующие компьютерные программы, таблицы,  весы аптечные ручные с разновесом от 0,01 г до 100,0 г,  микроскопы с иммерсионной системой, - стерилизатор воздушный,  холодильник бытовой,  фотоэлектроколориметр,   лабораторные инструменты, посуда, реактивы, питательные среды, обеспечивающие проведение практических занятий.

2. Таблицы

3.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Основные источники

1. Основы микробиологии и иммунологии: учеб пособие К.С Камышева – Ростов-на-Дону, Феникс, 2020.

2.Левинсон У.Медицинская микробиология и иммунология / У. Левинсон ;

пер. с англ. под ред. д-ра мед. наук, проф. В. Б. Белобородо-ва. — 2-е изд., электрон. — М. : Лаборатория знаний, 2020. —1184 с.

3. Медицинская паразитология. Атлас : учебное пособие для СПО / О. Г. Макеев, О. И. Кабонина, П. А. Ошурков, С. В. Костю кова ; под редакцией О. Г. Макеева. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 136 с. : ил. — Текст : непосредственный.

4. Дьячкова С. Я.  Иммунология : учебное пособие /С. Я. Дьячкова. — 2е изд., испр. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 168 с.

3.2.2.  Дополнительные источники

1. Камышева К.С.  Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии й, Изд. 3-е - Учебное пособие – Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.-281.

2. В.Б. Сбойчаков, Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований, Учебник для средних медицинских заведений, С-П, Спецлит, 2011.

3. Борисов Л.Б., Микробиология, иммунология, вирусология. Издательство: МИА, 2005.

3.2.3.  Интернет ресурсы

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru).

2. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека(http//www.fcgsen.ru)

3. Информационно – методический центр «Экспертиза» (http//www.crc.ru)

4.Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения(http//www.mednet.ru).

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Результаты обучения

         

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

 роль микроорганизмов в жизни человека и общества

Составление рефератов по истории и развитию науки микробиологии, о современных достижениях и проблемах использования микроорганизмов на благо человека и борьбы с ними.

Выполнение тестовых заданий на тему: «Предмет и задачи микробиологии, история  микробиологии, научные и практические достижения медицинской микробиологии и иммунологии»

морфологию, физиологию, экологию микроорганизмов, методы их изучения

Выполнение тестовых заданий на тему: «Морфология, физиология, экология микроорганизмов, методы их изучения».

Описание морфологии микроорганизмов по фотографиям.

Составление рефератов на темы: «Микрофлора почвы (воды, воздуха)», «Микробиоциноз кожи ( других биотопов)»

основные методы асептики и антисептики

Узнавание составных элементов парового и воздушного стерилизаторов,   заполнение таблиц о режимах стерилизации и стерилизующих материалах.

Решение ситуационных задач.

Выполнение тестовых заданий.

основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней

Выполнение тестовых заданий.

Решение ситуационных задач.

Подготовка и проведение бесед по профилактике распространения инфекций (в том числе внутрибольничных) с различными группами населения.

Составление алгоритмов действий среднего медицинского работника при угрозе эпидемии в конкретной ситуации

 факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике

Выполнение тестовых заданий.

Решение ситуационных задач.

Подготовка и проведение бесед о значении иммунопрофилактики с различными группами населения.

Составление рефератов по истории и развитию иммунологии, значению для человека и общества

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований

Решение ситуационных задач.

Демонстрация  практических действий по забору и упаковке разных инфекционных материалов, составлению сопроводительных документов.

Решение ситуационных задач по технике безопасности и действиям в нестандартных ситуациях

Уметь проводить простейшие микробиологические исследования

Демонстрация практических действий по приготовлению, окраске и микроскопированию микропрепаратов, описание морфологии увиденных под микроскопом микроорганизмов.

Демонстрация практических действий по подготовке лабораторной посуды к работе (мытьё, сушка, стерилизация).

Демонстрация практических действий по приготовлению питательных сред из полуфабрикатов в соответствии и указаниями на этикетке, разливу сред в чашки Петри, посеву микроорганизмов шпателем, тампоном, петлёй.

Описание культуральных свойств бактерий, грибов.

Демонстрация практических действий по проведению реакции микроагглютинации

Уметь дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам

Выполнение заданий по определению принадлежности микроорганизмов к бактериям, грибам, простейшим по рисункам, фотографиям, муляжам морфологии и культуральных свойств.

Выполнение заданий по определению принадлежности бактерий к гр (-) и гр (+)      коккам, палочкам, извитым формам в микропрепаратах.

Выполнение заданий по определению в микропрепарате грибов и описанию их.

Выполнение заданий по обнаружению в биологическом материале или объектах окружающей среды простейших и гельминтов и описание их.

Демонстрация умения отличать по культуральным свойствам кишечную палочку (на ср. Эндо), стафилококки (на желточно-солевом агаре) и другие микроорганизмы при их культивировании на элективных средах.

Выполнение тестовых заданий

Уметь осуществлять профилактику распространения инфекции

Подготовка агитационных материалов, презентаций на электронном носителе.

Составление текста бесед по профилактике инфекционных заболеваний для разных групп населения.

Выступление с беседами по вопросам профилактики распространения инфекционных заболеваний в школах, лечебно-профилактических учреждениях, учебных группах и др. (справка из места проведения беседы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии для ФО и МСО

Рабочая программа соответствует образовательным стандартам третьего поколения. Используется для обучения студентов на ФО и МСО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины ОП. 09 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ Специальность 3.31.02.01 Лечебное дело

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть  предусмотренными  ФГОС по специальности СПО 3.31.02.01  Лечебное дело следующими общими компетенц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 00 Общепрофессиональные дисциплины ОП. 06 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ Специальность 3.33.02.01 Фармация

В результате освоения учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по специальности    СПО  3.33.02.01 Фармация...

Рабочая тетрадь по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии. Раздел Гельминтология

     Рабочая тетрадь предназначена для студентов  учебных заведений среднего  профессионального образования при изучении ими предмета «Основы микробиологии и имму...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Основы микробиологии и иммунологии

Рабочая программа учебной дисциплиныОП.03 Основы микробиологии и иммунологии...

Рабочая программа по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии СД

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01  Сестринское дело....