Консультирование и информирование потребителей в аптеке.
план-конспект занятия

Костриба Ольга Васильевна

Правила консультирования по выбору лек.препаратов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultirovanie_i_informirovanie.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Оказание информационных услуг в аптеке

Оказание информационных услуг в аптеке

Оказание информационных услуг в аптеке

Лекция:

Тема: Консультирование и информирование потребителей фармацевтических услуг.

  В настоящее время отмечается рост социальной значимости фармацевтических работников, что обусловлено повышением их активного участия в процессе фармакотерапии. Это участие реализуется на этапе фармацевтического консультирования пациентов по вопросам выбора лекарств безрецептурного отпуска и контроля за их применением. Конечная цель каждого контакта с пациентом — предупреждение, выявление и решение возможных проблем лекарственной терапии. Для этого провизоры и фармацевты должны владеть навыками профессионального, грамотного с медицинской точки зрения общения с пациентом .

  Предоставление информации о лекарственных средствах  (ЛС) населению является прямой обязанностью специалиста аптеки, закрепленной в ряде правовых и нормативных документов, так как от этого в большой степени зависит эффективность фармакотерапии.

  По своему содержанию, формам организации фармацевтическая информация должна соответствовать новым методам управления. Она должна быть оперативной, достоверной, доступной, полной и безопасной.

  Главная цель общения с пациентом — правильное понимание пациентом предоставляемой ему информации о ЛС. Показатель успешности образования пациента — эффективность обучения. Она определяется пониманием предоставляемой ему информации и возможностью ей правильно воспользоваться. Информационное общение принято считать эффективным в случае, когда послание значит одно и то же как для отправителя (врача, провизора-консультанта), так и для получателя информации (пациента).

  В зависимости от того, где производится консультация пациента, например, в аптеке, справочной службе, аптечном киоске, поликлинике, отдельные компоненты консультации могут меняться, но обычно включают следующие профессиональные функции фармацевтического работника по образованию пациентов :

  • выявление правильности понимания пациентом режима дозирования и назначений врача;
  • интегрирование информации, относящейся к ЛС, с информацией о самом пациенте (например, наличие вредных привычек — курение, злоупотребление алкоголем, сопутствующие хронические заболевания);
  • советы пациенту в связи с возможными побочными эффектами от применения ЛС;
  • поиск дополнительной информации по используемым пациентом средствам;
  • работа по замене препарата, в случае его отсутствия или высокой цены, дженериком или терапевтическим аналогом;
  • информирование о возможных несовместимостях прописанного ЛС с другими препаратами и пищевыми продуктами.

  Освоение принципов представления информационных услуг является особенно актуальным в условиях развития рыночных отношений в системе лекарственного обеспечения. Полнота, точность, адекватность информации, предоставляемой ее потребителям, характеризуют качество информационно-консультативной услуги и, в конечном счете, качество работы аптечной организации.

  Отечественная и зарубежная практика информационного обслуживания потребителей показала, что качество информационно-консультационной услуги тем выше, чем больше услуга ориентирована на реальные нужды и потребности пациента в определенной информации . Ориентация на пациента при оказании информационных услуг – это не только современная стратегия практической фармацевтической деятельности, пропагандируемая ВОЗ, но и насущная необходимость.

  Оказывая информационные услуги необходимо помнить о ее безопасности. Безопасность предоставления фармацевтической услуги представляет собой совокупность требований к качеству профессиональных действий провизора и должна обеспечиваться во время ее оказания. Под безопасностью оказания фармацевтической услуги понимается безопасность процесса ее осуществления, который обеспечивает профессиональную защиту от внутренних и внешних угроз со стороны провизора и защищает права потребителя.

  Возмещение ущерба, связанного с вредом, нанесенным здоровью человека вследствие применения ЛС и противоправных действий субъектов обращения ЛС, осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

  Если при рецептурном отпуске ЛС пациент, как правило, уже располагает полученной от врача информацией о диагнозе и причине назначения ЛС, о правильном его применении, то в случае отпуска ЛС без рецепта врача за информирование пациента полностью отвечает провизор.

  Провизор обязан помнить о том, что прием любого ЛС связан с риском. Это обусловлено не только свойствами ЛС, но и личными качествами фармацевтического работника, который берет на себя ответственность за те или иные рекомендации, которые он дает пациенту. При этом необходимо учитывать особенности пациента, обратившегося за консультацией, постараться узнать истинные мотивы обращения за помощью. Фармацевтический работник должен всегда помнить о том, что :

  • лучше не рекомендовать ЛС, когда вы знаете, что пациент может обойтись и без него; посоветуйте ему воспользоваться немедикаментозными способами лечения;
  • существует ятрогенная болезнь, вызванная неправильным назначением, и применением ЛС;
  • искренне помогая своим пациентам решать проблемы со здоровьем, вы можете перегрузить их излишней информацией, что спровоцирует приобретение неоправданно большого количества ЛС.

  Оказывая информационно-консультационную услугу, провизор должен быть готов защитить свои действия или оправдать их, если в интересах пациента было необходимо поступить тем или иным образом.

  Таким образом, необходимо организовать эффективную систему информационного обеспечения  фармацевтических работников в рамках оказания аптечных информационных услуг, предоставляемых населению в объеме, требуемом для правильного и безопасного применения ЛС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информированность учеников о влиянии мобильных телефонов на организм.

Как правельно пользоваться мобильным телефоном...

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПАССАЖИРОВ О ХОДЕ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Одним из наиболее распространенных в практике критериев оценки транспортного обслуживания населения городским пассажирским транспортом, являются затраты времени на передвижение. Влияние степени информ...

Статья "Информированность учащихся 8-х классов в вопросах рационального питания"

В данной статье представлены результаты исследовательской работы на тему «Информированность школьников 8-х классов в вопросах рационального питания». В ходе исследовательской работы  ...

Семинарское занятие МДК 03.02 Консультирование и информирование потребителей фармацевтических услуг Темы: 2.3, 2.4

Нерациональная планировка торгового пространства мешает и покупателям, и фармацевтам. Фармацевты должны грамотно анализировать и предлагать решения по оптимизации расположения не только лекарственных ...

Практическое занятие МДК 03.02 Консультирование и информирование потребителей фармацевтических услуг Тема 1.6.

Учебно-методическая карта практического занятия по теме: "Процесс покупки товаров аптечного ассортимента"....

Исследование лояльности потребителей аптек города Брянска

Презентация для конкурса-смотра деятельности студенческих научных обществ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Оформление буклета для родителей - средства информирования о достижениях в науке и практике воспитания дошкольников"

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов к учебно - методическому комплексу ПМ. 04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими и сотрудниками ДОО...