Методические разработки учебных занятий
методическая разработка

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности Сестринское дело. Оценка функционального состояния пациента.Термометрия

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности  Сестринское дело. Лабораторные методы исследования

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности  Сестринское дело. Кишечные манипуляции

Рабочая тетрадь Для самостоятельной работы студентов по теме “Применение парентерального пути введения лекарственных веществ”  для специальностей "Лечебное дело", "Сестринское дело", "Акушерское дело" 

Учебное пособие «Сборник алгоритмов манипуляций простых медицинских услуг для подготовки к демонстрационному экзамену, первичной аккредитации специалистов, чемпионатам »

для обучающихся очной (очно-заочной) формы обучения специальности Лечебное дело,  Акушерское дело,  Сестринское дело

                                                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл termometriya.docx35.62 КБ
Файл laboratornye_metody.docx35.59 КБ
Файл klizmy.docx34.26 КБ
Файл rabochaya_tetrad.docx15.88 КБ
Файл sbornik_algoritmov.docx16.33 КБ
Файл lechebno_ohranitelnyvy_rezhim.docx36.28 КБ
Файл metodrazrabotka_lektsii.docx46.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области «Тюменский медицинский колледж»

(ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»)

Оценка функционального состояния пациента. Термометрия.

ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг

Методические указания

по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело

(очная, очно - заочная форма обучения)

Составитель: Сухорукова М.Р., преподаватель «Теории и практики сестринского дела» высшей квалификационной категории ГАПОУ ТО  "Тюменский  медицинский колледж".

Рецензенты:

Елисеева Л..А., преподаватель Теории и практики сестринского дела ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»

Епрева В.В. главная медицинская сестра ММЛУ «Городская поликлиника № 6» г. Тюмень

Рассмотрено

На заседании ЦМК «Теории и практики сестринского дела»

«__» __________2015

протокол № от ___

Председатель ЦМК _______/ Л.И. Екимова

Рассмотрено

На заседании НМС

«__» __________2015

протокол № от ___

Председатель НМС ___________

Методические указания по изучению темы «Оценка функционального состояния пациента. Термометрия.» разработано для проведения практических занятий по МДК 04.03. «Технология оказания медицинских услуг» для студентов первого курса специальности «Сестринское дело».

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………............

4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ……..

5

Глоссарий……………………………………………………………

7

Этико-деонтологическое обеспечение ……………………............

8

 Меры предосторожности. Демеркуризация……………………….

9

Механизмы терморегуляции ………………………………………

11

Виды термометров. Устройство медицинского ртутного термометра ………………………………………………………….


16

Измерение температуры тела. Регистрация данных термометрии…………………………………………………………


18

Лихорадка……………………………………………………………
Уход при лихорадке……………………………..…………….…....

20

27

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………

38

Ситуационные задачи………………………………………………

39

Задания для самоконтроля…………………………………………

50

Пояснительная записка

Уважаемые студенты!

Сестринский персонал играет важную роль в уходе за лихорадящими больными. Данная тема предполагает знакомство с механизмами терморегуляции; типами, видами, периодами, механизмом развития лихорадки. Термометрию в стационаре проводят 2 раза в сутки. От того насколько правильно медицинская сестра проведет эту манипуляцию и занесет данные измерений в температурный лист, будет зависеть назначенная врачом лекарственная терапия. Поэтому важным аспектом в работе медицинской сестры является правильное проведение термометрии и соответственно качественный уход за лихорадящими пациентами.

 Проведение занятия в кабинете доклинической практики способствует теоретическому осмыслению темы и формированию умения выполнить манипуляцию на фантоме. Кроме того, подробное изучение показаний, противопоказаний к проведению манипуляций, возможных осложнений, проблем пациента способствует развитию клинического мышления.

Целью пособия является помощь вам в процессе овладения теоретическими знаниями и практическими манипуляциями по данной теме.

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой ПМ 04. МДК 04.03 «Технология оказания медицинских услуг» по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

        В указаниях представлен опорный конспект теоретического материала по изучаемой теме. Практический раздел содержит показания, противопоказания и технику выполнения манипуляций, которыми должен овладеть каждый студент в процессе изучения профессионального модуля.

       Для наиболее результативного изучения темы предлагаю вам

придерживаться следующей последовательности работы с Методическими указаниями:

1) изучить теоретический материал, в котором описываются этико-деонтологические принципы работы медицинской сестры, требования правил техники безопасности при выполнении процедур, показания и противопоказания к проведению манипуляций, стандарты измерения температуры тела  и ухода за лихорадящими пациентами.

2) внимательно посмотреть демонстрацию техники выполнения манипуляций преподавателем;

3) отработать последовательно каждый алгоритм манипуляции;

4) решить ситуационные задачи;

5) закрепить изученный материал, выполнив предложенные задания;

6) продемонстрировать манипуляцию преподавателю, ответить на вопросы.

После изучения темы вы должны знать:

  • механизм теплообразования и пути теплоотдачи
  • физиологические колебания температуры тела в течение дня
  • устройство термометра
  • понятие, виды, периоды, механизм развития лихорадки

После изучения темы вы должны уметь:

  • оказать помощь пациенту в зависимости от периодов лихорадки;
  • измерять температуру тела в подмышечной области и регистрировать результаты измерения;
  • проводить дезинфекцию термометров;

Также рекомендую Вам обратиться к следующим источникам:

  1. основная литература

ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг.

Стандарты практических манипуляций по основам сестринского дела, Тюмень 2019 г.

2) Дополнительная литература

•        Н.В.Туркина, А.Б.Филенко «Общий уход за больными» Товарищество научных изданий КМК, Москва 2017г.


Приобретенные практические навыки помогают студентам в работе, позволяют более успешно совершенствовать профессиональные умения и навыки в дальнейшем, а также способствуют более уверенному принятию самостоятельных  решений.

        Закрепление учебного материала по теме осуществляется в виде самостоятельной работы студентов, которая предполагает заполнение в дневнике схем, ответов на вопросы, алгоритмов выполнения практических манипуляций по дисциплине.



Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области «Тюменский медицинский колледж»

(ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»)

Лабораторные методы исследования

ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг

Методические указания

по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело

(очная, очно - заочная форма обучения)

Составитель: Сухорукова М.Р., преподаватель «Теории и практики сестринского дела» высшей квалификационной категории ГАПОУ ТО  "Тюменский  медицинский колледж".

Рецензенты:

Козлова Г.А., преподаватель Теории и практики сестринского дела высшей категории ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»

Епрева В.В. главная медицинская сестра ММЛУ «Городская поликлиника № 6» г. Тюмень

Рассмотрено

На заседании ЦМК «Теории и практики сестринского дела»

«__» __________2016

протокол № от ___

Председатель ЦМК _______/ Л.И. Екимова

Рассмотрено

На заседании НМС

«__» __________2016

протокол № от ___

Председатель НМС ___________

Методические указания по изучению темы «Лабораторные методы исследования» разработано для проведения практических занятий по МДК 04.03. «Технология оказания медицинских услуг» для студентов первого курса специальности «Сестринское дело».

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………............

4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ……..

5

Глоссарий……………………………………………………………

7

Этико-деонтологическое обеспечение ……………………........

8

Универсальные меры предосторожности……………………….

9

Виды лабораторных исследований……………………………….

10

Исследования крови…………………………………………….

10

Исследования мочи………………………………………………...

14

Исследования кала…………………………………………………
Исследования мокроты…………………………….. …………….
Исследования мазков из зева и носа………………………………

Транспортировка биологического материала в лабораторию…...

18

20

25

34

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………

38

Ситуационные задачи………………………………………………

39

Задания для самоконтроля…………………………………………

48с

Пояснительная записка

Уважаемые студенты!

Бактериологическое исследование биологических материалов во многих случаях играет одну из важнейших ролей в процессе постановки диагноза. От того как медсестра владеет техникой сбора биологических материалов и соблюдает правила их хранения и доставки в лабораторию, зависит точность диагностики, а следовательно и адекватность лечения.

 Проведение занятия в доклинике способствует теоретическому осмыслению темы и формированию умения выполнить манипуляцию на фантоме. Кроме того, подробное изучение показаний, противопоказаний к проведению манипуляций, возможных осложнений, проблем пациента способствует развитию клинического мышления.

Целью пособия является помощь вам в процессе овладения теоретическими знаниями и практическими манипуляциями по данной теме.

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой ПМ 04. МДК 04.03 «Технология оказания медицинских услуг» по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

        В указаниях представлен опорный конспект теоретического материала по изучаемой теме. Практический раздел содержит показания, противопоказания и технику выполнения манипуляций, которыми должен овладеть каждый студент в процессе изучения профессионального модуля.

       Для наиболее результативного изучения темы предлагаю вам

придерживаться следующей последовательности работы с Методическими указаниями:

1) изучить теоретический материал, в котором описываются этико-деонтологические принципы работы медицинской сестры, требования правил техники безопасности при выполнении процедур, показания и противопоказания к проведению манипуляций, стандарты забора биологического материала для различных видов исследований.

2) внимательно посмотреть демонстрацию техники выполнения манипуляций преподавателем;

3) отработать последовательно каждый алгоритм манипуляции;

4) решить ситуационные задачи;

5) закрепить изученный материал, выполнив предложенные задания;

6) продемонстрировать манипуляцию преподавателю, ответить на вопросы.

После изучения темы вы должны знать:

  • основные виды лабораторных исследований

  • цели предстоящих лабораторных исследований;
    технику безопасности при работе с биологическим материалом

После изучения темы вы должны уметь:

выбрать назначения на лабораторные исследования из листа назначений;

  • подготовить посуду и оформить направления;
  • - объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к нему;
  • - взять кровь из вены для биохимического исследования, для выявления антител к ВИЧ-инфекции, на реакцию Вассермана (на фантоме);
  • - взять мазок из зева и носа для бактериологического исследования (на фантоме);
  • - взять мокроту на общий анализ, на микобактерии туберкулеза, для бактериологческого исследования;
  • - взять кал на копрологическое исследование, на скрытую кровь, для исследования на простейших, яйца гельминтов, для бактериологического исследования;
  • - транспортировать биологический материал в лабораторию.

Также рекомендую Вам обратиться к следующим источникам:

  1. основная литература

ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг.

Стандарты практических манипуляций по основам сестринского дела, Тюмень 2019 г.

2) Дополнительная литература

•        Н.В.Туркина, А.Б.Филенко «Общий уход за больными» Товарищество научных изданий КМК, Москва 2017г.


Приобретенные практические навыки помогают студентам в работе, позволяют более успешно совершенствовать профессиональные умения и навыки в дальнейшем, а также способствуют более уверенному принятию самостоятельных  решений.

        Закрепление учебного материала по теме осуществляется в виде самостоятельной работы студентов, которая предполагает заполнение в дневнике схем, ответов на вопросы, алгоритмов выполнения практических манипуляций по дисциплине.



Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области «Тюменский медицинский колледж»

(ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»)

КИШЕЧНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ

ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг

Методические указания

по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело

(очная, очно - заочная форма обучения)

Составитель: Сухорукова М.Р., преподаватель «Теории и практики сестринского дела» высшей квалификационной категории ГАПОУ ТО  "Тюменский  медицинский колледж".

Рецензенты:

Акатьева С.И., преподаватель Теории и практики сестринского дела высшей категории ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»

Епрева В.В. главная медицинская сестра ММЛУ «Городская поликлиника № 6» г. Тюмень

Рассмотрено

На заседании ЦМК «Теории и практики сестринского дела»

«__» __________2018

протокол № от ___

Председатель ЦМК _______/ О.Б. Фанина

Рассмотрено

На заседании НМС

«__» __________2018

протокол № от ___

Председатель НМС ___________

Методические указания по изучению темы «Кишечные манипуляции» разработано для проведения практических занятий по МДК 04.03. «Технология оказания медицинских услуг» для студентов первого курса специальности «Сестринское дело».

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………............

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ……..

Глоссарий……………………………………………………………

Этико-деонтологическое обеспечение ……………………........

Универсальные меры предосторожности……………………….

Очистительная клизма …………………………........................

Послабляющие клизмы…………………………………………….

10с

Сифонная клизма…………………………………………………...

14с

Лекарственная клизма, газоотводная трубка…………………
Дезинфекция предметов ухода и инструментов…………….

15с

20с

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………

38с

Ситуационные задачи………………………………………………

39с

Задания для самоконтроля…………………………………………

44с

Пояснительная записка

Уважаемые студенты!

Клизма – это введение жидкости в нижние отделы толстого кишечника. При проведении манипуляции вы должны ясно осознавать всю полноту ответственности за свои действия. Не владея манипуляциями, вы не должны апробировать их на больных. Проведение занятия в доклинике способствует теоретическому осмыслению темы и формированию умения выполнить манипуляцию на фантоме. Кроме того, подробное изучение показаний, противопоказаний к проведению манипуляций, возможных осложнений, проблем пациента способствует развитию клинического мышления.

Целью пособия является помощь вам в процессе овладения теоретическими знаниями и практическими манипуляциями по данной теме.

Методические  указания составлены в соответствии с рабочей программой ПМ 04. МДК 04.03 «Технология оказания медицинских услуг» по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

        В указаниях представлен опорный конспект теоретического материала по изучаемой теме. Практический раздел содержит показания, противопоказания и технику выполнения манипуляций, которыми должен овладеть каждый студент в процессе изучения профессионального модуля.

       Для наиболее результативного изучения темы предлагаю вам

придерживаться следующей последовательности работы с Методическими указаниями:

1) изучить теоретический материал, в котором описываются этико-деонтологические принципы работы медицинской сестры, требования правил техники безопасности при выполнении процедур, показания и противопоказания к проведению манипуляций, стандарты постановки различных видов клизм.

2) внимательно посмотреть демонстрацию техники выполнения манипуляций преподавателем;

3) отработать последовательно каждый алгоритм манипуляции;

4) решить ситуационные задачи;

5) закрепить изученный материал, выполнив предложенные задания;

6) продемонстрировать манипуляцию преподавателю, ответить на вопросы.

После изучения темы Вы должны знать:

•        виды клизм

•        механизмом действия различных видов клизм

•        показания, противопоказания, возможные осложнения при постановке различных видов клизм

После изучения темы Вы должны уметь:

•        осуществлять наблюдение за деятельностью кишечника пациента

•        осуществлять постановку всех видов клизм (на фантоме)

•        Распознавать возможные осложнения

•        Обеспечивать безопасность пациента при постановке клизмы

•        Обеспечивать собственную безопасность при выполнении манипуляции

Также рекомендую Вам обратиться к следующим источникам:

  1. основная литература

ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг.

Стандарты практических манипуляций по основам сестринского дела, Тюмень 2019 г.

2) Дополнительная литература

•        Н.В.Туркина, А.Б.Филенко «Общий уход за больными» Товарищество научных изданий КМК, Москва 2017г.


Приобретенные практические навыки помогают студентам в работе, позволяют более успешно совершенствовать профессиональные умения и навыки в дальнейшем, а также способствуют более уверенному принятию самостоятельных  решений.

        Закрепление учебного материала по теме осуществляется в виде самостоятельной работы студентов, которая предполагает заполнение в дневнике таблиц, схем, ответов на вопросы, алгоритмов выполнения практических манипуляций по дисциплине.



Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«Тюменский медицинский колледж»

Рабочая тетрадь

Для самостоятельной работы студентов

по теме

“ Применение парентерального пути введения лекарственных веществ  ”                                                                                                               Специальность: “Сестринское дело”, “Лечебное дело”, “Акушерское дело”

                                                 ПМ 04, 05, 07 “Выполнение работ по одной или  

                                                               нескольким профессиям рабочих

                                                должностям служащих”                                                    

                                                 МДК 02 “Организация безопасной среды для        

                                                   пациента и персонала”

                                                МДК 03 “Технология оказания медицинских

                          услуг”

 

        г. Тюмень 2017г.

        Пояснительная записка        

         Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов - сборник  контролирующих заданий, предназначенных для оптимизации самостоятельной учебной деятельности студентов, разработанный в соответствиями с требованиями ФГОС и рабочей программой ПМ 07, ПМ 05,  ПМ 04 “Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих должностям служащих”.

         Рабочая тетрадь содержит вопросы и задания, может быть использована на практических занятиях как форма организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Образовательная: активизировать внимание студентов, выявить и оценить степень овладения системой знаний по изучаемой теме, научить студентов успешно применять полученные знания.

Развивающая: сформировать навыки самообразования, развивать умение работать с учебным материалом, анализировать информацию, делать выводы, осуществлять самоконтроль.

Воспитательная: прививать умения и навыки самостоятельной  учебной работы, умения осуществлять самоконтроль, воспитывать умения работать индивидуально и в команде.

Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций.

 Профессиональные компетенции (ПК):

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе      профессиональной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на    рабочем месте.

Общие компетенции (ОК):  

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,  проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы  выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В процессе освоения темы “Применение парентерального пути введения. Студент должен:

уметь:

  1. Применять лекарственные средства различными способами.

знать:

  1. Требования, предъявленные к хранению лекарственных средств.
  2. Пути и способы введения лекарственных средств в организм, их преимущества и недостатки.
  3. Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала.
  4. Основы профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП).

Уважаемые студенты, изучая материал по разделу “Применения парентерального пути введения лекарственных веществ”, вы можете оценить уровень своих знаний.

Парентеральный путь введения лекарственных веществ, среди других лечебных мероприятий является наиболее распространенным в современной медицине. Парентеральный путь ˗ зависимое сестринское вмешательство, направленное на выполнение врачебных назначений по лечению, профилактике, неотложной помощи, реабилитации пациентов. Средний медицинский персонал должен в совершенстве владеть грамотной техникой введения препаратов внутрь и наружно, проведения различных видов инъекций, а также иметь четкие знания по оказанию экстренной помощи при различных осложнениях инъекций.



Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области «Тюменский медицинский колледж»

(ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»)

Акатьева С.И., Екимова Л.И., Елисеева Л.А., Загидулина О.Н., Козлова Г.А., Попова С.В., Поротова С.В., Смердова Н.В., Сухорукова М.Р., Фанина О.Б.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

«ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩЕГО МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»

МДК.03 ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Учебное пособие

«Сборник алгоритмов манипуляций простых медицинских услуг для подготовки к демонстрационному экзамену, первичной аккредитации специалистов, чемпионатам WorldSkills Russia»

для обучающихся очной (очно-заочной) формы обучения

специальности 31.02.01 Лечебное дело

специальности 31.02.02 Акушерское дело

специальности 34.02.01 Сестринское дело

Тюмень, 2019

Рассмотрено

На заседании ЦМК

Протокол № 8

от «19» апреля 2019

Утверждено

На заседании НМС

Протокол №

от «___» ______ 201_

Акатьева, С.И., Екимова, Л.И., Елисеева, Л.А., Загидулина, О.Н., Козлова, Г.А., Попова, С.В., Поротова, С.В., Смердова, Н.В., Сухорукова, М.Р., Фанина, О.Б. Сборник алгоритмов манипуляций простых медицинских услуг для подготовки к демонстрационному экзамену, первичной аккредитации специалистов, чемпионатам WorldSkills Russia: учебное пособие. – Тюмень, 2019. - __ с.

Рецензенты:

Учебное пособие «Сборник алгоритмов манипуляций простых медицинских услуг для подготовки к демонстрационному экзамену, первичной аккредитации специалистов, чемпионатам WorldSkills Russia» предназначено для проведения аудиторных практических занятий по междисциплинарному курсу МДК.03 Технология оказания медицинских услуг и тренировок перед олимпиадами, профессиональными конкурсами, демонстрационным экзаменом и первичной аккредитацией у обучающихся всех курсов по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело». Учебное пособие содержит необходимые в будущей профессиональной деятельности специалистов алгоритмы практических манипуляций. Учебное пособие может быть использовано как преподавателями теории и практики сестринского дела, так и самими обучающимися.



Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области «Тюменский медицинский колледж»

(ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»)

Безопасная больничная среда. Лечебно-охранительный режим.

ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

МДК 04.02 Организация безопасной среды для пациентов и персонала

Методические указания

по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело

(очная, очно - заочная форма обучения)

Составитель: Сухорукова М.Р., преподаватель «Теории и практики сестринского дела» высшей квалификационной категории ГАПОУ ТО  "Тюменский  медицинский колледж".

Рецензенты:

Елисеева Л..А., преподаватель Теории и практики сестринского дела ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»

Епрева В.В. главная медицинская сестра ММЛУ «Городская поликлиника № 6» г. Тюмень

Рассмотрено

На заседании ЦМК «Теории и практики сестринского дела»

«__» __________2017

протокол № от ___

Председатель ЦМК _______/ О.Б. Фанина

Рассмотрено

На заседании НМС

«__» __________2017

протокол № от ___

Председатель НМС ___________

Методические указания по изучению темы «Безопасная больничная среда. Лечебно-охранительный режим.» разработаны для проведения практических занятий по МДК 04.02 Организация безопасной среды для пациентов и персонала для студентов первого курса специальности «Сестринское дело».

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………............

4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ……..

5

Глоссарий……………………………………………………………

7

Понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и значение для пациента……………………………………………...


8

Виды режимов двигательной активности………………………..

11

Транспортировка пациента на каталке, на носилках, на руках, на кресле-каталке…………………………………………………...


16

Факторы риска несчастных случаев у пациентов .…………….

20

Методы снижения риска падений и других травм у пациента ….

27

Факторы риска в работе м/с ……………………………………….

35

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………

40

Ситуационные задачи………………………………………………

46

Задания для самоконтроля…………………………………………

50

Пояснительная записка

Уважаемые студенты!

Пациент ЛПО – это человек с нарушением физического, душевного и социального благополучия, расстройством биосоциальной адаптации, ощущением зависимости от болезни, переживанием стесненной свободы. И cама болезнь, и новая окружающая среда вынуждают его изменить привычный образ жизни и по-новому удовлетворять свои потребности. 

Необходимо максимально устранить влияние факторов риcка на пациента и создать в ЛПО такие условия, которые обеспечат пациенту безопасность на все время его пребывания.

Целью пособия является помощь вам в процессе овладения теоретическими знаниями и практическими манипуляциями по данной теме.

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой ПМ04 МДК 04.02 «Организация безопасной среды для пациента и персонала» по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

        В указаниях представлен конспект теоретического материала по изучаемой теме. Практический раздел содержит технику выполнения манипуляций, которыми должен овладеть каждый студент в процессе изучения профессионального модуля.

       Для наиболее результативного изучения темы предлагаю вам

придерживаться следующей последовательности работы с Методическими указаниями:

1) изучить теоретический материал, в котором описываются этико-деонтологические принципы работы медицинской сестры, требования правил техники безопасности при выполнении процедур, показания и противопоказания к проведению манипуляций, стандарты измерения температуры тела  и ухода за лихорадящими пациентами.

2) внимательно посмотреть демонстрацию техники выполнения манипуляций преподавателем;

3) отработать последовательно каждый алгоритм манипуляции;

4) решить ситуационные задачи;

5) закрепить изученный материал, выполнив предложенные задания;

6) продемонстрировать манипуляцию преподавателю, ответить на вопросы.

После изучения темы вы должны знать:

  • понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и значение для пациента
  • виды режимов двигательной активности устройство термометра
  • виды транспортировки пациентов
  • факторы риска несчастных случаев у пациентов различного возраста
  • методы снижения риска падений и других травм у пациента
  • факторы риска в работе м/с (физические, химические, биологические, психологические).

После изучения темы вы должны уметь:

  • убедить пациента в необходимости соблюдения назначенного режима физической активности
  • собрать необходимую информацию о пациенте, обсудить план совместных действий с пациентом и коллегой перед выполнением транспортировки и перекладыванием пациента
  • осуществить безопасную транспортировку пациента на каталке, кресле-каталке, на носилках, на руках.

Также рекомендую Вам обратиться к следующим источникам:

  1. основная литература

ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг.

Стандарты практических манипуляций по основам сестринского дела, Тюмень 2019 г.

2) Дополнительная литература

•        Н.В.Туркина, А.Б.Филенко «Общий уход за больными» Товарищество научных изданий КМК, Москва 2017г.


Приобретенные практические навыки помогают студентам в работе, позволяют более успешно совершенствовать профессиональные умения и навыки в дальнейшем, а также способствуют более уверенному принятию самостоятельных решений.

        Закрепление учебного материала по теме осуществляется в виде самостоятельной работы студентов, которая предполагает заполнение в дневнике схем, ответов на вопросы, алгоритмов выполнения практических манипуляций по дисциплине.



Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области эмблема ТМК два уголка малая

«ТЮМЕНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

лекционных занятий для преподавателя

 По профессиональному модулю :Выполнениеработпооднойилинескольким профессиямрабочих, должностям служащих.

Специальность:        

34.02.01 «Сестринское дело»,

                                                  Тюмень 2017.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ.

Структура

Время

Цель

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Форма контроля

Методы и средства обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Оргмомент

2’

Подготовить студентов к занятию.

Проверка внешнего вида студентов, их готовности к занятию. Заполнение журнала, отметка отсутствующих.

Дежурный докладывает о готовности группы к занятию.

2

Формулировка темы занятия.

5’

Активизация мыслительной деятельности студентов.

Знакомит с темой занятия, предлагает записать её в тетрадь

Записывают в тетрадях тему занятия.

Рассказ.

тетради

3

Знакомство с планом занятия

5’

Записывают в тетрадях план, перечень вопросов, раскрываемых на занятии.

Рассказ

тетради

4

Изложение нового материала

60’

Формирование знаний студентов по теме.

5

Контроль конечного уровня знаний.

10’

Выяснить уровень усвоения материала.

Для контроля использует-ся: устный опрос.

Отвечают на вопросы.

Опрос

Активный метод.

6

Обобщение новых знаний.

3’

Для систематизации полученных знаний и лучшего запоминания.

Предлагает студентам ответить на вопросы по теме лекции.

Оформляют дневники и манипуляцион-ники.

Устные указания.

Лекцион-ные тетради

7

Рефлексия

3’

Формирование у студентов самоанализа.

Оценка деятельности. Выделение наиболее активных студентов.

Анализируют качество проделанной работы, обсуждают ошибки трудности при отработке манипуляций.

Выводы

Анализ занятия.

8

Домашнее задание.

2’

Создание мотивации на последующую самостоятельную работу.

Дает студентам домашнее задание; блок информации, УМП для студентов.

Записывают домашнее задание.

Устные указания, беседа, работа с книгой.

Частично-поиско-вый метод.УМП.

                                            СОДЕРЖАНИЕ.

1. Рецензия
2. Пояснительная записка, методические указания
3. Методическая разработка для преподавателя:
  - цели и задачи занятия;
  - интеграция темы;
  - технологическая карта занятия.
4. МДК 1: Организация безопасной среды для пациентов и персонала.
   4.1. Современные подходы к пропаганде здорового образа жизни.
   4.2. Организация питания пациентов в стационаре.
   4.3. Контрольные вопросы.
5. МДК 2: Технология оказания  медицинских услуг.
   5.1. История сестринского дела.
   5.2. Философия сестринского дела.
   5.3.Общение и обучение в сестринском деле.
   5.4. Модели сестринского дела.
   5.5. Сестринский процесс. Документация.
   5.6. Потребность пациента в нормальном дыхании.
   5.7. Потребность пациента в питании, питье, физиологических     отправлениях.
   5.8.  Потребность пациента в движении.
   5.9.  Потребность пациента в безопасной окружающей среде.
   5.10.  Потребность пациента в общении, труде и отдыхе.
   5.11. Сестринский процесс при боли.
   5.12.Контрольные вопросы.
6. Список литературы для преподавателя и студентов.

Пояснительная записка

Данная методическаяразработка составлена для проведения лекционных занятий по профессиональному модулю «Выполнениеработпооднойилинескольким профессиямрабочих, должностям служащих» со студентами 1 курса, обучающимися по специальностям:060101 лечебное дело, 060102 акушерское дело, 060501 сестринское дело.
Соответствует требованиям, предъявляемым к выпускнику государственным стандартом среднего профессионального образования.

Темы занятий актуальны, так как содержащаяся в лекциях информация поможет студентам овладеть видом профессиональной деятельности «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», в том числе профессиональными и общими компетенциями.

Методические рекомендации для ведения занятия:

Занятия необходимо оснастить необходимым оборудованием, таблицами, микростендами, мультимедийным сопровождением. Студентам в ходе подготовки к занятию требуется методическая помощь. С этой целью им предварительно даются рекомендации по самоподготовке и раздаются индивидуальные задания.

Изложение нового материала, индивидуальный опросрекомендуется проводить параллельно, по разделам темы. Для педагогического показа рекомендуется использовать мультимедийные презентации, учебные фильмы. Следует обращать особое внимание студентов на этико - деонтологические принципы работы медицинской сестры, фельдшера и акушерки, подчеркивать важность работы и высокую ответственность за здоровье пациента. Также следует обращать внимание студентов на соблюдение правил техники безопасности при работе.

Для обобщения новых знаний студентоврекомендуется использовать разнообразный дидактический материал, содержащий различные формы опроса:

- фронтальный опрос в виде разминки;
           - медицинский диктант;
            - тест-контроль.

После проверки выполнения этих заданий преподавателю необходимо обратить внимание студентов на те вопросы, которые им следует доработать в процессе занятия.


Методическая разработка
для преподавателя к лекционным занятиям

По профессиональному модулю: Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Для специальностей: 34.02.01сестринское дело.

Цели занятий:

  1. Дидактические:
    - ознакомить студентов сэффективными способами общения с пациентами и их окружением в процессе профессиональной деятельности;
    - ознакомить с принципами профессиональной этики;
    - ознакомить со способами обеспечения безопасной больничной среды для пациентов и персонала;
    -изучить способы санитарно - просветительской работы среди населения;
    -  изучить основы гигиенического питания;
    - изучить историю и философию сестринского дела;
    -ознакомить с основными потребностями человека, этапами сестринского процесса.
  2. Воспитательные:
    -воспитывать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа;
    - прививать этико-деонтологические нормы поведения при взаимодействии с пациентами и их родственниками;
    - воспитывать честность, чуткость и отзывчивость.
  3. Развивающие:
    - способствовать развитию у студентов памяти, внимания, наблюдательности при работе с больными;
    - способствовать развитию коммуникативных способностей;
    - способствовать умению работать в коллективе и в команде;
    - способствовать развитию понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

ИНТЕГРАЦИЯ  МДК 1 «Организация безопасной среды для пациентов и персонала».

ИСТОКИ

ВЫХОД

Межпредметные

Внутрипредметные

Межпредметные

Внутрипредметные

Физика

Химия

Биология

Анатомия

Патология

Физиология

Инфекционный контроль.

Кормление тяжелобольных пациентов.

Личная гигиена пациентов.

Здоровый человек и его окружение.

Акушерство и гинекология.

Педиатрия.

Хирургия.

Терапия.

Соблюдение правил биомеханики тела пациента и медсестры.

Лечебно-охранительный режим в ЛПО.

Профилактика профессиональных заражений медицинского персонала.

        

ИНТЕГРАЦИЯ  МДК 2 «Технология оказания медицинских услуг».

ИСТОКИ

ВЫХОД

Межпредметные

Внутрипредметные

Межпредметные

Внутрипредметные

Физика

Химия

Биология

Анатомия

Патология

Физиология

Профессиональное общение с пациентом и его окружением.

 Уход за пациентами различных возрастных групп в условиях ЛПО и на дому.

Здоровый человек и его окружение.

Акушерство и гинекология.

Педиатрия.

Хирургия.

Терапия.

Оценка функционального состояния пациента.

Соблюдение личной гигиены пациента, уход.

Применение лекарственных средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ  ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:

  1. Шакирова Ф.А.  Заветы ФлоренсНайтингейл. История сестринского дела: учебное пособие. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию, 2015. – 120 с.
  2. Пастернак А.В. Очерки по истории общин сестёр милосердия. – М.: Свято-Дмитриевское училище сестёр милосердия, 2016. – 190 с.
  3. Сестринский процесс: учеб.пособие: пер. с англ. ∕ под общ. ред. проф. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2015. – 268 с.
  4. Ситуационное обучение в сестринском деле: учеб.пособие ∕ под общ. ред. С.И. Двойникова, С.В. Лапик. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2015. – 330 с.
  5. Теория и концептуальная модель: учеб.пособие: пер. с англ. ∕ под общ. ред. проф. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2016. – 250 с.
  6. Хетагурова А.К. Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры / Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1. – 2017. – 89 с.
  7. Шпирина А.И. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни: учеб.пособие для преподавателей и студентов. – М.: ВУНМЦ, 2015. – 550 с.
  8. Этический кодекс медицинской сестры России. Ассоциация медицинских сестёр России, Санкт-Петербург 1916, составитель А.Я. Иванюшкин.
  9. Ярцева Т.Н. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – М.: АНМИ, 2016. – 450 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Программный документ // Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Экспертная площадка открытого обсуждения Концепции развития здравоохранения до 2020 года. – 2017 [Электронный ресурс]. Систем.требования: Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint. – URL: http://www.zdravo2020.ru/concept (датаобращения: 14.03.2017).
  2. Министерство здравоохранения и социального развития РФ // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. – 2015-2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.minzdravsoc.ru (дата обращения: 14.03.2017).
  3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. – 2006-2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rospotrebnadzor.ru (дата обращения: 14.03.2017).
  4. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека // Официальный сайт ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. – 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fcgsen.ru (дата обращения: 14.03.2017).
  5. Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. – 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rost.ru (дата обращения: 14.03.2017).
  6. Обязательное медицинское страхование. Информационный портал // Независимый портал по ОМС. – 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.omsportal.ru/ (дата обращения: 14.03.2017).
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета: электронная версия. – 1998-2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2010/12/03/oms-dok.html (дата обращения: 14.03.2017).
  8. Электронная медицинская библиотека «Консультант врача» // [Электронный ресурс]. URL:  http://rosmedlib.ru (дата обращения: 14.03.2017).
  9. Ассоциация медицинских сестер России // Официальный сайт Ассоциации медицинских сестер России. – 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.medsestre.ru/russian (дата обращения: 14.03.2017).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ  СТУДЕНТОВ:

  1. Шпирн А.И. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни: учеб.пособие для преподавателей и студентов. – М.: ВУНМЦ, 2015. – 550 с.

  1. Хетагурова А.К. Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры / Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1. – 2017. – 89 с.
  2. С.И. Двойников Теория сестринского дела. Учебное пособие для студентов. Самара: ГП «Перспектива», 2016. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..

Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...

Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..

Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...

Методическая разработка учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях »

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях» в соо...

Методическая разработка учебного заняти по теме "Введение. Этапы развития и становления хирургии"

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями  Государственного  образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника ...

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...