конспект урока
план-конспект урока

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока414.1 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»    

     

КОНСПЕКТ УРОКА

по дисциплине «История»

по теме «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»

для студентов I курса

33.02.01. «Фармация»

34.02.01. «Сестринское дело»

Преподаватель: С.Л. Лучкина

Рославль

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.

Нетрадиционный урок должен являться конкретным выражением той или иной методической концепции. Урок – это показатель производительности труда педагога и обучающихся. Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого педагог должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к истории.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории. Немалая роль в этом отводится так называемым нетрадиционным или нестандартным урокам.

Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя-предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях педагог может сделать выводы о знаниях обучающихся, усвоении ими материала, уровне подготовленности к следующему этапу обучения .Данные уроки несут в себе большую информационную и смысловую нагрузку, так как полученная на нескольких уроках информация повторяется, систематизируется, подвергается анализу.

На подобных уроках, как правильно, используется в большом количестве наглядность. Это может быть изображение архитектурных и других памятников, портреты, высказывания, предметы быта, рисунки и т.д. Важно также продумать этапы игры, переход от одного периода к другому. И, так как это обобщающий урок, очень важно, чтобы в нем приняло участие как можно больше учащихся, и накопляемость оценок должна быть достаточно высокой.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

ТЕМА «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.»

Цель: Обобщение и систематизация знаний по событиям Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные:         

- систематизировать и закрепить знания об основных этапах войны, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне;

- раскрыть историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Коррекционно-развивающие: 

- коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;

- продолжать развивать познавательные способности при обобщении исторического материала;

- продолжать развивать умение рассуждать, формулировать вопросы, выступать с устными сообщениями.

- продолжать развивать умение выражать свое отношение к событиям, историческим действиям.

Воспитательные: 

- формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.

Методы:

Словесный – рассказ, беседа.

Наглядный – презентация, видеоролики.

Практический – самостоятельная работа.

Оборудование и материалы:

- Ноутбук, проектор, экран;

- Презентация «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»;

- Рабочие тетради, ручки, карандаши;

- Видеоролик «Водружение советского флага над рейхстагом»;

- Видеоролик «День Победы»;

- Карточки с заданиями.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: Путешествие во времени.

Инструкция по оценке знаний обучающихся: каждый верный ответ на задания 1,2,3,4 – 1 - 2 балла (а зависимости от полноты ответа), задания 5,6,7,8 - 3 - 4 балла (в зависимости от полноты ответа). В зависимости от суммы набранных баллов обучающийся получает оценку «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо, «5» - отлично.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Доклад дежурного.

II. Работа по теме урока.

Сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим путешествие в историю нашей великой страны России. Чтобы перенестись во времени, давайте посмотрим видеоролик. (Видео «Начало войны»).

Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. В полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел – Молотов (Прослушивание записи).  

Итак, тема нашего урока «Великая Отечественная война».

Цель нашего урока – вспомнить и закрепить знания об основных этапах войны, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне.  

2019 год – год 74 годовщины Победы в Великой Отечественной войне, победы над фашизмом, над злом, ненавистью, агрессией. Солдаты Великой Отечественной войны верили, что об испепелённых годах войны будут знать дети, внуки, правнуки. Ныне живущие и все последующие поколения. Снова и еще раз вспомним военные дороги советских солдат. Вспомним, как это было. Постараемся выяснить, почему же выдающийся советский и российский писатель Виктор Астафьев предостерегает людей: «… Это не должно повториться!». 

ЗАДАНИЕ № 1. КЛАСТЕР.

Для того, чтобы вам легче было вспомнить те далекие военные годы, давайте выполним задание. Я предлагаю составить Кластер. Напишите «Великая Отечественная война», над стрелками запишите то, что вы знаете о Великой отечественной войне. (примерные ответы детей: война, 22 июня, День Победы, 70-летие Победы, 1941 г. – начало войны, 1945 г. – окончание войны, Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Московская битва, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, Курская битва, взятие Берлина).

Проверка выполненного задания.

Молодцы! Я вижу, что у вас есть знания. Мы можем отправиться в наше путешествие во времени.

ЗАДАНИЕ №2.  БЛИЦ – ОПРОС.

1. Какие территории были присоединили к СССР в 1939 г? (Западная Украина и Белоруссия).

2. Когда и какими действиями началась Вторая мировая война? (1сентября 1939г.,  Германия напала на Польшу).

3. Что такое “Барбаросса”. (План Германии - нападения на СССР).

4. Когда был утверждён этот план? (18 декабря 1940)

5. Верховный Главнокомандующий Красной армией с 8 августа 1941 г. (И.В. Сталин).

6. Людские потери СССР в Великой Отечественной войне? (27 млн. чел.)

7. Начало блокады Ленинграда? (сентябрь 1941 г.)

8.Битва под Москвой? (30 сентября - 5 декабря 2941 г.) 

9. Два самых крупных сражения в В.О.В.? (Сталинградская, битва за Берлин)

10. Открытие Второго фронта в Европе. (6 июня 1944 г).

11. Кто руководил обороной Ленинграда? (Г.К. Жуков).

12. Как Вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для Сталина?

Учитель: РАССКАЗ ПРО ЗОРГЕ. Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Рихард Зорге был одним из выдающихся шпионов. Он работал на разведку СССР в 30-40 годах 20 века. Именно Зорге сообщил о плане Германии напасть на СССР и даже указал дату – 22 июня. Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР. Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне.

В 1943 году в Японии Зорге был арестован. Советское руководство отрицало факт принадлежности Зорге к внешней разведке Советского союза и отказалось его обменять.  Через год Рихарда Зорге казнили. Только в 1964 году правительство СССР присвоило звание Героя Советского Союза посмертно.

    Такой была обстановка накануне Великой Отечественной войны.

Чтобы путешествие прошло успешно, и мы не сбились с пути, у нас должен быть маршрут. Давайте вспомним основные события Великой Отечественной войны. 

ЗАДАНИЕ № 3. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ВОВ.

Раздаточный материал: задание на карточке - соотнесите даты с событиями и запишите в тетради: (проверка на слайде)

1. Московская битва

2. Сталинградская битва

3. Курская битва

4. Блокада Ленинграда

5. Битва за Берлин

                     А) июль 1942 - февраль 1943 гг.

                     Б) весна 1945 г.

                     В) декабрь 1941 – апрель 1942 гг.

                     Г) июль 1943 г.

                     Д) сентябрь 1941 – август 1944 г.

1.

2.

3.

4.

5.

В)

А)

Г)

Д)

Б)

С этим заданием мы справились.  

ЗАДАНИЕ № 4. СОВЕТСКИК ВОЕНАЧАЛЬНИКИ ВОВ.

А сейчас давайте вспомним советских военачальников, участников Великой Отечественной войны. Сейчас на экране вы увидите портреты советских военачальников. Вы должны сказать как их зовут.

  1. Георгий Константинович Жуков
  1. Конев Иван Степанович
  1. Рокоссовский Константин Константинович
  1. Василевский Александр Михайлович

Сообщение ученика (сопровождается презентацие).

Георгий Константинович Жуков (1896-1974) - советский военачальник. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа». Когда началась Великая Отечественная война, Жукова назначили начальником Генштаба и заместителем наркома обороны СССР. Он участвовал в разработке и осуществлении самых крупных военных операций во время Великой Отечественной войны. Почти все эти операции были успешными.

8 мая 1945 года в 22:43 (9 мая 0:43 по московскому времени) в Берлин Жуков принял от гитлеровского генерал - фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии.

https://aeslib.ru/wp-content/uploads/2018/12/mini-e1543767366266.jpg

https://zabavnik.club/wp-content/uploads/rokossovskiy_13_12095407.jpg

https://smoldaily.ru/wp-content/uploads/2019/03/28E75993-ABBD-4BBC-95DE-8115A2694D32-638x900.jpeg

https://i.pinimg.com/736x/c9/38/b2/c938b20214b6263936b80ea90aa4915e.jpg

Сообщение ученика (сопровождается презентацие).

Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968) - советский и польский военачальник, Маршал Советского Союза (1944). Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Руководил крупными операциями - Битва за Москву, Сталинградская битва, в результате которых были достигнуты выдающиеся успехи в разгроме немецко-фашистских войск. Во время Берлинской наступательной операции войска 2-го Белорусского фронта под командованием К. К. Рокоссовского своими действиями сковали главные силы 3-й немецкой танковой армии, лишив её возможности участвовать в битве за Берлин. Командовал историческим Парадом Победы в Москве.

Сообщение ученика (сопровождается презентацие).

Иван Степанович Конев (1897 -1973). Маршал Советского Союза (1944), прославленный полководец, командующий рядом фронтов в годы Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза. Блестяще организовал и провел ряд важнейших операций, участвовал в битве за Москву, в Курской битве, штурме Берлина, освобождал Прагу. Решительность в проведении операций принесла Коневу славу мастера окружений, близость к бойцам - звание солдатского маршала. 

Сообщение ученика (сопровождается презентацие).

Василевский Александр Михайлович (1895 – 1977 гг.). Родился в Ивановской области. В 1915 году закончил Алексеевское военное училище. Участник Первой мировой войны. С 1919 году он стал служить в Красной Армии. В 1926 году был направлен в Академию Генштаба. Успешно окончил ее. С лета 1942 года он руководит Генштабом. В 1943 году получил звание Маршала Советского Союза. В годы ВОВ освобождал Украину, Белоруссию, Прибалтику, Восточную Пруссию. Разгромил японскую Квантунскую армию.  

ЗАДАНИЕ № 5. МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА».

Продолжаем наше путешествие во времени, сейчас мы отправимся по историческим местам Великой Отечественной войны. 

1. Крепость, построенная в 1833-39 годах, героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость. (Брестская крепость).

2. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город.

1) Смоленск 2) Курск 3) Ленинград 4) Брест

3. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И.В. Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов. Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы?

1) Москва 2) Одесса 3) Севастополь 4) Ленинград

4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны? 

1) Москва 2) Одесса 3) Севастополь 4) Ленинград

5. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединила блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила? (Ладожское озеро) 

6. 12 июня 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков). Около какой деревни оно состоялось? (д. Прохоровка) 

7. В декабре 1941 года началось контрнаступление советских войск под… 

1) Киевом 2) Ленинградом 3) Сталинградом 4) Москвой.

ЗАДАНИЕ №6. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЦИФРАХ.

Учитель показывает слайд с цифрой, обучающиеся называют, как она связана с Великой отечественной войной 1941 – 1945 гг.

6 лет – длилась Вторая мировая война.

1418 дней – длилась Великая Отечественная война.

900 дней – длилась блокада Ленинграда.

200 дней – длилась героическая оборона Сталинграда.

27 млн. чел. – погибли за время войны

Учитель: Продолжаем наше путешествие…

ЗАДАНИЕ № 7. РАССУЖДЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ.

  1. В истории нашего государства была Отечественная война 1812 года. Есть ли сходство в этих двух войнах. 

Ответ: и Наполеон и А. Гитлер мечтали завоевать весь мир; население России и Советского Союза одинаково сплотились для отпора врагу; было развернуто партизанское движение в тылу врага.

  1. Почему во время Московской битвы Сталин не отменил парад в Москве?

Ответ: Парад был проведен, для того чтобы поднять дух всех советских людей; показать, что война не наступление на Москву не сломила жителей этого города.

  1. Что случилось бы с городом Ленинградом, если бы немецкие войска захватили этот город?

Ответ: Город был бы разгромлен, разрушены крупнейшие военные предприятия, архитектурные и культурные памятники.

  1. Как советскому народу удалось выстоять в Великой Отечественной войне?

Ответ: Советские люди во время войны проявили массовый героизм, показали бесстрашие, мужество и стойкость, умение жертвовать собой ради других. Советские люди защищали свое Отечество, свою Родину.

  1. Только ли взрослое население защищало свою Родину? Ответ: нет, помогали дети)

Помощь детей во время войны (доклад)

Юные погибшие герои,

Юными остались Вы для нас.

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла Вас.

Жизнь иль смерть - и нету середины.

Благодарность вечная Вам всем,

Маленькие стойкие мужчины

Девочки, достойные поэм.

Война - страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения. Дети и война - два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу.

Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. Их родители или воевали, или трудились с утра до вечера. Часто в 14-15 лет дети войны уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале.

Их отцы уходили на фронт, погибали, а матери часто не знали, где добыть еду, чтобы прожить следующий день. Немного проще было сельским жителям. У них была земля, которая, хотя и давала скудный урожай, но все же могла немного прокормить. Дети выкапывали остатки картошки, бегали в лес на поиски грибов, ягод и полезных кореньев.

В городах для детей ситуация была сложнее. Еду выдавали по пайкам, порции были крошечные. Увеличенную порцию хлеба могли получать работники фабрик и заводов. Многие промышленные предприятия были эвакуированы вглубь страны, вместе с ними ехали и семьи работников. И дети шли работать. И работали иногда быстрее и качественнее, перевыполняя все установленные нормы.

Дети мечтали повторить подвиги отцов и братьев. Многие специально прибавляли себе возраст, чтобы их взяли на фронт или в военное училище. Дети уходили в партизаны, особенно часто это происходило на окупированных территориях. Они мстили за убитых близких, мстили жестоко и беспощадно. Были случаи, когда дети вели боевые действия в регулярной армии против нацистов. Многие дети пытались бежать из своих домов на войну, но большинство из них были захвачены военной полицией и возвращены в свои дома. Часто солдаты находили детей в разоренных и сожженных деревнях. Осиротевших детей помещали в специально созданные во время войны детские дома, но иногда мальчишек включали в активные боевые подразделения, где они получали оружие и специальную форму. Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 - 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести.

ЗАДАНИЕ № 7.

  1. Война в лицах.

Кто изображён на портрете, какому событию посвящена картина, что вы можете рассказать о данной героине?

Ответ: Таня (подвиг Зои Космодемьянской). Казнь Зои Космодемьянской. Зоя Космодемьянская, красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта. Была заброшена в немецкий тыл, схвачена при попытке поджечь сарай, в д. Петрищево. На допросе назвалась Таней. 29 ноября 1941 была казнена. Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно). Во время Великой Отечественной войны, стала символом героизма советских граждан

Ответ: Александр Матросов. “Подвиг Александра Матросова”, А. Матросов в сентябре 1942 года был призван в армию. Служил рядовым стрелкового полка. Известен,  благодаря героическому подвигу. Он закрыл своей грудью амбразуру немецкого дзота, что и обеспечил продвижение нашей стрелковой части вперёд. Александру было 18 лет. Герой Советского Союза.

  1. История в памятниках.

Учитель: Укажите название памятника, где он находится.

  1. Мамаев курган. Волгоград. Монумент “Родина-мать зовёт!”

4) Памятник “Защитникам Советского Заполярья”. Мурманск.

  1. “Разорванное Кольцо”, на  берегу Ладожского озера, Ленинградская область.

5) “Мужество” Брестская крепость.

  1. Памятник воинам и партизанам.

г. Брянск.

6) Памятник “Неизвестному солдату” у Кремлёвской стены.

  1. История в документах и стихах. Укажите о каком событии или о какой битве идет речь.

1) «Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков,

И в сердцах будут жить двадцать восемь

Самых смелых твоих сыновей…» (28 панфиловцев)

2)«Скрипят, скрипят по Невскому полозья,

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюлях воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и живых…» (Блокада Ленинграда)

3)Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду –

На всех. На все четыре года. (Начало ВОВ, 22 июня)

4)Враг смолкал. И снова шел на приступ,

Со степных курганов видел он

Город, за которым волжский выступ

Острием на Запад обращен. (Сталинградская битва).

5)Недаром 1-й Белорусский

Громил оплот германо – прусский-

Гнездо зачинщиков войны.

Недаром 1-й Украинский

Ворвался в лабиринт берлинский

С другой ударив стороны. (Битва за Берлин).

6)Ракеты взмывают под звезды круто,

И ливень цветной не устанет литься

Громоподобным рокотом салюта

Приветствует смелых сынов столица. (День Победы).

 7) «Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения... Договор заключается сроком на десять лет... Составлен в двух оригиналах на немецком и русском языках в Москве».

Ответ: Договор о ненападении Германии и СССР 23 августа 1939 г., пакт Молотова – Риббентропа.

8) С 1920-х гг. в Красной армии. Один из выдвиженцев Сталина генерал (в сорок один год — генерал-лейтенант). В боях под Киевом и Москвой зарекомендовал себя как способный командир. В годы Великой Отечественной войны командовал корпусом и армией, являлся зам. командующего Волховским фронтом, командиром 2-й Ударной армии, оказавшейся весной 1942 г. в окружении под Ленинградом. Попал в плен (по другим данным — сдался добровольно). Возглавил «Комитет освобождения народов России» и «Русскую освободительную армию». По приговору Военной коллегии Верховного суда в 1946 г. повешен.

Ответ: А. Власов – советский военачальник, участник битвы за Москву. После разгрома второй ударной армии был захвачен в плен и согласился на сотрудничество с Третьим рейхом. Возглавил Русскую освободительную армию. В 1946 году осужден по обвинению в государственной измене, казнен.

9) В честь какого события был издан приказ Верховного Главнокомандующего?

«Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам... двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий».

Ответ: Освобождение 5 августа 1943 года г. Орла и Белгорода;

ЗАДАНИЕ № 8.

Просмотр видеоролика «Водружение советского флага над рейхстагом». 

Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, какое событие отражено в видеоролике? (Захват Берлина, водружение советского флага над рейхстагом)

- Что такое рейхстаг? (здание, где заседало государственное собрание)

- Когда произошло это событие? (ранним утром 1 мая 1945 года)

- Кто водрузил флаг над рейхстагом? (Михаил Алексеевич Егоров и Мелитон Варламович Кантария водрузили над Рейхстагом штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, ставший впоследствии Знаменем Победы).

III. Закрепление.

- Наш урок подходит к концу. О чём говорили сегодня на уроке? (ответы детей)

- Ребята, какой же вывод мы можем сделать после изучения таких драматических и героических событий этого тяжелейшего испытания для СССР, которые привели в итоге к великой победе? (ответы детей)

Песня «День Победы»

IV. Подведение итогов.

- Сегодня вы меня порадовали, все очень старались.

Прошу оценить вас свою деятельность на уроке. Выберите утверждение из 2 столбика:

                                                                                                

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я             

доволен / не доволен

Урок для меня показался              

коротким / длинным

За урок я                                         

не устал / устал

Мое настроение  стало

лучше / стало хуже

Материал урока мне был              

полезен / бесполезен

На уроке мне было

интересно/ скучно

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕТСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.

Начальный этап Великой Отечественной войны

Причины Великой Отечественной войны

  1. Стремление Гитлера к мировому господству немецкой нации (идея пангерманизма)
  2. Необходимость завоевания фашистской Германией природных ресурсов СССР, необходимых ей для продолжения войны против Англии и США
  3. Имперские амбиции Сталина, стремившегося распространить свой контроль на всю Восточную Европу.
  4. Неустранимые идеологические противоречия между капиталистической и социалистической системами

На рассвете 22 июня 1941 г. бомбардировками с воздуха и наступлением сухопутных войск Германия начала осуществление плана «Барбаросса». Он был рассчитан на молниеносную войну (блицкриг) и предполагал совместные действия трех групп армий (ГА): «Север» была нацелена на Ленинград; «Центр» - на Москву; «Юг» - на Украину. К сентябрю силы противника должны были выйти на линию Архангельск-Астрахань. План «Барбаросса» был частью глобального плана «Ост», предусматривавшего поэтапное установление на территории бывшего СССР «нового порядка», т.е. порабощение и частичное уничтожение населения СССР.

Уже 22 июня 1941 г. к советскому народу по радио обратился Нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов. Из его уст впервые прозвучали слова: «Враг будет разбит, победа будет за нами!». 3 июля прозвучало радиообращение И.В. Сталина, начинавшееся словами «Товарищи! Граждане! Братья и сестры!».

В связи с началом войны была реорганизована система управления СССР. 23 июня была образована Ставка Главного командования во главе с наркомом обороны Маршалом Советского Союза С. К. Тимошенко.

24 июня 1941 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление о создании Совета по эвакуации (председатель – Л. М. Каганович).

30 июня был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным, которому передавалась вся полнота исполнительной и законодательной власти в стране.

10 июля Ставка Главного командования реорганизуется в Ставку Верховного командования также под руководством Сталина.

В первые три недели войны немецкие войска, нанеся страшные поражения частям РККА, продвинулись на 300-600 км в глубь советской территории, оккупировав Латвию, Литву, Белоруссию, правобережную Украину, почти всю Молдавию. Относительно успешно советские войска держали оборону лишь в районе Смоленска (с 10 июля по 10 сентября). Здесь, впервые за время войны, немецкие войска вынуждены были прейти к обороне. В районе Смоленска, под Оршей, были впервые применены реактивные минометы – «Катюши». Несмотря на заминку в центре, немецкое наступление быстро развивалось на флангах. На северо-западе были взяты Тихвин и Выборг; 9 сентября началась блокада Ленинграда (продолжалась 900 дней). На юго-западе 19 сентября окружен Киев, где в плен попало около 650 тыс. человек. Взяв Киев, немцы развернули наступление на Донбасс и Крым и 3 ноября подошли к Севастополю.

Причины поражений Красной Армии в начале войны:

  1. Военно-экономический потенциал Германии, использовавшей ресурсы почти всей Западной Европы, значительно превышал возможности промышленности СССР;
  2. Гитлеровская армия имела двухлетний опыт ведения современной войны, в то время как профессиональный уровень советских войск, особенно командного состава, после массовых репрессий в армии, был невысок;
  3. Крупные просчеты советского руководства: недооценка роли механизированных соединений, устаревшие представления о способах ведения войны;
  4. Вмешательство Сталина в управление войсками, в частности – приказ о переходе в контрнаступление в первые дни войны, который стоил советской армии огромных потерь и привел к ее дезорганизации;
  5. Просчеты Сталина и его окружения в анализе международного положения, в определении сроков возможного начала войны, что привело к внезапности нападения противника.

30 сентября ГА «Центр» приступила к выполнению плана операции «Тайфун» (взятие Москвы).

Первая линия советской обороны была прорвана на линии между Ржевом и Вязьмой 5 октября; 6 октября пал Брянск. На несколько дней задержала немецкое наступление вторая линия обороны – под Можайском. 10 октября командующим Западным фронтом был назначен Жуков. 12 октября немцы заняли Калугу, 14-го – Калинин. Был взят Орел. К югу от Москвы героически оборонялась Тула.

16 ноября наступление фашистов возобновляется: к концу ноября – началу декабря им удается выйти к Наро-Фоминску и к Кашире, но дальше продвинуться им не удалось. Воспользовавшись передышкой, советское командование перебросило под Москву свежие дивизии с Дальнего Востока (в том числе – дивизия И.В. Панфилова – «панфиловцы»). Операция «Тайфун» провалилась, план «молниеносной войны» был сорван.

Причины срыва плана блицкрига:

  1. Массовые мужество и героизм советских воинов.
    С первого дня войны более месяца оборонялись защитники пограничной Брестской крепости. 26 июня совершил подвиг экипаж Николая Гастелло, направивший свой подбитый бомбардировщик на колонну танков. Эти и многие другие проявления мужества советских солдат внушали ужас противнику, лишали его веры в победу.
  2. Советские полководцы приобрели боевой опыт, необходимый для противостояния новейшей тактике противника.
  3. Появление на поле боя новейших образцов советской военной техники, превосходивших технику противника (танки КВ-1 и Т-34, штурмовик ИЛ-2, реактивный миномет "Катюша").
  4. Сложные природные и климатические условия западных и юго-западных районов СССР (летняя жара, пыль, осенняя распутица). Географический фактор (огромная территория нашей страны).

5-6 декабря войска Калининского (И.С. Конев), Западного (Г.К. Жуков) и правого крыла Юго-Западного (И.С. Тимошенко) фронтов перешли в контрнаступление. Были освобождены Калуга, Орел, Калинин, на некоторых участках фронта продвижение достигло 120 км только за декабрь. Однако уже в следующем месяце контрнаступление выдохлось и к марту 1942 г. фронт стабилизировался на линии Великие Луки – Гжатск - Киров. Несмотря на ограниченные итоги, контрнаступление под Москвой имела большое психологическое значение. Был сделан первый шаг к будущей победе.

В 1942 г. немецкий генштаб решил нанести основной удар в южном направлении, на нефтеносные районы Северного Кавказа и Баку. Вермахт испытывал острую нехватку горючего для техники. Ставка, преувеличивая значение одержанной под Москвой победы и считая, что в 1942 г. основные события вновь будут развиваться в центре, допустила ряд серьезных просчетов. Во-первых, решено прейти на центральном направлении к стратегической обороне, а, во-вторых, в то же самое время, был отдан приказ о проведении наступлений сразу на нескольких направлениях (в т.ч. на Ленинград и Севастополь) в расчете на то, что вермахт быстро израсходует свои силы. В итоге – основные силы Красной Армии были скованы стратегической обороной в Центре, а плохо подготовленные весенние наступления РККА закончились полным провалом.

Партизанское движение и советский тыл в годы войны.

Первый призыв к развертыванию движения сопротивления в тылу врага прозвучал в директиве СНК и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г. Однако партизанское движение еще долго носило стихийный характер. 30 мая 1942 г. в Москве был создан Центральный штаб партизанских движений во главе с П.К. Пономаренко. Задачей штаба была координация действий разрозненных партизанских отрядов. Стали возникать крупные партизанские соединения (полки, бригады), возглавляемые опытными командирами: С.А. Ковпаком, А.Н. Сабуровым, А.Ф. Федоровым, Н.З. Колядой, С. В. Гришиным и др. С лета 1943 г. крупные соединения партизан осуществляли боевые действия в рамках общевойсковых операций. Особенно масштабными были партизанские действия во время Курской битвы (операции «Рельсовая война» и «Концерт»). По мере наступления советских войск партизанские соединения переформировывались и вливались в подразделения регулярной армии.

24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации. Были намечены основные направления перестройки экономики:

  1. Эвакуация из прифронтовой полосы на восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей.
  2. Переход заводов и фабрик гражданского сектора на выпуск боевой техники. Например, ленинградский завод им. Кирова и харьковский завод по производству дизелей были слиты с Челябинским тракторным для выпуска танков («Танкоград»).
  3. Ускоренное строительство новых промышленных объектов.

К концу 1941 г. удалось остановить падение промышленного производства, а в конце 1942 г. СССР уже значительно опережал Германию в выпуске боевой техники. Этот фактор стал решающим в период коренного перелома. Своего максимального уровня производство вооружения достигло в 1944 г.

Коренной перелом в ходе войны.

Развернув широкомасштабное наступление на Северный Кавказ немецкое командование одновременно стремилось лишить СССР нефтяных поставок с Каспия, которые осуществлялись по Волге. Перерезать эту важнейшую нефтяную артерию было решено в районе Сталинграда, где силы РККА были незначительными. В июле 1942 г. начался первый этап Сталинградской битвы – оборонительный.

Пытаясь остановить отступающие части Красной Армии, 28 июля 1942 г. Сталин подписал приказ № 227: «Ни шагу назад!». Приказ предусматривал создание штрафных батальонов из числа средних и старших командиров проявивших трусость и заградительных отрядов, имевших задание расстреливать паникеров и трусов. В августе того же года был подписан приказ № 270, объявлявший всех попавших в плен военнослужащих РККА предателями.

12 сентября начался штурм Сталинграда частями 6-й армии Паулюса и 4-й танковой армии Гота. Сталинград обороняла 62-я армия Чуйкова. В ожесточенных боях немецкие войска несли большие потери, это вынудило их постепенно перейти к обороне. Возникла пауза, которая позволила советскому командованию подготовить план контрнаступления.

Согласно плану «Уран», разработанному Г. К. Жуковым и предусматривавшему использование сил Юго-Западного, Сталинградского и Донского фронтов для окружения немцев в Сталинграде, 19 ноября советские войска начали контрнаступление. 23 ноября, прорвав позиции гитлеровцев, части 62-й (Чуйков) и 64-й (Родимцев) армий окружили группировку противника. С 12 по 19 декабря было остановлено продвижение группы войск Манштейна (операция «Сатурн»), которая пыталась спасти окруженные части. 2 февраля 1943 г. Паулюс капитулировал (операция по ликвидации немецкой группировки – «Кольцо»).

Победа под Сталинградом была началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

После завершения сражения под Сталинградом проводится целая серия крупных наступлений. Были освобождены Ростов, Воронеж, Курск, Белгород, Харьков (позднее вновь потерян), часть Донбасса. Войска Западного фронта подошли к Смоленску; с освобождением Шлиссельбурга (операция «Искра») была прорвана блокада Ленинграда.

Несмотря на тяжелые поражения, в мае 1943 г. немецкое командование вновь попыталось овладеть инициативой, готовясь уничтожить «курский выступ» («Курскую дугу») советско-германского фронта – операция «Цитадель». На рассвете 5 июля началась Курская битва. Основные события развиваются в районе Центрального (Рокоссовский) и Воронежского (Ватутин) фронтов. В ходе битвы (12 июля) произошло самое крупное танковое сражение в истории – в районе деревни Прохоровка. 23 июля немецкое наступление было остановлено по всему фронту, а 3 августа советские войска перешли в наступления на Орел (операция «Кутузов»), Курск и Белгород («Суворов»). В честь освобождения Орла и Белгорода в Москве впервые был дан победный салют, позднее ставший традиционным.

Завершился коренной перелом в ноябре-декабре 1943 г. с форсированием Днепра (прорыв «Восточного вала») и освобождением Киева.

Главной причиной коренного перелома в Великой Отечественной войне стало достижение Советским Союзом военно-экономического превосходства над Германией.

Завершающий этап Великой Отечественной войны.

В январе 1944. г. советские войска развернули новое наступление, в ходе которого 27 января была окончательно снята блокада Ленинграда (Ленинградский и Волховский фронты), освобожден также Новгород. В апреле - мае освобождены вся Правобережная Украина (1, 2, 3-й Украинские фронты) и Крым (4-й Украинский фронт). В результате наступления 1, 2, 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов (операция «Багратион», Рокоссовский) разгромлена ГА «Центр» и освобождена Белоруссия. 1-й Украинский фронт разгромил группировку «Северная Украина» (Львовско-Сандомирская операция), освободил Львов. 2-й и 3-й Украинские фронты освободили Кишинев (Ясско-Кишиневская операция). Военные действия переносятся на территории союзников Германии и оккупированных ею стран. На протяжении лета-осени 1944 г. были особождены Румыния (2-й Украинский фронт), Болгария (2-й Украинский фронт), Югославия (3-й Украинский фронт), Венгрия и Словакия.

В январе 1945 г. советские войска, прорвав немецкую оборону, переходят в последнее наступление (Висло-Одерская операция). В начале февраля они заняли Силезию, 10 марта форсировали Одер. Одновременно 3-й Белорусский фронт проводит Восточно-Прусскую операцию – взят Кенигсберг (командующий фронтом И.Д. Черняховский погиб в бою). Под прикрытием армий Рокоссовского на севере и Конева на юге 16 апреля Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский и И.С. Конев начинают штурм Берлинского укрепрайона (штурм Зееловских высот). 25 апреля произошла встреча советских и американских войск на Эльбе. 30 апреля двое советских солдат (Егоров и Кантария) водрузили красное знамя над Рейхстагом. 2 мая 1945 г. генерал Чуйков принял капитуляцию немецкого гарнизона, а 9 мая в Берлине в присутствии советских, английских, американских и французских представителей фельдмаршал Кейтель подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии. Со стороны советского командования акт подписал Г.К. Жуков.

9-11 мая 1945 г. – освобождение Праги частями И.С. Конева.

Причины победы СССР в Великой Отечественной войне:

  1. Беспримерные мужество и героизм советских солдат.
  2. Высокий мобилизационный потенциал советской экономики.
  3. Подвиг советских партизан.
  4. Трудовой подвиг тружеников советского тыла.
  5. Высокое полководческое мастерство командования Советской армии.
  6. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией.
  7. Сказалось влияние географического (огромная территория) и климатического (суровые зимы) факторов.
  8. Экономическая и военно-техническая помощь союзников. осуществляемая по ленд-лизу.
  9. Мощнейшая пропагандистская компания, развернутая в СССР. Благодаря ей поддерживались вера советского народа в победу и готовность отдать во имя нее все силы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Задание: соотнесите даты с событиями и запишите в тетради: (проверка на слайде)

1. Московская битва

2. Сталинградская битва

3. Курская битва

4. Блокада Ленинграда

5. Битва за Берлин

                     А) июль 1942 - февраль 1943 гг.

                     Б) весна 1945 г.

                     В) декабрь 1941 – апрель 1942 гг.

                     Г) июль 1943 г.

                     Д) сентябрь 1941 – август 1944 г.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гареев, М. А. Об уроках и опыте Великой Отечественной войны / М. А. Гареев // Новая и новейшая история. – 2010.
  2. Полководцы Великой Отечественной: Кн. для учащихся ст. классов / Сост. А. М.Кучеров. – М. : Просвещение, 1988.
  3. Ради жизни твоей: Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне / Сост. В. Близненкова.
  4.  Великая Отечественная война: Вопросы и ответы Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р.. -- М.: Политиздат, 1984.
  5. Приказы народного комиссара обороны СССР. 1937 - 21.06.1941 года. - М., 1994.
  6. Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР. 1937 г. - 21 июня 1941 г. - М.: ТЕРРА, 1994.
  7. Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР.22 июня 1941 - 1942 гг. - Т.13 (2-2). - М.: ТЕРРА, 1997.
  8. Русский архив: Великая Отечественная: Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 гг.: Документы и материалы. - М.: ТЕРРА, 1999.
  9. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Вып.37. - М.: Воениздат, 1959.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"

Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...

Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."

Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....