Курсовая работа
проект

Зулунова Гулбахор  Турсуновна

Проектно-исследовательсная деятельность студентов напрвлена на повышение уровня профессиональной подготовки ,развитие медицинского мышления и логики, что необходимо в профессиональной карьере современного конкурентноспособного специалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Курсовая работа61.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное профессиональное

                           образовательное учреждение Владимирской области

  «КОВРОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Е. И. Смирнова»

      Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

  КУРСОВАЯ РАБОТА

СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ОБСТРУКТИВНОМ БРОНХИТЕ У ДЕТЕЙ

ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.01. Осуществление сестринского ухода в педиатрии

Выполнил:

студент 3 курса

31 М группы                                        Власова Анастасия Сергеевна

Руководитель:

преподаватель                                  Зулунова Гулбахор Турсуновна

Допущен (а): _____      ___________

                                  (дата)                  (подпись)

Защитил (а):_______      ________   ____________

                                 (оценка)              (дата)                (подпись)

                                                      Ковров

                                                        2017


                                                    СОДЕРЖАНИЕ

       

Введение                    

1 Сестринский уход при обструктивном бронхите у детей        

1.1 Особенности этиологии и патогенеза обструктивного бронхита у детей

1.2 Классификация и клиническая картина обструктивного бронхита у детей                                                                                                                                    1.3 Диагностика обструктивного бронхита у детей

1.4 Организация сестринского ухода за детьми страдающими обструктивным бронхитом

1.5 Основные принципы лечения обструктивного бронхита у детей        

1.6 Деятельность медицинской сестры по профилактике обструктивного бронхита у детей                                                                                                

Заключение                                                                                                   Список используемой литературы                                                            

Приложения                                                                                                  

3

 6

 

8

10

12

16

19

21

23

24


                                            ВВЕДЕНИЕ

Бронхолегочные заболевания - одна из основных причин заболеваемости и смертности населения. Начиная с 60х гг. ХХ столетия стало расти число пациентов с заболеваниями органов дыхания, и в первую очередь – обструктивным бронхитом, и бронхиальной астмой. Ряд авторов отмечают, что динамика болезненности, инвалидности и смертности населения с обструктивным бронхитом приобрела угрожающий характер, удваиваясь каждые пять лет.

Проведенный анализ заболеваемости вследствие болезней органов дыхания показал, что они занимают первое ранговое место в структуре заболеваемости детского населения Российской Федерации и составляют 470,6 случаев на 1 тыс. населения. При этом лидирует обструктивный бронхит: 29,7 случаев на 1 тыс. населения. При этом не выявлено особых различий по полу среди больных обструктивным бронхитом, что связано, по-видимому, низкой медицинской активностью и многими другими факторами риска.

Следовательно, обструктивный бронхит в настоящее время является весьма актуальной медико-социальной проблемой. К сожалению, распространенность обструктивного бронхита достаточно велика и не имеет тенденции к существенному снижению: сохраняется ежегодный прирост на уровне 10%. Увеличился риск осложнений заболевания.

Бронхиты у детей являются самими распространенными заболеваниями респираторного тракта. У детей раннего возраста воспаление бронхов нередко протекает с бронхообструктивным синдромом, обусловленным отеком слизистой, повышенной бронхиальной секрецией и бронхоспазмом. В первые три года жизни обструктивный бронхит переносят около 20% детей; у половины из них в дальнейшем эпизоды бронхообструкции повторяются, как минимум 2-3 раза.

Актуальность данной патологии состоит в том, что медицинская сестра должна не только выполнять назначения врача, но и уметь правильно общаться с ребёнком и его родителями, соблюдать этико- деонтологические принципы, уметь обследовать ребёнка, оценивать полученные данные с учётом возрастных норм. При организации сестринского ухода необходимо помнить, что это непрерывный процесс, в центре которого находится ребёнок, а его здоровье находится в полной зависимости от правильных, грамотных и чётких действий медицинских сестёр. Важно лечить болезнь и организовать правильный уход, но ещё важнее предотвращать заболевание. Необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он может развиваться физически, душевно и социально здоровым. Для этого детям прежде всего нужны внимание, здоровое питание, достаточно сна, много движения на свежем воздухе, закаливание организма. Ведь здоровье, в соответствие с определением Всемирной организации здравоохранения -это не только отсутствие болезней, это всестороннее физическое, духовное и социальное благополучие. Обструктивный бронхит у детей имеет огромное медицинское и социальное значение. Своевременное выявление и грамотная тактика медицинской сестры уменьшит процент заболеваемости и осложнений [1].

Цель работы: проанализировать особенности сестринского ухода за пациентами детского возраста, страдающих обструктивным бронхитом.

Задачи работы:

1. Изучить источники информации по проблеме исследования, определить основные понятия.

2. Проанализировать особенности этиологии и патогенеза обструктивного бронхита у детей.

3. Исследовать клиническую картину и основные принципы лечения обструктивного бронхита у детей.

4. Изучить диагностику обструктивного бронхита у детей.

5. Проанализировать организацию сестринского ухода за детьми, страдающими обструктивным бронхитом.

Объект исследования: медицинский уход за детьми с обструктивным бронхитом.

Предмет исследования: профессиональная деятельность медицинской сестры по уходу за пациентами с обструктивным бронхитом.

Методы исследования:

  1. анализ литературы, нормативной документации;
  2. работа в сети интернет.

Практическая значимость работы. Результаты данной работы направлены на практическое применение полученной информации в профессиональной деятельности медицинской сестры с целью грамотной организации сестринского ухода за детьми, страдающими обструктивным бронхитом.


1 Сестринский уход при обструктивном бронхите у детей

1.1 Особенности этиологии и патогенеза обструктивного бронхита у детей

Обструктивный бронхит у детей - воспалительное поражение бронхиального дерева, протекающее с явлением обструкции, т. е. нарушением проходимости бронхов. Течение обструктивного бронхита у детей сопровождается малопродуктивным кашлем, шумным свистящим дыханием с форсированным выдохом, тахипноэ, дистанционными хрипами.

В этиологии обструктивного бронхита у детей первостепенную роль играют респираторно-синцитиальный вирус, вирус парагриппа 3 типа, энтеровирусы, вирусы гриппа, адено- и риновирусы. Подтверждением ведущего значения вирусных возбудителей служит тот факт, что в большинстве наблюдений развитие обструктивного бронхита у ребенка предшествует ОРВИ.

При повторных эпизодах обструктивного бронхита у детей в смыве с бронхов часто выявляется инфекций - хламидий, микоплазм, герпесвирусов, цитомегаловируса. Часто бронхит с обструктивным синдромом у детей провоцируется плесневым грибком, который интенсивно размножается на стенах помещений с повышенной влажностью. Оценить этиологическое значение бактериальной флоры довольно затруднительно, поскольку многие ее представители выступают условно-патогенными компонентами нормальной микрофлоры дыхательных путей.

Немаловажную роль в развитии обструктивного бронхита у детей играет аллергический фактор – повышенная индивидуальная чувствительность к пищевым продуктам, лекарственным препаратам, домашней пыли, шерсти животных, пыльце растений. Именно поэтому обструктивному бронхиту у детей часто сопутствуют аллергический конъюнктивит, аллергический ринит, атопический дерматит.

Рецидивам эпизодов обструктивного бронхита у детей способствует глистная инвазия, наличие очагов хронической инфекции (синуситов, тонзиллита, кариеса и др.), активное или пассивное курение, вдыхание дыма, проживание в экологически неблагоприятных регионах и т. д.

Патогенез обструктивного бронхита у детей сложен. Вторжение вирусного агента сопровождается воспалительной инфильтрацией слизистой бронхов плазматическими клетками, моноцитами, нейтрофилами и макрофагами, эозинофилами. Выделение медиаторов воспаления (гистамина, простагландинов и др.) и цитокинов приводит к отеку бронхиальной стенки, сокращению гладкой мускулатуры бронхов и развитию бронхоспазма.

Вследствие отека и воспаления увеличивается количество бокаловидных клеток, активно вырабатывающих бронхиальный секрет (гиперкриния). Гиперпродукция и повышенная вязкость слизи (дискриния) вызывают нарушение функции реснитчатого эпителия и возникновение мукоцилиарной недостаточности (мукостаза). Вследствие нарушения откашливания, развивается обтурация дыхательных путей бронхиальным секретом. На этом фоне создаются условия для дальнейшего размножения возбудителей, поддерживающих патогенетические механизмы обструктивного бронхита у детей.

В отличие от простого бронхита, воспаление с обструктивным компонентом значительно реже осложняется пневмонией у детей.

Для обозначения обструктивного бронхита у детей иногда используются термины «астматический бронхит» и «спастический бронхит», однако они являются более узкими и не отражают всей полноты патогенетических механизмов заболевания.

1.2 Классификация и клиническая картина обструктивного бронхита у детей

По течению обструктивный бронхит у детей может быть острым, рецидивирующим и хроническим или непрерывно-рецидивирующим (при бронхолегочной дисплазии, облетирующем бронхиолите и др.).

По степени выраженности бронхиальной обструкции выделяют: легкую (I), среднетяжелую (II), тяжелую (III) степень обструктивного бронхита у детей.

Предрасполагающие факторы развития обструктивного бронхита

  1. Особенности анатомического строения органов дыхания у детей раннего возраста:
  • Увеличенная железистая ткань бронхов;
  • Продукция вязкой мокроты;
  • Особенности строения диафрагмы;
  • Более узкие дыхательные пути по сравнению со старшими детьми и взрослыми;
  • Недостаточный местный иммунитет.
  1. Преморбидный фон (состояние организма ребенка до заболевания):
  • Аллергические заболевания и наследственная предрасположенность к ним;
  • Рахит;
  • Увеличение вилочковой железы (тимуса);
  • Недостаточная масса тела;
  • Внутриутробные инфекции;
  • Ранний переход на искусственное вскармливание;
  • Перенесенные ОРЗ в возрасте до года.
  1. Факторы окружающей среды:
  • Неблагоприятная экологическая обстановка в месте проживания ребенка;
  • Пассивное курение. При вдыхании табачного дыма нарушается мукоцилиарный клиренс (очищение дыхательных путей от слизи и инородных частичек), увеличивается вязкость мокроты, увеличивается объем желез слизистой оболочки бронхов. Под действием табачного дыма происходит разрушение эпителия бронхов, снижается местная иммунная защита.
  1. Здоровье родителей и алкоголизм в частности. У детей родителей которых страдают алкогольной зависимостью происходит нарушение функционирования слизистой и мышечной ткани бронхов.
  2. Клиническая картина обструктивного бронхита у детей
  3. Чаще всего первый эпизод обструктивного бронхита развивается у ребенка на 2-3-м году жизни.
  4.  В начальном периоде клиническая картина определяется симптомами ОРВИ – повышенной температурой тела, першением в горле, насморком, общим недомоганием. У детей раннего возраста нередко развиваются диспептические симптомы.
  5. Бронхиальная обструкция может присоединяться уже в первые сутки заболевания или через 2-3 дня. При этом отмечается увеличение частоты дыхания (до 50-60 в мин.) и продолжительности выдоха, который становится шумным, свистящим, слышимым на расстоянии.
  6. Кроме тахипноэ, экспираторной или смешанной одышки у детей с обструктивным бронхитом отмечается задействованность в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, увеличение переднезаднего размера грудной клетки, втяжение ее уступчивые мест при дыхании, раздувание крыльев носа.
  7. Кашель у детей с обструктивным бронхитом малопродуктивный, со скудной мокротой, иногда мучительный, приступообразный, не приносящий облегчения. Даже при влажном кашле мокрота отходит с трудом.
  8. Отмечается бледность кожных покровов или периоральный цианоз.
  9. Проявления обструктивного бронхита у детей могут сопровождаться шейным лимфаденитом.
  10. Бронхообструкция держится 3-7 дней, исчезает постепенно по мере стихания воспалительных изменений в бронхах.

1.3 Диагностика обструктивного бронхита у детей

Прежде всего, необходимо обследовать ребенка. Со слов матери собрать жалобы ребенка, анамнез заболевания, анамнез жизни и подготовить ребенка к лабораторным и инструментальным методам исследования.

Клинико-лабораторное и инструментальное обследование детей с обструктивным бронхитом проводится педиатром и детским пульмонологом; по показаниям ребенку назначаются консультации детского аллерголога-иммунолога, детского отоларинголога и других специалистов.

При аускультации выслушивается удлиненный выдох, разнокалиберные влажные и рассеянные сухие хрипы с двух сторон; при перкуссии над легкими определяется коробочный оттенок.

На рентгенограммах органов грудной клетки выражены признаки гипервентиляции: повышение прозрачности легочной ткани, горизонтальное расположение ребер, низкое стояние купола диафрагмы.

 В общем анализе крови может выявляться лейкопения, лимфоцитоз, небольшое увеличение СОЭ, эозинофилия. При исследовании газового состава крови обнаруживается умеренная гипоксемия. В случае необходимости дополнительно проводится иммунологическое, серологическое, биохимическое исследование крови; определение ДНК основных респираторных патогенов в крови методом ПЦР, постановка аллергологических проб. Выявлению возбудителей могут способствовать микроскопическое исследование мокроты, бакпосев мокроты на микрофлору, исследование смывов из носоглотки.

При обструктивном бронхите у детей необходимо исследование дыхательных объемов (ФВД), в том числе с лекарственными пробами. С целью визуальной оценки состояния слизистой оболочки бронхов, цитологического и бактериологического исследования промывных вод детям с обструктвиным бронхитом выполняется бронхоскопия.

Повторные эпизоды обструктивного бронхита требуют дифференциальной диагностики с бронхиальной астмой у детей.

Синдром бронхиальной обструкции встречается не только при обструктивном бронхите, но и при некоторых прочих заболеваниях дыхательной и других систем организма. Рассмотрим некоторые из них:

  • Бронхиальная астма – воспалительное заболевание бронхов преимущественно аллергической этиологии. Характеризуется появлением приступов бронхиальной обструкции, как в дневное, так и в ночное время. Приступы связаны с воздействием аллергена на организм.
  • Стенозирующий ларинготрахеит появляется чаще на 2-5 день ОРЗ. На фоне осиплости голоса и лающего кашля при нагрузке развивается приступ инспираторной одышки (тяжело вдохнуть). При прогрессировании заболевания одышка появляется и в покое, характерно бледность носогубного треугольника, а позже и всех кожных покровов.
  • Аспирация инородного тела. Для этого состояния характерно появление приступа удушья на фоне здоровья (без воздействия аллергических и инфекционных факторов). Это возможно при вдыхании кусочков твердой пищи, нахождении во рту ребенка небольших посторонних предметов, мелких игрушек. При попадании инородного тела в бронхи появляется коклюшеподобный приступообразный кашель. При изменении положения тела выраженность симптомов может уменьшаться.
  • Муковисцидоз (бронхолегочная форма) – наследственное заболевание, при котором поражаются экзокринные железы в различных органах. Проявляется у младенцев. Характерно отставание в физическом развитии, коклюшеподобный приступообразный кашель, очень густая вязкая мокрота, приступы удушья, на фоне кашля может быть рвота. Бронхиты и пневмонии приобретают затяжной характер. Возможно сопутствующее наличие признаков кишечной непроходимости.
  • Паразитарные инфекции (токсокароз, аскаридоз и др.). Цикл развития некоторых червей в организме человека включает их миграцию с током крови по различным органам. При их попадании в легкие могут развиться симптомы бронхиальной обструкции.

 1.4 Организация сестринского ухода за детьми, страдающими обструктивным бронхитом

При поступлении ребёнка в стационар медицинская сестра должна провести комплекс мероприятий, включающий сбор информации при первичном обследовании:

1. Расспрос пациента или матери о:
- месте рождения и проживания;
- перенесенных заболеваниях (ОРВИ, аденовирусные инфекции, риниты, назофарингиты);
- особенностях питания и потребления жидкости;
- составе питьевой воды;
- наличии заболевания у ближайших родственников;
- частоте возникновения приступов удушья и причинах, ее вызывающих;
- наблюдении врача пульмонолога, аллерголога и проводимом ранее лечении;
- жалобах пациента в момент осмотра.
       2. Осмотр пациента:
- положение в постели;
- цвет кожных покровов;
- измерение пульса и артериального давления;

В организации сестринского процесса медицинская сестра выявляет проблемы пациента:
-настоящие проблемы (жалобы) со слов матери: недомогание, повышение темпиратуры тела, мучительный кашель, удушье, свистящее дыхание
-потенциальные: риск развития  

-приоритетные проблемы: боли в поясничной области, учащенное и болезненное мочеиспускание.

В ходе исследования медицинская сестра проводит организацию сестринского ухода за детьми, страдающими мочекаменной болезнью. Целью ухода за детьми является: не допустить развития выраженной клинической картины мочекаменной болезни, предотвратить обострение процесса и развития почечной колики [7].

При организации наблюдения за детьми с заболеваниями органов дыхания как в стационаре, так и на дому необходимо соблюдение правил ухода, оптимального режима дня и полноценного питания.

Дети должны находиться в светлых, хорошо проветриваемых помещениях. Новорожденные и дети грудного возраста госпитализируются в отдельные боксы или полубоксы на 1— 2 койки. Изоляция больного ребенка проводится с целью ограничения контактов с детьми и взрослыми. В помещении больного температура воздуха должна быть в пределах 20 °С, без резких колебаний и сквозняков. Проветривают помещение до 6 раз в сутки в зимнее время, а в теплое — значительно чаще. Во время сна возможно понижение температуры воздуха на 2—3градуса. Влажная уборка проводится2—3раза в день. Для облегчения дыхания больному поднимают головной конец кровати или подкладывают под спину подушку (свернутое одеяло и др.). Детей грудного возраста чаще берут на руки, изменяют им положение в кровати. Одежда ребенка должна быть теплой, удобной, сделанной из натуральных тканей и не затрудняющей дыхание. Проводится тщательный гигиенический уход за больным: частая смена белья, одежды, носовых платков (желательно одноразовых бумажных), ежедневный туалет кожи (включая уши, волосы), слизистых (носа, рта, половых органов) — умывание, подмывание, ванны.

Постельный режим назначают на весь лихорадочный период, щадящий — при стихании симптомов интоксикации и улучшении самочувствия. Прогулки на свежем воздухе — при удовлетворительном состоянии ребенка, т.е. снижении температуры тела, нормальном самочувствии. Начинаются они с 20—30мин с постепенным увеличением до 2—3ч в день в сухую безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 10 °С. При этом важно, чтобы одежда соответствовала по  годе.

Питание ребенка во время болезни, особенно в первые дни, должно отвечать его желанию, так как в течение 1—3дней аппетит обычно снижен и не стоит заставлять есть насильно. Рекомендуются кисломолочные продукты, различные пюре, омлет, морс, кисель. Исключают высококалорийные и деликатесные продукты. Питание детей первого года жизни желательно сохранить прежним и не вводить в рацион новых продуктов. Во время болезни ребенка ни в коем случае нельзя отлучать от груди.

Питьевой режим во время болезни резко меняется, посколь ку дети теряют много жидкости — при высокой температуре, одышке. Потребность в жидкости в это время возрастает в 1,5 раза. Обычно назначаются напитки: чай с лимоном, с ма линовым вареньем, настоем малины, липового цвета, ромаш ки, шиповника, соки и др. — за 15 мин до еды 4—6раз в сут ки. Для питья можно использовать потогонный и витаминный чаи (стандартные упаковки), а также препараты для оральной регидратации («Оралит», «Регидрон» и др.), объем которых не превышает '/ 3 всего суточного объема жидкости (объем суточ ной жидкости при оральной регидратации составляет 100 мл/кг в день). При отсутствии глотательного рефлекса жидкость вво дят через назогастральный зонд. Достаточное получение жид кости больным не только поддерживает водный баланс орга низма, но и делает мокроту более жидкой и способствует ее более быстрой эвакуации.

План сестринских вмешательств:

1. Информировать больного и его родственников о заболевании и возможных осложнениях.

  • Обеспечивается право пациента на информацию;
  • Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода.

2. При организации амбулаторного лечения изолировать больного в отдельную комнату до исчезновения катаральных явлений.

  • Возможно заражение от больного ребенка.

3. При госпитализации ребенка обеспечить «цикличное» заполнение палат.

  • Возможно развитие «перекрестной инфекции».

4. Организовать масочный режим.

  • Предотвращается воздушно – капельный путь передачи инфекции.

5. Организовать в острый период постельный режим.

  • Предупреждается развитие осложнений.

6. Обеспечить доступ свежего воздуха.

  • При заболеваниях органов дыхания отмечается недостаток кислорода.

7. Создать ребенку возвышенное положение в постели.

  • Уменьшается приток крови к легким, несколько опускается диафрагма, следовательно, облегчается дыхание.

8. Обеспечить в помещении, где находится ребенок, температуру 18-20 С.

  • Прохладный воздух способствует отхождению мокроты, углублению дыхания.

9. Ежедневно минимум 2 раза в день проводить влажную уборку, проветривание помещения.

  • Обеспечивается чистота воздуха
  • Уменьшается концентрация возбудителей

10. Организовать ребенку двигательный режим, дренажное положение.

  • Улучшается отхождение мокроты, предупреждаются застойные явления.

11. Следить за гигиеной кожи и слизистых оболочек носоглотки, глаз.

  • Обеспечить выполнение кожей дыхательной функции;
  • При заболеваниях органов дыхания отмечаются катаральные явления, явления конъюктивита, которые требуют выполнения дополнительных гигиенических мероприятий.

12. Следить за регулярностью стула, проводить мероприятия, направленные на ликвидацию запоров у ребенка.

  • Запоры усиливают интоксикацию.
  • При запорах отмечается подъем диафрагмы, что затрудняет экскурсию легких.

13. При организации труда и отдыха уменьшить нагрузки.

  • Любая нагрузка требует дополнительных затрат кислорода, что способствует развитию симптомов дыхательной недостаточности.

14. Организовать питание малыми порциями, обильное питьё.

  • «Дробное» кормление не вызывает нарушения экскурсии легких.
  • Обильное питье оказывает дезинтоксикационное действие.
             

1.5 Основные принципы лечения обструктивного бронхита у детей

Терапия обструктивного бронхита у детей раннего возраста проводится в стационаре; более старшие дети подлежат госпитализации при тяжелом течении заболевания. Общие рекомендации включают соблюдение полупостельного режима и гипоаллергенной (преимущественно молочно-растительной) диеты, обильное питье (чаи, отвары, морсы, щелочные минеральные воды). Важными режимными моментами служат увлажнение воздуха, регулярная влажная уборка и проветривание палаты, где лечатся дети с обструктивным бронхитом.

При выраженной бронхообструкции активно применяется кислородотерапия, горячие ножные ванны, баночный массаж, удаление слизи из верхних дыхательных путей электроотсосом. Для снятия обструкции целесообразно использовать ингаляции адреномиметиков (сальбутамола, тербуталина, фенотерола) через небулайзер или спейсер. При неэффективности бронхолитиков лечение обструктивного бронхита у детей дополняется кортикостероидами.

Для разжижения мокроты показано применение препаратов с муколитическим и отхаркивающим эффектами, лекарственных и щелочных ингаляций. При обструктивном бронхите детям назначаются спазмолитические и противоаллергические средства. Антибактериальная терапия проводится только в случае присоединения вторичной инфекции.

С целью обеспечения адекватного дренажа бронхиального дерева детям с обструктивным бронхитом показана дыхательная гимнастика, вибрационный массаж, постуральный дренаж.

Показания для госпитализации детей с обструктивным бронхитом:

  • Неэффективность амбулаторного лечения (на дому) в течение 3 часов;
  • Изначально тяжелое состояние больного ребенка;
  • При невозможности полноценного ухода за больным ребенком;
  • Дети с высоким риском развития осложнений.

Лечение детей на дому:

  1. Гипоаллергенная диета;
  2. Обильное теплое питье (щелочная минеральная вода – Боржоми, Ессентуки);
  3. Отхаркивающие и муколитические (разжижающие мокроту) препараты.С этой целью можно проводить ингаляции щелочной минеральной воды с помощью небулайзера. Из лекарственных препаратов назначают препараты амброксола (Лазолван, Амбробене, Флавамед, Халиксол, Амброгексал), которые обладают отхаркивающим, муколитическим и противовоспалительным эффектом. Эти лекарственные средства принимают в различных дозах в зависимости от возраста и веса ребенка 2-3 раза в день через рот в виде сиропа и таблеток или ингаляционно.

Противокашлевые препараты противопоказаны при обструктивном бронхите.

  1. Массаж, постуральный дренаж и дыхательная гимнастика. Постуральный дренаж – метод, который облегчает отхождение мокроты. Ребенок укладывается на живот (голова должна быть несколько ниже уровня ног), сложенной в виде лодочки ладонью производится несильное ритмичное постукивание по спине ребенка.
  2. Антигистаминные препараты назначаются ТОЛЬКО у детей с сопутствующей аллергией или атопическим дерматитом. С этой целью показаны следующие препараты у детей с 6 месяцев – Зиртек или Парлазин, с 2-х лет – Кларитин, Эриус, с 5-ти лет – Телфаст;
  3. Бронхолитическая терапия;
  • β2-агонисты короткого действия применяют в основном для купирования острой обструкции, эффект наступает через 5-10 минут. Кратность назначения – 3-4 раза в день. К этим препаратам относятся сальбутамол, фенотерол, тербуталин. Из β2-агонистов длительного действия можно использовать кленбутерол, но его бронхорасширяющее действие менее сильно выражено.
  • антихолинергические препараты проявляют свой эффект (расширение бронхов) через 20 минут. Они более эффективны при обструкции на фоне ОРЗ. Представителем данной группы препаратов является Атровент. Доза составляет 8-20 капель раствора при ингаляции через небулайзер, 3-4 раза в день.
  • Комбинированные препараты, сочетающие в себе функции β2-агонистов и антихолинергических препаратов. К ним относится Беродуал. Способ применения: 1капля/кг веса ребенка до 5 лет разводится в 2мл физиологического раствора, производится ингаляция через небулайзер 3-4 раза в день.
  • теофилины короткого действия, такие как эуфилин, используют с осторожностью и под наблюдением врача. Это обосновано тем, что терапевтическая доза препарата очень близка по значению к токсической дозе.
  1. Противовоспалительная терапия. С этой целью широко используется фенспирид (Эреспал).
    При тяжелом течении обструктивного бронхита показано применение ингаляционных глюкокортикоидов (Пульмикорт).
  2. При сохранении повышения температуры более 3-х дней, воспалительных изменениях в общем анализе крови показано применение антибиотиков широкого спектра (защищенные пенициллины, цефалоспорины, макролиды).

В лечении обструктивного бронхита немаловажно и состояние окружающей среды. Необходимо регулярно проветривать помещение, проводить влажную уборку, увлажнять воздух. Все это поможет легче дышать ребенку.

1.6 Деятельность медицинской сестры по профилактике обструктивного бронхита у детей

Профилактика обструктивного бронхита начинается еще во время планирования беременности. Здоровый образ жизни матери, отказ от курения, полноценное питание являются залогом здоровья ее малыша, правильного развития всех органов плода.

После рождения младенца необходимо помнить о важности продолжительного грудного вскармливания, о необходимости исключения даже пассивного курения, об осторожном применении продуктов и химических веществ, которые могут послужить причиной развития аллергических процессов в организме ребенка.

Нужно оберегать ребенка от различных инфекционных заболеваний. Это не значит, что младенца нужно укутывать, чтобы не заболел, закупоривать дома форточки, чтобы не продуло.

Достаточно для этого чаще гулять на свежем воздухе, проводить закаливающие процедуры, не ходить с ребенком в места массового скопления людей (особенно в период эпидемий). Все эти мероприятия помогут уберечь ребенка от развития обструктивного бронхита.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проанализировав теоретические источники информации по теме исследования, сделаны соответствующие выводы:

1. Причинами развития обструктивного бронхита у детей является частые ОРВИ, инфекции, грибки и аллергический компонент.

2.  В патогенезе обструктивного бронхита отмечается воспаление и отек слизистой бронхов, что является причиной усиленной секреции бронхов в результате чего развивается обтурация и нарушение дыхательной проходимости дыхательных путей.

3. Клиническая картина обструктивного бронхита развивается по типу ОРВИ, на 2-3 день развивается обтурация, приступообразный, мучительный кашель, свистящее шумное дыхание, гипертермия.

4. Диагностика обструктивного бронхита у детей проводится на основании субъективных, объективных и дополнительных методов обследования. Проводят исследование газового, биохимического состава крови, микроскопическое исследование мокроты, рентгенограмма грудной клетки, постановка аллергических проб.

5. Лечение обструктивного бронхита у детей проводится комплексно. Необходимо создать лечебно-охранительный и санэпидемиологический режим, назначают гипоаллергенную диету, вибрационный массаж, постуральный дренаж, щелочные ингаляции, небулайзер, антибиотики, антигистаминные препараты, бронхолитики.

6. При организации сестринского ухода за детьми с обструктивным бронхитом следует уделить особое внимание организации масочного режима, изоляции пациента, соблюдение гигиенических мероприятий, организовать ребенку двигательный режим и дренажное положение, обучить родителей проведению вибрационного массажа, организовать питание малыми порциями и обильное питье.

Медицинская сестра, в обязанности которой входит уход за больными, должна не только знать все правила ухода и умело выполнять лечебные процедуры, но и ясно представлять какое действие лекарства или процедуры оказывают на организм пациента. Лечение болезни главным образом зависит от тщательного правильного ухода, соблюдения режима и диеты. В связи с этим возрастает роль медицинской сестры в эффективности проводимого лечения. Очень важной является и профилактика заболевания: медицинская сестра обучает членов семьи организации режима, питания и рассказывает о профилактическом лечении пациента.

Разнообразие причин и клинических форм обструктивного бронхита делает профилактику заболевания сложной задачей, которая должна быть максимально индивидуализирована в зависимости от клинической формы заболевания, от предраспологающих факторов, выявленных изменений в лабораторных показателях и т.д

Лечебные мероприятия при обструктивном бронхите должны заключаться не только в оказании неотложной помощи при приступе удушья, но и в проведении необходимого профилактического лечения с целью предотвращения рецидива заболевания.

К мерам профилактики обструктивного бронхита у детей относится предупреждение вирусных инфекций, обеспечение гипоаллергенной среды, закаливание, оздоровление на климатических курортах. После перенесенного обструктивного бронхита дети находятся на диспансерном наблюдении у педиатра, детского пульмонолога и аллерголога.

 

           СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        1. Соколова, Н.Г. Педиатрия с детскими инфекциями [Текст]: учеб.пособие для мед. колледжов 2011 г. -360с

2. Тульчинская З.В. Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб.пособие для мед.кол./ Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова; под общ.ред. Р.Ф. Морозовой; Изд. 14-е стереот. Ростов на Дону. Феникс 2010.

3. Запруднов А.М. Педиатрия с детскими инфекциями учебник. [Текст]: - М: ГЭОТАР-Медиа,2010г.-360с.

4. Филин В.А. Педиатрия. [Текст]: учеб.: Допущено Минобразованием РФ.- М.: «ACADEMA», 2011г.-368с.

5. Отвагина Т.В.  Неотложная медицинская помощь. [Текст]: Учебник 3-е издани Т.В. Отвагина Ростов на Дону. Феникс 2009.

6. Руководство по скорой медицинской помощи, М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010.

7. Сумин С.А. Неотложные состояния [Текст]: С.А. Сумин. 6-е издание, переработано и дополнено. М.: Медицинское информационное агентство, 2010.

8. Запруднов А. М Педиатрия с детскими инфекциями [Текст]: учеб. Для студентов учреждений сред. проф. образования / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев. –М.: ГЭОТАР – Медия, 2013. – 560с.: ил.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

      Алгоритм применения небулайзера у детей

Небулайзер - устройство для преобразования жидкости в аэрозоль с особо мелкодисперсными частицами способнымипроникать преимущественно в периферические бронхи. Осуществляется данный процесс под воздействием сжатого воздуха через компрессор (компрессорный небулайзер) или под влиянием ультразвука (ультразвуковой небулайзер).

Небулайзерная терапия, создавая высокие концентрации лекарственного вещества влегких, не требует координации ингаляции с актом вдоха.Она эффективна и безопасна.

Цели:

 доставка терапевтической дозы препарата в аэрозольной форме непосредственно в бронхи больного

 получение эффекта за короткий период времени (5-10 минут).

Показания:

¬ ринит,¬ атрофические заболевания носа, носоглотки,¬ ангина,¬ ларингит,¬ трахеит,¬ бронхит,¬ пневмония,¬ бронхиальная астма,¬ туберкулезное поражение верхних дыхательных путей.

Противопоказания:

¬ обширное разрушение слизистой верхних дыхательных путей,

¬ кровотечение и наклонность к нему,

¬ почечная недостаточность,

¬ недостаточность кровообращения 1 -2 степени,

¬ общее истощение организма,

¬ индивидуальная непереносимость некоторых аэрозолей.

 

Подготовка к процедуре:

· Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

· Открыть небулайзер

· Перелить жидкость из небулы (специального контейнера с лекарственным препаратом) или накапать раствор из флакона (разовую дозу препарата);

· Добавить физиологический раствор до нужного объема 2-3 мл (по инструкции к небулайзеру);

· Собрать небулайзер, проверить его работу

· Присоединить мундштук или лицевую маску;

Выполнение процедуры:

· Объяснить ребѐнку/родственникам ход и суть выполнения манипуляции, получить согласие

· Усадить ребѐнка в удобном положении перед аппаратом или уложить

· Соединить небулайзер и компрессор, включить компрессор;

· Выполнить ингаляцию до полного расходования раствора (20 – 30 мнут, при необходимости с перерывом в 5 –10 минут)

Завершение процедуры:

· Прополоскать ребѐнку полость рта тѐплой кипячѐной водой, обеспечить покой, рекомендовать воздержаться от кашля и не разговаривать 20 – 30 минут

· Разобрать и обработать небулайзер

· Вымыть и осушить руки.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

      Постуральный дренаж

Постуральный дренаж - лечебная процедура, облегчающая отхождение бронхиального секрета и повышающая продуктивность кашля путем придания телу специальных дренажных положений. В этих положениях мокрота продвигается под действием силы тяжести по направлению к главным бронхам и трахее, достигает области бифуркации трахеи, где чувствительность Кашлевых рецепторов наибольшая, и удаляется с помощью кашля.

Постуральный дренаж показан при любых клинико-патогенетических вариантах бронхиальной астмы в период гиперпродукции мокроты.

Противопоказания к постуральному дренажу:

• легочное кровотечение;

• острый период инфаркта миокарда;

• выраженная дыхательная и сердечная недостаточность;

• тромбоэмболия легочной артерии;

• гипертонический криз;

• гипертоническая болезнь в периоде резкого повышения АД.

1-й этап - нормализация реологических свойств мокроты:

• отхаркивающие средства;

• аэрозольная терапия (паровлажные или ультразвуковые ингаляции);

• гидратация больного (теплое питье - 300 мл на 70 кг массы тела, инфузионная терапия по показаниям).

Продолжительность этого этапа 10-15 мин.

2-й этап - отделение мокроты от стенки бронха:

• оптимальное дренажное положение для средних и нижних долей легких (лежа на животе или спине с опущенной головой);

• вибрационный массаж с использованием прерывистой и непрерывной вибрации. Прерывистую вибрацию или лечебную перкуссию выполняют ладонями (положение "лодочка") по грудной клетке с частотой 40-60 в мин в течение 1 мин с последующей паузой. Выполняют 3-5 циклов. Непрерывную вибрацию (ручную, аппаратную) выполняют в течение 10-30 секунд с короткими паузами;

• звуковые упражнения (больной произносит звонкие и глухие гласные и согласные, шипящие звуки);

• дыхание через вибратор "Инга" в течение 2-3 мин 2-3 раза.

Продолжительность этапа 15-25 мин.

3-й этап - мобилизация мокроты и ее проведение в зону кашлевого рефлекса:

• пребывание в дренажном положении;

• дренажная гимнастика;

• дыхательные упражнения (чередование полного вдоха и серии выдохов с коротким толчкообразным диафрагмальным дыханием);

• дыхательные упражнения с помощью инструктора, осуществляющего внешнее дополнительное усилие на нижнюю треть грудной клетки.

Продолжительность этапа - 10 мин. 4-й этап - выведение мокроты:

• пациент кашляет;

• делает плавный глубокий вдох, а на выдохе - 2-4кашлевых толчка.

Продолжительность этапа 5-10 мин.

Полностью описанный комплекс мероприятий выполняется 2-3 раза в сутки.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

                             Сестринский уход при влажном кашле.

Цель ухода:

  1. улучшить отхождение мокроты;
  2. научить пациента правилам пользования плевательницей.

План ухода:

  • обеспечить плевательницей;
  • обучить правилам пользования плевательницей;
  • обучить технике кашля;
  • выполнить назначения врача.

Сестринские вмешательства:

Независимые:

  1. Доложить врачу.
  2. Обеспечить наличие плевательницей и ознакомить с правилами ее применения.
  3. Обучить технике кашля.
  4. Обеспечить обильным щелочным питьем (минеральная вода в любом виде. молоко с содой).
  5. Рекомендовать фитотерапию (мать и мачеха, подорожник).

Зависимые:

  1. Выполнить назначения врача:

а/ проведение отвлекающей терапии;

б/ проведение щелочной ингаляции;

в/ выполнение вибрационного массажа на грудную клетку;

г/ обеспечение постурального дренажа;

д/ подготовка пациента к сбору мокроту на различные виды анализов.

Взаимозависимые:

  1. Подготовить пациента к различным видам исследования

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа, Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции...

Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Курсовая работа  студентки  Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы...

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему-  особенности социальной работы за рубежом, ее отличие о...

Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы, курсовой работы, нормоконтроль ГАУ АО АМК

Рекомендации помогают студентам планировать работу по выполнению ВКР и КР, оформить результаты работы согласно требованиям СПО...

Тематика курсовых работ по ПМ.02 Организация работы органов СЗ, ПФ РФ

Приблизительная тематика курсовых работ по ПМ.02....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения. по специальности СПО 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

В пособии предоставлены  методических рекомендация по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения по специальности СПО 260203 «Технология мяса и мясных проду...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ/ПРОЕКТА ПМ.05 Выполнение работ по профессии Пожарный

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы/проекта являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по ПМ.Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а такж...