Подготовка выпускников среднего профессионального образования медицинских колледжей к первичной аккредитации.
статья

Одним из этапов реформирования системы образования стало введение первичной аккредитации специалистов со средним и высшим образованием. Начиная с 2018г. в соответствии с приказом Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2018 № 496961 февраля 2018 года лица, получившие после 1 января 2018 года среднее профессиональное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки», подлежат первичной аккредитации.

В статье рассматривается возможности ролевых  (позиционных) игр при формирования коммуникативной составляющей профессиональной деятельности, определение  ролевой  позиции,  формирование стереотипов  профессионального  поведения и его коррекции в общении с окружающими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 
Департамента здравоохранения города Москвы 
«Медицинский колледж № 5» (Обособленное подразделение № 1)

Подготовка выпускников среднего профессионального образования медицинских колледжей к первичной аккредитации.

Куцевол Сергей Борисович, Понятовская Светлана Геннадьевна, Плесков Николай Петрович, Зуева Зинаида Ивановна.

г.Москва

2019


        В настоящее время в России продолжается процесс реформирования системы образования и одним из этапов стало введение первичной аккредитации специалистов со средним и высшим образованием.Если раньше выпускник проходил государственную итоговую аттестацию в виде защиты выпускной квалификационной работы, то начиная с 2018г. в соответствии с приказом Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2018 № 496961 февраля 2018 года лица, получившие после 1 января 2018 года среднее профессиональное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки», подлежат первичной аккредитации.

Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией. Аккредитационные комиссии формируются Министерством здравоохранения Российской Федерации с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье Федерального закона от 21.11.2011 « 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Первичная аккредитация специалиста проводится путем последовательного прохождения этапов.

1 этап - тестирование. Для каждого аккредитуемого программным обеспечением из Единой базы оценочных средств автоматически формируется набор из 60 тестовых заданий. На их решение отводится 60 мин. Аккредитационная подкомиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым этапа аккредитации специалиста как "сдано" или "не сдано". Аккредитуемый допускается к следующему этапу аккредитации специалиста в случае оценки результата прохождения предыдущего этапа как "сдано".

2 этап - оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях. Время выполнения аккредитуемым практического задания не должно превышать 30 мин. Оценка выполнения практического задания осуществляется членами комиссии(в количестве 3 человек одновременно).

Подготовка выпускников к первому этапу затруднений не вызывает, так как банк тестовых заданий по специальностям размещены на сайте Методического центра аккредитации в разделе «Среднее профессиональное образование».

Мы остановимся более подробно на подготовке к сдаче второго этапа.

Для успешной сдачи второго этапа нами используются ролевые технологии. Цель применения ролевых технологий в обучении – развитие устойчивого познавательного интереса у студентов через разнообразные игровые формы обучения. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.

Игра – это игровая деятельность, в процессе которой игроки выступают в разных ролях. Игра также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому студенту попробовать себя в той или иной роли, проявить индивидуальные способности. Игра формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия, действия других, побуждает анализировать свои знания, совершенствовать практические навыкиМы применяемсвободную ролевую игру без жесткого сценария. Методика проведения такой игры опубликована нашим коллективом в научно-практическом журнале «Медсестра» №7/2015 [3,с.43].

Опишем кратко  практическое занятие с использованием методики ролевой игры без жесткого сценария с элементами видеоконтроля на примере базовой сердечно-легочной реанимации. Смысл методики заключается в следующем: студент выполняет практические манипуляции  и в это же  время производится съемка на видео камеру (рис.1,2,3*), затем по окончанию манипуляции, сюжет отображается на большой экран (рис.4,5*)  и студенты с преподавателем разбирают допущенные ошибки. Особенность этой методики в заключается в следующем: во время проведения манипуляции, студент находится под контролем видео камеры и испытывает определенные неудобства, что приближает ситуацию к реальной. По окончанию манипуляции и съёмки, студент сам просматривает на видео экране и видит свои ошибки как бы со стороны.

Ролевые игры представляют собой мощное образовательное средство. Например, ролевые и деловые игры проблемной направленности   дают возможность  через  ролевой

* Все фотографии, использованные в настоящей статье, взяты из личного архива автора С.Б.Куцевола

сюжет проиграть возможные способы решения проблем. Это позволяет глубже вникнуть в проблему, пропустить ее как бы через себя, т. е. через персонаж, роль которого студент исполняет. Одно дело изучить, например, по учебнику особенности течения той или иной болезни, и совсем другое дело в процессе деловой игры «лечить» больных

Наши студенты готовятся стать медиками, поэтому сценарии ролевых игр ведутся с учетом их профессиональной направленности.

Роль преподавателя в процессе игры постоянно меняется. На начальном этапе преподаватель может взять себя определенную роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. В последующем, на заключительных этапах игры, преподаватель становиться зрителем. Очень важен дифференцированный подход. Не все студенты обладают одинаковым уровнем знаний и способностью к самостоятельной работе и для того, чтобы они не оказались «вне игры» для них необходимо подготовить индивидуальные ролевые карты с лексико-грамматическим материалом. Когда же ролевая игра станет привычным упражнением для студентов, роль преподавателя изменится. Он становится больше наблюдателем, чем ведущим. Это неизбежно связано с тем, что акцент смещается с активной деятельности преподавателя на активную и самостоятельную деятельность студентов.

Ролевая игра является перспективной формой обучения, так как она:

- способствует созданию благоприятного психологического климата на занятии;

- усиливает мотивацию и активизирует деятельность обучающихся;

- позволяет использовать имеющиеся у студента знания, опыт, навыки общения в профильно-ориентированных ситуациях.

Что дает ролевая игра:

– объективно  оценить  подготовку  студента к занятию;

– прозрачность в оценки знаний;

– развевает  навыки  публичных  выступлений;

– развивает  умение  формулировать мысль  с использованием  профессиональных терминов;

– ролевая  игра  сокращает  время  накопления профессионального опыта.

Таким  образом,  ролевые  (позиционные) игры – решающие преимущественно задачи

формирования коммуникативной составляющей профессиональной деятельности, определение  ролевой  позиции,  формирование стереотипов  профессионального  поведения и его коррекции в общении с окружающими.

E:\статья\Куцевол конфа\&Изображение2.jpg

Рис.1

E:\статья\Куцевол конфа\&Изображение6.jpg

Рис.2

E:\статья\Куцевол конфа\&Изображение14.jpg

Рис 3.

E:\статья\Куцевол конфа\&Изображение24.jpg

Рис 4.

E:\статья\Куцевол конфа\&Изображение25.jpg

Рис 5.

ИСПОЛЬЗУМЫЕ ИСТОЧНИКИ И РЕСУРСЫ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ- Об образовании в РФ.
  2. Федеральный закон от 29.21.2011 №323-ФЗ- Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации.
  3. Маргаева М.П., О.В. Бакалов, С.Б. Куцевол, Т.Ю. Шачнева. Профессионально-оринтированный подход: методика ролевой игры без жесткого сценария. //Медсестра №7. — М., 2015. – 42-47.
  4. Ильина ТА. Педагогика. — М., 2005.
  5. Кларин М.В. Педагогическая технология. — М., 2010.
  6. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 2011.
  7. Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр (Эффективное использование ролевых игр в тренинге). - СПб., 2001.
  8. Фотографии, использованные в настоящей статье, взяты из личного архива автора Куцевола С.Б.


Сведения об авторах

  1. Куцевол Сергей Борисович – преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ Медицинский колледж №5 (Обособленное подразделение №1) Департамента здравоохранения г.Москвы. т. 8(903) 973-8084, e-mail:sergej-kucevol@yandex.ru.
  2. Понятовская Светлана Геннадьевна – врач анестезиолог-реаниматолог  высшей квалификационной категории  ГБУЗ МО Видновская районная клиническая больница.

т. 8(903) 511-9632, e-mail: ponyatovskaya73@bk.ru.

  1. Плесков Николай Петрович – кандидат медицинских наук, преподаватель ГБОУ Медицинский колледж №5 (Обособленное подразделение №1) Департамента здравоохранения г.Москвы. т. 8(916) 104-4608, e-mail: npleskov@mail.ru
  2. Зуева Зинаида Ивановна - преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ Медицинский колледж №5 (Обособленное подразделение №1) Департамента здравоохранения г.Москвы. т. 8(909) 947-7260, e-mail: zuevazinaida@yandex.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проблемах математической подготовки учащихся среднего профессионального образования

В статье указаны основные проблемы математической подготовки учащихся среднего профессионального образования. Те аспекты, на которые нужно обратить внимание преподавателю учреждения СПО при подборе эф...

Методические рекомендации по созданию историко-краеведческого музея на базе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» «Родник истории»

Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального су...

«Комплексная оценка уровня теоретической и практической подготовки выпускника среднего профессионального в форме итоговой государственной аттестации выпускников».

Наряду с профессиональными качествами выпускники среднего профессионального образования должны обладать профессиональными навыками, соответствующие основным компетенциям техника и отражающие содержани...

Подготовка выпускников среднего профессионального образования медицинских колледжей к первичной аккредитации

В работе рассмотрены аспекты в подготовке будущих фельдшеров к акредитации в виде ролевых игр. Цель применения ролевых технологий в обучении – развитие устойчивого познавательного интереса у сту...