Методическая разработка практического занятия "Дозирование в технологии лекарственных форм"
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Методическая разработка практического занятия  "Дозирование в технологии лекарственных форм" для студентов специальности Фармация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dozirovanie_stud.doc305 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное  учреждение Амурской области

 профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методические рекомендации к

практическим занятиям для студентов

МДК 02.01. « Технология изготовления лекарственных форм»

ПМ 02 « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

                                                                                                         

                                                                                                        Составитель: Сухова Л.П.,

                                                                                                           преподаватель технологии

                                                                                                   изготовления лекарственных    

                                                                                                             форм

                                                                                 

                                                                   г. Благовещенск

2015 г.

Рассмотрено на                                                                          Утверждаю    

заседании ЦМК «Фармация»                                              Экспертный совет при                                                                                                                                                                                                                                                

   «___» __________ 2015г.                                информационно-методическом центре

Председатель ЦМК ____________                                    ГАУ  АО ПОО АМК                                      

                                                                                     «____»_______________2015г.

Давыдова О.А.

       

Практическое занятие № 1

Тема:  Дозирование в технологии лекарственных форм

Продолжительность занятия: 270 мин.

      Цель занятия: Научиться работать со средствами взвешивания и отмеривания лекарственных средств.

Задачи:

- Изучить средства для взвешивания и отмеривания лекарственных средств и приобрести навыки работы с ними

- Развивать логическое мышление, познавательный интерес

- Воспитывать внимательность, аккуратность

По окончании занятия студент должен знать:

- Устройство аптечных ручных весов

- Метрологические свойства весов

- Средства для отмеривания жидкостей

- Правила отмеривания жидкостей

уметь:

- Определять метрологические свойства ручных весов

- Пользоваться весами и разновесом

- Точно отмеривать жидкие вещества с помощью мерных приборов

В результате обучения студент должен овладеть общими  компетенциями: 

- понимать сущность и социальную значимость будущей профессии

- организовывать собственную деятельность

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях 

-  осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

- уметь работать в коллективе

- брать на себя ответственность за результат выполненной работы

профессиональными компетенциями:

- изготавливать лекарственные формы по рецептам

- владеть обязательными видами внутриаптечного контроля

- соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- оформлять документы первичного учета

Тип занятия: практическое занятие с элементами демонстрации манипуляций

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм.

Литература:

  1. ГФ
  2. Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2002 г.
  3. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002 г.
  4. Лекционный материал.

Оснащение занятия:

  1. Методическая разработка практического занятия для студента и преподавателя
  2. Средства деятельности: лекарственные вещества,  весы аптечные, разновес, марлевые салфетки, капсулы вощеные, мерная посуда
  3. Доска, мультимедиапрезентация

Внутрипредметные связи:

- Дозирование по массе, объему, каплями

- Нормирование качества лекарственных форм

Межпредметные связи:

- Латинский язык

- Аналитическая химия

- Знания гигиены

Структура занятия

I. Организационный момент - 5 мин.

II. Контроль исходного уровня знаний  - 30 мин.

III. Демонстрационная часть– 30 мин.

IV. Самостоятельная работа – 180 мин.

V. Закрепление пройденного материала – 15 мин.

VI. Подведение итогов занятия – 5 мин.

VII. Задание на дом – 5 мин.        

Содержание занятия

  1. Организационный момент:

 Проверить наличие рабочего дневника, надеть халат, колпак, подготовить рабочее место к занятию.

 Методическая установка: В аптеках при изготовлении лекарственных форм используют целый ряд средств для измерения массы и объема. Знание фармацевтом их устройства, принципа работы  и соблюдение правил пользования позволяет совершать точные и верные  манипуляции, тем самым обеспечивая качество приготовляемых лекарственных форм.

Студенты записывают тему практического занятия.

  1. Контроль исходного уровня знаний:
  1. Ответить на контрольные вопросы ( приложение № 1)

Ш. Демонстрационная часть.

Преподаватель в определенной последовательности демонстрирует средства измерения массы и объема, показывает алгоритм поэтапного практического выполнения манипуляций по отвешиванию и отмериванию лекарственных веществ, инструктирует по предстоящей работе. Студенты наблюдают и повторяют методику и последовательность выполнения каждой манипуляции.

Цель:

- Формирование навыков практической деятельности

- Вызвать познавательный интерес к выполнению самостоятельного практического действия

- Воспитание аккуратности

  1. Самостоятельная работа:

1.Внимательно изучить теоретическую основу и алгоритм действия, выявить неясные вопросы и получить ответы у преподавателя до выполнения задания.

2.Под руководством преподавателя:

А) Ознакомиться со средствами для измерения массы и объема

Б) Получить индивидуальные задания (приложение № 2)

3.Самостоятельно, пользуясь алгоритмом действия (приложение № 3):

А) Отвесить необходимую массу лекарственного вещества

Б) Отмерить необходимый объем жидкости

В) Выполнить письменные задания

Г) Решить ситуационную задачу (приложение № 4)

  1. Закрепление пройденного материала:
  1. Тестовый контроль (приложение № 5)

VI. Подведение итогов занятия: 

Преподаватель оценивает полные и неполные ответы студентов, активность на всех этапах занятия, самостоятельно выполненную работу. Оценка за занятие выставляется комплексная

VII. Задание на дом:

Тема: «Государственное нормирование качества лекарственных средств. Средства упаковки и укупорки лекарственных форм»

Вопросы для самоподготовки:

  1. Какая нормативно – техническая документация регламентирует качество лекарственных средств и лекарственных форм?
  2. Что собой представляет Государственная фармакопея?
  3. Что собой представляет рецепт, и каковы правила его выписывания?
  4. Как должно быть оформлено обращение врача к фармацевту?
  5. Каковы сроки годности выписанных рецептов?
  6. Каковы правила хранения и работы с веществами сп. А и сп.Б?
  7. Как должен поступить фармацевт, если в рецепте завышена доза вещества сп. А или сп.Б?
  8. Каковы правила оформления лекарственных форм, изготовленных в аптеках?
  9. Какие средства используют для упаковки и укупорки лекарственных препаратов?
  10. Какие показатели учитывают при контроле качества готовых лекарственных препаратов?

Литература для самоподготовки:

  1. Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс. 2002г.
  2. Лекционный материал.
  3. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
  4. Интернет – источники

                                           ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

В аптечной практике для измерения массы вещества используют весы ручные аптечные типа ВР – 1, ВР -5, ВР – 20 и ВР – 100. Вещества массой от 50 г и жидкие лекарственные вещества отвешивают на  технических настольных весах или весах лабораторных (весы Мора). Весы должны обладать определенными метрологическими свойствами, обеспечивающими точность дозирования: устойчивость, чувствительность, верность и постоянство показаний.

Устойчивость – способность весов, выведенных из состояния равновесия, возвращаться в исходное положение после нескольких колебаний.

Точность (верность) – свойство весов показывать правильные соотношения между массой взвешиваемого тела и массой гирь.

Чувствительность – способность весов показывать минимальную разницу между массами взвешиваемого тела и гирь.

Постоянство показаний – способность весов показывать одинаковые результаты при многократных взвешиваниях одного и того же тела в одних и тех же условиях.

 Для дозирования больших количеств порошков используют ложку – дозатор. В качестве мер массы при взвешивании на весах используют гири различной величины и формы, набор которых носит название разновеса.

Для дозирования жидкостей по объему используют мерные колбы, стаканы, цилиндры, бюретки и пипетки.

Обозначения масс:

0,1 – один дециграмм

0,01 – один сантиграмм

0,001 – один миллиграмм

0,0001 – один децисантиграмм (один промилли)

0,00001 – один сантимиллиграмм

0,000001 – один микрограмм

                                                    Таблица 1. Обозначения разновеса:

Сотые доли грамма

Десятые доли грамма

                                     

                              один сантиграмм   0,01

один дециграмм    0,1

          два сантиграмма  0,02

______________________________________

                                  пять сантиграмм 0,05

                         два дециграмма  0,2

______________________________________

                              пять дециграмм  0,5

             

                             

Рис. 1. Весы аптечные ручные (в разоб-

ранном виде):                                                                Рис. 2. Положение пальцев левой

1 – обоймица; 2 – кольцо; 3 – стрелка;                 руки при взвешивании на весах типа  ВР                

4 – коромысло; 5 - чашки      

   

                                                           

Рис. 3. Аптечная бюретка с двухходовым                        Рис. 4. Мерная посуда

 краном: 1- питающий сосуд; 2- питающая трубка;

3- бюретка; 4- кран наполнения (слева) и слива.

                     Рис. 5. Мениски верхний,  нижний

Тема:  Дозирование в технологии лекарственных форм                         Приложение № 1                                                                                                       

Контроль исходного уровня знаний.    Контрольные вопросы:

  1. Какие способы дозирования применяют в технологии изготовления лекарственных форм?
  2. Что значит дозирование по массе и какие средства для этого используют?
  3. От каких факторов зависит точность дозирования по массе?
  4. Какими метрологическими свойствами должны обладать весы?
  5. Для чего предназначены весы ручные аптечные?
  6. Что значит дозирование по объему и какие средства для этого используют?
  7. От каких факторов зависит точность дозирования по объему?
  8. Каковы правила отмеривания жидкостей?
  9. В каких случаях и с помощью чего осуществляют дозирование каплями?
  10. Что собой представляет стандартный  каплемер?
  11. Какие виды аптечной тары бывают, для чего они используются?

Тема: Дозирование в технологии лекарственных форм                        Приложение №  2                                                                  

Индивидуальные задания для выполнения:

  1. Изучить устройство весов ручных аптечных, зарисовать основные детали (рис.1).
  2. Записать в дневник алгоритм уравновешивания весов ручных, настольных технических.
  3. Проверить устойчивость весов аптечных ручных.
  4. Проверить постоянство показаний ручных весов.
  5. Познакомиться с разновесом, зарисовать обозначения гирь (табл.1).
  6. Записать в дневник обозначения масс.
  7. По указанию преподавателя взвесить на ручных весах указанную массу лекарственного вещества.
  8. Изучить устройство аптечной бюретки с двухходовым краном.

  1. Отмерить с помощью мерной посуды обозначенный преподавателем объем жидкости.
  2. Законспектировать в дневник методику калибровки нестандартного (эмпирического) каплемера (глазной пипетки).

11. Провести калибровку глазной пипетки, колбы.

Тема:  Дозирование в технологии лекарственных форм                        Приложение № 3   

                                                                             

        АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ

Что делать?

Как делать?

Контроль

1.Изучить устройство весов ручных аптечных

1.Используя имеющийся в лаборатории разобранный вариант весов, найти основные части: коромысло с двумя грузоподъемными и одной опорной призмой, обоймицу со стрелкой, сережки, кольцо, чашки, нитки.

Зарисуйте основные детали, обозначив их.

1.Сравнить комплект разобранных весов с их описанием (рис. 1).

2. Научиться перевязывать весы ручные (уравновешивать)

2. Отрезать шелковую нитку, равную двойной длине коромысла, на одном конце завязать узел. Свободный конец продеть в отверстие чашки так, чтобы узел остался снаружи, затем продеть в кольцо сережки и в другое отверстие чашки, завязать снаружи узел. Отрезать вторую нитку в полторы длины коромысла, завязать узел на одном конце. Свободный конец продеть в третье отверстие чашки, затем в кольцо сережки, обернуть вокруг всех ниток, сделав петлю, завязать узел.

 При перевязке второй чашки поступить аналогично.

2. При перевязке обратить внимание на то, чтобы:

- длина всех ниток была одинакова

- номера чашек на донышках и плечах коромысла совпадали

- расстояние от плечей коромысла до чашек было не меньше ¾ всей длины коромысла.

3. Научиться правильно держать ручные весы.

3. Весы держат левой рукой. При этом кольцо зажимают большим и указательным пальцами (рис. 2). Стрелка в обоймице свободно покачивается, находясь в строго вертикальном положении.

3. Весы держат левой рукой, а правой добавляют взвешиваемое вещество. Лицевой стороной весов является сторона коромысла с подписями.

4. Проверить устойчивость весов.

4. Вывести весы из состояния равновесия, слегка коснувшись чашки весов. Подсчитать количество колебаний стрелки весов до возвращения ее в состояние равновесия (покоя).

4. Если стрелка сделала 4 -6 колебаний, то весы устойчивы.

5. Проверить постоянство показаний.

5. Уравновесить массу тела на ручных весах с массой гири. Взвешивание повторить 3 раза, фиксируя каждый раз массу гирь.

5. Если масса взвешиваемого тела все 3 раза одна и та же, то весы обладают постоянством показаний.

6. Как подобрать и подготовить весы к работе?

6. В соответствии с массой взвешиваемого тела следует выбрать весы, у которых минимальная и максимальная нагрузка соответственно не больше и не меньше массы тела. Перед работой весы протереть чистой салфеткой, смоченной спирто-эфирной смесью,  убедиться в их равновесии в ненагруженном виде.

Под правую чашку положить лист чистой бумаги.      

6. На ручных весах ВР-1 нельзя взвешивать тела массой менее 0,02 г и более 1,0. На весах ВР-5 – массой менее 0,1 и более 5 г.

7. Отвесить лекарственное вещество на ручных весах.

7. На левую чашку весов поместить соответствующий разновес. На правую чашку с помощью капсулаторки или из штангласа насыпать массу лекарственного вещества. Если перевешивает левая чашка – необходимо добавить лекарственное вещество; если перевешивает правая чашка – необходимо убрать лекарственное вещество до уравновешивания весов.

7. Если стрелка находится в обоймице, значит отвешивание проведено точно. Допускается отклонение стрелки на 5 градусов.

Не допускать потерь лекарственных веществ за счет небрежности!

8. Отвесить лекарственное вещество на  весах технических настольных.

8. На чашки весов поместить одинаковые емкости для взвешивания, в емкость на правой чашке поместить воронку. При необходимости уравновесить весы, поместив на левую чашку специальный стаканчик с мелкой охотничьей дробью или крупным песком. На левую чашку поместить разновес, на правой чашке добавлять жидкое вещество аккуратно, небольшими порциями до тех пор, пока стрелки не встанут друг против друга. При взвешивании сыпучих веществ на обе чашки помещают одинаковые листы бумаги. При взвешивании штанглас держат этикеткой вверх. Подсчет массы гирь проводится в начале взвешивания и по его окончании.

8. Не рекомендуется производить уравновешивания путем подбора гирь. Взвешивание производят осторожно, не проливая жидкость, не рассыпая порошок. Чашки весов, стрелки перед взвешиванием и после него чистые.

Отмеривание

9. Изучить устройство аптечной бюретки с двухходовым краном,  правила работы с ней.

9. Аптечная бюретка с двухходовым краном (рис. 3) состоит из питающего сосуда с жидкостью, питающей трубке, по которой жидкость сливается,  собственно бюретки, проградуированной в миллилитрах, в которую наполняется жидкость, соединительных резиновых трубок, крана наполнения и слива, с одной стороны окрашенные в красный цвет. При наполнении кран поворачивают окрашенной стороной вниз, при сливе – вверх. После достижения мениском заданного деления шкалы бюретки к спускному крану подносят флакон или другую емкость и переливают жидкость. Окончания стекания жидкости ждут 3 с. После закрытия крана рекомендуется  открыть его через 5 с для слива стекшей со стенок бюретки жидкости.

9. Не допускается отмеривание жидкости по разнице уровней бюретки, пипетки. Жидкость набирают точно до уровня, соответствующего заданному объему.

10. Научиться отмеривать жидкость с помощью цилиндра, мерной колбы.

10. Объем цилиндра или колбы должен быть близок к отмериваемому объему. Уровень отмериваемой жидкости должен быть на уровне глаз. Неокрашенные жидкости отмеривают по нижнему мениску, окрашенные – по верхнему (рис. 5).

10. Цилиндр должен стоять вертикально, без наклона. Запрещается отмеривать жидкость по разнице делений шкалы цилиндра.

11. Провести калибровку эмпирического каплемера.

11. На весах взвесить массу пустого бюкса. Затем из глазной пипетки в бюкс откапать 20 капель настойки, например, ландыша, взвесить, массу записать. Аналогичные  действия произвести 5 раз. Затем найти среднюю массу 20 капель. Пусть она будет равна 0,31. Тогда:

0,31 г – 20 капель

   1 г – х                 х = 64 капли

Следовательно, в 1 г настойки ландыша содержится 64 нестандартных капли. По таблице ГФ Х (стр. 996) находим, что в 1 г настойки ландыша содержится 56 стандартных капель.

56 станд.кап. (1 г) – 64 нестанд.кап. (1 г)

  1 станд. капля     – х   нестанд. капель

   Х = 1.1 нест. кап.

По таблице капель находим, что в 1 мл настойки ландыша содержится 50 станд. кап.

1 ст. к. – 1,1 нест.к.

50 ст.к – х нест. к;     х = 55 нест.кап.

Следовательно, в 1 мл настойки ландыша содержится 55 нестандартных капель. Значит в 0,1 мл будет содержаться 5,5 нест. кап.:

1 мл – 55 ст. кап.

0,1 мл – х           х = 5,5

Глазная пипетка прикрепляется к штангласу, из которого производилось откапывание настойки ландыша, флакон снабжается этикеткой:

           Tinctura Convallariae

1 ст. капля –  1,1 нест. капли

   0,1 мл      – 5,5 нест. капли

11. Соблюдать особую тщательность при подсчете капель и определении их массы. Глазная пипетка при откапывании капель должна находиться в строго вертикальном положении. Сливной конец пипетки должен быть целым. Новую пипетку калибруют для той жидкости, которую будут дозировать с помощью данной пипетки.

Ситуационная задача. Алгоритм решения.

Условие: Сколько настойки ландыша нужно отмерить эмпирическим каплемером, если в одном рецепте выписано 0,2 мл препарата, в другом – 9 капель?

Решение: После калибровки нестандартного каплемера рассчитали, что в 0,1 мл настойки ландыша содержится 5,5 нестандартных капель, а 1 стандартная капля соответствует 1,1 нестандартных капель.

  1. Находим, сколько нестандартных капель соответствует 0,2 мл препарата:

0,1 мл – 5,5 нестанд. капель

0,2 мл – х,

Отсюда х = 0,2 х 5,5 ; х = 11 капель

                        0,1        

2) Находим, сколько нестандартных капель соответствует 9 стандартным:

            1 станд. капля  – 1,1 нестанд. капель

            9 станд. капель – х

                Х = 9,9 ~ 10 капель

Ответ: 11 капель, 10 капель.

Тема: Дозирование в технологии лекарственных форм                       Приложение №  4                                                                                    

                 Закрепление материала. Решение ситуационных задач.

Используя этикетку предварительной калибровки эмпирического каплемера, рассчитать:

  1. Сколько настойки валерианы следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,45 мл препарата, в другом – 30 капель?
  2. Сколько настойки мяты следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,3 мл препарата, в другом – 10 капель?
  3. Сколько настойки ландыша следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,2 мл препарата, в другом – 12 капель?
  4. Сколько настойки пустырника следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,3 мл препарата, в другом – 8 капель?
  5. Сколько настойки элеутерококка следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,4 мл препарата, в другом – 7 капель?
  6. Сколько настойки календулы  следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,25 мл препарата, в другом – 15 капель?
  7. Сколько настойки валерианы следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,5 мл препарата, в другом – 20 капель?
  8. Сколько настойки мяты следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,6 мл препарата, в другом – 10 капель?
  9. Сколько настойки пустырника следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,35 мл препарата, в другом – 15 капель?
  10. Сколько настойки календулы следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,2 мл препарата, в другом – 20 капель?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по фармацевтической химии для преподавателя Тема: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы» Специальность 33.01.02«Фармация» II курс

Методическая разработка практического занятия по теме: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы. Концентрированный раствор натрия ги...

Методическая разработка конференции по теме: "Современные лекарственные формы и системы доставки лекарственных средств"

Методическая разработка для преподавателей по проведению конференции на тему:" Современные лекарственные формы и системы доставки лекарственных средств "...

Методическая разработка теоретического обобщающего занятия "Жидкие лекарственные формы"

Методическая разработка теоретического занятия «Жидкие лекарственные формы» по технологии изготовления лекарственных форм специальности «Фармация» составлена с целью обобщения ...

Методическая разработка теоретического занятия "Суппозитории как лекарственная форма. Основы"

Методическая разработка теоретического занятия "Суппозитории как лекарственная форма. Основы" предназначена для преподавателя МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности 33....

Методическая разработка практического занятия по теме: "Лекарственное растительное сырье потогонного действия".

Методическая разработка практического занятия по теме: "Лекарственное растительное сырье потогонного действия"....

Методическая разработка практического занятия «Выписывание в рецепте лекарственных форм»

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения рабочей учебной программы по фармакологии, предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандарто...