Учебно-методическое пособие для студентов
учебно-методическое пособие

Муратова Ирина Шарифовна

«Сборник ситуационных задач по теме «Мочевая система» дисциплины«Анатомия и физиология человека» для подготовки к практическим занятиям и экзамену студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrab_mochevaya_sistema.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Горячеключевской медицинский колледж»

Учебно-методическое пособие для студентов

 

«Сборник ситуационных задач по теме «Мочевая система» дисциплины«Анатомия и физиология человека» для подготовки к практическим занятиям и экзамену студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело».

РАЗРАБОТЧИКИ: И.Ш.Муратова, преподаватель ГБПОУ «Горячеключевской медицинский  колледж»

СОДЕРЖАНИЕ:

I.Предисловие

II.Ситуационные задачи

    III. Критерии оценки таблицы:

 IV.Список литературы

I.Одним из главных принципов современной анатомии является единство теории и практики, ее прикладной характер, то есть клиническая направленность в изучении строения организма человека. Такой подход в преподавании и усвоении предмета способствует началу формирования уже у студентов II курсов клинического мышления. Одной из форм управления этим процессом и одновременно проверкой знаний студентами программного материала является решение ситуационных задач, которое проводится на текущих практических занятиях, Каждая ситуационная задача содержит условие (краткое содержание практической - клинической ситуации), вопрос и эталон ответа (для самоконтроля)

Одной из форм управления этим процессом и одновременно проверкой знаний является условие (краткое содержание практической - клинической ситуации), вопрос и эталон ответа (для самоконтроля). Студент обязан не только дать краткий ответ, но и в собеседовании с преподавателем обосновать его, то есть рассказать о ходе своего решения этой задачи. При этом он должен привести доказательства правильности своих суждений из теоретического (в том числе лекционного) курса, подтвердить свои знания на препаратах, муляжах, таблицах, схемах.

II. Задача № 1 Больному поставлен диагноз: блуждающая почка. Этот вид патологии почки обычно связан с недостаточностью ее фиксирующего аппарата.

 Вопрос: Что является фиксирующим аппаратом почки?

 Собеседование по решению задачи: Связь формы (структуры) и функции в мочевой и половых системах.

Ответ на вопрос: 1) почечная фасция; 2) связки почек; 3) почечная ножка; 4) почечное ложе; 5) мышцы брюшного пресса, обеспечивающие внутрибрюшное давление.

Задача № 2 В урологическое отделение поступил больной с жалобами на отеки лица и боли в поясничной области. После проведенного обследования был поставлен диагноз: острый гломерулонефрит.

 Вопрос: Какие структуры почки поражены?

 Собеседование по решению задачи: Почки: функции, топография, строение, в т.ч., структурно-функциональная единица - нефрон; кровоснабжение, отток лимфы.

Ответ на вопрос: Нефроны.

Задача № 3.В урологическое отделение поступил больной с почечной коликой. При ультразвуковом исследовании был обнаружен камень в левой почечной лоханке.

Вопрос: Где находится почечная лоханка?

Собеседование по решению задачи: Мочевыводящие пути: малые и большие почечные чашки, почечная лоханка, мочеточник; их топография, строение, кровоснабжение.

Ответ на вопрос: Почечная лоханка находится в почечной пазухе.

Задача № 4 Больному 82-х лет, который находится в тяжелом состоянии после перенесенного инсульта, показана катетеризация мочевого пузыря.

 Вопрос: В чем заключается сложность введения катетера в мочевой пузырь у мужчин?

 Собеседование по решению задачи: Мужской и женский мочеиспускательные каналы: особенности строения, функции, топографии.

Ответ на вопрос: Мужской мочеиспускательный канал имеет большую длину (18 – 20 см), крутой изгиб и три сужения.

Задача № 5

Изменится ли фильтрационное давление при снижении А/Д, повышении А/Д?

Собеседование по решению задачи: физиология мочеобразования

Ответ на вопрос:

Да. При повышении А/Д фильтрационное давление увеличится, в результате мочи образуется больше, а при снижении А/Д – фильтрационное давление уменьшится, в результате мочи образуется меньше.

Задача № 6

Что может появляться в моче при патологии? Как это называется?

Собеседование по решению задачи: патология мочеобразования

Ответ на вопрос:

При патологии в моче появляются:

эритроциты – гематурия

лейкоциты – пиурия

глюкоза – глюкозурия

белок – протеинурия

Задача № 7

Чем можно объяснить то, что правая почка расположена на 1-1,5 см ниже левой?

Собеседование по решению задачи: топография органов

Ответ на вопрос:

Права почка лежит на 1-1,5 см ниже левой вследствие постоянного давления на неё правой доли печени.

Задача № 8

Что относится к фиксирующему (удерживающему) аппарату почек и что может быть при ослаблении фиксирующего аппарата?

Собеседование по решению задачи: топография органов

Ответ на вопрос:

К фиксирующему аппарату почек относятся:

внутрибрюшное давление, обусловленное сокращением мышц брюшного пресса

оболочки почек, их три:внутренняя – фиброзная капсула, средняя – жировая капсула,наружная – почечная фасция, состоящая из 2-х листков

почечная ножка, образованная почечной артерией, почечной веной, нервами, лимфатическими сосудами и почечной лоханкой, переходящей в мочеточник.

При ослаблении фиксирующего аппарата почка смещается со своего места и даже может опускаться в малый таз (блуждающая почка).

Задача №9

Назовите особенности мужского мочеиспускательного канала, которые учитываются при введении катетера?

Собеседование по решению задачи: особенности строения мужской уретры

Ответ на вопрос:

 мужской мочеиспускательный канал имеет длину 18-20 см

В мужском мочеиспускательном канале имеется две кривизны: передняя и задняя. Передняя кривизна выпрямляется при поднятии полового члена, а задняя – фиксированная

В мужском мочеиспускательном канале три сужения: 1. в области внутреннего отверстия мочеиспускательного канала; 2. при прохождении через мочеполовую диафрагму; 3. у наружного отверстия.

Задача № 10

Назовите особенности кровообращения в почке, играющие большую роль в процессе мочеобразования.

Собеседование по решению задачи: особенности кровообращеня почек

Ответ на вопрос:

Особенностями кровообращения в почках, имеющими большое значение в процессе мочеобразования является:

приносящая артериола по диаметру в 2 раза шире выносящей, следовательно к капиллярному клубочку притекает крови в 2 раза больше, чем оттекает

в почке кровь проходит через двойную капиллярную сеть: вначале через капилляры почечного клубочка, затем через капилляры, оплетающие канальцы нефрона. Эта особенность получила название «чудесная сеть» капилляров

давление в капиллярах почечного клубочка выше чем в других капиллярах тела. Она составляет 70-90 мм рт. ст., а в капиллярах других тканей и органов 25-30 мм рт. ст.

в сосудистом клубочке кровь отделена от полости капсулы эндотелием капилляров и однослойным плоским эпителием капсулы. Через эти слои клеток легко фильтруется в полость капсулы плазма и находящиеся в ней вещества (кроме высокомолекулярных)

Задача № 11

Какое влияние на диурез оказывают антидиуретический гормон (вазопрессин) и альдостерон?

Собеседование по решению задачи: гормональная регуляция

Ответ на вопрос Гормон задней доли гипофиза антидиуретический (вазопрессин) влияет на обратное всасывание ионов калия. Задержка натрия в крови и тканевой жидкости приводит к повышению осмотического давления. При недостатке альдостерона возникают изменения внутренней среды организма, несовместимые с жизнью.

Задача № 12

На приеме у врача терапевта находится пациент у которого был проведен анализ мочи. При анализе мочи получены следующие результаты:

глюкозы – нет

лейкоциты – 1-2 в поле зрения

эритроциты – нет

эпителий плоский – единичные клетки в поле зрения

цвет – соломенно-желтый

количество – 200 мл

Соответствует ли данный анализ нормальному составу мочи? Если нет, то почему?

Собеседование по решению задачи: ОАМ при патологии

Ответ на вопрос:

Данный анализ соответствует норме. Патологии органов мочевыделительной системы у данного пациента нет.

Задача №13

Чем образованы стенки почечных канальцев нефрона и собирательных трубок?

Собеседование по решению задачи: строение нефрона

Ответ на вопрос:

 Стенки извитых канальцев I порядка (проксимальных) образованы однослойным кубическим каемчатым эпителием, петли Ф. Генле – однослойным плоским, извитых канальцев II порядка (дистальных) – низким призматическим эпителием, лишенным щеточной каймы, собирательных трубок – однослойным кубическим и низким призматическим эпителием

Задача №14

Какие анатомические особенности сосудистой системы почек и особенности кровообращения в почке создают благоприятные условия для выделения из крови воды и продуктов обмена?

Собеседование по решению задачи: особенности кровообращения в почках

Ответ на вопрос:

Анатомические особенности сосудистой системы и особенности кровообращения в почке:

1.в почке имеются две системы капилляров, и кровь проходит через двойную капиллярную сеть: первый раз в капсуле почечного тельца (сосудистый клубочек соединяет две артериолы: приносящую и выносящую, образуя чудесную сеть), второй раз – на извитых канальцах I и II порядка (типичная сеть) между артериолами и венулами;

2.просвет выносящего сосуда в два раза уже просвета приносящего сосуда: следовательно, из капсулы оттекает крови меньше, чем поступает;

3.давление в капиллярах сосудистого клубочка выше, чем во всех других капиллярах тела. Оно равно 70-90 мм рт. ст., в капиллярах других тканей, оно составляет лишь 25-30 мм рт.ст.;

4.в сосудистом клубочке кровь отделена от полости капсулы только двумя слоями плоских клеток; эндотелием капилляров, эпителием капсулы (подоцитами) и общей для них трехслойной базальной мембраной. Эти слои клеток вместе с базальной мембраной составляют фильтрационный барьер, через который в полость капсулы из крови фильтруются составные части плазмы, образующие первичную мочу.

Задача №15

Какие кривизны, сужения и расширения в мужском мочеиспускательном канале должны учитываться при введении катетера для удаления мочи?

Собеседование по решению задачи: особенности строения мужской уретры

Ответ на вопрос:

Мужской мочеиспускательный канал имеет две кривизны: переднюю и заднюю. Передняя кривизна выпрямляется при поднятии полового члена, а задняя с вогнутостью, обращенной к лобковому симфизу, остается фиксированной. Кроме того, на своем пути мужская уретра имеет три сужения: в области внутреннего отверстия мочеиспускательного канала, при прохождении через мочеполовую диафрагму (самый узкий и наименее растяжимый участок канала) и у наружного отверстия. Расширения просвета канала имеются и в предстательной части, в луковице полового члена и в его конечном отделе – ладьевидной ямке.

Задача №16

Что может появляться в моче при патологии? Как это называется?

Собеседование по решению задачи: ОАМ при патологии

Ответ на вопрос: При патологии в моче появляются:

эритроциты – гематурия

лейкоциты – пиурия

глюкоза – глюкозурия

белок – протеинурия

Задача №17

В приемное отделение поступил больной с предварительным диагнозом «Мочекаменная болезнь. Почечная колика?». Назовите места анатомического сужения мочеточника.

Собеседование по решению задачи: Связь структуры и функции в мочевой системе.

Ответ на вопрос: Мочеточник имеет три анатомических сужения: при переходе почечной лоханки в мочеточник, на границе между брюшной и тазовой частями мочеточника (в месте пересечения им общих подвздошных сосудов) и в месте его впадения в мочевой пузырь.

Задача №18

Проанализируйте данные общего и химического анализа мочи:

Ссут. ддиурез

Ппрозрачность

Ццвет

Оотносит. плотность

Оосадок

ррН

Ббелок

Жжелчные пигменты

1300

мл

ммутная

Ссоломенно-жжелтый

1,1010

Оотсутст.

6

в  ббольшом ккол-ве

Оотсутст.

Задача №19

Заполните таблицу: «Процесс мочеобразования»

Ввопросы

I фаза

II фаза

Нназвание фазы

Мместо прохождения

Ччто образуется

Кколичество

Ссостав

Ччто способствует процессу

Задача №20

Заполните таблицу: Фазы образования мочи

    фазы

м  мочеобразования

В в каких отделах ннефрона ппроисходит

Ккакие вещества пподвергаются

Р результат

Ф    фильтрация

Р     реабсорбция

С     секреция

Заполните таблицу:

К количество

С               состав

П  первичная моча

К  конечная моча

    III. Критерии оценки таблицы:

Оценивается по 5-ти бальной шкале:

таблица заполнена на 70% и менее - оценка «2»

таблица заполнена на 71-80% – оценка «3»

таблица заполнена на 81-90% – оценка «4»

таблица заполнена на 91-100% – оценка «5»

IV. Литература

 1.Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека [Текст]: учебник: в 3т.- 3-е изд., испр. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2012. УМО.

 2.Синельников Р.Д., Синельников Я.Р., Синельников А.Я. Атлас анатомии человека [Текст]: учебное пособие в 4-ч т., 7-е изд. Новая волна. 2012. УМО. Дополнительная литература 1.Гайворонский, И.В. Нормальная анатомия человека [Текст] / И.В. Гайворонский. – С-П.: Спец лит, 2001, Т.1-560с.; Т.2-424с. 3.Колесников, С.С. Анатомия человека [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.С. Колесников, С.С. Михайлов. – М.: Гэотар – Мед, 2006. – 814 с.

4.Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека[Текст]: учебник, 12-е изд. Изд-во С-Петербургской академии последипломного образования. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для студентов первого курса средних профессиональных учебных заведений по теме "Решение показательных уравнений".

Данное методическое пособие охватывает материал по теме: «Решение показательных уравнений». При решении задач по предложенной теме студенту необходимо владеть комплексом умений, а также новыми знаниям...

Учебно-методическое пособие "Рекомендации для студентов медицинского колледжа по написанию учебной истории болезни ребёнка".

Методические рекомендации "Написание учебной истории болезни ребёнка" имеют своей целью обучение студентов медицинского колледжа ведению медицинской документации в условиях практического здравоохранен...

«Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов»

Самостоятельная работа является одной из форм организации обучения. Ее роль в современном образовании возрастает с введением ФГОС СПО нового поколения. В программах и профессиональных модулях организа...

Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Менеджмент"

Учебно - методическое пособие разработано для изучения учебного курса дисциплины «Менеджмент» на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям  СПО...