Дыхательные пути. Методическая разработка практического занятия
методическая разработка

Парфенова Любовь Фоминична

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._dyh._puti.docx520.64 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ  

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ  

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 6»

Методическая разработка практического занятия

«Дыхательные пути»

ОП.02 «Анатомия и физиология человека»

Раздел 6.  «Анатомия и физиология органов дыхания»

Специальность 31.02.02 Акушерское дело

Москва 2021год.

ОДОБРЕНО

ПЦК ОПД

Протокол № ____

от «__» _________ 2021г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального 31.02.02 Акушерское дело

Председатель ПЦК ОПД

_____________/Пашедко О.В.

Автор – Парфенова Любовь Фоминична, преподаватель учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека», высшей квалификационной категории ГБОПУ ДЗМ «МК № 6»

Рецензенты:

Полоса Светлана Владимировна, методист ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» высшей квалификационной категории.                                                  

Зулунова Гулбахор Турсуновна, преподаватель учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека», высшей квалификационной категории.

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Дыхательные пути» с обучающимися 1 курса специальности 31.02.02 Акушерское дело в рамках дисциплины ОП.02  «Анатомия и физиология человека», раздел № 6 «Анатомия и физиология органов дыхания».

 В разработку включена краткая информация по теме (опорный конспект), вопросы исходного уровня знаний, самостоятельная деятельность обучающихся, вопросы на закрепление знаний.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Методическая разработка по теме: «Дыхательные пути» разработана на основе ФГОС СПО по специальности 31.02.02 Акушерское дело, и предназначена для практического занятия.

Разработка  включает методический блок, информационный блок, блок контроля и приложение.  Актуальность практического  занятия заключается в акцентировании внимания обучающихся на важности данной темы, даёт возможность использовать полученные знания при изучения  физиологического и патологического акушерства, её практическом значении для медицинского работника. Акушерка должна знать строение органов и систем, понимать как устроен организм, какие функции выполняют органы,  важно знать изменения, происходящие в организме беременной женщины.

    Занятие проводится в интерактивной форме, логически структурировано в соответствии с целями. В структуру занятия включен контроль исходного уровня знаний, самостоятельная деятельность обучающихся, вопросы на закрепление знаний.    Основная часть занятия включает в себя разнообразные задания: вопросы, немые рисунки, таблицу, «ящик случайных органов».  

Тема занятия непосредственно связана с предыдущими и последующими темами анатомии. Применение презентации в программе «Power point» не только иллюстрирует различные этапы занятия, но и помогает при проверке различных заданий, наглядно демонстрируя правильные ответы, что способствует усвоению материала.

Занятие поможет сформировать ответственное отношение к обучению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

        Занятие необходимо начинать с внимательного изучения разработки, ознакомиться с  общими и профессиональными компетенциями, которые необходимо освоить.        

Обучающиеся озвучивают  цели занятия, междисциплинарные связи, мотивацию. Отвечают на вопросы исходного уровня знаний в виде фронтального опроса.

Выполняют задания занятия. Самостоятельные задания сопровождаются презентацией, иллюстративным материалом по теме, работой с муляжами. По завершению работы, обучающиеся отвечают на вопросы на закрепление знаний. В конце занятия обучающиеся получают оценку в соответствии с критериями знаний.

     Методическая разработка может быть использована для проведения практического занятия с обучающимися 1 курса специальности 31.02.02. Акушерское дело

Тема практического занятия:  «Дыхательные пути»

Количество часов:  2 академических часа

Место проведения занятия: кабинет анатомии, аудитория № 25

Вид занятия: практическое

Тип занятия: комбинированный урок

Цели занятия: Общая цель.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций.

1. Общие:

ОК        1.        Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК        3.        Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях,

ОК        5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.  

2.  Профессиональные:

ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии

Конкретные цели занятия:

1. Дидактические

 

Обучающийся должен знать

  • Строение и функции носа.
  • Строение и функции гортани.
  • Строение и функции трахеи
  • Строение и функции бронхов.
  • Строение бронхиального дерева

Обучающийся должен уметь

  •  Использовать анатомическую и медицинскую терминологии.
  •  Показать на таблицах и муляжах отделы полости носа.
  •  Показать на муляжах и таблицах гортань, её отделы.
  •  Показать на муляжах и таблицах трахею, бронхи.
  •  Показать на муляже  и назвать отделы бронхиального дерева

   2. Развивающие

  •  Развивать способности к самообучению.
  •  Развивать творческое мышление.
  •  Формировать познавательную активность

3. Воспитательные

  •  Научить бережному отношению к материально-техническому оснащению, к методическому материалу.
  •  Научить обобщать полученный результат.
  •  Научить пользоваться полученными знаниями на практике.
  •  Формировать чувство долга, требовательности к себе, ответственности за жизнь и будущее здоровье матери и ребенка.

МОТИВАЦИЯ

       Органы дыхательной системы, том числе дыхательные пути имеют большое значение в жизнедеятельности организма. Дыхательные пути имеют свои особенности и выполняют важные функции. Они имеют свойство не спадаться, благодаря наличию жёсткого остова.  Слизистая оболочка дыхательных путей покрыта мерцательным эпителием, что обеспечивает защитную функцию.          Дыхательные пути выполняют важные функции в организме — дыхательную, защитную, обонятельную, голосообразующую. Зная особенности строения дыхательных путей, возможна профилактика попадания инородных тел в пути.                  Изучив и поняв данную тему, обучающие могут применять свои знания при изучении клинических дисциплин. В своей профессиональной деятельности смогут заниматься профилактикой заболеваний органов дыхательной системы.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ.

1. Методическое

  • Рабочая программа  по дисциплине, календарно-тематический план, методическая разработка практического занятия;
  • опорные конспекты;
  • раздаточный материал: схемы, рисунки, иллюстрации, таблицы;
  • методическая разработка для обучающихся;
  • мультимедийная презентация.

2. Материальное

  • таблицы органов дыхательных путей;
  • таблица общего плана строения дыхательной системы человека;
  • муляж торса человека;
  • муляжи полости носа,  гортани, трахеи, бронхов.

3. Техническое

  • Мультимедийный проектор;
  • Компьютер;
  • Экран.

Источники информации:

Основная литература.

1. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., В.А. Сагун В.А. Анатомия и физиология человека.  Учебник. М. ГЕОТАР-МЕДИА 2018г.

2. Смольянникова, Н. В. Анатомия и физиология человека: учебник  ГЭОТАР-Медиа, 2020г.

Дополнительная литература.

  1. Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека : учебник / Гайворонский И. В. [и др. ] - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019.
  2. Сапин, М. Р. Анатомия человека: атлас: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина, С. В. Чава. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019г.

Методы и приемы:

- устный опрос;

- письменный  опрос;

- наглядные методы.

Самостоятельная работа обучающихся, выполняемая на занятии;

- последовательное выполнение заданий;

- работа с немыми рисунками;

- заполнение таблицы.

 

Объясните, как связана сегодняшняя тема с другими темами анатомии, с ранее изученными дисциплинами, с темами общепрофессиональных и клинических дисциплин.

ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ.

П/П

Этап  занятия

Время

Методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность  обучающихся

1.

Организационная часть

3 мин.

Контролирует внешний вид обучающихся, готовность к занятию.

Готовятся к занятию.

2.

Мотивация.

3 мин.

Проблемное изложение

Излагает значение темы в практической деятельности акушерки

Обсуждают и излагают значение изучаемой темы.

3.

Междисциплинар-ные и внуридисципли-нарные связи.

3 мин.

Дискуссия.

Настраивает каждого  обучающегося проследить междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

 Обучающиеся прослеживают внуридисципли-нарные и связи  со смежными дисциплинами.

4.

Активизация базисных знаний (исходный уровень).

7 мин.

Тестовые задания в открытой форме.

Инструктирует обучающихся о том, как работать с материалом исходного уровня знаний.

Отвечают на вопросы исходного уровня  знаний.

5.

Самостоятельная деятельность обучающихся и закрепление изученного материала.

50 мин.

Практический

Инструктирует  обучающихся по выполнению самостоятельной работы в виде разнообразных заданий. Оказывает методическую помощь. Оценивает закрепление изученного материала.

Самостоятельно работают.

 В ходе работы используют муляжи, таблицы. Демонстрируют выполненные задания.

6.

Итоговый контроль знаний.

15 мин.

 Контрольные вопросы.

Предлагает выполнить итоговый контроль на закрепление знаний.

 Обучающиеся выполняют итоговый контроль на закрепление знаний.

7.

Подведение итогов.

5 мин.

Дискуссия.

Предлагает обучающимся обобщить результаты работы. Проанализировать ошибки. Отмечает успехи. Выставляет итоговые оценки.

Подводят итоги занятия. Анализируют ошибки. Оценивают индивидуальную степень достижения целей.

8.

Домашнее задание.

4 мин.

Задаёт домашнее задание. Даёт рекомендации по организации внеаудиторной работы.

Записывают домашнее задание.

Критерии  оценки.  

1. <5> ОТЛИЧНО – даны правильные ответы на все вопросы самостоятельной работы. Тема излагается последовательно, логически обоснованно. Все задания выполнены грамотно. схемы, иллюстративные вкладыши заполнены без ошибок. На задания в виде теста дано более 91% правильных ответов.

2. <4> ХОРОШО – даны правильные ответы на все вопросы самостоятельной работы. Тема излагается грамотно, последовательно. Возможны небольшие отклонения, не искажающие сути темы. Схемы, иллюстративные вкладыши заполнены правильно.

Задания выполнены грамотно. На задания в виде теста дано 81 -90% правильных ответов.

3. <3> УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – даны правильные ответы только на 71-80% вопросов самостоятельной работы.  Тема излагается правильно, но непоследовательно, имеются незначительные искажения. Схемы, иллюстративные вкладыши заполнены не в полном объёме. На задания в виде теста  дано 71- 80% правильных ответов.

4 <2>  НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – даны правильные ответы менее чем на 70% вопросов самостоятельной работы. Тема излагается неточно, непоследовательно, имеются значительные искажения. Схемы, иллюстративные вкладыши заполнены неправильно. На задания в виде теста  дано менее 70% правильных ответов. Вам необходимо повторно изучить данный материал  и вновь сдать практическое занятие.  

 

Домашнее задание:

Тема: «Лёгкие. Плевра. Средостение».

1. Задание. Прочитайте опорные конспекты по теме занятия. Внимательно рассмотрите иллюстрационный. Выучите местоположение, границы лёгких, поверхности, края, доли, сегменты, строение бронхиального дерева.

2. Задание. Причитайте тему  занятия «Лёгкие. Плевра. Средостение» в учебнике Анатомия и физиология человека под редакцией Смольянниковой Н.В.,  Фалиной Е.Ф., Сагун В.А. Ответьте на вопросы.

Основная литература.

Использовать: Теоретический материал. Учебник Анатомия и физиология человека. Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун М. ГЕОТАР-МЕДИА 2018г В электронной библиотеке.

Дополнительная литература.

Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека: учебник / Гайворонский И.В. (и др.) – Москва: ГЕОТАР-Медиа,2019г.

Сапин М.Р. Анатомия человека: атлас: учебное пособие для медицинских училищ и коллджей/М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава. – Москва: ГЕОТАР-Медиа, 2019г.

Опорные конспекты.

В дыхательной системе выделяют.

1. Воздухоносные или дыхательные пути.  Это нос, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.

2. Дыхательную часть. Дыхательная паренхима лёгких где происходит газообмен между воздухом, содержащемся  в альвеолах лёгких и кровью.

Органы дыхания выполняют важные функции в организме:

Газообмен, голосообразование, обоняния, выработка некоторых гормонов, водно-солевой и липидный обмен, иммунная защита, в воздухоносных путях воздух увлажняется и согревается.

К дыхательным путям относят: Нос, (Носоглотка). Гортань. Трахея. Бронхи.

        НОС (nasus) – это начальный отдел дыхательных путей и орган обоняния. Проходя через полость носа, воздух согревается (или охлаждается), увлажняется и очищается.

Различают    наружный нос  и  полость носа.

Наружный нос имеет:

Корень, расположенный между глазницами и отделён от лба переносьем.

Спинка, которая образует боковые стороны носа и обращена вперёд и вниз.

Верхушка, кзади от которой располагаются два носовых отверстия –

Ноздри, через которые полость носа сообщается с внешней средой.

Крылья носа, ограничивающие ноздри с латеральной стороны.

Образуют наружный нос хрящи и кости.

      Полость носа формируется наружным носом и костями лицевого черепа. Входные отверстия в полость носа – ноздри. Сзади полость носа сообщается с носоглоткой при помощи хоан.  Полость носа делится перегородкой носа на две почти симметричные половины. Передняя часть перегородки образована хрящом, а сзади и снизу – перпендикулярной пластинкой решётчатой кости и сошником. Каждая половина полости носа имеет преддверие полости носа, покрытое изнутри кожей, которая переходит сюда через ноздри с наружного носа. Кожа содержит потовые, сальные железы и жёсткие волосы – вибриссы, задерживающие пылевые частицы.  В каждой половине носа различают верхнюю, нижнюю, латеральную и медиальную стенки. С латеральной стенки свисают три носовые раковины: верхняя, средняя и нижняя, между которыми образуются три носовых хода: верхний, средний, нижний. Между медиальными поверхностями носовых раковин и перегородкой носа расположен общий носовой ход, имеющий вид узкой вертикальной щели.

В каждый носовой ход открываются околоносовые пазухи воздухоносных костей.

В верхний носовой ход открываются задние ячейки решётчатой кости и клиновидная пазуха.

В средний носовой ход – передние и средние ячейки решётчатой кости, верхнечелюстная (гайморова) пазуха и лобная пазуха.

В нижний носовой ход – носослёзный канал.

Полость носа изнутри выстлана слизистой оболочкой. В ней выделяют две отличающиеся друг от друга по строению и по функции части: обонятельную и дыхательную. Слизистая оболочка полости носа, околоносовых пазух, слёзного мешка, носовой части глотки и мягкого нёба плотно сращена с надкостницей и с перихондрием. Оболочка покрыта многорядным призматическим реснитчатым эпителием. Эпителий содержит много бокаловидных  слизистых и серозных желёз. В области верхней носовой раковины расположены обонятельные клетки. Эта часть носовой полости – обонятельная. В области нижней носовой раковины слизистая и подслизистая оболочки богаты венозными сосудами, которые образуют венозные пещеристые сплетения. Они согревают вдыхаемый воздух, но могут быть причиной носовых кровотечений. Эта часть носовой полости – дыхательная.     

Воздух из полости носа попадает в носоглотку, а затем  ротовую и гортанную части глотки, куда открывается отверстие гортани. Воздух в дыхательные пути может попасть через рот.

         ГОРТАНЬ (larynx) выполняет воздухопроводящую функцию и участвует в образовании речи. Она расположена в передней области шее ниже подъязычной кости, на уровне 4-6-(7) шейных позвонков. При разговоре, пении, кашле гортань смещается, следуя за подъязычной костью, с которой соединена  связками.

 Сзади  гортани расположена гортанная часть глотки. С боков и  к ней прилежит щитовидная железа и сосудисто-нервные пучки. Вверху гортань подвешена связками к подъязычной кости. Внизу соединяется с трахеей.

Скелет гортани образован парными хрящами – черпаловидные, рожковидные, клиновидные.  И непарными хрящами:  перстневидный, щитовидный, надгортанник.  Хрящи соединены между собой связками, суставами, мембранами.

В нижнем отделе расположен перстневидный хрящ. Внизу он соединяется с трахеей посредством перстнетрахеальной связки. Передняя часть хряща узкая дуга, а задняя в виде четырёхугольной пластинки. На верхнем краю пластинки по углам расположены две суставные поверхности для соединения с черпаловидными хрящами.

Спереди над дугой перстневидного хряща расположен щитовидный хрящ. Он состоит из двух пластинок, соединяющихся под углом, открытым сзади. Угол прощупывается через кожу шее и называется выступом гортани. В передней части щитовидного хряща есть верхняя и нижняя щитовидные вырезки. Задние края пластинок щитовидного хряща образуют с каждой стороны длинный верхний и короткий нижний рога.

Сверху и спереди вход гортани прикрывает надгортанник. Это эластический хрящ. К щитовидному хрящу он прикрепляется щитонадгортанной связкой. Во время проглатывания пищи надгортанник прикрывает вход в гортань.

Черпаловидный хрящ по форме напоминает трёхгранную пирамиду. В нём различают переднелатеральную, медиальную и заднюю поверхности. Верхушка хряща заострена и наклонена назад. Основание обращено вниз. От основания отходят два отростка. Латерально –  мышечный – для прикрепления мышц. И спереди отходит голосовой отросток, к которому крепится голосовая связка. Рожковидный и клиновидные хрящи расположены в толще черпалонадгортанной складки. Хрящи соединены между собой и с подъязычной костью связками и суставами:

Перстнещитовидный сустав, перстнечерпаловидный сустав, они обеспечивают подвижность хрящей.

Надгортанник при помощи подъязычно-надгортанной связки прикрепляется  подъязычной кости.

   Мышцы гортани. Они изменяют ширину голосовой щели и степень натяжения голосовых связок. Все мышцы состоят из поперечнополосатой мышечной ткани.

Выделяют 3 группы мышц.

1. Мышцы, сужающие голосовую щель.

1.1 Латеральная перстнечерпаловидная мышца.

1.2 Щиточерпаловидная

1.3 Поперечная черпаловидная

1.4 Косая черпаловидная

2. Мышца, расширяющая голосовую щель. Она одна.

2.1 Задняя перстнечерпаловидная.

3. Мышцы, напрягающие (натягивающие) голосовые связки.

3.1 Перстнещитовидная.

3.2 Голосовая мышца.

      Полость гортани.

Имеет вход, который ограничен спереди надгортанником, по бокам черпалонадгортанными складками, сзади — черпаловидными хрящами и складкой слизистой оболочки между ними.

В полости гортани различают: преддверие,  собственно голосовой аппарат и подголосовую полость.

1. Преддверие гортани. От входа в гортань, до складок преддверия.

Преддверные складки, или ложные, образованы слизистой оболочкой гортани.  Они содержат слизистые железы и  эластические волокна. Между этими складками есть постоянная щель преддверия.

2. Собственно голосовой аппарат устроен наиболее сложно. На его боковых стенках есть две пары складок. Между ними — углубление желудочки гортани. Верхние складки преддверные. Нижние — голосовые. Они истинные. В их толще заложены голосовые связки, образованные эластическими волокнами и мышцами. Промежуток между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью. Голосовые складки натянуты между щитовидным хрящом и черпаловидными. В результате изменения положения хрящей под действием мышц гортани могут меняться ширина голосовой щели и натяжение голосовых связок. Выдыхаемый воздух колеблет голосовые связки, в результате этого возникают звуки. У женщин и детей голосовые связки короче, так как меньше размеры гортани. Поэтому у них голос выше. В членораздельной речи принимают участие также полости рта и носа, язык, губы, зубы.

3. Книзу от голосовой щели расположена расширенная книзу часть — подголосовая полость. Она продолжается в трахею.

Гортань имеет три оболочки. Внутренняя слизистая выстлана мерцательным эпителием, кроме области голосовых связок. Здесь эпителий многослойный плоский неороговевающий. Слизистая здесь имеет много серозно-слизистых желёз. Под слизистой оболочкой находится фиброзно-эластическая мембрана гортани. Она состоит из гиалиновых и эластических хрящей, окружённых плотной волокнистой соединительной тканью. Она выполняет роль опорного каркаса гортани. Наружная оболочка — адвентициальная. Она соединяет гортань с окружающими органами шеи. На уровне 6-7 шейных позвонков гортань переходит в трахею.    

ТРАХЕЯ И БРОНХИ.

      Трахея (trachea )  начинается от гортани на уровне VI шейного позвонка, затем проходит в грудную полость. На уровне верхнего края V грудного позвонка трахея делится на два главных бронха – правый и левый. Это место деления называется бифуркацией трахеи. Трахея имеет скелет из 16 – 20 хрящевых полуколец, не замкнутых сзади и соединённых друг с другом короткими кольцевыми связками. Задняя стенка трахеи, прилежащая к пищеводу, перепончатая и не имеет хрящей. Она состоит из соединительной ткани и гладкомышечных пучков. Слизистая оболочка трахеи выстлана мерцательным эпителием, содержит большое количество желёз и лимфоидных узелков. Правый и левый главные бронхи направляются к воротам соответствующего лёгкого.

Правый главный бронх короче и шире левого, он является как бы продолжением трахеи, входит в ворота правого лёгкого. Левый главный бронх более длинный. Отходит круто влево и входит в ворота левого лёгкого.

В воротах лёгких главные бронхи делятся на долевые бронхи. В правом лёгком имеется три долевых бронха, в левом – два. Долевые бронхи делятся на сегментарные, затем внутридольковые и другие более мелкие бронхи. Разветвление бронхов в лёгком называют бронхиальным деревом. В стенках мелких бронхов хрящевая ткань отсутствует, в них хорошо выражена гладкомышечная ткань.

ВОПРОСЫ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ.

ВОПРОСЫ-АССОЦИАЦИИ.

1. Какие ассоциации у вас вызывает рисунок № 1?

Где расположена эта ткань?

                                                                          Рис. 1

2. Ассоциацию каких органов у вас вызывает рисунок № 2?

Где расположены эти органы?

Рис. 2

3. Ассоциацию какого органа у вас вызывает рисунок № 3?

Где расположен этот орган? В образовании какого органа принимает участие?

                                                                           Рис. 3

4. Ассоциацию какого органа у вас вызывает рисунок  № 4?

Где расположен этот орган? В образовании какого органа принимает участие?

 

                 

Рис. 4

5. Ассоциацию какого органа у вас вызывает рисунок  № 5?

Где расположен этот орган?

Рис. 5

Инструкция. Ответьте на вопросы.

6. Как делят органы дыхательной системы?

7. Назовите, какие органы относят к верхним дыхательным путям.

8. Какие органы относят к нижним дыхательным путям?

9. Какой эпителий выстилает дыхательные пути?

10 Назовите две функции полости носа.

11.  Перечислите воздухоносные кости.

12. Назовите кости, образующие полость носа.

 

Рис. 6

13. Какими цифрами обозначены эти кости на рисунке № 6?

Задание 1.

Инструкция. Ответьте на вопросы.

1.1 Перечислите по-порядку органы, которые относят к дыхательным путям.

1.2 Покажите эти органы на рисунках.

1.3. Перечислите все функции системы органов дыхания.

Задание 2.  НОС (nasus) Инструкция. Ответьте на вопросы.

2.1 Дайте определение органу. Какие имеет части.

2.2 Опишите строение наружного носа. Где расположен. Чем образован. Части.

                       

                   

             

                                                                           Рис. 7

                                                                           

Инструкция.

2.3 На рисунке № 7 вместо цифр 1, 2, 3, 4, 5 напишите правильные ответы.

Задание 3. Полость носа.

Инструкция. Ответьте на вопросы.

   3.1 Опишите полость носа. Как формируется. Чем образован. Входные отверстия. С каким органом сообщается, через какое образование. На какие части делит полость носа перпендикулярная пластинка решётчатой кости. Назовите стенки каждой половины.

3.2  Какие образования находятся на латеральной стенке полости носа. Подробно их опишите. Назовите функции этих образований. Что находится между медиальной поверхностью носовых раковин и перегородкой носа? Его вид и значение.

3.3 Опишите слизистую оболочку полости носа. Её особенности.

3.4 Какое важное образование находится в области верхней носовой раковины? Какое важное образование находится в области нижней носовой раковины? Его значение.

3.5 Назовите все функции полости носа.

3.6 Полость носа на фронтальном разрезе.

Инструкция. На рисунке № 8 вместо   цифр 1-10 напишите правильные ответы.

Рис. 8

Задание 4. Околоносовые пазухи воздухоносных костей черепа.

Инструкция. Ответьте на вопросы. 

4.1 Перечислите воздухоносные кости, пазухи которых открываются в носовые ходы.

4.2 Назовите какие пазухи открываются в область верхнего носового хода.

Назовите какие пазухи открываются в область среднего носового хода.

Назовите какие пазухи открываются в область нижнего носового хода.

4.3 Места сообщений пазух с носовыми ходами.

Инструкция. На рисунке № 9 вместо   цифр 1-8 напишите правильные ответы.

Рис. 9

Задание 5. Гортань. (larynx) Инструкция. Ответьте на вопросы.

5.1 Назовите функции гортани. Её место расположение, топографию, на каком уровне расположена.

5.2 Расскажите какими хрящами образован скелет гортани. Опишите место положение каждого хряща.

5.3 Опишите строение всех непарных хрящей гортани.

5.4 Опишите строение черпаловидных хрящей. Его поверхности, части, отростки. Какие образования отходят от отростков черпаловидных хрящей.

5.5 Скелет гортани.

Инструкция. На рисунках № 10 и 11 вместо цифр напишите правильные ответы.

              Рис. 10                                                                             Рис. 11

Задание 6. Мышцы   гортани.

Инструкция. Ответьте на вопросы.

6.1 Какие группы мышц гортани выделяют?

6.2 Назовите мышцы, суживающие голосовую щель.

6.3 Назовите мышцы,  расширяющие голосовую щель.

6.4 Назовите мышцы, напрягающие голосовые связки.

6.5 на рисунке № 12 а, б, в, г вместо цифр напишите правильные ответы.

Рис. 12

Задание 7. Полость гортани.

Инструкция. Ответьте на вопросы.

7.1 Назовите отделы полости гортани.

7.2 Опишите каждый отдел. Подробно расскажите о собственно голосовом аппарате. Между какими хрящами натянуты голосовые связки?

7.3 Опишите подробно все оболочки гортани.

Задание 8.  Полость гортани на фронтальном разрезе.

Инструкция. На рисунке № 13 вместо   цифр 1-6 напишите правильные ответы.

                                

 

       

Рис. 13

Задание 9.  Трахея (trachea)

Инструкция. Ответьте на вопросы.

9.1 Дайте определение органу. Его место положение. Топография органа. На каком уровне находится, относительно скелета. Части трахеи. Укажите место деления трахеи. Какое оно имеет название.

9.2 Опишите строение трахеи. Её стенки. Основу. Подробно опишите слизистую оболочку трахеи. Особенности строения как органа дыхательных путей

Задание 10. Бронхи.

Инструкция. Ответьте на вопросы.

10.1 Дайте определение органу. Его место положение. Топография органа. От какого органа берёт начало, на каком уровне относительно скелета.

10.2 Опишите строение бронхов. Опишите строение стенки органа и изменение стенки бронхов по мере их деления.

10.3 Деление бронхов.

Инструкция. Заполните таблицу № 1. Схема деления бронхов в лёгких. Вместо цифр напишите правильные ответы.

Правое лёгкое

Левое лёгкое

Долевые бронхи

Сегментарные  бронхи

Долевые бронхи

Сегментарные  бронхи

1 Верхний

1

1 Верхний

1 Верхушечное-задний

2 Задний

2  

3

3

2 Средний

1

4 Верхний язычковый

2 Медиальный

5

3 Нижний

1

2 Нижний

1

2

2

3

3 Латеральный  базальный

4

4

5  Задний базальный

Таблица № 1

10.4  Бронхи.

Инструкция. На рисунке № 13 под буквой «а» вместо цифр 1-12 напишите правильные ответы.

                                                              Рис. 13                                                                               

ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

1. Назовите особенности строения дыхательных путей 1 и 2.

2. Назовите особенность слизистой оболочки полости носа, околоносовых пазух, слёзного мешка?

3. Как называют воспаление пазухи верхнечелюстной кости?

4.  Как называют воспаление пазухи лобной кости?

5. Между какими образованиями расположен общий носовой ход?

6.  Какой орган прилежит к гортани сзади?

7. Назовите два отростка, отходящие от основания черпаловидного хряща.

8. Между какими хрящами натянуты голосовые связки?

9. Почему у женщин и детей голос выше, чем у мужчин?

10. Чем представлена задняя стенка трахеи?

11. Какой хрящ образует стенку бронхов среднего калибра?

12. Чем представлена стенка бронхов малого калибра?

13. «Ящик вопросов»

Инструкция: Достаньте из ящика, путём случайного выбора, орган или часть органа. Определите, что это за орган (или часть какого органа). Какое он имеет отношение к органам дыхания (или не имеет отношения к органам дыхания). Какую выполняет функцию.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ.

Вопросы на ассоциации.

1. Рисунок №1  вызывает ассоциацию с мерцательным эпителием. Мерцательный эпителий выстилает дыхательные пути.

2. Рисунок № 2 вызывает ассоциацию с тремя носовыми раковинами. Они расположены на латеральной стенке полости носа.

3. Рисунок № 3 вызывает ассоциацию перстневидным хрящом. Он расположен в основании гортани. Участвует в образовании гортани.

4. Рисунок № 4 вызывает ассоциацию с щитовидным хрящом. Он образует переднебоковые стенки гортани.

5. Рисунок № 5  вызывает ассоциацию с бронхиальным деревом. Оно расположено  в паренхиме лёгких.

6. Органы дыхательной системы делят на дыхательные пути и орган дыхания.

7. К верхним дыхательным путям относят полость носа, носоглотка, ротоглотка.

8. К нижним дыхательным путям относят гортань, трахея, бронхи.

9. Дыхательные пути выстилает однослойный многорядный цилиндрический мерцательный эпителий.

10. Полость носа выполняет дыхательную и обонятельную функции.

11. Воздухоносные кости черепа — это верхняя челюсть, лобная, клиновидная, решётчатая и кость не связанная с полостью носа — височная.

12. Кости/. Образующие полость носа — это слёзная, носовая, верхняя челюсть, клиновидная, решётчатая, сошник, лобная, нёбная кости.

13. На рисунке № 6.1 это 1, 3, 4, 8, 12. На рисунке № 6.2 это 1, 3, 4, 6, 11.

Задание 1.

1.1 Нос, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.

1.2 Функции дыхательной системы — дыхательная, обонятельная, образование речи, обмен веществ, эндокринная.

Задание 2. 

2.1 Наружный нос — это начальный отдел дыхательных путей. Корень, спинка, верхушка.

2.2 Наружный нос имеет:

Корень, расположенный между глазницами и отделён от лба переносьем.

Спинка, которая образует боковые стороны носа и обращена вперёд и вниз.

Верхушка, кзади от которой располагаются два носовых отверстия –

Ноздри, через которые полость носа сообщается с внешней средой.

Крылья носа, ограничивающие ноздри с латеральной стороны.

Образуют наружный нос хрящи и кости.

2.3 Рис. 7. 1- корень носа, 2 — спинка, 3 — верхушка, 4 — крылья носа, 5 — ноздри.

Задание 3. Полость носа.

3.1 Полость носа формируется наружным носом и костями лицевого черепа. Входные отверстия в полость носа – ноздри. Сзади полость носа сообщается с носоглоткой при помощи хоан.  Полость носа делится перегородкой носа на две почти симметричные половины. Передняя часть перегородки образована хрящом, а сзади и снизу – перпендикулярной пластинкой решётчатой кости и сошником. Каждая половина полости носа имеет преддверие полости носа. В каждой половине носа различают верхнюю, нижнюю, латеральную и медиальную стенки.

3.2 С латеральной стенки свисают три носовые раковины: верхняя, средняя и нижняя, между которыми образуются три носовых хода: верхний, средний, нижний. Между медиальными поверхностями носовых раковин и перегородкой носа расположен общий носовой ход, имеющий вид узкой вертикальной щели.

3.3 Слизистая оболочка полости носа, околоносовых пазух, слёзного мешка, носовой части глотки и мягкого нёба плотно сращена с надкостницей и с перихондрием. Оболочка покрыта многорядным призматическим реснитчатым эпителием. Эпителий содержит много бокаловидных  слизистых и серозных желёз.

3.4  В области верхней носовой раковины расположены обонятельные клетки. Эта часть носовой полости – обонятельная. В области нижней носовой раковины слизистая и подслизистая оболочки богаты венозными сосудами, которые образуют венозные пещеристые сплетения. Они согревают вдыхаемый воздух, но могут быть причиной носовых кровотечений. Эта часть носовой полости – дыхательная.

3.5 В полости носа воздух очищается, увлажняется, согревается или охлаждается.

3.6 Рис. 7. 1 — лобная пазуха, 2 — верхняя носовая раковина, 3 - верхний носовой ход, 4 — средняя носовая раковина, 5 — средний, носовой ход, 6 — нижняя носовая раковина, 7 — нижний носовой ход,  8 — носоглотка, 9 — отверстие слуховой трубы, 10 — клиновидная пазуха.

Задание 4. 

4.1 Верхняя челюсть, лобная, височная, клиновидная, решетчатая.

4.2 В область верхнего носового хода открываются открываются задние ячейки решётчатой кости и клиновидная пазуха. Среднего — передние и средние ячейки решётчатой кости, верхнечелюстная (гайморова) пазуха и лобная пазуха.  Нижнего — носослёзный канал.

4.3 Рис. 8. 1 — передние ячейки решётчатой кости, 2 — средняя носовая раковина, 3 — верхняя носовая раковина, 4 — задние ячейки решётчатой кости, 5 — нижняя носовая раковина,  6 — нижнечелюстная пазуха, 7 — отверстие носослёзного канала, 8 — средние носовая раковина.

Задание 5. Гортань.

5.1 Гортань выполняет воздухопроводящую функцию и участвует в образовании речи. Она расположена в передней области шее ниже подъязычной кости, на уровне 4-6-(7) шейных позвонков. При разговоре, пении, кашле гортань смещается, следуя за подъязычной костью, с которой соединена  связками.

 Сзади  гортани расположена гортанная часть глотки. С боков и  к ней прилежит щитовидная железа и сосудисто-нервные пучки. Вверху гортань подвешена связками к подъязычной кости. Внизу соединяется с трахеей.

5.2 Скелет гортани образован парными хрящами – черпаловидные, рожковидные, клиновидные.  И непарными хрящами:  перстневидный, щитовидный, надгортанник.  Хрящи соединены между собой связками, суставами, мембранами.

5.3  В нижнем отделе расположен перстневидный хрящ. Внизу он соединяется с трахеей посредством перстнетрахеальной связки. Передняя часть хряща узкая дуга, а задняя в виде четырёхугольной пластинки. На верхнем краю пластинки по углам расположены две суставные поверхности для соединения с черпаловидными хрящами. Спереди над дугой перстневидного хряща расположен щитовидный хрящ. Он состоит из двух пластинок, соединяющихся под углом, открытым сзади. Угол прощупывается через кожу шее и называется выступом гортани. В передней части щитовидного хряща есть верхняя и нижняя щитовидные вырезки. Задние края пластинок щитовидного хряща образуют с каждой стороны длинный верхний и короткий нижний рога. Сверху и спереди вход гортани прикрывает надгортанник. Это эластический хрящ. К щитовидному хрящу он прикрепляется щитонадгортанной связкой. Во время проглатывания пищи надгортанник прикрывает вход в гортань.

5.4 Черпаловидный хрящ по форме напоминает трёхгранную пирамиду. В нём различают переднелатеральную, медиальную и заднюю поверхности. Верхушка хряща заострена и наклонена назад. Основание обращено вниз.От основания отходят два отростка. Латерально –  мышечный – для прикрепления мышц. И спереди отходит голосовой отросток, к которому крепится голосовая связка.

5.5 Рис. 10. 1 — надгортанник, 2 — подъязычная кость, 3 — щитовидный хрящ, 4 — кольца трахеи. Рис 11. 1 — надгортанник, 2 — щитовидный хрящ, 3 — перстневидный хрящ, 4 — черпаловидные хрящи.

Задание 6. Мышцы   гортани.

6.1 Выделяют 3 группы мышц гортани.  1. Мышцы, сужающие голосовую щель, 2. расширяющие голосовую щель, 3. напрягающие голосовые связки.

6.2 1. Мышцы, сужающие голосовую щель.

Латеральная перстнечерпаловидная мышца.

Щиточчерпаловидная

Поперечная черпаловидная

Косая черпаловидная

6.3 2. Мышца, расширяющая голосовую щель. Она одна.

Задняя перстнечерпаловидная.

6. 4 3. Мышцы, напрягающие (натягивающие) голосовые связки.

Перстнещитовидная.

Голосовая мышца.

6.5 

Задание 7. Полость гортани.

7.1 В полости гортани различают: преддверие,  собственно голосовой аппарат и подголосовую полость.

7.2 Преддверие расположено от входа в гортань, до складок преддверия.

Преддверные складки, или ложные, образованы слизистой оболочкой гортани.  Они содержат слизистые железы и  эластические волокна. Между этими складками есть постоянная щель преддверия. Сложно устроен собственно голосовой аппарат. На его боковых стенках есть две пары складок. Между ними — углубление желудочки гортани. Верхние складки преддверные. Нижние — голосовые. Они истинные. В их толще заложены голосовые связки, образованные эластическими волокнами и мышцы. Промежуток между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью. Голосовые складки натянуты между щитовидным хрящом и черпаловидными. Книзу от голосовой щели расположена расширенная книзу часть — подголосовая полость. Она продолжается в трахею.

7.3 Гортань имеет три оболочки. Внутренняя слизистая выстлана мерцательным эпителием, кроме области голосовых связок. Здесь эпителий многослойный плоский неороговевающий. Слизистая здесь имеет много серозно-слизистых желёз. Под слизистой оболочкой находится фиброзно-эластическая мембрана гортани. Она состоит из гиалиновых и эластических хрящей, окружённых плотной волокнистой соединительной тканью. Она выполняет роль опорного каркаса гортани. Наружная оболочка — адвентициальная.

Задание 8.  Полость гортани на фронтальном разрезе.

8.1 Рис.12. 1 — надгортанник, 2 — преддерие гортани, 3 — собственно голосовой аппарат, 4 — желудочки гортани, 5 — подголосовая полость, 6 — полость трахеи.

Задание 9.  Трахея.

9.1  Трахея (trachea)  начинается от гортани на уровне VI шейного позвонка, затем проходит в грудную полость. На уровне верхнего края V грудного позвонка трахея делится на два главных бронха – правый и левый. Это место деления называется бифуркацией трахеи. Её длина 9-11 сантиметров. Имеет шейную и грудную части. Задняя стенка трахеи, прилежащая к пищеводу, перепончатая и не имеет хрящей. Спереди в шейном отделе прилежит щитовидная железа. По бокам сонные артерии. В грудной спереди щитовидная железа, вилочковая железа, дуга аорты и её ветви.

9.2 Основу трахеи составляют 16-20 гиалиновых полуколец. Задняя стенка перепончатая, состоит из соединительной ткани и гладкомышечных пучков. Слизистая оболочка трахеи выстлана мерцательным эпителием, содержит много слизистых бокаловидных клеток - желёз и лимфоидных узелков. Она рыхло соединена с помощью подслизистой основы с хрящами. В подслизистой оболочке есть серозно-слизистые железы. Снаружи трахея покрыта адвентицией.

Задание 10. Бронхи.

10.1 На уровне верхнего края V грудного позвонка трахея делится на два главных бронха – правый и левый. Главные бронхи направляются к воротам соответствующего лёгкого. Правый главный бронх короче и шире левого, он является как бы продолжением трахеи, входит в ворота правого лёгкого. Левый главный бронх более длинный. Отходит круто влево и входит в ворота левого лёгкого. В воротах лёгких главные бронхи делятся на долевые бронхи. В правом лёгком имеется три долевых бронха, в левом – два. Долевые бронхи делятся на сегментарные, затем внутридольковые и другие более мелкие бронхи

10.2 Стенка бронхов состоит из слизистой оболочки, подслизистой основы, волокнисто-хрящевой и соединительнотканной оболочек. Слизистая покрыта выстлана многорядным призматическим реснитчатым эпителием. Подслизистая содержит кровеносные сосуды, нервы и многочисленные смешанные железы. Главные бронхи — гиалиновые неполные кольца, сзади перепончатая часть. Мелкие бронхи состоят из эластических волокон. В бронхиолах хрящи исчезают, там мышечные волокна.

10.3 Деление бронхов.

Правое лёгкое

Левое лёгкое

Долевые бронхи

Сегментарные  бронхи

Долевые бронхи

Сегментарные  бронхи

1 Верхний

1 Верхушечный

1 Верхний

1 Верхушечно-задний

2 Задний

2   Задний

3 Передний

3 Передний

2 Средний

1  Латеральный

4 Верхний язычковый

2 Медиальный

5 Нижний язычковый

3 Нижний

1  Верхний

2 Нижний

1  Верхний медиальный базальный

2  Медиальный базальный

2 Передний базальный

3  Передний  базальный

3 Латеральный  базальный

4 Латеральный  базальный

4 Задний базальный

5  Задний базальный

10.4 Рис. 13.а - трахея и бронхи: 1 - нижний правый долевой бронх, 2 - сегментарные бронхи, 3 - средний правый долевой бронх, 4 - верхний правый долевой бронх, 5 - продольные складки слизистой оболочки трахеи, 6 - кольцевидные связки, 7 — хрящи трахеи, 8 - адвентициальная оболочка, 9 - перстевидный хрящ, 10 - левый главный бронх, 11 - верхний левый долевой бронх, 12 - нижний правый долевой бронх, 13 - сегментарные бронхи.

Ответы на  вопросы на закрепление знаний.

1. Слизистая оболочка дыхательных путей покрыта мерцательным эпителием. Дыхательные пути имеют жёсткий остов.

2. Слизистая оболочка полости носа, околоносовых пазух, слёзного мешка плотно сращена с надкостницей.

3. Гайморит.

4. Фронтит.

5. Между медиальными поверхностями носовых раковин и перегородкой носа .

6. Сзади  гортани расположена гортанная часть глотки.

7. От основания отходят два отростка. Латерально –  мышечный – для прикрепления мышц. И спереди отходит голосовой отросток, к которому крепится голосовая связка.

8. Голосовые складки натянуты между черпаловидными и  щитовидным хрящом.

9. У женщин и детей голосовые связки короче, так как меньше размеры гортани. Поэтому у них голос выше.

10. Задняя стенка трахеи перепончатая и не имеет хрящей. Она состоит из соединительной ткани и гладкомышечных пучков.

11. Эластический.

12. Гладкие мышечные клетки.

13. В «Ящике вопросов» находятся органы» трахея (с бифуркацией), верхняя и средняя носовые раковины,  нижняя носовая раковина, клиновидная кость, решётчатая кость, верхняя челюсть (кость),  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по теме: "Почки. Мочевыводящие пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

Причина написания методический разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс проводится на практическо...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Дыхательная система. Воздухоносные пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело

Методическая разработка включает краткую мотивационную часть, цель обучения, междисциплинарные связи, план занятия, задания для аудиторной работы. Под рубрикой "Мотивация" уделено внимание развитию тв...

Методическая разработка практического занятия "Изучение органов дыхательной системы. Нос, гортань, трахея, бронхи"

Методическая разработка предназначена для организации практического занятия по теме "Изучение органов дыхательной системы. Нос, гортань, трахея, бронхи" для специальности 34.02.01. Сестринск...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для преподавателя по теме: "Органы дыхательной системы" Дисциплина: ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность: Сестринское дело

Тема актуальна: неблагоприятная обстановка окружающей среды приводят к росту заболеваемости органов дыхательной системы.Используемые в ходе занятия методы и приемы обучения способствуют выработке клин...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на дыхательную систему.

Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или гр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия на тему: Субъективные и объективные методы исследования. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы. ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин, раздел Общая пропедев

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия на тему Субъективные и объективные методы исследования по ПМ 01. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы МДК 01.01. Проп...