Методическая разработка пррактического занятия по теме: Сестринский процесс при ГБН, омфалите
методическая разработка

Павлова Ольга Владимировна

 

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский процесс при гемолитической болезни новорожденных, омфалитах» составлена на основании требований ФГОС СПО III поколения и предназначена для успешного и организованного проведения практического занятия по данной теме. На занятие отводится 6 часов; оно проводится в учебной аудитории и/или в детском отделении городской больницы им. А. П. Силаева г. Кыштым.

Данная тема является достаточно объемной,  поэтому на ее изучение и закрепление на занятии отведены различные этапы – фронтальный устный опрос,  этап демонстрации,  практические  задания для отработки умений и навыков.

Для работы над сестринскими вмешательствами отведена значительная часть занятия - решение ситуационных задач  с обследованием пациента,  выявлением проблем пациента и составление плана сестринского ухода.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной активности студентов, положительному отношению и стремлению к здоровому образу жизни и формированию понятия здоровья как ценности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01. Сестринская помощь при нарушениях здоровья

Тема 1.2  Сестринское дело в педиатрии

Тема занятия: Сестринский процесс при гемолитической болезни новорожденных, омфалитах

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

Кыштым

2022

Рассмотрено

на заседании ЦМК междисциплинарный курс по специальности «Сестринское дело»

Протокол №__от «___»____2022г.

Председ. ЦМК_______________

                           /О.В.Павлова/  

Составлено в соответствие с ФГОС СПО

Утверждено

Зам.директора по УВР КФ «ММК»

_____________/И.В. Пасхина/

«____»________2022г.

Автор:     Павлова Ольга Владимировна,  преподаватель высшей категории

Рецензент:

Удалова Александра Николаевна, методист КФ ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Сумарокова Светлана Ивановна, участковый фельдшер детской поликлиники, ГБУЗ «Городская больница им. А.П. Силаева г. Кыштым

Методическое пояснение

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский процесс при гемолитической болезни новорожденных, омфалитах» составлена на основании требований ФГОС СПО III поколения и предназначена для успешного и организованного проведения практического занятия по данной теме. На занятие отводится 6 часов; оно проводится в учебной аудитории и/или в детском отделении городской больницы им. А. П. Силаева г. Кыштым.

Данная тема является достаточно объемной,  поэтому на ее изучение и закрепление на занятии отведены различные этапы – фронтальный устный опрос,  этап демонстрации,  практические  задания для отработки умений и навыков.

Для работы над сестринскими вмешательствами отведена значительная часть занятия - решение ситуационных задач  с обследованием пациента,  выявлением проблем пациента и составление плана сестринского ухода.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной активности студентов, положительному отношению и стремлению к здоровому образу жизни и формированию понятия здоровья как ценности.

Мотивация темы

Перинатальная патология является одной из самых актуальных проблем педиатрии.

 Неонатальному периоду жизни уделяется особое внимание, связанное с физиологическими особенностями новорожденного ребенка, своеобразно протекающей патологией и высокой смертностью.

Анатомо-физиологические особенности делают детскую кожу легко ранимой и склонной к воспалениям. Пупочная ранка и пупочные сосуды являются наиболее вероятными входными воротами для инфекции в неонатальном периоде. У новорожденных детей отмечается быстрый переход местного воспалительного процесса в генерализованную инфекцию. Поэтому правильная оценка состояния кожи, пупочной ранки и сосудов, своевременное лечение локальных форм гнойно-воспалительных заболеваний имеет большое значение в профилактике генерализованных инфекционных процессов у новорожденных детей.

 Гемолитическая болезнь новорожденных (ГБН) – заболевание, обусловленное иммунологическим конфликтом из-за несовместимости крови плода и крови матери по эритроцитарным антигенам. ГБН в России диагностируют приблизительно у 0,6% всех новорожденных.

Несовместимость по резус-фактору, приводящая к ГБН, развивается при резус-отрицательной крови у матери и резус- положительной у новорожденного, по АВО – антигенам - при группе крови матери О (I) и группе крови ребенка А (II) или В (III).

Серьезным осложнением ГБН является ядерная желтуха, приводящая к ранней инвалидизации и снижению качества жизни детей. Студенты должны иметь теоретические знания по данной теме, а на практическом занятии приобрести навыки правильных и своевременных реанимационных действий и уверенность в себе.

Методическая цель занятия

Формирование общих и профессиональных компетенций в рамках темы занятия.

Цели занятия

Дидактические:

1 уровень

2 уровень

 -  повторение теоретического материала по теме: Сестринский процесс при ГБН, омфалите у новорожденных ОК4, ОК5

- формирование понимания сущности основной патологии новорожденного ребенка ОК1

3 уровень

- применение знаний, полученных на занятии,   для клинического разбора ситуационных задач  в свете сестринского процесса ОК1,ОК2,ОК4 ПК2.1-2.6

 -выявления  проблем пациента и составления плана сестринского ухода

- овладение техникой оказания неотложной помощи новорожденному ребенку в родзале ОК2,ОК3,ОК4, ОК6, ОК 12 ПК2.1-2.6

- развитие умений принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 3

Развивающие:

- способствование развитию клинического и логического мышления, медицинской наблюдательности ОК1, ОК3

- способствование развитию умения выявлять проблемы пациента, составлять план сестринских вмешательств

Воспитательные:

- способствование воспитанию таких профессионально значимых качеств м/с как ответственность за здоровье пациента, точность выполнения врачебных назначений ОК6;

- воспитание аккуратности, дисциплинированности в своей работе ОК1, ОК2, ОК12

Место проведения занятия

Кабинет доклинической практики №4

Межмодульные и междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ОП 02. Анатомия и физиология человека

-

«Свойства крови. Гомеостаз. Группы крови. Виды иммунитета»

«Строение и функции кожи»

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.01Здоровый человек и его окружение.

Здоровый ребенок

«Доношенный, недоношенный новорожденный» .

МДК 01.01Здоровый человек и его окружение.

Зрелый возраст

«Физиологические роды. Особенности ухода в родах. Послеродовый период»

ПМ 04. Выполнение работ по профессии Младшая м/с по уходу за больными

МДК 04.01.Теория и практика с/дела:

«Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»

«Потребность пациента  в нормальном дыхании, адекватном питании и питье, физиологических отправлениях»

МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг

«Сердечно-легочная реанимация»

ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

С/дело в терапии:

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания. Основные проблемы пациента с заболеваниями органов дыхания

сопутствующие

ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

С/дело в акушерстве:

Сестринский процесс при нормальном и патологическом течении послеродового периода

ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

С/дело в нервных болезнях:

Сестринская помощь при болезнях нервной системы новорожденных

Последующие

ПМ 03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

МДК 03.01 Основы реаниматологии

Сердечно-легочная реанимация

МДК 03.02 Медицина катастроф

Асфиксия

Внутридисциплинарные связи

Связи

Темы занятий

Предшествующие

-Сестринский уход при асфиксии, родовых травмах, энцефалопатиях

Последующие

- Сестринский уход при заболеваниях детей грудного возраста

Оснащение

  • Ситуационные задачи,
  • методические указания для студентов
  • пеленальный стол
  • куклы
  • стерильные ватные палочки
  • лоток для обработанного материала
  • 3% р-р перекиси водорода
  • 70 % этиловый спирт;
  • 5% раствор перманганата калия;
  • стерильная пипетка;
  • набор для пеленения, приготовленный на пеленальном столике;
  • резиновые перчатки;
  • емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Методы и средства обучения

1 уровень –  объяснительно-иллюстративный

словесные: рассказ, беседа

наглядные:  алгоритма выполнения манипуляций

2,3 уровень – репродуктивный

решение  ситуационных задач, практических заданий,  фронтальный опрос

2,3 уровень –  проблемное изложение

выявление проблем пациента

3 уровень – частично- поисковый

составление плана с/вмешательств

Формируемые компетенции

ПК.2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК.2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК.2.3.

Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК.2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК.2.5.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию

ОК.1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК.3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК.4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК.12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Студент должен уметь:

- оказать психологическую поддержку родителям

- уметь осуществить сестринский процесс новорожденному с ГБН

Студент должен знать:

-  критерии сестринской диагностики ГБН

- основные пути оздоровления и критерии эффективности сестринского вмешательства

Внеаудиторная работа

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Приготовить  презентацию по теме: Уход за кожей новорожденного ребенка

В презентации раскрыть особенности ухода за кожей новорожденного ребенка

Закрепление полученных знаний по теме

Литература

Основная:

В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова Сестринский уход в педиатрии. Ростов-на-Дону «Феникс» 2017г

Дополнительная:

Основы поликлинической педиатрии А.А. Джумагазиева. Ростов-на-Дону «Феникс» 2015г

Структура занятия: 270 минут

1. Организационный момент………2 …..минуты

2. Изложение целей и плана……….3…...минуты

3. Проверка уровня знаний………45 ……минут

 4. Демонстрационная часть………20……минут

5. Самостоятельная работа………..180……..минут

6. Закрепление …………………   10………..минут

7. Подведение итогов…………..8…………..минут

8. Домашнее задание……………2………...минуты

Хронологическая карта занятия

Этап

Время

Содержание

Цель

Реализация

ОК и ПК

Приложения

Действия преподавателя

Действия обучающихся

1.Организа-ционный момент

2 мин

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся и аудитории к занятию, отмечает отсутствующих на занятии.

Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места, бригадир называет отсутствующих, опаздывающих, объясняет причину.

Настрой на учебный процесс.

ОК 1,  ОК 12

-

2.Изложение целей и плана

3 мин

Сообщает тему, её актуальность, цели и план занятия.

Внимательно слушают преподавателя, записывают тему урока в тетрадь, ставят перед собой цели.

Мобилизация внимания на теме, развитие аккуратности и целенаправленности действий

ОК 1,ОК2,

-

3.Проверка домашнего задания

45 мин

Преподаватель проводит:

  1. фронтальный опрос
  2. тестовый контроль

Студенты активно отвечают на вопросы преподавателя

Актуализация опорных знаний, подготовка к выполнению дальнейших заданий, проверка качества подготовки дома.

ОК4,ОК5

Приложение № 1, № 2

4. Практическая часть под руководством преподавателя

20 мин

Преподаватель совместно со студентами разбирает Туалет пупочной ранки при заболеваниях пупка

Студенты во время разбора с преподавателем новой информации, кратко конспектируют получаемую новую информацию. Затем отвечаю на вопросы преподавателя

Получение новой информации

ОК1

ПК 2.1

приложение №3

5. Самостоятельная работа

180мин

Отработка навыков и умений:

- обработка пупочной ранки

Преподаватель раздает ситуационные задачи:

Преподаватель дает задание выполнить задания в рабочих тетрадях к практическому занятию

№ 3

Студенты отрабатывают манипуляцию  по алгоритму

Студенты письменно в тетрадях отвечают на вопросы к ситуационным задачам

Студенты выполняют в рабочей тетради к практическому занятию №3

Практическое закрепление знаний и умений

ОК 2, ОК3

ОК 4  ОК 6  ОК 7

ОК 12

ПК 2.1 – 2.6

приложение №4

приложение № 5

приложение №6

6.Закрепление материала

10 мин

Преподаватель проводит письменную работу по вариантам

Студенты письменно отвечают на вопросы

 

Определение итогового уровня знаний.

ОК 2   ОК 4

ПК 2.1 – 2.6

приложение

№ 7

7.Итоги

8 мин

Проведение рефлексии: ответы на вопросы:

- чему Вы сегодня научились на занятии?

-  что осталось не до конца понятным?

- что больше всего запомнилось?

- что было особенно сложным?

Дается оценка работы каждого студента с аргументацией.

Выставляет оценки за занятие, аргументирует их.

Слушают преподавателя, отвечают на вопросы.

Объективная оценка работы каждого обучающегося.

ОК1, ОК2

-

8.Домашнее задание

2 мин

Преподаватель дает домашнее задание: подготовить теоретический материал по теме: С/процесс при болезнях кожи, сепсисе

учебник: Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г. Сестринский уход в педиатрии. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.

Стр. 36-40,41-45

составить презентацию по теме: Уход за кожей новорожденного ребенка

Студенты записывают домашнее задание

Подготовка к работе на следующем занятии.

ОК 4 ОК 8

-

 

Приложение №1

Вопросы для устного опроса

  1. дать определение ГБН
  2. перечислить причины ГБН
  3. Какие формы ГБН выделяют?
  4. Охарактеризовать  отечную форму ГБН
  5. Охарактеризовать  жетушную  форму ГБН
  6. Охарактеризовать  анемическую форму ГБН
  7. Перечислить методы диагностики ГБН
  8. В чем заключается зависимая реализация ГБН?
  9. В чем заключается независимая реализация ГБН?
  10.  Дать определение омфалита
  11. Перечислить виды омфалитов
  12.  Охарактеризовать катаральный омфалит
  13. Охарактеризовать флегмонозный омфалит
  14. Охарактеризовать некротический омфалит
  15. в чем заключается лечение омфалита?
  16. в чем заключается профилактика омфалита?

Эталон ответов к устному опросу

1.Гемолитическая болезнь новорожденного (Г Б Н) - заболевание, в основе которого лежит разрушение эритроцитов вследствие иммунологического конфликта крови матери и плода.

2.Этиология. Заболевание развивается при резус-несовместимости крови матери и плода или несоответствии по группам крови системы АВО, реже - по другим системам крови. Резус-конфликт возникает при беременности резус-отрицательной женщины резус-положительным плодом. АВО иммуноконфликт наблюдается при О (I) группе крови у матери и А (II) или В (III) у плода.

Для рождения больного ребенка необходима предшествующая сенсибилизация матери. Резус-отрицательная женщина может быть сенсибилизирована переливаниями крови (метод и время значения не имеют) предыдущими беременностями, в том числе и при их прерывании.

При развитии ГБН по системе АВО предыдущие беременности не имеют значения, так как сенсибилизация женщины развивается еще до беременности, например при вакцинации.

Несоответствие крови плода и матери не всегда приводит к развитию заболевания. При нормально протекающей беременности плацента выполняет барьерную функцию и непроницаема для антител. Нарушение целостности плацентарного барьера при гестозах беременности и заболеваниях матери уже при первой беременности может привести к рождению ребенка с ГБН.

3.Различают три формы заболевания:

отечную (2%),

желтушную (88%)  

анемическую (10%).

Отечная форма - самая тяжелая.

Биологические проблемы при отечной форме:

Плод погибает внутриутробно или рождается недоношенным.

Дети маложизнеспособны.  Выраженные отеки всех тканей

  • Бледность кожных покровов и слизистых оболочек.
  • В серозных полостях выявляют скопление транссудата.
  • Быстро присоединяются признаки сердечно-легочной недостаточности.
  • Печень и селезенка резко увеличены, плотные.
  • В анализе крови значительное снижение гемоглобина и эритроцитов.
  • Плацента обычно увеличена, отечна.

Желтушная форма заболевания встречается наиболее часто. Основными ее биологическими проблемами являются:

- ранняя желтуха,

- анемия,

- увеличение печени и селезенки,

- в тяжелых случаях — геморрагический синдром и поражение ЦНС. Желтуха появляется сразу после рождения или к концу первых суток. Она достигает максимума на 2—3-й день жизни. Нарастание содержания билирубина приводит к развитию симптомов билирубиновой интоксикации: вялости, сонливости, угнетению физиологических рефлексов, снижению тонуса мышц. На 3—4-е сутки после рождения уровень билирубина может достигнуть критических цифр. Появляются симптомы ядерной желтухи: ригидность затылочных мышц, тонические судороги, напряжение большого родничка, пронзительный крик, симптом "заходящего солнца". Иногда развиваются лихорадка центрального происхождения, расстройства дыхания и нарушения сердечной деятельности. Моча ребенка окрашивается в интенсивный темный цвет, окраска стула не изменяется.

Иногда к концу 1-й недели у больных может нарушиться выделение желчи в кишечник — развивается холестаз (синдром сгущения желчи). Кожа приобретает зеленоватый оттенок, кал обесцвечивается, моча темнеет, в крови повышается содержание прямого билирубина.

Анемическая форма по течению наиболее доброкачественная. Клинически проявляется сразу после рождения или в течение 1-3-й недель жизни. Отмечаются бледность кожных покровов, иногда с легкой иктеричностью, небольшое увеличение печени, реже селезенки. Дети вялые, плохо сосут грудь. В крови выявляется снижение гемоглобина и эритроцитов с увеличением незрелых форм. Уровень билирубина повышен незначительно.

4. Диагностика. В настоящее время разработаны методы антенатальной диагностики ГБН, при которых учитывают несовместимость крови по эритроцитарным антигенам, собирают анамнез матери (предшествующие прерывания беременности, выкидыши, рождение больных детей, гемотрансфузии без учета резус-фактора). Определяют в динамике титр противорезусных и групповых антител в крови беременной женщины, проводят ультразвуковое сканирование и исследование околоплодных вод.

После рождения ребенка определяют группу крови и резус-принадлежность, при необходимости — билирубин в пуповинной крови и последующий почасовой его прирост, гемоглобин пуповинной и периферической крови; выраженность иммунологической реакции (пробу Кумбса, которая позволяет определить эритроциты новорожденного, связанные с антителами); выявляют ранние клинические симптомы заболевания.

5.Зависимая реализация: Направлено на борьбу с гипербилирубинемией, выведение антител и ликвидацию анемии. Различают лечение консервативное и оперативное.

К основным методам консервативного лечения относятся:

  • инфузионная терапия;

  • препараты, снижающие темпы гемолиза (альфа-токоферол, АТФ, глюкоза),
  •  ускоряющие метаболизм и выведение билирубина (фенобарбитал),
  • уменьшающие возможность обратного всасывания из кишечника

(карболен, агар-агар, холестирамин),

 фототерапия, основанная на фотохимическом окислении билирубина в поверхностных слоях кожи с образованием нетоксических продуктов. Фототерапию желательно проводить в кувезах, чтобы обеспечить оптимальный режим температуры и влажность окружающей среды. На глаза ребенка надевают светозащитные очки, половые органы закрывают светонепроницаемой бумагой.

Для лечения холестаза дают внутрь желчегонные средства (сульфат магния и аллохол).

К оперативному лечению относятся заменное переливание крови (ЗПК) и гемосорбция. ЗПК проводится при тяжелых формах заболевания.

Независимая реализация:

  • Строгий  учет  резус-принадлежности крови реципиента и донора при переливании крови,
  • предупреждения нежелательной беременности, широкого комплекса социальных мер охраны здоровья женщин.
  • Основным специфическим методом профилактики является введение женщине с резус-отрицательной кровью иммуноглобулина анти-D, тормозящего образование антител.
  • Иммуноглобулин вводят после рождения здорового резус-положительного ребенка, а также после прерывания беременности.
  • При нарастании титра антител у беременной проводят де-токсикационную, гормональную, антигистаминную терапию, назначаются витамины.
  • Производится пересадка кожного лоскута от мужа с целью фиксации антител на антигенах трансплантата.
  • При угрожающем титре антител применяют УФО крови, гемо-сорбцию, плазмаферез, а также прерывание беременности.

Потенциальные проблемы:      

  • разнообразные отклонения в психоневрологическом статусе
  • выше общая заболеваемость,
  • неадекватные реакции на профилактические прививки,
  • психовегетативные нарушения,
  • хронические поражения гепатобилиарной системы.

7.Омфалит – воспаление кожи и подкожной клетчатки в области пупка

Выделяют первичный – развивается в результате раннего инфицирования пупочной ранки;

Вторичный – связан с присоединением инфекции на фоне врожденных аномалий

Биологические проблемы:

8. Катаральный омфалит

  • развивается при замедленном заживление пупочной  ранки
  • ограниченная гиперемия м отечность пупочного кольца
  • общее состояние удовлетворительное, оак – без изменений

флегмонозный омфалит

  • воспалительный процесс распространяется на прилегающие к пупочному кольцу ткани
  • начинается с симптомов катарального омфалита
  • через несколько дней гнойное выделения из пупочной ранки
  • кожа гиперемирована, отечная, пупочная область выступает над поверхностью живота
  • расширение сосудов передней брюшной стенки, появление красных полос
  • ребенок вялый, слабо сосет грудь, срыгивает, падение массы тела, повышение температуры тела

некротический омфалит

  • встречается редко, является осложнением флегмоны пупочной области
  • кожа становится багрово – цианотичного цвета
  • некроз распространяется на все слои с образованием глубокой раны
  • наиболее тяжелая, сопровождается выраженной интоксикацией и заканчивается сепсисом

       зависимая реализация:

  • комплексная терапия
  • обработка 3% раствором перекиси водорода
  • 70% раствор спирта
  • 5% раствора перманганата калия

Приложение №2

Тестовый контроль по теме: С/ процесс при ГБН, болезнях пупка

1 вариант

Выберите правильный ответ

  1. Ведущими признаками желтушной формы ГБН явяляются:

а) желтуха на 4 сутки

б) носовое кровотечение

в) кашель

г) билирубиновая интоксикация

д) гнойное выделение из пупочной ранки

  1. Несоответствие крови плода и матери всегда приводит к развитию ГБН

а) да                

б)нет  

  1.  Выберите правильный вариант ответа:

а) неконъюгированный билирубин является нейротоксичным ядом

б) конъюгированный билирубин является нейротоксичным ядом

  1. Заполните пробелы.

В основе развития гемолитической болезни лежит разрушение _____________ вследствие _____________ конфликта крови матери и ребенка.

5. Установите соответствие (соответствующих элементов может быть несколько)

Параметры:                                              Признаки:

  1. Условия для                                а)переливание крови без

 возникновения ГБН                             учета резус-фактора

2. Факторы риска                              б) выкидыши в анамнезе

                                                            в) нарушение целости

                                                                плацентарного барьера

                                                            г) предшествующие                                  

                                                                   прерывания                        

                                                                беременности

                                                           д) сенсибилизация матери

                                                            е) рождение больных детей

 Заполните:

6.  Различают клинические формы ГБН:

а)

б)

в)

7. Неблагоприятными последствиями ГБН являются:

а)

б)

в)

Выберите правильный ответ:

      8. Пупочная ранка заживает:

а) на 2-3 день жизни  

б) к 7-10 дню жизни    

в) к концу первого месяца жизни

г) к году  

9. Для катарального омфалита характерно:                            

а) расширение сосудов брюшной стенки

б) резкое падение массы тела    

в) развивается при замедленном заживлении пупочной ранки

г) некроз с образованием глубокой раны

10. Сепсисом заканчивается следующий вид омфалита:            

а) катаральный        

б) флегмонозный                

в) некротический                 

                                         

Тестовый контроль по теме: С/ процесс при ГБН, болезнях пупка

2 вариант

Выберите правильный ответ

  1. В основе ГБН лежит гемолиз:                          

а) лейкоцитов        

б) эритроцитов          

в) тромбоцитов

г) цилиндров                      

  1. Резус конфликт возникает у плоджа во время беременности            

а) на 1-2 месяце    

б)на 3-4 месяце

в) на 5-6 месяце

г) на 7-9 месяце

  1. Здоровые дети у резус-конфликтных родителей рождаются чаще при беременности:

а) первой            

б) второй      

в) третий        

г) четвертой    

  1. В первые 3-5 дней новорожденного ребенка с ГБН прикладывают к груди:

а) да                

б)нет  

Выберите несколько правильных ответов:

  1. Различают клинические формы ГБН:                            

а) гнойная          

б) отечная    

в) анемичная    

г) врожденная

д) желтушная

  1. ГбН может возникнуть при беременности, если:

а) женщина Rh (-)    

б) женщина Rh (+)                

в) плод Rh (-)            

г) плод Rh (+)

  1. К основным методам консервативного лечения ГБН относится:

а) инфузионная терапия

б) викасол                      

в) пирацетам              

г) фототерапия

д) фенобарбитал

  1. Установите соответствие (соответствующих элементов может быть несколько)

1) катаральный омфалит                   а) заканчивается сепсисом

2) флегманозный омфалит               б) ограниченная отечность

3) некротический омфалит                  пупочной ранки

                                                            в) расширение сосудов            

                                                              передней брюшной                          

                                                                        стенки

                                                            г) резкое падение массы          

                                                                                 тела

                                                                  д) гнойное выделение из    

                                                                       пупочной ранки

                                                                  е) состояние не нарушено

                                                                  ж) начинается с симптомов  

                                                                        катарального омфалита

                                                                  з) багрово-цианотичный

                                                                          цвет кожи

Выберите правильный ответ:

  1. В лечение омфалита входит:                              

а) обработка пупка спиртом 96%                  

б) обработка пупка раствором фурациллина        

в) обработка пупка 6% раствором перекиси водорода

г) обработка пупка 3% раствором перекиси водорода

д) тугое пеленание

 

  1. Вторичный омфалит развивается в результате:

а) на фоне врожденных аномалий    

б) раннее инфицирование пупочной ранки

Эталон ответов:

Вариант №1

  1. г
  2. б
  3. а
  4. Лежит разрушение эритроцитов вследствие иммунологического конфликта
  5. 1) в  д

2) а  б  г  е

  1. а) отечную

б) желтушную

в) анемическую

  1. а) неадекватная реакция на прививку

б) более высокая общая заболеваемость

в) хронические поражения гепатобиллиарной системы

  1. б  
  2. в
  3. в

Вариант №2

  1. б
  2. в
  3. а
  4. б
  5. б  в  д
  6. а  г
  7. а  г  д
  8. 1                 2                        3
  9. г
  10. б

Приложение№3

Туалет пупочной ранки при заболеваниях пупка

При гнойно-воспалительных заболеваниях пупка и пупочных сосудов ребенка следует изолировать в бокс, выделить отдельные предметы ухода, обеспечить рациональное вскармливание материнским молоком и достаточное снабжение кислородом (частое проветривание бокса).

Так как причиной воспалительных заболеваний пупка чаще всего являются микробы, бокс необходимо ежедневно облучать бактерицидной лампой и проводить в нем тщательную дезинфекцию.

Туалет пупочной ранки проводят несколько раз в день. Для этого края ранки надо хорошо растянуть, ранку промыть 3% раствором перекиси водорода и закапать в нее несколько капель 96% спирта, или смазать 1% спиртовым раствором метиленового синего, или 1-2% бриллиантового зеленого. Пупочную ранку лучше оставлять открытой, чтобы не травмировать ее пеленками и одеждой. С этой целью ребенка помещают в открытый кувез, раздельно запеленав верхнюю половину живота с ручками, а нижнюю половину - с ножками. Для предупреждения охлаждения ребенка включают верхний обогреватель кувеза. Кормить больного ребенка нужно сцеженным материнским молоком из бутылочки, а если общее его состояние позволяет, то прикладывать к груди. Предварительно нужно запеленать ребенка, накрыв пупочную ранку стерильной салфеткой, смоченной гипертоническим раствором хлорида натрия.

Приложение №4

Алгоритм выполнения манипуляции обработки пупочной ранки в домашних условиях

Показания: «открытая»пупочная ранка

Оснащение: 

  • стерильные ватные палочки
  • лоток для обработанного материала
  • 3% р-р перекиси водорода
  • 70 % этиловый спирт;
  • 5% раствор перманганата калия;
  • стерильная пипетка;
  • набор для пеленения, приготовленный на пеленальном столике;
  • резиновые перчатки;
  • емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательное условие:

- при обработке пупочной ранки обязательно растягивать ее края (даже при образовавшейся корочке).

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры

• Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком

• Подготовить необходимое оснащение

• Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры

 • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

« Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку

•  Обеспечение инфекционной безопасности

• Уложить ребенка на пеленальном  столе

• Наиболее удобное положение ребенка

Выполнение процедуры

Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки

• Обеспечение максимального доступа к пупочной ранке

• Капнуть из пипетки в ранку 1 -2 капли 3% раствора перекиси водорода •Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток)

• Достижение механического очищения пупочной ранки

Сохраняя растянутыми края пупочной ранки, обработать ее стерильной ватной палочкой, смоченной 70% этиловым спиртом движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток)

• Обработать кожу вокруг ранки этиловым спиртом с помощью

•  Обеспечение   дезинфицирующего и подсушивающего эффекта

• Обработка движениями изнутри кнаружи или от центра к периферии предупреждает занос инфекции в пупочную ранку

ватной палочки движениями от центра к периферии (сбросить палочку в лоток)

 

• Обработать (по необходимости) пупочную ранку (не затрагивая кожу вокруг ранки) 5% раствором перманганата калия или спиртовым раствором бриллиантовой зелени с помощью ватной палочки (сбросить палочку в лоток)

•Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта

• «Крепкий» раствор перманганата калия может вызвать ожог кожи

Завершение процедуры

Запеленать ребенка и положить в кроватку

• Обеспечение безопасности ребенка

• Убрать пеленку с пеленального стола

• Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором

* Снять перчатки, вымыть и осушить руки

• Обеспечение инфекционной безопасности

Приложение 5

Решение ситуационных задача

Задача №1                  

Вы м/с отделения новорожденных. На посту находится новорожденный ребенок. Малыш родился от резус отрицательной матери. Кровь мальчика резус положительная. Через 10 часов после рождения кожные покровы приобрели желтушный оттенок, ребенок вялый, часто зевает, отмечается блуждающий взгляд, монотонный крик. Беспокоят частые срыгивания, была однократная рвота. Малыш отказывается от молока. Уровень не прямого билирубина в крови 220 мкмоль/л.Темп прироста билирубина 7 мкмоль/час.

Ответьте на вопросы:

  1. назовите причины клинического проявления
  2. С чем связаны эти проявления?
  3. Чем опасно это состояние?
  4. Составьте план сестринских вмешательств

Задача №2                  

Вы м/с отделения новорожденных. У ребенка гемолитическая болезнь новорожденных . при осмотре через 16 часов после рождения он вялый, кожные покровы слизистые оболочки бледные.

Ответьте на вопросы:

  1. Какую форму заболевания можно предположить?                  
  2. Какие лабораторные данные подтвердят это?
  3. Составьте план сестринских вмешательств

Задача №3                  

Вы медсестра отделения ИТР. В палате выхаживается новорожденный ребенок. На третье сутки после рождения уровень билирубина составил 320 мкмоль/л. При осмотре выявляется ригидность затылочных мышц и напряжение большого родничка, периодически возникает тонические судороги, пронзительный крик, выявляется симптом «заходящего солнца». Моча окрашена в интенсивный темный цвет. Окраска стула не изменена.

Ответьте на вопросы:

  1. Симптомы, какого состояния развились у ребенка?
  2. Является ли уровень билирубина критическим?
  3. В каком лечение нуждается ребенок?
  4. Составьте план сестринских вмешательств


Задача №4

Вы участковая медсестра детской поликлиники. Выполняете патронаж к новорожденному ребенку (ему 22 дня). Мама предъявила жалобы на длительное заживление пупочной ранки, наличие выделений. При осмотре вокруг пупочного кольца наблюдаются раздражение. Пупочная ранка влажная.

Ответьте на вопросы:

  1. Ваша тактика в данной ситуации.
  2. Назовите возможную причину этих изменений.
  3. В каком лечении нуждается малыш?
  4. Составьте план сестринских вмешательств

Задача №5                  

Вы участковая медсестра. Посещаете ребенка 10 дней жизни. При осмотре малыша вы обнаружили мелкоточечную сыпь на теле. Кожа вокруг элементов обычного цвета.

Ответьте на вопросы:

  1. Перечислите проблемы малыша
  2. Определите цели сестринского вмешательства.
  3. Составьте план сестринских вмешательств

Задача №6                

Решите ситуационную задачу:

Вы участковая медсестра. При посещении новорожденного ребенка обнаружила яркую гиперемию и обширные с мокнутием и эрозии на коже. Со слов матери эти проявления быстро появились и имеют упорное течение не смотря на идеальный гигиенический уход за малышом. В последнее время ребенок стал беспокойным, плохо спит.

Ответьте на вопросы:

  1. Определите степень тяжести процесса
  2. Перечислите возможные причины
  3. Выделите приоритетные проблемы
  4. Определите цель сестринских вмешательств

Приложение № 6

Задания, выполняемые студентами в рабочей тетради

  1. Дополните  надписи к схеме «Развитие гемолитической болезни новорожденного»

   

  1. Составьте сравнительную характеристику патологической и физиологической желтухи

Отличительные признаки

Патологическая желтуха

Физиологическая желтуха

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Заполните таблицу

Консервативное

лечение

Оперативное лечение

Контроль эффективности лечения

  1. Смоделируйте, используя таблицу, план сестринских вмешательств ребенку с ГБН, дайте ему обоснование.

Цель:

План сестринских вмешательств

Обоснование

  1. Составьте сравнительную характеристику омфалитов, заполнив данную таблицу

Сравнительная характеристика омфалитов

формы

Характер отделяемого из пупочной ранки

Пупочная область

Общее состояние, исход заболевания

1.

2.

3.

Приложение № 7

Письменная работа:  

Дополните:

1 вариант

  1. ГБН проявляется в 3 формах:

А)

Б)

В)

  1. Анемическая форма проявляется:
  2. Выделяют следующие виды омфалита:
  3. Причинами катарального омфалита является:
  4. Лечение омфалита заключается:

Приложение № 7

Письменная работа:  

Дополните:

2 вариант

  1. Причина ГБН является:
  2. Внешний вид новорожденного при отечной форме:
  3. Основными симптомами  желтушной формы является:
  4. Для флегмонозного омфалита характерно:
  5.  В чем заключается профилактика ГБН?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия (для преподавателя) «Сестринский процесс при раке легкого»

Методическая разработка теоретического занятия (для преподавателя) «Сестринский процесс при раке легкого»...

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело...

Методическая разработка теоретического занятия по теме: " Сестринская помощь при абсцессе легких", специальность 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка теоретического занятия по теме: " Сестринская помощь при абсцессе легких", специальность 34.02.01 Сестринское дело, базовый уровень....

Методическая разработка практического занятия для преподавателя «Сестринский процесс при шизофрении».

Методическая разработка на тему: «Сестринский процесс при шизофрении» предназначена для проведения практического занятия со студентами 2 курса по специальности 34.02.01  «Сестри...

Методическая разработка практического занятия на тему: СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ГЕМОЛИТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ НОВОРОЖДЕННОГО

Методическая разработка предназначена для преподавателя ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по с...