Учебно - методический комплекс к занятию по теме "Организация сестринского ухода при бронхиальной астме у детей"
учебно-методический материал

Володина Оксана Николаевна

методические материалы могут использоваться как в проведении лекционных занятий, так и практических занятий по теме "Организация сестринского ухода при бронхиальной астме у детей". Материалы позволяют освоить теоретический материал - лекция, презентация; практические навыки - рекомендации по организации ЛОР режима, презентация по планированию сестринских вмешательств; так же провести итоговый контроль знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое тестирование

 ПМ 02. «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02. 01  «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Тема: Организация сестринского ухода при бронхиальной астме у детей.

                                 

1 вариант

1. Основной симптом при бронхиальной астме

а) инспираторная одышка

б) кашель с гнойной мокротой

в) кровохарканье

г) приступ удушья

2. Вынужденное положение пациента при приступе бронхиальной астмы

а) горизонтальное

б) сидя, с упором на руки

в) горизонтальное с приподнятыми ногами

г) лежа на боку

3. Для бронхиальной астмы характерно

 а) боль в области сердца;

 б) кашель с гнойной мокротой;

 в) субфебрильная температура

 г) эпизоды свистящих хрипов.

4.Клинические признаки, уменьшающие вероятность наличия бронхиальной астмы у детей младше 5 лет

а) непостоянные свистящие хрипы;

б) одышка;

в) отсутствие прибавки массы тела;

 г) приступы удушья.

5.Помощь при астматическом статусе

 а) выслушать жалобы больного;

б) измерить температуру;

в) использование бронхорасширяющих средств;

г) назначение диеты.

6.Сестринские вмешательства при бронхиальной астме

а) дать теплое щелочное питье

б) обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом

в) ввести эуфиллин по назначению врача

г) все перечисленное

7.Потенциальные проблемы пациентов с бронхиальной астмой

 а) обструкция дыхательных путей;

б) плеврит;

в) пневмония;

 г) всё перечисленное верно.

8.Фактор, который  может способствовать развитию бронхиальной астмы

а) пожилой возраст;

б) переедание;

в) аллергия в анамнезе;

г) стрессы.

9.Лекарственный препарат, применяемый при приступе удушья на фоне бронхиальной астмы

а) кодеин;

б) либексин;

в) сальбутамол;

г) тусупрекс.

10.Фактор, который не может способствовать развитию бронхиальной астмы

а) бытовые и промышленные поллютанты;

б) инфекция;

в) наследственная предрасположенность;

г) пожилой возраст.


Итоговое тестирование

 ПМ 02. «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02. 01  «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Тема: Организация сестринского ухода при бронхиальной астме у детей.

  1. Вариант

 1.  Формы бронхиальной астмы.

а) экзогенная

б) полная и не полная

в) аллергическая (атопическая) и инфекционно-аллергическая

г) легкая

2. Внешние факторы способствующие развитию бронхиальной астмы

а) наследственность

б) аллергены

в) нерациональное питание

г) лишний вес

3. Какой вид введения лекарственного препарата предпочтительнее при бронхиальной астме?

а) внутривенный

б) внутримышечный

в) ингаляционный

г) per os

4. Пикфлоуметрия это-

а) измерение АД

б) измерение ЧСС

в) измерение пиковой скорости выдоха

г) дыхательная гимнастика

5. При аускультации выслушиваются

а) крупнопузырчатые хрипы

б) мелкопузырчатые хрипы

в) свистящие хрипы

г) шум в сердце

6. При приступе бронхиальной астмы противопоказан

а) атенолол

б) сальбутамол

в) тербуталин

г) фенотерол

7. С чем рекомендовано ознакомить пациента

а) комплекс дыхательной гимнастики

б) видами спорта, требующими большую нагрузку

в) рекомендовать реже выходить из дома

г) не употреблять жирную пищу

8. Профилактика бронхиальной астмы направлена на

а) увлажнение воздуха

б) устранение избыточной влажности

в) уменьшению количества игрушек

г) отказ от посещения ДДУ

9. Что необходимо ребёнку при бронхиальной астме?

а) большие физические нагрузки

б) дыхательная гимнастика

в) строгий постельный режим

г) отказ от сладкого

10. Какие виды массажа рекомендуются

а) не рекомендуются

б) общий и вибрационный

в) массаж с усиленной нагрузкой

г) подводный душ массаж


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бронхиальная астма у детей ГБПОУ « Горячеключевской медицинский колледж» ПМ.02 Сестринский уход в педиатрии

Слайд 2

Бронхиальная астма у детей – хронический аллергический (инфекционно-аллергический) воспалительный процесс в бронхах, приводящий к обратимому нарушению бронхиальной проходимости. Бронхиальная астма встречается у детей разных географических регионов в 5-10% случаев. Бронхиальная астма у детей чаще развивается в дошкольном возрасте (80%); нередко первые приступы возникают уже на первом году жизни.

Слайд 3

Причины Бронхиальная астма у ребенка возникает при участии генетической предрасположенности и факторов окружающей среды. У большинства детей с бронхиальной астмой имеется отягощенная наследственность по аллергическим заболеваниям - поллинозу , атопическому дерматиту , пищевой аллергии и др. Сенсибилизирующими факторами окружающей среды могут выступать ингаляционные и пищевые аллергены, бактериальные и вирусные инфекции, химические и лекарственные вещества. Ингаляционными аллергенами, провоцирующими бронхиальную астму у детей, чаще выступают домашняя и книжная пыль, шерсть животных, продукты жизнедеятельности домашних клещей, плесневые грибки, сухой корм для животных или рыб, пыльца цветущих деревьев и трав. Пищевая аллергия служит причиной бронхиальной астмы у детей в 4-6% случаев. Чаще всего этому способствует ранний перевод на искусственное вскармливание, непереносимость животного белка, продуктов растительного происхождения, искусственных красителей и др Причинами бронхиальной астмы у детей могут являться вирусы – возбудители гриппа , парагриппа, ОРВИ , а также бактериальная инфекция ( стрептококк , стафилококк, пневмококк, клебсиелла, нейссерия ), хламидии , микоплазмы и другие микроорганизмы. Факторами обострения бронхиальной астмы у детей, провоцирующими развитие бронхоспазма , могут выступать инфекции, холодный воздух, метеочувствительность , табачный дым, физические нагрузки, эмоциональный стресс.

Слайд 5

Симптомы Течение бронхиальной астмы у детей имеет циклический характер, в котором выделяют периоды предвестников, приступов удушья, послеприступный и межприступный периоды. Во время периода предвестников у детей с бронхиальной астмой может отмечаться беспокойство, нарушение сна , головная боль, зуд кожи и глаз, заложенность носа, сухой кашель. Продолжительность периода предвестников – от нескольких минут до нескольких суток. Собственно приступ удушья сопровождается ощущением сдавления в груди и нехватки воздуха, одышкой экспираторного типа. Дыхание становится свистящим, с участием вспомогательной мускулатуры; на расстоянии слышны хрипы. Во время приступа бронхиальной астмы ребенок испуган, принимает положение ортопноэ , не может разговаривать, ловит воздух ртом. Кожа лица становится бледной с выраженным цианозом носогубного треугольника и ушных раковин, покрывается холодным потом. Во время приступа бронхиальной астмы у детей отмечается малопродуктивный кашель с трудноотделяемой густой, вязкой мокротой. Приступ бронхиальной астмы у детей завершается отхождением густой мокроты, что приводит к облегчению дыхания. Сразу после приступа ребенок ощущает сонливость, общую слабость; он заторможен и вял.

Слайд 6

Диагностика При постановке диагноза бронхиальной астмы у детей учитывают данные семейного и аллергологического анамнеза, физикального , инструментального и лабораторного обследования. Диагностика бронхиальной астмы у детей требует участия различных специалистов: педиатра, детского пульмонолога , детского аллерголога-иммунолога. В комплекс инструментального обследования входит проведение спирометрии (детям старше 5 лет) и физической нагрузкой ( велоэргометрией ), пикфлоуметрии , рентгенографии легких и органов грудной клетки . Лабораторные исследования при подозрении на бронхиальную астму у детей включают клинический анализ крови и мочи, общий анализ мокроты, определение общего и специфических IgE , исследование газового состава крови. Важным звеном диагностики бронхиальной астмы у детей служит постановка кожных аллергических проб. В процессе диагностики требуется исключение других заболеваний у детей, протекающих с бронхообструкцией : инородных тел бронхов , муковисцидоза , облитерирующего бронхиолита , обструктивного бронхита, бронхогенных кист и др.

Слайд 7

Лечение К основным направлениям лечения бронхиальной астмы у детей относятся: выявление и элиминация аллергенов, рациональная медикаментозная терапия, направленная на снижение количества обострений и купирование приступов удушья, немедикаментозная восстановительная терапия. При выявлении бронхиальной астмы у детей, прежде всего, необходимо исключить контакт с факторами, провоцирующими обострение заболевания. С этой целью может рекомендоваться гипоаллергенная диета, организация гипоаллергенного быта, отмена лекарственных препаратов, расставание с домашними питомцами, смена места жительства и др. Показан длительный профилактический прием антигистаминных средств. При невозможности избавиться от потенциальных аллергенов проводится специфическая иммунотерапия, предполагающая гипосенсибилизацию организма путем введении постепенно возрастающих доз причинно-значимого аллергена. При развитии приступа бронхиальной астмы у детей проводятся повторные ингаляции бронхолитиков , кислородотерапия , небулайзерная терапия , парентеральное введение глюкокортикоидов. В межприступный период детям с бронхиальной астмой назначаются курсы физиотерапии (магнитотерапии, электрофореза ), водолечения, массажа грудной клетки , точечного массажа , дыхательной гимнастики и др.

Слайд 9

Профилактика Профилактика бронхиальной астмы у детей включает своевременное выявление и исключение причинно значимых аллергенов, специфическую и неспецифическую иммунопрофилактику, лечение аллергозов . Необходимо обучение родителей и детей методам регулярного контроля состояния бронхиальной проходимости при помощи пикфлоуметрии .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сестринский уход при бронхиальной астме ГБПОУ « Горячеключевской медицинский колледж» ПМ.02 Сестринский уход в педиатрии

Слайд 2

Актуальность темы. Знание сестринской помощи, участие в лечебном процессе и профилактике Бронхиальной астмы имеет большую значимость в работе медицинской сестры. Бронхиальная астма как заболевание имеет большое социальное значение, поскольку показатели смертности детей от БА, по данным разных авторов, колеблются в пределах 0,1 и 0,5 случая на 100 000 и составляют в среднем 0,43 и 0,3 на 100 000 мальчиков и девочек.

Слайд 3

Основные принципы лечения бронхиальной астмы. 1. Определение и исключение воздействия аллергезирующих факторов. 2. Ликвидация или уменьшение клинических проявлений заболевания. 3. Уменьшение частоты и выраженности обострений. 4. Нормализация или улучшение показателей функций внешнего дыхания. 5. Восстановление и поддержание жизненной активности, в том числе переносимости физических нагрузок.

Слайд 4

6. Выбор адекватности терапии. 7. Отмена или снижение потребности в бронхолитической терапии. 8. Предотвращение побочных эффектов лекарственной терапии. 9. Обучение пациентов умению управлять своим состоянием. 10. Предупреждение инвалидизации. 11. Предотвращения развития угрожающих жизни состояний и летальных исходов.

Слайд 5

Сестринский уход. Нарушенные потребности: дышать, быть здоровым, быть в безопасности, спать, отдыхать. Цели: 1) краткосрочная – уменьшение одышки в течении 30 минут. 2)Долгосрочная - к моменту выписки пациент не будет предъявлять жалоб на затруднённое дыхание. Вмешательства: зависимые: обеспечение пациенту приём лекарственных средств по назначению врача, выписка направлений на лабораторные методы обследования. Не зависимые: 1)обеспечение лечебно-охранительного режима- создаст вынужденное положение - с приподнятой головной частью кровати 2)обеспечит пациенту оксигенотерапию 3)контроль общего состояния: сатурация, чдд , чсс , АД, температура тела. 4) обеспечение доступа свежего воздуха / контроль режима проветривания – не менее 4 раз в день 5)обеспечение теплым питьем, не раздражающее слизистые 6) проведет беседу с родителями о правильном уходе за ребенком. 7) обучение дыхательной гимнастике 8) обучение пациента и родственников пользованию ингалятора.

Слайд 6

РЕАЛИЗАЦИЯ СВ 1.Информировать родителей и ребенка. 2. Создать атмосферу психологического комфорта. 3. Во время приступа: придать ребенку возвышенное положение в постели (приподнять головной конец кровати на 30%) выполнить пикфлоуметрию и в зависимости от ее показателей провести адекватную терапию 4.Обучить родителей и ребенка правильно применять ингаляционные препараты для оказания неотложной помощи и комбинацию препаратов для контроля астмы, четко их дозировать.

Слайд 7

5.Обучить родителей и ребенка самоконтролю состояния. 6. Порекомендовать родителям, а детям старших возрастных групп самим, вести «дневник жизни». 7. Посоветовать родителям, постоянно контролировать прием лекарственных препаратов ребенком. 8. Посоветовать родителям, приобрести устройства для ингаляций. 9. Обучить ребенка и родителей использованию небулайзера. 10. Информирование родителей и ребёнка о заболевании, питании, важности профилактики для устранения дефицита знаний.

Слайд 8

11. Контроль соблюдения санитарно-противоэпидемического режима: своевременные влажные уборки, проветривание и кварцевание палаты, своевременная смена нательного и постельного белья для профилактики ВБИ. 12. Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным методам исследования. 13. Организация досуга пациента для улучшения состояния.

Слайд 9

14. Обеспечить ребенка питанием. Необходимо составлять меню с учетом возраста. Рекомендован рацион, обогащенный нежирным мясом и рыбой, кисломолочной продукцией, овощами и фруктами. Обязательны каши, которые обладают обволакивающими свойствами. Сахар лучше заменять фруктами. Пищу надо солить лишь слегка. Продукты, которые нежелательно употреблять даже во время ремиссии – копчености, твердые сыры, консервация, квашеная капуста, фастфуд . Часто вызывают реакцию молоко и куриные яйца. У детей в меню должна быть только качественная свежеприготовленная еда. Следует учитывать, что по мере взросления ребенка отдельные продукты могут перестать быть раздражителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сестринский уход при бронхиальной астме

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАтеоретического занятиядля обучающегосяСпециальность 34.02.01.   Сестринское дело ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.МДК 02.01 С...

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело...

Методическая разработка к практическому занятию "Обучающая функция медицинской сестры при бронхиальной астме"

Методическая разработка практического занятия по теме:  «Обучающая функция медицинской сестры при бронхиальной астме» по профессиональному модулю «Участие в лечебно-диагностичес...

Учебно-методический комплекс по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК. 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях 0201.8. Сестринский уход при инфекционных болезнях

Учебно-методический комплекс по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК. 02. 01.  Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях 0201.8.  Сестринск...

Методическая разработка практического занятия на тему: СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ГЕМОЛИТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ НОВОРОЖДЕННОГО

Методическая разработка предназначена для преподавателя ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по с...

Методическая разработка практического занятия на тему: Сестринский уход при менингококковой инфекции

В последние годы отмечается повышенная заболеваемость менингококковой инфекцией, особенно среди детей. Менингококковая инфекция может протекать в различных клинических формах, в том числе и в таких тя...