Классный час "Чернобыль...одного хватило слова"
классный час

Это час для того, чтобы вспомнить не только страшную историю катастрофы, случившуюся более 30 лет назад, но и желание преклонить голову перед людьми, которые вынесли на своих плечах ту страшную беду...

Мы вспоминаем и о миллионах людей, чьи реки, озера, пашни и сады засыпало в апреле 1986 года радиоактивной пылью и пеплом от пылающего костра на четвертом блоке Чернобыльской АЭС.

Мы вспоминаем и о героях битвы с той катастрофой!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_chernobyl.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)

Классный час

«Чернобыль… одного хватает слова»

(посвященный катастрофе на Чернобыльской АЭС)

Автор: педагог-библиотекарь

С.А. Никифорова

2023

Цели:

  1. Рассказать учащимся о чернобыльской трагедии; способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.
  2. Развитие креативного мышления, а также формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся.
  3. Воспитание толерантности, духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе.

Форма проведения: тематическая беседа

Оборудование: видеоролик, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход мероприятия:

(видеоролик планеты Земля)

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром сметает человек…
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!

(С. Михалев «Стон Земли»)

Ведущий:

Сегодня мы посвятим наш классный час одной из самых страшных техногенных катастроф XX века – аварии на Чернобыльской АЭС. 

Прошло более тридцати лет, что мы знаем о трагедии в Чернобыле?

(На сцену выходят Девушка, Историк, Юноша)

Девушка:

В середине 50-х г. в Советском Союзе появилась новая отрасль народного хозяйства - ядерная энергетика.

Юноша:

К началу 90-х годов в мире существовало 417 атомных реакторов и ещё 120 строилось, атомные электростанции дают нужную людям энергию. Реакторы устанавливают в подводных лодках, спутниках. Атомная энергия прочно входит в нашу жизнь со своими «плюсами» и «минусами».

Историк:

Историческая справка. 2 декабря 1942 год. США. Физик Энрико Ферми открыл новый метод изучения ядра атома и синтеза новых ядер. Позже окажется, что именно медленные нейтроны инициируют цепную ядерную реакцию. Позже ввел в действие первый в истории человечества ядерный реактор, конечной целью которого являлось создание атомной бомбы.

Впервые человечество увидело атомный взрыв в 1945 году. Когда США сбросили водородную бомбу на японские города Хиросиму и Нагасаки. При взрыве погибло треть населения этих городов, у многих радиация вызвала лейкоз.

В 1946-1958 испытания на острове Бикине привели к исчезновению с лица Земли двух соседних островов, а сам остров не пригоден к проживанию.

Девушка:

 Одна из атомных станций была возведена в 160 км от Киева на берегу реки Припять около небольшого города Чернобыль. Для работников станции неподалеку построили современный город, который, как и река, получил название Припять. К началу 1984 г. Строительство Чернобыльской АЭС было закончено вошел в строй последний, 4, энергоблок.

А всего два с половиной года спустя именно на этом блоке случилась крупнейшая авария.

Тогда весенним ясным днём

Ничто не предвещало горя,

Светило солнце и кругом –

Всё в свежей зелени уборе.

(1. видеоролик – «Работа реактора» 04:53-05:52)

2. видеоролик – «Из оперативной сводки)

Историк:

В ночь на 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке ЧАЭС проводились испытания турбогенератора.

Планировалось остановить реактор (при этом планово была отключена система аварийного охлаждения) и замерить генераторные показатели.

Безопасно заглушить реактор не удалось. В 1 час 23 минуты мин. на энергоблоке произошел взрыв и пожар.

***

В результате аварии произошел выброс в окружающую среду радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония,

 йода-131 (период полураспада – 8 дней),

 цезия-134 (период полураспада – 2 года),

 цезия – 137 (период полураспада – 30 лет),

 стронция – 90 (период полураспада – 28 лет).

Юноша:

Вот что сказал академик Легасов: «Авария всегда развивается по определенным стадиям. Сначала количественное накопление ошибок, потом некий инициирующий момент, образование нештатной ситуации, потом – непредвиденные действия персонала по стабилизации ситуации, и процесс оказывается необратимым.»

Уже спустя час после взрыва радиационная обстановка в Припяти была очевидна: согласно инструкциям и приказам, население из пораженной зоны должно быть эвакуировано. Но никто не решился взять на себя такую ответственность.

Девушка:

А в это время, 26 апреля, гуляли дети, люди занимались своими обыденными делами: дача, рыбалка, отдых у реки-ведь день был очень жаркий. Единственная странность: много милиции в городе и не понятный белый раствор на дорогах.

Историк:

Историческая справка.

• Только 27 апреля был эвакуирован город Припять (47 тыс. 500 человек), а в последующие дни – население 10-километровой зоны вокруг ЧАЭС. Всего в течение мая 1986 года из 188 населенных пунктов в 30-километровой зоне отчуждения вокруг станции были отселены около 116 тыс. человек.

• Интенсивный пожар продолжался 10 суток, за это время суммарный выброс радиоактивных материалов в окружающую среду составил около 14 эксабеккерелей (порядка 380 млн кюри).

• Радиоактивному загрязнению подверглось более 200 тыс. кв. км, из них 70% – на территории Украины, Белоруссии и России.

• Наиболее загрязнены были северные районы Киевской и Житомирской обл. Украинской ССР, Гомельская обл. Белорусской ССР и Брянская обл. РСФСР.

• Радиоактивные осадки выпали в Ленинградской обл., Мордовии и Чувашии.

• Впоследствии загрязнение было отмечено в арктических областях СССР, Норвегии, Финляндии и Швеции.

• Первое краткое официальное сообщение о ЧП было передано ТАСС 28 апреля. По словам бывшего генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, сказанным в интервью BBC в 2006 году, праздничные первомайские демонстрации в Киеве и других городах не были отменены из-за того, что руководство страны не обладало "полной картиной случившегося" и опасалось паники среди населения. Только 14 мая Михаил Горбачев выступил с телевизионным обращением, в котором рассказал об истинном масштабе происшествия.

• Советская госкомиссия по расследованию причин ЧП возложила ответственность за катастрофу на руководство, человеческий фактор (ошибки персонала), недостатки реактора и низкая культура безопасности.

Девушка:

Через несколько дней после взрыва мир потрясли фотографии дымящихся развалин четвертого энергоблока, который снял фотокорреспондент ТАСС Валерий Зуфаров и его украинский коллега Владимир Репик. Тогда, в первые дни, облетая на вертолете электростанцию вместе с учеными и специалистами, фиксируя все детали атомного выброса, они не задумывались о последствиях для своего здоровья. Вертолет, с которого снимали корреспонденты, зависал всего в 25 метрах над ядовитой бездной.

Валерий уже знал, что "схватил" огромную дозу, но продолжал выполнять свой профессиональный долг, создав для потомков фотолетопись этой трагедии.

Юноша:

В числе журналистов-тассовцев, имеющих статус ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС, корреспондент в Кишиневе Валерий Демидецкий. Осенью 1986 года он был направлен в Чернобыль как человек, уже имевший дело с атомом - Валерий служил на атомной подводной лодке и знал, что такое радиационная опасность.

"Больше всего, - вспоминает он, - там поражали люди. Настоящие герои. Они хорошо понимали, на что идут, работая день и ночь. Поразила Припять. Красавец-город, где жили работники АЭС, напоминал зону "Сталкера" Тарковского. Второпях оставленные дома, разбросанные детские игрушки, тысячи брошенных жителями автомашин".

Историк:

     Уже к утру в зоне аварии находилось 240 человек личного состава Киевского областного управления пожарной охраны.

В частности, на разных этапах ликвидации последствий аварии были задействованы:

Юноша:

• от 16 до 30 тыс. человек из разных ведомств для дезактивационных работ;

Девушка:

• более 210 воинских частей и подразделений общей численностью 340 тыс. военнослужащих, из них более 90 тыс. военнослужащих в самый острый период с апреля по декабрь 1986 года;

Историк:

• 18,5 тыс. работников органов внутренних дел;

• свыше 7 тыс. радиологических лабораторий и санэпидстанций;

• всего около 600 тыс. ликвидаторов со всего бывшего СССР принимали участие в тушении пожаров и расчистке.

Никто не отступил перед лицом опасности. И каждый достоин того, чтобы о них сегодня вспомнили.

Их было 28…пожарная команда Чернобыля    первыми вступивших в борьбу с атомной стихией, принявших на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора. Сегодня мы называем их «Шеренгой №1»:

(студенты встают и с места называют фамилии)

Владимир Правик, Виктор Кибенок, Леонид Телятников, Николай Ващук, Василий Игнатенко, Владимир Тишура, Николай Титенок,

Борис Алишаев, Иван Бутрименко, Михаил Головненко, Анатолий Хахаров, Степан Комар, Андрей Король, Михаил Крысько, Виктор Легун, Сергей Легун, Анатолий Найдюк, Николай Нечипоренко, Владимир Палачега, Александр Петровский, Пётр Пивоваров, Андрей Половинкин, Владимир Александрович Прищепа, Владимир Иванович Прищепа, Николай Руденюк, Григорий Хмель, Иван Шаврей, Леонид Шаврей.

(минута молчания)

Девушка:

Сразу после аварии работа станции была остановлена. Шахту взорвавшегося реактора с горящим графитом засыпали с вертолетов смесью карбида бора, свинца и доломита, а после завершения активной стадии аварии – латексом, каучуком и другими пылепоглощающими растворами.

(видеоролик)

Юноша

Общий ущерб от аварии, в том числе с учетом средств, направленных на ликвидацию ее последствий, составил около 215млрд. руб. (в ценах 1986 года)

Историк:

Станция окончательно прекратила производить энергию в 2000 году, последним был остановлен третий энергоблок. Сейчас продолжаются работы по ее выводу из эксплуатации, этот процесс может занять многие годы

Новый саркофаг над разрушенным реактором Чернобыльской станции ввели в эксплуатацию в 2019 году. Строительство продолжалось с 2008 года

Припять находится в 2 км от ЧАЭС, своего градообразующего предприятия. После аварии 30-километровая территория вблизи станции стала зоной отчуждения.

Девушка:

По информации всемирной организации здравоохранения от Чернобыльской аварии погибло более 4000 человек, по другим источникам десятка и даже сотни тысяч. Но это является предметом споров. Сложность в том, что последствия облучения могут проявиться через годы. Всего в ликвидации аварии принимало участие более 600 тыс. человек. Еще миллионы людей жили в загрязненной зоне. Сколько из них стало жертвой Чернобыля остается только догадываться. Среди болезней, которые вызываются радиацией: рак щитовидной железы, злокачественные опухоли, лейкоз, туберкулез, катаракта и ряд других. По поводу рождения детей с генетическими заболеваниями однозначных данных нет.

Юноша:

26 апреля мы скорбим по умершим, сострадаем всем, кому пришлось пережить эту трагедию. Это день благодарности людям, самоотверженно вставшим на защиту от ядерной опасности, как напоминание об ответственности человека за судьбу планеты.

Ведущий:

Главное в этой трагедии – это уроки. Мы не имеем права не извлечь их…В истории человечества ещё не было такова опыта. Взрыв реактора и этот последствия. Не исключено, что это единственный случай. Вернее, первый. Надо, чтобы он стал последним. Для этого учится надо по всем параметрам: научным, техническим, психологическим».

Выступающий 1: (Алиса)

«И самое главное, чтобы эти уроки не прошли даром. Ведь мы, рожденные в новом тысячелетии, естественно, воспринимаем атомно-космический век. И раз мы живем в такое время, уровень знаний и образования должен быть на много выше, чем у наших отцов. Ведь наше поколение управляет принципиально новой техникой и очень опасной. Это требует нового уровня мышления, знаний, а самое главное – отношения к этому».

Выступающий 2 (Шеин)

«Есть много уроков Чернобыля. Один из них – необходимость научиться сосуществовать с ядерной энергией. У нас нет другого выхода. Мы живем в ядерный век и должны с ним ладить».

Выступающий 3( Арустамян)

Еще один урок, аварии, подобные чернобыльской, затрагивают не только ту страну, в которой она произошла, но и ряд соседних стран. Поэтому помощь должна осуществляться не только на национальном, но и на международном уровне.

Ведущий

И главный урок – если авария стоит бесценные человеческие жизни, усилия врачей и миллиарды рублей, то что же можно сказать о применении ядерного оружия? Вы, Медики, будут бессильны помочь людям.

Рефлексия:

  • Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?
  • Почему нужно знать о трагедии Чернобыля?
  • Нужны ли атомные станции, можно ли обойтись без них?
  • Почему Землю можно назвать «хрупкой» планетой?

Создание плакатов на темы:

Студенты делятся на три группы, им предлагаются бумага, карандаши и карточка с темой плаката за 15 мин. Они продумывают концепцию плаката и исполняют задуманное.

  1. Меня восхитило!
  2. Меня испугало
  3. Я будем помнить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "В начале было слово"

Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...

Конспект классного часа. Тема: «О сквернословии в нашей жизни. Сила слова или яд сквернословия»

Аннотация.Данная работа посвящается проблеме сквернословия в нашем обществе. Выясняется отношение подростков к этой проблеме; широко и полно представлена история вопроса, освещаются научные дост...

классный час "Чистые слова"

классный час для ребят по теме "Чистые слова"...

Классный час "Гнилое слово и как с ним бороться"

Сегодня проблема общения подростков желает иметь лучшее. Нецензурная брань вошла в моду. Как от нее избавиться? Все приемы хороши. Выбирай на вкус....

Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?»

Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?» Устименко Н.Ю.- преподаватель технических дисциплин.Амурский колледж строительства и ж...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова»

Урок по русскому языку "Корень слова.Однокоренные слова."На уроке формируем понятия кореня слова,умения подбирать однокоренные слова,выделять в них корень....

Классный час "Слово на ладони"

Классный час "Слово на ладони"...