Изготовление простых и сложных, дозированных и не дозированных порошков
методическая разработка

Изготовление простых и сложных, дозированных и не дозированных порошков

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБПОУ « РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Рассмотрено                                                 УТВЕРЖДАЮ

На заседании ЦМК ОПД                             Заместитель директора

Протокол №__ от ______2022                        по учебно-воспитательной работе

Председатель ЦМК: ____                           _______________________

                                                                     /Н.В. Некрашевич/

                                                                     «___» _____________2022

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

Тема: «Изготовление простых и сложных, дозированных и не дозированных порошков»

Междисциплинарный курс: «Технология изготовления лекарственных форм»

П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 060301 «Фармация»

                                                                                                     Составлена: Бойко А.А..,

                                                                                                     преподавателем технологии

                                                                                                     изготовления лекарственных

                                                                                                     форм

г. Рославль

2022г.

Тема № 4: Изготовление простых и сложных, дозированных и недозированных порошков.

Время занятия: 90 минут.

Вид занятия : теоретическое

Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний

Цели занятия:

- Сформировать у студентов знания по приготовлению простых и сложных порошков

Задачи:

- Объяснить технологию изготовления простых и сложных порошков

- Повторить материал по правилам выписывания порошков в рецептах

- Развивать способность к мышлению, логике

- Воспитывать организованность, внимательность

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Дидактическое оснащение:

 - методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- презентация

 Студенты должны знать:

- правила прописывания порошков в рецептах

- технологию изготовления простых дозированных и недозированных порошков

- технологию изготовления сложных дозированных и недозированных порошков

- правила оформления порошков к отпуску

Студенты должны уметь:

- определять способ прописывания порошков

- анализировать свойства лекарственных веществ

- производить необходимые расчеты

- оформлять лекарственную форму к отпуску

 В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Внутрипредметные связи:

- дозирование по массе

- правила выписывания порошков

- упаковка и оформление лекарственных форм

Межпредметные связи:

- латинский язык ( чтение и перевод рецептов)

- фармакология (правила выписывания рецептов)

- контроль качества лекарственных средств (свойства лекарственных веществ)

Литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.

Структура занятия

 1. Организационный момент  -                                      3 мин.

 2. Повторение пройденного материала –                      10мин.

 3. Изучение нового материала-                                      70 мин.

.4. Закрепление –                                                              5мин.

 5. Задание на дом -                                                          2мин.

Содержание занятия

I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и (сл. 3) план занятия:

1. Изготовление простых недозированных порошков

2. Изготовление простых дозированных порошков

3. Изготовление сложных недозированных порошков

4. Изготовление сложных дозированных порошков

II. Повторение пройденного материала:

1. Что собой представляют порошки как лекарственная форма?

3. Какими способами выписывают порошки в рецептах и чем они отличаются?

2. Какова классификация порошков?

4. Что значит дозирование порошков и с помощью чего оно осуществляется?

5. Что собой представляет смешивание порошков, и каковы его принципы?

6. От чего зависит упаковка порошков?

III. Изучение нового материала. Преподаватель  излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний  по предыдущей теме по плану (приложение № 1)

IV. Закрепление изученного материала:

 1. В чем заключается распределительный способ выписывания порошков?

2. В каких случаях простые порошки измельчают?

3. В каких случаях простые порошки не измельчают?

4. Какой принцип действует при смешивании веществ, выписанных в разных количествах?

5. Какой принцип действует при смешивании порошков, выписанных в равных количествах?

V. Задание на дом: Повторить -

1. Как прописывают порошки в рецептах?

2. Какие лекарственные вещества относятся к сп. 1 и 2?

3. Каковы правила работы и хранения лекарственных веществ СП 2.?

4. Каковы правила хранения веществ сп. 1?

5. Каковы правила работы с веществами сп. 1?

6. Каковы правила измельчения и смешивания веществ в сложных порошках?

                                                                                                                  Приложение № 1

Содержание нового материала:

Простые недозированные порошки – отпускаются больному общей массой.

Если вещество предназначено для растворения в воде перед применением самим больным, то его можно предварительно не измельчать:

Rp: Magnii sulfatis 25,0

       D.S. Растворить 2 ст.ложки в 200мл воды. Для cпринцеваний

Магния сульфат – вещество кристаллическое, выветривающееся, хорошо растворимо в воде очищенной. Раствор предназначен для наружного применения, поэтому вещество предварительно не измельчают. Порошок отпускают в баночке.

Простые дозированные порошки :

измельчают перед отпуском в случае, если:

- вещество крупнокристаллическое( калия иодид, натрия бромид, бромкамфора и др.) во избежание механического травмирования и раздражения слизистой оболочки;

- вещества, предназначенные для присыпок;

- мелкокристаллические вещества, труднорастворимые в воде и ЖКТ

Rp: Streptocidi 0,5

       D.t.d. №  10

       S. По 1 порошку 3 раза в день

 Выписан простой дозированный порошок для внутреннего применения .Стрептоцид – кристаллическое вещество, плохо растворимое в воде. В ступку помещают 5,0 стрептоцида, растирают и дозируют по 0,5 в вощеные капсулы № 10, помещают в бумажный пакет. Основная этикетка «Внутреннее», дополнительная «Беречь от детей»

Не измельчают перед отпуском вещества:

- предназначенные для изготовления раствора (калия перманганат, кислота борная, магния сульфат и др);

- высокодисперсные ( тальк, оксид магния, панкреатин, ксероформ и др.) независимо от назначения;

- мелкокристаллические вещества, хорошо растворимые в воде и ЖКТ (анальгин, глюкоза, кислота аскорбиновая и др.).

Сложные недозированные порошки – отпускаются общей массой.

Rp: Natrii chloridi 10,0

      Natrii tetraboratis

      Natrii hydrocarbonatis ana 15,0

      Misce, fiat pulvis

      DS.По 1 ч.л. на стакан воды для полоскания горла

Выписан сложный недозированный порошок для наружного применения. Все вещества кристаллические, натрия хлорид, кроме того, имеет крупные кубические кристаллы. Общая масса- 40,0.

В ступке растирают 10,0 натрия хлорида, как вещество крупнокристаллическое, добавляют в 2 приема 15,0 натрия тетрабората при перемешивании, затем добавляют 15,0 натрия гидрокарбоната и перемешивают до однородности. Упаковывают в бумажный пакет, оформляют этикеткой «Наружное». Заполняют лицевую сторону ППК.

Сложные дозированные порошки- общие правила приготовления состоят из операций:

1.Подсчет общей массы порошка.

2.Выбор ступки.

3.Учет возможных потерь при растирании в ступке.

4.Определение последовательности введения в ступку отдельных веществ с учетом их потерь.

5.Соотношение между ингредиентами при измельчении и смешивании не должно превышать 1:20.

6.Соблюдение оптимальных сроков измельчения и смешивания.

7.Соблюдение правил упаковки.

Сложные дозированные порошки с веществами, прописанными в равных или близких количествах:

Rp: Hexamethylentetramini

       Natrii salicylatis ana 0,25

       M.f.p.

       D.t.d. N 10

       S.По 1 порошку 3 раза в день

Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом.Все вещества совместимы. На обратной стороне ППК выполняем расчеты:

                     Обратная сторона ППК

             Гексаметилентетрамина- 0,25 х 10 = 2,5

             Натрия салицилата- 0,25 х 10 = 2,5

                Общая масса 5,0

                развеска (масса 1 порошка)- 0,5.

Гексаметилентетрамин и натрия салицилат- вещества простого списка, выписаны в одинаковых количествах, имеют примерно одинаковые физико/химические свойства. Учтем их потери при растирании в ступке. По таблице потерь находим, что относительная потеря гексаметилентетрамина (П%) – 1,04%; для натрия салицилата - 0,92%.

В ступку N5 (оптимальная загрузка 6,0 ) помещаем 2,5 натрия салицилата (относительная потеря меньшая), отвешенного на ВР-5, растираем. Добавляем 2,5 гексаметилентетрамина, перемешиваем до однородности. На весах ВР-1 дозируем по 0,5 в вощеные или парафинированные капсулы, помещаем в бумажный пакет, оформляем этикеткой «Внутреннее».Заполняем лицевую сторону ППК.

                 Дата                         N Rp.

                       Natrii salicylatis 2,5

                       Hexamethylentetramini 2,5

                          Общ. М. 5,0

                          Развеска 0,5 N10

                       Приготовил:

                       Проверил:

Сложные дозированные порошки с веществами, прописанными в разных количествах:

Rp: Тhiamini bromidi 0,01

       Glucosi 0,25

       M.f.p.

       D.t.d. N 20

       S.По 1 порошку 3 раза в день

Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом. На обратной стороне ППК делаем расчеты:

Обратная сторона ППК:

                Тиамина хлорид – 0,01 х 20 = 0,2

                Глюкоза – 0,25 х 20 = 5,0

                     Общая масса -5,2

                 развеска- 5,2: 20 = 0,26.

В ступку помещаем 2,5 глюкозы ( вещество простого списка, выписано в большем количестве), растираем, часть отсыпаем на капсулу, оставив в ступке не менее, чем 0,1.Затем добавляем 0,2 тиамина хлорида( по принципу от меньшего к большему), растираем, по частям, в 2-3 приема, добавляем отсыпанную глюкозу с капсулы, все тщательно перемешиваем до однородности. Развешиваем по 0,26 в вощеные капсулы N 20, упаковываем в бумажный пакет. Оформляем этикеткой « Внутреннее», дополнительная « Беречь от детей». Заполняем лицевую сторону ППК:

                Дата                   N Rp.

                      Glucosi 5,0

                      Thiamini bromidi 0,2

                       общая масса 5,2

                             0,26 N 20

                       Приготовил:

                       Проверил:

                       Отпустил:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 6 классе по теме: "Простой и сложный процентный рост" по программе Дорофеев, Петерсон.

Открытый урок в 6 классе по теме: "Простой и сложный процентный рост" по программе Дорофеев, Петерсон. Данный урок является обобщающим по данной теме. Цели урока: систематизация  и закрепление пр...

Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении

Технологии:  личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...

Открытый урок по теме "Решение уравнений от простейших до сложных"

Конспект урока по теме "Решение логарифмических уравнений от простейших до сложных"....

Практическое занятие "Изготовление простых и сложных порошков"

Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями программы междисциплинарного курса 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» и  Федера...

Расчет простых и сложных процентов по вкладам

Расчет простых и сложных процентов по вкладам...

Разработка теоретического занятия Изготовление простых и сложных порошков

Разработка теоретического занятия по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация...