АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья

Логунов Антон Вячеславович

В современном мире образование в сфере медицины неизбежно сталкивается с вызовами, связанными с быстро меняющимися технологиями и развитием научных знаний. В этом контексте активные методы обучения играют ключевую роль, обеспечивая не только усвоение теоретических знаний, но и развитие практических навыков, критического мышления и способности к быстрой адаптации в меняющейся медицинской среде. Эти методы, фокусируясь на активном участии студентов в процессе обучения, помогают формировать высококвалифицированных специалистов, способных к эффективной работе в сфере здравоохранения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logunovav_mkno1_1.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Антон Вячеславович Логунов. Преподаватель (Ученой степени, ученого звания нет). Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1». г. Москва

В современном мире образование в сфере медицины неизбежно сталкивается с вызовами, связанными с быстро меняющимися технологиями и развитием научных знаний. В этом контексте активные методы обучения играют ключевую роль, обеспечивая не только усвоение теоретических знаний, но и развитие практических навыков, критического мышления и способности к быстрой адаптации в меняющейся медицинской среде. Эти методы, фокусируясь на активном участии студентов в процессе обучения, помогают формировать высококвалифицированных специалистов, способных к эффективной работе в сфере здравоохранения.

Исторический обзор

История обучения в медицине охватывает долгий путь развития от традиционных лекционных методов к более инновационным и интерактивным подходам. В классической модели медицинского образования, которая доминировала на протяжении многих веков, акцент делался на пассивном усвоении знаний через лекции и чтение учебников. Однако, начиная с 20-го века, наблюдался значительный сдвиг в сторону более активных методов обучения [1]. Этот переход был мотивирован потребностью в подготовке врачей, способных к критическому мышлению и применению знаний в реальных клинических ситуациях.

Развитие технологий, таких как медицинские симуляторы, дополненная и виртуальная реальность, способствовало дальнейшему прогрессу в этой области. Сегодня активные методы обучения, включая проблемно-ориентированное обучение, клинические симуляции, кейс-методы и коллаборативное обучение, стали неотъемлемой частью медицинского образования. Они направлены на развитие компетенций, необходимых для современного медицинского специалиста, включая умение работать в команде, принимать обоснованные решения и обучаться на протяжении всей профессиональной жизни.

Определение активных методов обучения

Активные методы обучения в среднем профессиональном медицинском образовании относятся к подходам, которые активно вовлекают студентов в обучающий процесс, требуя от них самостоятельного мышления, анализа и решения проблем. В отличие от традиционных, пассивных методов, где студенты в основном слушают лекции или читают учебный материал, активное обучение ставит их в центр учебного процесса [2]. Студенты участвуют в дискуссиях, решают клинические задачи, работают в группах и используют критическое мышление для применения теоретических знаний в практических ситуациях. Этот подход способствует глубокому пониманию материала, развитию навыков коммуникации, командной работы и непрерывного обучения.

Примеры активных методов обучения в медицине

1. Проблемно-ориентированное обучение (ПОО): Этот метод включает изучение через решение реальных клинических сценариев. Студенты работают в группах, чтобы определить и изучить ключевые концепции и теории, связанные с данным клиническим случаем. ПОО развивает способность к критическому мышлению и самостоятельному обучению.

2. Симуляционное обучение: Использование медицинских симуляторов для имитации реальных клинических ситуаций является одним из самых эффективных методов активного обучения [3]. Студенты получают возможность практиковать процедуры экстренной помощи и даже межличностные навыки в контролируемой, безопасной среде.

3. Кейс-методы и клинические сценарии: Эти методы включают анализ и обсуждение конкретных клинических случаев. Студенты изучают реальные случаи практической деятельности фельдшера (ФАПа, станции скорой медицинской помощи) что помогает развить их способность к клиническому мышлению и принятию решений.

4. Интерактивные лекции с элементами дискуссии: Вместо традиционных лекций, где студенты являются пассивными слушателями, эти лекции включают активное участие студентов в дискуссиях, задавании вопросов и решении проблем на месте.

5. Коллаборативное обучение: Групповая работа и проекты, где студенты совместно решают задачи или проводят исследования, помогают развивать навыки командной работы и межпрофессионального взаимодействия.

Эти методы, применяемые в среднем профессиональном медицинском образовании, не только способствуют глубокому пониманию медицинских принципов, но и готовят будущих медицинских работников к реальным клиническим задачам и высоким требованиям современной медицинской практики.

Преимущества активных методов обучения

Активные методы обучения предлагают множество преимуществ для студентов медицинского колледжа по специальности «Лечебное дело». Одним из ключевых преимуществ является улучшение критического мышления. Студенты учатся анализировать сложные клинические ситуации, развивая при этом глубокое понимание медицинских концепций и принципов. Это способствует принятию обоснованных клинических решений в будущем.

Улучшение практических навыков также является значительным преимуществом [4]. Активные методы, особенно симуляционное обучение, предоставляют студентам возможность отрабатывать клинические навыки в безопасной и контролируемой среде, что критически важно для будущих фельдшеров.

Кроме того, активные методы обучения способствуют лучшему удержанию информации [5]. Участие в активных обсуждениях, решение проблем и практические занятия делают учебный процесс более запоминающимся и значимым, что улучшает долгосрочное усвоение знаний.

Вызовы и ограничения

Несмотря на многочисленные преимущества, внедрение активных методов обучения в среднее профессиональное медицинское образование сопровождается определёнными вызовами и ограничениями. Одним из основных вызовов является необходимость значительных ресурсов. Симуляционное обучение и другие активные методы требуют специализированного оборудования, материалов и обученного персонала, что может быть дорогостоящими ресурсозатратами.

Ещё одним вызовом является подготовка преподавателей. Для эффективного использования активных методов обучения преподавателям необходимо обладать специфическими навыками и подходами к обучению, что требует дополнительного обучения и развития профессиональных компетенций.

Кроме того, активные методы обучения требуют большей самостоятельности от студентов, что может быть вызовом для тех, кто привык к более традиционным методам обучения. Не все студенты могут быть готовы к активному участию и самостоятельному поиску информации, что может снизить эффективность этих методов для некоторых обучающихся.

Таким образом, несмотря на очевидные преимущества активных методов обучения, их реализация требует тщательного планирования, достаточных ресурсов и поддержки как со стороны образовательных учреждений, так и со стороны преподавателей и студентов.

Заключение

Активные методы обучения играют решающую роль в современном среднем профессиональном медицинском образовании. Они способствуют развитию критического мышления, улучшению практических навыков и эффективному удержанию информации, что необходимо для подготовки квалифицированных медицинских специалистов. Несмотря на определённые вызовы и ограничения, такие как необходимость в ресурсах и адаптации обучающих программ, преимущества активного обучения делают его неотъемлемой частью современного средне профессионального медицинского образования. Эти методы поддерживают динамичное и глубокое понимание медицинских дисциплин, подготавливая студентов медицинского колледжа к реальным вызовам современной медицинской практики.

Список литературы

  1. Громкова М.Т., Андрагогика: Теория и практика образования взрослых. Москва: Юнити-Дана, 2005. 496 с.
  2. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 360 с.
  3. Ковалев И.И., Активные методы обучения: практикум. Пятигорск: Изд-во ПФ СКФУ, 2018.
  4. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2023.
  5. Саттон Р.С., Барто Э.Г. Обучение с подкреплением. Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2014. 400 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения в интерактивном режиме в условиях начального и среднего профессионального образования

Современное общество требует от системы образования хорошо подготовленных высококвалифицированных специалистов, имеющих одновременно высокий уровень общего образования, что предполагает обучение подра...

Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования

Статья предназначена для педагогов, которые выбирают тактику преподавания учебных дисциплин (предметов) с точки зрения современных требований к занятию (уроку). Применение активных методов обучения сп...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье рассмотрены активные методы обучения, как средства повышения качества образовательного процесса в медицинском колледже, так как  умелое владение преподавателями современными образователь...

Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на с...

Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения

Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная зада...

Использование активных методов обучения при изучении профессионального модуля «младшая медицинская сестра»

Активные методы обучения должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выр...

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...