Изготовление гетерогенных мазей. Комбинированные мази
учебно-методический материал

Наталия Николаевна Ярославлева

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия в соответствии с рабочей программой по ПМ.02. МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» по специальности 33.02.01 Фармация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_yaroslavlevoy_nn.docx199.3 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

Logo 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

Методическая разработка учебного занятия (практическое занятие)

по дисциплине МДК Технология изготовления лекарственных форм

Изготовление гетерогенных мазей. Комбинированные мази

наименование темы

Разработал: Ярославлева Наталия Николаевна,

преподаватель

Сургут, 2024


Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Структура занятия

7

3

Ход занятия

8

4

Критерии оценок

15

5

Список использованных источников

16

6

Приложения

18


Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия в соответствии с рабочей программой по ПМ.02. МДК «Технология изготовления лекарственных форм» по специальности Фармация.

Тема занятия: Гетерогенные мази. Изготовление комбинированных мазей.

Тип занятия: Практическое занятие с элементами проблемного обучения.

Продолжительность занятия: 80 минут.

Цель занятия: научить студентов изготавливать мази комбинированные, оценивать их качество и оформлять к отпуску.

В результате освоения практических навыков в ходе данного занятия должны быть выполнены следующие задачи:

Обучающие:

Иметь практический опыт:

  • по изготовлению мазей комбинированных,
  • проведения внутриаптечного контроля качества мази.

Знать:

  • физико-химические свойства субстанций, их растворимость, устойчивость к температурным изменениям;
  • способы выполнения расчетов количественного определения субстанций, входящих в состав лекарственной формы;
  • правила изготовления и упаковки лекарственной формы;

Уметь:

  • изготавливать мази в зависимости от их физико-химических свойств, растворимости лекарственных веществ, входящих в состав лекарственной формы;
  • правильно оформлять лекарственные формы к отпуску;
  • выполнять расчеты количественного определения субстанций, входящих в состав лекарственной формы,
  • проводить внутриаптечный контроль качества изготовленных мазей.

Развивающие:

  • способствовать развитию умения осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • способствовать развитию умения правильно обобщить данные и сделать вывод;
  • способствовать развитию логического мышления у студентов через поставленную задачу;
  • способствовать развитию умения анализировать, исследовать, выбирать оптимальную технологию изготовления лекарственной формы.

Воспитывающие:

  • стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, за результаты учебного труда, соблюдения техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;
  • стремиться воспитать эстетические чувства при организации рабочего места обучающимися, в процессе изготовления лекарственной формы и ее оформления;
  • стремиться воспитать важность знаний технологии изготовления лекарственных форм в будущей профессиональной деятельности;
  • стремиться воспитывать чувство гордости за выбранную профессию.

Методы обучения, используемые при проведении данного занятия: словесный, наглядный, практический, технологический.

Для успешной реализации практического занятия по данной методической разработке требуются:

Методическое обеспечение:

  • рабочая программа;
  • конспект занятия,
  • презентация,
  • фармацевтический справочник (справочные данные в таблицах),
  • Приказ МЗ РФ №751н «Об утверждении правил изготовления и отпуска ЛП для медицинского применения АО и ИП, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»,
  • Государственная фармакопея XIV издания.

Раздаточный материал:

  • рецептурный бланк формы №107-1/у,
  • бланк паспорта письменного контроля (ППК),
  • этикетки для оформления лекарственной формы.

Оборудование:

  • экран,
  • мультимедийный проектор,
  • компьютер.

Материальное обеспечение занятия:

  • фармацевтические субстанции: вазелин, масло персиковое, розовая вода;
  • ступка с пестиком №1, мерный цилиндр ГОСТ 10 мл, химический стакан ГОСТ 50 мл, целлулоидные пластинки, предметные стекла, стеклянные палочки, пергаментные капсулы;
  • банка для отпуска мази 30 мл с навинчивающейся крышкой;
  • салфетки из ваты медицинской гигроскопической ГОСТ 9712-77;
  • весы электронные,
  • весы равноплечие ручные марки ВР-1, ВР-5;
  • наборы разновесов;
  • плитка электрическая.

Особенности занятия по данной методической разработке:

  • возможность проведения занятия в больших группах обучающихся (до 30 человек);
  • проводится в условиях, максимально приближенных к реальным, с соблюдением правил по охране труда, обеспечением безопасных условий выполнения практических заданий;
  • приемы и методы используются с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся;
  • возможность создания положительного эмоционального фона различными средствами;
  • взаимодействие обучающихся между собой и с педагогом имеет непосредственный характер.

Тема занятия имеет междисциплинарную связь с такими дисциплинами, как ОП 01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией», МДК «Контроль качества лекарственных средств» и МДК «Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента».

В ходе практического занятия предусмотрено выполнение студентами следующих работ: приемка рецепта, его экспертиза и таксировка, оформление паспорта письменного контроля, этикеток, журнала рецептурного и учета рецептуры, изготовление мази по выбранной оптимальной технологии и оценка качества изготовленной лекарственной формы. Практическая работа позволит закрепить и отработать навыки по дозированию лекарственных веществ и мазевой основы, знания правил введения лекарственных веществ в основу при изготовлении мазей и оформления лекарственной формы к отпуску. Данное занятие также направлено на закрепление умений обучающихся по поиску необходимой информации в основной нормативной документации, регламентирующей деятельность фармацевта по изготовлению лекарственных форм.

Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания и содержит пояснительную записку, описание структуры и хода занятия, критерии оценок, список использованной литературы, приложения.


Структура занятия

  1. Организационный этап (3 мин).

Приветствие студентов, проверка готовности аудитории к занятию, заполнение журнала.

II. Формулировка темы, ее актуальности, определение целей и задач занятия (3 мин).

Сообщение темы практического занятия, ее актуальности. Постановка цели и задач занятия.

III. Контроль исходного уровня знаний (12 мин).

  1. Входной контроль (устный опрос).
  2. Проверка внеаудиторной самостоятельной работы по оформлению дневника.

IV. Отработка практических навыков (45 мин).

  1. Приемка рецепта, экспертиза рецепта и прописи. Таксировка и регистрация в журнале рецептурном.
  2. Оформление оборотной стороны паспорта письменного контроля (ППК).
  3. Инструкция по охране труда фармацевта.
  4. Подготовительная стадия (выполнение требований санитарного режима).
  5. Изготовление мази.
  6. Заполнение лицевой стороны паспорта письменного контроля (ППК).
  7. Оформление лекарственной формы к отпуску.
  8. Контроль качества изготовленной мази.
  9. Заполнение Журнала учета рецептуры.

V. Подведение итогов занятия (15 мин).

Проверка преподавателем изготовленных лекарственных форм, первичной документации (рецепт, ППК, этикетка, журналы) и наличие записей в дневнике. Выставление оценок в журнал.

Рефлексия.

VI. Объявление домашнего задания (2 мин).


Ход занятия

I. Организационный этап (3 мин).

Приветствие студентов, проверка готовности аудитории к занятию, заполнение журнала.

II. Формулировка темы, ее актуальности, определение целей и задач занятия (3 мин).

Тема занятия: «Изготовление гетерогенных мазей. Комбинированные мази».

Чем же обусловлена актуальность темы данного занятия?

Несмотря на постоянное расширение ассортимента лекарственных препаратов промышленного производства, препараты экстемпорального изготовления остаются востребованными, являясь важным элементом фармацевтической помощи. Это связано с применением индивидуального подхода, который позволяет использовать широкую вариацию дозировок, а также изготавливать препараты без введения в состав консервантов и стабилизаторов, что особенно актуально для гериатрии и педиатрии, поскольку позволяет учитывать физиологические особенности конкретного пациента.

В современной экстемпоральной рецептуре аптек мази занимают 10-15%. В последние годы также наметилась тенденция использования мазей для воздействия на отдельные внутренние органы и весь организм с целью лечения, профилактики заболеваний. Поэтому фармацевту важно знать технологию изготовления различных мазей и уметь их изготавливать.

Цель занятия: научиться изготавливать мази комбинированные, оценивать их качество и оформлять к отпуску.

Для достижения данной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Провести входной контроль (устный опрос)
  2. Выполнить экспертизу рецепта и прописи. Таксировка
  3. Оформить оборотную сторону ППК
  4. Изготовить ЛФ
  5. Оформить лицевую сторону ППК
  6. Оформить лекарственную форму к отпуску
  7. Оценить качество изготовленной ЛФ

III. Контроль исходного уровня знаний (12 мин).

Входной контроль выполняется в виде устного опроса (эталоны ответов в Приложении 1).

Вопросы к устному опросу:

  1. Определение мази по ОФС ГФ XIV издания?
  2. Классификация мазей.
  3. Основы для мазей. Требования к ним.
  4. Характеристика гомогенных мазей:
  • Мазь-раствор,
  • Мазь-сплав,
  • Экстракционная мазь.
  1. Характеристика гетерогенных мазей:
  • Мазь-суспензия.
  • Мазь-эмульсия.
  • Комбинированная мазь.
  1. Основные стадии изготовления мазей.
  2. Упаковка, оформление и хранение мазей.

Проверка внеаудиторной самостоятельной работы по оформлению дневника по технологии изготовления лекарственных форм (Приложение 2).

IV. Отработка практических навыков (45 мин).

  1. Приемка рецепта, экспертиза рецепта и прописи. Таксировка и регистрация рецепта в журнале рецептурном.

В аптеку поступил рецепт следующего состава (Приложение 3):

Rp.: Vaselini 12,5

Olei Persicori 2,5

Aquae Rosae 5,0

Misce fiat unguentum

: Мазь для сухой и поврежденной кожи рук

Необходимо выполнить:

  • экспертизу рецепта: проверка соответствия выписанной прописи лекарственной формы форме рецептурного бланка, наличия обязательных и дополнительных реквизитов (Приложение 4),
  • экспертизу прописи: проверка совместимости ингредиентов, нормы единовременного отпуска лекарственных веществ, проверка лечебной разовой (ЛРД) и лечебной суточной доз (ЛСД) (Приложение 5),
  • таксировку рецепта (определение стоимости экстемпоральной лекарственной формы) (Приложение 6),
  • регистрация результатов таксировки в Рецептурном журнале (Приложение 7).
  1. Оформление оборотной стороны паспорта письменного контроля (ППК).

После удовлетворительных результатов экспертизы рецепта и прописи, рецепт передают в ассистентскую, для изготовления лекарственной формы.

Фармацевт выполняет расчеты на определение количества ингредиентов, входящих в состав лекарственной формы, на оборотной стороне ППК.

Оборотная сторона ППК:

m общая = 12,5 + 2,5 + 5,0 =20,0

m вазелина = 12,5

m персикового масла = 2,5

m воды розовой = 5,0

  1. Инструкция по охране труда фармацевта.

До начала изготовления необходимо вспомнить инструкцию по охране труда фармацевта:

1. Требования безопасности перед началом работы.

2. Требования безопасности во время работы.

3. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4. Требования безопасности по окончании работы.

  • В своей работе фармацевт руководствуется должностными инструкциями, а также инструкциями заводов-изготовителей по эксплуатации оборудования, приборов, аппаратов, требованиями санитарного режима.
  • Фармацевт обязан соблюдать правила пожарной безопасности.
  • Фармацевт должен надеть санитарную одежду (халат, шапочку), при необходимости другие средства индивидуальной защиты.
  • Фармацевт должен соблюдать правила личной гигиены.
  • Фармацевт обязан подготовить свое рабочее место к безопасной работе, привести его в надлежащее санитарное состояние, подвергнуть влажной уборке.
  • На рабочем месте не должен находиться неисправное или неиспользуемое в работе оборудование, электроприборы, приспособления, посуда и другие вспомогательные материалы.
  • Фармацевт во время работы должен не допускать спешки, приготавливать лекарственные средства следует с учетом безопасных приемов и методов труда.
  • Фармацевт должен следить за целостностью стеклянных приборов, оборудования и посуды и не допускать использования в работе разбитых предметов.
  • Вскрытие и закупоривание флаконов должно производиться с соблюдением мер безопасности.
  • По окончании работы провизор-фармацевт должны вымыть стол теплой водой с мылом, при необходимости дезинфицирующим раствором и выполнить все требования санитарного режима.

Подготовка рабочего места к изготовлению лекарственной формы.

Выполнение требований санитарного режима согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ № 44 «Об утверждении санитарных правил…»:

  • обработка рук дезинфицирующим средством,
  • обработка рабочих поверхностей раствором хлорамина 0,5%,
  • набор необходимого оснащения и оборудования: весы электронные, банка с крышкой для отпуска мази на 50 мл, ступка с пестиком, подставка на 50 мл, целлулоидная пластинка).
  1. Изготовление мази.

Технология изготовления комбинированной мази (сочетание мази-сплава и мази-эмульсии).

На лист пергамента отвешивают 12,5 вазелина и помещают в ступку.

В подставку отвешивают 2,5 масла персикового и добавляют в ступку к вазелину. Тщательно смешивают. (Вазелин и персиковое масло можно сплавлять в выпарительной чашке на водяной бане).

К сплаву понемногу добавляют розовую воду, предварительно полученную в аптечных условиях, при постоянном перемешивании до образования однородной вязкопластичной массы (способ получения воды розовой приведен в Приложении 8).

Выполняют промежуточный контроль на однородность по методика Государственной Фармакопеи (ГФ) X издания.

Берут 4 пробы мази по 0,02-0,03, помещают по две пробы на два предметных стекла, покрывают вторым предметным стеклом и плотно прижимают до образования пятен диаметром около 2 см. При рассмотрении пятен невооруженным глазом на расстоянии 25-30 см в 3-х из 4-х проб не должно обнаруживаться видимых частиц.

Готовую мазь переносят в широкогорлую банку, укупоривают.

Заполнение лицевой стороны паспорта письменного контроля (ППК).

Лицевая сторона ППК:

Дата: _______ Рецепт № __

Vaselini 12,5

Olei Persicori 2,5

Aquae Rosae 5,0

___________________

M общая = 20,0

Приготовил: Иванов

Проверил:

Отпустил:

Оформление лекарственной формы к отпуску.

Основная этикетка с оранжевой сигнальной полосой с надписями «Наружное», «Мазь».

Предупредительные надписи: «Хранить в недоступном для детей месте», «Хранить в прохладном месте».

Необходимая информация на основной этикетке:

  • наименование аптечной организации,
  • № рецепта,
  • фамилия и инициалы имени и отчества гражданина,
  • наименование и состав мази на русском языке,
  • способ применения,
  • дата изготовления,
  • годен до,
  • цена.

Дополнительная этикетка не требуется.

Контроль качества изготовленной мази.

  • Письменный контроль (анализ документации).

Рецепт выписан правильно. Ингредиенты совместимы. Паспорт письменного контроля и номер соответствуют рецепту.

  • Контроль при отпуске (правильность упаковки и оформления).

Емкость банки соответствует количеству мази. Укупорка правильная. Оформление соответствует приказу МЗ РФ № 751н от г. «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов аптечными организациями и индивидуальными предприятиями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».

  • Органолептический контроль.

Мазь светло-желтого цвета с легким характерным запахом масла розы, однородная.

  • Физический контроль.

m мази общая = 20,0 + 8%

20,0 --- 100%

X ------ 8 %, x = 1,6.

20,0 + 1,6

[18,4; 21,6]

m тары пустой =

m тары с мазью=

m мази факт =

Масса мази 20,0 ± 1,6, что соответствует нормам допустимых отклонений (± 8%) в общей массе мазей (приказ МЗ РФ № 751н от г.).

Заполнение Журнала учета рецептуры (Приложение 9).

V. Подведение итогов занятия (15 мин).

Анализ практической работы:

  • достижение целей занятия;
  • что выявлено нового, что познано на занятии;
  • какими умениями овладели обучающиеся;
  • качественная характеристика работы каждого обучающегося на занятиях;
  • объявление и объяснение оценочных баллов с подробной аргументацией каждому участнику занятия.

Проверка преподавателем изготовленных лекарственных форм, первичной документации (рецепт, ППК, этикетка, журналы) и наличие записей в дневнике. Выставление оценок в журнал.

Рефлексия.

На интерактивной доске выводится слайд, где указаны варианты:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Каждый студент выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Рефлексия проводится письменно на листочках (Приложение 10).

VI. Объявление домашнего задания (2 мин).

  1. Подготовиться к практическому занятию по теме «Изготовление паст и линиментов».
  2. Технология изготовления лекарственных форм: учебник. Гроссман В.А. Читать стр. 216-222.
  3. Выполнить разбор прописи мягкой ЛФ в дневнике по ТИЛФ.

Rp.: Acidi salicylici 0,5

Zinci oxydi 6,25

Amyli 6,25

Vaselini 12,0

Misce fiat pasta

: Паста салицилово-цинковая (Лассара).


Критерии оценок

Оценка «отлично» выставляется студенту, если работа выполнена полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если работа выполнена полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если выполнено не менее 2/3 всей работы или допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы, либо студент не выполнил ни одного задания.


Список использованных источников

  1. Приказ Минздравсоцразвития РФ №706н от «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».
  2. Приказ Минздрава Российской Федерации от №751н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».
  3. Приказ Минздрава Российской Федерации от 31 августа 2016 г. №647н «Об утверждении правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».
  4. Приказ Минздрава Российской Федерации от № 1093н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов».
  5. Приказ Минздрава Российской Федерации от № 1094н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 г. № 44 «Об утверждении санитарных правил СП - 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».
  7. Гроссман, В.А. Технология изготовления лекарственных форм: учебник / В.А. Гроссман. - 2-е изд., перераб. И доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 336 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-5386-5.
  8. Гроссман, В.А. Фармацевтическая технология лекарственных форм. Краткий справочник / В.А. Гроссман. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 96 с. - ISBN 978-5-9704-5345-2. - Текст: непосредственный.
  9. Технология изготовления лекарственных форм. Мягкие лекарственные формы: учебное пособие для СПО / Ю.А. Полковникова, Н.А. Дьякова, В.Ф. Дзюба, А.И. Сливкин. – 2-е изд., стер. Санкт-Петербург : Лань, 156 с. - Текст непосредственный.

Приложение 1

Эталоны ответов на вопросы к устному опросу

Вопрос 1. Определение мази по ОФС ГФ XIV издания?

Ответ. Мазь – мягкая лекарственная форма, предназначенная для нанесения на кожу, раны или слизистые оболочки, состоящая из основы и лекарственных веществ, равномерно в ней распределенных.

Вопрос 2. Классификация мазей.

Ответ. Классификация мазей.

В зависимости от назначения различают мази:

  • дерматологические;
  • глазные;
  • назальные;
  • ушные;
  • ректальные;
  • вагинальные;
  • уретральные и др.

По характеру действия различают мази:

  • местного действия;
  • резорбтивного действия, т.е. проникающие глубоко под кожу или слизистые оболочки, достигающие кровяного русла и оказывающие общее действие на организм.

По консистенции мази подразделяют на:

  • пасты;
  • собственно мази;
  • кремы;
  • линименты.

По типу дисперсной системы мази подразделяют на:

  • гомогенные, т.е. однородные, не имеющие поверхности раздела между лекарственными веществами и основой;
  • гетерогенные – двух- или многофазные системы.

Мази по степени дисперсности:

Гомогенные: мази-растворы, мази-сплав, мази экстракционные.

Гетерогенные: мази-суспензии, мази-эмульсии, мази комбинированные.

Вопрос 3. Основы для мазей. Требования к ним.

Ответ. Мазевая основа – это вспомогательное вещество, обеспечивающее требуемую концентрацию лекарственных веществ, необходимые консистентные свойства мази и влияющее на высвобождение лекарственных веществ из мази.

Требования к мазевым основам:

  • не должна менять рН кожи (рН кожи = 3-4),
  • не должна препятствовать кожному дыханию,
  • должна хорошо воспринимать лекарственные вещества различного агрегатного состояния (твердые, жидкие, вязкие),
  • быть химически индифферентной,
  • быть стабильной в процессе хранения,
  • не подвергаться микробной контаминации (быть устойчивой к воздействию микроорганизмов),
  • должна иметь соответствующую консистенцию,
  • должна легко удаляться с кожи и белья.

Вопрос 4. Характеристика гомогенных мазей. Мазь-раствор, мазь-сплав, экстракционная мазь.

Мази-растворы образуются при растворении жирорастворимых веществ (камфоры, ментола, фенилсалицилата и др.) в липофильных основах (вазелине, восках, ланолине) или водорастворимых веществ (новокаина, димедрола, эфедрина гидрохлорида) в гидрофильных основах (гелях метилцеллюлозы, натрий-карбоксиметилцеллюлозы и др.).

Примером может служить камфорная мазь 10% на гидрофобной основе, состоящая из вазелина (54%), парафина (8%), ланолина безводного (28%).

Мази-сплавы получают путем сплавления углеводородов, жиров смол, восков и т.д.

К ним относятся спермацетовая мазь, нафталанная мазь, состоящая из нафталанской нефти (70%), парафина (18%), петролатума (12%).

Экстракционные мази получают путем экстрагирования растительным маслом лекарственного растительного сырья с последующим загущением аэросилом, воском, парафином, ланолином безводным до необходимой консистенции.

Вопрос 5. Характеристика гетерогенных мазей: мазь-суспензия, мазь-эмульсия, комбинированная мазь.

В состав суспензионных мазей входят лекарственные вещества, нерастворимые ни в основе, ни в воде.

Примеры таких мазей - мазь цинка оксида 10%, мазь метилурациловая 10%, мазь стрептоцидовая 10%, мазь серная простая 33% и др. В виде суспензий вводят водорастворимые лекарственные вещества, прописанные в количествах более 5%; вещества, разлагающиеся в присутствии воды (пенициллин и др.), а также цинка сульфат, резорцин (кроме глазных мазей).

Эмульсионные мази характеризуются наличием жидкой дисперсной фазы, нерастворимой в основе. В качестве дисперсной фазы могут быть как жидкости (настойки, перекись водорода, жидкость Бурова, раствор адреналина гидрохлорида и др.), так и растворы лекарственных веществ (соли алкалоидов и др.). Такие вещества, как колларгол, протаргол, растительные экстракты, обязательно вводят в мази в виде водных растворов, иначе они не оказывают терапевтического действия.

Пример эмульсионной мази - мазь «Календула», состоящая из настойки календулы 10,0, эмульсии консистентной вода/вазелин 90,0.

Комбинированные мази содержат различные по своей природе лекарственные и вспомогательные вещества. При их изготовлении руководствуются принципами изготовления мазей отдельных типов.

Вопрос 6. Основные стадии изготовления мазей.

Ответ: Основные стадии изготовления мазей:

  • взвешивание основы,
  • взвешивание лекарственного вещества,
  • введение лекарственного вещества в основу,
  • смешивание до однородности,
  • проверка однородности,
  • упаковка (перекладывание мази в банку для отпуска) и укупорка,
  • заполнение ППК,
  • оформление мази к отпуску.

Вопрос 7. Упаковка, оформление и хранение мазей.

Ответ. Мазь помещают в стеклянную широкогорлую баночку с навинчивающейся крышкой. Оформляют основной этикеткой с оранжевой сигнальной полосой «Наружное», «Мазь». Предупредительные надписи: «Хранить в прохладном, защищенном от света месте». Срок хранения – 10 дней.

Приложение 2

Форма дневника по технологии изготовления лекарственных форм

№ Rp.

Дата

Наименование ЛФ

Содержание рецепта

Физико-химические свойства ЛВ

Технология изготовления

с теоретическим обоснованием

Применение


Приложение 3

Рецепт

Министерство здравоохранения Код формы по ОКУД

Российской Федерации Код учреждения по ОКПО

Медицинская документация

Наименование (штамп) Форма N 107-1/у

медицинской организации Утверждена приказом

МЗ РФ от 24 ноября 2021г.N 1094н

---------------------------------------------------------------------------

РЕЦЕПТ

(взрослый, детский - нужное подчеркнуть)

" 18 " апреля 2024 г.

Фамилия, инициалы имени и отчества (последнее - при наличии)

пациента Иванов В.В.

Дата рождения

Фамилия, инициалы имени и отчества (последнее - при наличии)

лечащего врача (фельдшера, акушерки) Андреева А.А.

руб.|коп.|

Rp.: Vaselini 12,5

Olei Persicori 2,5

Aquae Rosae 5,0

Misce fiat unguentum

Dа. Signa: Мазь для сухой и поврежденной кожи рук

-------------------------------------------------------

руб.|коп.|Rp.

-------------------------------------------------------

руб.|коп.|Rp.

-------------------------------------------------------

Подпись М.П.

и печать лечащего врача

(подпись фельдшера, акушерки)

Рецепт действителен в течение 60 дней, до 1 года (______________________)

(нужное подчеркнуть) (указать количество месяцев)

Приложение 4

Экспертиза рецепта

В соответствии с приказом МЗ РФ №1094н от #1075; данная пропись выписывается на рецептурном бланке формы №107-1/у

Проверяю наличие обязательных реквизитов рецептурного бланка:

Штамп медицинской организации с указанием наименования, адреса и телефона

Имеется

Дата оформления рецепта

Имеется

Фамилия и инициалы ИО пациента

Имеется

Дата рождения пациента

Имеется

Фамилия и инициалы ИО медработника

Имеется

МНН ЛП на латинском или русском языке

Имеется

Дозировка ЛП

Имеется

Количество ЛП

Имеется

Способ применения ЛП

Имеется

Подпись и личная печать медицинского работника

Имеется

Приложение 5

Экспертиза прописи

№ п/п

Критерий

Результат

1

Совместимость ингредиентов

Совместимы

2

Норма единовременного отпуска лекарственных веществ, подлежащих предметно-количественному учету (ПКУ)

Норма единовременного отпуска на данные ингредиенты не предусмотрена

3

Проверка лечебной разовой (ЛРД) и лечебной суточной доз (ЛСД)

Проверка доз не требуется


Приложение 6

Таксировка рецепта

Таксирование – это определение стоимости одной единицы измерения, т.е. одной лекарственной формы.

Стоимость лекарственной формы складывается из стоимости входящих в неё ингредиентов, воды, посуды (упаковки) и тарифа.

Министерство здравоохранения Код формы по ОКУД

Российской Федерации Код учреждения по ОКПО

Медицинская документация

Наименование (штамп) Форма N 107-1/у

медицинской организации Утверждена приказом

МЗ РФ от 24 ноября 2021г.N 1094н

---------------------------------------------------------------------------

РЕЦЕПТ

(взрослый, детский - нужное подчеркнуть)

" 18 " апреля 2024 г.

Фамилия, инициалы имени и отчества (последнее - при наличии)

пациента Иванов В.В.

Дата рождения

Фамилия, инициалы имени и отчества (последнее - при наличии)

лечащего врача (фельдшера, акушерки) Андреева А.А.

руб.|коп.|

125=00

30=00

25=00

M 180=00

П 30=00

ВМ 5=00

Т 75=00

ДК10=00

480=00

Rp.: Vaselini 12,5

Olei Persicori 2,5

Aquae Rosae 5,0

Misce fiat unguentum

Dа. Signa: Мазь для сухой и поврежденной кожи рук

-------------------------------------------------------

руб.|коп.|Rp.

-------------------------------------------------------

руб.|коп.|Rp.

-------------------------------------------------------

Подпись М.П.

и печать лечащего врача

(подпись фельдшера, акушерки)

Рецепт действителен в течение 60 дней, до 1 года (______________________)

(нужное подчеркнуть) (указать количество месяцев)

Стоимость лекарственных средств в аптеке

Наименование лек. средства

Единицы измерения

Стоимость

Вазелин

10 руб

Персиковое масло

12 руб

Розовая вода

5 руб

Тарифы на тару в аптеке

Наименование тары

Единицы измерения

Стоимость

Банка мазевая 10 г

шт

30 руб

Крышка пластмассовая для банок мазевых на 20 г

шт

5 руб

Тарифы на изготовление лекарств в аптеке

Наименование лекарственной формы

до 2х ингредиентов

более 2х ингредиентов

внутриаптечная заготовка

по заявкам ЛПУ

Мази

до 50г

75 руб.

10 руб. за каждый последующий

75 руб.

30 руб.

до 100г

90 руб.

10 руб. за каждый последующий

за каждые 50г свыше 100г

7 руб.

7 руб.

Работа с ПКУ

20 руб.

Срочное изготовление (Cito!) в течение 1 часа после обращения – увеличение стоимости лекарства на 50%

Приложение 7

Журнал рецептурный

РЕЦЕПТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

За апрель 2023 г.

Наименование организации Учебная аптека АНПОО «СИЭУиП»

Дата

приема

рецепта

Лекарства, изготовленные индивидуально

Адрес,

Телефон больного

Примечание

Номер

рецепта

Бесплатный

рецепт

Льготный

рецепт

Фамилия

больного

Лекарственная форма

Стоимость лекарства

всего

в том

числе за

счет пациента

В том числе

воды дистиллиро

ванной

тарифа

за изготовление

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

19

44

-

-

Петров

Мазь

480=00

480=00

-

85=00

пр. Мира, 3-58

-

Итого за смену: 480=00

Итого за месяц:


Приложение 8

Изготовление ароматной воды в аптечных условиях

Состав ароматной воды

Особенности изготовления ароматной воды

Вода розовая 0,01% (хранение не более 15 суток):

Масло розовое 0,01 г

Вода очищенная до 1л

В асептических условиях указанное количество соответствующего масла в течение 1 мин энергично смешивают с водой до растворения

Приложение 9

Журнал учета рецептуры

ЖУРНАЛ

УЧЕТА РЕЦЕПТУРЫ

Дата

Смена

Количество

индивидуальных

рецептов

Сумма индивидуальных рецептов

Количество

готовых

лекарственных

форм

Сумма

готовых

лекарственных

форм

Сумма

за

смену

Сумма

за

день

Подпись

материально-

ответственного лица

всего

В том числе:

тариф

стоимость

воды дист.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

1

480=00

85=00

-

-

-

480=00

480=00

Иванов

Итого за месяц____________________________

Бухгалтер ________________________________

подпись, фамилия, И.О.


Приложение 10

Рефлексия

Группа № _____ Фамилия, имя студента ______________________________

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Группа № _____ Фамилия, имя студента ______________________________

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого теоретического занятия (лекция) Тема «Гомогенные мази»

МАЗИ – это древнейшая лекарственная форма, которая использовалась человеком почти 3000 лет до новой эры, не потерявшая своей значимости и сегодня. Мази описаны в папирусах Эберса, в трудах Гиппо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «ЛИНИМЕНТЫ. МАЗИ. ПАСТЫ. СУППОЗИТОРИИ»

В работе фармацевта необходимы знания по данной теме.  В настоящее время в лекарственной терапии многих заболеваний используются высокоэффективные препараты. Основными путями введения  их в ...

Методическая разработка теоретического занятия "Мази. Гомогенные мази"

Методическая разработка теоретического занятия "Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази" предназначена для преподавателя МДК "Технология изготовления лекарственных форм"...

Методическая разработка теоретического занятия "Суспензионные и эмульсионные мази"

Методическая разработка теоретического занятия "Суспензионные и эмульсионные мази" для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02.01 Фармация....

Методическая разработка "Комбинированные мази, мази с полуфабрикатами"

Методическая разработка теоретического занятия "Комбинированные мази, мази с полуфабрикатами" предназначена для преподавателя МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности 33....

Методический разработка. Мастер-класс. Изготовление комбинированной игрушки-подвески из ткани и фоамирана «Ангелок»

Изготовление комбинированной игрушки-подвески из ткани и фоамирана «Ангелок» является неотъемлемой частью дополнительной общеразвивающей программы «Увлекательный дизайн», разде...

Изготовление мазей эмульсионного типа

Методическая разработка Для преподавателяпо выполнению практических работПМ.02. Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных ...