Активизация творческой деятельности обучающихся на занятии математики
статья
В данной статье я делюсь опытом, как вовлечь студента в процесс обучения математики, если он гуманитарий, как создать условия, чтобы заинтересовать обучающегося
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ, ИСПОЛЬЗУЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ.
Краснова Лариса Николаевна
ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж»
Введение.
В данной статье я попыталась поделиться опытом работы в данном направлении. Очень трудно, в многообразии различных источников выбрать необходимый материал, если времени на ошибку нет. Как вовлечь студентов в процесс обучения математикой, если он гуманитарий? Как создать условия на уроке и во внеурочное время, чтобы заинтересовать обучающегося? На эти вопросы я и попыталась ответить.
Основная часть.
В объяснительной записке программы по математике сказано, что изучение математики предполагает прежде всего наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами. Для поддержания и развития интереса к предмету я считаю следует включить в процесс обучения занимательные задачи, без которых по мнению Н. И. Лобачевского, преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание.
Всю занимательность обучения, следуя К.Д.Ушинскому, принято делить на «внешнюю», не связанную с содержанием урока, и «внутреннюю», причем «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней».Удельный вес «внешней» занимательности должен постепенно увеличиваться. Все материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы: материалы, занимательные по форме; материалы, занимательные по содержанию; материалы, занимательные по форме и содержанию. Основу занимательности на занятиях должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом. Рассматривать занимательность обучения только с учетом связи с учебным материалом и без учета воздействия на мыслительную деятельность студента я считаю нецелесообразным. Поэтому в основу классификации материалов занимательного характера следует заложить: связь с учебным материалом; воздействие на мыслительную деятельность учащихся. В результате получаем следующее: организационную занимательность; информационную занимательность; внеучебные занятия занимательного характера; учебные занимательные задания. Под организационной деятельностью понимается занимательность, связанная с организацией занятия и лишь косвенно связанная с учебным материалом. Информационная занимательность вызывает любопытство обучающегося. Обычно она не ставит перед студентами проблемы, а заставляет задуматься об общих вопросах математики.
Главный фактор занимательности – это приобщение обучающихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как часто уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое , в частности. Здесь помогут такие виды работы, как задачи на развитие смекалки, анализа и синтеза, сравнение, аналогия, ребусы, шарады, логогрифы, метаграммы, задачи на внимание, упорядоченному счету, чтобы не было повтора или что-то было не сосчитано, задания на «найди ошибку» или « лишнее условие», софизмы, задания на « нарушения стереотипов», четность в задачах, необычность записи задания, чертеж, схема или таблица, магический квадрата, находить закономерности и выводить их самим, задачи на отработку какого-либо алгоритма, круги Эйлера, принцип Дирихле.
На данном этапе образования, возникла проблема – превратить традиционное обучение в процесс развития личности. Использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса. На своих занятиях я осуществляю выбор технологий в зависимости от предметного содержания и целей занятия, уровня подготовленности обучающихся, удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории студентов. Наиболее актуальными становятся технологии: информационно – коммуникационная, развития критического мышления, проектная, развивающего обучения, здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, модульные, кейс технологии, применение рабочих листов, групповые, уровневой дифференциации. Для таких занятий компьютер, проектор, интерактивная доска, среда « Живая математика», инструмент « Математический конструктор», интернет ресурсы, электронные издания, электронные образовательные ресурсы, средства связи являются незаменимыми помощниками.
Выводы.
В заключение я хочу сказать, что педагогическая работа это прежде всего и более всего работа психологическая. Мне нравится притча о Шартрском соборе, и я ее рассказываю студентам: « Путник спросил трех его строителей, кативших по дороге тачки с камнями, что они делают. Один сказал: «Везу тачку, пропади она пропадом». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб. Семья». Третий сказал: «Я строю Шартрский собор». Хотелось бы, чтоб все мы: и преподаватели, и дети, отвечая на вопрос: « Зачем ходим в колледж?», сказали правду и в этой правде-ответе были составляющие ответов рабочих, но предпочтение отдано третьему ответу.
Список использованных источников.
1. Глейзер, Г.И. История математики в школе. Москва: Просвещение, 1964. 376 с.
2. Планея Психологический словарь: Электронный документ (http://www.pbi.ru/dic/v/v_39.htm). 19.10.09
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Серия: Мастера психологии
Питер, 2002. 720 с.
4. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков. Москва: Просвещение, 2003.480с.
5. Фридман, Л.М. Сюжетные задачи по математике: история, теория, методика. Учеб. пос. для учителей и студентов педвузов и колледжей. Москва: Шк. пресса, 2002. 208 с. (Б-ка журн. «Математика в шк.». Вып. 15)
6. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. Москва: Педагогика, 1982. 208 с.
7. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Москва: Педагогика, 1971. 351 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях- как один из способов активизации познавательной деятельности
Результаты и выводы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения и воспитания обучающихся в образовательных учреждениях.....
Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам
Сообщение на тему : "Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам "...
Активизация учебно-познавательной и профессионально-творческой деятельности обучающихся через организацию исследовательской работы на уроках иностранного языка в учреждениях СПО.
В статье рассматривается вопрос активизации учебно-познавательной, научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся как одной из форм обучения в современном учебном заведении, позволяющей...

Индивидуальный план самообразования по теме «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника»
Самообразование педагога есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Тема с...

Индивидуальный план профессионального развития Тема самообразования педагога: «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника»
Тема самообразования педагога: «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника» Развитие ...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях по немецкому языку в контексте формирования коммуникативной компетенции.
Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. С пользой ли были потрачены на учёбу время и усилия? И перед пр...

