Взаимодействие медицинской сестры с пациентами с различными заболеваниями и состояниями. Особенности сестринской коммуникации медицинской сестры с умирающим пациентом
презентация к уроку

Субботина Елена Викторовна

Взаимодействие медицинской сестры  с пациентами с различными заболеваниями и состояниями. Особенности сестринской коммуникации медицинской сестры с умирающим пациентом

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема 6 : «Взаимодействие медицинской сестры с пациентами с различными заболеваниями и состояниями. Особенности сестринской коммуникации медицинской сестры с умирающим пациентом» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5» Теоретическое занятие ОП.09 Психология Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) Квалификация выпускника: Медсестра Москва 2025 Е.В. Субботина – преподаватель, первая квалификационная категория

Слайд 2

Вспомним ранее изученное 1 ) Коммуникативная ситуация – это: обстоятельства , положение и обстановка коммуникативного процесса; различные события на рабочем месте; благоприятная ситуация для общения обстоятельства, положение и обстановка коммуникативного процесса; любая деятельность человека.

Слайд 3

Вспомним ранее изученное 2) Барьер общения, возникающий в случае, когда партнёр неопрятно, неряшливо одет: эстетический барьер барьер некомпетентности личностный барьер барьер отрицательных эмоций

Слайд 4

Вспомним ранее изученное 3 ) К неформальной коммуникации относятся: слухи и сплетни передача текущих задач на рабочем месте обмен информацией между отделами обмен сведений между руководителем и подчиненным

Слайд 5

Вспомним ранее изученное 4 ) Коммуникация в медицине – это: передача информации от медицинского работника родственникам пациента получение информации медработником от пациента передача информации от медицинского работника пациенту взаимодействие, обмен информацией между медицинским работником и пациентом

Слайд 6

Вспомним ранее изученное 5 ) Сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере – это общение: деловое императивное ролевое длительное

Слайд 7

Вспомним ранее изученное 6 ) Уделять внимание качеству коммуникации необходимо при общении с пациентом, часто пишущим жалобы в ситуации конфликта при любом взаимодействии с пациентами при сообщении тяжелого диагноза

Слайд 8

Вспомним ранее изученное 7 ) Интимная межличностная дистанция (от 0 до 45 см), используется в общении людей: знакомых самых близких малознакомых при публичном выступлении

Слайд 9

Вспомним ранее изученное 8 ) Уровень общения, в котором собеседник не партнер, а нужный или мешающий объект: манипулятивный стандартизированный примитивный конвенциональный

Слайд 10

Вспомним ранее изученное 9 ) Массовая коммуникация это: один отправитель и большое количество получателей обмен информацией между несколькими получателями информации обмен информацией между двумя участниками общение с самим собой

Слайд 11

Вспомним ранее изученное 10 ) К эффективным приёмам слушания не относят: нерефлексивное слушание активную поза слушающего умение задавать уточняющие вопросы активное слушание

Слайд 12

Эталоны ответов 4 1 1 4 1 3 2 3 1 1

Слайд 13

Тема : « Взаимодействие медицинской сестры с пациентами с различными заболеваниями и состояниями. Особенности сестринской коммуникации медицинской сестры с умирающим пациентом » Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5» Теоретическое занятие ОП.09 Психология Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) Квалификация выпускника: Медсестра Москва 2020 Е.В. Субботина – преподаватель химии, первая квалификационная категория

Слайд 14

Содержание учебного занятия Понятие ВКБ. Типы реагирования на болезнь. Этапы переживания болезни Особенности взаимодействия медсестры с пациентами с различным отношением к болезни. Особенности общения с умирающим пациентом и его близкими. Психологические функции в норме и паталогии . Эмоциональные состояния. Стресс ( эустресс и дистресс ). Посттравматический стресс. Стресс в профессиональной деятельности медицинской сестры. Синдром эмоционального выгорания.

Слайд 15

Изучив эту тему, Вы должны будете: Знать , что такое ВКБ. Знать т ипы реагирования на болезнь. Знать э тапы переживания болезни Знать о собенности взаимодействия медсестры с пациентами с различным отношением к болезни. Знать о собенности общения с умирающим пациентом и его близкими. Знать п сихологические функции в норме и патологии. Знать, что такое моциональные состояния. Знать, что такое стресс ( эустресс и дистресс ) и посттравматический стресс.

Слайд 16

Понятие ВКБ. Внутренней картиной болезни (ВКБ) называется комплекс переживаний больного, связанных с заболеванием: общее самочувствие, ощущения, восприятие, эмоции, представления о болезни.

Слайд 17

Типы реагирования на болезнь Тип отношения к болезни ( Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1980) 1.Гармонический — правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой. 2.Эргопатический — "уход от болезни в работу", желание сохранить работоспособность. 3.Анизогнозический — активное отбрасывание мысли о болезни, "обойдется".

Слайд 18

Типы реагирования на болезнь 4.Тревожный — беспрерывное беспокойство и мнительность, вера в приметы и ритуалы. 5.Ипохондрический — крайняя сосредоточенность на субъективных ощущениях и преувеличение их значения, боязнь побочного действия лекарств, процедур. 6.Неврастенический — поведение по типу "раздражительной слабости". Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного (особенно при болях), затем — слезы и раскаяние.

Слайд 19

Типы реагирования на болезнь 7.Меланхолический — неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (угроза суицида). 8.Апатический — полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению. 9.Сенситивный —чувствительный к межличностным отношениям, полон опасений, что окружающие его избегают из-за болезни, боязнь стать обузой для близких.

Слайд 20

Типы реагирования на болезнь 10. Эгоцентрический —" уход в болезнь" с выставлением напоказ своих страданий, требование к себе особого отношения. 11. Паронойяльный — уверенность, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, а осложнения в лечении являются результатом халатности медицинского персонала. 12.Дисфорический — доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем.

Слайд 21

Этапы переживания болезни Предмедицинская фаза . Длится до начала общения с врачом, появляются первые признаки болезни и заболевший стоит перед решением вопроса об обращении за медицинской помощью. Фаза ломки жизненного стереотипа . Больной становится изолированным от работы, а часто и от семьи при госпитализации. У него нет уверенности в характере и прогнозе своего заболевания, и он полон сомнений и тревог. 1 Фаза формирования компенсаторных механизмов приспособления к жизни , установки на получение каких-либо материальных или иных выгод от болезни (рентные установки

Слайд 22

Этапы переживания болезни Фаза адаптации к болезни . Снижается чувство напряжённости и безысходности, так как острые симптомы болезни постепенно уменьшаются, больной уже приспособился к факту заболевания. Фаза «капитуляции» . Больной примиряется с судьбой, не предпринимает активных усилий к поиску «новых» методов лечения и понимает ограниченность возможностей медицины в его полном излечении. Он становится равнодушным или негативно угрюмым. Фаза формирования компенсаторных механизмов приспособления к жизни , установки на получение каких-либо материальных или иных выгод от болезни.

Слайд 23

Особенности взаимодействия медсестры с пациентами с различным отношением к болезни Тревожного пациента следует успокоить позитивными примерами. У подозрительного человека нужно попытаться завоевать доверие. Демонстративно ведущего себя человека не следует разоблачать, а можно апеллировать к его героизму. Пациента с депрессивным настроем нужно постараться заразить оптимизмом и верой в выздоровление или улучшение течения болезни. У Ипохондриков , озабоченных болезнью, следует переключать внимание.

Слайд 24

О собенности взаимодействия медицинской сестры Доминантному человеку нужно дать возможность выявить свою доминантность , не пресекать его, спокойно общаться. Недоминантному человеку нужно поощрение и подбадривание. Ригидным пациентам, которые не любят, чтобы их перебивали, необходимо максимальное терпение и такт. Экстраверту не стоит разрушать естественную для него атмосферу взаимной симпатии. Интроверту , который любит одиночество и уходит в себя, полезно держаться учтиво, даже немного суховато, быть готовым к затяжным паузам.

Слайд 25

МЕЛАНХОЛИК Не кричать, уделять больше внимания Хвалить Не упрекать за жалобы Избегать конфликтов Слово «срочно» приводит меланхолика к панике

Слайд 26

САНГВИНИК Заинтересовать Избегать длительных разговоров

Слайд 27

Особенности общения с умирающим пациентом и его близкими Задача. Больная Д., 42 года, с диагнозом ИБС, стенокардия. Несмотря на частые приступы, продолжает работать. Характерно сверхответственное, одержимое отношение к работе, выраженное в еще большей степени, чем до начала болезни. Избирательно относится к обследованию и лечению, стремится во что бы то ни стало сохранить свой профессиональный статус и возможность продолжения трудовой деятельности. Определите тип отношения к болезни у данной больной.

Слайд 28

Подведем итоги изучения темы занятия Задача 2. В онкологическую больницу поступил пациент с диагнозом рак желудка, 2 ст., с метастазами в брюшной полости. При сборе анамнестических данных, выяснено, что больной является очень общительным человеком, постоянно стремится занять главенствующее положение в любом коллективе. В больнице постоянно старается различными способами привлечь к себе внимание медицинского персонала и больных. Выставлял напоказ свои страдания. Требует признания своей исключительности . Определите тип отношения к болезни у данного больного.

Слайд 29

Подведем итоги изучения темы занятия 3.Больная Н., 10 лет. Диагноз: бронхиальная астма. Ни на шаг не отпускает свою маму. Боится, что как только она останется одна, с ней случится приступ. Постоянно думает о своем заболевании. Постоянный страх девочки перед приступами мешает ей нормально учиться, общаться с друзьями. Определите тип реакции на болезнь.

Слайд 30

АНАЛИЗ КРОВИ: КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА Расскажите ребенку, в чем заключается процедура, порепетируйте вместе. Соотнесите время процедуры с чем-то привычным и позитивным («Это будет быстрее, чем мы допоем первый куплет», «Быстрее, чем спуститься по лестнице от лифта»). Придумайте, чем заняться после процедуры: чем интереснее и привлекательнее планы, тем меньше беспокойства перед исследованием и короче воспоминания о недолгом дискомфорте в процессе

Слайд 31

1. Сегодня я узнал... 2. На занятии мне было трудно... 3. Сегодня я понял ... 4. Сегодня я научился... 5. Сегодня я смог ... 6. Сегодня мне было интересно узнать, что... 7. Сегодня меня удивило ... 8. Изучив эту тему, мне захотелось ...

Слайд 32

Стр 90-95 Учебника Столяренко, Л. Д. Психология общения: учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин - Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 317 с. (Среднее профессиональное образование) - ISBN 978-5-222-32949-8. - Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МДК «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности.»

Занятие проводится с целью формирования у студентов общих и профессиональных компетенций в соответствии с видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном пр...

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции.Рабочая тетрадь предназначен...

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции.Рабочая тетрадь создана для ...

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции....

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при термических повреждениях

Рабочая  тетрадь для студентов 4 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии тема Сест...