Методическая разработка внеаудиторного внутриколледжного мероприятия "Сагаалган-2024"
материал
Методическая разработка внеаудиторного внутриколледжного мероприятия "Сагаалган-2024"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 278.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Кяхтинский филиал
ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж Министерства здравоохранения Республики Бурятия»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
Конкурс: «Дангина.Гэсэр-2024»
для студентов: I - II курса
Составил:
преподаватель
Н.М. Борисова
Кяхта,2024
Содержание
1. Актуальность
2. Положение мероприятия
3. Рекомендации по проведению
4. Список участников
4. Сценарий мероприятия
5. Приложение (фотографии с конкурса)
Актуальность
Современный мир, его глобализация меняет ценностные основания, а с этим неизбежно меняется и сам человек. В контексте своеобразия культур во многом определяется завтрашний день всего человечества. Здесь заложена диалектика общего и особенного, где мировая культура выступает как общее, общечеловеческое, а национальное, традиционное – как единичное, конкретное.
Во все времена для общества была насущной проблема сохранения традиционной народной культуры, быстро исчезающей под влиянием новых явлений, предметов и развития этносов. Особенно остро она обозначена в современных условиях, когда многие ценные элементы культуры безвозвратно потеряны. В связи с этим необходимо сохранять и передавать культурно-бытовые традиции бурят из поколения в поколение. Конкурс «Дангина.Гэсэр-2024» способствует сохранению и распространению художественных достижений традиционной культуры бурятского народа, родного языка, выявлению талантливой творческой молодежи с помощью различные форм и методов которому посвящена данная работа, видится важным и актуальным.
Положение
Мероприятия посвященное празднованию Сагаалган-2024
Дангина. Гэсэр.
Организатор конкурса : Борисова Н.М., Дыржинова Д.Э. ответственная 632 группа.
1.Цели и задачи:
Конкурс проводиться с целью формирования и развития у молодежи интереса к традиционной культуре бурятского народа. Задачами конкурса являются выявление талантливой молодежи, стимулирование их творческой инициативы.
2. Условия и порядок проведения конкурса:
2.1 В конкурсе принимают участие студенты 611, 612, 111,112, 121, 621, 622, 623, 624 групп.
2.2. С помощью жеребьевки будут выбраны участники-представители групп Дангина, или Гэсэр. (право решения кто из группы станет участником, или участницей согласно жеребьевке конкурса, остается за группой)
2.3. В конкурсе могут принять участие представители любых национальностей, знающие бурятскую культуру.
Конкурс состоит из 3-х туров
1 ТУР - ЗАОЧНО. «Визитная карточка» участник(ца) . Красочный рассказ о себе, своем роде, именитых и прославленных родственниках, родном крае с использованием различных традиционных жанров искусства, в т.ч. исполнение одного куплета песни, или танца. Костюм участника должен быть в традиционном варианте, соответствующий возрасту носителя. Время выступления не более 5 мин.
Оценивается: традиционный костюм (головной убор, дэгэл, украшения – аксессуары костюма, обувь), живой вокал, исполнительское мастерство, сценическая речь, сценическая культура, сценическое обаяние или органика.
Визитку представляют в видеозаписи сроком до 13.02.24г. ,
на эл. Почту ()
Условия видеосъемки:
1. На смартфон – формат съемки видео mp4 или mov, размер кадра 1920х1080, горизонтальный;
2. Видеосъемка должна проходить на сцене, или уличной площадке и т.п.
3. Оформление сцены не требуется.
14.02.24 подведение итогов 1 тура.
2ТУР 15. 02.24 в актовом зале, в 15.00 ч.
2.1 Игра «Тэбэг» — «Зоска»
В номинации «Гэсэр».
Участники демонстрируют игру «Тэбэг» («Зоска»).
Оцениваются количество ударов в тэбэг, традиционный костюм участника (можно в тех же, что и в первом задании).
2.2 «Һаргама толон». Для конкурсанток в номинации: «Дангина».
Участницы демонстрируют вечерний наряд с элементами бурятского костюма.
Оценивается умелое сочетание современных веяний в моде с элементами национального бурятского костюма; сочетание цветов, подбор аксессуаров, головных уборов, обуви, украшений и прически для создания гармоничного образа.
3 ТУР
3.1. Конкурс на лучшее представление собственного таланта, особенных, ярко выраженных способностей в области творчества, спорта, науки, и т.д. Время выступления – 3 мин.
Оцениваются оригинальность представления, исполнительское мастерство, сценическая культура, костюм участника.
Рекомендации по проведению
Необходима помощь статиста, переключать музыку.
Для создания торжественной обстановки оформляется фотозона в фойе колледжа.
На сцене создается интерьер с национальной атрибутикой: Соёмбо – символ Бурятии, видео и музыка национального характера. Гирлянда из шаров, ростовая кукла «Дракон»- символ года 2024. Дымовая завеса.
Слова ведущих чередуются с музыкальным сопровождением, худ.номерами.
Ведущие – 2 человека, их роль вести конкурсную программу, разбавлять конкурсы, паузы. В конкурсе принимают участие студенты I –II курсов.
Музыка в начале и в заключение мероприятия звучит, чтобы акцентировать внимание зала на теме конкурса, необходимо дать зрителям прочувствовать важность и необходимость конкурса: «Дангина.Гэсэр -2024».
Рекомендуется привлечь волонтеров для оказания помощи в проведении конкурной программы.
Домашнее задание:
К конкурсу: « Визитная карточка» Каждому участнику снять видео ролик. Красочный рассказ о себе, своем роде, именитых и прославленных родственниках, родном крае с использованием различных традиционных жанров искусства, в т.ч. исполнение одного куплета песни, или танца. Костюм участника должен быть в традиционном варианте, соответствующий возрасту носителя. Время выступления не более 5 мин.
К конкурсу: «Һаргама толон». Для конкурсанток в номинации:
«Дангина»
Девушкам необходимо заранее продумать свой наряд для демонстрации.
Список участниц и участников
№ | Ф.И. участника | группа | номинация |
1. | Дайндаров Барас | 611 группа | Гэсэр |
2. | Будаев Серей | 612 группа | Гэсэр |
3. | Будаева Айлана | 111 групп | Дангина |
4. | Болотова Адиса | 112 группа | Дангина |
5. | Очиров Дмитрий | 621 группа | Гэсэр |
6. | Цыренова Аня | 622 группа | Дангина |
7. | Мункуев Мунхэ | 623 группа | Гэсэр |
8. | Балсанова Анастасия | 624 группа | Дангина |
9. | Данзанова Виктория | 121 группа | Дангина |
Сценарий мероприятия
Дангина. Гэсэр- 2024.
Музыкальный фон. (ведущий читает за кулисами)
Ухаан бодолоо шэнэдхэхэ,
Урма баяраа бадаруулха,
Шэнэ оршон үеымнай,
«Дангина - Баатар» гэһэн конкурсымнай
Шэди хабань гайхалтай!
(Фанфары. Выход ведущих).
Ведущий 1:
Добрый день, дорогие друзья! Мы очень рады приветствовать Вас всех на нашем празднике. Сегодня состоится конкурс « Дангина. Гэсэр - 2024», посвящённый Белому месяцу
Ведущий 2:
Сагаалган – древнейший и основной праздник монголоязычных народов. Этот прекрасный праздник пришёл к нам из глубины веков. Он олицетворяет собой добро, любовь и чистоту помыслов, он вобрал в себя самые лучшие, красивые, мудрые национальные обычаи и традиции. И потому мы его так любим и почитаем.
Ведущий 1:
Кролик уходит. Готовим попкорн.
Год начинает зеленый дракон.
С треском захлопнется ящик Пандоры.
Звездный Дракон справедливый и добрый.
Каждому даст он хорошее что-то:
Ведущий 2:
Хворым – здоровья, Бедным – достатка,
Врагам – примириться, каждой девчонке – прекрасного принца!
Мы отдаемся Дракону на милость ,
Чтоб все хорошее с нами случилось.
Ведущий 1.
Мира планете и дружбы народам!
Легкой дорожки, друзья!
С Новым годом!
Ведущий 2.
Мы желаем всем вам дорогие зрители, болельщики в наступившем Новом году благополучия, удачи, здоровья, исполнения всех желаний, а нашим участникам пожелаем хороших отметок и самого прекрасного что есть на этой земле.
(Танец )
Ведущий 1:
И так, дорогие друзья мы начинаем! Сейчас, разрешите мне представить вам наше дорогое и многоуважаемое жюри!
1. Дансарунова Татьяна Дугаровна – председатель судейской коллегии.
2. Юмтарова Ольга Бубеевна – преподаватель английского языка и истории
3.Самбуева Виктория Викторовна – организатор-педагог
Ведущий 1:
Всем известно, что наша бурятская земля славится могучими богатырями и чарующей внешностью красавицами.
1.Ведущий 2:
Найр наадамнай нахилзаг,
Баяр зугаамнай хүбхэлзэг,
Эдирхэн Дангина басагаднай һалбараг
Эдир Баатар хүбүүднай алдаршаг!
Ведущий 1:
По программе наши конкурсанты уже прошли первый этап конкурса Визитная карточка. Красочный рассказ о себе, своем роде, именитых и прославленных родственниках, родном крае с использованием различных традиционных жанров искусства.
Ведущий 2
И на мой взгляд все участники достойно выполнили задание.
Ведущий 1
А сегодня мы присутствуем на очном конкурсе силы и ловкости, красоты и таланта «Дангина. Гэсэр- 2024». Мы начинаем!!!
Ведущий 2
Номинация «Гэсэр».
Игра «Тэбэг» — «Зоска»
Участники демонстрируют игру «Тэбэг» («Зоска»).
Оцениваются количество ударов в тэбэг.
На сцену приглашается первый участник:
___________________________________
Ведущий 1
Поблагодарим нашего первого участника и приглашаем второго участника______________________________
Ведущий 2
Встречаем ___________________________________
Ведущий 1.
Завершает конкурс игры «Тэбэг»_____________________________
Ведущий 2.
У неё красота - восточная,
Чёрный волос, раскосый взгляд,
Как младенца душа - непорочная,
Она девушка рода - бурят!
Скулы ей придают некий шарм.
Дочь Байкала, прекрасная дива,
Дива племени славных бурят!
Боже, как ты, бурятка, красива!
Я тобою навеки заклят!
Объявляю номинацию «Һаргама толон». Для конкурсанток в номинации: «Дангина».
Звучит музыка дефиле девушки выходят по очереди, имена объявляют за кулисами.
1. __________________________________
2.__________________________________
3. _________________________________
4. _________________________________
5. _________________________________
Ведущий1.
Талант — как птица с робкими крылами.
Но поддержи, подкинь его слегка —
И вот он, взмыв, уже кружит над нами,
А вслед за тем орлиными кругами
Уходит в синеву за облака.
Конкурс на лучшее представление собственного таланта, особенных, ярко выраженных способностей в области творчества, спорта, науки.
И так объявляем 3 ТУР конкурса Дангина. Гэсэр – 2024.
Ведущий 2.
Зрители готовы? Жюри - готовы?
Мы начинаем!!!
(Участники согласно жеребьёвке демонстрируют свои таланты.)
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________
6. _______________________________________________________________
7._________________________________________________________________
8._________________________________________________________________
9. ________________________________________________________________
Ведущий 1.
Вот и подошел к концу конкурс Дангина. Гэсэр конкурс- красоты, силы и таланта.
Наше жюри удаляется для подведение итогов, а мы с вами еще немного постараемся продлить это праздничное настроение.
И так ….. Викторина Сагаалган для зрителей.
1.Что символизирует праздник Сагаалган? (Приход весны,наступление нового года, обновление, окончание трудной зимовки).
2.Что делают люди на кануне праздника Белого месяца? ( наводят чистоту в доме, обновляют одежду, избавляются от ветхих вещей).
3.Какую пищу преподносят в дни праздника Сагаалган? (белую).
4.Назовите традиционные блюда к празднику Сагаалган.
5.Какой бурятский национальный танец исполняют на празднике Сагаалган? (Ёхор).
5.Что символизирует ёхор?(круг во времени и пространстве)
6 .Сколько длится праздник Сагаалган? ( месяц).
7.Кто первым преподносит подарки и поздравления в новом году? ( Самые младшие в роду, т. е., дети, идут к родителям)
8.Как называется особый ритуал очищения перед новым годом, по Восточному календарю?(Дугжууба).
9.Назовите кочевой дом бурят.( Юрта)
10.В какой части находится мужская сторона? (Правая, западная)
11.Что находится в левой части юрты? ( Женская сторона. Хозяйственная и кухонная утварь). В какой части юрты находится алтарь?(Северной).
12.Что такое хадак? ( Символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского отношения).
13.Какого цвета бывают хадаки?(Белый, синий,красный,жёлтый, зелёный).
14.Что означает синий цвет хадака? (цвет неба, чтоб в мире царила дружба).
15.Что означает красный хадак? (Цвет огня,тепло и уют , чтоб царил в доме).
16.Что означает жёлтый цвет? (Цвет солнца).
17.Белый цвет означает? ( Цвет материнского молока, цвет чистоты души человека).
18. Зелёный цвет означает (Цвет изобилия и богатства).
19.Назовите 12 животных пришедших к Будде?
20.Назовите животное пришедшее к Будде первым? (Крыса).
21.Кто пришёл к будде 7?(Лошадь).
22.Кому Будда подарил последний оставшийся год?( Кабану).
23 .Что такое дэгэл? (Зимний халат).
24.Какой предмет прячут и передают в бурятской игре?( Варежку).
25.Назовите виды бурятского орнамента. (Геометрические,растительные,зооморфные, природные, культовые.)
26. Какой орнамент встречается часто в дацанах? (Зооморфный)
27.Как переводится слово «Сурхарбан»? ( стрельба из лука).
28.Как называется традиция, когда хозяева дома дарят перед уходом родственников и гостей подарки? ( «Сагаан сарын бэлэг»).
(За каждый правильный ответ зрители поощряются сладкими призами)
Объявление итогов и награждение участников.
Ведущий: Спасибо всем участникам за то, что они подарили нам праздник, красоты, силы и таланта!
Ведущий: Любите свою Землю, свою Родину, чтите и уважайте свои традиции!!! До новых встреч, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеаудиторного спортивного мероприятия
Методическая разработка и проведения портивного турнира между студентами I и II курсов...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия. Пресс-конференция на тему: «ВИЧ! Скрытая угроза – открытая борьба!»
Всемирный день борьбы со СПИДом отмечается 1 декабря. В декабре 1988 г состоялась встреча министров здравоохранения всех стран, во время которой прозвучал призыв к усилению мер профилактики ВИЧ-...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по психологии"
Методическая разработка олимпиады по психологии для студентов 2 курсов колледжей....

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Как развивать силу воли"
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Как развивать силу воли" для студентов 1-2 курсов медколледжей. Данная методичес...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Лечение словом"
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Лечение словом" для студентов 1-2 курсов медколледжей. Данная методическая разра...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия квест-игра «Космическая Одиссея»
Наибольший интерес у учащихся вызывают приключенческие, или игровые, технологии. К таким относятся образовательные веб-квесты, широко представленные в сети Интернет. Веб-квесты организованы средствами...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала по дисциплинам «История», «Биология с основами экологии» на тему: «Это нужно не мертвым - это нужно живым»
Методическая разработка в форме устного журнала посвящена изучению событий Великой Отечественной войны, опираясь на две дисциплины история и биология.Авторы преподаватели ГАПОУ СО"Балашовский техникум...

