Применение технологии критического мышления у студентов
опыты и эксперименты

Фролова Ольга Владимировна

В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и профилактике заболеваний, что невозможно без сестринского персонала, их знаний, умений по уходу за пациентами, выполнению манипуляций, работе с родственниками, обучению пациентов, грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи, а главное коммуникативным навыкам персонала.

В силу этого, перед преподавателем стоит задача научить студентов способам достижения результата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx307.21 КБ

Предварительный просмотр:

В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и профилактике заболеваний, что невозможно без сестринского персонала, их знаний, умений по уходу за пациентами, выполнению манипуляций, работе с родственниками, обучению пациентов, грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи, а главное коммуникативным навыкам персонала.

В силу этого, перед преподавателем стоит задача научить студентов способам достижения результата.

Студент во время занятий, развивает критическое мышление, что способствует повышению эффективности восприятия информации, интереса к изучаемому материалу.

Критическое мышление - это оценочное, рефлексивное, открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на личный жизненный опыт.

Технология критического мышления - совокупность стратегий, приемов, направленных на формирование навыков мышления - сбора информации, запоминания, организации, анализирования, генерирования, интегрирования и оценивания.

Цель данной образовательной технологии - это развитие клинического мышления, необходимого не только в учёбе, но и в профессиональной деятельности медсестры , фельдшера (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений ).

Основные аспекты технологии критического мышления:

1. Устанавливает связь с реальной жизнью.

2. Развивает учебные виды деятельности, которые: ориентированы на студента и его интересы;- связаны с проблемами реального мира.

3. Предполагает развитие навыков мышления и стратегии решения проблем.

4. Развивает способности, необходимые для будущей профессиональной деятельности медсестры: способность работать целенаправленно и продуктивно; способность принимать решения; способность к аргументированию принятых решений; способность проявлять инициативу;

5. Является доступной для всех студентов.

Для студентов медицинского колледжа формирование критического мышления является актуальной проблемой.

Критическое мышление есть мышление оценочное и рефлексивное, являющееся главным условием развития интеллектуального и творческого потенциала, позволяющего в дальнейшем продуцировать новое знание. Данный тип мышления необходим для будущей профессиональной деятельности медицинского работника, т.к. на всех этапах лечения требуется использование таких мыслительных операций как анализ, сравнение, обобщение.

Основой технологии развития критического мышления является трехфазовая структура занятия, включающая в себя: - вызов; - осмысление; - рефлексию.

На первой стадии «вызов» - происходит актуализация имеющихся знаний по теме и побуждение познавательной активности. Возникает интерес к обсуждаемому вопросу. На этой стадии преподавателем ставятся следующие цели:

  1. Актуализация имеющихся знаний, их самостоятельный анализ, формирование связей с темой занятия. То есть студенты сами определяют уровень собственных знаний, к которым будут добавлены новые.

#1040;ктивизация деятельности студентов. Активная деятельность является залогом сознательного подхода к пониманию новой информации. Результат первого этапа - обучающийся самостоятельно определяет направление в изучении темы, определяет для себя "что это значит для меня?" и "зачем мне это нужно?".

На этапе вызова создаётся мотивация к получению знаний через обращение к жизненному опыту студентов и использованию следующих методических приёмов:

- «Мозговая атака»;

- «Древо предсказаний»;

- «Ключевые слова»;

- «Я уже знаю»;

- «Кластер»;

- «Верные - неверные утверждения»;

- «Знаю – хочу узнать – узнал» и т.д.

Студенты вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения); задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели. Информация, полученная на данной стадии, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально, в парах, группах.

Вторая стадия – «осмысление новой информации». Преподаватель предлагает студентам новую информацию. В данном случае информация предлагается в форме чтения текста. На этой стадии преподаватель оказывает наименьшее влияние на студента. Основная цель педагога - поддержание активности, интереса, созданного в первой стадии, помощь студенту в формулировании собственного понимания, соотнесение новой информации со своими устоявшимися представлениями. Результат - новое понимание темы, индивидуальная интерпретация информации.

На этапе осмысления происходит непосредственный контакт с новой информацией через текст, фильм, материал параграфа. Студент, используя активные методы чтения (маркировка с использованием значков, поиск ответов на постановленные в первой части занятия вопросы и т.д.), делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Третья стадия – «рефлексия, размышление». На этой стадии происходит осмысление всей информации, полученной ранее, студенты закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно в это время новые знания становятся своими. Здесь целью преподавателя является:

1. Помочь студенту выразить своё виденье, идеи понятном для него контексте. Такое понимание носит долгосрочный характер.

2. Организовать «живой» обмен идеями между студентами, что дает им возможность познакомиться с различными представлениями. Результатом можно считать глубокое понимание темы, легкость запоминания, приобретение навыков профессионального общения, умение аргументировано высказывать свои мысли.

На последнем этапе - рефлексия – осуществляется творческое осознание полученной информации, ее самостоятельная систематизация через:

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организацию различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);

- исследования по отдельным вопросам темы

Ниже представлены некоторые приёмы работы на занятиях:

  1. Приём «Инсерт»

Прием активного чтения с пометками. Обучающимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. После этого составляется таблица, по которой проводится следующая работа.

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложить полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

V

+

?

здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

отмечается все новое, что стало известно из текста

отмечаются противоречия. То есть, студент отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

3.Чтение таблицы несколькими студентами (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

#1055;овторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

#1053;а этапе «рефлексия» обсуждаются записи, внесённые в таблицу. Идёт анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

  1. Приём «Зигзаг»

Довольно необычный приём, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный приём, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.

  1. Приём «Бортовой журнал»

Своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приёмы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий занятия.

Заполняется следующая таблица:

Что я знаю по теме

Что узнал нового

Первая графа заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой. Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения или прослушивания лекции они отмечают, правы они были или нет.

Со второй графой начинаем работать после прочтения текста. Здесь тезисно записывается все то новое, что было в тексте.

  1. Приём «Жокеи и лошади»

Приём используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д.

Преподаватель заранее подготавливает карточки по количеству обучающихся. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование.

Форма коллективного обучения. Группа делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Петровск - Забайкальский филиал

ГПОУ «Читинский медицинский колледж»

Тема:Применение технологии критического

мышления у студентов

Подготовила: преподаватель 1 категории

Фролова Ольга Владимировна

2025 г

РАССМОТРЕНА: ОДОБРЕНА:

На заседании ЦМК Заведующая филиалом

«Общеобразовательных дисциплин» ________Герасимова Л.Г.

От «___» ___________2025 г «___»_____________2025 г

Протокол №

Председатель: ____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)

Вызывающее большой интерес модульное обучение  позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.

Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...

Применение технологии проблемного обучения, как условие развития творческих способностей студента

В статье описывается использование технологии проблемного обучения, а также применении исследовательского метода,  путем сотрудничества техникума с предприятиями....

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении студентов колледжа экономическим дисциплинам

В статье  показаны  преимущества компьютерных технологий и их эффективность  в организации учебного процесса, а также приводится  собственный опыт  использования  мультим...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по междисциплинарному курсу МДК 01.02 «Основы технологии производства порохов и спецвеществ» на тему: «Учебное занятие с применением технологии сотрудничества «Фугасное действие взрыва»

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия со студентами 4 курса специальности 18.02.11 Технология пиротехнических составов и изделий по МДК 01.02 Основы технологии п...

Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии. Тема "Фирма в экономике".

Технологическая карта урока по дисциплине  "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"  с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии....

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме ««Применение технологии критического мышления у студентов»"

В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и профилактике заболеваний, что невозможно без сестринского персонала, их знаний, умен...