Першикова Александра Владимировна

Першикова Александра Владимировна

Сайт учителя биологии

Я не хочу спорить. Я хочу убедиться в ошибочности своих взглядов.

Профессия: Учитель биологии

Профессиональные интересы: Биология, биология, биология

Увлечения: Чтение, воспитание внука

Регион: Саратовская область

Населенный пункт: г. Энгельс, лётный городок

Место работы: МБОУ "СОШ № 23"

Звание, ученая степень: Заслуженный учитель РФ

Код для вставки ссылки на мой сайт на другие сайты:
Мой <a href = "https://nsportal.ru/pershikova-aleksandra-vladimirovna" > Сайт учителя биологии</a>
Природа помогает жить, Любовь - пережить, А умение смеяться над собой - выжить...
Першикова А.В.

Учитель биологии. Педагогический стаж - 34 года. Закончила Калужский педагогический институт имени К.Э.Циолковского.

О себе

Я  принимаю активное участие в работе школы:  являюсь членом рабочей группы по проверке портфолио учителей школы, являюсь членом жюри (школьного) этапа Всероссийской олимпиады по биологи, я - руководитель МО классных руководителей. Я – руководитель творческой группы учителей по внедрению технологии развития критического мышления и проектной деятельности среди учащихся школы. Учащиеся неоднократно становились призерами научно-практических конференций всероссийского уровня. 

Главным в моей работе считаю формирование у обучающихся таких ключевых компетенций как наличие универсальных знаний, навыков исследовательской деятельности, отработки информации, самообразования, сотрудничества.

Я провожу открытые уроки и мастер-классы с использование ИКТ. Я принимала участие в областном семинаре «Инновации в школьном образовании», в обучающем семинаре «Актуальные проблемы образования и творческого развития личности». Я являюсь победителем VIIIобластного конкурса реализованных учебных проектов. Я участвовала в федеральном эксперименте «Совершенствование структуры и содержания общего образования». Я активно выступает на конференциях и семинарах, участник международной научно-практической конференции «Здоровое общество – здоровые дети», принимала участие во всероссийском конкурсе «Дистанционный учитель года».

Я награждена грамотой комитета по образованию и молодежной политике и грамотой главы администрации Энгельсского муниципального района.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Антуан де Сент Экзюпери "Маленький принц"

Мой взгляд на мир

Миром правит любовь.

Мои достижения

Награждена значком «Отличник народного просвещения»

Решение №24 от 11.03.1992г.

Присвоено почетное звание :«Заслуженный учитель РФ».

Указ президента РФ от 26.10.2004 №1366.

Награждена почетной грамотой главы администрации Энгельсского муниципального района В.Ю.Белов 2009г.

Награждена почетной грамотой Комитета по образованию и молодежной политики администрации Энгельсского муниципального района.2009г

Победитель 8областного конкурса реализованных учебных проектов(с использований сетевых социальных серверов Интернет) май 2009г.

Победитель Педагогической мастерской (SaratovFIOwiki) декабрь 2009г.

Победитель областного конкурса лучших учителей

Приказ министерства Саратовской области от 22.06.2010 №1620.Саратов 2010г.

1.Участник Всероссийского Он-лайн видео семинара для педагогов

«Образование образовательного процесса в Интернете» октябрь 2010г.

2.Участник Международной заочной научно-практической конференции

«Здоровое общество- здоровые дети»февраль-март 2009г.

3.Участник Всероссийской научно-практической конференции

«Информационные технологии в общем образовании»Саратов ноябрь 2010г.

                    основное  учащиеся:

Победители 5 Всероссийской дистанционной ученической конференции(2место)

Апрель 2009г.

Победители 6 Всероссийской дистанционной ученической конференции(1место)

Ноябрь 2009г.

Призеры научно-практической конференции по предметам естественного цикла(2место)

Февраль 2010г.

Призеры научно-практической конференции «Мир глазами детей»

Март 2010г.

Победитель Всероссийского конкурса «Моя Родина-2010г.»

Москва 2010г.

3.Участник  Всероссийской педагогической видеоконференции.

                                Тема  конференции :

 «Новые образовательные стандарты: проблемы реализации». 30.08.2011.

4.Участник 8-ой Всероссийской педагогической видеоконференции.

                                    Тема конференции:

«Современные интерактивные педагогические технологии» 22.08.2011.                       

 5.Диплом за 2 место в межрегиональном конкурсе

 «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ». 26.12.2011.

6. Выступление на межрегиональной научно- практической конференции

 «Нам нужна Великая Россия!»

  ( секция №3 .Здоровая семья -здоровая Россия)25.11.2011г.

 7.Диплом  2010-2011г .за представление своего педагогического опыта на

    Всероссийском фестивале  «Открытый класс»

8.Член жюри муниципальной научно-практической конференции «Первая ступень к науке» по предметам естественно-математического цикла.17.01.2012г.

9. Выступление на муниципальном методическом семинаре  «Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и экологии рамках реализации национальной общеобразовательной инициативы «Наша новая школа».16.03.2012г.

10.Сертификат об окончанииучебного курса "Основы компьютерной грамотности" при СГУ имени Н.Г. Чернышевского 15 .02.1012

11.Грамота Международной  научно-практической конференции "От школьного проекта к профессиональной карьере" За практическую направленность. Секция "Актуальные проблемы в науках о природе и человеке" март 2012год.

 12.Сертификат участника международного конкурса для педагогов " Внеклассное мероприятие"29.08. 2013 года

13. Свидетельство о публикациии внеклассного мероприятия "Поговорим.? Болезнь эгоиста".."9.08 2013 года. "ЗАВУЧ.ИНФО."

14.Сертификат участника вебинара (он-лайн конференция) "Блог учителя для общения и обмена опытом"27.11.2013 года.

15.Диплом участника Международной видеоконференции из города Прага,Чехия по теме "Педагогические техънологии проведения урока. Международный опыт" октябрь 2013 года.

                           Основное, учащиеся:

Победители , диплом 2 место, регионального краеведческого слета,

 посвященного 50-летию первого полета в космос

секция: «Космос как предчувствие».22.09.2011г.

Победители ,1 место,на 8 районном фестивале православной культуры

«Свет Преображения».19.10 2011г.

 Диплом за 3 место в межрегиональной научно-практической конференции

«Нам нужна Великая Россия», 25.11.2011г.

Диплом победителя ,2 место в муниципальном конкурсе "Созвездие". Команда 7 класса.апрель 2013года

Призер муниципального конкурса "Экология начинается с нашего двора"- Горшкова А.(8 кл.) декабрь 2013 года

Призер муниципального конкурса "Моя малая Родина" Гришкина Е.(8кл.) январь 2014 года

Победители муниципальной научно-практическойконференциии "Первые шаги в науке" по предметамобщеобразовательного цикла. Секция  "Естествознание.Биология"-

Кальянова Анастасия,Мальцева Валерия,Чульмякова Анастасия(7 класс,март 2014)

Диплом 2-ой степени-Журавлев Даниил(6 класс);Диплом  3-й степени-Андронов Михаил(6 класс ,Мальцева Валерия(7 класс).Всероссийский конкурс "Я энциклопедия"2013-2014 г.

Диплом победителя во Всероссийском дистанционном конкурсе по биологии проекта "Инфоурок"-Говорина Елена(7 класс, 19.02.2014)

Диплом за лучший результат в городе(районе)-Говорина Елена(7 класс, "Молодежный чемпионат по биологии)апрель 2014

Диплом первой степени в Международном дистанционном конкурсе по биологии проекта "Новый урок"-Ерохина Анна (7 класс 15.05.2014 года)

Моё портфолио

Першикова Александра Владимировна имеет высшее профессиональное образование, 33 года педагогического стажа.

Работает учителем биологии и экологии в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №23» г.Энгельса Саратовской области с 1988года.

На высшую квалификационную категорию впервые была аттестована в 1997 году, подтвердила в 2001, 2005 и в 2010 годах.

Присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» в 2004 году.   

3.1.Критерий «Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года»

За последние три года степень обученности обучающихся составляет по биологии по итогам 2006-2007 учебного года 0,59; 2007-2008 учебного года – 0,58; 2008-2009 учебного года – 0,59.

Качество знаний в классах за три года по биологии составляет: по итогам 2006-2007 учебного года – 55%, 2007-2008 учебного года – 60%, 2008-2009 учебного года – 61%.

Учащиеся активно принимают участие в районных олимпиадах.

         Обучающиеся имеют высокие показатели качества. Такой результат связан с тем, что учитель использует на уроках:

  • связь с жизнью (доказывает практическую значимость материала),
  • вводит активные методы обучения (опирается на непроизвольное запоминание, совместное деятельное общение и поиск, усиление личности и творческого начала),
  • формирует систему знаний учащихся (разделение урока на этапы, логическая взаимосвязь в переходах от одного этапа урока к другому, опирается на имеющиеся знания, перенос знаний на другие разделы, темы, предметы),
  • формирует культуру умственного труда (рациональное использование каждой минуты урока, отсутствие перегруженности, выявление четкого перечня умений и навыков),
  • развивает познавательную деятельность (выбор нестандартных методов и приемов ведения урока, организация психологической атмосферы урока, отношений сотрудничества, вовлечение в работу каждого ученика на основе индивидуально-дифференцированных особенностей личности, упор на коллективный поиск знаний, разработка системы поощрений, создающих ситуацию успеха для каждого ученика).

3.2 Критерий «Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам».

Мотивация обучающихся к изучению предмета повышается через внеурочную деятельность: проведение предметных декад, факультативную работу. С каждым годом растет количество учащихся, ведущих исследовательскую работу по биологии. Обучающиеся на высоком уровне выполняют творческие работы, готовят доклады и  сообщения, разрабатывают проекты, пишут рефераты и удачно защищают их на уроке и внеурочной деятельности, выпускают тематические газеты.

Обычным стали работы с использованием программы MicrosoftPowerPoint, появляются работы с использованием MacromediaFlash. Любая работа отличается оригинальностью, глубиной содержания, аргументированностью, четкостью сделанных выводов, использованием широкого спектра популярной литературы.

Учитель использует во внеурочной деятельности разнообразные инновационные методики, повышающие изучение предмета: ролевые игры, программированные опросы, тематические кроссворды. Результатом такой работы стало появление победителей на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях:

2 место - Вторая районная краеведческая конференция   

3 место - Вторая районная краеведческая конференция   

Грамота за лучшую творческую работу                               

Диплом 2 место, Пятая Всероссийская дистанционная ученическая конференция                                                                                                       

Диплом 1место, Шестая Всероссийская дистанционная ученическая конференция                                                                                                  

 3 место – областная Интернет - викторина                        

3.3Критерий «Позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителя».

Разнообразна и содержательна работа Першиковой Александры Владимировны, как классного руководителя; она применяет новейшие педагогические технологии в работе с классом: «Педагогику сотрудничества», гуманно-личностную технологию, игровые технологии. Классный руководитель создает условия, позволяющие учащимся реализовать свои интеллектуальные возможности и творческие способности, для чего использует различные формы психолого-педагогической диагностики и тесное сотрудничество с семьей. В классе благоприятный психологический климат, царит атмосфера товарищества, взаимопомощи и толерантности. Как классный руководитель, широко использует рейтинговую систему учета и контроля знаний учащихся, как эффективное средство управления учебно-воспитательным процессом в классе, которое способствует формированию здорового духа соперничества. При помощи новейших психологических разработок организует тренинговую, групповую работу в классе, обучая правилам общения, взаимодействию в коллективе. Тематика классных часов затрагивает различные аспекты воспитания: «Что такое толерантность?», «Я – личность», «Правовое государство и я», «Воспитание  образованность. Тождественны ли они?», «Стать человеком – это как?». Важной составляющей работы стали встречи с работниками юстиции, здравоохранения, ветеранами ВОВ, людьми разных профессий.

Результат воспитательной работы проявляется в том, что в классе нет нарушений общественного порядка в школе и вне её. (справка прилагается)

В своей деятельности Александра Владимировна опирается на органы ученического самоуправления. Через коллективно – творческие дела каждый обучающийся вовлекается в общественную жизнь класса и школы. Среди учащихся распределены общественные поручения, выполнение которых контролируют лидер и староста класса. Обязанности учащихся систематически меняются, но так, чтобы они могли максимально проявить свои способности. Это воспитывает самостоятельность, инициативность и умение управлять коллективом.

Координатором действий является совет класса, главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены руководит работой микрогрупп, создаваемых для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой, шефской деятельности.  Все это способствует тому, что учащиеся класса являются инициаторами и активными участниками всех школьных начинаний.

Активно вовлекаются и родители в учебно–воспитательное пространство. Проводя родительские собрания, заседания родительского комитета, индивидуальные консультации, презентации положительного опята семейного воспитания, совместные праздники родителей и обучающихся, чествуя родителей за успехи в воспитании детей, за активную помощь школе, знакомя их с материалами стенда «Для Вас, родители», таким образом, обеспечивается тесное взаимодействие семьи и школы.я организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой, шефской д

Учащиеся класса участвуют в решении проблем местного социума: в благотворительных акциях: «Посылка воину», (постоянно, имеются благодарности, благодарственные письма), «Школа милосердия» (принимали участие даже отдельные семьи класса), «Энгельсского дома – интерната для престарелых и инвалидов».

3.4.Критерий «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе».

Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий. Но наряду с традиционными технологиями обучения и воспитания учитель применяет в своей работе:

1)      технологии проблемного обучения;

2)      технологию коллективного способа обучения (адаптивная система обучения, АСО; которой учитель, являясь руководителем творческой группы, работает пятый год, опыт работы обобщен);

3)       технология игровой деятельности;

4)       технология личностно-ориентированного подхода;

5)      технология проектного обучения;

6)      здоровьесберегающие технологии;

7)      технология критического мышления.

Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовывать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний обучающихся.

1)Технология проблемного обучения.

Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами – явления (приложение – урок: «О ты, науки естество».)

2)АСО – при коллективной форме работают пары друг с другом по очереди, причем пары имеют переменный состав. Получается, что все учат каждого, и каждый учит всех. Девиз: «Не будь строг при взаимоконтроле, не знает товарищ – помоги; запнулся – подскажи» (то есть подсказка из запретных становится не только средством обучения, но и средством воспитания). (приложение - открытый урок «Эволюция кровеносной системы» - проводится с использованием АСО.

3)Технология игровой деятельности.

Познание мира в играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь  и фантазия и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже

факты и явления, пополнение и  расширение знаний, установление связей, сходства или различие между отдельными событиями. Но самое важное  это то, что обучающиеся по желанию (а не под давлением) проходят многократное повторение.

Играя, можно заинтересовать предметом даже самых пассивных, самых равнодушных, привлечь их внимание к сухому и малоинтересному материалу. Вот несколько конкретных примеров:

- на уроке по теме «Строение и функции ротовой полости. Зубы, профилактика зубных болезней», двое учащихся получают задание: разыграть сценку о приеме пациента зубным врачом с целью профосмотра. Врач задает пациенту вопросы: Тщательно ли вы пережевываете пищу? Когда и как чистите зубы? Пьете ли холодную воду сразу после горячего чая? И так далее. И обучающиеся понимают – знает или нет пациент правила гигиены.

4) Технология личностно-ориентированного подхода.

Основной формой работы в школе является урок. Учитель так моделирует любой урок, чтобы максимально использовать каждую минуту. Именно поэтому при объяснении нового материала, и при опросе обучающихся использует личностно-ориентированный подход, учитывающий соотношение принципа посильности обучения для каждого с обучением на высоком уровне; стимулирует интерес к учению, создавая в учебном процессе ситуации успеха.

5)      Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии реализуются участием в учебно-воспитательном процессе на основе личностно-ориентированного подхода. Эти технологии предполагают активное участие самих обучающихся. Изучение биологии неразрывно связано со всеми аспектами здоровьесбережения, поэтому в образовательном процессе постоянно учитель использует здоровьесберегающие технологии четырех типов:

- здоровьесберегающие – информация учеников и их родителей  о необходимости профпрививок, витаминизации;

- оздоровительные – элементы гимнастики на уроках;

- технологии обучения здоровью – практически тема каждого урока биологии связана с культурой ЗОЖ личности;

- воспитание культуры здоровья.

6) Технология критического мышления.

Технология критического мышления предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с другими

педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач (см. выступление на методическом семинаре, см. открытый урок с использованием ТРКМ «Причуды Ее Величества Генетики»).

7)Технология проектного обучения.

Основная цель проектного обучения – создать условия для развития умения обучающихся учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта, развивая творческий потенциал обучающихся. Результатом совместной деятельности являются мультимедийные презентации «Эти странные грибы», « Скажите, сколько…», внеклассная разработка «Береги себя», получившие призовые места на всероссийском уровне (приложение-презентация).

Владение ИКТ подтверждено прохождением дополнительной профессиональной подготовкой по программе «Intel– обучение для будущего» (приложение).

Методические разработки с использованием ИКТ получают призовые места на областных конкурсах реализованных учебных проектов (см. приложение).

Проблема повышения эффективности и контроля знаний учащихся в настоящее время актуальна для всех видов ОУ. Практика диктует необходимость поиска новых методов, которые смогли бы помочь активизировать познавательную деятельность обучающихся – а это необходимость внедрения и более широкого использования ИКТ на уроках биологии.

Компьютерные программы используются для проведения демонстрационных опытов. Это помогает обучающимся самостоятельно делать выводы, сравнивать полученные результаты (опыт, по испарению воды листьями; условия необходимые для проращивания семян – биология растений; определение группы крови – биология человека).

Компьютерные программы можно использовать и для проверки домашнего задания, полученных знаний и так далее – все это позволяет усвоить новые знания, вырабатывает систему в получении знаний, таким образом накапливается багаж знаний.

Очень часто необходимый материал для урока можно найти в Интернете, что позволяет расширить и углубить знания учащихся о многообразии животного и растительного мира (6,7 классы); физиологических процессах, происходящих в организмах растений, животных и человека.

Анкетирование показало, что большинство учащихся с удовольствием работают с компьютером, так как « все наглядно, не надо много писать, и лучше самому все видеть, чем представлять». Хочется отметить, что ИКТ на уроках биологии:

- вызывает интерес к изучению биологии

- повышает активность самостоятельной деятельности обучающихся

- помогает постоянно следить за усвоением знаний.

Авторская методическая разработка «Генетика в теории и задачах» получила наивысшую оценку коллег.

3.5Критерий «Повышение квалификации и профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и(или) ученого звания»

Учитель – это не только человек, который учит, но и постоянно сам пополняет свой багаж знаний. Учитель систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

Александра Владимировна обладает широкой эрудицией, это достигается за счет постоянного чтения методической, художественной, научной литературы. Педагог внимательно следит за педагогической печатью, умело вводит современные данные в уроки, что делает их интересными. Она имеет богатую методическую литературу, может оказать разнообразную помощь.

Последние курсы повышения квалификации проходила в 2010 году.

Семь лет является руководителем творческой группы объединения учителей, работающих в системе АСО, а теперь АСО, ИКТ, ТРКМ, является наставником молодых специалистов: Асяновой Э.Х., учителя экологии МОУ «СОШ №23», студентки СГУ Шустиковой Е., которая проходила практику в МОУ «СОШ №23» (приложение).

Учитель знает содержание курса в объеме, достаточном для обеспечения современного уровня предъявляемого к учебному материалу; умеет обосновать выбор целей, методов, средств обучения. Проводит уроки, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук.

Она закончила в школе курсы пользователей компьютером – «Основы компьютерной грамотности» (48 часов) и выдержала квалификационные испытания (регистрационный номер №747).

Получила удостоверение о повышении квалификации  в Саратовском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе «Проектная деятельность с использованием новых информационных технологий» (Intel«Обучение в 21 веке»), с использованием дистанционных образовательных технологий» (регистрационный номер №1107)

А так же получила удостоверение СариПКРО по программе «Психологическое обеспечение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» (регистрационный номер 3266); а также удостоверение СариПКРО по ДОП «Обновления воспитательной деятельности в контексте модернизации российского образования» (регистрационный номер 5082).

Используя полученные знания, педагог внедряет на своих уроках современные технологии: информационно-коммуникативные, групповые, коллективные и индивидуальные формы обучения. Умеет организовать свою работу и учеников, используя имеющиеся механические средства и оборудование.

Свое педагогическое мастерство повышает путем посещения открытых уроков учителей города; проводит открытые уроки для семинаров директоров, завучей школ г. Энгельса, для учителей методического объединения биологии и всегда получает высшую оценку.

Александра Владимировна – человек творческий, неутомимый искатель всего нового  и передового.

Поиск новых идей, способность  к глубокому самоанализу, высокий профессионализм – отличительные особенности этого педагога.

Добавить грамоту в портфолио