Обобщающий урок "Шляпочные грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Першикова Александра Владимировна

Обобщающий урок "Шляпочные грибы". Природоведение. 5 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   

                  Тема:  Царство Грибы. Шляпочные грибы.    

5 класс

Першикова А.В., учитель биологии

МБОУ «СОШ № 23» г. Энгельс Саратовской обл.

 Задачи: развивать понятие о многообразии  живых организмов; познакомить обучающихся с многообразием грибов, особенностями строения шляпочных грибов; сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; показать роль грибов в системе живых организмов.

Оборудование: Технология «Интеллект», карточки №133, №135,карточка _буклет «Грибы Саратовской области» ,карточка «Проверь себя» Головоломка» , презентация «Грибы шляпочные»,муляжи шляпочных грибов, гриб-трутовик.

Технологии: «Интеллект», «Здоровьесберегающая  технология», «ИКТ»,

« Технология критического мышления.»

 ЧТО  НЕОБХОДИМО: рисунок на доске- шляпочный гриб, ответ по интеллекту, чистые листочки для закрепления, запись на доске –понятия синквейна, картинки: вирусы, одно- и много клеточные животные, по способу питания.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Как всегда рада видеть вас, садитесь. У нас несколько необычный урок- к нам пришли гости- улыбнемся им.

(улыбнитесь, ведь при этом  задействовано всего 13 мышц ,а когда вы хмуритесь все 33.Зачем заставлять работать такое количество мышц.)

 Продолжаем изучать природоведение:

Как называются науки о природе?

(науки о природе получили общее название – естественные науки.)

Как переводится слово природа?

(природа- «естество» ).

 С какими науками мы познакомились ,изучая природоведение?

Астрономия- наука о небесных телах.

Физика- наука о разнообразных явлениях природы.

Химия-наука о веществах и их превращениях.

География- наука о Земле.

Экология –наука  о взаимодействии организмов друг с другом и с окружающей средой.

 Биология-наука о жизни живых организмов.

 А что такое живые организмы- приведите примеры?

    Береза и птица;

Гриб и ромашка;

Слон и жук…

Что называется  организмами?

(тела живой природы называются живыми организмами)

Какие могут быть организмы?   (Создать схему на доске с картинками)

 Организмы                            организмы

                                                  Одноклеточные и многоклеточные

Неклеточные и клеточные

                          Организмы(по способу питания)

                Автотрофы и гетеротрофы

Свойства живых организмов называют биологическими явлениями.

Что к ним относится? Дыхание ,питание, рост, размножение и даже- смерть.

 Мы с вами изучили  Царство растений и животных ,давайте вспомним их особенности . В чем сходство их? В чем отличие?

Сегодня мы познакомимся еще с одной группой живых организмов.

 Откроем тетради и запишем .Тема урока: «  

Мы еще ее не можем назвать .Цель наша- назвать тему урока и используя знания ранее полученные и на этом уроке- составит рассказ об этих живых организмах.

ВОЗЬМИТЕ КАРТОЧКИ С ТЕХНОЛОГИЕЙ «ИНТЕЛЛЛЕКТ»

(Приложение 1)

Время работы 2 минуты.

 (НА ДОСКЕ ОТВЕТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ)

1.Тела живой природы.  

2.Могут быть и одноклеточными и  многоклеточными. (НА ДОСКЕ-ОТВЕТЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУ)                            

(САМОПРОВЕРКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ В ДНЕВНИКИ).

Итак, Тема нашего урока – Царство грибов.

Что из ранее изученного мы можем записать?

1 Тела живой природы .2 Могут быть одноклеточными (как плесень ,дрожжи)  и многоклеточными .3. Свойства живых организмов: дыхание…..

Что еще мы сможем записать ,послушайте мой рассказ. Вы должны записать ,что запомните.

УЧИТЕЛЬ: грибы разнообразны и по строению и по назначению: одни виды грибов помогают растениям добывать из почвы воду, другие- перерабатывают навоз, обогащая почву питательными веществами. Грибы принимают участие в разложении лесной подстилки и превращают ее в питательный строй.

 Многие животные питаются грибами ,использует их и человек. Например ,одноклеточные грибы- дрожжи применяют в хлебопечении при  изготовлении сыров , кефира , творога.

Есть целый ряд грибов ,которые вызывают болезни у растений ,животных и человека. Некоторые виды грибов поселяются на деревьях и разрушают их. (ПОКАЗАТЬ ГРИБ- ТРУТОВИК!).

Запишите к вашему рассказу ,что вы запомнили. ПРОЧИТАЕМ,ДОПОЛНИМ,

А сегодня мы будем говорить о наиболее распространенных- ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБАХ. Презентация «Эти странные грибы»

 Почему они так называются?

(пока дети- каждый в берете; а повзрослели- шляпы надели).

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть –

Нет головы.

У малютки-кавалера

Чрезвычайно важный вид , он в огромнейшем сомбреро

На одной ноге стоит.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Гетеротрофы

Рост неограничен

Использует в  виде запаса - гликоген.

Более 100 тыс.

Рисунок шляпочного гриба (В ТЕТРАДЬ!)ДОБАВИТЬ к ТЕМЕ УРОКА!

                                     

 ШЛЯПКА

                                      ПЛОДОВОЕ ТЕЛО (достигает средних

                                      размеров за 3-5 дней и продолжает

                                      расти 10-15 дней)

    НОЖКА

ГРИБНИЦА- главная часть гриба. Состоит из 90 %  воды. Клетки двуядерные, не содержат пластид. На них развивается плодовое тело.

Растут быстро. Размножаются спорами. Т.к. грибница и споры остаются в земле ,на одном месте.., грибники знают заветные места грибные.

СМОТРИМ БУКЛЕТ « ГРИБЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

(Приложение 2)

На какие еще можно подразделить шляпочные грибы?

                         Грибы

     Съедобные       Ядовитые

Приведите примеры, используя буклет.

Используя карточки №135 и №133- выполните задания, которые помогут вам дополнить рассказ (Приложение  3-4)

УЧИТЕЛЬ: шляпочные грибы – ценный продукт питания(40% белка,10-15% углеводов, витамины А, С,  РР…,соли калия, фосфора, железа ), по питательности превосходят мясо и яйца. Шляпочные грибы используются в медицине (средство от рака- гриб чага, споры дождевика останавливают кровь, при радикулите и ревматизме помогает настойка красного мухомора на скипидаре).ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ!!!

МИКОЛОГИЯ-  НАУКА О ГРИБАХ.

 И ТАК , ЧТО ЖЕ У НАС ПОЛЛУЧИЛОСЬ? ЧИТАЕМ РАСССКАЗЫ.

 А теперь воспоем гриб в виде «синквейна».

Правила составления синквейна.5 строк: (Приложение 5)

1-.понятие (слово)

2.-прилагательное  (два слова)

3.-глаголы (три слова)

4.предложение из четырех слов

5.-существительное (одно слово)

                                          ГРИБЫ

                          Сложные, красивые  

                          Растут, удивляют , умирают

                          Помогает понять живую природу (объект нашего              исследования ,изучения)

                                    Загадка.

                             

Заключение- мы с вами познакомились с Царством грибов- домашнее задание(у кого цветные листочки- ответ на вопрос : «Почему Царство грибов можно расположить между Царством растений и Царством животных?»

Остальные презентации о грибах ,  как у Терских Е. 6 класс(показ).

 Оценки. Какую оценку за урок вы себе поставили?

 Закрепление  :

А ребята –1 ряда – второй вариант, 2 ряда – первый вариант,3 ряда- 1 вариант – ДЛЯ ВАС ГОЛОВОЛОМКА.

ОСТАЛЬНЫЕ_ ПРОВЕРЬ СЕБЯ. (Приложение 6)

 Листочки подпишите,  сделав положите на стол . Со звонком сдадите.

Используемая литература:

1.В.М. Пакулова, Н.В. Иванова . ПриродоведениЕ Природа. Неживая и живая

5 класс. Москва. Дрофа. 2010.

2. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова .Рабочая тетрадь. ПриродоведениЕ. Природа.Неживая и живая .5 класс. Москва. Дрофа .2010.

3.А.А. Плешаков ,Н.И. Сонин. Природоведение. 5 класс .М.ООО «Дрофа»     2008- 2009.

4. С. Н.Лебедев. Уроки биологии с применением информационных технологий . Москва «Глобус». 2009.

5.В.И.Цыбасова. Биология. 5 класс. Олимпиады. Волгоград: ИТД «Корифей» 2010.

6.О.А.Пепеляева,И.В.Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии. Москва. «ВАКО» 2009.

                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Упражнение 34. Тема-«Живые организмы»

                                                                                                            Уровень В

Задание1.

Поменяй местами  буквы и в перепутанных словах и получи слова ,относящиеся к данному царству. Запиши их напротив перепутанных слов.

РОВИКБО___________________________

МОРМУХО___________________________

ЖКИСЫРОЕ__________________________

СИЧЛИКИ____________________________

Задание 2. А теперь из полученных слов выбери одно, которое по каким-либо признакам будет «лишним». Запиши это слово на линеечке и объясни, почему ты выбрал именно его.

____________________

Пояснение:________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Проверь себя по ключу.

Поставь себе оценку:____

За каждый правильный ответ поставь себе «+».

Если набрал 4 «+» ,то получаешь  «5»,то есть «ОТЛИЧНО»!!!

Если набрали 3 «+»,то получаешь «4»,то есть «ХОРОШО»!!!

Если не справился с заданием- потренируйся и работу повтори.



Предварительный просмотр:

Правила составления синквейна.5 строк:

1-.понятие(слово)

2.-прилагательное(два слова)

3.-глаголы(три слова)

4.предложение из четырех слов)

5.-существительное (одно слово)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий познавательно-развлекательный урок по теме «Грибы»

Урок в 6 классе по программе В.В. Пасечника, проводится в форме игры между двумя командами....

обобщающий урок по теме: Грибы-5класс

урок обобщения знаний учащихся о грибах   ,  в  виде  групповой формы работы . ...

Тест к обобщающему уроку по разделу "Растения, бактерии, грибы"

Тест разработан для проверки знаний по естествознанию у учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида...

Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»

План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»»          Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...

обобщающий урок на тему "Многообразие и значение грибов"

Методическая разработка урока биологии в 5 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)....

Обобщающий урок по теме Грибы

Урок-викторина для закрепления знаний по теме Грибы...

Конспект урока обобщающего урока по теме Грибы

Урок путешествия по теме Царство Грибы...