Обобщающий познавательно-развлекательный урок по теме «Грибы»
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Фёдорова Екатерина Николаевна

Урок в 6 классе по программе В.В. Пасечника, проводится в форме игры между двумя командами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_griby.doc57.5 КБ
Office presentation icon obobshchayushchiy_griby.ppt754 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий познавательно-развлекательный урок по теме «Грибы»

  (6 класс)

Тема урока. Грибы.

Цель урока. Укрепить и расширить знания теме «Грибы»; обучить  видеть красоту окружающего мира, любить окружающую природу.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Конкурс пословиц.
  3. Нужно посчитать.
  4. Игра «Абракадабра».
  5. Конкурс загадок.
  6. Игра «Пятый лишний».
  7. Игра «Угадайка».
  8. Конкурс «Эрудит».
  9. Правила сбора грибов.
  10. Подведение итогов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Представление визитной карточки двух команд участников с названиями грибов (название, девиз, эмблема).

2.        Конкурс пословиц

Игроки получают половинки высказываний на листочках. Необходимо составить из половинок целые правильные высказывания. За  каждую правильно составленную поговорку зачисляется 2 очка.

Мы грузди

появился масленок

Появились опенки

тем красивее его шляпка

Колосится рожь

иди за подосиновиком

Зацвела сосна

и гриба не подымешь

Полетел пух с осины

ребятушки дружные

Грибы-подснежники

лето кончилось

Чем ядовитее гриб

это сморчки, строчки

Назвался груздем

начинают появляться белые

Не поклоняясь до земли

полезай в кузов

Ответы

  1. Мы грузди — ребятушки дружные.
  2. Появились опенки — лето кончилось.
  3. Колосится рожь — начинают появляться белые.
  4. Зацвела сосна — появился масленок.
  5. Полетел пух с осины — иди за подосиновиком.
  6. Грибы-подснежники — это сморчки, строчки.
  7. Чем ядовитее гриб — тем красивее его шляпка.
  8. Назвался груздем — полезай в кузов.
  9. Не поклоняясь до земли — и гриба не подымешь.

10.Всякий гриб в руки берут — да не всякий в кузов кладут.

3. Нужно посчитать

В данном конкурсе необходимо решить задачу

Шла из леса тетя Зина,

Сто грибов несла в корзине.

Подошел Лисичкин Колька:

  1. Тетя Зина, белых сколько?
  2. Сыроежек много было, Я считала, но забыла. Белых меньше в десять раз.

Это помню как сейчас. Есть тут парочка маслят

И десяточек опят...

  1. Ну а белых, белых сколько?
  2. Вот не помню, да и только! Кто подскажет тете Зине,

Сколько беленьких в корзине? (Ответ: восемь.)

За верно решенную задачу команде дается 5 баллов.

4.        Игра «Абракадабра»

В такой игре в словах буквы переставлены местами. Игроки должны расставить буквы на правильные места и угадать загаданное слово. за каждое правильно отгаданное слово 1 балл

1 команда

  1. овкобир (боровик);
  2. иксилич (лисички);
  3. охрумом (мухомор);
  4. овдпизеребок (подберезовик);
  5. ругдиз (грузди).

2 команда

  1. оснпдоинокв (подосиновик)
  2. морсчко (сморчок)
  3. гапокан (поганка)
  4. мапношинь (шампиньон)
  5. жысреоак (сыроежка)

5.        Конкурс загадок

Необходимо верно применить ключ и прочитать зашифрованные в головоломках загадки. Команда получает 5 баллов за каждую загадку.

  1. У кого одна нога, да и то без сапога? (гриб)
  2. Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк: бросить жалко и съесть сыро, (груздь). 
  3. Шляпа без головы и нога без сапога. (Гриб.)
  4. Спрятался за пень — шапка набекрень, кто проходит близко — кланяется низко. (Гриб.)
  5. Стоит Лукашка-белая рубашка, а шляпа надета шоколадного цвета. (Белый гриб.)
  6. Рыжие ушки с лисьей макушки в травке лежат для малых ребят (Лисички.)
  7. Бугровато, а не воз; ноздревато, а не нос; сверху слизь, а не червяк; жил в земле, а не хомяк. (Масленок.)
  8. Шапочка красная, пуговки белые, работа напрасная; осталось все целое — никто не берет! (Мухомор.)
  9. Зацвели сережки - первый гриб в лукошке' (Строчок, сморчок.)
  10. Есть грибы и не в лесу в тесте, пиве и квасу. (Дрожжи.)
  11. Выросли на полочке кисточки-метелочки, кисточки зеленые - лекари хваленые. (Пеницилл )
  12. Без зубов, а дерево грызет. (Гриб-трутовик.)
  13. Свыклась водоросль с грибами, зацепилась за кору и пришлася ко двору. (Лишайник.)

6.        Игра «Пятый лишний»

В таком задании среди пяти грибов необходимо определить лишний гриб и объяснить, почему. За верно отгаданную лишнюю картинку дается 2 балла.

  1. Подберезовик, груздь, масленок, опенок, лисички. (опенок, поскольку он гриб-паразит по способу питания)
  2. Шампиньон, сыроежка, груздь, масленок, белый (шампиньон, поскольку он не образует микоризы)
  3.  Лисичка, опенок, мухомор, подосиновик, боровик. (мухомор, так как он ядовитый гриб)

  1. Белый, масленок, подберезовик, лисичка, подосиновик. (рыжик, поскольку это пластинчатый гриб, а остальные трубчатые)

5)Сморчок, груздь, опенок, шампиньон, трутовик.
(трутовик, поскольку это несъедобный гриб)

7.        Игра «Угадайка»

Здесь необходимо угадать нарисованные грибы

Ответ: а) рыжик, б) шампиньон, в) лисички, г) опята, д) белый.

8. Конкурс «Эрудит»

В данном задании необходимо ответить на вопросы, за правильный ответ на которые зачисляется 1 балл.

  1. Назовите у грибов признаки животных. (Гетеротрофный тип питания, гликоген, присутствие хитина в клеточных стенках.)
  2. Назовите у грибов признаки растений. (Неподвижность, возможность синтеза витаминов, всасывание воды, неограниченный верхушечный рост)
  3. Есть ли в грибных нитях гифы, хлорофилловые зерна? (Нет)
  1. Необходим ли грибам солнечный свет? (Нет, так как они не производят фотосинтеза)
  2. Почему плодовые тела грибов расположены над поверхностью почвы? (Это дает возможность рассеивать споры, которые развиваются на нижней стороне шляпки в трубочках или пластинках Споры могут рассыпаться и переноситься ветром)
  3. Как размножаются грибы? (Спорами и грибницей)
  1. Почему в результате кулинарной обработки объем грибов значительно уменьшается? (В состав грибов входит 90 % воды.)
  2. Почему к старости шляпки грибов становятся более ровными и края приподнимаются вверх? (Для облегчения рассеивания спор.)
  3. Как можно разделить грибы по способу питания? (Хищники сапрофиты, паразиты.)
  4.  Император Клавдий, французский король Карл VI, папа римский Климент VII. Что объединяет данные имена? (Всех их отравили
    грибами.)

9. Правила сбора грибов. Каких правил нужно придерживаться при сборе и обработке грибов?

Победит в конкурсе та группа, которая последней назовет очередное правило(3 балла)

  1. Надо собирать только те грибы, которые вы знаете. Никогда не собирайте грибы, в которых вы не уверены.
  2. Собирать грибы следует в корзину из прутьев, а не полиэтиленовый пакет, в котором грибы в жаркий день могут испортиться еще до вашего возвращения домой.
  3. Грибы можно смело собирать в тех лесах и лугах, которые расположены вдали от оживленных автомобильных дорог и районов с высокой промышленной загрязненностью. Иначе грибы накапливают в себе вредные вещества.
  4. Вернувшись с грибами, домой, надо сразу же их перебрать и выбросить старые, так как в них образуются вещества, близкие к трупному яду.
  5. Нельзя откладывать приготовление грибов! Через сутки даже в молодых съедобных грибах образуется много вредных веществ.
  6. Грибы — «тяжелая» пища, ведь их хитиновая оболочка очень плохо усваивается организмом. Поэтому детям до пяти лет грибы есть нельзя, а после пяти (и до десяти лет) можно употреблять их только в небольшом количестве.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок по теме: Грибы-5класс

урок обобщения знаний учащихся о грибах   ,  в  виде  групповой формы работы . ...

Обобщающий урок по теме Грибы

Урок-викторина для закрепления знаний по теме Грибы...

Конспект урока обобщающего урока по теме Грибы

Урок путешествия по теме Царство Грибы...

Конспект урока обобщающего урока по теме Грибы

Урок путешествия по теме Царство Грибы...

Обобщающий урок по теме "Грибы и бактерии"

Обощение материала по теме "Грибы" урок разработан согласно требованиям ФГОС, представлены компетентностные задания,тестовый конгроль знаний....

Обобщающий урок по теме : « Грибы. Бактерии ».

Цель : обобщение и систематизация знаний учащихся о грибах и бактериях , их значение в природе и жизни человека;  Задачи: выявить  отличительные особенности грибов и бактерий,  си...

Повторительно- обобщающий урок по теме "Грибы"

Цель урокаобобщение и систематизация знаний учащихся о грибах, их значение в природе и жизни человекаТип урока Урок общеметодологической направленности;Формы работы учащихсяИндивидуальная, парная, фро...