Повторительно- обобщающий урок по теме "Грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Голубева Наталья Ник

Цель урока

обобщение и систематизация знаний учащихся о грибах, их значение в природе и жизни человека

Тип урока

Урок общеметодологической направленности;

Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование

 

таблицы, листы  с заданиями, компьютер, проектор, презентация, муляжи грибов,, натуральные объекты: трутовик, ,  гнилой мандарин.

Форма урока

Интеллектуальный марафон.

Технологии построения урока

Технология развития критического мышления, ИКТ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_griby.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО (полностью)

Голубева Наталья Николаевна

Место работы

МБОУ «Сухобезводненская СОШ»

Должность

Учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

5  класс

Базовый учебник

В.В. Пасечник «Бактерии. Грибы. Растения» Биология 5 класс

Цель урока

обобщение и систематизация знаний учащихся о грибах, их значение в природе и жизни человека

Задачи

Образовательные: показать многообразие грибов  в природе, их отличительные особенности;

Воспитательные: сформировать интерес к природе, бережное отношение к окружающей среде;

Развивающие УУД: 

•        формировать приёмы анализа, классификации и  обобщения;

•        формировать умение планировать собственную и учебную деятельность;

•        организовать поисковую деятельность, направленную на поиск информации;

Деятельностные УУД

  • уметь отличать ядовитые грибы от съедобных;

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов  природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника;  объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной  клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;  

Предметные УУД: Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Тип урока

Урок общеметодологической направленности;

Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование

таблицы, листы  с заданиями, компьютер, проектор, презентация, муляжи грибов,, натуральные объекты: трутовик, ,  гнилой мандарин.

Форма урока

Интеллектуальный марафон.

Технологии построения урока

Технология развития критического мышления, ИКТ

                                                 

                                                     Ход урока.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Актуализация знаний

  I. Организационный момент

Приветствие, пожелание на урок. Создает комфортную ситуацию для начала урока.

     

 Приветствие учителя. Готовятся к началу урока, делятся на 5 групп, занимают свои столы. На  столах  таблички : Царство Грибы

  II. Мотивация к учебной деятельности        

Учитель: Ребята! Развитие живой природы носит исторический характер, то есть, развитие происходит от простых форм к сложным, от низкоорганизованных к высокоорганизованным и представлена большим разнообразием и многообразием биологических видов.

Задает вопрос:

1.Какие вы знаете царства природы?

2. Какие из них мы уже изучили?

3.Вы можете предположить,  о чем пойдет речь сегодня на уроке

4. На основании каких признаков организмы подразделяют на царства?

5.Почему Грибы и Бактерии нельзя объединить в одно царство? (Бактерии – прокариоты. Грибы – эукариоты, разное строение…)

Каковы задачи  нашего урока?

III. Систематизация имеющихся знаний по теме

Организация фронтальной работы с классом для актуализации имеющихся знаний и умений. Каждая команда получает  задание.

                         Мини- размышление.

ГРУППА 1. Объекты : подосиновик, белый гриб, вибрионы, сыроежка, лисичка.(вибрионы- это бактерия)

ГРУППА 2. Объекты  : подосиновик, мухомор,  волнушки, рыжик, подберезовик( мухомор)

Группа3. Объекты: бледная поганка, трутовик, сатанинский гриб, мухомор, белый гриб ( белый гриб)

Группа 4. Объекты: спорынья, лисичка, опенок, грузди, сыроежка(спорынья- паразит)

Группа5. Объекты: белый гриб, масленок, подберезовик. подосиновик, сыроежка( сыроежка)

Кто в группах организмов лишний?

IV. Постановка проблемы, уточнение направления исследования.

Сейчас маленькая проблемная ситуация. Мне на почтовый адрес пришли несколько телеграмм. Я в затруднении. Помогите мне  сними справиться.

Создаёт проблемную ситуацию, организует работу в группах.

1 группа:

Существует мнение, что грибы – это растения и их не нужно выделять в особое Царство.  Согласны ли вы с этим? Приведите два аргумента в защиту своего мнения.

2 группа.

Представьте себе, что вы встретили ученого ,изучающего грибы( миколога). О чем бы вы его расспросили, чтобы побольше узнать о грибах. Составьте и запишите 3 вопроса, которые  вы могли бы ему задать.

3 группа.

Существует мнение, что подосиновики паразитируют на деревьях. Согласны ли вы с этим? Приведите два аргумента в защиту своего мнения.

4 группа.

Представьте, что вы в лесу встретили грибника, собирающего грибы. О чем бы вы его расспросили, чтобы побольше узнать о грибах? Составьте два вопроса, которые бы вы ему задали.

5 группа.

Существует мнение,  что  гриб- трутовик живет в симбиозе с деревьями. Согласны ли вы с этим? Приведите  два аргумента в защиту своего мнения.

Помогает в работе группам

                       Разминка для знатоков биологии.

Закончить предложения.

1.Наука, изучающая грибное царство ( микология)

2.Грибы делятся на группы:( шляпочные, паразиты, дрожжи, плесени)

5.Взаимовыгодное существование организмов( симбиоз)…

 6.Симбиоз гриба и корня дерева( микориза)…

8.Организмы, питающиеся органическими веществами живых организмов...

Физминутка «Собери грибы» ( приложение)

Сейчас работа в системе ПОПС

П- позиция( Я считаю. что…)

О- обоснование(потому, что…)

П- пример( например,…)

С-следствие, вывод(поэтому…)

1.Сформулируйте и представьте свое мнение в сжатой форме, обосновывая и доказывая собственную точку зрения по проблеме «Значение грибов в жизни человека и природы»

2. Сформулируйте и представьте свое мнение в сжатой форме, обосновывая и доказывая собственную точку зрения по проблеме «Грибы и пищевая промышленность связаны между собой»

3. Сформулируйте и представьте свое мнение в сжатой форме, обосновывая и доказывая собственную точку зрения по проблеме «Грибы- двойники».

Работа в парах( взаимопроверка) по 2 вариантам.(приложение)

Внимание! Реши экологическую проблему:

                               Задания:

1.Шампиньоны и вешенки научились выращивать на соломе, на навозе, на обрезках стволов (чурбаках) спиленных лиственных деревьев. Почему нельзя выращивать белые грибы или подосиновики таким же способом?

 (Белые грибы и подосиновики образуют с деревьями симбиоз. Это отношения, при которых оба организма получают пользу от совместного существования. Симбиоз гриба и дерева - микориза - происходит избирательно; белый гриб - с березой; подосиновик - с осиной, дубом)

2.    Спора в жизни гриба и бактерии играет одинаковую    роль? Почему?

3.     Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу деревьев, в дождливое на некотором расстоянии от него. Почему?

(В сухое лето более влажно под кроной дерева, у ствола, а в сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом).

4.      Возможна ли жизнь на Земле без деятельности бактерий и грибов? Почему?

       Мини –проекты, выполненные учащимися:

1.Творческий проект « Как я смастерил модель  шляпочного гриба»( Рябинин Максим)

2.Информационный «Памятка «встреча с ядовитыми грибами» (Щипачкин Дима)

3.Практико-исследовательский «Как вырастить зеленую плесень»( Щипачкина Аня)

4.Информационный «Правда ли гриб лечит людей?»

Создаёт условия для формулирования выводов, корректирует ответы учащихся.

Рефлексия. 

1.На синтез:Назови одним словом ( Подберезовик, лисичка, сыроежка, дрожжи)- царство Грибы

2. Какому объекту соответствует  эти характеристики( имеют мицелий, плодовое тело)- шляпочные грибы.

3.На сравнение: что общего между мукором и пенициллом?

В чем разница между ними?

4.На установление причинно- следственной связи:

Вставь пропущенное слово:

 Грибы выделены в отдельное…

Продолжи ряд: Подберезовик. масленок…

Сыроежка,лисичка, мухомор…

Соотнеси и впиши:

Признаки для сравнения

Грибы

Растения

Животные

Способ питания

?

Фотосинтез

Поглощают готовые органические вещества

?

Неподвижны

неподвижны

подвижны

Способ поступления веществ

?

всасывание

заглатывание

Домашнее задание: Написать маленький рассказ по теме «Грибы». используя слова и понятия:

Царство, мицелий, микориза, шляпочные грибы, трутовик, еловый лес, березовая роща, мухомор, опята, каникулы, деревня.

Выделяют информацию и записывают в виде схемы на доске.

    Схема (кластер) на доске  (см. приложение)

Царства: бактерии, грибы, растения, животные.

       

Работают в группах. Устные ответы на вопросы, распределяют организмы по царствам.        Выделять существенную информацию из текста задания. Логически выстраивать свой ответ. Слушают, сравнивают, контролируют правильность ответов обучающихся. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания.

Работают в группах, высказывают свои точки зрения, анализируют, дополняют.

Дают ответы.

Проводят обработку информации.        Выбор эффективного способа решения. Анализ и синтез информации. Перевод информации из одной знаковой системы в другую. Сотрудничество в группах. Взаимодействие с учителем и одноклассниками. Работа по алгоритму (плану). Само регуляция, контроль учебной деятельности.

Высказывают, обсуждают

        

Ваше настроение!

Выбери  изображение смайлика, которое соответствует вашему настроению. Отметьте  плюсиком против смайлика.

Воспринимают информацию и осознанно записывают своё задание.

Вариант 1.

1.Пеницилл относится к:                                                                                                                    А)плесеням;

Б) дрожжевым грибам;

В)  ржавчинным грибам.

2. Клетка гриба в отличие от клетки растения НЕ имеет:

А) оболочка

Б) ядра

В) хлоропластов

3. Гриб трутовик, поселяясь на дереве:

А) улучшает всасывание деревом воды и солей

Б) разрушает ткани ствола

В) обеспечивает дерево органическими веществами

4. Для питания грибы – сапрофиты используют:

А) азот воздуха

Б) углекислый газ и кислород

В) готовые органические вещества

5. Споры грибов в отличие от спор бактерий:

А) представляют собой половые клетки

Б) выполняют функцию размножения

В) служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий

Вариант 2.

  1. Грибы, в отличие от растений:                                                                                                

А)имеют клеточное строение

Б) не содержат в клетках хлоропластов

В) быстро растут

2. Пеницилл относится к царству:

А) бактерий

Б) растений

В) грибов

3. Грибы по сравнению с бактериями имеют более высокий уровень организации, так как:

А) питаются готовыми органическими веществами

Б) их клетки имею оформленное ядро

В) их можно встретить в разных средах обитания

4. Корни деревьев и нити грибницы (гифы) многих шляпочных грибов образуют:

А) микоризу

Б) грибницу

В) мицелий                                                                                                                                   

5.Грибы-паразиты вызывают заболевания:

А) только  растений                                                                                                                  

Б) растений, животных и человека                                                                                    

В) растений и животных

           Веселая физминутка

Давайте мы с вами заглянем в лес и пособираем грибочки. Если гриб полезный или съедобный, то мы за ним накланяемся, если нет мотаем головой.

Грибы в загадках.

1.Рано - рано весной, на полянке лесной,

У канавки глинистой, сел старик морщинистый:

Греется на солнце в сереньком суконце.

(строчок)   

2.Есть грибы и не в лесу: в тесте, в пиве и квасу.

(дрожжи)

3.Конское копыто – к дереву привито.

(трутовик)

4.Выросли на палочке

Кисточки - метелочки,

Кисточки зеленые – лекари хваленые.

(пеницилл)

5.Есть старуха вредная,

На ней шляпка бледная

А нога в ботинке,

На чулке пестринки

Вокруг ворота – пораспорото;

Кто к ней прикоснется

Тот не проснется.

(поганка)

7.Это что за дело: просо обгорело!

И в метелках сажа,

И на листьях даже

(головня)





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

Урок-суд по истории России Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1928 - 1938 гг."

Делюсь разработкой урока проведенного мною в 2006 году. Форма проведения урока нетрадиционна - это урок-суд. Тема является актуальной до сегодняшнего дня. Поэтому выкладываю на обозрение коллег. Больш...

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

Урок русского языка в 7 классе по теме: « Предлог» ( повторительно – обобщающий урок)

На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие –  цель его -исследовать остров ,имя которому Предлог  , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического  ост...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе

На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...